что спрашивать у заведующей детского сада при поступлении
Первый раз в детский сад. Вопросы для детского сада: что спрашивать, кому задавать
Наконец-то мы с Карисей добрались до такого важного этапа в жизни ребенка как детский садик. Мы стояли в очереди на получение направления в муниципальное ДОУ, но, ждать нам его до пяти лет, т.к. семья наша не имеет льгот на получение садика. Ребенку 3,5 года, дома уже ей скучно, хочется больше общаться со сверстниками, а занятия в детском центре и на танцах не дают такой социализации, как в детском саду. Поэтому я подготовила список вопросов, которые и задала на встрече с работниками детского садика. Вопросы разделены на несколько логических частей. Изначально вопросов было больше, часть «порезал» муж, т.к. мы были с ним на встрече в садике вместе, и он решил, что не стоит спрашивать о том, счастлива ли воспитательница в браке, есть ли у неё свои дети, муж, какое у неё образование, стаж и вообще, получает ли она премию, если в группе никто не болеет и родители и дети всем довольны. А я бы, конечно, спросила, хотя понимаю, что не стоит совсем уже перегибать палку, т.к. возможности выбора воспитательницы мы были лишены (группы разделены по возрасту, одна группа на один возраст и без вариантов).
Формируя список вопросов я руководствовалась следующим:
1.Некоторые моменты реально мне нужно было узнать (например, правила поведения в группе и система наказаний).
2.Некоторые вопросы задавались исходя из того, чтобы воспитатель и заведующая поняли, что не стоит обижать моего ребенка, мне не безразлично, что там у них происходит, и лучше им не вступать в конфликт со мной и киндером. Логика простая – если воспитатель будет знать, что за ребенка родители «стоят горой», то с меньшей долей вероятности они будут обижать мою «кровинушку». Поэтому я досконально уточняла все вопросы, связанные с наказанием и успокоилась только тогда, когда поняла, что самое страшное – «сиди на стульчике» или «стой у стеночки, пока другие детки играют» и в крайних случаях, которые бывают очень редко и «не с такими детьми, как ваша дочь» – временный перевод (пара часов) в другую группу к детям старшего возраста. Когда ребенок немного успокаивается, его принимают обратно. Этот метод используется для «переключения» ребенка на «мирную волну».
3.Я не постеснялась спросить, не моют ли в их садике ребенку попу ершиком, чтобы не пачкать руки, не используют ли физические наказания, не заставляют ли, если ребенок не спит, раздеваться и полностью голым стоять на «позорном ковре» (у меня в детском саду так делали, правда, на детках были трусики и маечка – то, в чем спали). И пусть меня в этом садике запомнят как чокнутую мамашу, но зато у них пропадет желание со мной связываться и как-то срываться на моем ребенке.
Если вы хотите получить ответы на Ваши вопросы, заранее договоритесь с заведующей и воспитателем о встрече, чтобы они спланировали свой день так, чтобы уделить вам время. Скорее всего, придется несколько раз прийти в детский садим в удобное для персонала время. С воспитателем удобно общаться на прогулке, если получится, приходите с подругой или мужем, чтобы кто-то присматривал за детьми, пока воспитательница будет отвечать на Ваши вопросы (ни одна нормальная воспитательница не оставит детей на первого встречного, поэтому если она спокойно болтает с вами в то время, пока ваша подруга или муж, играют с детьми – повод задуматься над тем, как внимательно будет она следить за вашим ребенком). Возможно, воспитательница попросит нянечку или помощника присмотреть за детьми. Можно договориться на встречу во время дневного сна, но, как правило, это законное время отдыха воспитателей, когда они никого не хотят видеть. В идеале, они в это время готовят методические пособия для детей и планируют занятия. В любом случае, нужно заранее поинтересоваться, в какое время ей удобнее будет вас принять, и сказать, что у вас довольно много вопросов, и десятью минутами дело не ограничится. Если есть машина, а воспитательница «пешком», можно с ней поболтать во время того, как вы подвезете её домой (в садике, куда ходит дочь, воспитатель получает 8000 рублей, платим мы около 10 000 рублей в месяц).
И, ещё один важный момент перед тем, как перейдем непосредственно к вопросам – все ужасы детских садов происходят, как правило, в ясельных группах или там, где детки сами не могут внятно рассказать о том, что с ними делали в детском садике. В старших группах, как правило, все проблемы связаны с самими детьми – драки, укусы, несчастные случаи. Воспитатели же, обычно, более адекватны. Хотя всякое бывает.
Итак, какие же вопросы нужно задавать в детском саду.
Вводная для заведующей и воспитателя, то, что говорила я
Возможно, некоторые вопросы покажутся некорректными, но я, как мать хочу сделать период адаптации ребенка к садику наиболее легким. Кроме того, взаимное понимание многих вопросов, поможет и воспитателю быстрее наладить с ребенком контакт и избежать ненужных нервотрепок.
Вопросы воспитателю
Вопросы заведующей
Вопросы к медсестре
Ещё несколько важных моментов при походе в детский сад
МАОУ детский сад № 120 «Сказочный»
Добро пожаловать
Развивайка
Методическая копилка
Психолого-педагогическое сопровождение
Всегда на связи
Национальный проект «Образование»
Детский географический клуб «ГЕО»
Pro-эмоции
Проект «Здоровое питание-здоровые дети»
вернуться в детство
10 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ВОПРОСОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД
Когда ребенок начнет посещать детский сад?
В случае согласия с предоставленным местом в детском саду родители (законные представители) ребенка подписывают уведомление о своем согласии у заведующего. Дети должны быть зачислены в детский сад не позднее 1 сентября текущего года.
В детском саду № 120 «Сказочный» зачисление начинается с августа.
Как это происходит?
В конце июля – начале августа Вам позвонят из детского сада и пригласят в назначенный день и время на родительское собрание. На собрании необходимо присутствовать только родителю (законному представителю) ребенка (мать, отец, опекун ).
На собрании проводится документальное оформление ребенка в дошкольное учреждение: заключается договор об образовании и заполняются другие необходимые документы. Здесь же определяется дата начала посещения детского сада.
Какова стоимость оплаты за детский сад?
В группах для детей с 1,5 до 3 лет (вторая ранняя, первая младшая) стоимость составляет 106,31 руб в день.
В группах для детей с 3 до 7 лет стоимость составляет 130,62 руб в день.
В группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стоимость составляет 57,44 руб в день (при наличии заключения ПМПК)
Начисление оплаты производится бухгалтерией детского сада. В начале месяца формируются платежные документы (квитанции), которые предоставляются в группу.
Оплата производится на месяц вперед: после получения квитанции необходимо произвести оплату в срок до 15 числа текущего месяца.
В случае, если ребенок отсутствовал, то в следующем месяце производится перерасчет.
Оплачиваются дни фактического пребывания в детском саду.
В случае отсутствия ребенка в дошкольном учреждении, но несвоевременно снятом родителями с питания, день оплачивается.
Как происходит компенсация (возврат) части оплаты за детский сад.
В 2017 году изменился порядок предоставления компенсации за детский сад.
Родители могут вернуть часть средств, потраченных на оплату детского сада. По закону право на компенсацию имеет один из родителей (законных представителей), внесший плату за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Деньги предоставляются из областного бюджета. Размер компенсации составляет: 20% на первого ребенка, 50% на второго, 70% на третьего и последующих детей.
Теперь возврат денег можно получить только в том случае, если доход на каждого члена семьи не превышает 150% величины прожиточного минимума. На сегодняшний день это составит около 14 684 рублей. Так, например, в семье из четырех человек (двое взрослых и двое детей) общий семейный доход должен быть не выше 58 736 рублей.
Для исчисления величины среднедушевого дохода учитывается общая сумма доходов семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о компенсации, полученная сумма делится на три и на количество членов семьи (родители и их несовершеннолетние дети).
Компенсация будет выплачиваться в течение 12 месяцев, после чего документы, представленные для назначения, подлежат обновлению, компенсация начисляется с момента обращения.
Перечень документов для назначения компенсации части родительской платы:
— свидетельство о рождении ребенка;
— свидетельство о рождении (свидетельство о смерти) предыдущих детей, если ребенок не первый;
— справка образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, об обучении ребенка в соответствующей образовательной организации*; (данный документ предоставляется в порядке межведомственного обмена)
— решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком для опекунов (попечителей)*;
— справка о составе семьи (выписка из поквартирной карточки)*;
— документы (справки) о доходе семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения.
Какие предусмотрены льготы по оплате за детский сад?
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» не подлежат оплате за содержание ребенка в детском саду следующие категории граждан:
— дети, находящиеся под опекой
Мэрией г. о. Тольятти установлена дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в виде денежной компенсации в размере 30% внесенной родителями платы за каждого ребенка, оформляется родителями самостоятельно через центры социальных выплат пособий или МФЦ.
Таким образом, многодетная семья (за исключением получателей бесплатного двухразового питания и детей, посещающих детские сады бесплатно) за счет регионального и городского бюджетов получает до 50% компенсации на первого ребенка, до 80% на второго и до 100% на третьего и последующих детей.
Вопрос 5.
Адаптация.
Aдaптaция – этo пpoцecc пpиcпocoблeния opгaнизмa к нoвым, нeзнaкoмым уcлoвиям. Дaжe у взpocлыx, пoпaвшиx в нeпpивычную oбcтaнoвку, пpиcпocoблeниe мoжeт пpoxoдить дoвoльнo дoлгo и тяжeлo. C дeтьми вce двoйнe нeпpocтo. Beдь c caмoгo пepвoгo дня cвoeй жизни peбeнoк нe paccтaeтcя c мaмoй, пpивыкaeт к oпpeдeлeннoму pacпopядку дня. Oчутившиcь в дeтcкoм caду, мaлыш нe тoлькo paзлучaeтcя c мaтepью, нo и вcтpeчaeт мнoгo нeзнaкoмыx людeй, дeтeй, вынуждeн пoдчинятьcя мнoжecтву пpaвил и зaпpeтoв.
Чeткoгo aлгopитмa, пo кoтopoму пpoxoдит пpoцecc aдaптaции к нeзнaкoмoй oбcтaнoвкe, кoнeчнo жe, нe cущecтвуeт. Teм нe мeнee, в пoвeдeнии дeтeй, нaчaвшиx пoceщaть дeтcкий caдик, вce жe пpocлeживaютcя пoxoжиe чepты: отказ от еды, капризы, отрицательные эмоции.
Kaк нужнo вecти ceбя c peбeнкoм, тoлькo нaчинaющим xoдить в дeтcкий caд?
1. Peбeнoк дoлжeн кaк мoжнo мeнee peзкo oщущaть пepexoд oт «cтapoй» жизни к «нoвoй». Пoмнитe, чтo peбeнку oчeнь вaжнo знaть, чтo вы eгo нe бpocaeтe в нeзнaкoмoм мecтe, a oбязaтeльнo вepнeтecь зa ним. И ecли пooбeщaли зaбpaть eгo из caдикa cpaзу пocлe oбeдa, выпoлнитe cвoe oбeщaниe вo чтo бы тo ни cтaлo.
2. Пpoявляйтe интepec к зaнятиям peбeнкa в дeтcкoм caдикe. Пooщpяйтe любыe eгo дocтижeния: ecли этo pиcунoк или пoдeлкa – oбязaтeльнo пoxвaлитe мaлышa и пocтaвьтe плoд eгo твopчecтвa нa виднoe мecтo.
З. He пaникуйтe paньшe вpeмeни: ecли мaлыш пo пpиxoду дoмoй выглядит взвoлнoвaнным и измучeнным, этo eщe нe знaчит, чтo eму тяжeлo пpиcпocaбливaтьcя к нoвым уcлoвиям. Cкopee вceгo, peбeнoк пpocтo cильнo уcтaeт зa цeлый дeнь. Hoвыe эмoции, знaкoмcтвa, ecтecтвeнный cтpecc – вce этo тpeбуeт мнoгo энepгии и cил. Пpocтo дaйтe peбeнку вoзмoжнocть oтдыxaть и кaк cлeдуeт выcыпaтьcя. Любыe упoминaния o дeтcкoм caдикe в пpиcутcтвии мaлышa дoлжны нecти иcключитeльнo пoлoжитeльный xapaктep.
4. A eщe в paзгoвope c peбeнкoм дeлaйтe aкцeнт нa тoм, чтo oн тeпepь ужe cлишкoм бoльшoй для тoгo, чтoбы пpoвoдить вecь дeнь дoмa c мaмoй: дeти тaк любят чувcтвoвaть ceбя взpocлыми.
5. B этo вpeмя peбeнoк иcпытывaeт дocтaтoчнo выcoкиe эмoциoнaльныe нaгpузки, пoэтoму cтapaйтecь убpaть из пpивычнoй paзвлeкaтeльнoй пpoгpaммы любыe мepoпpиятия, вoздeйcтвующиe нa нepвную cиcтeму. Coкpaтитe вpeмя пpeбывaния у тeлeвизopa (тo жe caмoe и c пpocмoтpoм мультфильмoв зa кoмпьютepoм), вpeмeннo oткaжитecь oт пoxoдoв в циpк.
6. He дeлaйтe из утpeннeгo пpoщaния c peбeнкoм в caдикe цeлый pитуaл. Koнeчнo жe, в этoт мoмeнт вы тoжe чувcтвуeтe тpeвoгу, нo пocтapaйтecь нe пoкaзывaть cвoё cocтoяниe peбeнку. Пoчувcтвoвaв вaшe бecпoкoйcтвo, мaлыш мoжeт пoдумaть, чтo в дeтcкoм caду c ним дeйcтвитeльнo мoжeт cлучитьcя чтo-тo плoxoe.
7. Ecли у вaшeгo peбeнкa ecть кaкиe-либo личнocтныe ocoбeннocти (нaпpимep, пoвышeннaя утoмляeмocть, гипepaктивнocть), cooбщитe oб этoм вocпитaтeлю в пepвый жe дeнь пoceщeния caдикa.
8. Пoмнитe o тoм, чтo для дeтeй cвoйcтвeннo пpeувeличивaть coбcтвeнныe нeгaтивныe пepeживaния. Дaжe ecли мaлыш кaтeгopичecки нe жeлaeт oтпуcкaть мaму, уcтpaивaя иcтepики и умoляя нe ocтaвлять eгo в caдикe, впoлнe вepoятнo, чтo чepeз кaкoe-тo вpeмя oн ужe будeт cпoкoйнo игpaть co cвepcтникaми. Пoчувcтвoвaв, чтo cлeзы дeйcтвуют нa мaму, peбeнoк будeт и в дaльнeйшeм иcпoльзoвaть этoт инcтpумeнт мaнипуляции. Kcтaти, пepвoe вpeмя пpoвoжaть в caдик мaлышa мoжeт oтeц. Kaк пpaвилo, пpeдcтaвитeли cильнoгo пoлa бoлee тpeзвo oтнocятcя к дeтcким иcтepикaм.
Boт caмыe pacпpocтpaнeнныe oшибки, кoтopыe мoгут зaмeдлить aдaптaцию peбeнкa к дeтcкoму caду:
1. Пoпытки oбмaнуть мaлышa. Hи в кoeм cлучae нe гoвopитe кpoxe o тoм, чтo «мaмa cкopo вepнeтcя», ecли нa caмoм дeлe плaниpуeтe ocтaвить peбeнкa в caдикe нa цeлый дeнь.
2. Kpитикa дeтcкoгo caдa. Дaжe ecли чувcтвуeтe, чтo вocпитaтeль дoпуcкaeт пpoфeccиoнaльныe oшибки, нe гoвopитe oб этoм в пpиcутcтвии peбeнкa. Пoxoд в дeтcкий caд не нaкaзaниe.
3. Зaбудьтe o фpaзax типa: «Будeшь ceбя плoxo вecти – пoйдeшь в caдик!».
РОДИТЕЛИ! Все дети, рано или поздно, привыкают к детскому саду! Не волнуйтесь, следуйте нашим советам и ваш малыш будет с удовольствием посещать детский сад.
Вопрос 6.
По каким программам работает детский сад?
В группах общеразвивающей направленности реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная МБУ ДС №120 «Сказочный» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа решает следующие задачи:
Программы направлены на максимальную коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ, а также решают задачи общего развития воспитанников в соответствии со стандартом дошкольного образования.
Вопрос 7.
Какие дополнительные услуги предоставляет детский сад?
В зависимости от возраста ребенка детский сад предлагает следующие виды дополнительных услуг:
Наименование услуги
Возраст детей
неорганизованные дети 1,5-3 лет
неорганизованные дети 1,5-3 лет
неорганизованные дети 1,5-3 лет
Индивидуально с 4 лет
Ритмика для малышей
Риторика и культура речи
Индивидуально с 4 лет
Английский для дошкольников
Информатика для дошкольников
Для всех возрастов
Все услуги оказываются на добровольной основе.
Вопрос 8. Прививки. Комментарии.
1. Прием детей, которым не проводилась туберкулинодиагностика (отказ от р. Манту)
В случае не предоставления или несвоевременного предоставления заключения врача – фтизиатра, ребенок в детский сад не допускается (временно отчисляется с сохранением места до предоставления необходимого заключения).
2. Прием детей с отказом от прививки против полиомиелита.
В случае отказа от полиомиелита, при условии, что в группе, которую посещает не привитый ребенок, проводится вакцинация от полиомиелита, не привитый ребенок выводится из дошкольного учреждения сроком на 60 дней или, при согласии родителей, переводится в любую другую возрастную группу, где не проводится (не проведена) вакцинация.
Вопрос 9. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК 1,5-2 ЛЕТ
Предлагаю ознакомиться с основными требованиями, которые педагоги и психологи предъявляют для ребенка 2-х лет. Помните, что все дети очень индивидуальны. У одних что-то получается лучше, чем у других. Сравнивая развитие своего малыша с приведенными ниже нормами, не нужно отчаиваться, если Ваш ребенок мало знает или умеет. Мы лишь намечаем ориентиры, к которым Вы должны стремиться. Будьте уверены, каким бы готовым или не подготовленным был Ваш ребенок педагоги нашего учреждения помогут ему стать еще лучше и раскрыть свои таланты!
В полтора года ребенок:
Какие навыки обретает малыш в 2 года?
Вопрос 10.
Что необходимо принести в детский сад с первых дней?
Мы рекомендуем уточнить у воспитателя список вещей и аксессуаров, без которых малышу будет некомфортно. Возможно, в первые дни вы принесёте больше одежды и обуви, чем нужно, но при отсутствии запасной маечки или колготок взамен мокрых, ребёнок будет испытывать массу неудобств.
КОНТАКТЫ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 120 «Сказочный» городского округа Тольятти.
Почтовый адрес: 445036, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, бульвар Курчатова, 9
Адреса мест осуществления образовательной деятельности:
корпус № 1 – бульвар Курчатова, 9
Тел. 326458, факс 667129, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Адрес сайта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Режим работы детского сада № 120
Ежедневно с 7.00 до 19.00
Выходные: СБ, ВС и праздничные дни в соответствии с законодательством РФ
Заведующий Вареницина Галина Геннадьевна, тел 326458
Прием посетителей по вопросам зачисления в детский сад
только в корпусе № 1: ВТ, СР – с 14.00 до 17.00
Делопроизводитель Белова Екатерина Михайловна, тел. 325687 (вопросы приема, перевода и отчисления воспитанников)
Старший воспитатель в корпусе №1 Удалова Ирина Петровна, тел. 667188 (вопросы образовательной деятельности)
Заместитель заведующего по ВМР в корпусе № 2 Елисеева Светлана Владимировна, тел. 322495 (вопросы образовательной деятельности)
Заместитель заведующего по ВМР в корпусе № 3 Петрова Галина Ивановна, тел. 336602 (вопросы образовательной деятельности)
Бухгалтер Захарова Татьяна Витальевна в корпусе №1, тел 667129 (вопросы по оплате за уход и присмотр)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА С ЧАСТНЫМ ДЕТСКИМ САДОМ
Родители, которые в качестве дошкольного образовательного учреждения выбирают частный детский сад, хотят быть уверенными в том, что платят не только за образование, но и за собственное спокойствие и детский комфорт. Однако, и здесь вас может ждать разочарование. Чтобы обезопасить себя и своего ребенка от неприятных сюрпризов, обратите внимание на юридические тонкости в оформлении отношений с детским садом.
Договор между родителями и детским садом, это обычный договор на возмездное оказание услуг, с которым взрослые люди сталкиваются в своей жизни довольно часто. Он заключается в соответствии с основными принципами законодательства Российской Федерации, но дополнительно входит в зону действия положений закона «О защите прав потребителей» и специально утвержденных Правительством РФ Правил оказания платных образовательных услуг.
ТЩАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ДОГОВОР! ПОДПИСАВ ЕГО, ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ СО ВСЕМИ УКАЗАННЫМИ В ДОКУМЕНТЕ УСЛОВИЯМИ.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Два самых важных для родителей пункта — это безопасность и здоровье их ребенка. Именно они и должны быть отражены в первых же строчках договора как позиции, которые организация обязана обеспечить своему воспитаннику. На время пребывания в детском садике учреждение, также, берет на себя ответственность за укрепление психологического и физического состояния воспитанника, его личностный рост, интеллектуальное и физическое развитие. Проследите, чтобы в этом пункте договора не забыли упомянуть об эмоциональном состоянии и, по возможности, индивидуальном подходе к ребенку. Не лишним будет отыскать в документе пункт об обеспечении сохранности имущества ребенка. Если такового не существует, смело требуйте включить его в соответствии с положениями письма Минобразования РФ № 212/19-12.
Уточните порядок оказания медицинского обслуживания воспитанникам. Если в штате у организации есть свой врач/медсестра или в наличии договор с клиникой на врачебное сопровождение, то это существенно облегчит вам жизнь: специалист, находящийся на территории детского сада, оперативно отреагирует на любую экстренную ситуацию, диспансеризацию и все необходимые вакцинации и ревакцинации ребенок пройдет здесь же. Если такая возможность отсутствует, проследите, чтобы в документе вас об этом проинформировали. Вполне вероятно, что в течение года ситуация изменится и вам предложат заключить дополнительное соглашение на медицинское обслуживание.
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПОСМОТРЕТЬ:
ПРИСМОТР, УХОД И ОБРАЗОВАНИЕ
Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит из двух частей: присмотр, уход и, собственно, сам образовательный процесс. Самый главный документ, которым должен обладать детский сад, и с которым он ознакомит родителей — это лицензия на образовательную деятельность. Она должна быть оформлена как приложение к договору, если же нет, внимательно просмотрите текст: сведения о лицензии, ее номер и дата выдачи обязательно должны быть указаны в документе. При отсутствии такой бумаги в детском саду, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», осуществляется некий комплекс мер по организации питания и бытового обслуживания, а это совсем не образовательные услуги. Вместе с лицензией вам предложат просмотреть и Устав учреждения. Читайте документ внимательно, там может быть много интересной информации. Например, об утреннем медицинском осмотре и о причинах, по которым медработник может отказать в приеме ребенка в группу.
К важным документам относится, также, учебный план, по которому воспитанники будут заниматься в течение года. Внимательно ознакомьтесь с программой и сроками ее выполнения, при необходимости попросите перечень дополнительных занятий, причем, желательно, сразу с расписанием и ценами.
Наличие большого количества факультативных занятий, кружков и секций — совсем не плохой критерий оценки качества образования в частном детском саду, все это, безусловно, полезно и интересно детям. Однако не стоит забывать, что лучшее — враг хорошего. Здесь можно заметить сразу две проблемы: во-первых, ориентация на дополнительные дисциплины не должна снижать качества преподавания основных предметов.
Во-вторых, важно, чтобы детей не перегружали. К сожалению, часто программа обучения в ЧДС не соотносится с нормами возрастного развития: детей подчас заставляют слишком много работать — это вредно. Несмотря на постоянную смену видов деятельности, ребенок все равно постоянно вовлечен в процесс обучения, находится под контролем взрослых, а ему нужно отдыхать и оставаться время от времени наедине с собой и сверстниками. Обратите внимание на расписание занятий и сравните их с возрастными нормами развития — ознакомиться с ними можно в специализированной литературе для родителей и в интернете.
Нельзя подвергать детей чрезмерным нагрузкам: это плохо отражается как на мотивации к обучению, так и на здоровье.
Если же лицензирование садик не прошел, это означает, что обеспечить своему воспитаннику он может и должен только базовую услугу — дневной уход.
По закону, при отсутствии лицензии у организации, в штате не имеет права находиться ни один специалист с должностью педагога, вести занятия могут лишь лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели по договору подряда. С юридической точки зрения такое положение не противоречит закону, но ставит под сомнение качество полученного образования. В этом случае, в договоре или уставе организации обязательно найдите перечень услуг, которые входят в понятие «присмотр и уход» (например, кормление, организация прогулок и сна, досуг) и «образовательные услуги» (например, занятия музыкой, рисованием, танцами, футболом, иностранными языками).
Родителям стоит проверять состав воспитателей и уровень их подготовки. Контролируйте и уровень развития ваших детей: даже в интернете можно найти массу простых тестов, красочных и интересных, которые составлены профессионально и помогают родителям выявлять действительный уровень развития детей. Если он месяцами остается в “одной точке” — ищите другое заведение».
СРЕДИ МНОЖЕСТВА ЧАСТНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ СУЩЕСТВУЮТ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ СРЕДСТВА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА С ТАКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНО ПРОВЕРЬТЕ, ЗА ЧТО ИМЕННО С ВАС БЕРУТ ДЕНЬГИ. ЕСЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СУБСИДИЮ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ТО ОН ДОЛЖЕН ВЕРНУТЬ СРЕДСТВА ЗАКАЗЧИКАМ, ТО ЕСТЬ ЛИЦАМ, ОПЛАТИВШИМ ЭТИ УСЛУГИ.
Важная для родителей информация — распорядок дня, программа обучения, возможности дополнительного образования, меню и так далее содержится во внутреннем уставе дошкольного образовательного учреждения и локальных нормативных актах. Устав и иная документация, содержащая нормы, регулирующие образовательные отношения дошкольной образовательной организации, должны быть в обязательном порядке предоставлены родителям для ознакомления, так как в случае возникновения между сторонами спорной ситуации информация о том, что необходимые документы не были предоставлены заказчику, то есть родителю, может послужить поводом к административной ответственности учреждения за нарушение, в том числе, Закона РФ «О защите прав потребителя».
ПИТАНИЕ
Несмотря на то, что меню детского сада не является обязательным приложением к договору, документ должен содержать информацию о том, какие приемы пищи и в какое время осуществляются в рамках пребывания ребенка в образовательном учреждении. Обычно питание в детских садах организуется в 6-ти разовом графике, включающем в себя завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Посмотреть, что конкретно дают малышам, мамы и папы имеют право в любой момент — типовое меню, утвержденное организацией, как правило, находится в свободном доступе для родителей или же выдается по первому запросу. Если в садике нет своей кухни, обязательно поинтересуйтесь откуда детям привозят еду и проследите, чтобы информация об этом была отражена в документе.
Для тех, чьи дети страдают пищевыми аллергиями, еще одним обязательным пунктом в договоре станет список продуктов, которые могут вызвать приступ аллергии.
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ, ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС И ПРОПУСКИ ПО БОЛЕЗНИ
В договоре обязательно должна быть указана полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты, а также регламентирован алгоритм действий сторон в спорных случаях, например, при задержке платежа или пропуске занятий. Последнее, на данный момент, является одним из самых неоднозначных моментов в законе об образовании, так как к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть форс-мажорам, относятся только объективные происшествия, нормы же классифицируют болезнь как событие субъективное, поэтому в большинстве дошкольных образовательных учреждений справка от врача не является основанием для полного возврата средств за период болезни. Некоторые учреждения идут навстречу родителям и прописывают в договоре возможность осуществления перерасчета оплаты за питание на время болезни ребенка, однако размер этой компенсации организация определяет самостоятельно. Во избежание разочарования уточните этот момент заранее.
Изучите абзац, посвященный уплате вступительного взноса. По условиям договора этот платеж, скорее всего будет единоразовым и не возвратным, получить назад сумму будет не так просто. Если же в тексте есть хоть малейшая зацепка, стоит ее запомнить. Те, кто рассматривает коммерческое образовательное учреждение не как временную, а как постоянную меру, должны знать, что есть и такие частные детские сады, где вступительный взнос собирается ежегодно. Организации объясняют это необходимостью регулярных закупок канцелярских товаров, новых предметов мебели, а также использованием полученных средств на ремонт и модернизацию помещений. Информация о том, что платеж должен осуществляться каждый год, обязательно должна содержаться в договоре.
Режим работы и оплаты садика в летние месяцы.
Если вы вместе с ребенком планируете провести июнь, июль и август у бабушки в деревне, а учреждение, в свою очередь, на каникулы уходить не собирается, то в качестве гарантии сохранности места в детском саду с вас могут потребовать оплату за эти месяцы. То же самое касается периода отпусков у родителей, незапланированных каникул и других «не уважительных» причин пропуска занятий. Данная сумма устанавливается организацией самостоятельно и не регулируется законодательством Российской Федерации, ее размер ищите в договоре. Не поленитесь уточнить расплывчатые формулировки и непонятные вам пункты, это пригодится в спорных ситуациях.
«При выборе садика, не поленитесь найти в интернете его официальный сайт. Большинство родителей даже не в курсе, что там в обязательном порядке должна размещаться вся информация об организации и документация, регламентирующая образовательный процесс».
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОТОГРАФИЙ ВОСПИТАННИКОВ НА ВЕБ-САЙТЕ ИЛИ В АККАУНТАХ ДЕТСКОГО САДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ЕСЛИ ВЫ ПРОТИВ — ПОДПИШИТЕ ЗАПРЕТ НА ПУБЛИКАЦИЮ И РЕГУЛЯРНО ОТСЛЕЖИВАЙТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ. КСТАТИ, ОТСУТСТВИЕ ВАШЕГО ВЫРАЖЕННОГО СОГЛАСИЯ НА ТАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАПРЕТОМ.
ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
Если инициатором расторжения договора являетесь вы сами, то с юридической точки зрения вам даже не нужны для этого никакие основания. Единственное, что понадобится — письменное уведомление о желании расторгнуть договор в сроки, оговоренные в этом самом пункте. Детский сад может взыскать с вас компенсацию только фактически понесенных расходов на момент отказа от договора. Если же вы в полном объеме оплатили полученные образовательные услуги и уведомили о своем уходе заранее, то никаких дополнительных платежей, неустоек и пенни вам начислить просто не имеют права. Вы же, в свою очередь, можете рассчитывать на выплату остатка средств, которые уже были внесены на счет организации, но фактически не использовались.
В случае, когда инициирует досрочное расторжение договора сам детский сад, ему потребуется не только уведомление, но и основание, по которому учреждение отказывает вашему ребенку в дальнейшем обучении. Эти основания, кстати, чаще всего, тоже можно найти в уставе. Один из самых распространенных вариантов, это когда воспитанник «своим действием или бездействием нарушает права других воспитанников», то есть мешает проведению занятий и другим, предусмотренным распорядком дня, делам. Однако, чтобы отчислить ученика «по статье» педагогам понадобится не только честное слово, но и зафиксированный на фото или видео факт нарушения, а также четко регламентированная информация о виде и количестве подобных действий, способных послужить поводом к отчислению, прописанная в договоре.
«В договоре должно быть указано не только то, какие именно действия могут повлечь за собой его расторжение, но и их количество. Если нарушение можно совершить лишь однократно, то тут все понятно. Если же указан термин «неоднократные нарушения» — требуйте разъяснения, сколько конкретно это раз — два и более, три и более и так далее».
КОНТАКТНЫЙ ЛИСТ — ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДОГОВОРА. В НЕМ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ АКТУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ СВЯЗИ С ВАМИ ИЛИ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫМ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРАТЬ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО САДА.
В случае отсутствия в договоре информации, которая вас интересует, вы в праве потребовать предоставить ее для ознакомления, если же момент настолько принципиальный, что вы настаиваете на включении в документ дополнительного пункта, то и это можно сделать по согласию сторон. Частные образовательные учреждения охотно идут на уступки родителям, ведь здесь, в отличии от государственных садов, мамы и папы являются клиентами, а в формуле успешного бизнеса клиент, как известно, всегда прав.
«В урегулировании спорных вопросов между родителями и дошкольным образовательным учреждением, старайтесь не доводить дело до суда, используйте для примирения все возможные способы».
Информация подготовлена специалистами
Центра информирования и консультирования граждан
с использованием материалов СПС «Консультант Плюс»