что стало с интердевочкой в конце фильма
“Интердевочка”: что на самом деле погубило героиню 90-х
“Интердевочка” — это экранизация повести Владимира Кунина, которая вышла при сотрудничестве СССР и Швеции.
Лента стала лидером проката в 1989 году и является одной из самых популярных картин того времени.
В этой статье мы рассмотрим основной сюжет и также определим, что на самом деле погубило героиню фильма “Интердевочка”.
Сюжет
История фильма “Интердевочка” разворачивается в тяжелый для жителей СССР период — Перестройку.
Главная героиня Таня Зайцева медсестра, но зарабатывает в свободное время на занятии валютной проституцией. Один из ее клиентов неожиданно зовет ее замуж и советская девушка соглашается на предложение.
Однако чтобы выйти замуж за шведа и переехать за границу ей приходится преодолеть множество бюрократических трудностей. Помимо этого, Таня продолжает заниматься проституцией, чтобы накопить необходимое количество денег для своего отца. Он не согласен подписывать документы на выезд без серьезной материальной помощи со стороны дочери.
Несмотря на то, что Зайцевой удается уехать из Советского Союза и стать женой успешного иностранца, жизнь у нее не складывается хорошо.
“Интердевочка” встречает на своем пути несчастную влюбленность, презрение со стороны иностранцев, холодность супруга… Помимо этого одна из бывших коллег по интимным услугам на родине подставила девушку и возвращаться ей домой нельзя.
Фильм заканчивается трагедией — самоубийством матери главной героини. Женщина узнала о том, чем занималась ее дочь и не смогла справиться с позором, обрушившимся на семью.
В конце фильма Таня чувствуя что-то неладное и прыгает в машину до аэропорта и едет на встречу своей жизни.
Актерский состав
Главную роль исполнила Елена Яковлева, которая через 10 лет после выхода фильма “Интердевочка” прославилась сериалом “Каменская”.
Роль ее иностранного супруга выпала Томасу Лаустиола.
Есть в фильме и прибалтка Ингеборга Дапкунайте, а также известные советские и российские знаменитости: Лариса Малеванная, Анастасия Немоляева, Любовь Полищук и другие.
История создания
Написанная Куниным повесть про советских проституток имела огромный резонанс, а поэтому и экранизация должна была получиться успешной.
Писатель дал адаптированный сценарий для прочтения Мире Тодоровской, которая впечатлилась и уговорила своего супруга Петра снять фильм про проституток.
Режиссер какое-то время отказывался, но все же поддался на уговоры жены и воплотил картину в жизнь.
Что на самом деле погубило Таню Зайцеву
В течение всего фильма зрителю раскрывается характер главной героини. “Интердевочка” работает день и ночь, не жалея собственного тела. И все для того, чтобы обеспечить себе красивую жизнь, которая немного попадает в ее быт из-за границы.
Стремясь устроить себе беззаботную и прекрасную жизнь за пределами СССР, она старается не замечать, каким грязным путем она идет к цели.
И именно такой начальный расклад показывает главную проблему Тани — она глупа. Да, у нее есть цепкий характер и она хорошо умеет рассчитать выгоду. Но лишь весьма недалекий человек может считать, что человеческое счастье единственно зависит от одежды, машин и денег.
Дальнейшее развитие событий только это подтверждает. “Интердевочка” получает желаемое — покидает ненавистный “совок”. Перед ней теперь находится новый мир и счастливая жизнь впереди.
Однако в современной и обустроенной Швеции ей скучно — обходив все бары и магазины она начинает тосковать. Женщина пьет и пытается вернуться к тому, что было в ее жизни дома.
Если бы главная героиня была более сообразительной, она смогла бы воспользоваться сложившейся ситуацией и пересмотреть ценности. Однако этого не происходит и поэтому наступает кризис личности.
В конечном итоге, Татьяна приходит к саморазрушению и фильм заканчивается трагедией. А все из-за банальной глупости и стремления получить материальные блага, которые оказались не такими уж и ценными.
Критика
Фильм “Интердевочка” стал одним из первых произведений, которое подняло в советском обществе ранее строго запрещенные темы.
Однако обозреватели отмечали тогда и сходятся на этом мнении и сейчас — российский кинематограф не умел и не научился использовать эротику, как самостоятельный жанр. У всего происходящего на экране всегда есть серьезный идеологический подтекст.
Но несмотря на это, лента пользовалась огромной популярностью у зрителей, была отмечена как на советских так и на международных кинофестивалях.
Призы и награды
За свою главную роль “Интердевочка” Яковлева была награждена титулом “Лучшая актриса 1989 года” по версии журнала “Советский экран”.
Также она получила премию “Ника” и награду на Токийском кинофестивале. Там же специальную награду получил и режиссер Тодоровский.
А вам нравится фильм “Интердевочка”? Поделитесь своим мнением в комментариях!
«Интердевочка»: в погоне за недостижимым счастьем
Фильм Петра Тодоровского «Интердевочка», который выйдет на телеканале «МИР» 16 февраля в 10.45, был снят 30 лет назад. Сегодня кажется, что речь идет о другой эпохе, знакомой кому-то только по учебникам – но удивительным образом чаяния «перестроечных голддиггерш» не просто не утратили актуальности, но и превратились в одну из доминант общественного сознания. В последующие годы философия «интердевочек» активно продвигалась в массы чуть ли не из каждого утюга, в духе рекламных слоганов «где наслаждение, там я», «я этого достойна», и прочих, ставших мемами. Другой вопрос, что относительно честные способы обеспечить себе все эти радости оставались за кадром, а потому сегодня, как и 30 лет назад, многие вкладывают в понятие «успех» то же, что и героини фильма: удачный транзит в лучшую жизнь на чужом горбу.
Недостижимая мечта
Сам муж далек от образа сказочного принца, зато к нему максимально близок дальнобойщик Виктор, с которым Татьяна знакомится в Швеции и который, как выясняется, был ее соседом по Питеру. Так стоило ли покидать родину, если счастье было там, под боком? И почему то, что выглядело счастьем, по мере достижения оказалось совсем не тем?
Идя напролом к заветной цели, человек часто не обращает внимания на детали, но дьявол, как известно, кроется в них. Героиня фильма была уверена, что любовь – не главное, на недостатки будущего мужа можно закрыть глаза, а слезы матери – не более чем блажь. Но все эти заблуждения в итоге приводят к трагическому финалу.
К тому же, удовлетворив базовые запросы – получив колбасу, машину и домик в деревне, героиня сталкивается с феноменом, описанным американским психологом Абрахамом Маслоу еще в 1943 году. Именно он впервые проанализировал иерархическую модель потребностей человека (или «пирамиду потребностей»), распределив их от базовых до высокодуховных.
Иными словами, пока интердевочка Таня мечтает об условной «колбасе», ей не до идеалов. Но насытившись и оказавшись в относительной безопасности, она вспоминает про высокие материи, включая любовь и долг.
Получается, что субъективное представление о счастье – вещь ненадежная: по мере достижения желаемого возникают все новые пазлы и задачи, а достигнутое утрачивает былую сверхценность. Именно поэтому шведский Эдик, казавшийся идеальным «транспортом» и инструментом миграции в лучшую жизнь, оказывается неидеальным мужем. Он уже сделал все, что от него требовалось, вывез девку из «совка», но на героя грез не тянет.
И это тоже типичная история: если человек воспринимается как инструмент достижения и реализации какой-то мечты, совсем не факт, что в дальнейшем в этой мечте найдется место ему самому. В качестве «транспорта» шведу прощали и жадность, и неидеальную внешность, но потом душа героини запросила большего. «Инсталлироваться» в эту фантазию, стать ее частью использованный муж не может физически, особенно на фоне внезапно ворвавшегося в их жизнь красавца-соседа из Питера.
В то же время, стадия «принятия окружающими» у героини терпит закономерный крах, который и толкает ее в прошлое, к тем, кто ее любил и поддерживал – в отличие от респектабельных шведов, которые не могут воспринимать «девку с панели» как равную. Собственно, в этом трагедия и многих современных «голддиггерш»: проникая сомнительным путем на чужбине в «высшее общество», они наивно рассчитывают сорвать джекпот и терпят множество разочарований. Как говорится, слесарю слесарево, но мало кто готов учиться на чужих ошибках.
Корень зла
С другой стороны, вся эта история – не о продаже души и тела за колбасу, а о детской травме, без которой жизнь героини сложилась бы иначе, уверен психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин.
Того, что о героине фильма заботится мама, недостаточно. «Мама все равно несчастна, и это несчастье она передает своей дочери. Это фильм о боли ребенка, который уже во взрослом возрасте видит пьющего, когда-то бросившего их отца, брошенную мать, и это не делает ее счастливой. Она ищет любви и таким вот образом пытается убежать от детской травмы. В том числе, выходя замуж за человека, в котором пытается обрести заботливого отца», – считает Фомин.
В итоге интердевочка погибает, как и ее мать, не вынесшая ужасной правды о профессии своей дочери. Татьяне Зайцевой так и не удалось убежать от прошлого, выбиться «в люди» и обрести подлинную любовь. Возможно, в конечном счете, вся эта история о том, что в безудержной погоне за мифическим счастьем человеку иногда стоит остановиться и задуматься не о том, куда он бежит, а от чего – но ответить самому себе на этот вопрос максимально честно. И, главное, не забывать о том, что цель не всегда оправдывает средства.
Кинократия. «Интердевочка» Петра Тодоровского
Фильм «Интердевочка» Петра Тодоровского по одноименной повести Владимира Кунина является одним из главных кинематографических воплощений перестройки. Смелый остросоциальный сюжет попал в руки уважаемого и серьезного режиссера, который наотрез отказывался вначале браться за этот материал, но благодаря дальновидности его жены, Миры, картина все же увидела свет и попала в кинопрокат. Миру Григорьевну также можно считать первым советским кинопродюсером, потому что она сумела разглядеть коммерческий потенциал картины: талантливая современная драма, помноженная на режиссерский дар Петра Тодоровского, который на тот момент уже успел снять абсолютные кинохиты – «Военно-полевой роман» и «Любимая женщина механика Гаврилова».
Все совпало настолько удачно, что съемки фильма прошли всего за три месяца: в Стокгольме, Ленинграде и Москве. Жена Тодоровского впервые нашла коммерческое финансирование для этой ленты – шведского партнера (впоследствии обанкротившегося) и ресурсы Мосфильма. В первоначальной версии картина имела еще одну альтернативную концовку с открытым финалом, где главная героиня Таня (Елена Яковлева) мчится в машине, а далее, в следующем кадре зрители видят самолет, улетающий в Ленинград. Такой финал отечественная цензура не могла принять, т.к. моральный образ героини не соответствовал советской этике. Фильм с таким завершением должен был выйти в Швеции, но в результате банкротства шведского партнера так и не вышел в прокат.
Кадр из фильма «Интердевочка»
Путаны Кунина, не менее интересны и самобытны, по сравнению с героинями романов классиков. Они — совсем не те, привычные нам несчастные женщины в обтягивающих нелепых одеждах, оказавшихся на панели. Это настоящие амазонки своего времени. Они умны, решительны, а порой жестоки. У каждой своя уникальная судьба. Зина Мелейко (Любовь Полищук) самая опытная из их «кооператива». Женщина с трагической судьбой, философским взглядом на вещи (неоконченный филфак), лишенная по неосторожности свободы в молодости, она оказалась на периферии советской действительности. Другой персонаж – «Кисуля» (Ингеборга Дапкунайте), изворотливая и циничная девушка, обслуживает «элиту», пользуясь отличными природными данными и гуманитарным образованием. «Сима-Гулливер» (Ирина Розанова), наоборот, очень отзывчивая и добрая, готова всегда прийти на помощь в трудную минуту. И, конечно же, миловидная «Лялька» (Анастасия Немоляева) – юная соседка по квартире Татьяны. Измученная бытовыми проблемами, героиня Немоляевой с восхищением посматривает на Татьяну, которая меняет дорогие наряды как перчатки, общается с иностранцами и, как кажется ей, ведет легкую беззаботную жизнь. Все они пришли в этот «бизнес» по-разному, но их объединял инстинкт охотниц, выслеживающих своих жертв в дорогих отелях и валютных ресторанах. Как опытные преследователи, девушки с ловкостью обходят все ловушки, подкупают метрдотелей ради доступа к кошелькам наивных иностранцев. У них нет покровителей и сутенеров, их тела — это ловушки, которые они используют слово приманку. Они принадлежат сами себе, выстраивая рыночные отношения внутри советской действительности, так же как это приходилось делать фарцовщикам, валютчикам и многим другим, ведя свою деятельность нелегально.
Сама Татьяна в отличие от остальной компании — коренная Ленинградка, живет с интеллигентной мамой и в целом ни в чем не нуждается, хоть и живет скромно. По всей видимости, в ремесло она пришла не по нужде, а скорее из жажды наживы. Ей легко давалась новая профессия и даже приносила удовольствие. Но пришло время остепениться и подумать о будущем. Она быстро влюбляет в себя флегматичного шведского инженера Эдварда (Томас Лаустиола) и уже мечтает о семейной тихой гавани в Швеции, но сталкивается сначала с бюрократической советской машиной, а затем с откровенным жлобством своего родного отца, бросившего когда-то ее мать Аллу Сергеевну (Лариса Малеванная). Папаша быстро смекнул, что можно нажиться на выезжающей за границу дочке, и ставит Татьяну в непростое положение. Ей приходится ненадолго вернуться к проституции, не найдя других альтернатив. Но, в конечном счете, справившись со всеми трудностями, она добивается своего и уезжает с Эдом в Швецию.
Кадр из фильма «Интердевочка»
На новой родине Татьяну ждут: обустроенный быт, симпатичный скромный муж, одаривающий поначалу дорогими подарками и новое социальное положение. Казалось бы, живи и радуйся нормальной жизни, но в груди постепенно что-то начинает сдавливать и не давать покоя главной героине. Тоска по родине и русскоязычной среде, непривычный менталитет довели новоиспеченную мадам Ларсон до внутреннего истощения. И вот неожиданно, как гром среди ясного неба, появляется Виктор (Мартиньш Вилсонс) сосед по дому в Ленинграде, который курсирует из Ленинграда в Швецию на фуре. Он стал той ниточкой, что связывает ее с домом и близкими людьми. Они быстро сошлись, несмотря на то, что в Ленинграде это вряд ли смогло произойти: Татьяна частенько бранила Виктора за неправильную парковку во дворе, и вообще казалось, что дома в Питере они находились на разных полюсах, настолько разной была их жизнь. Но и эта последняя возможность общения, в лице Виктора исчезла, оставив Татьяну в еще более мрачных мыслях. Трагедия неминуемо должна была произойти как раз в тот момент, когда последняя надежда исчезла. Героиня чувствует, что на родине случилось что-то страшное. В панике она прыгает в машину, едет в аэропорт и трагически погибает. Драматизм финального эпизода усиливает русская народная песня «Бродяга» («По диким степям Забайкалья…»), являющаяся лейтмотивом фильма.
Есть в фильме и обратная сторона медали, два противоположных друг другу мира, показанные в картине: загибающийся и неприспособленный для нормальной жизни социализм и лощенный, изобилующий разнообразием западный мир. Вначале выбор Татьяны Зайцевой кажется очевидным, и она всеми возможными способами пытается уехать из Союза, но, столкнувшись с прагматичным и расчетливым подходом европейцев к жизни, понимает, что ей ближе более открытые и добрые соотечественники.
Кадр из фильма «Интердевочка»
— Кисуль, а я вот у тебя хочу спросить: тебе твой диплом Института культуры в постели с партнёром помогает? Ну вообще, вот так вот в конечном итоге, ты его в постель для удобства себе подкладываешь?
— Ты заметила, что в нашем бизнесе приезжих гораздо больше, чем вас, настоящих москвичек и ленинградок? А почему? А потому что родители у вас всегда под боком, крыша над головой… а мы, которые приехали — из Вологды, Новгорода, Череповца, — нам рассчитывать не на кого. Крутись, зайчик, как хочешь. Правда, никто не спросит тебя: а жрала ли ты? А у тебя всегда был дома кусок булки с маслом.
— Когда Куприн и Вертинский вернулись на родину, они до конца жизни свою эмиграцию считали трагической ошибкой.
— Сравнила! Если бы они прошли мое оформление на выезд, я еще не знаю — вернулись бы они или нет.
Разрушающая сила искусства. 30 лет «Интердевочке»
Сам себе Тодоровский объяснял свою работу так: «Я снимал кино не про путану, а про женщину, которая не могла реализоваться в советские времена!»
Действительно ли это было так? Ведь показанный в фильме типаж женщины Тани Зайцевой имел на самом деле массу возможностей для реализации во все времена.
Именно они вдохновляли на революционные достижения, за несколько лет реализовали программу ликвидации безграмотности населения, первыми вышли на общие рабочие рубежи с мужчинами. Санитарками бесстрашно спасали раненых во время войны, отстраивали страну заново, создавали ту самую, неповторимую элитарную советскую культуру. О них и снимал сам Тодоровский.
Именно так режиссер и представил себе «Интердевочку», подбирая актрису для главной роли «по душе, а не по фигуре». Бессознательно точно выбрав актрису Елену Яковлеву, режиссер показал переживающую, эмоциональную и достаточно развитую в своих свойствах медсестру, волею судеб оказавшуюся в номерах гостиницы «Приморская».
Номера гостиниц, обслуживание иностранных делегаций и регулярные обыски милицией – лишь мелочи жизни в сравнении с суммами, которые может получить за ночь интердевочка.
«Проститутка с золотым сердцем». В отличие от «товарок по цеху», Таня не покупает себе автомобили и дипломы вузов. Она покупает шубу маме и старается обеспечить ее будущее, изредка балуя себя обновками гардероба.
Таня не наживается на ближнем, как окружающие ее женщины. Она – добрая и заботливая медсестра, знающая свое дело. Таня Зайцева помогает тем, кому хуже, чем ей, участвуя в жизни соседки, заботясь о тех, кто все-таки угодил в милицию после очередного налета.
Так будут думать, вспоминая ее образ, миллионы студенток, учительниц, молодых матерей, решивших вследствие материальных трудностей в 1990-е годы продавать свое тело, как новая «героиня труда», показанная лидером кинопроката.
С этого времени девочки все чаще не выбирали себе профессию медика или воспитателя детского сада. Зачем тратить годы на учебу, если потом не получать и прожиточный минимум? Ведь можно, как Таня Зайцева, неплохо зарабатывая, попасть, наконец, в сытую и счастливую «заграницу». И как ни старался режиссер показать всю невозможность жить счастливо в чуждой нашему человеку стране, где по меркам западного менталитета он всегда будет «второго сорта», в голове молодого поколения на долгие годы закрепился образ нового авто, полного холодильника колбасы и «звездной» устроенности.
В течение двух серий фильма интердевочка Таня становится очень близка зрителю: вместе с ней мы чувствуем горечь от предательства отца и его двуличия. С ней больно за мать, которая как многие советские женщины согласна на все, лишь бы ребенку было хорошо. С ней стыдно за меркантильного жениха-шведа, пересчитывающего счет в ресторане. Напряженная кульминация фильма, наполненная зрительными предчувствиями, слезами и тревогой передается с экрана так явно, что Таня, валютная «питерская потаскуха» вызывает очень сильное сочувствие. Как же можно не понять отчаяние женщины, в слезах мчащейся домой и закрывающейся руками от надвигающейся катастрофы? Это острое сострадание, вызванное умелым режиссерским замыслом Тодоровского, резко сократило расстояние между советским человеком и презираемой в обществе «древнейшей профессией».
Проституция как показатель неразвитости психических качеств у небольшой численности людей присутствует в любом обществе. Также как и ее всплеск при сильных социальных деформациях, таких как война, распад политического строя и т.п. Но возведение этого в красочный миф для огромного народа – отнюдь не естественный процесс.
Подмена образа драматической героини банальной проституткой не прошла для советского зрителя даром. «Интердевочка» стала «классикой нового кино», в котором уделом женского счастья становилась исключительно проституция. Эта тема культивировалась с экрана настолько грубо и прямо, что за очень короткий срок нравственность, носительницей которой является женщина, обернулась в свою противоположность.
Пришло время, когда многие юные девушки легко начали вступать в отношения с целью «пользы-выгоды», соглашаться на любую форму эксплуатации с целью выехать за границу («Америкэн бой, уеду с тобой…»). Культурные ценности стали считаться уделом «убогого совка», а мерилом всего стали денежные отношения. Так общество с наибольшим процентом невинных девушек, за считанные годы приобрело популярность «дешевой сексуальной силы», поставляющей девочек в публичные дома десятка стран.
При этом женщины шли на это сознательно, не столько из-за социальных ограничений дома, сколько из-за романтизации жизни «за бугром», даже не утруждая себя поисками других путей реализации. Наши милые женщины, роль которых заключалась в развитии культуры и искусства, вместо этого жили подобно интердевочкам, часто приходя и к финалу, показанному в фильме.
Вскоре «Америкэн бой, уеду с тобой…» сменился на «Милый мой бухгалтер. Зато родной, зато простой».
Появляется другой герой в нашей «классике нового кино», образец для подражания целого поколения ребят. Патриот с дробовиком на перевес, всем объясняющий «в чем сила». Он возвращает нашу «интердевочку» домой и начинает новый век под песню «Гудбай, Америка».
Но это уже совсем другая история.
Всё о кино
11.5K постов 40.6K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Немного позанудствую : «Военно-полевой роман» номинант а не лауреат премии «Оскар»
Надо очень преклоняться перед киноискусством, чтобы считать, что на популяризацию проституции (особенно валютной) серьезное влияние оказал конкретный фильм, а не зарплаты, эквивалентные десяткам долларов.
Время было тогда такое, бросались из крайности в крайность.
Не думаю, что фильм как-то повлиял на количество блядей в стране, так как люди во все времена одинаковы. Если женщина допускала, что через п. у можно достичь благополучия, то она достигала его и при советском строе.
/Проституция как показатель неразвитости психических качеств у небольшой численности людей присутствует в любом обществе./
Я помню, в журнале «Советский экран» была статья о предстоящих съёмках с фотопробами кандидаток на главную роль. Я был удивлён, что выбрали Яковлеву. Другие мне показались красивее, а она была ещё неизвестна. Теперь трудно представить другую актрису.
Автор целое исследование написал. Только, по-моему, не совсем там.
Как делают бумагу
Отличная идея
Как моя Мама отказалась от меня
К машине шли гордым строем.
Впереди охранник с тележкой, наполненной продуктами.
Следом я с литровой коробкой сока, кульком конфет и синим воздушным шариком, и следом мама с чеком, десяти процентной скидкой и бурчанием «Откажусь, к чертовой матери, от тебя. Ходишь, блин, позоришь». Но довольная.