что стало с прибалтикой после распада ссср
Почему после развала СССР Прибалтика опередила все союзные республики по темпам развития?
После распада Советского Союза прибалтийские республики стремительно двинули вперед в своем экономическом развитии. Пока в других бывших советских республиках боролись с бедностью и нищетой, в Прибалтике увеличивали доходы населения и размер ВВП.
Почему же так произошло? Все прибалтийские республики по своим размерам крошечные, никаких полезных ископаемых на своей территории не имеют и вдруг буквально ни на чем они так резко рванули вперед? Подобные вопросы задают многие, но давайте попробуем разобраться.
Начнем с того, что в СССР Литва, Латвия и Эстония вступили уже с вполне сформировавшейся и довольно развитой национальной экономикой. Сравните Прибалтику середины 40-х годов и Среднюю Азию того же периода и вы поймете какая пропасть лежала между этими советскими республиками.
В советские годы в Прибалтику вкладывали непомерно огромные средства, но в ответ республики в общую союзную копилку приносили в разы меньше.
В республиках были построены мощные промышленные предприятия, доведены до ума железные дороги, морские порты, а местная энергетика вышла на совершенной другой качественный уровень. Стоит отметить и тот факт, что прибалтийские республики были газифицированы гораздо раньше, чем все остальные.
Карта железных дорог Прибалтики
Но все советские годы прибалты смотрели в Европу. Они считали себя европейцами в противовес всем остальным «азиатам». На все реконструкции и развитие, которые происходили в советские, они смотрели как на плату за свою оккупацию.
Выйдя раньше всех из состава СССР прибалты тут же обратились к Евросоюзу и те их приняли. Ну, кто же откажется от такого царского подарка, от территории на которой все необходимое уже построили и сделали до тебя и остается лишь прийти и взять это. Европейцам оставалось лишь адаптировать Прибалтику для своих нужд.
Первым делом от прибалтов потребовали уничтожить всю советскую инфраструктуру – начиная от социальных пособий и завершая промышленными предприятиями. Что интересно, дороги и электроэнергетику трогать не стали, уничтожали лишь то, что являлось конкурентом европейским производителям.
Так подчистую в Прибалтике уничтожили автомобильную и радиоэлектронную промышленность. От Рижской Автомобильной Фабрики, ВЭФа и многих других предприятиях остались лишь воспоминания.
Взамен же прибалты получали вкусные плюшки – с помощью дотаций европейцы поднимали их средний уровень жизни до европейского, а все местные товары были заменены на европейские. Правда, за 30 лет независимости средний уровень жизни прибалтийских республик удалось поднять всего на 30 % и Прибалтика до сих пор считается самой отсталой областью Европы. По уровню жизни прибалты все равно сильно отстают от всей Европы, потому и уезжают отсюда на заработки в более благополучные регионы мира.
Объем дотаций, читай – дармовых, халявных денег – исчислялся миллиардами евро. Остальные бывшим советским республикам в это время приходилось брать кредиты под дикие проценты. Почувствуйте разницу.
Такой финт с прибалтийскими республиками понятен – Западу нужен был антироссийский плацдарм и верные союзники, которые при любых раскладах поддержат антироссийские санкции.
Они этого добились – Прибалтику заставили жить по европейским правилам и жестко посадили на дотационную иглу, с которой она не слезет еще очень долгие годы с той лишь небольшой разницей, что в последние два года дотации Прибалтике заменили кредитами.
Прибалты, конечно, жутко ругаются по этому поводу, они полюбили халяву и не хотят платить проценты по кредитам, но сделать ничего не могут – западные союзники очень крепко привязали их к себе деньгами.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Первые на выход 30 лет назад Литва вышла из состава СССР и запустила развал Союза
Р овно 30 лет назад Литва вышла из состава СССР, став первой союзной республикой, провозгласившей независимость. Это событие дало начало так называемому «параду суверенитетов», когда республики одна за другой начали принимать декларации о независимости и покидать СССР. Решение Вильнюса, как оказалось, стало полной неожиданностью для Москвы, хотя в Литовской ССР к тому моменту уже два года крепло националистическое движение, превращаясь в реальную политическую силу. Союзный центр объявил экономическую блокаду, и у него были все шансы заставить Литву договориться на своих условиях, но они растаяли, когда на улицах Вильнюса в начале января 1991 года появились советские танки. Подробнее о том, как литовцы готовились стать примером для остальных союзных республик, — в материале «Ленты.ру».
В середине 1980-х в Прибалтике уже вовсю шла дискуссия о суверенитете и оценках истории XX века. На волне интереса к национальной культуре прошла масса музыкальных фестивалей и конкурсов, которые получили название «Поющая революция». Самым крупным и важным был, конечно, Праздник песни и танца в Эстонии, история которого на тот момент насчитывала около 120 лет. Но националистически настроенная молодежь других прибалтийских республик начала собирать свои мероприятия. В Литве этим занялись клуб LITUANIKA, который с 1984 года проводил ежегодные фестивали, а также экспериментальное молодежное объединение по организации досуга «Центр» и Вильнюсский клуб молодежной музыки, которые в 1988 году провели «Рок-марш». На такие события съезжались люди со всей Прибалтики, обменивались мнениями, что, естественно, только подогревало националистические настроения и способствовало объединению единомышленников в кружки и независимые общества.
Распад СССР и Прибалтика
Просматривая публикации, посвящённые трагической годовщине распада Советского Союза, я обратил внимание на одну существенную неточность. Да, СССР распался, но применительно к бывшим советским республикам Прибалтики не скажешь, что они возникли в результате распада. Они появились в результате выделения из состава СССР, которое произошло через несколько дней после августовского государственного переворота 1991 года.
Смертельно подорванный Советский Союз ещё почти четыре месяца жил в составе не 15, а 12 республик и только потом окончательно распался.
6 сентября 1991 года президент СССР М. Горбачёв подписал три постановления. Они были сделаны под копирку и назывались «О признании независимости Литовской Республики (Латвийской Республики, Эстонской Республики)». В каждом варианте было пять пунктов. Пункт первый гласил: «Признать независимость Литовской Республики (Латвийской Республики, Эстонской Республики)». Пункт пятый: «МИД СССР заявить о поддержке обращения Литовской Республики (Латвийской Республики, Эстонской Республики) о ее вступлении в ООН». Каждое постановление – всего полстранички, но последствия их не поддаются оценке.
Скажу сначала о юридической ничтожности этих постановлений. 2-5 сентября в Москве проходил Съезд народных депутатов СССР, который в последний день принял Закон № 2392-1 СССР «Об органах государственной власти и управления Союза СССР в переходный период». Статья 1 этого закона гласила: «В переходный период высшим представительным органом власти Союза ССР является Верховный Совет СССР». В статье 3 говорилось о создании еще одного органа власти – Государственного совета. Признание независимости прибалтийских республик последовало через 24 часа после завершения работы съезда, только и располагавшего полномочиями принимать столь судьбоносные решения. Горбачёв таких полномочий не имел, будучи лишь председателем Съезда народных депутатов. Более того: он предложил объявить о «самороспуске» съезда. Предложение приняли, что и послужило причиной появления закона № 2392-1.
6 сентября Горбачёв уже не имел права называть себя президентом СССР, тем более в качестве такового что-либо подписывать. Несмотря на это, из-под пера самозванца («президента СССР», который перестал быть таковым) до конца декабря продолжали выходить всё новые и новые документы. Три «прибалтийских» постановления (они имели нумерацию ГС-1, ГС-2, ГС-3) были в этом ряду первыми и самыми разрушительными, готовившими окончательное расчленение СССР.
Не стоит, однако, всё списывать на Горбачёва. На том же съезде обсуждался вопрос о статусе и полномочиях нового органа власти – Государственного совета. Съезд определил, что в состав Совета войдут президент СССР и руководители союзных республик. Однако не 15 республик, кои существовали на тот момент, а лишь 11! В список не были включены руководители прибалтийских республик. То есть делегаты съезда дружно согласились с их выходом из состава СССР. Распад начался именно тогда. Точкой отсчёта можно считать принятие 5 сентября пресловутого закона № 2392-1.
А вот при разводе прибалтийских республик и СССР ни одна из сторон о разделе совместно нажитого имущества даже не вспомнила. Традицию «забывать» об имуществе и долгах заложил тот же Горбачёв, сделав это ещё в дни разрушения Берлинской стены и объединения двух Германий. Когда 12 сентября 1990 года между ГДР, ФРГ, СССР, США, Великобританией и Францией был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, советская сторона в лице Горбачёва тоже «забыла» об имущественных отношениях между СССР и объединённой Германией. Уже задним числом, после подписания Договора выплыли такие вопросы, как: 1) невыплаченные германские репарации (Советский Союз успел получить от Германии суммы, эквивалентные всего нескольким процентам её репарационных обязательств), 2) недвижимость (тысячи объектов, построенных Советским Союзом для размещения своего военного контингента, которые были оставлены после вывода советских войск из Германии). Первый вопрос вообще не поднимался (а это минимум сотни миллиардов долларов в современных ценах). По второму вопросу была получена копеечная компенсация, которой не хватило даже на постройку жилья для советских военных, выведенных из восточной Германии (См.: Валентин Катасонов. Россия и Запад в ХХ веке. История экономического противостояния и сосуществования. – М.: Институт русской цивилизации, 2015).
Так же произошло и с Прибалтикой. Горбачёвское «великодушие» обернулось тем, что ни один из пяти пунктов постановлений от 6 сентября 1991 года не содержал даже намёка на урегулирование экономических вопросов во взаимоотношениях прибалтийских республик и СССР.
И вот в Прибалтике, вдохнув несколько глотков «воздуха свободы», вспомнили о хлебе насущном. Стали появляться разного рода «исследования», «доклады», «заявления» на тему ущербов, которые там понесли от «советской оккупации». В Вашингтоне поддерживают выдвижение «компенсационных требований» к Российской Федерации.
Компенсационные претензии строятся на трёх основаниях. Во-первых, Российскую Федерацию рассматривают как правопреемника СССР исключительно по всем вопросам, и все претензии по теме «советская оккупация» адресуются Москве. В-вторых, «базу» претензий создаёт полная ревизия советской и мировой истории. В-третьих, претензии подкрепляются шулерством в экономических расчётах.
С 1989 года начался процесс «эмансипации» прибалтийских республик от СССР. На экономике республик это сказалось крайне болезненно. В 1993 году показатели экономики в трёх новых независимых государствах Прибалтики были намного ниже, чем в 1991-м, тем более в 1989 году. Даю бесплатный совет фальсификаторам истории и экономики: для накручивания «ущерба» предлагаю взять за базу расчётов не 1991-й или 1993 год, а 2013-й или 2014 год. Исходя из нефальсифицированной статистики, объёмы ВВП в прибалтийских республиках снизились по сравнению с «советским максимумом» примерно в 2 раза. Ну и почему бы не приписать это снижение не тем, кто за четверть века превратили новые независимые государства в отсталую периферию мирового капитализма, а «советскому тоталитаризму»? Если послушать выступления прибалтийских политиков, то и по прошествии четверти века с того времени, когда они получили от Горбачёва фальшивую «вольную», они все экономические и социальные беды своей независимости списывают на «советское прошлое».
А если без шуток, то цена их интеграции в «мировую цивилизацию» считается очень просто: с начала 90-х по 2014 год она характеризуется такими цифрами: 35% экономического спада в Эстонии, 49% в Литве и 52% в Латвии.
А тем прибалтийским «экспертам», которые приноровились считать экономический ущерб через людские потери, напомню демографическую статистику «эпохи независимости». Население Эстонской СССР составляло 1565 тыс. человек, современной Эстонской Республики – 1313 тыс. (сокращение на 16,1%). Население Латвийской ССР составляло 2666 тыс. человек, современной Латвийской Республики – 1976 тыс. (сокращение на 26,9%). Население Литовской ССР составляло 3689 тыс. человек, современной Литовской Республики – 2898 тыс. (сокращение на 21,4%). Бегут? Вымирают?
В своих расчётах претензий по «советской оккупации» прибалтийские «эксперты» исходят из того, что потеря одного жителя Прибалтики должна быть оценена в 10 млн. долл. Интересно, осмелятся ли эти счетоводы выставить Западу счёт на сумму 1.733 млрд. долларов?
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Балтия
Двадцати лет как не бывало: Прибалтика после распада СССР
В 1991 году Эстония, Латвия и Литва отделили свое будущее от судьбы умирающего Советского Союза.. Переступив порог совершеннолетия, три государства не являются полностью независимыми от стесняющего их отца-хозяина.
Процесс распада Советского Союза получил конкретное выражение в одной символической дате: 25 декабря 1991 года. Оставим в стороне сложный механизм передачи государственных функций и заметим только, что именно в этот день советский флаг в последний раз развевался на холодном ветру над Кремлем перед его последним спуском. Распад империи занял длительный период времени; именно в эту стадия упадка СССР вписывается переход Эстонии, Латвии и Литвы от статуса Советских Социалистических республик к статусу независимых государств, который сохранялся (в том числе и Грузией) и после образования Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором вновь объединились оставшиеся 11 стран, входивших в состав СССР.
Центробежное движение, охватившее прибалтийские республики с первых месяцев 1989 года, характеризовалось серией манифестаций и волнений, которые вошли в историю под названием «поющей революции». Некоторые из этих демонстраций произвели сильное впечатление на мировое мнение, так как они несли в себе сильный символический заряд, как например, живая цепочка людей «Балтийский путь», растянувшаяся 23 августа 1989 года на 600 км от Таллинна до Риги и Вильнюса.
С этого момента прибалтийские республики стали стремительно отдаляться от поверженного российского гиганта, осуществляя структурные реформы в целях организации свободных рыночных отношений, чтобы сократить разрыв с соседними западными странами. Эффективность принятых мер политически выразилась во вступлении в НАТО (в марте 2004 года) и в ЕС (в мае того же года).
Только что став участниками престижных международных форумов, три страны продолжили свое продвижение по пути бурного экономического роста, чем заслужили название «тигров Балтики». Но непропорционально раздутое финансирование экономики, хотя и обеспечило процентный рост валового национального продукта, выразившийся в двузначных цифрах, оказалось палкой о двух концах во время кризиса 2008-2009 годов. Эстония, Латвия и Литва заслужили печальный титул стран, наиболее пострадавших от финансовой бури. Валовой национальный продукт Латвии упал на 18% в самый ужасный год кризиса, 2009.
Очень сложное переплетение в этих странах хрупкой экономической ситуации, деликатного политического равновесия, двусторонних отношений с российским гигантом и политики предоставления гражданства, проводимой национальными правительствами, дает весьма многогранную картину с трудно предсказуемым геостратегическим положением Восточной Европы. Начнем с Латвии, представляющей собой важный транспортный узел.
В 2010 году валовой национальный продукт Латвии едва достигал 90% того, который был зарегистрирован в последний год в бытность Латвии Советской Социалистической республикой в составе СССР в 1990 году. Высокий уровень безработицы (13,2% в мае) продолжает подпитывать бегство граждан в сторону Запада (особенно в англоговорящие страны). После распада Советского Союза население сократилось на 400 тысяч человек, а обеднение человеческими ресурсами еще более обострило этнические трения между российскими и латышскими гражданами.
Парламентские выборы в середине сентября были успешными для Saskaņas centrs (Центра Согласия, партии русского меньшинства, которая завоевала 31 из 100 мест в Сейме). Тем не менее, две умеренные правоцентристкие партии, возглавляемые бывшим президентом и уходящим премьер-министром, соответсвенно «Партия реформ Затлерса» и «Единство» сумели создать достаточно твердую платформу на базе общей программы, основанной на поддержке молодого премьер-министра Валдиса Домбровскиса. Две партии, могущие рассчитывать только на 42 голоса, должны были привлечь в правительство третью. Их выбор пал на партию латышских националистов «Все для Латвии», которые завоевали 14 мест в Сейме. Партия, победившая на выборах, к которой принадлежит и мэр Риги Нил Ушаков (первый русский, занявший такой пост после распада СССР) была отстранена от занятия правительственных должностей.
Только что сформированное правительство все равно должно преодолевать многочисленные препятствия. Райвис Дзинтарс, лидер националистической партии «Все для Латвии» уже заявил, что не собирается запрещать членам своей партии проводить «День легионера» 16 марта, когда латышские националисты отмечают участие во второй мировой войне своих соотечественников, сражавшихся в Латышском легионе СС в 15 и 19 немецких дивизиях (Waffen-Grenadier-Division der SS) на русском фронте. Премьер Домбровскис попросил членов правительства не принимать участия в торжествах, так как за рубежом косо смотрят на подобные мероприятия. Еще одно препятствие, которое может разрушить коалицию с националистической партией, касается их отказа поддержать умиротворяющее предложение «Партия реформ Затлерса» изменить юридический статус жителей, не являющихся гражданами Латвии, в основном русских, предоставив гражданство всем резидентам Латвии, родившимся после 1991 года.
Но самая яростная схватка касается языка. В Латвийской Республике только один официальный язык — латышский, русский язык абсолютно не признается, что выходит далеко за рамки возможности получения начального и среднего образования на русском языке. Движение «Все для Латвии», слившееся впоследствии с националистической партией, стало инициатором сбора подписей в преддверии референдума по поводу перехода системы образования на латышский язык, чтобы исключить русский язык из школ, дающих обязательное для всех образование. В программу партии между прочим был включен пункт о процентном увеличении этнических латышей с 59% до 75% в составе населения, предполагалось оказывать экономическую поддержку неэстонцам, которые намерены перебраться за рубеж, и предоставлять экономические льготы латышам из диаспоры, если они захотят вернуться на родину. Мотивация этой кампании заключалась не только в привлечении голосов в свою поддержку. Националистическая партия более чем удвоила количество голосов на выборах (на последних выборах в 2010 году партия завоевала 6 мест в Сейме), а для достижения этого результата она включила в свою программу некоторые вопросы, которые общественное мнение считает чувствительными. Не случайно, один известный латышский журнал некоторое время тому назад озаглавил одну из статей «Борьба не столько за язык, сколько за власть».
Русские тоже выдвигают подобные инициативы, только противоположно направленные. В ноябре движение русскоговорящих «Родной язык» организовало сбор подписей, чтобы сделать русский язык вторым официальным государственным языком. Их число достигло и перешагнуло кворум, необходимый (154.379 подписей) для запроса на внесение изменений в Конституцию. Тем не менее, для окончательного одобрения проекта закона необходимо квалифицированное большинство в парламенте, достичь которого невозможно, так как единственной силой, которая поддерживает эту инициативу, является «Центр Согласия». Неизбежное блокирование этого проекта закона парламентом приведет к проведению еще одного референдума по поводу ввода в действие проекта о конституционном изменении, для одобрения которого необходимо, чтобы за него проголосовала половина плюс один избиратель всех имеющих право на участие в выборах, то есть 771 тысяча избирателей. Несмотря на то, что битва за признание русского языка государственным является по существу проигранной, она, тем не менее, указывает на ухудшение отношений между двумя этническими компонентами республики. Эта борьба находит выражение и в виртуальном мире. Кампания протеста ведется в социальных сетях. На странице в Facebook мэра Ушакова помещен лозунг «Нет этнической дискриминации», что ясно указывает на ситуацию в Латвии и на восприятие частью ее жителей своего социально-политического положения.
Эстония
Самая северная из прибалтийских стран пережила интенсивную кампанию индустриализации в советский период. Так же как и в Латвии, масса иммигрантов, в основном неквалифицированных рабочих, привлеченных рабочими местами, отразилась на демографической ситуации. Этнические эстонцы составляли 90% в 1945 году, а в 1989 году их часть снизилась до 60% в пользу русских, которые составляют 29,7% населения.
Эстония тоже ввела два вида паспортов: серые — для не имеющих гражданства, и голубые — для эстонских граждан. Этот выбор привел к дальнейшей этнической изоляции для обладателей серых паспортов, среди которых уровень безработицы составляет 22,8%.Кроме того, только 6,5% среди них сносно говорит по-эстонски. Если к этим данным добавить, что только 4,3% этнических эстонцев хорошо говорят по-русски, то мы получим тревожную картину страны, где языковый разрыв следует за этническим и углубляет его.
Политическая арена отражает раскол в обществе. Правоцентристская либеральная партия Реформ Эстонии, вдохновляемая теорией монетаризма в духе Милтона Фридмана, и член международной либеральной партии вот уже в течение 15 лет доминирует в эстонском парламенте Рийгикогу. Лидер партии Андрюс Ансип занимает пост премьер-министра. Его противником является партия, выражающая интересы русского меньшинства (Eesti Keskerakond — эстонская Центристская партия), стоящая на левоцентристских позициях, которая набрала 23% голосов на прошлых выборах. Возглавляет ее Эдгар Сависаар, мэр Таллинна. Его тесные личные отношения с Путиным вместе с договором о сотрудничестве, заключенным с партией «Единая Россия», вызвали немало недоумения в стране по поводу реальной лояльности Центристской партии Эстонской Республике.
Трения между Россией и Эстонией не ограничиваются проблемами, связанными с политикой и гражданством. Свою роль сыграл и символический аспект принадлежности к той или иной стороне, конкретно воплотившийся для русских в Бронзовом солдате (советский мемориал павшим в борьбе против нацифашизма). Памятник, исторически располагавшийся в центре Таллинна, воспринимался эстонцами как тяжелое наследие советской оккупации. Два противоположных движения столкнулись в апреле 2007 года, когда правительство решило перенести памятник на окраину города, что вызвало эскалацию насилия между русскими и эстонцами.
26 и 27 апреля прошли в сватках между силами правопорядка и русскими, что привело к одному погибшему и 153 раненым. На переднем фронте выступили активисты «Ночного дозора», которые взялись проследить за всеми передвижениями памятника. Мэр Таллинна Сависаар заявил резкий протест против этой инициативы, что навлекло на него критику эстонского общественного мнения, заявившего, что он разжигает этническую рознь. Потом инциденты возникли и в России, эстонское посольство в Москве подверглось осаде. Впоследствии акции вылились в серию информативных атак, отправленных с российских серверов и поразивших эстонские сайты, обслуживающие общество, и к блокаде экспорта нефтепродуктов и угля из Таллиннского порта по решению Российской Федерации в качестве коммерческой мести. Длинная волна взаимных провокаций продолжалась до лета, когда Россия заявила официальный протест против ежегодной встречи эстонских ветеранов из 20 дивизии СС (20. Waffen-Grenadier-Division der SS), вспоминающих о своем участии во второй мировой войне.
В свете недавних опросов, когда 94% эстонцев заявили, что их друзья исключительно или в преобладающем большинстве тоже эстонцы, а 87% русских с серыми паспортами сообщили, что их дружеский круг ограничивается им же подобными, возникает картина расколой надвое страны, что бросает угрожающую тень на возможность гармонического и интегрированного социального развития маленькой республики.
Литва
Литва может похвастаться перед своими северными соседями значительной этнической однородностью состава ее населения ( примерно 85% литовцев). Благодаря этой особенности нет особых трений между различными этническими группа в этой самой южной из прибалтийских республик. Страна пошла по пути предоставления гражданства всем, подавшим запрос, не заставляя жителей республики сдавать экзамен по литовскому языку.
Несмотря на это Литва тоже переживает трудный социально-экономический момент. Уровень безработицы достиг 17,9% в 2010 году, а прироста населения нет вообще, оно убывает (-0,27%), один из наихудших показателей в мире. Из-за кризиса много жителей эмигрирует, население снизилось с 3.335.000 человек в 2009 году до 2.261.000 в 2010 году. Отношения с Российской Федерацией обуславливаются скорее экономическими вопросами и желанием забыть о прошлой принадлежности к СССР, чем социально-политическим противостоянием. Литва (за которой вскоре последует Эстония) стала первой европейской страной, которая ввела в действие Третий энергетический пакет ЕС, предусматривающий среди прочих положений разъединение управления сетями газопроводов и контроля за ними акционерных обществ. Россия приняла в штыки эту меру, так как Газпром является акционером литовской национальной энергетической компании Lietuvos dujos.
В намерения Литвы входит задача добиться отстранения российских компаний от стратегического контроля за поставками энергии в прибалтийские страны. Свой план Литва намерена осуществить, получив доступ к мировому снабжению сжиженным природным газом и построив регазификаторы, чтобы лишить русских контроля за своей энергетикой на основе третьего энергетического пакета. Кроме того, в стране делают ставку на шельфовый газ. Представители правительства даже приняли участие в Глобальной инициативе по разработке шельфового газа, проходившей в 2010 году в Соединенных Штатах.
Энергетическая шизофрения диктуется и внешними обстоятельствами, среди которых закрытие Игналинской атомной электростанции в 2009 году, как это было предусмотрено договором о присоединении Литвы к Европейскому союзу. Ее закрытие привело к резкому росту цен на энергию, что оказало негативный эффект на валовой национальный продукт Литвы свыше 1%. В качестве контрмеры Эстония, Латвия, Литва и присоединившаяся к ним Польша сотрудничают через свои национальные компании (Eesti energia, Latvenergo, Lietuvos energija) в строительстве ядерного реактора в Визагинасе. Недавний официальный визит латвийского премьер-министра Домбровскиса к его коллеге Кубилиусу говорит о том, что реализация проекта нуждается в ускорении. Он должен способствовать экономическому развитию региона и гарантировать большую независимость от мощного соседа.
Заключение
Были обсуждены наиболее критические аспекты внутренней политики и международных отношений в прибалтийских республиках. Есть конкретная надежда, что эти страны пойдут по пути Евросоюза, символом чего является присоединение Эстонии к зоне евро 1 января 2011 года. Тем не менее, критическая ситуация, в которой находится сама Европа, вместе с настойчивым возвращением на международную сцену России не оставляет места легкому отношению и поверхностному оптимизму по поводу будущего этого региона.
Банковский крах, который затронул на прошлых неделях литовский банк Snoras и контролируемый латвийский банк Krājbanka с вытекающими отсюда длинными очередями вкладчиков, как это уже происходило в Латинской Америке, и ренационализация авиакомпании АirBaltic, осуществленная Латвией, дают представление о том, насколько рост региона все еще находится под вопросом. Недавно британская газета «Daily Mail» хоть и под видом шутки на основе недавних пессимистических заявлений немецкого канцлера Ангелы Меркель опубликовала анализ будущих сценариев, которые могли бы развернуться в Европе. Британская газета, между прочим, предсказывает, что вслед за крахом евро и фактическим распадом Евросоюза, Россия может вернуться в прибалтийские страны, оккупировав Латвию уже в 2015 году, а в следующем году войдет в Эстонию и Литву, а также в Белоруссию и Молдавию. Речь идет о низкопробных политических фантазиях.
Тем не менее, именно геополитика, понимаемая как серьезная и ответственная дисциплина, учит нас, что ничто в истории не является неизменным, включая и предполагаемую необратимость процесса европейской интеграции.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.