что спортсмены передают в эстафетном беге
Эстафетный бег. Виды и техника бега. Правила и особенности
Эстафетный бег — олимпийская легкоатлетическая дисциплина, имеющая множество технических отличий от другого вида бега. В состязаниях принимают участие лучшие из лучших, ведь результат достигается усилиями всей команды. Это самый динамичный и увлекательный забег, который обычно проводится в конце всей легкоатлетической программы. Традиционно эстафеты проходят на специально оборудованных стадионах, но массовые забеги, носящие больше развлекательный характер, организуются в любых условиях.
Историческая справка
Эстафетный бег зародился в 19 в. и получил огромное признание болельщиков. Вскоре он стал массовым, и уже в 1908 г. был представлен на Олимпиаде. Правда, тогда в нем использовался так называемый шведский стиль — атлеты пробегали дистанцию с отрезками разной длины: 100-200-400-800 м. Спортсменам, участвующим в забегах, необходимо было иметь разнообразные навыки, от спринта до стайерского бега.
С течением времени короткие дистанции эстафеты выделились среди остальных — именно их предпочитали болельщики. А наиболее популярной стала дисциплина 4 х 100 м. Впоследствии к ней добавилась дистанция 4 х 400 м. Два этих вида вытеснили шведский стиль, в результате чего он перестал использоваться на Олимпийских играх.
Почему популярен эстафетный бег и в чем его особенности
Прежде всего, это увлекательно. По этой причине разнообразные игры в виде эстафет используются на школьных уроках физкультуры. Но и в профессиональной среде эстафета присутствует в программах подготовки, поскольку стимулирует стремление к победе и желание работать на результат.
Дистанцию 4 х 100 м по праву можно считать наиболее зрелищной, ведь спринт — это всегда непредсказуемость и всплеск эмоций. А эстафетный бег предполагает повторение этого целых 4 раза, и в каждом последующем новый участник стремится нагнать время или помочь товарищу.
Эстафета — единственный командный вид спорта в легкоатлетическом многоборье. Поэтому победить может только та сборная, участники которой действуют как один. С этой целью команда тренируется всегда полным составом и совершенствует навыки передачи эстафетной палочки. Этот момент является решающим, поскольку палочку нельзя бросать, да и ронять не стоит, ведь на то, чтобы ее поднять, уходит драгоценное время.
Особенности бега отражаются и на используемых технических приемах. Так, от колодок на старте отталкивается спортсмен, бегущий первым. На последующих этапах атлеты стартуют по-другому, что сказывается на развиваемом ускорении. Бегущему спортсмену необходимо наращивать скорость не только на старте, но и за 10 м до передачи палочки, да причем сделать это так, чтобы грамотно передать эстафету другому члену команды. А это очень непросто. Если ускориться раньше, то в конце этапа придется сбрасывать темп, а если поздно — можно прибежать последним.
Еще одно существенное отличие имеется между дисциплинами внутри эстафеты, а именно между дистанциями 4 х 100 м и 4 х 400 м. Это не протяженность, как можно подумать, а техника бега. Эстафетный бег 4 х 100 м предполагает прохождение всего забега спортсменами строго по своей дорожке. На дистанции 4 х 400 м по своей дорожке атлеты пробегают лишь первый этап, а затем их товарищи стараются занять место на первой.
Виды эстафетного бега
Классификация проста: традиционные и нетрадиционные эстафеты. Первые находятся в ведении Международной ассоциации легкоатлетических федераций, для них утверждаются унифицированные правила и используются специализированные стадионы. Такие состязания являются квалификационными, то есть на них устанавливаются разряды и фиксируются рекорды.
К традиционным эстафетам относятся:
Другие виды эстафетных забегов признаются нетрадиционными, а именно:
Для нетрадиционного эстафетного бега единые правила носят рекомендательный характер и могут быть видоизменены с учетом условий и цели состязаний.
Правила
Эстафетный бег по своим правилам напоминает спринтерский. Однако самый главный его момент состоит в передаче палочки.
Палочка — это полая внутри трубочка, имеющая длину 28-30 см, окружность 12-13 см, вес 50-150 г. Она может быть деревянной, пластиковой, металлической, любого цвета, который хорошо виден судьям и зрителям.
Данный инвентарь на протяжении всего забега спортсмены держат в руках. Бегуны 1-го и 3-го этапов держат палочку в правой руке и передают товарищу в левую руку. Участники команды, преодолевающие 2-й и 4-й отрезки дистанции, бегут с палочкой в левой руке и передают ее, соответственно, в правую.
Передача осуществляется только из руки в руку; недопустимо бросать ее или перекатывать. Если инвентарь падает на землю, поднимает его тот атлет, который нес. В противном случае команда дисквалифицируется. Для передачи эстафеты предусмотрена особая зона, расположенная в пределах 10 м до линии, разделяющей этапы, и 10 м после. Несоблюдение этого положения также влечет снятие с состязаний.
Эстафетный бег выполняется командами, состоящими из четырех человек. Каждый атлет пробегает один этап, при этом не может быть никаких замен. Если бегун отсутствует на предназначенном ему отрезке, команда отстраняется от участия в соревновании.
Падение палочки на землю считается грубым нарушением правил. Несмотря на это, ее все же подбирают и продолжают сражение, хотя в большинстве случаев оно обречено на неудачу. Даже в случае победы судьи не засчитывают результат. Но тем не менее, это действие правилами не запрещено.
Техника эстафетного бега
Преодоление отрезка дистанции спортсменом аналогично спринтерскому бегу. Технические отличия проявляются на этапе передачи эстафетной палочки.
До начала соревнования 4 спортсмена рассредотачиваются по дистанции: каждый занимает место в начале определенного этапа.
Атлет, бегущий первым, начинает движение с низкого старта, удерживая палочку в правой руке. Бежит он строго по своей дорожке, не допуская заступа на ограничивающую ее линию.
Спортсмен, преодолевающий последний отрезок дистанции, старается разогнаться по максимуму, ведь его задача — не передать эстафету, а первым пересечь финишную черту. Финишировать можно грудью, боком или простым пробеганием.
Эстафетный бег доставляет массу впечатлений и болельщикам, и участникам. По накалу страстей и уровню эмоций он сравним с матчем по футболу. Причем нетрадиционные забеги ничуть не уступают квалификационным, скорее даже наоборот: для их проведения используются не только стадионы, но и городская инфраструктура, парки, природные и исторические достопримечательности, что делает их еще более зрелищными.
Техника эстафетного бега
Содержание
Техника эстафетного бега [ править | править код ]
Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4×100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.
Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.
Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.
Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.
Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.
Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.
Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.
Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.
Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4×100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.
Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.
Задачи при обучении технике эстафетного бега и их методическая направленность [ править | править код ]
Эстафетный бег и техника передачи эстафеты [ править | править код ]
а) Краткая характеристика видов эстафетного бега
Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России
б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочки
Показать технику передачи на различной скорости.
Показ сопровождать анализом техники с использованием видео
Техника передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости [ править | править код ]
а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя
Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.
По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом
б) То же, но по сигналу передающего
Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи
в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге
Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно
г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя
Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему
д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего
Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися
Техника старта бегуна, принимающего эстафету [ править | править код ]
а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация
Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего
б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой
Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком
в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот
Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки.
Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища
г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки
Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь
Передача эстафетной палочки на максимальной скорости [ править | править код ]
а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах
Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек
б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи
Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме
в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи
Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости
г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего
Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу
Техника эстафетного бега в целом [ править | править код ]
а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств
б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне
Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи
в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий
Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра
г) Командный бег «на результат»
Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи
Техника эстафетного бега
Содержание
Техника эстафетного бега [ править | править код ]
Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4×100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.
Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.
Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.
Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.
Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.
Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.
Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.
Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.
Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4×100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.
Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.
Задачи при обучении технике эстафетного бега и их методическая направленность [ править | править код ]
Эстафетный бег и техника передачи эстафеты [ править | править код ]
а) Краткая характеристика видов эстафетного бега
Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России
б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочки
Показать технику передачи на различной скорости.
Показ сопровождать анализом техники с использованием видео
Техника передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости [ править | править код ]
а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя
Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.
По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом
б) То же, но по сигналу передающего
Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи
в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге
Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно
г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя
Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему
д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего
Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися
Техника старта бегуна, принимающего эстафету [ править | править код ]
а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация
Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего
б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой
Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком
в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот
Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки.
Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища
г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки
Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь
Передача эстафетной палочки на максимальной скорости [ править | править код ]
а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах
Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек
б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи
Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме
в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи
Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости
г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего
Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу
Техника эстафетного бега в целом [ править | править код ]
а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств
б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне
Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи
в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий
Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра
г) Командный бег «на результат»
Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи