что стало с людмилой любимовой
Воспитание «по-мосейцевски»
Благие намерения
В начале 2000-х годов бывшей москвичке 1947 года рождения Людмиле Любимовой органы опеки отдали на воспитание сразу шесть детдомовских девчушек 2001-2002 годов рождения. То обстоятельство, что женщина жила (и до сих пор, кстати, живет) по советскому паспорту, не желая его менять в силу каких-то своих убеждений, никого не смутило. Как и тот факт, что она была одинока и нигде не работала. До такой степени не смутило, что в 2007 году Ростовский районный суд отдал Любимовой девочек уже «в дочери». После установленного законом удочерения девочки получили фамилию матери и новые имена. А еще права семьи, в которую, в общем, лишний раз с проверкой не придешь.
Но потом вокруг домов выросли глухие заборы, и общение с местным населением фактически сошло на нет. Девочкам Любимовым контактировать с селянами вообще категорически запрещалось. Со священником местного храма «матушки» тоже оказались в конфликте. Первые сигналы о неблагополучии в мосейцевском «приюте» появились, когда оттуда сбежала женщина с тремя родными детьми, которую там приютили в 2008 году, спасая от насилия мужа. Но местные органы опеки и региональный детский омбудсмен после проверок все подозрения отметали, утверждая, что «обстановка в доме абсолютно нормальная», дети здоровы, поют хором, а холодильник полон продуктов.
Девочки для битья
Изменить свое мнение им пришлось 22 ноября 2014 года, когда в доме Любимовой было обнаружено тело донельзя исхудавшей 13-летней Тани со следами побоев. Причем девочку, до прихода медиков и полиции, уже успели обмыть и одеть.
«Воспитательные» процедуры, приведшие к летальному исходу, проводились с 14 по 15 ноября: сначала Рифа Гусманова поколотила девочку по голове и телу за отказ от пищи. Следующая порция ударов тем же предметом (девочки рассказывают, что это была палка, похожая на черенок от лопаты) Тане досталась за неправильные поклоны перед иконами. Потом Гусманова избила подростка за ненадлежащее выполнение работ по хозяйству. Поскольку врача не вызывали и ребенку целую неделю не оказывали никакой медпомощи, черепно-мозговая травма осложнилась нарушением мозгового кровообращения, отеком головного мозга и двусторонней гнойной бронхопневмонией, что привело в итоге к смерти. Как Любимова объяснила на суде, она предлагала Тане, жаловавшейся на головную боль, вызвать скорую, но та отказалась.
Рукоприкладство, как выяснилось в процессе расследования дела, было в этой приемной и чрезвычайно набожной семье в порядке вещей. Хотя к матери претензий у девочек меньше всего: до появления в доме Гусмановой Любимова, с их слов, физически их не наказывала, а жалела и иногда баловала сладким. Но потом и она стала воспитывать жестче. Девочки рассказали, что их «для профилактики» били палками, размокшими в воде ивовыми прутьями, ветками крапивы, кожаным ремнем, скакалкой, проводом от утюга, проволокой. Чтобы предотвратить потенциально возможный «блуд», девчонок привязывали на ночь веревками и цепями за руки к кровати.
Ужасы вычитали в житиях
В 2007 году, когда девочек удочеряли, все они имели серьезные проблемы со здоровьем: от плоскостопия и нарушения осанки до проблем с сердцем. Воспитание «по-мосейцевски» недуги только усугубило, потому что мать их лечением практически не занималась. Впрочем, как и образованием, хотя они формально находились на домашнем обучении и каким-то образом регулярно проходили аттестацию в ближайшей школе: их знания оказались на уровне начальной школы, а не пятого-шестого классов. Специалисты признали, что дети отстают от нормы по своему психическому и физическому развитию, педагогически запущены. В 2015 году суд лишил Людмилу Любимову прав на удочеренных детей.
Иерей Александр Сатомский, руководитель информационно-аналитического отдела Ярославской епархии:
— Если осужденные женщины на самом деле считают себя православными христианками, то здесь, конечно, очевидно, что на каком-то этапе они пришли к очень глубокому заблуждению и грандиозному личностному кризису, который вывел их за рамки не только христианской, но и общечеловеческой морали. Что касается присутствия на процессе клирика соседней епархии, то для нас это совершенно непонятно. Мы считаем, что это дело находится исключительно в рамках уголовного права. Ярославская епархия обратилась за разъяснениями к главе Ивановской митрополии, откуда нам ответили, что иеромонах Макарий не представлял при рассмотрении этого дела каких-либо церковных интересов, а действовал исключительно как частное лицо. Но в таком случае было бы логично его присутствие на процессе в гражданской одежде.