что стало с танками после войны

Что стало с танками после войны

Подписав Акт о безоговорочной капитуляции, германское командование обязалось передать своим противникам всю наличествовавшую военную технику в исправном состоянии. К слову, этой техники в мае 1945 года оставалось не так уж и много.

Танки

Во время войны трофейная бронетехника вермахта ограниченно использовалась в боевых целях армиями его противников, особенно Красной Армией. Ещё в декабре 1941 года в составе Автобронетанкового Управления РККА создали Отдел по эвакуации и сбору трофеев. А в феврале 1943 года стали создаваться специальные трофейные бригады для сбора и вывоза всякого захваченного имущества. Они подчинялись образованному в апреле 1943 году Трофейному комитету ГКО во главе с маршалом Ворошиловым. Всего за время войны и после неё трофейные бригады собрали более 24 тысяч немецких танков и штурмовых орудий.

Часть немецких танков и бронемашин доставалась советским войскам в исправном состоянии или могла использоваться после небольшого ремонта. Однако их боевое применение было ограниченным. Сказывалось отсутствие собственной ремонтной базы для вражеской техники и недостаток боеприпасов нужного калибра.

Ближе к концу войны большинство захваченной техники составляли новые модификации. Они были очень сложны в эксплуатации для неподготовленных к ним советских экипажей. Боевое применение трофейных танков «Тигр» и «Пантера» было единичным и, как правило, очень коротким по времени после их захвата. Тем не менее, такие случаи имели место.

В конце войны Германия производила только танки «Тигр», «Королевский тигр» и «Пантера». Их производство было ограниченным. Так, «Королевских тигров» было выпущено менее пятисот штук, а «Тигров» – чуть более полутора тысяч. Почти все они были выбиты ещё зимой 1944/45 г. в Арденнах и в марте 1945 г. при немецком наступлении у озера Балатон. Множество немецкой техники было уничтожено во время уличных боёв в Берлине и Кёнигсберге.

Тем не менее, по окончании войны в распоряжении Красной Армии находилось некоторое количество трофейных немецких танков, особенно «Пантер», коих немцы изготовили более 5000. В июне 1945 года в советских войсках насчитывалось 307 «Пантер», однако исправных среди них числилось всего 111. Спустя месяц, после сортировки и отбраковки части машин, «Пантер» на ходу осталось 63, ещё 83 штуки требовали ремонта.

На вооружении Советской Армии после войны немецкие трофеи не состояли. Они использовались в основном как мишени на учебных стрельбах и испытаниях, реже как тягачи и учебные машины. По мере их износа они не ремонтировались, а списывались и шли в переплавку. К концу 1946 года немецкой трофейной бронетехники в Советской Армии не осталось.

В странах – союзниках СССР по Восточному блоку жизнь немецких танков оказалась более долгой. Так, на вооружение армии Чехословакии поступили 167 немецких танков (в том числе 65 «Пантер»). Поскольку в Чехословакии располагались танковые заводы бывшего Рейха, там эти танки состояли на вооружении до 1955 года. 15 «Пантер» до начала 50-х гг. имелось в армии Болгарии. Со списанных после этого танков сняли башни и установили в качестве дотов вдоль границы с Турцией. В Румынии до конца 40-х гг. использовались 13 «Пантер».

Больше полусотни трофейных «Пантер» до 1950 года состояло на вооружении Франции. Единичные экземпляры большинства моделей немецкой бронетехники имеются во многих музеях мира, в том числе в подмосковной Кубинке.

Самолёты

Большое значение имел двухмоторный реактивный немецкий истребитель Ме-262. К маю 1945 года у немцев было больше тысячи таких машин. После войны они широко использовались в ряде стран мира. Так, до середины 50-х гг. они состояли на вооружении Чехословакии и франкистской Испании (которая купила их у Великобритании и США). В Чехословакии, где располагались основные производственные мощности Рейха для этих самолётов, после войны продолжался их выпуск для собственных вооруженных сил.

В СССР на базе Ме-262 сразу после войны был разработан истребитель Су-9, который, однако, не пошёл в серию из-за наличия других, более перспективных самолётов Як-15 и МиГ-9, созданных, однако, с использованием некоторых трофейных проектных наработок немцев.

Ещё один самолёт – истребитель-перехватчик с ракетным двигателем Ме-163 – тоже в довольно большом количестве достался союзникам. В СССР, США, Англии, Франции производились его испытания. В их результате военные и авиаконструкторы этих стран отказались от использования ракетных двигателей на самолётах.

Последняя германская армия

Далеко не сразу после капитуляции вся немецкая военная техника перешла в руки победителей. На севере Германии, в Шлезвиг-Гольштейне, до 23 мая в британской зоне функционировало последнее правительство Третьего рейха во главе с гросс-адмиралом Дёницем. Там же англичане держали в интернированном состоянии, при полном вооружении, включая танки, несколько дивизий вермахта.

По плану войны с Советским Союзом «Немыслимое», одобренному британским премьером Черчиллем 22 мая 1945 года, предусматривалось использование этих немецких дивизий (в количестве 10-12) в Третьей мировой войне против СССР. После ареста, по настоянию СССР и США, правительства Дёница, в июне 1945 года англичане были вынуждены разоружить эти дивизии и обратить их технику в трофеи.

Источник

Куда подевались тысячи советских танков после Второй мировой войны?

что стало с танками после войны

что стало с танками после войны

Были сделаны десятки тысяч танков. /Фото: yandex.ua.

Вторая мировая война стала местом столкновения военных машин ведущих стран, их идеологий, разведок и даже общественных укладов. Но все это на самом деле не так важно, как столкновение экономик. И советская экономика смогла доказать свое превосходство над объединенной экономикой Европы. Конечно, можно вспомнить Ленд-лиз, однако не каждый знает, что основная масса поставок пошла уже после «Большого перелома» в 1943 году. В этом был свой резон – американцы не хотели поддерживать страну, которая, по их мнению, вот-вот проиграет, ведь тогда все переданные ресурсы и ценности попали бы (с большой долей вероятности) в руки нацистов. Так что в конечном итоге экономика СССР оказалась более эффективной, несмотря на все сложности, с которыми она столкнулась в 1941 году.

что стало с танками после войны

Танки никуда не делись. /Фото: inlearno.ru.

Интересный факт: в 1945 году немецкий полковник (в последствии генерал) Айке Миддельдорф написал по заказу американской разведки характеристику советских войск, чтобы составить представление о потенциальном противнике США на случай Третьей мировой войны. В своем отчете Миддельдорф уделял отдельное внимание именно советской промышленности, указывая на то, что до тех пор, пока не будут уничтожены заводы СССР, победить страну в затяжной войне будет очень сложно. В частности, одной из причин поражения Германии в войне полковник считал провал плана «Барбаросса», в рамках которого немцам не удалось оперативно захватить или уничтожить ведущие предприятия Советского Союза.

что стало с танками после войны

В 1945 году началась новая война. /Фото: liveinternet.ru.

И вот, на момент 1945 года в составе РККА было около 60 тысяч танков разных моделей, в том числе некоторое количество машин из стран-союзниц. Только танков Т-34 в войсках было более 35 тысяч. Что же случилось со всей этой техникой после того, как война закончилась? На самом деле масштабного разоружения не произошло. Все потому, что уже в 1945 году Вторая мировая война плавно перетекла в Холодную войну.

что стало с танками после войны

Оказалось, что нельзя просто так взять и вывести войска. /Фото: yandex.ua.

что стало с танками после войны

Танки были все так же нужны. /Фото: istogram.info.

что стало с танками после войны

Ненужные машины всегда утилизировались. /Фото: m.fishki.net.

Так, что в 1945 году советские танки вовсе не стали ненужными, а оставались в составе действующих войск. Значительная часть бронетехники находилась в Западной Европе, а также на Дальнем Востоке. При этом пришедшая в негодность техника утилизировалась в течении всей Второй мировой войны. Непригодные для войны, но все еще способные ездить танки в 1945 году частично были оборудованы в сельскохозяйственную технику и отправлены в колхозы. Значительная часть машин была отправлена в тыл на консервацию.

что стало с танками после войны

Часть танков переделывали в хозяйственные машины. /Фото: yandex.ru.

В последующие годы в СССР создавались новые типы танков, которые постепенно заменяли собой устаревающие машины. В этом случае судьба танков также была очень разной. Машине непригодные для ремонта отправлялись на утилизацию. Другие шли на консервацию и в последствии были «подарены» социалистическим странам или странам-союзникам СССР в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Часть законсервированных танков также была пущена на металлолом, когда они окончательно утратили свою актуальность. Некоторые машины лишались вооружения и башен, превращаясь в тягачи.

Источник

Использование германской бронетанковой техники в послевоенное время

что стало с танками после войны

Использование трофейных немецких танков и самоходок в СССР

Как уже говорилось в предыдущих частях цикла, на завершающем этапе войны в Красной Армии имелось несколько десятков пригодных для использования в бою трофейных танков и самоходок.

Значительное количество нерабочей, но вполне ремонтопригодной бронетанковой техники немецкого производства было сконцентрировано в сборных пунктах аварийной техники (СПАРМ).

что стало с танками после войны

Например, по состоянию на 20 июля 1945 года в Красной Армии числилось 146 танков «Пантера», из которых 63 были исправны, а остальные требовали ремонта. Впрочем, среди отбитых у противника танков и САУ нередко встречались экземпляры американского, британского и советского производства.

О состоянии дел с трофейной бронетехникой можно судить по отчету, поданному 15 мая 1945 года штабом 2-го Украинского фронта:

«По 9-й гвардейской армии – захвачено всех танков 215, из них 2 ед. Т-6 («Королевский тигр») требуют среднего ремонта, 2 ед. СУ Т-3 требуют текущего ремонта.

Из числа захваченных 192 БТР 11 исправны, 7 требуют ремонта. Состояние остальных выясняется.

По 6-й гвардейской танковой армии – захвачено 47 танков, 16 САУ, 47 БТР. Состояние выясняется.

По 53-й армии – обнаружено 30 танков и САУ и 70 БТР, состояние выясняется.

По 1-й гвардейской конно-механизированной группе – количество и состояние трофейных танков не установлено, так как производится эвакуация танков на танкоремонтный завод немцев в Яновице».

Например, 5 июня 1945 года Маршал Конев приказал:

В первые послевоенные годы в Группе советских оккупационных войск было немало переделанных в тягачи и машины технической поддержки танков немецкого производства.

Эксплуатация этих машин облегчалась тем, что к ним в достатке имелись запасные части, которые можно было демонтировать с трофейных танков и САУ, находящихся в СПАРМах.

Некоторое количество трофейной бронетехники оказалось на территории СССР при выводе советских войск из освобождённых от нацистов стран.

Впоследствии демилитаризованные бронированные машины передавались в народное хозяйство. Но в отличие от легковушек и грузовиков немецкие танки, переделанные в тягачи и ремонтные машины, в большинстве случаев служили недолго. Сказывалось сложное устройство немецких гусеничных машин и зачастую их неправильное обслуживание.

Кроме того, для немецких карбюраторных моторов требовался бензин с более высоким октановым числом и специальные масла, отличавшиеся от тех, что использовались у нас. Частые поломки и сложности со снабжением расходными материалами, запчастями и ГСМ привели к тому, что к концу 1940-х годов в гражданских организациях машин на базе немецких танков почти не осталось.

До середины 1950-х трофейные танки и самоходки активно участвовали в различных исследованиях и испытаниях новой советской бронетанковой техники. Германские орудия 7,5 cm Kw.K. 42, 8,8 cm Pak. 43 и 12,8 cm PaK. 44 являлись эталоном бронепробиваемости. И в процессе испытания перспективных советских танков на полигоне, их броня проверялась обстрелом из немецких танковых пушек.

В свою очередь, многие немецкие «панцеры» закончили свой жизненный путь на артиллерийских и танковых полигонах в роли мишеней. Кладбища разбитой бронетехники на долгие годы стали источником сырья для советской металлургической промышленности. Последние немецкие танки отправились в мартены в начале 1960-х годов.

что стало с танками после войны

Немногие уцелевшие танки и самоходки, когда-то принадлежавшие Панцерваффе, были задействованы в съёмках художественных фильмов о войне. И сейчас находятся в музейных коллекциях.

Танки и САУ немецкого производства в Болгарии

Во время Второй мировой войны Болгария, являвшаяся союзником нацисткой Германии, получила 61 танк Pz.Kpfw.IV Ausf.H, 10 танков Pz.Kpfw.38(t), 55 самоходных артиллерийских установок StuG.III Ausf. G.

8 сентября 1944 года, когда стало совершенно очевидно, что немцы терпят поражение в войне, Болгария официально объявила войну Германии. А танки и САУ немецкого производства были задействованы в боевых действиях с частями Вермахта и войск СС. В ходе боёв на территории Югославии болгарская танковая бригада лишилась значительной части техники. Безвозвратные потери составили 20 танков и 4 самоходных орудия.

что стало с танками после войны

Для поддержания боеспособности болгарских бронетанковых сил в начале 1945 года командование 3-го Украинского фронта передало полтора десятка трофейных танков и САУ, в том числе: один танк Pz.Kpfw.IV, а также САУ StuG.III и Hetzer.

Судя по всему, до капитуляции Германии советские войска регулярно поставляли болгарской армии трофейную бронетехнику. После окончания Второй мировой войны, в начале 1946 года в болгарской Первой танковой бригаде, помимо машин чешского, французского и итальянского производства, имелось 57 немецких танков Pz.Kpfw.IV, 15 истребителей танков Jagd.Pz.IV и 5 самоходок StuG.III. Также есть информация, что болгары недолго эксплуатировали как минимум одну «пантеру».

В конце 1940-х годов танки и самоходки немецкого производства в болгарских вооруженных силах начали вытесняться советскими Т-34-85 и СУ-100. По состоянию на середину 1950 года в строю осталось только 11 танков Pz.Kpfw.IV. При этом значительное количество трофейных германских танков имелось на хранении.

Впоследствии после начала поставок танков Т-55 немецкие «тройки» и «четвёрки», а также их башни использовались при строительстве долговременных огневых точек на болгаро-турецкой границе. Точное число таких ДОТов не известно. Но в различных источниках говорится, что их могло быть более 150 единиц. С учётом того, что такого количества танков и танковых башен с вооружением в самой Болгарии не имелось, их, по всей видимости, получили от союзников по Варшавскому договору.

что стало с танками после войны

О раритетных танках вспомнили в декабре 2007 года. После того как болгарская полиция арестовала воров, укравших на болгаро-турецкой границе танк немецкого производства и попытавшихся вывезти его в Германию.

После этого случая, получившего широкий резонанс, болгарское правительство взяло под контроль реставрацию и торговлю немецкими танками. Всего болгарам удалось восстановить 55 единиц немецкой бронетехники, которую они выставили на аукцион. Цена каждого танка составляла несколько миллионов евро.

Танки и САУ немецкого производства в Румынии

Одним из основных импортёров германских танков в годы Второй мировой войны являлась Румыния, получившая 11 PzКpfw.III, 142 Pz.Кpfw.IV и 10 штурмовых орудий StuG.III.

После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, в румынской армии осталось очень немного исправной бронетехники немецкого производства. В связи с этим 2-й танковый полк, который был придан советской 27-й танковой бригаде (2-й Украинский фронт) в феврале-марте 1945 года усилили несколькими трофейными Pz.Кpfw.IV, а также САУ StuG.III, StuG.IV и Hetzer. К моменту окончания боевых действий в румынском танковом полку осталось четыре дееспособных Pz.Кpfw.IV.

В 1946 году Советский Союз передал Румынии партию танков немецкого производства (неустановленное количество Pz.Кpfw.IV и 13 «пантер»). Танки поступили на вооружение 1-й танковой бригады, которую в 1947 году переформировали в танковую дивизию имени Тудора Владимиреску. Эти машины эксплуатировались до 1950 года, после чего были списаны.

Немецкие танки и САУ в армии Чехословакии

В июле 1945 года на площадке в окрестностях города Миловице, примерно в 40 км к северу от Праги было собрано около 400 бронированных машин. С учётом того, что Чехословакия обладала очень хорошими возможностями по производству и ремонту танков и самоходок, использовавшихся в вооруженных силах нацисткой Германии, значительное количество трофейной немецкой бронетехники поступило на вооружение чехословацкой армии в первые послевоенные годы. В 1946 году чехам передали около 300 средних танков и САУ, а также 65 «пантер».

В чехословацкой армии трофейный Pz.Kpfw.IV получил обозначение T40/75. Всего в строевых частях служило около 50 «четвёрок» модификаций J и Н. Эксплуатация этих машин продолжалась до 1954 года.

По состоянию на 9 мая 1945 года на чешских заводах и в танкоремонтных мастерских в разной степени готовности имелось около 250 САУ «Hetzer». Именно эта самоходка в первые послевоенные годы стала наиболее массовой в вооруженных силах Чехословакии. В ноябре 1945 года чехословацкий Штаб танковых войск принял решение о принятии «Хетцера» на вооружение под обозначением St-Vz.38-I.

Среди «четвёрок» и «пантер» в бронетанковых силах Чехословакии вполне предсказуемо преобладали «Хетцеры», которые вместе со штурмовыми орудиями StuG.III поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад, в 1948 году преобразованных в 351-й и 352-й самоходно-артиллерийские полки.

Впрочем, уже в начале 1950-х, после того, как в Чехословакии было запущено лицензионное производство советских Т-34-85 и СУ-100, начался процесс списания трофейных немецких танков и самоходок.

Швейцарские «Хетцеры»

В послевоенное время покупателем «Хетцеров» стала Швейцария, чей бронетанковый парк нуждался в обновлении и состоял из 24 лёгких танков LTH – экспортного варианта LT vz.38, послужившего базой для «Хетцера». В августе 1946 года фирма «Шкода» получила контракт на восемь машин. В Швейцарии эта САУ получила обозначение Panzerjaeger G-13.

С использованием задела, оставшегося от немцев, первая партия «Хетцеров» была быстро поставлена заказчику. Однако последовавший в ноябре 1946 года еще один заказ на 100 самоходок оказался на грани срыва, так как в наличии не имелось орудий Рак.39/2.

Но выход был найден, чешские инженеры оперативно переработали чертежи. И самоходки стали вооружать пушками StuK.40, которые в достаточном количестве имелись на складах.

Кроме того, вместо карбюраторного двигателя, начиная с 65-й машины, устанавливали дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л. с. Расход топлива дизельного двигателя был более чем в два раза меньше, чем у бензинового. Экономичность новой силовой установки позволила уменьшить топливный бак с 250 до 115 л, что позволило значительно увеличить полезный заброневой объём. Скорость G-13 на просёлке осталась на уровне 25–30 км/ч, запас хода тоже почти не изменился.

Боевой вес швейцарского «Хетцера» был на тонну меньше немецкого. На орудии G-13 появился 2-камерный дульный тормоз, командир и заряжающий поменялись местами. На крыше устанавливался вращающийся прибор наблюдения. И командирское смотровое устройство в бронированной башенке.

В целом «швейцарский» вариант оказался более удачным, чем первоначальная модификация. И в 1947 году был оформлен заказ еще 50 самоходок. Последние 20 машин передали заказчику 16 февраля 1950 года. На вооружении швейцарской армии эти истребители танков стояли до 1972 года.

Французские «Пантеры»

После освобождения Франции от нацистов на территории этой страны осталось несколько сотен пригодных к дальнейшему использованию немецких танков и самоходок. И в дальнейшем часть этих машин приняли на вооружение французских национальных бронетанковых подразделений.

Французские источники утверждают, что в 1946 году в отдельном танковом эскадроне «Бенье» имелось три десятка «четвёрок». В основном это были танки модификации Pz.Kpfw.IV Ausf. H. Ещё примерно четыре десятка средних танков находились на хранении. И они использовались как источник запчастей.

На фоне «четвёрок» и трофейных самоходок во французской армии выделялись «пантеры», которые вместе с американскими M4 Sherman служили в 501-м и 503-м танковом полках, а также в 6-м кирасирском полку.

Первые трофейные «пантеры» подразделения сил сопротивления («Французские внутренние силы») использовали ещё летом 1944 года.

В послевоенное время эксплуатация этих машин облегчалась тем, что на территории Франции имелись учебные центры, в которых немцы готовили экипажи, танкоремонтные предприятия и значительное количество запасных частей и расходных материалов.

Хотя «пантера» была очень сложной и трудоёмкой в ремонте и предъявляла высокие требования к квалификации механиков-водителей, на французов произвела большое впечатление защищённость в лобовой проекции и огневая мощь этой машины. По состоянию на 1949 год имелось около 70 исправных «пантер».

«Пантера» оставила заметный след во французском танкостроении. После списания последних Pz.Kpfw.V Panther, во Франции выпускался лёгкий танк AMX-13, вооруженный орудием SA50 L/57, созданным на основе немецкой 75-мм пушки KwK. 42 L/70.

Немецкие танки в Турции

В 1943 году турецкое правительство купило в Германии 56 танков Pzkpfw.III Ausf. J с 50-мм пушками и 15 Pz.kpfw.IV Ausf. G. Эти машины были использованы для формирования 6-го бронетанкового полка, размещённого в Анкаре.

Танки немецкого производства служили в Турции до середины 1950-х годов.

После чего были окончательно вытеснены американскими и британскими бронированными машинами.

Немецкие танки и самоходки в Испании

Ещё одной страной, получившей в 1943 году танки Pz.Kpfw.IV Ausf. Н и САУ StuG.III Ausf. G, стала Испания.

В 1943 году двадцать «четвёрок» с длинноствольными 75-мм орудиями и 10 самоходок дополнили в 1-й танковой дивизии «Брунете» безнадёжно устаревшие итальянские и немецкие танкетки CV-33 и Pz.Kpfw.I, а также лёгкие танки советского производства Т-26.

Танки Pz.Kpfw.IV Ausf. Н в вооруженных силах Испании служили до 1956 года. После чего были заменены американскими M24 Chaffee и M47 Patton, и отправились на хранение. Семнадцать «четвёрок» в 1965 году продали в Сирию. А ещё 3 танка осели в испанских музеях.

Немецкие танки и САУ в Финляндии

В 1944 году Финляндия получила 29 штурмовых орудий StuG.III Ausf. G и 15 танков Pz.Kpfw.IV Ausf. J.

В войсковых мастерских танки Pz.Kpfw.IV и САУ StuG.III были модернизированы. С них удалили бортовые экраны, мешавшие передвижению в условиях лесистой местности. А на борта навесили траки, катки и ящики с ЗИП. Немецкие пулемёты МG.34 заменили советскими ДТ-29. Бронетехника немецкого производства успела принять участие в боевых действиях. И несколько повреждённых Pz.Kpfw.IV и StuG.III стали источником запасных частей.

Танки и самоходки немецкого производства служили в танковой дивизии, созданной на базе 1-й егерской бригады. В этой же дивизии, помимо немецких машин, имелись советские Т-26, Т-28, Т-34, Т-38, Т-50, КВ-1.

Заключение перемирия с СССР привело к боестолкновениям с немецкими частями, дислоцировавшимися в Лапландии, в которых приняли участие финские танки.

Впоследствии единственную финскую танковую дивизию расформировали, а её технику передали на хранение.

После окончания Второй мировой войны произошло сокращение танкового парка. И в вооруженных силах Финляндии остались только Т-34, Pz.Kpfw.IV и StuG.III.

Впрочем, из-за нехватки запчастей боеспособность танков и самоходок немецкого производства была невысокой.

Окончательный вывод из эксплуатации Pz.Kpfw.IV и StuG.III состоялся в середине 1960-х.

Немецкие танки и САУ в Польше

Первые две немецкие «пантеры» поляки захватили в ходе Варшавского восстания в августе 1944 года. После ремонта эти машины достаточно эффективно использовались в боевых действиях, но получили повреждения в огневых дуэлях с немецкой противотанковой артиллерией. И были уничтожены польскими экипажами.

Вскоре после капитуляции Германии вооруженные силы Польши подверглись усилению трофейной бронетехникой. В июне 1945 года по указанию Ставки Верховного Главнокомандования в распоряжение 1-й польской армии, находившейся в оперативном подчинении главнокомандующего Группой советских оккупационных войск, было предписано передать крупную партию трофейной бронетехники.

что стало с танками после войны

Поляки получили приблизительно полсотни гусеничных бронированных машин: танки Pz.Kpfw.IV, самоходные артиллерийские установки StuG.III и Hetzer.

Эти машины оставались на вооружении до начала 1950-х.

Немецкие танки и САУ в вооруженных силах Югославии

В ходе боевых действий войска маршала Тито отбили у хорватов и немцев значительное количество танкеток, танков и самоходок. Большую часть трофеев составляли безнадёжно устаревшие машины итальянского и французского производства. Среди них также попадались лёгкие танки Pz.Kpfw. 38(t) и Pz.Kpfw.II, средние Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и САУ StuG.III.

Трофейные машины эксплуатировались совместно с лёгкими американскими танками «Стюарт» и советскими «тридцатьчетвёрками». В первые послевоенные годы танки немецкого производства активно использовались в ходе учений для обозначения противника. Впоследствии оставшиеся на ходу немецкие машины передали в Танковое военное училище. В ЮНА в конце 1940-х имелся самоходный артиллерийский дивизион, вооруженный САУ StuG.III.

В 1947 году Югославия дополнительно получила 308 танков Т-34-85 и 52 самоходки СУ-76М.

И в первой половине 1950-х все немецкие танки и самоходки были выведены из эксплуатации.

Использование немецких танков и САУ в боевых действиях на Ближнем Востоке

После поражения гитлеровской Германии во Второй мировой войне в странах, на территории которых велись боевые действия, осталось немало немецкой бронетехники, пригодной к дальнейшему использованию.

В первые послевоенные годы в вооруженных силах некоторых государств эксплуатировались танки Pz.Kpfw.V Panther. Бронепробиваемость орудия и защищённость «пантеры» в лобовой проекции по меркам второй половины 1940-х годов находились на очень высоком уровне. Однако недостаточный эксплуатационный ресурс, низкая надёжность и плохая ремонтопригодность привели к тому, что к началу 1950-х танки Pz.Kpfw.V повсеместно были сняты с вооружения.

В отличие от капризных в эксплуатации «пантер», танки Pz.Kpfw.IV и самоходки StuG.III были машинами надёжными и весьма неприхотливыми. Их эксплуатация длилась более 20 лет – это демонстрирует, что конструкции, разработанные немецкими инженерами в конце 1930-х, оказались очень удачными.

Зачастую лучшими немецкими танками называют тяжелые «Тигры» и «Пантеры». Но это звание справедливо отдать среднему Pz.Kpfw.IV – как единственному немецкому танку, производившемуся и применявшемуся от начала и до конца Второй мировой войны.

Данная машина имела большой модернизационный потенциал, оказалась самой массовой и удачной с точки зрения эксплуатации.

В начале 1950-х сирийское правительство озаботилось повышением боеспособности вооруженных сил.

Для замены устаревших и выработавших свой ресурс лёгких танков Renault R35 во Франции были приобретены средние танки Pz.Kpfw.IV. Точное количество закупленных «четвёрок» неизвестно. Но, по сей видимости, их было не более 40 единиц.

Почти все они в силу большого износа находились в удручающем техническом состоянии. Более того, некоторые танки до этого использовались как доноры. И были разукомплектованы. В связи с этим сирийцы «выписали» из Чехословакии 16 моторов Maybach HL 120 TRM.

что стало с танками после войны

Весной 1955 года был заключен контракт с Чехословакией на поставку 45 единиц Pz.Kpfw IV.

В 1958 году была приобретена ещё одна партия из 15 машин.

Наиболее ценными стали 17 испанских Pz.Kpfw.IV Ausf. Н, купленных в 1965 году. Эти машины имели очень хорошее техническое состояние и при должном уходе могли служить ещё долго.

Хотя в середине 1960-х боевые машины немецкого производства уже не могли считаться современными, их орудия были достаточно мощными для борьбы с «Шерманами», которых немало имелось в израильской армии.

Помимо танков Pz.Kpfw.IV сирийцы приобрели в Чехословакии приблизительно три десятка САУ StuG.III и Jagd.Pz.IV, использовавшихся как истребители танков.

Немецкие танки и самоходки были распределены по трем пехотным бригадам: 8-й, 11-й и 19-й.

В Сирии немецкие танки и самоходки подверглись доработке.

Машины, полученные из Франции и Испании, были вооружены пулемётами MG.34, а купленные в Чехословакии – советскими ДТ-29. Часть танков и самоходок оснастили турелями для зенитных пулемётов. Большая часть танков не имела пулемета в лобовой плите – шаровая установки или пустовала, или была прикрыта броневой накладкой. При этом должность стрелка-радиста была упразднена, а вместо немецкой радиостанции Fu 5 у командира установили современный аналог.

что стало с танками после войны

Шестидневная война стала последним случаем применения немецких танков Второй мировой.

Перед началом боевых действий подразделения, оснащённые танками немецкого производства, были дислоцированы на Голанских высотах.

Всего в обороне на этом направлении имелась 201 единица бронетехники. Из них примерно три десятка – это немецкие танки и САУ. К тому моменту сирийские бронетанковые силы представляли собой конгломерат из танков и самоходок советского и немецкого производства.

Во время Шестидневной войны 1967 года почти все танки и самоходки немецкого производства были уничтожены или захвачены израильской армией.

В течение непродолжительного периода времени захваченные «четвёрки» израильтяне использовали как долговременные огневые точки. Четыре трофейных машины стали памятниками и экспонатами в музеях. Еще две машины эксплуатировались для оценки эффективности противотанковых боеприпасов.

что стало с танками после войны

В составе сирийской армии после этого конфликта осталось не более двух десятков Pz.Kpfw IV в удручающем состоянии.

После поражения сирийской армии в Шестидневной войне начались масштабные поставки советских танков Т-55, Т-62, ИС-3М и САУ СУ-100.

А все уцелевшие танки и самоходки немецкого производства отправили на утилизацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *