что стало с натальей в тихом доне
Наталья Мелехова
История персонажа
Персонаж романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Жена главного героя, казака станицы Вешенской Григория Мелехова. Вышла замуж за мужчину, который не любил ее и женился исключительно по воле отца.
История создания
Шолохов работал над романом «Тихий Дон» пятнадцать лет, с 1925 года по 1940 год. Всего писатель создал четыре тома, которые публиковал по отдельности, по мере завершения работы над каждым. Первые три тома в течение нескольких лет выходили в литературном журнале «Октябрь», а четвертый том опубликовали в журнале «Новый мир». За роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе в 1965 году.
Изначально Шолохов собирался написать роман о революции на Дону, и события начинали разворачиваться с лета 1917 года. Однако работа над текстом быстро зашла в тупик, потому что Шолохов понял, что без предыстории читатель романа не поймет. На обдумывание текста и сбор необходимых для работы материалов у Шолохова ушел год. Позднее автор начал работу с начала, и действие романа переносится в предвоенные годы. После выхода романа Шолохов стал знаменитым.
«Тихий Дон»
Начало романа приходится на 1912 год, Наталье в это время 18 лет. Это хозяйственная девушка, которая постоянно трудится дома и на полях, занимается рукоделием. Героиня красива, смугла и сероглаза, у нее прямые черные волосы. Наталья нарядной появляется в церкви, слывет в округе перспективной невестой, но робка характером. Наталья — бесхитростный и правдивый человек, часто смущается. От постоянной работы руки героини стали крупными и шершавыми.
Отец героини — богатый казак Мирон Коршунов. У Натальи есть две младшие сестры — двенадцатилетняя Маришка и восьмилетняя Грипка, баловница и пройдоха, а также брат Митя. Отец относится к Наталье с любовью. Нрав у героини смиренный, о чем неоднократно упоминается. Наталья боится возражать людям, никогда не поднимает голоса и «не выходит из-под власти». Дома Наталья послушна и почтительна, прислуживает деду — чинит его одежду, обстирывает, вяжет чулки.
Григорий Мелехов и Наталья Коршунова
Несмотря на то, что Коршуновы — самая богатая на хуторе семья, которая держала достаточно работников, детей там приучали к суровому труду и заставляли много работать. В результате Наталья выросла серьезной и строгой бабой, не склонной к «баловству», веселью и развлечениям. Героиня с брезгливостью относится к легкомысленным девушкам, которые позволяют себе любовные увлечения.
Героиня хорошо умеет скрывать чувства, не склонна делиться с близкими печалью и показывать тем собственное эмоциональное состояние. Если Наталья горюет, то делает это втихомолку, молча переживает измены мужа. Григорий считает жену «леденистой» — медлительной и равнодушной, не способной на страсть.
Тем не менее, за Григория Мелехова героиня выходит по любви, в то время как сам жених никаких чувств к девушке не испытывает и берет ее «по расчету» — как хозяйственную бабу из богатой семьи. Наталья же выходит замуж за Григория по собственному выбору, отказав другим, более видным и богатым женихам. Наталья согласна скорее отправиться в монастырь, чем выйти за другого, и родители дают девушке возможность сделать выбор самостоятельно.
Григорий Мелехов
После свадьбы Наталья переезжает в дом мужа и там приходится по нраву родителям Григория из-за тихого характера и трудолюбия. Сам же Григорий от холодной и тихой жены не в восторге и скучает по любовнице Аксинье, которую по-прежнему любит. В отличие от страстной Аксиньи, Наталья была зажата и покорна в постели, «неохоча» до ласк, так что и сам Григорий проводил ночи с законной женой «по обязанности».
Проходит совсем немного времени после свадьбы, и Григорий бросает Наталью, уходит от той к Аксинье, с которой живет в имении некоего пана Листницкого.
Наталья воспринимает уход Григория как незаслуженную и нежданную обиду. Героиня даже приходит к отцу, которому рассказывает о поступке мужа и просит забрать ее обратно в родительский дом.
Аксинья Астахова
С точки зрения Натальи, она ничем не оскорбила мужа, героиня не понимает, почему тот ушел из дому, не сказав ни слова. Отец героини, Мирон, только злится на дочь из-за того, что та унижается перед неверным мужем, а заодно вынуждает переживать унижение и самого Мирона.
По хутору после ухода Григория начинают ходить оскорбительные сплетни о Наталье. Однажды героиня слышит разговор соседей, которые возводят на нее напраслину. В тот же день Наталья пытается покончить с собой, но остается жива. На шее у героини после этого случая остаются шрамы. Из-за поврежденной «жилы» Наталья криво держит голову, как «паралитик», но по-прежнему остается молодой и довольно привлекательной женщиной.
Внешность Натальи Мелеховой
После этих событий Наталья чувствует себя чужой в родительском доме. Кроме того, героине неловко смотреть на родных после попытки самоубийства, женщина чувствует, что отдалилась от них. В результате Наталья принимает решение переехать к Мелеховым, родителям Григория. Отец не желал отпускать Наталью, пытался стыдить и разубеждать, но Наталья все же переехала. Старики Мелеховы принимают героиню как родную.
Наталья продолжает надеяться, что муж к ней вернется, хранит верность и с тоской ждет от Григория писем, хотя сама не пишет ему. Привязанность Натальи к мужу Шолохов называет «собачьей». Накопившуюся агрессию героиня не обращает на мужа, а вымещает на Аксинье, считая, что та «отбила» Григория и сломала героине жизнь.
Аксинья же не без оснований считает, что это Наталья отняла у нее возлюбленного. Дело в том, что Наталья еще до свадьбы знала о любовной связи между Аксиньей и Григорием, но проигнорировала этот факт и вышла замуж за героя. Когда Наталья приходит к Аксинье с просьбой «отдать» мужа, та называет героиню «гадюкой подколодной».
Свадьба Григория Мелехова и Натальи Коршуновой
Позже, однако, Аксинья изменяет Григорию, и тот возвращается к жене. Наталья чувствует себя счастливой и даже начинает проявлять любовную страсть. У Натальи рождается двойня, мальчик и девочка, и героиня посвящает себя детям. За шесть лет совместной жизни Григорий свыкается с Натальей, а после появления детей перестает относиться к героине с неприязнью и по-своему даже привязывается к ней.
Однако судьба немилосердна к Наталье, и через некоторое время любовная связь между Григорием и Аксиньей вспыхивает опять. Наталья как раз беременеет снова, когда узнает, что муж опять встречается с любовницей. Терпеливая Наталья понимает, что не в состоянии дальше так жить, и не желает рожать детей от мужчины, который ее не любит. Женщина решает сделать аборт и разъехаться с мужем, забрать детей и с ними уйти жить к родителям. Однако аборт проходит неудачно, и Наталья умирает. На этом трагическая биография героини завершается.
Наталья Мелехова и Аксинья Астахова
Наталья — красивая женщина, которая «в глаз шибается». Героиня хороша собой, с тонким ладным станом, но Наталье не хватает пылкости и яркого темперамента Аксиньи, любовницы Григория Мелехова. Аксинья живет с мужем по соседству с Мелеховыми. Однажды муж Аксиньи отправляется на военные сборы, и у Григория Мелехова тут же вспыхивает с соседкой бурный роман.
Аксинья — порывистая и искренняя женщина, которой безразлично, что скажут люди. Григория и Аксинью объединяют способность без оглядки погружаться в чувства и страстность натуры. В Аксинье сильно женское начало, героиня притягательна для мужчин, чувственная и пылкая. Аксинья погибает, сраженная пулей, в финале романа, когда герои под покровом ночи отправляются к станице Морозовской. После этого герой погружается в депрессию.
Григорий Мелехов
Наталья у Григория не вызывает никаких чувств. Даже на свадьбе герой уделяет больше внимания тому, как ведут себя гости за столом, чем юной невесте. Привязанность к законной жене просыпается в Григории только после того, как рождаются дети. Сама Наталья относится к мужу с преданностью и нежностью, проявляет во всем послушание и покорность, а в чувственном отношении ведет себя стыдливо и целомудренно.
Экранизации
Первая экранизация «Тихого Дона» вышла в 1930 году. Это черно-белый мелодраматический фильм, снятый режиссерами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым. Роль Натальи там сыграла актриса Раиса Лужная. Фильм изначально выпущен немым и озвучен только в 1933 году.
Зинаида Кириенко в роли Натальи Мелеховой
В 1958 году вышла трехсерийная военная драма «Тихий Дон» с актрисой Зинаидой Кириенко в роли Натальи. Фильм снят режиссером Сергеем Герасимовым на киностудии имени Максима Горького. Михаил Шолохов первым посмотрел только что смонтированную ленту и остался доволен, хотя между фильмом и романом есть некоторые расхождения. Во имя идейных соображений из сценария убрали те эпизоды, где «красные» проявляли жестокость и непорядочность, зато преувеличили отрицательные «черты» белых.
В 2006 году вышел сериал «Тихий Дон» из семи эпизодов. Это совместный проект России, Великобритании и Италии, сериал вышел на английском языке. Снят режиссером Сергеем Бондарчуком. Роль Григория Мелехова исполнил британский актер Руперт Эверетт, который был ошеломлен предложением сыграть казака и счел роль безусловно интересной, но при этом «кошмарной» в плане работы. В русской версии роль озвучил актер Максим Суханов. Образ Натальи в сериале воплотила российская актриса Алена Бондарчук, которая назвала эту роль лучшей в своей карьере.
Алена Бондарчук в роли Натальи Мелеховой
Съемки сериала велись в России и Украине, причем многим российским актерам пришлось спешно выучить английский язык. Отснятые материалы монтировались в Италии на студии «Чинечита». Работа над сериалом была на несколько лет заморожена из-за юридических трудностей и смерти режиссера.
В итоге проект доснял и смонтировал Федор Бондарчук — сын Сергея Бондарчука, и в 2006 году сериал вышел на экраны. Идеологическая и военная сторона романа в сериале нивелирована. Женские образы излишне осовременены — героини ходят с непокрытой головой и носят стрижки, которые в те времена считались неприличными.
Дарья Урсуляк в образе Натальи Мелеховой
В 2015 году вышел еще один сериал «Тихий Дон», на этот раз – чисто российский проект из четырнадцати эпизодов. Сериал снял режиссер Сергей Урсуляк, роль Натальи исполнила актриса Дарья Урсуляк. Здесь также сведена к минимуму идеологическая составляющая, отсутствуют некоторые важные для понимания сюжета сцены и герои. Сериал снимали на берегах Дона, в станице Еланской, в степи и на хуторе Малый Громчонок.
Цитаты
«И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так. Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются. В стану — перервать можно, как оса; глазюки — черные, здоровющие, стригеть ими, как сатана, прости бог».
«Все вы как красные девки! И хочется, и колется, и маменька не велит».
«- Помнишь, он говорил, будто Кудинов приезжал и он с ним просидел? Брехня! Он у Аксиньи был.
Ошеломленная, побледневшая Наталья молча ломала в пальцах сухую веточку донника.
— Ты не серчай, Наташа, на меня. Я и сама не рада, что призналась тебе. »
«Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Что стало с натальей в тихом доне
24 часа за жизнь! #Жизнь_бесценный_дар запись закреплена
Из книги М. Шолохова «Тихий Дон» (смерть Натальи от аборта)
Ильинична закрыла окно, подошла к кровати. Как страшно переменилась Наталья за одну ночь! Сутки назад была она, как молодая яблоня в цвету, — красивая, здоровая, сильная, а сейчас щеки ее выглядели белее мела с обдонской горы, нос заострился, губы утратили недавнюю яркую свежесть, стали тоньше и, казалось, с трудом прикрывали раздвинутые подковки зубов. Одни глаза Натальи сохранили прежний блеск, но выражение их было уже иное. Что-то новое, незнакомое и пугающее, проскальзывало во взгляде Натальи, когда она изредка, повинуясь какой-то необъяснимой потребности, приподнимала синеватые веки и обводила глазами горницу, на секунду останавливая их на Ильиничне…
Пока кипятили воду, фельдшер вышел в кухню. На немой вопрос старика безнадежно махнул рукою.
— К обеду отойдет. Страшная потеря крови. Ничего нельзя сделать! Григория Пантелеевича не известили?
Пантелей Прокофьевич, не отвечая, торопливо захромал в сенцы. Дарья видела, как старик, зайдя под навесом сарая за косилку и припав головой к прикладку прошлогодних кизеков, плакал навзрыд…
Фельдшер пробыл еще с полчаса, посидел на крыльце, подремал под лучами восходившего солнца, потом, когда вскипел самовар, снова пошел в горницу, впрыснул Наталье камфоры, вышел и попросил молока. С трудом подавляя зевоту, выпил два стакана, сказал:
— Вы меня отвезите сейчас. У меня в станице больные и раненые, да и быть мне тут не к чему. Все бесполезно. Я бы с дорогой душою послужил Григорию Пантелеевичу, но говорю честно: помочь не могу. Наше дело маленькое — мы только больных лечим, а мертвых воскрешать еще не научились. А вашу бабочку так разделали, что ей и жить не с чем… Матка изорвана, прямо-таки живого места нет. Как видно, железным крючком старуха орудовала. Темнота наша, ничего не попишешь!
Через час Наталье стало хуже. Она поманила пальцем к себе детей, обняла их, перекрестила, поцеловала и попросила мать, чтобы та увела их к себе. Лукинична поручила отвести ребятишек Грипашке, сама осталась около дочери.
Наталья закрыла глаза, сказала, как бы в забытьи:
— Так я его и не увижу… — Потом, словно что-то вспомнив, резко приподнялась на кровати. — Верните Мишатку!
Угрюмоватый, с неласковым мелеховским взглядом Мишатка несмело подошел к кровати. Резкая перемена, происшедшая с лицом матери, делала мать почти незнакомой, чужой. Наталья притянула сынишку к себе, почувствовала, как быстро, будто у пойманного воробья, колотится маленькое Мишаткино сердце.
— Нагнись ко мне, сынок! Ближе! — попросила Наталья.
Она что-то зашептала Мишатке на ухо, потом отстранила его, пытливо посмотрела в глаза, сжала задрожавшие губы и, с усилием улыбнувшись жалкой, вымученной улыбкой, спросила:
— Не забудешь? Скажешь?
— Не забуду… — Мишатка схватил указательный палец матери, стиснул его в горячем кулачке, с минуту подержал и выпустил. От кровати пошел он, почему-то ступая на цыпочках, балансируя руками…
Наталья до дверей проводила его взглядом и молча повернулась к стене.
В полдень она умерла.»
Сейчас, конечно, аборты делаются не такими топорными методами, но вреда здоровью женщины не меньше. И пусть каждая, кто хочет сделать аборт, сначала прочтет этот отрывок и потом еще раз подумает, чего она хочет себе: добра или зла.
Образ и характеристика Натальи Мелеховой в романе «Тихий Дон» (Наталья Коршунова): описание внешности и характера
Свадьба Григория и Натальи. Художник О. Верейский |
Донская казачка Наталья Мелехова (Коршунова) является одной из центральных героинь романа «Тихий Дон» Шолохова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера.
Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»
Образ и характеристика Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе «Тихий Дон»: описание внешности и характера
«Девка — нечего бога-милостивца гневовать — всем взяла: что на полях, что дома…»
«Хучь бы и Наталья — да таких-то девок по белу свету поискать! Работа варом в руках: что рукодельница! Что хозяйка! И собою, уж вы, люди добрые, сами видите.»
«Наталья… Наталья — девка красивая… Дюже красивая. Что ж, женись. Надысь видела ее в церкви… Нарядная была…»
«В дверях несмело стала невеста, смуглыми пальцами суетливо перебирая оборку фартука.»
«Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди. «
«. всю ее — с головы до высоких красивых ног.»
«. подумал: «Хороша» — и встретился с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня». — «Славная», — ответил Григорий глазами и улыбкой.»
«Григорий искоса поглядывал на Наталью. И тут в первый раз заметил, что верхняя губа у нее пухловата, свисает над нижней козырьком. Заметил еще, что на правой щеке, пониже скулы, лепится коричневая родинка, а на родинке два золотистых волоска, и от этого почему-то стало муторно.»
«Держа в своей руке шершавую крупную руку Натальи, Григорий вышел на паперть.»
«Платок ее сбился на спину, гладко причесанные черные прямые волосы свисали на бледные уши.»
«На висках ее, у гладко причесанных черных волос, глянцевител пот, масленой нездоровой поволокой подернулись глаза.»
«. уронив большие рабочие руки. «
«. гладила горячей черствой рукой его сухую коричневую руку.»
«. глядела на прядь прямых черных волос, упавших из-под платка на руку Натальи.»
«. Ильинична положила свою загрубелую от работы руку на голову снохи, гладя черные глянцевитые волосы, сурово сказала. «
«Наталья — старшая дочь — была у отца любимицей, оттого не теснил ее выбором.»
«Две младшие Натальины сестренки: Маришка — подросток лет двенадцати, и Грипка — восьмилетняя пройдоха и баловница. «
«Дите, таких-то и на свете нет! Была б тебе слухменая и почтительная, уж эта из-под власти не выйдет. Слово, милая свашенька, вспоперек боится сказать.»
«Известие о том, что Наталью сватают, принял он с внешним спокойствием, но в душе горевал и злобился: Наталья за столом подсовывала ему лучший кусок. Наталья стирала его бельишко, штопала, вязала чулки и чинила шаровары и рубахи. «
«Коршуновы слыли первыми богачами в хуторе Татарском.»
«Коршуновы для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать.»
«Мирон Григорьевич детей школил; не глядя на свое богатство и на то, что помимо них были работники, заставлял работать, приучал к делу.»
«Славная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет. Чтоб баловство какое аль ишо чего — нету за ней этого.»
«Она всегда относилась к Дарье и ее нечистоплотным любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости.»
«. было похоже, что втихомолку о чем-то крепко горюет Наталья, но ни с кем из близких о своем горе ни разу и словом не обмолвилась, никому не пожаловалась и всячески скрывала, что ей тяжело.»
«Наталья молча и глубоко, с присущей ей скрытностью переживала новый отход Григория к Аксинье.»
«. при рождении наделила ее мать равнодушной. медлительной кровью. «
«Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!»
«Не нужны мне, батенька, другие… — Наталья краснела и роняла слезы. — Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…»
«Еще в прошлый мясоед наезжали сваты издалека, с речки Цуцкана, богатые невпроворот староверы-казаки; прибивались и с Хопра сваты и с Чира, но женихи Наталье не нравились, и пропадала даром сватовская хлеб-соль.»
«Работящая Наталья вошла свекрам в душу.»
«. по ночам, по обязанности лаская жену, горяча ее молодой своей любовной ретивостью, встречал Гришка с ее стороны холодок, смущенную покорность. Была Наталья до мужниных утех неохоча, при рождении наделила ее мать равнодушной. медлительной кровью. «
«Ушел он, — глотая сухмень рыдания, икнула Наталья и, мягко качнувшись, упала перед отцом на колени. — Батянюшка, пропала моя жизня. Возьми меня оттель! Ушел Гришка с своей присухой. Одна я! Батянюшка, я как колесом перееханная. — часто залопотала Наталья. «
«Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила. «
«. исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной, незаслуженной обидой.»
«Не слыхал, что она руки на себя накладывала?»
«Разве можно так над живым человеком? А. Раз смерти себя предавала и теперь калека…»
«Она видела, что Наталья, несмотря на слегка покривленную шею, так же хороша, как и раньше, — щеки ее и рот свежи, не измяты временем. «
«Наталья спортилась с того разу… Голову криво держит, будто параликом зашибленная. Жилу нужную перерезала, вот шею-то кособочит.»
«. пыталась и не могла выпрямить изуродованную шею; оттого казалось, что смотрит она куда-то в сторону.»
«Мирон Григорьевич злился на Наталью за то, что она унижается перед Григорием, ждет от него милостыни. И его, Мирона Григорьевича, заставляет переживать подобное же унижение.»
«Пришла Наталья к свекрам после долгих колебаний. Отец ее не пускал, покрикивал и стыдил, разубеждая, но ей неловко было после выздоровления глядеть на своих и чувствовать себя в родной когда-то семье почти чужой. Попытка на самоубийство отдалила ее от родных.»
«Она нам лучше родной! Замолчи ты! — крикнул Пантелей Прокофьевич и встал.»
«Наталья работала у свекра и жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма.»
«. она ждала поклона от Гриши и хоть легкого, хоть вскользь, упоминания о ней — в награду за ее собачью привязанность, за верность.»
«…баба высохла по нем, иной окромя нету ей жизни.»
«Ты отбила у меня мужа… Отдай мне Григория. Ты… мне жизню сломила… Видишь, я какая…»
«Вот она — законная брошенная жена — стоит перед ней приниженная, раздавленная горем. «
«И ты пришла просить, чтоб я его бросила? — задыхалась Аксинья. — Ах ты гадюка подколодная. Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я… Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла? Я вернула свое, он мой. У меня дите от него, а ты…»
«Наталья не сводила с мужа влюбленных, горячих и затуманенных глаз.»
«. в начале осени прошлого года родила Наталья двойню. Ухитрилась угодить свекрам, родив мальчика и девочку.»
«Всю жизнь вбивала в детей, стала неряшливей к себе, все время, свободное от работы по домашности, тратила на них. «
«Расцвела и похорошела она диковинно. Гладко причесанные черные блестящие волосы, собранные позади в тяжелый узел, оттеняли ее радостно зарумянившееся лицо.»
«. подошла к Григорию, села около, бескрайне счастливыми глазами долго обводила всего его. «
«Григорий положил руку на широкую, рабочую спину жены, в первый раз подумал: «Красивая баба, в глаза шибается… Как же она жила без меня? Небось, завидовали на нее казаки, да и она, может, на кого-нибудь позавидовала.»
«. он по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет. «
«Нет, раньше никогда он не баловал ее лаской. Аксинья заслоняла ее всю жизнь.»
«Было время, когда Григорий ничего не питал к жене, кроме холодного безразличия и даже неприязни, но за последние годы он стал иначе относиться к ней, и основной причиной перемены, происшедшей в его отношении к Наталье, были дети.»
«Наталья медленно оправлялась после тифа.»
«Заберу детей и уйду к своим. Больше жить с ним не буду. Нехай берет ее в дом, живет с ней. Помучилась я и так достаточно.»
«Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить!»
«Григорий страдал не только потому, что он по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти.»
«. со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему. все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором. «
«Маманька, когда лежала в горнице… когда она ишо живая была, подозвала меня и велела сказать тебе так: «Приедет отец — поцелуй его за меня и скажи ему, чтобы он жалел вас».» (Мишатка передает отцу пожелание матери)
Это был цитатный образ и характеристика Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера героини в цитатах.