что спросить у мошенников сбербанка
Разводы от «представителей Сбербанка»: Что спрашивают и как им отвечать?
Здарова, бандиты
Ingredients
Directions
Что обычно говорят мошенники?
Естественно, все как один из «Службы безопасности банка», только разводки у всех немного разнятся:
Кто такой Кузнецов Роман? Или Руслан? И почему вечно Уфа??
Несмотря на то, что придумать имя отчество для вымышленного перевода проще простого, мошенники почему-то часто называют именно это имя и эту фамилию. Скудность фантазии объяснить реально сложно. Единственное, с чем это может быть связано, это то, что воры используют какую-то одну на всех методичку, где указано это ФИО. В общем, скоро Роман Кузнецов станет именем нарицательным, обозначающим развод. Аналогию можно провести и с городом. Воры очень любят городу Уфу по одним им известным причинам. Может и правда по шаблону всё делают?
Банк действительно сливает данные?
Берут ли мошенники данные из открытых источников или у них есть некая слитая база — однозначного ответа на этот вопрос нет. ФИО и последние 4 цифры карты можно пробить даже через Сбербанк Онлайн, если выбрать перевод клиенту по номеру телефона. Ну а номер мобильного телефона вполне мог засветиться, например, в социальной сети. Так это выглядит:
Что отвечать на такие вопросы?
Многие просто скипают звонок (кидают трубку) или шлют лесом отборным русским матом. Как вариант — определенно да. Но если вы хотите немного повеселиться, то угорать над потенциальными ответами можно бесконечно
Еще один вариант наказать нерадивых «специалистов» — отправиться искать карточку и просто отложить телефон в сторону. Можно заставить их 15-20 минут слушать тишину, а можно и оставить их скучать под «Да ладно» Якубовича. Благо в ютубе давно лежит 10-часовая версия. Особый шик для мазохистов — положить телефон на громкой связи в кастрюлю и бить по ней половником
Правда ли, что нельзя говорить «Да» в трубку?
По этому поводу ходит много слухов в интернете. Можно ли говорить в трубку «Да» и как это могут использовать мошенники? Считается, что эту запись с вашими «Да», «Подтверждаю» и прочие утвердительные эпитеты потом можно использовать в общении с реальным банком от вашего имени. Еще один фейк — якобы эти обрывки фраз можно использовать для сбора биометрии. Но что значит «сбор биометрии»?
Окей, если имелось ввиду, что вы уже сдали биометрию и ваши данные официально зарегистрированы (можно посмотреть на госуслугах)
Ну и наконец, вы действительно думаете, что кроме утвердительных ответов банк не буде спрашивать что-то иное? Новый вариант сойти за «настоящий банк» — автоответчик, который так же сообщит вам о каком-то грешном переводе, который нужно срочно отменить
А что другие банки? Там нет разводов?
Конечно же есть. Просто подавляющее большинство наших соотечественников пользуется именно Сбербанком, поэтому мошенники делают упор именно на него. Так тупо больше шансов попасть «в точку», т.е. что у жертвы карта именно Сбера. Звонки от «представителей» других банков тоже имеют место быть. Особенно часто страдают от тюремного колл-центра клиенты Альфа-Банка. Способы развода банальные, но, к сожалению, действенные на особо впечатлительных граждан
И это уже не говоря о совсем сумасшедшей истории о том, как мошенники обманом выудили у клиента Альфа-Банка более 5 млн рублей
Вечером позвонили из «службы безопасности» Альфа-Банка и под предлогом отвязки чужого номера вынудили назвать код из СМС. Подкупило то, что код нужно было назвать не оператору, а автоматизированной системе после сигнала. Заранее знать о наличии или отсутствии такой системы я не мог, в той же поддержке, например, тоже стоит робот с распознаванием голоса. Далее звонок переключили на другого «сотрудника», который сообщил, что номер-то отвязали, но на меня успели оформить кредит. В этот момент я зашел в приложение и действительно увидел счет с 5 361 000 рублей, который я не открывал. Кредит был выдан практически мгновенно, никаких документов банк не затребовал, никто мне не перезвонил. Кроме того, я не получал никаких документов ни по каким каналам, таких как кредитный договор, условий его я не знаю. Далее, мне предложили вернуть эти деньги в банк и закрыть этот кредит, а так как раньше я с кредитами не сталкивался, то не знал как это должно происходить на самом деле. Для «закрытия» кредита мошенники подключили к моему личному кабинету «семейный счет» (о наличии подобной услуги я не знал), пояснив, что фамилия, фигурирующая в названии счета — это менеджер банка и счет предназначен для возврата денег в банк. Таким образом, с помощью обмана, меня вынудили перевести деньги на этот «семейный счет» (4 825 000 рублей, остальное списалось на страховку), после чего доступ к этому счету отключили.
Откуда жулики вообще знают, что вы являетесь клиентом Альфа-Банка? Это очень просто. Базы клиентов банка продаются в даркнете за вполне вменяемые деньги
Как они туда попадают — это уже другой вопрос.
Могут ли мошенники перевыпустить мою сим-карту и снять все деньги?
Дело в том, что при перевыпуске SIM-карты, операторы связи блокируют СМС от банков. Это возможно благодаря уникальному ID под названием IMSI (International Mobile Subscriber Identity — международный идентификатор мобильного абонента). Если физически перевыпустить SIM-карту, то номер IMSI изменится. Соответственно, блокировка будет продолжаться, пока вы не подтвердите свою личность по звонку, назвав секретное слово, либо через визит в офис. Это зависит от условий конкретного банка.
Кто звонит с номера 900: как распознать мошенников «из СберБанка»?
Пользоваться банковскими картами удобно, но всегда существует риск стать жертвой злоумышленников – особенно среди пожилых людей и тех, кто обладает низким уровнем финансовой грамотности. Для обмана доверчивых клиентов Сбера мошенники используют десятки схем, в т.ч. звонят с официального короткого номера 900, закрепленного за банком. К такому телефону у жертв больше доверия – они думают, что звонок поступает из СберБанка, поэтому охотней разглашают персональные данные, сообщают разовые коды и пароли для проведения транзакций. Разбираем детально, как распознать мошенников, что делать, если звонят «из банка», какие меры предпринять для защиты сбережений.
Содержание:
Как мошенники обманывают клиентов СберБанка? ТОП-7 популярных схем
Злоумышленники постоянно совершенствуют методику обмана граждан – придумывают новые способы и легенды, однако основным остается метод социальной инженерии, включающий распространенные схемы:
Каждый из способов мошенничества заканчивается одинаково – злоумышленники похищают деньги клиента. При наличии доступа в Сбер Онлайн могут не только украсть сбережения, но и оформить кредит – жертва остается без денег и с долгами, суммы займов порой достигают сотен тысяч рублей.
Почему злоумышленники используют номер 900 для звонков?
Зачастую мошенники используют не обычные номера, а телефоны, похожие на официальные контакты банков – так они вызывают доверие со стороны будущих жертв, а доля успешных звонков заметно повышается. Как же удается эта мошенническая схема? Способов реализации несколько:
Звонок может поступить не только с номера «900» и других официальных банковских контактов, но и от друзей и родственников, которые просят денег взаймы. Аналогично работают и сообщения в социальных сетях – жертве пишет «друг», страничку которого взломали.
Как понять, что звонит мошенник с номера 900?
Ориентироваться на номер телефона при звонке от банковских сотрудников не следует – современные технологии позволяют указать на экране жертвы абсолютно любую информацию. Однако вычислить злоумышленников при звонке несложно, так как мошенники:
Даже если звонящий сообщает персональные данные клиента, называет ФИО, дату рождения, адрес проживания, гарантий нет – сведения могут быть получены из баз, продаваемых «на черном рынке», а также из иных источников.
Что делать, если позвонили злоумышленники из Сбера?
Если все же обманули мошенники с банковскими картами, обратитесь в СберБанк по официальному номеру или в отделение – попросите заблокировать скомпрометированную карту, отключить Сбер Онлайн и прервать выдачу кредитных продуктов, если подана соответствующая заявка. После принятия экстренных мер необходимо написать заявление в полицию о мошенничестве.
Как защитить себя от мошенничества с банковскими картами?
Ключевое правило защиты – всегда сохранять бдительность и не совершать никаких операций по просьбе третьих лиц, даже если они представляются друзьями или сотрудниками банка. В целях профилактики рекомендуется:
Финансовая безопасность – забота не только банка, но и самого гражданина, так как 99% хищений средств происходит с использованием методов социальной инженерии, т.е. пользователь сам помогает мошенникам украсть деньги. Защититься от злоумышленников, методы работы которых становятся с каждым днем все изощренней, непросто – необходимо сохранять бдительность и не доверять звонкам даже с официальных номеров банка. Сбер нечасто звонит клиентам, тем более – не требует сообщать пароли из СМС или переводить средства «на безопасный счет», так действуют исключительно мошенники.
Пришлите свои денежки (но лучше не надо). Что делать, если ЯКОБЫ звонят из Сбербанка?
Шок: у «Сбербанка» появились неиллюзорные конкуренты! Но если кредитная организация соблюдает правила приличия и законы при «относительно честном» отъёме средств, то мошенники – напротив, нарушают. Бьюсь об заклад: вам, вашим знакомым, детям или родителям хоть раз звонили люди, представляющие службой поддержки Сбера.
Волна сообщений от ложных сотрудников банка особенно остро захлестнула Россию во время пандемии. Жертвами мошенников чаще всего становятся дети или пожилые люди, которых легко обмануть. Но представители других социальных групп тоже рискуют, ведь «специалисты службы поддержки» так убедительны! Как не стать их жертвой? Как отличить представителя банка от афериста? Поговорим об этом прямо сейчас.
Киберпанк, который мы заслужили
Поход в сберкассу остался далеко в истории, хотя всего 15 лет назад пополнить счёт мобильного телефона или оплатить услуги ЖКХ из дома было проблематично. Отныне для расчётов достаточно мобильного телефона и приложения. Человек, рассчитывающийся на кассе образом карты через Samsung Pay, всего пару лет назад воспринимался с юмором, а сейчас – стал органичной частью городского пейзажа.
Но есть и обратная сторона медали: мошенникам век киберпанка, что паутина для паука. Чтобы украсть личные данные удалённо, нужно обойти сложнейшие системы защиты. Несколько уровней безопасности, шифровка данных, защита от DDOS-атак – всё это должно было сделать счета неуязвимыми. Но в системе есть слабое звено – пользователь карточки, подобрать ключ к которому проще.
Внимание! «Сбербанк» может звонить только с телефона 900. По этому же номеру необходимо сообщать о попытках мошенничества. С другой стороны, есть технология подмены номера, поэтому ориентироваться только на это уже не стоит.
Как воруют деньги?
Мошеннику необходимо получить доступ к виртуальному кабинету в банке либо заставить перевести деньги в другую систему. Дальше – дело техники. Для доступа к личному кабинету нужен логин и пароль, для перевода – номер карты, срок действия, CVV, данные держателя. И уж точно понадобится СМС-подтверждение любой операции. Даже сам банк владеет этой информацией в зашифрованном виде – в целях безопасности.
Схематически развод выглядит так:
Интересный факт! С 2017 г. количество преступлений в РФ в сфере высоких технологий выросло на 228%. Аналитики предрекают дальнейшее обострение проблемы.
Варианты начала развода:
Могут ли звонить настоящие сотрудники Сбербанка?
Естественно, в банке тоже работают люди, и они вполне могут связываться с держателями счетов. Но им запрещено спрашивать какие-то личные данные: номер карты, CVV и уж тем более – СМС-сообщение, пришедшее на телефон. Звонки по поводу подозрительных операций тоже бывают, но чаще всего клиенту предложат обратиться в «физическое» отделение для разблокировки карт.
Сотрудники Сбера могут предложить новые продукты или выяснить мнение по поводу используемых. Однако они точно не станут разбираться по телефону с подозрительными транзакциями. А ещё – им не будут известны причины блокировки счёта. Они не имеют права разглашать такие подробности по телефону.
В общем, по трезвому размышлению сразу понятно, когда звонила настоящая служба поддержки, а когда – фиктивная. Но аферистам нужно затуманить мозг человека, заставить его действовать импульсивно. Многие из них – хорошие психологи, которые тонко чувствуют жертву и подстраиваются под неё.
Откуда у них наши данные?
Главный вопрос, возникающий у потенциальной жертвы – это точность попадания. Откуда они узнают телефоны? Почему обращаются по имени-отчеству? Кто «слил» номер банковской карточки? Ответов масса: ворованные базы данных банков, перехваченные сведения о транзакциях, фишинговые сайты в интернете.
В октябре 2019 года стало известно, что работник «Сбербанка» продал личные данные 5000 клиентов неизвестному лицу в интернете. В июне того же года Роскомнадзор зафиксировал утечку информации на 900 тысяч человек. Сколько таких кротов в системе точно не скажет никто.
С чем это связано? Банки и операторы сотовой связи обладают сверхконцентрацией личных данных. Вспомните, сколько собственной информации вы вписали в бланк при оформлении новой сим-карты. Казалось бы, зачем столько сведений? Увы, удержать их в секрете ни государство, ни монополисты не могут, подтверждение чему – предложения на «чёрных форумах».
Ради интереса навестил популярнейший сайт среди чёрных дельцов (не буду делать ему рекламу) и убедился, что покупка личных данных – недорогое удовольствие.
Что делать, если стал жертвой мошенников?
Принцип нулевой ответственности в таких случаях не работает, так как клиент сам нарушил правила хранения личных данных. Значит, остаётся уповать только на расторопность и дотошность сотрудников правоохранительных органов. Или на чудо: иногда случается, что подозрительную операцию блокируют в самом банке.
Если вы стали жертвой мошенников, необходимо:
Резюме
Воровство денег с карточных счетов – огромная индустрия, теневой оборот которой исчисляется миллионами долларов. Мы можем только предполагать, кто стоит у руля, есть ли «интерес» банков и почему до сих пор не принято никаких законодательных решений, позволяющих выбить почву из-под ног мошенников. Но очевидно одно: как только на телефон поступил звонок якобы от «службы поддержки Сбербанка», разговор нужно мгновенно завершить. Чем дольше остаётесь на линии, тем выше шансы расстаться со своими деньгами.
Мошенница пытается выманить код из смс для «подключения услуги»
Мы постоянно твердим, что код из смс никому говорить нельзя. Тем приятнее видеть, как это знание спасает деньги.
Вот несколько признаков, что звонок от мошенников:
Чтобы не слушать разговор — вот что там произошло
Читателю на мобильный поступил входящий звонок с неизвестного городского номера. Девушка представилась сотрудницей известного банка, обратилась по имени и отчеству и предложила рассказать про специальные предложения от банка.
Сначала она предложила бесплатно увеличить кредитный лимит по карте — читатель отказался. Сразу поступило второе предложение: подключить бесплатную услугу, которая уменьшает ставку по кредитной карте, если не погасить задолженность в беспроцентный период. На это предложение читатель согласился, и сотрудница начала «подключение» услуги.
После этого банк отправил на телефон клиента смс с кодом. Мошенница представила все так, будто это код для подключения услуги: она попросила сообщить этот код и произнести слово «подключить». Конечно, не ей, это небезопасно. Система переключит разговор на робота. Он-то уж точно не станет использовать полученную информацию во вред клиенту.
В результате мошенникам удалось выманить номер паспорта, но код из смс читатель не сообщил — это и спасло его деньги.
Как мошенники завоевали доверие
Во время разговора мошенники убедили читателя, что звонят из банка, и расположили его к общению. Вот как им это удалось.
Обратились по имени и отчеству. Мошенники в начале разговора обратились к нашему читателю по имени и отчеству и, по его словам, этим завоевали его доверие. Кроме того, они знали последние четыре цифры номера карты, которые упомянули в специальном предложении. У читателя создалось впечатление, что такая информация может быть только у банка — а значит, звонит настоящий сотрудник.
Но чтобы узнать эти данные о владельце карты, достаточно номера телефона. В 2019 году Банк России запустил систему быстрых платежей, СБП, которая позволяет переводить деньги между разными банками по номеру телефона. Перед отправкой платежа система подскажет имя получателя — для проверки, чтобы деньги ушли по адресу.
Но не всем можно перевести деньги через СБП. Чтобы выполнить перевод, оба банка — отправителя и получателя средств — должны подключиться к системе, а оба клиента должны разрешить перевод через систему в интернет-банке или мобильном приложении. Когда клиент банка подключил свой счет к СБП, узнать его имя по номеру телефона может любой пользователь системы, даже если их счета открыты в разных банках.
В приложении Тинькофф-банка при переводе по номеру телефона видны имя и первая буква фамилии. Видны счета и в других банках
Мошенница знала последние четыре цифры номера карты. Узнать номер карты сложнее, чем имя и отчество, но тоже возможно. Некоторые банки при переводе своему клиенту по номеру телефона сообщают больше информации. Например, при переводе по номеру телефона внутри Сбера приложение кроме имени покажет еще и часть номера карты. Полный номер таким способом узнать не получится, но последние четыре цифры приложение показывает.
Скорее всего, мошенники перебором номеров нашли данные читателя. Они не были нацелены на конкретного человека и собирали базу для обзвона из тех номеров, для каких смогут узнать данные владельца. Получив имя и отчество, мошенники звонят по этому номеру телефона от имени банка, в котором нашелся счет.
Есть и другие варианты. Возможно, мошенники воспользовались одной из нелегальных баз данных. Или у них есть свой человек в банке.
Иногда через приложение банка можно также узнать номер счета другого клиента по его номеру мобильного. В любом случае, если звонящий знает ваше имя и какие-то личные данные, это не гарантия, что вам звонит сотрудник банка.
Сбер по номеру телефона для своих клиентов показывает имя, отчество, первую букву фамилии и часть номера карты
Услугу для снижения ставки, на которую согласился наш читатель, назвали частью премиального пакета. Клиент может подумать, что такие пакеты предлагают только лучшим, — так мошенники усыпляют бдительность и отключают логику. При слове «бесплатно» бдительность отключается еще быстрее.
Скорее всего, в арсенале мошенников есть и другие «услуги», которые они предлагают в зависимости от ответов жертвы. Главное, чтобы разговор продолжился.
Для сообщения кода из смс переключают на «автоматизированную систему». По версии мошенницы, это нужно для безопасности: людям сообщать этот код нельзя, а роботам — пожалуйста. Конечно, это бред: перевод звонка на «робота» легко сымитировать, клиент никак такое не проверит. Мошенник продолжает слушать жертву, заходит с помощью кода в ее интернет-банк и крадет деньги.
Самозащита от мошенников
Что еще настораживает в разговоре
Читатель не почувствовал подвоха в начале разговора и спохватился только на последнем этапе — когда мошенники попросили код из смс. Это главный признак, по которому можно определить мошенников. Номер телефона тоже не так важен: сотрудники банка могут звонить с разных номеров, а мошенники научились подменять номера.
Но в разговоре нашлось еще несколько подозрительных признаков.
Посторонний шум. Сотрудники банков обзванивают клиентов с рабочих мест в офисе или из колцентра. Обычно при таких разговорах не слышно постороннего шума или чужой речи. Мошеннические колцентры часто выдает шум или голос соседнего оператора: банк вряд ли организует работу колцентра так, что клиент через телефон сможет услышать информацию о другом клиенте.
В случае с читателем мне показалось, что «сотрудница банка» звонила из детского сада: на фоне громкий детский голос и крики. Во время пандемии многие работодатели разрешили сотрудникам работать из дома, но банки обычно выдвигают требования к рабочему месту, особенно для общения с клиентами. Например, большинство операторов Тинькофф-банка и до пандемии всегда работали из дома, но по требованиям им нужна гарнитура с микрофоном и тишина в комнате.
Неграмотная речь собеседника. Сотрудников колцентра в банке учат правильно произносить слова, а руководители проверяют их работу по записям звонков. Банк вряд ли оставит на работе оператора, который неграмотно общается.
В записи разговора с читателем «сотрудница банка» говорила неуверенно: очень торопилась, часто оговаривалась и не знала, как отвечать на вопросы, поэтому придумывала ответы на ходу. А чего стоят «кредитные средства» с ударением на последний слог!
Запрос персональных данных. Когда сотрудник банка звонит клиенту, он уже знает его персональные данные, ему не нужно спрашивать. Кодовое слово, полное имя и номер паспорта могут спросить для идентификации, только если звонит сам клиент. А для подключения услуги или смены тарифа обычно хватает устного согласия.
Если не уверены, что разговариваете с сотрудником банка, попросите его добавочный номер и перезвоните по номеру банка, указанному на карте. Если связаться через добавочный невозможно, уточните информацию у оператора и примите решение позднее, а для подключения услуги перезвоните в банк.
Что делать, если сообщили код мошенникам
У героя этой статьи все кончилось хорошо: он не сообщил код из смс. Вместо этого он завершил звонок и перезвонил в банк по номеру с карты. Специалист проверил последние операции по карте и убедился, что мошенники не смогли получить доступ к деньгам.
Если сталкивались с другими разводами, пишите. Прищуримся.
Как мошенники разводят даже скептиков. Петрозаводчанка узнала схему и решила предупредить других
Мы часто слышим истории про мошенников, которые разводят людей порой на космические суммы, и нередко задаемся вопросом: что же такого те рассказывают, что люди передают им пароли, явки и сообщают всю свою подноготную. И нам удалось это выяснить! В редакцию Daily обратилась жительница Петрозаводска Евгения, которая общалась с телефонными мошенникам несколько часов, чтобы выведать всю их схему работы.
Сотрудник «службы безопасности Сбербанка»
Несколько недель назад Жене поступил звонок с номера 499. Девушка обратилась к ней по имени и отчеству, представилась сотрудником службы безопасности Сбербанка. На фоне — типичный офисный шум.
— Сказала, что произошла сомнительная транзакция, попытка смены номера телефона, привязанного к аккаунту, они выявили эту операцию и нужно ее срочно заблокировать. Плюс произошла утечка информации, данные моего лицевого счета. Я спросила, могу ли уточнить эту информацию по номеру 900, но она ответила, что там такой информацией не обладают, она есть только у службы безопасности банка. «Поскольку утечка произошла из-за сотрудника банка», они очень просят, чтобы я не приходила в отделение, иначе спугну сотрудника-злодея.
Женя решила уточнить, с какого перепуга она должна ни у кого ничего не уточнять, когда ей звонят по таким важным вопросам и с левых номеров. На это девушка недовольным тоном отметила, что «вообще-то говорит серьезные вещи, ей не до шуток». Женя сразу поняла, что имеет дело с мошенниками, но очень уж хотелось узнать, а что будет дальше, как работает их схема, и она продолжила диалог.
— У вас там операция сомнительная, вы ее заблокируйте — и дело с концом.
— Не могу, нужно подавать заявку.
— Так подавайте, я вам не мешаю.
— Для нее мне нужна информация.
Дальше «сотрудник службы безопасности» начала задавать вопросы, чтобы, видимо, выяснить платежеспособность абонента. Есть ли кредиты и в каких банках, какой остаток на счетах.
— Когда я ответила, что не скажу остаток, она говорит, окей, округлите до тысячи. Я сказала — тысяча. Дальше вопрос меня возмутил еще больше: какие зарплатные суммы попадают на карту ежемесячно? На мое негодование и отказ называть сумму она сказала, что можете ответить примерно. На это я ответила, что раз примерно, то поставьте сумму сами. Ее мой ответ явно не устроил, но настаивать она не стала. Сказала дальше, что так как данные счета скомпрометированы, нужно разослать информацию об этом во все банки, где у меня кредиты. Я ответила, что кредитов нет. С горем пополам составили заявку, она ее «отправила» и сказала, что переводит меня на другого специалиста.
Девушка также добавила, что сотрудники банка не имеют права спрашивать у Жени всякие коды и пин-коды, что это делают только мошенники, но они не мошенники, поэтому они у нее такое спрашивать не будут.
Сотрудник «Центробанка»
Звонивший следом мужчина представился сотрудником службы безопасности Центробанка России.
— Я на тот момент забыла, что Центробанк не работает с физическими лицами, вылетело из головы (но остальным на заметку!). Он мне начал рассказывать, что поскольку произошла утечка, возбуждено уголовное дело, плюс Центробанк видит информацию со всех банков и выяснилось, что на меня в одном из банков оформлена заявка на кредит с выплатой на карту третьих лиц. «Скоро с вами свяжется сотрудник управления службы безопасности и даст дальнейшие указания».
Женя поблагодарила их за бдительность, пообещала ждать звонка.
Сотрудник «УФСБ Карелии»
Через некоторое время звонок с городского номера — 88142. Женя начала разговаривать на громкой связи и параллельно гуглить номер. Первая строчка поиска выдала, что номер принадлежит Управлению федеральной службы безопасности по РК.
— Мужчина говорит мне, что понимает, что такой серьезный разговор происходит по телефону, поэтому, чтобы я не переживала, что мне звонят мошенники, я могу погуглить номер, по которому он звонит, чтобы убедиться, что он не врет. Уточняет, что «мы находимся на Андропова, 5» (это адрес УФСБ Карелии — прим. ред.), спрашивает: «Вы же знаете, что находится по этому адресу? Чтобы вы убедились, что мы — это мы, а не кто-то там». Я говорю, да, вижу.
Дальше мужчина говорит, что к нему в производство попало Женино дело и у него еще порядка девяти таких же дел лежит сейчас. Но пусть она не переживает, мошенников они найдут. Тут же сообщает, что на время следственных мероприятий на Женю распространяется какой-то закон чуть ли не о банковской тайне. Что она не имеет права разглашать информацию третьим лицам — ни коллегам, ни друзьям, ни родственникам, иначе ее ждет уголовная ответственность.
Женя пообещала, что будет молчать как рыба. А дальше, говорит, всё пошло, как в плохом шпионском триллере:
— Потом будет суд, вы будете в нем участвовать, покажем вам все материалы дела, — заявил мужчина. — Сейчас вам назначен сотрудник в Центробанке, который занимается вашим делом, только он может с вами разговаривать и вы должны четко следовать его инструкциям. Если вы сделаете что-то по-своему, тогда банк не будет нести никакой финансовой ответственности перед вами. Запомните его ФИО, номер и кодовое слово «сирена», это очень важно. Если вам позвонил сотрудник и представился точно таким же именем, но не назвал кодовое слово, бросайте трубку и никогда не разговаривайте с ним.
Женя на этом этапе все еще никак не могла понять, что конкретно мошенники от нее хотят.
Снова звонок от «сотрудника Центробанка»
На этот раз звонивший мужчина даже прислал Жене в WhatsApp якобы копию своего удостоверения, копии заявки оформленного кредита в Хоум Кредит Банке и документ о зафиксированном мошенничестве. То есть телефонный разговор на определенном этапе мошенники решили подкрепить документами. Согласитесь, что мы привыкли верить печатям и официальным знакам. Привыкли, что без бумажки всё — букашка.
Если вам присылают удостоверение личности — это тоже сигнал, ведь никакой сотрудник (тем более службы безопасности!) никогда не будет выкладывать в Сеть такие данные о себе.
— Он мне сказал, что аннулировать заявку на кредит я должна в течение суток, для этого нужно подойти в отделение банка и подать заявку на кредит со своими правильными реквизитами, и только тогда та, неправильная, аннулируется, по-другому никак, — говорит Женя. — В этот момент я уже готова была ехать в полицию, писать заявление. Но решила на всякий случай заехать и уточнить, работает ли в УФСБ такой сотрудник.
И вот здесь важно отметить, насколько профессионально обрабатывают людей мошенники. Заметьте, Женя изначально знала, что ее обманывают, но в какой-то момент всё равно решила проверить информацию — а вдруг! Это очень показательно и говорит о том, что даже самые скептики могут засомневаться.
— Он спросил, когда я готова подъехать, ответила, что прямо сейчас. Дал адрес банка, сказал, что когда подъеду к нему, ни в коем случае нельзя заходить внутрь, сначала он должен дать указания. Сказал, что всё это время будет «висеть» на линии, потому что в этот момент сможет следить за моими счетами, потому что как только разрывается связь, он не сможет контролировать мошенников. Понятно, что говорится это, чтобы я никуда не заехала и ничего лишнего не спросила ни у кого по телефону.
Женя приехала в УФСБ, там сразу ответили, что их номера не определяются и это, естественно, не их номер. То есть подделан именно сайт, который выдает информацию. Перед входом в здание Женя сбросила звонок, и всё это время мошенник пытался пробиться к ней без остановки, причем не только на телефон, но и на все мессенджеры, просто по кругу, телефон вибрировал без остановки.
— Вы доехали?
— Да, доехала. На Андропова, 5. И вашего сотрудника тут не знают. Либо он выходит и, сверкая своими погонами, рассказывает мне всё, либо я иду в УМВД и пишу заявление с указанием всех ваших номеров.
В этот момент мошенник начал огрызаться, говорить, что «это как бы ваше личное дело», «будете сами потом кредит выплачивать». Женя не стала слушать и повесила трубку. Он еще какое-то время пытался ей звонить, потом отступил. В УМВД у нее заявление не приняли, сказали, что нет состава преступления, да и зачем, мол, ей эта вся канитель.
Как сценарий развивался бы дальше?
Мы не знаем, чем завершилась бы история Жени, но нашли несколько похожих случаев.
Другие люди, ничего не подозревая, брали кредит в банке, а затем либо обналичивали деньги с карты и перечисляли на указанный номер, либо просто сообщали код, который приходил в СМС-сообщении при одобрении кредита.
Иногда мошенникам удается убедить человека установить на смартфоне вредоносное приложение для переадресации СМС с кодами подтверждения от банка. Таким образом они получают учетные записи и полный доступ к данным клиента банка. Это позволяет им оформить кредит от имени жертвы и вывести деньги со счета.
В завершение хотим отметить, что чем яснее вы будете представлять схему работы мошенников, тем меньше шансов, что вас кто-то одурачит. Запомните эту схему сами и расскажите о ней родственникам и друзьям.