что ссср копировал у запада
Какие технологии западные страны выкрали в СССР
Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, © Shutterstock
1990-е годы и провал в образовании детей и студентов привели к тому, что молодёжь современной России знает чётко: в мире первые — США, а СССР, как и Россия, то ли заимствовал технологии у немцев, то ли воровал их с помощью своих разведчиков — в общем, всё было через пень-колоду. И с огромным удивлением вдруг обнаруживают, что СССР обладал такими технологиями, которым до сих пор завидуют и Британия, и США, и Китай. В СССР было множество самых передовых разработок, которые США не только копировали, но и выманивали хитростью и даже воровали, когда подворачивалась такая возможность.
Только в XXI веке выяснилось, что Британия и США действительно украли у Советского Союза систему гидроакустики. Операция была разработана совместными усилиями этих двух государств и называлась Barmaid. Об этом в 2012 году написал Стюарт Преббл в книге «Секреты Conqueror: нерассказанная история самой известной британской подлодки». В операции была задействована британская субмарина Conqueror, которую сами англосаксы прозвали «Охотником за подлодками».
В 1970-х годах англосаксы забеспокоились — у СССР на вооружении появилась более совершенная, чем у них, система гидролокации. Эта была отдельная станция, которую буксировало за собой разведывательное судно. В августе 1982 года на западе было решено украсть у СССР эту систему. Для этого на нос подлодки Conqueror было прикреплено режущее устройство.
Операция была проведена в Баренцевом море. Ночью Conqueror подплыла к советскому судну, перерезала трос и отбуксировала гидроакустическую станцию на базу, а оттуда на самолёте станция была доставлена в исследовательский центр в США. Документы об операции были уничтожены, однако на её след наткнулся режиссёр Стюарт Преббл. Он же беседовал с членами экипажа подлодки Conqueror и убедился, что кража была осуществлена на самом деле.
Як-141. Фото © ТАСС / Борис Кавашкин
В начале 1990-х годов наивные конструкторы КБ Яковлева обратились к «дружественным» американцам с просьбой финансово поддержать перспективную разработку военного палубного самолёта с вертикальным взлётом Як-141. СССР находился перед распадом, денег в доведённой до краха стране не было.
Пользуясь правовой безграмотностью специалистов, американцы тут же заключили контракт, по которому «приватизировали» большую часть технических разработок советских инженеров. И правда, зачем тратить деньги на разработки, когда можно просто присвоить то, что уже сделано другими?
Разработка Як-141 была завершена, но очень скоро у США появился новенький военный самолёт F-35, который многими деталями подозрительно напоминал наш Як-141. Например, у «Фантома» оказалось такая же комбинированная силовая установка, соединявшая в себе подъёмно-маршевый двигатель и подъёмный вентилятор, способный поворачиваться на 95 градусов. Если это не прямое «заимствование», то что же это такое?
Самолёт-невидимка F-117. Фото © Getty Images / aviation-images.com / Universal Images Group
А вот тут СССР просто «прошляпил». Изобретателем технологии, позволяющей самолётам оставаться невидимым для радиолокаторов, был советский инженер Пётр Уфимцев. Однако в СССР его изобретения сочли бесперспективными и даже не засекретили. Учёный публиковал статью об изобретении в одном из научных советских журналов.
В те времена ЦРУ тщательно проверяло все научные статьи, выходящие в СССР. Информация о технологии «стелс» попалась на глаза переводчику Денису Оверхользеру, который работал в авиационном концерне Lockheed Martin. Через несколько лет в США появился самолёт-невидимка F-117.
Фото © ТАСС / Министерство обороны РФ
В середине 1990-х годов на научно-производственное предприятие «Звезда» пожаловала делегация из США. Американцев интересовала катапульта К-36ДМ, которой были оборудованы советские, а затем и российские военные самолёты: МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-24, Су-34, Ту-160. Её действие американцы могли наблюдать на авиасалоне Ле Бурже во Франции, где потерпел крушение наш истребитель МиГ-29. Лётчик Анатолий Ковчура уцелел, хотя катапультировался из самолёта на очень низкой высоте — всего 80 метров. Ковчура отделался ушибами, но остался жив, а сама система весьма заинтересовала наших «заокеанских партнёров» — они поняли, что она на голову превосходит все американские аналоги.
Со «Звездой» договориться о покупке систем катапультирования не удалось, однако очевидно, что американцы каким-то другим способом смогли получить документацию по катапульте. В модификациях американской катапульты ACES-2, которую стали выпускать после 1995 года, были применены изобретения, использовавшиеся в нашей разработке. Кто-то может сказать, что это произошло уже в России, однако сама катапульта была разработана ещё в СССР — инцидент с Ковчурой произошёл в 1989 году.
От пылесоса до электробритвы. Вот какую технику в СССР скопировали с западной и выдали за свою
Упрекнуть советское руководство в недостаточном внимании к оборонной или тяжелой промышленности не получается, чего не скажешь про товары народного потребления. О том, как люди могли часами стоять в очередях, узнавая, за чем именно, только в процессе, ходят легенды. При этом такие товары зачастую едва ли не под копирку «срисовывались» с западных аналогов, особенно если дело касалось обычной техники. Мы собрали несколько примеров подобных «заимствований» и рассказываем про них подробнее.
Но заметим: не все, что выглядит практически одинаково, настолько же идентично внутри. Чего стоит хотя бы советский космический корабль «Буран»: внешне машина мало чем отличается от американских челноков Space Shuttle, но по своим возможностям кратно превосходит их. Не отметить заслугу советских инженеров, к концу 1980-х годов создавших корабль, который первым в мире совершил полностью автоматический космический полет, нельзя.
Но опять же: в большинстве случаев подобные примеры касаются монументальных разработок Союза в оборонной и/или аэрокосмической областях. Раньше мы уже рассказывали, как в СССР копировали западные технологии (здесь и здесь). Ниже сосредоточимся на устройствах, которым явно придавали еще меньше значения.
«Электроника МК-85»
Калькуляторов разного вида у стран капиталистического блока в СССР позаимствовали немало — чего стоят хотя бы первые модели с ЖК-экранами, полностью походившие на устройства от Sharp.
Позже тенденция сохранилась. «Электроника МК-85» является практически полным аналогом (внешне так точно) карманного персонального компьютера Casio FX-700P, созданного в Японии в 1984 году. Советская разработка выпускалась с 1986-го и практически в неизменном виде дожила до начала 2000-х.
Основное производство развернули в Зеленограде. Изначально «девайс» предлагался по цене 145 рублей. «Микрокомпьютер предназначен для выполнения научных, инженерных и статистических расчетов и решения задач с помощью программ, составленных на языке „Бейсик“» — так описывалось устройство.
«Мелодия МГ-56» и «Эстония-010 стерео»
Новосибирский завод «Точмаш» выпускал магнитофон «Мелодия МГ-56» с 1956 года. Его собирали в деревяном футляре с декоративными вставками из пластмассы. А вот его изначальная оригинальная версия — магнитофон Grundig TK820 1955 года. Найдете десять отличий?
Ниже— «навороченное» по меркам того времени мультимедийное устройство — электропроигрыватель «Эстония-010 стерео». Стереофонический проигрыватель производился с 1983 года в Таллинне и, судя по спецификациям на одном из тематических ресурсов, весил около 12 килограммов. Там же приводятся и другие спецификации, которые вряд ли скажут что-либо обычному пользователю. Например, «Эстония» могла похвастаться «микролифтом, автостопом и стробоскопом для контроля частоты вращения диска ЭПУ».
Но, что не менее важно, «Эстония» практически целиком и полностью основывалась на модели от Sharp — Optonica RP-7100. Она поступила в продажу двумя годами ранее, в 1981-м. Понятно, что в СССР «оригинал» отыскать получалось в лучшем случае у единиц, но внешнее сходство между устройствами опять налицо.
«Электроника ВМ-12»
От аудиоформатов переходим к видео. Перед нами первый советский бытовой кассетный видеомагнитофон. Если проще, этот гаджет стал первым в своем классе, который имел функцию проигрывания кассет формата VHS.
Выпуск магнитофона начался в 1982 году сразу на нескольких заводах — впоследствии его делали в Воронеже, Ленинграде, Новгороде, Саратове. Правда, позволить его себе явно могли лишь единицы: говорят, за устройство просили порядка 1200 рублей. И даже при этом магнитофон приходилось ожидать, просто прийти в магазин и купить товар вряд ли бы получилось.
Впрочем, заимствований у японского видеомагнитофона Panasonic NV-2000 особо не скрывают. Для советского аналога в Японии даже закупались отдельные детали. Хотя и труд отечественных инженеров обесценивать не стоит: им пришлось в довольно сжатые сроки осваивать производство элементов, ранее у нас неизвестных.
Выпуск «Электроники ВМ-12» закончился в 1995 году — к тому времени в страны бывшего СССР уже проникли куда более доступные по цене иностранные аналоги.
Легендарный «Морской бой»
О таком игровом автомате, наверное, слышали даже те, кто родился и вырос уже после распада Союза. И неспроста: подобные автоматы стояли (а может, и до сих пор стоят?) практически везде. Детство автора материала выпало на начало 2000-х годов — тогда только в одном парке Горького аппаратов «Морской бой» было несколько разновидностей.
Наш «Морской бой» описывается так: «Автомат предназначен для развлечения и активного отдыха граждан, развития у них глазомера и точности стрельбы». А по сути механика игры довольно проста: пользователю необходимо смотреть в видоискатель (перископ) и сбивать надводные цели «торпедами» со своей подводной лодки. В СССР выпуск «Морского боя» начался в 1974 году и не прекращался до конца 1990-х.
Оригинальная игра Sea Raider начала выпускать американская компания Midway Manufacturing в 1969 году (по некоторым данным, в 1968-м), а в 1972-м появился японский аналог Sea Devil от японской Sega. Но поговаривают, что конструкция советской версии (во всяком случае в первые годы) была немного упрощена: так, изначально трасс для торпед было десять, а стало восемь.
Электробритвы «Нева-3» и «Агидель»
В 1953 году американская компания Remington выпустила электробритву 60 De Luxe — в YouTube даже есть оригинальный ролик с рекламой устройства, который крутили по ТВ в то время. Если вкратце, то на протяжении двух минут закадровый голос всячески расхваливает девайс, пока мужчина в кадре бреется. Судя по лотам на eBay, предлагающим эту бритву, она весит 254 грамма и поставляется в специальном кейсе.
А по этой ссылке на аналогичной русскоязычной площадке предлагают электробритву «Нева-3» от ленинградского завода имени М. И. Калинина. Если внимательно изучить такие лоты, становится понятно: выпускать ее начали не раньше 1965 года (по другой информации, 1969-го), то есть спустя как минимум 12 лет после выхода Remington. Внешне бритвы опять же похожи до уровня смешения.
Впрочем, случай с «Невой» далеко не единственный. Для примера: коллаж ниже совмещает советскую электробритву «Агидель», начавшую производиться в 1967 году в Уфе, и иноземную Philishave 1965 года. Скопировали все, включая цвет внутренней подложки футляра.
Пылесосы «Чайка» и «Сатурн»
С более простыми товарами — телевизорами, стиральными машинами, пылесосами, магнитофонами и другой техникой — церемонились и того меньше. Пример — советский пылесос «Чайка» 1963 года выпуска, практически подчистую скопированный с американского аналога Remoco (Erres). Последний вышел на рынок еще в 1939-м.
А вот пылесос «Сатурн», производившийся в Литовской ССР. Казалось бы, тут точно заимствований ожидать не стоит: как само название, так и форму (планета с колесиками-спутниками) явно придумали у нас. Но вот как выглядел пылесос Hoover Constellation, придуманный и начавший выпускаться в 1956 году. Сходство, конечно, не полное, но общие детали явно есть.
Мы умели делать всё: какие технологии Запад копировал у Советского Союза
В 1990-х годах технологии СССР вдруг стали притчей во языцех. Все кому не лень доказывали, что-де страна наша отстала от мира во всех смыслах, а неповоротливая бюрократия не позволяет внедрять передовые разработки и производить конкурентоспособные, а главное, современные вещи. Но на самом деле «полёт к коммунизму» корабля по имени СССР был прерван на удивительных страницах инженерной мысли.
«Тесла» для колхозников
Сейчас все хвалятся электромобилями, но сразу после Великой Отечественной войны в СССР был разработан электротрактор. Авторами проекта стали инженеры П. Листов и В. Стеценко из Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства. Трактор был создан на базе советского гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ, имел силовую установку в 38 кВт и питался трёхфазным током прямо от линий ЛЭП, к которым подсоединялся с помощью токосъёмной мачты. На одном месте трактор мог обработать до 60 гектаров земли, а с дополнительным оборудованием — до 200 гектаров.
Выпуск трактора был вынужденным — после войны нефти было мало. Под проект под Рязанью были построены Кузьминская, Рассыпухинская, Данковская и Ново-Никольская ГЭС. Испытания свернули после того, как на территории Казахской ССР нашли крупные залежи нефти.
Начиная с 1947 года в сельской местности машинно-тракторные станции стали укомплектовывать мощными радиостанциями Омского приборостроительного завода «Урожай-1» и «Урожай-2», которые держали связь между собой с помощью станций-ретрансляторов. Радиостанции выпускались 20 лет почти без изменений и действительно играли роль «мобильных телефонов», позволяя колхозам экономить и подвозить на поля нужные детали для техники.
С 1960 года в гражданский оборот были пущены портативные радиостанции «Недра-1», «Недра-П» и «Недра-2». Внешне они напоминали спутниковые телефоны, но внутри была аналоговая начинка с 15 (!) радиолампами и гетеродином. Радиостанции работали до 50 часов на батареях «Сатурн», а радиус действия при использовании с усилительными антеннами достигал 50 километров.
В 1957 году советский инженер Куприянович разработал прототип мобильного телефона ЛК-1 и базовую станцию. А в 1958 году в НИИ связи была создана первая система автоматической мобильной связи «Алтай». Она включала в себя базовые станции и абонентов — то есть телефоны, которые устанавливались в машинах. Связь осуществлялась через антенну, однако шла в режиме дуплекс, то есть абонент мог одновременно говорить и слушать.
В 1963 году система была внедрена в Москве в правительственных автомобилях. Подобная система в США появилась лишь спустя год. К 1970 году система «Алтай» работала уже в 30 городах. СССР был впереди и в области спутниковой связи. В 1965 году был запущен первый спутник связи «Молния-1», который обеспечивал связь Москвы с Дальним Востоком. С 1967 года спутники и 20 наземных станций покрыли ретрансляцией ТВ-сигнала всю территорию СССР.
Суперкомпьютеры и аналоговые компьютеры
«Эльбрус-1» и «Эльбрус-2» (1984 год) уже тогда имели 32-разрядную архитектуру, выдавали до трёх команд за такт, могли иметь до десяти процессоров, имели раздельные кеши команд и данных по 32 Кб, поддерживали отладку, мониторили производительность и имели режим «сверхнадёжных вычислений».
С 1976 года в СССР производился разработанный студентами МИФИ аналоговый компьютер АВК-6, который использовался в инженерных расчётах. Он представлял собой соединение аналоговой вычислительной машины с системой измерительных приборов и не требовал знания программирования.
Но не стоит думать, что все усилия советской промышленности были сосредоточены исключительно на повышении урожайности или компьютерах. Уделялось внимание и ежедневному комфорту граждан. В 1966 году в СССР инженером Борисом Гришиным был изобретён робот-секретарь АРС. Разумеется система была аналоговой, а сам робот — механическим, но тем не менее. Эта чудо-машина умела будить владельца, включать магнитофон и напоминать расписание на день. В отсутствие хозяина робот отвечал на телефонные звонки и записывал сообщения. В присутствии владельца робот приносил ему телефонный аппарат, а если номер был занят, то занимался автодозвоном. АРС мог самостоятельно набрать номер в случае экстренной ситуации — если владельцу стало плохо или в доме пожар.
Кроме того, АРС включал и выключал бытовую технику, записывал теле- и радиопередачи, поддерживал в доме заданную температуру, вращая вентили на батареях, мог открыть дверь гостям, проводить их в гостиную, включить музыку. АРС состоял из отдельных блоков и 13 двигателей, весил почти 100 кило, но легко собирался и разбирался. Самым сложным механизмом была рука. В 1966 году АРС мог открыть бутылку с шампанским, разлить его в бокалы и подать на подносе гостям. Всякие «Бостон динамикс» придут к этому лишь спустя 45 лет.
Технология «Умный дом»
Но были устройства и попроще. Например, Рижский завод полупроводниковых приборов с 1975 года производил домашние ионизаторы. Рекламный слоган гласил: «Под рижскими соснами… у себя дома!» Стоил, впрочем, приборчик весомо — 10 рублей 50 копеек. Завод «Прометей» в Борисполе выпускал часы-программатор «Электроника 21–10». К ним можно было подключить телевизор, радио и настольную лампу, и программатор включал и выключал их в соответствии с настройками, причём пользователь мог настроить каждый день недели отдельно.
В 1971 году в Арзамасе вышел первый в Союзе магнитофон «Легенда-401», который мог превращаться в магнитолу с помощью. радиокассеты, которая ставилась на штатное место. Вскоре подобную технологию создали и японцы. В СССР производились лампы-телетаймеры «Электроника», которые включали и выключали телевизоры. А в 1980-х годах промышленность массово выпускала акустические выключатели света, работающие от хлопка в ладоши. С 1978 года на заводе «Плутон» выпускались СВЧ-печи «Электроника».
Но это всё были цветочки по сравнению с разработкой в 1987 году проекта умного дома «Сфинкс» Дмитрия Азрикяна. Инженер Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики предвосхитил идеи американских компаний, создав электронную начинку для умного дома. «Сфинкс» представлял собой сложное устройство, которое должно было отвечать за домашний уют. В него входили монитор, колонки, наушники, дистанционный пульт управления, дисковод и небольшой домашний компьютер с несколькими блоками памяти — для каждого члена семьи свой.
Как промышленность СССР копировала зарубежную технику
Как и в случае с малолитражными автомобилями, дело с выпуском электронной техники для дома в СССР обстояло неважно. В попытке «догнать и перегнать» советские инженеры не видели ничего зазорного в том, чтобы построить своё устройство на основе западного образца. По сути, это было нарушением авторских прав, но Союз был настолько независим, что на действие западных патентов не обращал внимания.
Европейские родственники
В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» хваткий стоматолог Шпак лишился сразу двух магнитофонов. Вор Жорж Милославский стащил у него National RQ-1585 S — пионер среди портативных катушечных магнитофонов с реверсом (не нужно переворачивать ленту) и кассетный Philips EL3302 — один из первых во времена кассетников. На тот момент эти девайсы стоили целое состояние. Поэтому Шпак всё время сокрушался о потере: «Два магнитофона импортных… все, что нажил непосильным трудом!». Возможно, стоматолог и не знал, что в СССР уже как 5 лет выпустили аналог Philips — магнитофон «Десна», ставший первым кассетным магнитофоном в СССР. Проблема была в том, что, в отличие от магнитофонов на бобинах, на такие аппараты трудно было достать те самые кассеты. Но это уже была совсем другая история…
Строго говоря, заимствование конструкции, копирование схем и чертежей впервые было опробовано не в СССР, а ещё в античном мире. В попытке защитить своё изобретение средневековые мастера применяли секретность, а затем в Европе и США придумали патенты. Но изобретения они защищали весьма условно. Ведь когда один конструктор брал за основу творение другого и незначительно изменял его, то получившийся образец уже не считался кражей технологии. Поэтому, когда в 20-30-х годах прошлого века в СССР встал вопрос о выпуске товаров народного потребления, в руководстве страны не видели ничего плохого в том, чтобы создать советские образцы на основе лучших западных.
Так, в 1934 году Харьковская трудкоммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданная из бывших беспризорников, наладила выпуск качественных фотоаппаратов. Назывались они так же, как и коммуна — «ФЭД». Вот только дело в том, что харьковский «продукт» был почти точной копией знаменитого немецкого фотоаппарата Leica II, получившего широкую популярность в фотожурналистике. А в начале 1941 года был налажен выпуск модели «ФЭД В», который совпадал с немецким собратом Leica III. В отличие от предыдущей модели, здесь имелась длительная выдержка. Сходство «ФЭД» и «Лейки» было столь велико, что в конце XX века на советские аппараты аферисты наносили логотип Leica II и продавали их коллекционерам под видом дорогого немецкого антиквариата.
К слову, это был не единственный случай подобного использования западной фототехники. В 1957 году на советских прилавках появился зеркальный фотоаппарат «Салют» производства киевского завода «Арсенал». Если бы это была чисто советская разработка, то мы могли бы гордиться своей фотопромышленностью. Но, увы, «Салют» и его экспортные варианты «Зенит-80» и «Киев-88» были переделкой с роскошной шведской камеры Hasselblad 1600F.
От утюга до телевизора
В середине XX века в развитых странах произошёл переход от радио- к телевещанию. СССР не хотел быть аутсайдером и тоже включился в развитие телесетей. Но смысла в развитии телевещания не было без наличия у населения телеприёмников, проще говоря — телевизоров. В СССР первым массовым телевизором стал аппарат «КВН-49», выпускавшийся с 1949-го по 1962 год. Его создали инженеры Ленинградского НИИ телевидения Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Именно от их фамилий аппарат и получил название КВН. Несмотря на высокую цену, телевизоры сметали с прилавков магазинов. Но вскоре выяснилась их невысокая надёжность, после чего аббревиатура КВН получила шуточную расшифровку: «Купил — Включил — Не работает». Кстати, немногие знают, что название игры КВН («Клуб весёлых и находчивых») было аллюзией на марку самого распространённого в те годы телевизора. Весил КВН целых 29 килограммов, а чтобы его смотреть, нужно было заполнить водой или глицерином линзу на специальных полозьях.
Позднее появилась информация, что КВН был копией американского телеприёмника RCA 621TS, выпущенного в 1946 году. Якобы внешний вид обоих телевизоров указывает на их сходство, а более ранний выход «американца» говорит, что советский собрат был копией. Впрочем, сходство между моделями лишь визуальное — из-за линзы и кубической формы ящика. Ведь КВН был единственным в мире телевизором прямого усиления сигнала, а RCA имел хоть и более совершенную, но капризную конструкцию.
Кстати, если сходство между КВН и RCA 621TS — предмет дискуссий, то не заметить сходства между популярным в 1960-е телевизором «Старт-3» и английским GEC ВТ2253 нельзя. При этом английский «ящик» вышел в 1958-м, что как бы намекает, кто у кого позаимствовал конструкцию.
Кроме сложных устройств в СССР копировали и более простые. В частности, вышедший в 1954 году пылесос «Москва» сильно напоминал американский Lewyt Model 40 (1947), а «Днепр-2» — немецкий Progress 7 (1939). Немало «пострадал» от советских инженеров знаменитый концерн Philips. Так, известную на Западе модель электробритвы Philishave SC 8010 уфимские конструкторы разобрали и на её основе в 1967-м стали выпускать «Агидель-М». В другом случае утюг Philips Walita HD1120 выпуска 1971 года стал основой для «Яузы УТ-1000», выпущенной в 1989-м.
Японские «игрушки»
К 80-м годам XX века разрыв между западной электронной техникой и отечественными образцами достиг максимума. Отставание электронной базы стало колоссальным. Но брать и тупо копировать лучшие иностранные образцы мы уже не могли. Советский Союз стал членом многих договоров, в том числе и по охране авторских прав. Выходом стала покупка лицензий на производство аналогичных моделей в СССР. Пожалуй, самый известный отучай — постройка АвтоВАЗа итальянским концерном «Фиат». В электронной промышленности размах был скромнее.
Обычно после продажи лицензии иностранцы продавали советским предприятиям и электронные компоненты для сборки на месте. Хотя советские инженеры, с учётом местных реалий, вносили существенные изменения в конструкцию.
В 1975 году компания Panasonic выпустила удачную модель видеомагнитофона NV-2000. Именно его и выбрали в качестве базы для создания отечественного «видика», известного под названием «Электроника ВМ-12». Производилось такое устройство с 1982 года новгородским заводом «Спектр» и воронежским НПО «Электроника». Аппарат весил 4 килограмма и был сопоставим по размерам с мощным транзисторным усилителем.
Иностранные «уши»
«Электроники» были заметны невооружённым глазом. Например, люминесцентный индикатор часов, отсчитывая время, вёл отсчёт недели с воскресенья, как в англоязычных странах. При этом, несмотря на японские корни, качество советского видеомагнитофона оставляло желать лучшего. Аппарат часто «зависал», «жевал» кассеты, которые были дороги и являлись дефицитом, был капризен к перепадам сети. В общем, обладатели японских «видиков» смотрели на «электронников» с презрением и усмешкой. Дескать, у вас не «видик», а пародия. Впрочем, есть мнение, что изначально «Электроника ВМ-12» была приличного качества, но с развитием хозрасчёта директорам предприятия стало выгодно «сливать» часть аппаратов в кооперативы по цене брака. Кооператоры их дорабатывали в кустарных условиях и пускали в продажу как новые, но их качество было плохим.
Практически одновременно с видеомагнитофоном нововоронежский завод
«Алиот» наладил выпуск первого советского аудиоплеера «Электроника-Микроконцерт-Стерео». Аппарат был копией Sony Walkman TPS-L2 и имел блок РЧВ (регулятор частоты вращения двигателя), электродвигатель и магнитные головки от Sony. В отсутствие конкурентов плеер быстро стал мечтой молодёжи. Но «косяки» и на этой советско-японской игрушке имелись. Во-первых, плеер был весьма «прожорлив», а советские батарейки — не энергоёмкими, и «послушать музон» обходилось в копейку. Во-вторых, из-за несовершенства советских кассет МК плеер просто «зажёвывал» ленту. Харьковский машиностроительный завод начинал с «ФЭДов», но потом делал авиационное оборудование