что способствует поддержанию внимания на протяжении речи

Способы удержания внимания при публичном выступлении

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.

что способствует поддержанию внимания на протяжении речиВступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?

Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

Юлия Валерьевна Cyxoвеpшинa, кандидат психологических наук
Источник: Элитариум

Источник

8 приемов: как удержать внимание аудитории

что способствует поддержанию внимания на протяжении речи

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
— Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь — первый шаг на пути к признанию.

Второй же шаг — умение рассказывать так, чтобы захватывать внимание слушателей. В этом вам может помочь наша онлайн-программа «Сторителлинг», где за 5 недель вы научитесь увлекательно, аргументированно, оригинально и остроумно излагать свои мысли, чтобы вас было интересно читать и слушать, и чтобы после вашего рассказа люди делали то, что вы от них хотите.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания — как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции — вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

К каждому выступлению готовьтесь тщательно — оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь — усыпляет. Очень быстрая речь — вызывает желание перестать слушать. Одним из интересных ораторских приемов является пауза — придает значимость сказанному, удерживает внимание.

Поддержать внимание слушателей можно и за счет всем известных голосовых приемов:

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель — это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача — удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого — как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Источник

Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

а) Вы – студент 1 курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу.

б) Вы – председатель профсоюзного комитета организации. К вам пришел: ваш старый друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), руководитель организации, технический работник. Примите их.

в) Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

— ветерана Великой Отечественной воины принять участие в празднике;

— учёного из университета выступить на научно-практической конференции;

— преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

— руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.

г) Вы – руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3–4 претендентами на это место. Они пришли по объявлению.

Задание 7. Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку;

3) к секретарю в приёмной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника;

4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению;

5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник;

6) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.

Задание 8. Что вы скажете для того, чтобы разрядить обстановку в такой ситуации:

• жена приходит домой и застаёт вас собирающим черепки её любимой вазы, которую вы только что разбили; она бросается на вас с упрёками;

• сосед звонит к вам в дверь, возмущённый тем, что ваш сын разбил мячом окно его квартиры на первом этаже;

• сосед возмущён тем, что вы поставили автомобиль на его место во дворе;

• тёща устроила скандал, потому что в выходные дни вы всё время чем-то заняты и не находите времени поработать на даче;

• любимая девушка (юноша) обиделась (обиделся), потому что кто-то сказал, что вас вчера видели с другой (другим) на пляже.

Домашнее задание Подготовьте на 1–2 минуты историю преступления из вашей или чьей-то чужой жизни:

а) самую трогательную;

Практическое занятие ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (2 часа) Цель занятия: проверить остаточные теоретические знания студентов.

Задание 1. Выполните тест «Есть ли у вас задатки блестящего оратора».

Тест: «Есть ли у Вас задатки блестящего оратора» (Двадцать восемь вопросов для самопроверки) 1. Задумывались ли Вы когда-нибудь, о чём размышляют другие, когда Вы говорите Пытаетесь ли Вы бессознательно поставить себя на их место 2. Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса, как он звучит 3. Видели ли вы себя когда-нибудь на видеозаписи Довольны ли вы тем, как вы двигаетесь, как держитесь, как смотритесь со стороны 4. Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы 5. Какое местоимение Вы чаще употребляете «Ты» или «Вы» 6. Когда по телевиденью идут теледебаты или другие дискуссии не приходила ли вам в голову мысль «Я тоже бы не прочь попробовать 7. Когда вы смотрите по телевизору передачу, где группа специалистов обсуждают какую-либо проблему, случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их 8. Хорошая ли у вас память 9. Любите ли настольные игры наподобие «Монополии». Способны ли вы сами придумать настольную игру 10. Ощущаете ли вы то, что чувствуют другие 11. Бывает ли с вами так, что в разгаре оживлённого спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравиться спорить 12. Можете ли вы прекратить путанный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с вами 13. Полны ли вы энергией Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно 14. Есть у вас что-то от заводилы Случалось ли вам начинать аплодировать первым 15. Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами. Можете ли вы представить себя преподавателем, лектором в большой аудитории 16. Способны ли вы мыслить зрительными образами Представляются ли Вам, когда Вы говорите, воображаемые картины 17. Способны ли вы сейчас, взглянув в окно, подробно и увлекательно рассказать о том, что Вы там увидели 18. А интересно ли вам выполнить упражнение, предложенное в предыдущем вопросе 19. Можете ли вы, переварив (прочитав) обширный материал, изложить его простым и понятным языком 20. Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения 21. Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы 22. Нравится ли вам демонстрировать другим свою работу и объяснять другим, как Вы это сделали 23. Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чём вы говорите 24. Оптимист Вы или часто отступаете перед трудностями 25. Приходилось ли вам выступать в школьных спектаклях 26. Смотрите ли вы в глаза людям, когда обращаетесь к ним 27. Смотрите ли вы в глаза людям, когда они обращаются к вам 28. Поворачиваются ли к вам коллеги, когда приходит время подводить итоги или выступать Если вы ответили «Да» по крайней мере, на половину вопросов, у вас есть неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если ваш результат не столь хорош, не всё ещё потеряно. Вы во всяком случае не лукавите сами с собой, а это, в конечном счёте, – самое главное. Если вы не отступитесь и, будете постигать приемы риторики, считайте, что вы получили дополнительные 10 очков за настойчивость и волю к победе.

Задание 2. Выполните тесты по курсу «Риторика и ораторское искусство».

1. Что нужно, чтобы овладеть агитационной речью а) стремиться предвосхитить ответную реакцию противника;

б) заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении;

в) сделать речь максимально адресованной данной аудитории.

2. Какие основные потребности людей нужно учитывать, создавая политическую речь а) потребности материального существования;

б) потребности в любви;

в) потребности в безопасности.

3. По какому критерию вы будете судить речь: информирующую или агитирующую а) на основании содержания;

б) на основании наличия слоганов и призывов;

в) на основании явной и скрытой агитации.

4. Каковы главные отличия митинговой речи от других видов речей в политической сфере а) лаконизм содержания;

б) эмоциональность выступления;

в) мобилизирующие факторы.

5. Что главное в интервью на телевидении а) невербальные средства общения;

б) пафосность произнесения;

в) увлекательность изложения.

6. Что главное в интервью на радио а) разнообразие тона и голоса;

в) серьёзность содержания речи.

7. Что самое главное в интервью для прессы а) увлекательность изложения;

б) собственный взгляд на вещи;

в) правильные вопросы журналиста.

8. От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи а) от характера аудитории;

в) от ваших речевых способностей.

9. Какие методы изложения материала в основной части выступления продуктивны а) индуктивный и дедуктивный способы;

10. Что главное в подготовке речи а) исполнение речевого канона;

11. Что обеспечивает адекватное замыслу исполнение речи а) отрепетированность;

б) зазубривание речи наизусть;

в) произнесение по ключевым словам.

12. Что повышает эффективность информирующей речи а) учёт состава аудитории;

б) компетентность оратора;

в) структурированность информации.

13. Какие коммуникативные тактики более характерны для политической речи а) тактика обращения к эмоциям слушателей;

б) тактика учёта ценностных ориентиров;

в) тактика призыва адресата.

14. Какие основные слагаемые успеха организационной речи а) совещание с членами коллектива;

б) мобилизующая роль ведущего;

в) соблюдение порядка работы всей команды/ 15. Какое поведение руководителя совещания правильное а) учёт мнения всех присутствующих;

б) создание дискуссии;

в) находится на нейтральных позициях.

16. Как усилить убедительность речи а) привести факты, цифры, свидетельства;

б) составить удачные призывы;

в) критиковать оппонентов.

17. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи а) от цели речи;

б) от информации, которой оратор располагает;

в) от состава аудитории.

18. Какую задачу выполняет вступление речи а) коммуникативную;

в) закрепительную, юмористическую.

19. Какую задачу выполняет заключение речи а) коммуникативную;

20. Как привлечь внимание аудитории во время речи а) помолчать;

б) установить зрительный контакт;

в) применить приём «зацепляющий крючок».

21. Как сделать произнесение речи эффективным а) логически стройно изложить материал;

б) создать интригующие моменты;

в) обеспечить лаконичность речи.

22. Как создать диалогизацию речи а) построить выступление в форме вопросов и ответов самого же оратора;

б) разговаривать с аудиторией;

в) отвечать на выкрики слушателей.

23. Как отвечать на вопросы аудитории а) кратко и обтекаемо;

б) вежливо и доброжелательно;

в) конкретно, по существу проблемы.

24. Какие законы риторики наиболее важны а) закон близости содержания речи интересам жизни;

б) закон триединства;

в) закон эстетического наслаждения речью.

25. Какие общие принципы нужно соблюдать при подготовке публичного выступления а) принцип последовательности;

б) принцип занимательности;

в) принцип результативности.

26. Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи а) наглядность;

в) речевая динамичность.

27. Как создать коммуникативное лидерство а) инициативой общения;

б) структурированием общения;

в) целенаправленностью общения.

28. Какие фазы общения являются важнейшими для успешной коммуникации а) вступление в речевой контакт;

б) упрочение взаимодействия;

в) привлечение внимания.

29. Какие виды спора являются самыми продуктивными а) полемика;

30. Какова цель аргументирующей речи а) убедить собеседника;

б) развлечь слушателя;

в) вызвать полемику.

31. Какие аргументы считаются достаточными а) истинные;

б) не противоречащие друг другу;

32. Какие признаки характеризуют диалектическую речь а) дискуссионность;

в) использование «чучела оппонента».

33. В каких ключевых понятиях проявляется рекламная риторика а) новизна, престижность;

34. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике а) простота, доступность;

в) яркая наглядность.

35. Какие виды речей относятся к академической речи а) парламентская;

в) политическое обозрение.

36. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике а) юбилейная;

37. Какие виды речей относятся к судебной риторике а) доклад;

б) выступление на съезде;

в) обвинительная речь.

38. Какие виды речей относятся к гомилетике а) защитительная речь;

б) агитаторская речь;

в) проповедническая речь.

39. Какие виды речей относятся к политической риторике а) научное сообщение;

40. Какие аудитории относятся к малым а) до 25 человек;

в) более 100 человек.

41. Выступление в массовой аудитории требует а) эмоциональности;

в) простоты и ясности.

Ключи к тестам 1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – а, б, в; 10 – а; 11 – а, в; 12 – а, б, в; 13 – б, в; 14 – б; 15 – в; 16 – а; 17 – а, в; 18 – а; 19 – б; 20 – в; 21 – а; 22 – а; 23 – в; 24 – б; 25 – в; 26 – в; 27 – б; 28 – б; 29 – б; 30 – а; 31 – а, б; 32 – б, в; 33 – б, в;

34 – в; 35 – б; 36 – а; 37 – в; 38 – в; 39 – б; 40 – а; 41 – а, б, в.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если мы не достигли цели, то, по крайней мере, мы видим, к какой цели надо стремиться.

М.Т. Цицерон Человек есть то, во что он верит.

А.П. Чехов Изучив предложенные в практикуме темы, вы должны в достаточной степени овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области классической и современной, общей и частной риторики.

Авторы практикума искренне желают вам:

– удачи в применении полученных знаний;

– трудолюбия на пути к достижению поставленных целей;

– веры в то, что вы обязательно добьётесь ораторского совершенства.

Будьте смелее в выборе риторических средств, не бойтесь как можно чаще публично выступать с речами. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что нет таких недостатков, которые нельзя преодолеть с помощью работы над собой (вспомните Демосфена).

Стремитесь к краткости, точности, простоте и изяществу высказывания. Работая над собой, вы обязательно станете харизматичным и успешным человеком, настоящим оратором и отличным профессионалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Античные риторики / сост. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

2. Аннушкин, В.И. Риторика : хрестоматия / В.И. Аннушкин. – Пермь, 1994.

3. Безменова, Н.А. Очерки по истории риторики / Н.А. Безменова. – М., 1991.

4. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.С. Павлова. – Ростов н/Д. : Феникс, 1996.

5. Горелов, И.Н. Умеете ли вы общаться / И.Н. Горелов. – М., 1991.

6. Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М. : Дело, 1998.

7. Ивин, А.А. Основы теории аргументации : учебник / – М., 1997.

8. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. – М., 1994.

9. Леммерман, X. Учебник риторики / X. Леммерман. – М., 1997.

10. Марченко, О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры / О.И. Марченко. – М., 1994.

11. Михальская, А.К. Основы риторики / А.К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996.

12. Михальская, А.К. Русская риторика. Хрестоматия / А.К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996.

13. Мурашов, А.А. Риторика : хрестоматия-практикум / А.А. Мурашов. – М., 1998.

14. Соколова, В.В. Культура речи – культура общения / В.В. Соколова. – М., 1995.

15. Сопер, П.Л. Основы искусства речи / П.Л. Сопер. – М., 1992.

16. Смелякова, З.С. Азбука общения / З.С. Смелякова. – Самара, 1994.

17. Волков, А.А. Курс русской риторики / А.А. Волков. – М., 2001.

18. Далецкий Ч. Риторика: заговори и я скажу, кто ты : учебное пособие. – М., 2003.

19. Михальская, А.К. Русский Сократ : лекции по сравнительно-исторической риторике / А.К. Михальская. – М., 2005.

20. Введенская, Л.А. Деловая риторика : учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Павлова Л.А. – М., 2004.

21. Вагапова, Д.К. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.К. Вагапова. – М., 1999.

22. Ивин, А.А. Риторика – искусство убеждать : учебное пособие / А.А. Ивин. – М., 2003.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *