что стало с парисом после падения трои
Что стало с парисом после падения трои
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Парис (Парйд), греч. — сын троянского царя Приама и его жены Гекубы, виновник троянской войны.
Парис (Парйд), греч. — сын троянского царя Приама и его жены Гекубы, виновник троянской войны.
В канун его рождения Гекубе приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, поджегший Трою. Приам обратился к прорицателю, и тот истолковал сон в том смысле, что Гекуба родит сына, который будет причиной гибели Трои. Будучи дальновидным правителем, Приам сразу же после родов велел отнести младенца на гору Иду и оставить там в лесной чаще. Однако, вопреки ожиданиям, мальчик не погиб: его нашла и вскормила своим молоком медведица, а затем его взял на свое попечение пастух Приама, Агелай, назвавший его Парисом и вырастивший из него красивого сильного юношу. После того как Парис отразил нападение шайки разбойников, друзья прозвали его Александром (это имя можно истолковывать как ’’защитник мужей” или как ’’защитник от мужей”). Парис-Александр понятия не имел ни о своем царском происхождении, ни о своей судьбе и был вполне доволен жизнью.
Однажды Парис пас свое стадо на склонах Иды и, как обычно, высматривал нимфу Энону, которая давно уже ему нравилась. Вдруг перед ним появился Гермес с тремя богинями: супругой Зевса Герой, богиней войны Афиной и богиней любви Афродитой — и подал ему золотое яблоко с надписью ’’Прекраснейшей!”. Гермес сообщил Парису, что по поручению Зевса он должен вручить яблоко той, кто, по его мнению, больше всех его заслуживает. Дело в том, что богиня раздора Эрида бросила это яблоко между тремя богинями на пиру в честь свадьбы царя Пелея и морской богини Фетиды. Прочтя надпись на яблоке, Гера тут же потянулась к нему, но ей помешали Афина и Афродита. Каждая считала самой прекрасной именно себя и недвусмысленно дала это понять двум другим претенденткам. Разгорелся спор, и богини обратились к Зевсу: пусть он примет решение, на то он и верховный бог. Но Зевс не проявил ни малейшего энтузиазма. Ему даже не нужно было быть всеведущим, чтобы знать: кому бы он ни присудил яблоко, остальные две богини затаят на него обиду. Поэтому Зевс решил избавиться от всех троих вместе с яблоком. Он призвал своего вестника Гермеса и велел ему отправиться вместе с ними на гору Иду под Троей. Там, мол, живет пастух Парис — человек непредвзятый, не имеющий представления о сложности всей проблемы и именно потому достаточно компетентный, чтобы решить спор.
Итак, Парис неожиданно для самого себя оказался в роли судьи на конкурсе красоты. По правде говоря, ему это было совсем ни к чему, и он уже было хотел просто-напросто сбежать от Гермеса, но сообразил, что поручение исходило от самого владыки богов и людей, и смирился. Неуверенно перебрасывая яблоко с руки на руку, Парис стал разглядывать богинь. Все они казались ему одинаково красивыми (или по-разному красивыми, что в данном случае одно и то же). Богини попытались помочь ему разобраться: каждая стала расхваливать свои прелести и порочить соперниц, но это еще больше сбило его с толку. Наконец в пылу спора богини перешли на способ аргументации, который человеческие законы квалифицируют как недозволенное давление на судью путем предложения взятки. Гера предложила Парису власть над всей Азией, Афина —- славу и победу в любой войне, Афродита пообещала отдать ему в жены красивейшую из женщин. Тогда Парис решил рассудить спор, исходя из собственных интересов. Зачем ему, простому пастуху, господство над всей Азией? Не нужны ему и войны, хотя бы и победные, ведь военное счастье изменчиво. А вот получить в жены прекраснейшую из женщин — почему бы и нет? И он подал яблоко Афродите.
По единодушному мнению богов и людей, прекраснейшей из женщин была Елена, дочь Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея. Именно ее имела в виду Афродита — но загвоздка была в том, что Елена уже стала женой Менелая, преемника Тиндарея на спартанском троне. Однако в глазах всемогущей богини любви и красоты эта проблема выглядела легко разрешимой. Для начала Парису нужно было узнать о своем царском происхождении, и вскоре это произошло.
Так как Гекуба все еще оплакивала сына, отданного на растерзание лесным зверям, Приам решил устроить в память о нем торжественные игры. Победителю был обещан лучший бык из царских стад, которые паслись на склонах Иды. По воле случая этот бык оказался именно в стаде Парис, и к тому же был его любимцем. Поэтому Парис решил сам отвести быка в город и заодно посмотреть, кому он достанется. Увидев борцов, состязавшихся на играх, Парис решил, что он вполне мог бы померяться с ними силами. А в случае победы выращенный им красавец бык вернется к нему! Воодушевленный этой перспективой, Парис попросил разрешения участвовать в состязаниях и благодаря своей силе и ловкости победил всех, включая общепризнанного фаворита Гектора, старшего сына Приама.
Парис быстро освоился со своим новым положением и на радостях почти забыл о своей встрече с богинями. Зато богини ничего не забыли. Гера и Афина, оскорбленные в своем женском тщеславии, начали ковать планы мести, Афродита же готовилась выполнить свое обещание. Она вселила в Париса желание жениться и внушила ему мысль отправиться в Спарту, известную отвагой мужчин и красотой женщин. О том, что произошло далее, достаточно подробно рассказано в статьях ’’Елена” и ’’Менелай” (а также ’’Агамемнон”, ’’Одиссей” и других). Афродита сдержала свое слово, но Гера с Афиной тоже не теряли времени даром. Похищение Елены (и царской казны) Парисом привело к тому, что стотысячное объединенное войско ахейцев прибыло к Трое на 1186 кораблях, разбило укрепленный лагерь под ее стенами и приступило к осаде города. Десять долгих лет продолжались бои под Троей (Илионом), и единственным их результатом были горы павших с обеих сторон.
Не было сомнений, что Парис проиграл, однако Елену он так и не вернул. А затем троянский союзник Пандар нарушил перемирие, скрепленное клятвой, и троянцам пришлось вести войну вопреки праву и торжественному договору, а такие вещи добром не заканчиваются. Так Парис стал виновником не только троянской войны, но и гибели Трои.
Парис — личность малосимпатичная. Тем не менее его имя запечатлелось в памяти людей куда основательнее, чем имена многих ’’героев без страха и упрека”, — может, из-за его страсти к Елене, потому что за большую любовь многое прощается; может, из-за его решения в споре трех богинь, которое по-человечески наиболее понятно; но, может, и потому, что ’’без него не было бы ’’Илиады”. Правда, в этом эпосе не говорится ни о его победе над Ахиллом (если это можно называть победой), ни о гибели самого Париса от стрелы Филоктета (’’Илиада” заканчивается погребением Гектора). В ’’Одиссее” о Парис не сказано ни слова. Его судьба после смерти Гектора изложена в так называемой ’’Малой Илиаде”, приписываемой Jlecxy из Митилены. И, конечно, Парис фигурирует в любом из бесчисленных последующих произведений, посвященных горькой судьбе Трои.
Парис изображен на множестве античных ваз, рельефов, мозаик; основные сюжеты: ’’Похищение Елены” и ’’Суд Париса”. Принято считать, что бронзовая статуя ’’Юноша из Антикиферы”, изготовленная, скорее всего, Эвфранором ок. 340 г. до н. э. и выловленная в 1900 г. из моря, изображает Париса.
Назовем наиболее значительные произведения европейских художников, посвященные этому мифическому персонажу. Картины на тему ’’Суд Париса” писали: флорентийский аноним в середине 15 в., Джорджоне или один из его учеников (после 1507, картина сгорела во время бомбардировки Дрездена в 1945), Рубенс (в 1626—1639 написал целых четыре картины на этот сюжет), Альбани (картина, созданная в первой половине 17 в., хранилась в мадридском музее Прадо и в 1968 была уничтожена каким-то вандалом), Буше (1754), Гоген (1903, находится в Пражской Национальной галерее), Ренуар (1914, им же создана в 1905 одноименная скульптура). ’’Пастух
Парис” — автопортрет Ван Дейка (1621—1628), ”Парис и Елена” — картина Давида (1788).
В современном языке имя Парис стало синонимом слова ’’красавец”, ’’соблазнитель”: ’’Парис окружных городков,/Подходит к Ольге Петушков…” — А. С. Пушкин, ’’Евгений Онегин”, V, 37—39.
И в заключение отметим, что второе имя Парис, Александр, — единственное историческое имя в Трое героической эпохи: оно зафиксировано в клинописных документах хеттов — народа, соседствовавшего с Йлионом, т. е. Троей. В них сообщается, что на рубеже 14—13 вв. до н. э. хеттский царь Муваталлиш заключил договор с царем Уилуса (Илиона) по имени Алаксандрус.
Парис – почему дар Афродиты оказался роковым для царевича?
Люди часто заявляют, что ради любви готовы на всё, но далеко не каждый решится повторить поступок Париса, знаменитого троянского царевича. Этот мужчина считается неоднозначным персонажем мифов, ведь ради возлюбленной он готов был пожертвовать родным городом.
По сути, его поступок привёл к войне, в которой погибло немало троянцев и греков. Несмотря на это, древнегреческие философы, поэты воспевали Париса и силу его чувства. Но это – финал истории. А с чего же начинается жизнь Париса? Что было с ним до встречи с красавицей Еленой и после неё?
Непридуманный царевич
О Парисе в своих творениях писали Софокл и Еврипид, однако настоящую популярность красавец-царевич приобрёл раньше, благодаря Гомеру, что подробно рассказал о жизни своего героя.
В своей «Илиаде« автор настолько реалистично поведал историю Париса, что и сегодня исследователи затрудняются сказать: только ли мифическим был этот персонаж или он существовал на самом деле?
Интересно, что на равнине Кебрения в Троаде находится настоящая могила царевича и его первой жены. А если вы переосмыслите сюжет мифа о Троянской войне, исключив богов Олимпа, то получится соответствие реальным историческим событиям. На мой взгляд, образ Париса вполне мог быть списан с настоящего царевича, жившего в то время.
Антоний Бродовский «Парис во фригийском колпаке», 1812 год
Местонахождение: Национальный музей в Варшаве, Польша
Непростое детство Париса
Несмотря на то, что Парис являлся отпрыском правящей семьи Трои, детство его нельзя назвать лёгким. Его родителями были Приам и Гекуба. Незадолго до его рождения мать увидела сон, в котором рожала горящий факел, увитый множеством змей.
Напуганные таким кошмаром, Гекуба и Приам после появления Париса велели рабу отнести младенца на высокую гору, оставив его там. К счастью для малыша, ему несказанно повезло. Его заметила медведица, что вскормила человеческое дитя своим молоком. Благодаря этому Парис смог выжить.
Джулио Романо «Сон Гекубы», XVI век
Местонахождение: Герцогский дворец в Мантуе, Италия
Сам раб Агелай, что являлся исполнителем приказа царя, не мог успокоиться. На пятый день он вернулся на гору и нашёл мальчика живым и здоровым. Мужчина забрал ребёнка и воспитал как родного сына.
Повзрослевший Парис стал настоящим красавцем. Однажды во время выпаса овец он заметил нимфу Энону, что гуляла неподалёку. Красота юноши покорила её, и она вскоре дала согласие стать его женой. Но, увы, Париса нельзя было назвать примерным семьянином.
Якоб де Вит «Парис склоняется над Эноной», 1737 год
Местонахождение: Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды
Парис и проделки богинь
В один из дней, когда он отправился на пастбище, покровительница раздора Эрида решила посеять ссору между верховными богинями Олимпа. Она бросила яблоко с надписью “Прекраснейшей”, которое Парис должен был вручить одной из небожительниц – Афродите, Гере или Афине.
Конечно, богини пошли на женские уловки, принявшись обещать пастуху свои щедрые дары. Недолго думая, Парис выбрал “подарок” Афродиты – любовь самой красивой женщины Греции. В итоге Гера и Афина затаили обиду на столь неразумного судью.
Во время состязаний, происходивших в Трое, Париса вдруг увидела его сестра, Кассандра, обладающая даром предвидения. Именно она узнала в прекрасном юноше своего брата, о чём сообщила родителям.
Тогда уже приёмному отцу Париса пришлось рассказать историю спасения мальчика. В один день пастух Парис стал царевичем, что обязан был справляться со множеством дел.
Жан-Батист Фредерик Десмаре «Пастух Парис», 1787 год
Местонахождение: Национальная галерея Канады
Любовь Париса и Троянская война
Первым дипломатическим заданием Париса стало путешествие в Спарту, где правил Менелай. Юноша был рад дружелюбию и гостеприимству царя, но именно там он встретил самую красивую гречанку – Елену.
По иронии судьбы, она являлась женой Менелая, что искренне считал Париса своим другом. Богиня Афродита, как и обещала, сдержала своё слово, и чувство Париса нашло ответ в сердце Елены.
Жак Луи Давид «Елена Прекрасная и Парис», 1788 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Понимая, что такой поступок приведёт к трагедии, Парис не смог противостоять любви. Воспользовавшись доверием Менелая, он украл Елену и увёз её в Трою. Это стало началом долгой и кровопролитной Троянской войны.
На девятый год битвы Менелай предложил Парису бой один-на-один, что должен был решить исход войны. Во время этого противостояния Менелай имел преимущество, но Афродита спасла Париса, унеся его за стены Трои.
Мастерская Франса Франкена Младшего «Похищение Елены»
Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Смерть от стрелы
И всё-таки Парис в поединке с Менелаем считался проигравшим. По всем правилам он должен был вернуть Елену законному мужу, но царевич делать этого не стал. Более того, он не был активным участником Троянской войны, за что соотечественники нередко ругали Париса.
Однако он всё же сумел отличиться. Стрела Париса попала в пятку Ахиллеса и сразила великого героя Греции. Казалось, победа на стороне Трои.
Смерть настигла Париса также во время боя. Ядовитая стрела грека Филоктета нанесла смертельную рану царевичу. Он знал, что помочь ему сможет нимфа Энона, его первая супруга. Он отправился в лес, где жила нимфа, но та отказалась помогать, помня о предательстве мужа.
Антуан Томас «Энона отказывается спасать Париса», 1816 год
Местонахождение: Школа изящных искусств, Париж, Франция
После нескольких часов мучений и раздумий Энона, что по-прежнему любила Париса, схватила лечебные травы и бросилась к тому месту, где остался супруг. К несчастью, она нашла его уже мёртвым. Пережить этого нимфа не могла. Во время похорон возлюбленного она бросилась в его погребальный костёр.
Судьба возлюбленной Париса, Елены Прекрасной, также оказалась трагической. Предание о любви царевича показывает нам, насколько безрассудным и “слепым” может оказаться человек во власти своих чувств. Амбиции и любвеобильность Париса заставили его выбрать дар Афродиты, что в итоге оказался роковым – как для него, так и для двух женщин, любивших троянского красавца.