что стало первой информационной революцией
Что представляет собой информационная, компьютерная революция?
Содержание:
Информационная революция — это процесс, при котором происходят кардинальные изменения человеческой деятельности от старых подходов в пользу новых информационно-технологических решений.
Термин «информационная революция» очень тесно связан с другими «информационными» терминами:
Информационная революция
В широком смысле, информационная революция — это процесс улучшения в области коммуникации и потребления информации у людей. За всю историю человеческого общества выделяют несколько информационных революций, каждая из которых дала свой «толчок» развитию коммуникации между людьми и обработки имеющейся информации. Любая из описанных ниже информационных революций принесла людям много нового и имеет огромное значение в сфере социального развития людей.
Итак, различают 5 этапов информационной революции. Мы с вами сейчас проходим пятый этап и живем уже в полноценном информационном обществе.
Информационная революция: этапы
Пятая информационная революция
Динамичность и объем происходящих изменений в нашем с вами информационном обществе просто зашкаливает и не сравним ни с одной уже прошедшей информационной революцией.
Вы наверное заметили, что каждая информационная революция происходила из-за роста количества информации и потребности как-то с ней взаимодействовать. На сегодняшний день объемы информации растут в геометрической прогрессии, по примерным подсчетам объем информации растет в каждые два года в два раза. Таких темпов роста еще никогда не было, а эту информацию нужно как-то обрабатывать и как-то с ней взаимодействовать. Именно поэтому скорость информационно-технологического прогресса замечает каждый человек. Например:
Таких вот свойств, которых «не было» раньше, каждый современный житель может привести в огромном количестве. Все эти изменения — это и есть результат пятой информационной революции.
Первая информационная революция
Тема: История
Есть много событий в истории человечества, которые изменили и создали мир таковым, каким мы его видим сейчас. Одним из важнейших таких событий является изобретение Иоганна Гутенберга.
Иоганн Гутенберг
Ио́ганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
Первоначально он носил фамилию Генсфлайш, но по традиции тех времен стал звать себя по названию местечка, где проживали его родители — Иоганн из Гутенберга. Затем как-то незаметно люди привыкли и стали звать его просто Иоганном Гутенбергом.
Вместе со своим деловым партнером Андреасом Дритценом Иоганн занимался шлифовкой и изготовлением зеркал, также шлифовал полудрагоценные камни. Наконец, к 1440 году он разработал «искусственное письмо» — способ нанесения текста на бумагу с помощью механического станка.
Не вполне ясна в этом роль Дритцена, наследники которого пытались возбудить против Гутенберга уголовное дело, обвиняя того в единоличном использовании изобретения, которое компаньоны, якобы, совершили вместе. Впрочем, Гутенберг без труда выиграл суд, и его авторство было признано и зафиксировано юридически.
В чем состояло изобретение Гутенберга? Он изготавливал из металла выпуклые буквы-литеры, которые представляли собой зеркальное отражение обычных букв латинского алфавита. Из букв набирались целые строки и листы, которые удерживались специальной рамкой. Литеры покрывались краской, делался оттиск на бумаге и через небольшое время, которое требовалось для высыхания краски, лист будущей книги был готов.
Дело было неторопливым и хлопотным, однако по сравнению с тем, сколько времени уходило на переписывание книг от руки, станок Гутенберга позволял изготавливать печатную продукцию с небывалой по тем временам скоростью.
Большинство исследователей XV века считали, что окончательное изобретение книгопечатания Гутенберг совершил в 1440 году, хотя не найдено литературы, отпечатанной и датированной этим годом. Предположение о 1440 годе как точке отсчёта современного книгопечатания подтверждается документами, извлечёнными из дел авиньонских нотариусов и обнародованными в 1890 году. Из этих документов видно, что в 1444 и 1446 годах некий Прокопий Вальдфогель вступал в сделки с разными лицами, которых за деньги и другие выгоды посвящал в тайну «искусственного письма». Выдвигались предположения, что Вальдфогель и Гутенберг — одно и то же лицо, но подтвердить это невозможно.
Гутенберг испытывал серьезные проблемы с финансированием своего предприятия и был вынужден занять крупную по тем временам сумму — 800 гульденов — у промышленника Иоганна Фуста. Также Гутенберг обязывался выплачивать еще по 800 гульденов ежегодно на расходные материалы: краску, бумагу и т.д. Доход от типографии должен был делиться пополам, однако через некоторое время Фуст начал требовать деньги, которых Гутенберг еще не заработал.
Финансовая отдача от книгопечатания была поначалу небольшой и не покрывала расходов, должно было пройти еще несколько лет, чтобы затраты окупились. Но Фуст не хотел ждать и отсудил у изобретателя книгопечатания его оборудование, вынудив Гутенберга начинать все сначала и искать других преуспевающих людей, которые согласились бы вкладывать деньги в его типографию.
Несмотря на разочарование, через некоторое время Гутенберг снова нашел деньги, начал сотрудничать не только с частными лицами, но и с королевскими дворами.
До 1468 года книгопечатник успевает изготовить несколько видов шрифтов, отпечатать ряд текстов, изданных Римским папой, выпустить в свет две Библии и несколько сочинений современных ему ученых и философов. В 1468 году Гутенберг умер, но его изобретение продолжало жить.
Хотя Гутенберг действительно стал первым европейцем, благодаря которому книгопечатание широко распространилось по всему миру, но и до него было несколько человек, придумавших практически тот же самый способ изготовлять книги. Поэтому точнее было бы называть Гутенберга не изобретателем книгопечатания, а первым человеком, открытие которого в этой области не только не было забыто, но и стало копироваться.
Жители Нидерландов оспаривают первенство Гутенберга и утверждают, что первым книгопечатником был Лоренц Янсен по прозвищу Костер (что в переводе с голландского означает «Пономарь»). Якобы именно он первым придумал наборный алфавит из металлических литер и даже напечатал книгу «Зерцало человеческого спасения», посвященную вопросам заботы о человеческой душе. По неподтвержденной информации, он узнал секрет книгопечатания от армянских купцов, которые подсмотрели его где-то на Востоке, скорее всего, в Китае.
Бельгийцы считают, что первым изобрел книгопечатание некто Жан Бритто из города Брюгге. Им была напечатана книга «Учение», написанная парижским философом и богословом Жаном Жерсоном. Правда, по другим сведениям Бритто отпечатал свою первую книгу лишь в 1480 году, т. е. через четверть века после открытия типографии Гутенберга. Но бельгийцы отвечают на это, что в хронологию попросту вкралась ошибка. И на самом деле Бритто начал свою работу не меньше, чем за десять лет до Гутенберга.
Значение
Таким образом именно благодаря Иоганну Гутенбергу между 1450 и 1455 годами произошла масштабная информационная революция.
На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200—1300 рукописных страниц.
К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетённых в 125 000 готовых к продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника против 1 200—1 300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.
В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1 000 страниц), цена её была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла её приобрести.
За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только её.
Именно печатный станок принёс с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции.
В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки).
Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.
Существует и другая хронология информационных революций, согласно которой изобретение Гутенберга было не первой таковой революцией, а уже третьей (всего было четыре):
Началом первой информационной революции стало одно из самых важнейших изобретений человечества — письменность. Она появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) — в Китае и ещё на 1500 лет позднее — в Центральной Америке у индейцев племени майя.
Её ранние примеры — глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона — представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.
Вторая информационная революция связана с появлением рукописной книги.
Третья информационная революция связана с изобретением немцем Иоганном Гутенбергом (1399—1468) печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами.
Конец ХХ века называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией — распространением компьютеров и Интернета.
Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.
Что стало первой информационной революцией
Знание разорвёт цепи рабства запись закреплена
Информационные революции и их влияние на изменение цивилизации.
В истории развития человечества информация являлась одной из основных характеристик цивилизации. Она служила источником принятия решений, ее наличие или отсутствие, решало судьбы как отдельных личностей, так и государств. Всю историю человечества можно представить как историю развития средств накопления и передачи информации. Наряду с историей развития транспорта, история отношения человечества к информации является историей качественных скачков всей цивилизации.
На этом пути наша цивилизация преодолела несколько значительных преобразований, которые принято называть информационными революциями. Они сопровождались глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.
Первая информационная революция — изобретение письменности. Она привела к огромным изменениям в хранении информации. До изобретения письменности носителем информации являлся человек. После изобретения письменности стало возможно передавать знания последующим поколениям и на длительные расстояния. Значительно повысилась достоверность передаваемой информации, уменьшилось количество ошибок, характерных для устной передачи информации.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) — изобретение книгопечатания (Гутенберг и Иван Фёдоров). Эта революция кардинально изменила возможности распространения и тиражирования информации. До изобретения книгопечатания знание было доступно только узкому кругу лиц. После изобретения книгопечатания информация стала иметь массовый характер. Она перестала являться эксклюзивным товаром. Кроме того, значительно снизилась стоимость книг, что позволило изменить социальную структуру распространения знаний, приобщить к знаниям низшие социальные слои. В результате того, что информация стала доступна не только привилегированным кругам, стали возможны значительные социальные изменения, которые привели к буржуазным революциям.
Третья информационная революция(конец XIX в.) — изобретение электричества. После изобретения электричества появились телеграф, телефон, радио. Эти средства передачи информации позволили в несколько раз увеличить скорость её передачи. Они значительно повысили роль средств массовой информации (СМИ), возросло влияние владельцев СМИ и государства на население. Значительные изменения затронули не только общественную жизнь, но и межличностные отношения. Появилась возможность общения на расстоянии в реальном времени, распространяемая информация стала товаром, который можно продавать в массовом порядке. Появились целые области жизнедеятельности человечества, которых раньше не существовало.
Четвёртая информационная революция (середина XX в.) — изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций. Развитие средств связи и электронной техники привело сначала к появлению телевидения, которое позволило передавать изображение на расстояние. Почти одновременно с телевидением человечество осуществило свою давнюю мечту — заставило производить вместо себя расчёты машину. Благодаря этим изобретениям возросла оперативность и скорость создания и обработки информации, а её количество увеличилось в несколько раз. Работа с информацией в электронном виде позволила обеспечить практически неограниченное её распространение.
Пятая информационная революция (конец XX в.) — создание глобальных информационных компьютерных сетей. Эти сети охватывают на настоящий момент практически все страны. Возможность иметь доступ к всемирным компьютерным сетям имеет более половины населения Земли. Основным представителем таких сетей является Интернет, который объединяет большую часть из них в единое целое. Появление всемирных компьютерных сетей позволило снять границы в распространении информации, значительно увеличить ее количество, сделать доступной ее для каждого человека. Эта революция, помимо глобальных изменений в хранении, тиражировании и распространении информации, принесла значительные социальные изменения.
Итогом всех пяти информационных революций, а в особенности последних двух из них, связанных с моментом смены логики социального поведения, стали глобальные социальные и экономические изменения, причём во всех отраслях человеческой деятельности. Промышленность более не сосредоточена в отдельной отрасли, а пронизывает всё хозяйство. Люди имеют возможность ежедневно потреблять огромное количество информации, что ещё сто лет назад казалось абсолютно невозможным. Потребляя или познавая ежегодно новую информацию, человек стремится не только услышать, но и увидеть. Это привело к массовому развитию туризма, который в свою очередь не был бы возможен без развития авиации, тесно связанной с вычислительной техникой и современными средствами связи. И главное — самообразование сегодня позволяет получить зачастую большую квалификацию в том или ином деле, чем через систему образования. Конечным итогом подобных преобразований должна стать прозрачность государственных границ не только в информационном, но и в физическом смысле.
Кроме того, необходимо обратить внимание на такой факт: до появления Интернета информация была ценностью и дорого стоила, теперь же она превратилась в массовый дешевый продукт.
Однако наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:
-информатизация не сделала действительно важную для жизни информацию доступной, поскольку она растворена в обилии мусора, что равноценно её отсутствию;
-возникает проблема качества и достоверности информации;
-всё большее влияние на общество оказывают средства массовой информации;
-неправомерное использование информационных технологий может разрушить частную жизнь человека, влиять на экономическое состояние предприятия;
-может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» — людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» — людей с низкой культурой мышления и поиска информации, что уже названо «Нетократией».
Однако последнее мало жизнеспособно по причине смены логики социального поведения.
Информационная политика и её роль в жизни общества
В истории развития человечества информация являлась одной из основных характеристик цивилизации. Она служила источником принятия решений, ее наличие или отсутствие, решало судьбы как отдельных личностей, так и государств. Всю историю человечества можно представить как историю развития средств накопления и передачи информации. Наряду с историей развития транспорта, история отношения человечества к информации является историей качественных скачков всей цивилизации.
На этом пути наша цивилизация преодолела несколько значительных преобразований, которые принято называть информационными революциями. Они сопровождались глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.
Информационные революции и их влияние на изменение цивилизации
Первая информационная революция — изобретение письменности. Она привела к огромным изменениям в хранении информации. До изобретения письменности носителем информации являлся человек. После изобретения письменности стало возможно передавать знания последующим поколениям и на длительные расстояния. Значительно повысилась достоверность передаваемой информации, уменьшилось количество ошибок, характерных для устной передачи информации.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) — изобретение книгопечатания (Гутенберг и Иван Фёдоров). Эта революция кардинально изменила возможности распространения и тиражирования информации. До изобретения книгопечатания знание было доступно только узкому кругу лиц. После изобретения книгопечатания информация стала иметь массовый характер. Она перестала являться эксклюзивным товаром. Кроме того, значительно снизилась стоимость книг, что позволило изменить социальную структуру распространения знаний, приобщить к знаниям низшие социальные слои. В результате того, что информация стала доступна не только привилегированным кругам, стали возможны значительные социальные изменения, которые привели к буржуазным революциям.
Третья информационная революция(конец XIX в.) — изобретение электричества. После изобретения электричества появились телеграф, телефон, радио. Эти средства передачи информации позволили в несколько раз увеличить скорость её передачи. Они значительно повысили роль средств массовой информации (СМИ), возросло влияние владельцев СМИ и государства на население. Значительные изменения затронули не только общественную жизнь, но и межличностные отношения. Появилась возможность общения на расстоянии в реальном времени, распространяемая информация стала товаром, который можно продавать в массовом порядке. Появились целые области жизнедеятельности человечества, которых раньше не существовало.
Четвёртая информационная революция (середина XX в.) — изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций. Развитие средств связи и электронной техники привело сначала к появлению телевидения, которое позволило передавать изображение на расстояние. Почти одновременно с телевидением человечество осуществило свою давнюю мечту — заставило производить вместо себя расчёты машину. Благодаря этим изобретениям возросла оперативность и скорость создания и обработки информации, а её количество увеличилось в несколько раз. Работа с информацией в электронном виде позволила обеспечить практически неограниченное её распространение.
Пятая информационная революция (конец XX в.) — создание глобальных информационных компьютерных сетей. Эти сети охватывают на настоящий момент практически все страны. Возможность иметь доступ к всемирным компьютерным сетям имеет более половины населения Земли. Основным представителем таких сетей является Интернет, который объединяет большую часть из них в единое целое. Появление всемирных компьютерных сетей позволило снять границы в распространении информации, значительно увеличить ее количество, сделать доступной ее для каждого человека. Эта революция, помимо глобальных изменений в хранении, тиражировании и распространении информации, принесла значительные социальные изменения.
Мы уже описывали произошедшую в середине XX века смену частот биологической (частота обновления поколений — 25 лет) и социальной (скорость обновления культуры увеличивается со временем) составляющей (http://inance.ru/2015/03/smena-logiki/), которая привела к изменениям в логике социального поведения людей.
Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале развития цивилизации она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически обусловленную информацию, то есть не передаваемую от поколения к поколению посредством генетического аппарата.
До смены частот выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, которые обеспечивали высокий уровень достатка. Единожды полученные знания отцы передавали детям, и те на их основе, если не были оболтусами, также гарантированно обеспечивали себе, как минимум, тот же достаток, что был у родителей. Соответственно, какие-то новации в своём деле позволяли обеспечить больший достаток по сравнению с теми, кто секрета новации не знал. Так выгодной стратегией стало скрытие «ноу-хау» — методов улучшения своей продукции. А следствием — появление профессиональных династий: поваров, кузнецов, артистов, царей, вплоть до управленцев глобальными процессами. В существовавшей в то время логике поведения было выгодно скрывать знания и передавать их по наследству. Во многих случаях информация о том «как делать» («ноу-хау») была более важна, чем всё богатство рода, что неоднократно освещалось в сказках и преданиях. Поэтому ещё одним следствием стало развитие системы шифрования знаний и системы посвящений в секреты тех или иных шифров.
Описанные выше информационные революции по сути укладываются в хронологию изменения соотношения частот с течением времени.
Итогом всех пяти информационных революций, а в особенности последних двух из них, связанных с моментом смены логики социального поведения, стали глобальные социальные и экономические изменения, причём во всех отраслях человеческой деятельности. Промышленность более не сосредоточена в отдельной отрасли, а пронизывает всё хозяйство. Люди имеют возможность ежедневно потреблять огромное количество информации, что ещё сто лет назад казалось абсолютно невозможным. Потребляя или познавая ежегодно новую информацию, человек стремится не только услышать, но и увидеть. Это привело к массовому развитию туризма, который в свою очередь не был бы возможен без развития авиации, тесно связанной с вычислительной техникой и современными средствами связи. И главное — самообразование сегодня позволяет получить зачастую большую квалификацию в том или ином деле, чем через систему образования. Конечным итогом подобных преобразований должна стать прозрачность государственных границ не только в информационном, но и в физическом смысле.
Кроме того, необходимо обратить внимание на такой факт: до появления Интернета информация была ценностью и дорого стоила, теперь же она превратилась в массовый дешевый продукт.
Однако наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:
В этих условиях не заниматься информационной политикой — недальновидно, как минимум.
Информационная политика, как направление деятельности органов государственной и муниципальной власти
Важную роль в современном информационном обществе играет информационная политика.
Информационной политике принадлежит ведущая роль в формировании социально-политических отношений в обществе. Проведение эффективной региональной информационной политики должно содействовать формированию и поддержанию роли региона как полноценного участника российского и мирового информационных сообществ.
Проблемы формирования и управления информационной политикой в последние годы не только не утратили своей актуальности, а скорее наоборот, приобрели ещё большую значимость.
Сегодня реализация стратегических планов развития территорий во многом зависит от того, насколько системно и комплексно будет выстроена публичная политика органа власти. Без выстраивания системы поиска в регионе кадров и учёта общественного мнения населения, без выстраивания системы информационного взаимодействия с конкретными целевыми группами, без работы по формированию патриотизма, лояльности к территории проживания, реализация задач, связанных с повышением качества жизни, развития экономической и социальной инфраструктуры весьма затруднена.
Фактически можно отметить,что как сам субъект, так и многие муниципалитеты сталкиваются с проблемой нехватки трудовых ресурсов, профессиональных знаний, определённых системных действий для реализации этих проектов. И данная проблема только усиливается. Одним из путей, направленных на её решение, как раз и является разработка комплексной информационной политики органа власти.
В последние годы проблемы основ информационной политики поднимались рядом отечественных учёных.
Роль же государства в формировании информационной политики всё-таки ведущая, хотя нарастает всё более активное вмешательство людей.
У государства в основном — роль арбитра социально-политических отношений в обществе: государство устанавливает баланс между конкуренцией и регулированием, свободой информации и ответственностью за её достоверность, защиту нравственности, духовного здоровья общества. Важно при этом чётко разграничить интересы государства и интересы представителей государственного аппарата: контроль за информационной открытостью последних со стороны общества — непременное условие развития демократии.
У нас низкая безработица, при этом в ближайшие годы нашей экономике предстоит жить в условиях уменьшающейся численности трудоспособного населения, а значит, с ростом налоговой нагрузки, связанным с социальными и медицинскими расходами на неработающее население и несбалансированностью солидарной пенсионной системы; со сложностями для предпринимателей в поиске персонала, с перекосами на региональных рынках труда.
Именно поэтому в настоящее время так необходим новый подход к экономическому развитию регионов и главную роль в его разработке должна сыграть грамотная региональная информационная политика.
Он также обратил внимание на то, что в последние годы темпы развития регионов практически не зависят от запасов природных ресурсов. Главным фактором, по мнению Медведева, является способность региональных руководителей и местных «элит» продвигать свои территории, причем не ожидая помощи, а добиваясь поддержки своих инициатив и в обществе, и в рамках стимулирующих федеральных программ.
В современных условиях перспективы развития любого общества связаны с глобальным использованием информации. По существу смена логики социального поведения и связанная с ней информационная революция позволяет создать и включить в систему социального обращения такие потоки информации, которых будет достаточно для разрешения большинства стратегических задач общества.
Сегодня оценка уровня развития той или иной страны смещается с освоения сырья и энергоресурсов на освоение информационных потоков. Информационная индустрия является одним из главных источников развития общества. Анализ информации, владение навыками её эффективного использования становится приоритетным во всех сферах функционирования государства и общества. Это касается не только естественных и технических, но и социально-гуманитарных наук, вырабатывающих когнитивную основу для принятия государственных решений и выработки политической стратегии.
Переход к новым стратегиям по использованию публичной информации в осуществлении власти и управлении обществом показал, что в настоящее время ни одно государство не может претендовать на лидерство и конкурентоспособность без эффективной информационной политики, освоения новых методов поддержания контактов властных структур с институтами гражданского общества, без понимания задач в информационной сфере, адекватных современным реалиям.
Можно с полным основанием говорить, что разработка информационных технологий определяет успешное функционирование политической системы, поскольку позволяет осуществлять контроль за политическими процессами, предотвращать социальные и политические конфликты.
Повышение уровня достоверности, надёжности информации, наиболее эффективное использовании информационных ресурсов, внешних и внутренних информационных каналов повышают качество управленческих решений власти, устойчивость политической системы, стабильность социально-политического развития страны.
Трудно не согласиться с такой мыслью:
В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе. Считаю, что обоснованные требования к рекламе, к работе СМИ, к интернет-контенту, к сетям распространения печатной и видеопродукции должны стать объектом серьезного, повышенного внимания общественности и законодателей
государству необходимо определиться с тем, какие творческие и культурные проекты будут поддержаны властями.
Политическая практика красноречиво свидетельствует: чем активнее развивается информационная сфера, тем больше политическая, экономическая, оборонная и другие составляющие национальной безопасности государства зависят от безопасности информационной.
Региональная информационная политика, на наш взгляд, должна быть направлена на решение таких крупных задач, как:
Через средства массовой информации и Интернет-ресурсы, как каналы информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей, происходит формирование общественного мнения, а так же достижение всего комплекса задач и главных стратегических целей региональной информационной политики.
По мнению учёных и практиков, проведение эффективной региональной информационной политики должно содействовать формированию и поддержанию роли региона как полноценного участника российского и мирового информационных сообществ, обладающего развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующего новейшие информационно-телекоммуникационные технологии.
Такая роль позволит региону на деле защитить свои интересы и обеспечить безопасность, политическое, экономическое и культурное влияние в складывающемся многополярном мире.
Информационная открытость и доступность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами власти.
Также следует обратить внимание на то, что воплощение принципов информационной открытости и доступности органов исполнительной власти субъекта РФ непосредственно связано с антикоррупционным направлением административной реформы. Введение механизмов информационной открытости и доступности в систему вышеуказанных органов и реальное их обеспечение можно рассматривать в качестве одной из форм противодействия коррупции.
Среди проблем, требующих решения в рамках реализации государственной программы, можно отметить следующие направления:
Указанное позиционирование позволяет региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития и становится необходимым условием его конкурентоспособности. Оно отражает информационно-коммуникативную деятельность, направленную на усиление сильных сторон региона посредством управления объемом, скоростью и масштабами информационных потоков. Тем самым, позиционирование региона способствует привлечению к нему внимания организаций и людей, то есть ресурсов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития.
Не менее важным является внутреннее влияние позиционирования, направленное на формирование у жителей региона чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины».
Проведение комплекса мероприятий, рассчитанного на освещение деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия, социально значимых тем различными видами средств массовой информации в целях наибольшего охвата предполагаемой аудитории и вариативности представления информации (подготовка и размещение материалов о деятельности органов исполнительной власти республики в печатных СМИ (региональные и муниципальные), на телевидении, радио, размещение социальной рекламы, организация и проведение пресс-конференций, брифингов, пресс-туров с участием руководителей органов исполнительной власти региона). Значительное внимание необходимо уделить размещению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Республики Карелия, приоритетных направлениях её социально-экономического развития в печатных и электронных средствах массовой информации, выходящих именно на территории муниципальных образований региона, чтобы указанная информация была направлена и доступна каждому жителю республики.
Немаловажную роль в рамках данной работы следует отвести функционированию неофициальных сайтов главы республики, министров, глав муниципальных образований.
Таким образом, в целях дальнейшего продвижения регионального «бренда», конкурентных преимуществ Республики Карелия и открытия информации о деятельности органов исполнительной власти республики необходимо разработать Концепцию информационной политики республики, создать Совет при Главе республики по информационной политике, при этом особое внимание уделить более системному и эффективному использованию различных каналов коммуникаций, распространению объективных сообщений и сведений о регионе через федеральные и региональные СМИ, информационные агентства, интернет; проведению специальных информационных и коммуникативных акций.
Формирование региональной информационной политики Республики Карелия предлагается на основе анализа информационного пространства региона по следующим основным критериям:
Концепция региональной информационной политики предполагает, что субъекты законодательной инициативы должны создавать такое правовое пространство, которое способствовало бы выполнению средствами массовой информации своих основных социальных задач, без решения которых пресса не может играть системообразующую роль в гражданском обществе.
При разработке нормативных актов необходимо учитывать и перенимать опыт других субъектов РФ по решению намеченных проблем. В частности, опыт г. Москвы в разработке и реализации Концепции движения Москвы к информационному обществу.
Реализация государственной информационной политики в регионе позволит:
Анализ информационного поля региона также предполагает определение основных «информационных потребностей» и «информационных ценностей» населения республики, обозначение информационных ресурсов, которые существуют на сегодняшний момент в регионе, и описание базы для дальнейшего развития информационного пространства Республики Карелия.
Заключение
Разработка и осуществление демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач региональной информационной политики, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих интересам и культурно-историческим традициям России.