что стало с вертолетом упавшим в чаэс
О катастрофе вертолёта МИ-8MT на ЧАЭС
Тридцать седьмой кадр
1 октября 1986 года, экипаж МИ-8MT приземлился после очередной ходки к реактору. На борту, кроме специалистов, был и фотожурналист украинского отделения АПН Игорь Костин.
«Слушай, — сказал командир экипажа, — мы Афган отлетали, и ни одной фотографии. Обидно. Сделай нам фото, пусть от Чернобыля память останется!» Обычно фотокоры–профессионалы не делают снимков «на память» — на всех желающих пленки не хватит. Но здесь такой случай! Отказать невозможно.
Экипаж и пассажиры выстроились у машины, Костин нацелил объектив, и тут увидел, что кадров больше нет — вся пленка израсходована. Но чтоб не обидеть ребят, для виду взвел затвор. И тут… выскочил «лишний», 37–й кадр (редко, но такое бывает: пленки отмотано чуть больше или она неровно отрезана). Так и получилось это «фото на память».
КРУШЕНИЕ ВЕРТОЛЁТА МИ-8MT
Осенью 1986 года в Чернобыле произошла ещё одна трагедия.
2 октября в 17 часов 34 минуты вертолёт МИ-8MT, работавший над станцией, зацепился винтом за трос и разбился.Погибли четыре человека.
Экипаж вертолёта Ми-8MT с бортовым номером 30:
-Командир вертолета был капитан Владимир Константинович Воробъёв (родился 21 марта 1956). Да, ему было всего лишь 30 лет. Но несмотря на свой возраст уже не раз вырывался из лап смерти, прошел тернистый путь в Афганистане. Чернобыль остановил его жизненный путь.
Почему командир экипажа — летчик 1-го класса, 30-летний капитан Владимир Воробьев за день до катастрофы отослал родным в Ярославль все свои вещи, да еще положил в посылку купленное жене золотое колечко? Ведь в письме, отправленном 13 сентября домой из Чернобыля, писал: “Пробудем мы здесь 1,5 месяца…” До Чернобыля Воробьев дважды избегал верной смерти. Как-то его мотоцикл столкнулся с грузовиком. Мотоцикл разбился вдребезги — Владимир остался жив (об аварии он никому не рассказывал, семья узнала об этом уже после его гибели). А еще раньше, в Афганистане, когда подбили вертолет, он — единственный из экипажа — выжил. Из госпиталя домой писал: “Мужики говорят, что я в рубашке родился. Ведь не шутка — с 70 метров порхать”. Роковое совпадение: в Чернобыле их вертолет “порхал” практически с такой же высоты…
Перед отъездом в зону, вспоминала потом его жена Валентина, он всю ночь не спал — сидел и смотрел на спящих детей. “Сергейка, Оксанка, слушайтесь маму!” — написал им в первом же письме из Чернобыля. И подпись печатными буквами “ПАПА”. На предсмертном снимке видно, что Воробьев, храбрый, семижильный человек, безмерно устал — это выдают лицо и руки. (“Ох, не надо было ему лететь в таком состоянии”, — вздохнул бывший полковник-афганец, когда отец Владимир показал ему этот снимок). Судьба, дважды хранившая от гибели, на этот раз не уберегла.
После Афганистана Чернобыль казался совсем не страшным
-Бортмеханик старший лейтенант Леонид Иванович Христич (родился 28 февраля 1953) был в Афганистане, когда подбили его вертолет, он своими руками прикрывал трещину в топливном баке.
– Он никогда не выставлялся, — вспоминает его жена Люба. — Другим уже капитанов поприсваивали, а мой все в старших лейтенантах ходит. Я иногда возмущалась, а он улыбался: еще успею! Мягкий и застенчивый, безотказный, после полетов вечно чинил друзьям телевизоры и магнитофоны, всегда как бы в тени — и при этом 365 боевых афганских вылетов.
Беду Люба почувствовала на расстоянии — у них с Леней была очень сильная душевная связь. В день катастрофы, ближе к вечеру (вертолет разбился в 17.30) ее охватила паника. Металась, сама не своя, по квартире. Уложила сынишек спать, прикорнула рядом, но всю ночь так и не сомкнула глаз. Рано утром в дверь позвонили: Лени нет… “А ведь после Афганистана Чернобыль казался мне совсем не страшным, — грустно говорит она. — Тем более, что газеты и радио высмеивали паникеров, доказывали, что ситуация под контролем. И первое чувство было: “Леня, как ты мог? Почему?!”
– Почему Чернобыль? Как Саша попал туда, когда вернется? — недоумевала Лена, жена штурмана старшего лейтенанта Александра Юнгкинда. Александр, по всем расчетам, должен был находиться в Афганистане. В их военной части формировалась эскадрилья, он написал рапорт с просьбой послать его в Афганистан. Так почему же Чернобыль? Уже после смерти мужа Лена получила запоздалое письмо, где он сообщал, что в Афганистан его не взяли по состоянию здоровья, отложили отъезд на год.
Сама судьба берегла Александра от войны, но… он не захотел ей подчиняться! Военный до мозга костей, всегда рвался на передовую. Не получилось с Афганом — значит, будет Чернобыль. В Забайкальском военном округе, в Нерчинске, Александр “слетался” с капитаном Воробьевым. Чуть позже к ним присоединился Леня Христич, прибывший из Могочи. Вот такой сборный экипаж и отправился в зону. Чернобыльский снимок передал военную — с шиком — выправку Александра.
Через четыре месяца после гибели Александра у него родился сын, которого он так ждал. В честь мужа Лена назвала мальчика Сашей.
-Штурман капитан Александр Юнгкинд (родился 15 апреля 1958) вообще не мог привыкнуть к мирной жизни, рвался в Афганистан, куда его не взяли по состоянию здоровья. Попал в Чернобыль. Через 4 месяца после смерти у него родился сын.
Пассажир
-Старший прапорщик Ганжуку Николаю Александровичу было всего лишь 26 (родился 26 июня 1960). Наземный механик, он с радостью воспринял предложение экипажа Ми-8 полететь с ними. Для чего именно, неизвестно. Но этот полет оказался для него и последним.
Об этой аварии известно очень мало, так как она скрывалась очень долгое время.
Ни одного сообщения о гибели вертолета в советской печати не появилось.
А под конец митинга в небе появились военные вертолеты. Они по очереди подлетали к саркофагу и поливали его дезактивирующим раствором. Такой эффектный кадр съемочная группа Западно-Сибирской студии кинохроники упустить не могла. Кинооператор Виктор Гребенюк вел панораму за вертолетом, и вдруг… машина “споткнулась” и устремилась к земле. Через несколько секунд все заволокло черным дымом…
– Пленку-позитив и фотографии мы отдали правительственной комиссии, негатив предусмотрительно оставили себе, — вспоминает режиссер Валерий Новиков.
— Ни одного сообщения о гибели вертолета в печати не появилось, хотя в ту пору “чернобыльские” материалы не сходили со страниц газет. Кто-то могущественный наложил табу на эту информацию. Когда мы попытались выяснить фамилии погибших летчиков, нам вежливо, но твердо было сказано: данный факт огласке не подлежит. Удалось только выяснить номер машины и то, что ее командир лишь недавно вернулся из Афгана…
Тогда фильмы, да и все, что касалось Чернобыля, выходило в свет только с визой группы экспертов при Министерстве среднего машиностроения. Там сказали — тоже вежливо, но твердо, — что о возможности использования кадра не может быть и речи.
Заместитель председателя Совета Министров СССР Г.Г.Ведерников, в период строительства саркофага — председатель правительственной комиссии, посмотрел фильм и одобрил все увиденное, кроме… кадра с падающим вертолетом. “Жареного захотелось? — грохнул кулаком член правительства, еще минуту назад улыбавшийся человек. — А мы не позволим жареное в фильм тащить. И не думайте!”
Кадр вырезали. Но позже он все-таки вошел в фильм — цензура смилостивилась. Однажды киноленту показали школьникам в Музее Чернобыля. И пятиклассница Ирочка Ш., придя домой, с порога сообщила родителям: “Мы сегодня видели, как разбился вертолет!” С этого момента отец девочки “заболел” историей чернобыльских вертолетчиков.
– Ни днем, ни ночью не давал мне покоя вопрос: кто эти люди? Мне нужно было знать, за кого чтобы молиться, — вспоминает в прошлом фотожурналист, мой коллега, а сейчас священнослужитель одного из сельских храмов Киевской области отец Владимир.
— В Музее Чернобыля о них тогда сведений никаких не было. Но ведь люди пролили свою кровь! Умерших и пострадавших после Чернобыля — тьма-тьмущая, а погибших в самой зоне — единицы.
Я стал наводить справки, искать очевидцев, списываться с родными погибших, живущими в Ярославле, Гомеле, Херсоне, Луцке… И вот какая открылась картина: будто кто-то написал сценарий…
Накануне катастрофы командир экипажа отослал домой все свои вещи и золотое колечко для жены.
Вдовы вертолетчиков встретились только в 1992 году, а до этого они ничего не знали друг о друге (их разыскала и перезнакомила добрейшая женщина Екатерина Даниловна Положай, а все расходы на поездку оплатил один из руководителей организации чернобыльцев-”афганцев” Александр Тимченко). И теперь вдовы собираются каждый год — Валентина Воробьева, Любовь Христич, Елена Юнгкинд и … Людмила Ганжук, жена авиамеханика, который полетел с экипажем.
Ганжук Николай старший прапорщик.
Почему 26-летний авиамеханик Николай Ганжук оказался в тот день на борту МИ-8? Он, наземный специалист, не должен был летать! (И на общем снимке его нет). И вообще его жена Люда, как и Люба Христич, думала, что ничего страшнее Афганистана быть не может, а Николай, слава Богу, вернулся оттуда живым и невредимым в свой Александрийский полк.
– Кто мог знать, что беда случится на родной земле? — говорит Людмила. — 26 апреля 1986 года, суббота, к нам в гости пришли наши друзья, кумовья. Мы, жены, готовили ужин. Но в этот вечер нам не пришлось сесть за стол с нашими мужьями. В дверь позвонили, на пороге стоял солдатик-посыльный: “Тревога!” Мужики, кто в чем был, в том и выскочили. Прошел час, второй, третий… На сердце становилось все неспокойней.
С утра пораньше побежали в гарнизон узнавать, что случилось. В полку никто ничего толком нам не сказал. 1 мая я с детишками, многие мои знакомые вышли в город на митинг, не подозревая, какое несчастье нас ждет. А где-то 5–6 мая нас, жен, собрали в солдатском клубе и успокоили: скоро наши мужья прилетят, ничего страшного, мол, нет. Добавили: “Только одна маленькая просьба. Когда мужья придут домой, постарайтесь их переодеть в новое, а одежду упаковать в целлофановые мешки и закопать или выбросить на мусор”. Поначалу это было смешно, но сейчас, со временем, поняли, что не до смеха было нашим ребятам. В Чернобыле они пробыли до 10 мая…”
Потом была еще одна командировка в Чернобыль, после которой Николай Ганжук получил звание старшего прапорщика (сам подшивал новые погоны к кителю — хотел сделать жене и сыну с дочкой сюрприз!), и последняя — осенью. Как вспоминает Люда, в роковой день Николай “по просьбе инженеров-атомщиков сел с экипажем в вертолет”. Он охотно выполнил эту просьбу, ведь с детства мечтал летать! В армии служил в армейской авиации, но — на земле. Поступал в авиационное училище, но… не прошел медкомиссию. И тут — полет на боевом вертолете. Небо!
…Солнце шло на закат, когда экипаж МИ-8MT пролетал под стрелой 160-метрового немецкого крана. Крановщик оставил стрелу развернутой немного влево. Внизу, на площадке, заканчивался митинг. Они загляделись вниз? На миг ослепило заходящее солнце? Или сказалась непомерная, нечеловеческая усталость? Вертолет зацепился за трос крана и упал.
Свидетелем катастрофы по воле судьбы стал тезка командира экипажа — полковник Воробьев Владимир Александрович. Когда-то (они вместе служили в Германии) Воробьев-старший учил Воробьева-младшего летать. И вот в Чернобыле они встретились: полковник руководил полетами группы вертолетчиков. В тот момент он на боевом вертолете МИ-24 “висел” в какой-то сотне метров от чернобыльской “трубы” рядом с машиной своего “крестника”. Младший Воробьев погиб на глазах старшего.
– Звоню полковнику в Одессу, — рассказывает отец Владимир. — Жена берет трубку и в сердцах: “Вы знаете, какой он был в Чернобыле? У него лицо было, как задница павиана, от болезни…” А сам Воробьев говорит всегда ровно, бесстрастно: “Стрела крана была справа, а слева”. — “Вы уверены? — переспрашиваю. — Может, вы забыли?” И тут он медленно, ровным голосом отвечает: “Это… забыть… нельзя…”
– Но они не упали на саркофаг, — говорит мой собеседник. — И это тоже что-то значит. Раз над миром есть Бог, случайностей не бывает. Эти люди принесли себя в жертву…
Источник: http://chernobil.info/?p=1931
Памятник, смотри фотографию, установлен рядом с вертолётной площадкой, которая до сих пор используется по назначению.
Когда в Москве открывался мемориал памяти жертвам Чернобыля, о экипаж Ми-8 даже не вспомнили. А вклад этих людей в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС трудно переоценить. Ради других они жертвовали своим здоровьем. Как оказалось, и жизнью тоже.
В. Воробьёв. Гибель вертолёта у стены блока ЧАЭС
ВОРОБЬЁВ Владимир Константинович, 1956 года рождения.
Родился в г. Ярославле. На военную службу призван 01.04.1976 г.
Окончил Ярославский УАЦ ДОСААФ в октябре 1976 года. Военный лётчик 1 класса.
Проходил службу в Афганистане с 31.10.1984 г. по 30.10.1985 г. в должности командира вертолёта Ми-8 в составе 181-го отдельного вертолётного полка (в/ч п.п. 70419, провинция Кундуз).
После Афганистан проходил службу в составе 112 отдельного вертолётного полка (Забайкальский военный округ).
Погиб 02.10.1986 г. в результате катастрофы вертолёта при выполнении обязанностей воинской службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Награждён орденом Красной Звезды.
ЗА ДЕНЬ ДО ГИБЕЛИ У СТЕНЫ САРКОФАГА ЭКИПАЖ ЧЕРНОБЫЛЬСКИХ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ БЫЛ ЗАПЕЧАТЛЕН НА «ЛИШНЕМ» 37-М КАДРЕ
29.06 2005, Ольга УНГУРЯН, «ФАКТЫ»
Споры о том, каким быть новому объекту «Укрытие», вновь и вновь заставляют вспоминать, какой ценой нам достался нынешний «саркофаг», укрывший разрушенный четвёртый блок ЧАЭС. Строительство старого объекта «Укрытие» потребовало героических усилий. И унесло ещё четыре жизни: буквально в нескольких метрах от стены саркофага осенью 1986 года разбился вертолёт МИ-8, экипаж сгорел.
О погибших лётчиках знали куда меньше, чем о пожарных.
Поначалу эта трагедия замалчивалась.
Сегодня же, спустя почти 15 лет, история гибели экипажа заставляет думать о мистической, роковой предопределённости судьбы.
Ни одного сообщения о гибели вертолёта в советской печати не появилось
Судьба, дважды хранившая от гибели, на этот раз не уберегла.
afghan-yar.msk.ru›page.php?id=112
Источник: http://chernobil.info/?p=1931
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
3 18 35 50 52 81 88 91 94 106 107 112 122 135 145 162 173 188 202 220 239 240 254 273 283 297 312 315 325 349
В О Р О Б Ь Ё В В Л А Д И М И Р К О Н С Т А Н Т И Н О В И Ч
349 346 331 314 299 297 268 261 258 255 243 242 237 227 214 204 187 176 161 147 129 110 109 95 76 66 52 37 34 24
3 15 16 21 31 44 54 71 82 97 111 129 148 149 163 182 192 206 221 224 234 258 261 276 293 308 310 339 346 349
В Л А Д И М И Р К О Н С Т А Н Т И Н О В И Ч В О Р О Б Ь Ё В
349 346 334 333 328 318 305 295 278 267 252 238 220 201 200 186 167 157 143 128 125 115 91 88 73 56 41 39 10 3
ВОРОБЬЁВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ = 349 = 276-\ 138-АВИАКАТАСТРОФА + 138-АВИАКАТАСТРОФА \ + 73-. ТРОФА.
349 = 237-АВИАКАТАСТРОФА ВЕРТОЛЁТА + 112-. АТАСТРОФА.
349 = 125-ПОГИБАЮЩИЙ + 224-\ 125-ПОГИБАЮЩИЙ + 99-. ОГИБАЮЩИ( й ).
349 = 240-\ 125-ПОГИБАЮЩИЙ + 115-ПОГИБАЮЩИ( й )\ + 109-. ОГИБАЮЩИЙ.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 75-ВТОРОЕ + 128-ОКТЯБРЯ = 203.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = ТРИДЦАТЬ = 123 = ГИБНЕТ В АВИАКАТАС\ трофе \.
349 = 201-ГИБНЕТ В АВИАКАТАСТРОФЕ + 148-ЗАВЕРШЕНИЕ ЖИЗНИ.
Смотрим столбец в верхней таблице:
94 = ТРИДЦАТ\ ь \ = ПОГИБЕЛЬ
___________________________________________
258 = ПАДЕНИЕ ВЕРТОЛЁТА С ВЫСОТ\ ы \
349 = 286-ПАДЕНИЕ ВЕРТОЛЁТА С ВЫСОТЫ + 63-ГИБЕЛЬ.
. Солнце шло на закат, когда экипаж МИ-8 пролетал под стрелой 160-метрового немецкого крана. Крановщик оставил стрелу развёрнутой немного влево. Внизу, на площадке, заканчивался митинг. Они загляделись вниз? На миг ослепило заходящее солнце? Или сказалась непомерная, нечеловеческая усталость? Вертолёт зацепился за трос крана и упал.
© Copyright: Военный Эксперт Иван Крапива, 2016
Свидетельство о публикации №216021901659
203 = ВТОРОЕ ОКТЯБРЯ = 102-ЗАДЕЛ ТРОС + 101-РАЗБИЛСЯ.
349 = 203-\ 102-ЗАДЕЛ ТРОС + 101-РАЗБИЛСЯ \ + 146-В АВИАКАТАСТРОФЕ.
349 = 203-ВТОРОЕ ОКТЯБРЯ + 146-ЗАДЕЛ ТРОС КРАНА, ЗАЦЕПИЛ ТРОС.
349 = 276-\ 138-АВИАКАТАСТРОФА + 138-АВИАКАТАСТРОФА \ + 73-. ТРОФА, РАЗБИВАНИЕ.
30 лет катастрофе вертолета Ми-8 над Чернобыльской атомной станцией
Катастрофа Ми-8 капитана В. Воробьева
2 октября 1986 года в ходе работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС потерпел крушение вертолет Ми-8 Владимира Воробьева. Вертолет, выполнявший обработку крыши станции, задел лопастями трос крана и рухнул на землю. В катастрофе погибли также члены экипажа Александр Юнгкинд, Леонид Христич, Николай Ганжук.
«. В Чернобыль я был призван из Подмосковья. Был в районе Домодедово вертолетный полк Малино, я там служил командиром экипажа Ми-8 в звании майора. В составе экипажа был старший лейтенант Пономарев и старший лейтенант Приказчиков. В Афгане я не служил, а Чернобыле я служил с конца августа по ноябрь 1986 года. Мы были во втором потоке.
Мужики, которые были в первом потоке, конечно, хватанули своих рентгенов.
Слева направо: летчик-штурман лейтенант И. Пономарев, бортовой техник ст. лейтенант Е. Приказчиков, командир вертолета майор В. Жеронкин
Из личного архива В. Жеронкина
Из части я был направлен, чтобы заменить экипаж майора Говтвяна, который был до меня в первом потоке. Ехали мы без техники, вертолеты туда пригнали с Казанского завода новенькие. Когда я принимал вертолет Ми-8МТ, транспортный вариант Ми-8, он еще пах заводской краской!
Жили в трехместных номерах в гостинице в Гончаровске, который входит в 30-километровую зону отчуждения. Чем занимались? Заливали крыши клеем ПВА. Ведь после взрыва четвертого реактора радиоактивная пыль распространилась на все — на третий реактор, на второй, на все вокруг.
Эту пыль не собрать ни метлой, ни пылесосом. Поэтому мы вешали бочку на 2,5 тонны с клеем ПВА на внешнюю подвеску вертолета и сливали клей на крыши зданий.
Затем клей застывал, его резали на рулоны и увозили на утилизацию. Собирали клей, как их в шутку называли, «биороботы» — солдаты срочной службы, которых я возил из Киева, с аэропорта Жуляны. Срочники работали максимум три месяца, которые им засчитывали за два года. В Гончаровске нас стояло около 20 экипажей со всей страны.
Кто-то летал на Ми-26, на Ми-24, но они базировались в других местах. Ми-6 базировались в Чернигове, а мы на Ми-8 — в Гончаровске. Ми-26 обычно занимались дезактивацией местности. Брали на борт 20 тонн специальной жидкости и заливали ею территорию.
Вовка Воробьев был с Читы. Командиром нашей части был полковник Воробьев, командующий армейской авиацией Одесского военного округа. Из 20 экипажей он выбрал наиболее подготовленных летчиков, семь экипажей, которые имели опыт работы с внешней подвеской. Мешки с песком и свинцом мы уже в реактор не бросали — этим занимались те, кто служил в первом потоке.
. Помню, как возил Щербину, председателя госкомиссии, по Припяти на вертолете. Зависаешь на уровне девятого этажа, и он смотрит — как все брошено, игрушки валяются, мебель. Они не выходили с борта — полетали, посмотрели и улетели.
Случались и истории. 30-километровая зона была выселена, поэтому иногда я возил спецназовцев, чтобы чистить зону от мародеров. Сажусь как-то с ними на краю деревни, спецназовцы, 20 человек, побежали, а я сижу жду. Прибегают, приводят двух пацанов — руки за спину. То есть мародеры были, да.
А в одном из полетов со спецназовцами у меня отказал один из двух двигателей, такое, конечно, случается нечасто.
Успел по радио доложить и сажусь на площадку возле деревни. Хорошо у меня борттехник грамотный. надо было заменить гибкий валик, сижу жду второго Ми-8 на площадке. Жрать-то хочется, время обеда. И тут, представляешь, чую запах забродивших яблок. Поворачиваюсь — передо мной яблочный сад, яблоки уже попадали и забродили. Срываю здоровое яблоко, не перезрелое еще, белый налив и, не разрезая, вижу в нем семечки!
Ты когда-нибудь видел, глядя на яблоко, в нем семечки?
Я рву этих яблок, приношу в вертолет. Мне говорят: «Командир, они ж все фонят!» Мы их помыли в керосине, так как воды не было, ножом счистили кожуру и съели эти яблоки. Потом прилетел второй вертолет, мне заменили валик, и я спокойно улетел.
Что насчет рентгенов в зоне? Мы работали в критических условиях. Нам записывали полученные рентгены. Я прилетаю с задания — мне записывают два рентгена в сутки. Но у нас же в вертолете был рентгенометр, ДП-3 назывался, а у него пять диапазонов. И когда мой правый летчик мерил, у него на пятом диапазоне стрелка упиралась в упор. И я все говорил: «Иван, записывай, записывай!» А еще у нас были дозиметры от подводников, типа авторучки, которые вешали на грудь и на пояс. Когда мы прилетали, эти дозиметры сдавали химику, он их проверял и показывал мою дозу.
Как-то три дня подряд у меня было облучение больше 10 рентген. И химик сказал, что если записать их, то меня нужно класть на носилки и везти в Москву в госпиталь. Говорит — запишу два рентгена. Мы ведь тогда не думали о рентгенах, а сейчас я, будучи на пенсии, иду в обычную поликлинику и говорю, что у меня есть карточка облучения, но она не соответствует тому, что я получил.
Там написано, что я получил 19, а на самом деле получил 39!
А у летчиков было правило: получаешь 25 рентген — и свободен, тебе присылают замену. Но настоящие рентгены были раза в два больше. Знаешь, что бывает, когда разом получаешь 10 рентген?
Начинает давить правое яйцо. Я думал, что только у меня. Но когда спросил у экипажа, оказалось, у всех то же самое. Другие экипажи не получали такой дозы облучения.
Насчет листов свинца, которые стелили в вертолет. После первого потока я принимал вертолет, застланный свинцовыми пластинами — слева, справа по бортам, на дне. Вес-то лишний — ладно, Ми-8 потянет, и бог с ним. Зову химика, прошу замерить кабину экипажа. Он замеряет — уровень фонит! Я говорю: в этом гробу летать не буду, мойте вертолет.
Они берут свои средства, химию, замеряют — ни фига, ничего не меняется. Я выбрасываю весь свинец из кабины, ее моют, и она становится чистенькая!
То есть свинец помогал, но его нужно было менять, он накапливал излучение.
Знаешь, что такое респиратор? В августе-сентябре, когда была жара, нам их выдавали, но он из-за пота разъедал все лицо. И нам стали выдавать марлевые повязки. Одну на один полет. Но я вылетаю в шесть утра и прилетаю в 23. А у меня одна повязка, да ее хватает максимум на два часа, она потом черная становится!
С Вовкой Воробьевым я познакомился в Чернобыле. Он пришел с Дальнего Востока, два афгана прошел, капитан, два ордена Красной Звезды. Жили рядом в гостинице, бывало, выпивали вместе.
Выпивать не то что не запрещали. а заставляли. Если вылет в шесть утра, приходишь к доктору, и он видит, что перегара нет, говорит: «Ты что не пьешь? Болеешь что ли?». И все это в 86-м году, когда у нас был «сухой закон».
«Запаха нет? Отстраню от полетов. Кто пьет, тот летает», — говорили нам.
День трагедии
2 октября утром выходим, у нас полет с ним вместе. Где-то в пять утра прошли доктора, сходили в столовку. Дальше на аэродром — опробовали вертолеты, отгазовались, получили предполетные указания — таскать на внешней подвеске клей ПВА. И тут приходит корреспондент «Красной звезды», говорит, дескать, вот вы, лучшие экипажи, много работаете, давайте я вас сфотографирую.
Но у каждого летчика есть свои «бзики». Я никогда не фотографировался перед вылетом.
А Вовка Воробьев со своим экипажем и мой правый летчик встали, и тот их сфотографировал.
Экипаж капитана В. Воробьева (четвертый слева направо)
И мы полетели работать. Отработали весь день, сделали по пять-шесть рейсов. Каждый рейс — в одну сторону 20 минут, 20 минут обратно. От железнодорожной станции, где нас заправляли, на реактор — и назад. Перед крайним полетом нас заправили топливом, и опять полетели сливать этот клей.
А это уже было где-то в районе 17 часов, на закате, и мы заходили как раз против солнца, которое слепило. Там стояли три крана, мы еще с утра жаловались, что они мешают нам. Раньше на тросе крана висела рельса, а тут ее убрали, и остался один трос, а без рельса он уже не виден.
Вот Вовка и попал в него, он просто не заметил трос, поскольку солнце слепило глаза.
А над нами на Ми-24 летал полковник Воробьев, руководил нами. Мы заливаем крышу, а он говорит: «Давай чуть правее, у тебя еще есть три метра до стены». Вентиляционная труба — это основной блок. А перед ней ступенчатые здания, крыши которых мы заливали. Был случай, когда борттехник, который смотрел вниз и открывал клапан бочки, говорил мне: «Вперед, вперед, стоп — я вижу подножие крана». А я в тот момент мог открыть блистер и из кабины потрогать рукой тот самый кран.
Я за Вовкой висел в ста метрах. Володька шел-шел, и тут вдруг — бах! Брызги лопастей, вертолет переворачивается — и вниз.
Это было над третьим реактором, еще повезло, что вертолет упал с высоты 100 метров не на реактор, уже заглушенный, а вдоль его стенки на землю. Если бы на реактор упал Ми-8 с полной заправкой, мало бы не показалось.
У меня паника, командир в рацию орет: «Так, мужики, стоять, всем сливаться где попало, возвращаемся на точку». А первой реакцией было сесть рядом, но он мне запретил садиться. Вернулись в Гончаровск, все сидим, мандраж, и тут в 23 часа командир вызывает: «Володька твой друг? Лети за ним, за телами».
Лечу, сажусь перед реактором. Приезжает «буханка», привозит тела, сильно обгорели, везем на аэродром Жуляны. Попросил Ваньку включить рентгенометр — тела шкалят, пролежали под реактором несколько часов.
Я тогда на Ми-8 выжал скорость, которую только мог, — 320 километров в час.
Со следующего дня мы продолжили полеты, я долетал до ноября, набрал свои рентгены и уехал обратно домой. По поводу катастрофы нас там никто ничего не инструктировал, не указывал молчать. Это не умалчивалось наверху, но и не афишировалось, да и интернета тогда не было.
Почему Володьку сняла камера? Это была чистая случайность (кадры сделал Виктор Гребенюк, кинооператор Западно-Сибирской студии кинохроники. — «Газета.Ru»). Мы и не знали, что катастрофа попала в объективы камер, я узнал об этом спустя лет двадцать, когда завел компьютер.
. После Чернобыля я уехал, крайние свои десять лет в Воркуте дослуживал. А потом нас по сокращению министр обороны Сердюков уволил. Я летчик, инструктор первого класса, а выгнали как пацана — взяли за шиворот, к двери и — пинком под зад. Статистика по чернобыльским ребятам-вертолетчикам не самая лучшая, с кем ни общался — никого не найдешь: умер, умер, умер, только крестики ставлю. »