что способствует эффективной рефлексии учебного занятия

Статья. Приемы рефлексии и ее влияние на повышение качества успеваемости учащихся.

Тема выступления

« Приемы рефлексии на уроках и их влияние на качество успеваемости»

Образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы и новые подходы. Разрыв между знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Актуальной и необходимой задачей сегодня является создание такой системы обучения, которая сможет обеспечить здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком, организации учебно-воспитательного процесса, повышения качества успеваемости. Я считаю, что основным способом повышения качества успеваемости является активность ребенка на уроках.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью работы учащихся и самого педагога.

Именно поэтому современный образовательный процесс направлен на то, чтобы в результате обучения и воспитания получить активного субъекта, умеющего адаптироваться к новым условиям, способного занять должное место в обществе, принимать решения и нести за них ответственность. Для этого у учащихся должны быть сформированы ключевые компетенции. Одной из основных таких компетенций является рефлексия. Лишь осознание учащимся того, что его учение имеет общественное значение, ведет к познанию окружающего, воспитывает у него положительное отношение к учению. Если этого нет, то возможны срывы, колебания и всевозможные увлечения тем, что мешает учёбе. Следовательно, основой успешного усвоения учебного предмета, является:

• их склонность к изучению предмета,

• знание, с какой целью изучается материал,

• где в жизни они могут использовать полученные знания.

Исследование рефлексии является сложнейшей философской, социально – психологической и педагогической проблемой.

Следует отметить, что в отечественной психологической литературе крайне мало работ, специально посвящённых данной проблеме. Проблема включения рефлексии в содержание образования лишь начинает набирать актуальность.

Развитие рефлексивных способностей является одним из основополагающих факторов взрослеющей личности, влияющих на деятельность учащихся.

Рефлексия — это сложная работа, требующая усилий, определенных способностей. В то же время именно она позволяет преодолеть недостатки, сделать процесс обучения более целенаправленным и осознанным.

Рефлексия – результат: это

— выполнение поставленных задач

— использование знаний в новых ситуациях

— использование знаний в жизни

Итак, рефлексия это.

В переводе с латинского «обращение назад».

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание .

В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Удачно и правильно выбранный прием рефлексии способствует активизации учащихся на уроке, а значит и повышению результативности учебного процесса.

Классификация рефлексии следующая:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины, музыка.

Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

Как вариант: Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).В нашем случае мы сравниваем с настроением солнышка. (выдаются лучики по количеству учащихся в классе и каждый ребенок крепит свой лучик соответствующему образу )

Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному мишке, настроение которого разделяет в данный момент.

Маятник настроения. Идея та же – оценка настроения.

В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина .

2. Рефлексия деятельности

Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

Цель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом

Почему я это делаю так?

Какой результат я получил?

Например, прием «Лестница успеха» . Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

— зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. «Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»

3. Рефлексия содержания учебного материала

В этом случае используются самые разные приёмы:

эффективен прием незаконченного предложения , тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Метод пяти пальцев не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М ( м изинец) – м ышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Рефлексия в форме анкетирования…

«Оцени себя на уроке» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

достаточно известный прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

4. Разработка учителем рефлексивной методики.

Однако при разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

возрастные особенности учащихся и состав класса;

особенности предмета, тему и тип урока.

Таким образом, я считаю, что рефлексия является неотъемлемой частью в повышении качества образовательного процесса, так как ребенок учится быть активным, самостоятельным и организованным.

Источник

Рефлексия на учебном занятии

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ

автор-составитель Капустина О. Л.,

методист БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток»

Педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу занятия, как рефлексия. Слышали, что это такое, знают, что рефлексия – это самооценка. Но на практике зачастую этот этап занятия представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые обучающиеся дружно «лепят на доску» в конце занятия.Иногда педагог просто ограничивается вопросом: «Вам понравилось занятиеВсе обучающиеся дружно кричат: «Да!» – и все довольные расходятся по домам. Казалось бы,придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку занятия поставили? Поставили! В календарно-тематическом плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает педагогу контролировать процесс обучения, уже в ходе занятия видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое,к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к занятиям, рефлексия – это этап занятия, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

С точки зрения педагогики содержание понятия «рефлексия» рассматривается, зачастую, в связи с изучением учебной деятельности обучающихся. В. В. Давыдов называет рефлексией «умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности, особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности». Н. Ф. Талызина определяет рефлексию как «умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность». Как говорил А. В.Хуторской: «Рефлексия – процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть, как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.»1 В. И. Слободчиков трактует рефлексию в обучении более широко – как мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов называют рефлексией «переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром». Центральное место при этом отводится рефлексии как самосознанию личности в проблемной ситуации и как осмыслению принципов осуществляемой деятельности, как механизму

«не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «Я» его различных подструктур, но и как интеграции «Я» в неповторимую целостность.

Для чего нужна рефлексия?

Если обучающийся понимает:

— ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

— какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии;

— какой вклад в общее дело он может внести;

— может ли он адекватно оценивать свой труд и работу присутствующих ребят, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для педагога.

Методика организации рефлексии обучающегося на занятии

включает в себя следующие этапы:

1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. То есть выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, физическая, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».

2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что на первый взгляд обучающемуся не кажется важным.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т. п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных педагогом или определяются обучающимся на основе своих целей.

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии.Таких результатов может быть выявлено несколько видов:

— предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п. ;

— способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;

— гипотезы по отношению к будущей деятельности, например, по качеству и количеству – то-то возрастет так-то.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

На определенном этапе деятельности, например, после получения образовательного продукта или в результате возникшего противоречия опять проводится рефлексия, выявляются новые результаты, выдвигаются новые гипотезы и так далее. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

Виды рефлексии

Выделяют следующие виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале занятия и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние обучающихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное). Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».

Данный вид рефлексии помогает педагогу оценить общее настроение группы. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

2. Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Примеры организации работы:

«Лесенка успеха». Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

«Дерево успеха».Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т. д.

«Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.В этом случае используются самые разные приемы:

— прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

— я выполнял задания…

— я почувствовал, что…

рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…»«Теперь я знаю…»);

— достаточно известный прием «синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Учебное занятие – это часть жизни обучающегося и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель,а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивнымвопросам и зададим их себе:

— Каковы результаты моей деятельности?

— Как я этого достиг?

— Можно ли сделать лучше?

— Что я буду делать дальше?

Пока педагог задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только обучающегося, но и педагога.

Список информационных источников:

1. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 28 – 44.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. – В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с.

3. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской// Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с. : – (Серия «Учебник нового века»).

что способствует эффективной рефлексии учебного занятия«1 сентября — первый праздник в новом учебном году!» Фотоотчет. 1 сентября – День знаний. Доброй традицией отмечать этот день стало и в нашем детском саду. В каждой группе он прошел по своему, с учетом.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

что способствует эффективной рефлексии учебного занятияОформление приемной комнаты младшей группы «Солнышко» в новом учебном году Новый учебный год начинается с творческого подхода в оформлении приёмной комнаты мл. группы «Солнышко». Приёмная группы детского сада должна.

что способствует эффективной рефлексии учебного занятияФотоотчет о занятии «Обувь» В пятницу двадцать девятого ноября интересно прошло занятие по теме обувь. В начале занятия дети заняли места на коврике, встали за спинку.

что способствует эффективной рефлексии учебного занятияФотоотчет о занятии «Мы — славяне» Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с занятия «Мы славяне», а точнее с рисунками моих воспитанников, которые они нарисовали по завершению.

что способствует эффективной рефлексии учебного занятияФотоотчёт «Лучшие моменты в 2017–2018 учебном году» Доброго всем вечера,уважаемые коллеги. Скоро начнется новый учебный год. И мы с вами начнем все с начала. Для кого-то это будет первый учебный.

Работа методического объединения воспитателей в 2016–2017 учебном году Проблема, над которой работало МО в течение учебного года: «Формирование интегративных качеств дошкольника как условие развития универсальных.

что способствует эффективной рефлексии учебного занятияВелопробег «Безопасные дороги — детям!». Наша первая награда в новом учебном году! Фотоотчет Здравствуйте дорогие коллеги, друзья! Вот и закончился отпуск, начались трудовые будни! 5 сентября у нас в Новоильинском районе прошел семейный.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Источник

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

что способствует эффективной рефлексии учебного занятия

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

что способствует эффективной рефлексии учебного занятия

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

что способствует эффективной рефлексии учебного занятия

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

Н — не абсолютное зло

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

что способствует эффективной рефлексии учебного занятия

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

что способствует эффективной рефлексии учебного занятия

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *