что создали азербайджанцы в мире
Лютфи Заде – 100 лет. Открытия великого азербайджанского ученого, которыми пользуется весь мир
Открытия сыграли важнейшую роль во всех направлениях науки и техники и положило начало новому направлению в науке и в философских взглядах человека.
Его работа по нечетким множествам вызвала большой резонанс, положив начало новому направлению в науке. В числе применения основных компонентов системы важную роль играют экономика, менеджмент, поиск информации, искусственный интеллект, лингвистика, медицина, биология и другие области. Его революционная теория нечеткой логики широко применяется в производстве фото- и видеокамер, стиральных машин, пылесосов, управлении транспортными средствами, промышленными процессами такими мировыми гигантами как компании General Motors, General Eleсtriс, Motorola, Kodak, Mitsubishi, Toshiba, Sony, Nissan, Panasonic, Honda. А в Дании производятся цементные и доменные печи, работающие на основе нечеткой логики, кроме того fuzzy logic, как называют теорию Лютфи Заде в научных кругах, используют в создании атомных энергоблоков, сложных технологических процессах.
Fuzzy logic активно применяется в политике и в экономике. Применяя теорию нечеткой устойчивости в нефтепереработке, других экономических и технических системах можно спрогнозировать даже цены на нефть на мировом рынке. Сегодня в разных странах мира выпускается около 25 научных журналов, связанных с теорией нечеткой логики Лютфи Заде. Каждый год в журналах публикуются тысячи статей по нечеткой логике. В последние годы в США, Японии, Европе были внедрено в производство более 1300 патентов, основанных на применении нечеткой логики. В Англии, Германии, Японии и во многих других странах мира функционируют созданные Лютфи Заде научные школы и лаборатории.
Профессор Лютфи Заде был удостоен звания почетного доктора престижных университетов 25 стран мира, множества медалей международных организаций, был членом многих национальных академий наук.
Лютфи Заде родился 4 февраля 1921 года в пригороде Баку, поселке Новханы, в семье журналиста Рагима Алескерзаде и врача Фани Кориман. Выпускник электротехнического факультета Тегеранского университета, Массачусетского технологического института (диплом магистра по специальности инженера-электрика) и аспирантуры Колумбийского университета. С 1959 года работал в Калифорнийском университете (Беркли). В 26 лет уже был профессором университета, в 42 года возглавлял кафедру «Электрическая инженерия и компьютерные науки». Позже здесь был создан Институт Лютфи Заде по информационным технологиям. В 1965 и 2008 годах посещал Баку. Был женат на Фане Занд (в замужестве Фэй Заде, 1920-2017). Сын Норман Заде стал специалистом в области теоретической информатики, профессиональным игроком в покер. Он автор пособия по игре в покер, основатель и редактор журнала «Perfect 10». 71-летний Норман Заде живет в США. Дочь Стелла Заде (27 июля 1947, Нью-Йорк) продолжила дело дедушки и стала журналисткой. Её мужем был адвокат и известный писатель Дэвид Л. Герш. К сожалению, она скончалась 7 июня 2006 года в Санта-Барбаре (Калифорния). Лютфи Заде скончался в возрасте 96 лет, 6 сентября 2017 года в Беркли (Калифорния, США). По завещанию похоронен в Баку. На Аллее почетного захоронения установлен памятник на его могиле.
Турки — азербайджанцам: «Мы помогли разгромить армян, а вы нам свинью подложили»
Почему президенты «братских стран» Эрдоган и Алиев поссорились на радость Путину
25 ноября тегеранские газеты сообщили о неудаче в попытке найти общий язык с Эр-Риядом и о неожиданном прорыве в отношениях с Баку. Удивительно это тем, что политологи всё прогнозировали с точностью до наоборот. В преддверии ядерной сделки персы нуждались в поддержке саудовцев, тогда как с азербайджанцами они совсем недавно были на ножах.
Однако после четырех раундов переговоров Саудовская Аравия назвала диалог с иранцами безрезультатным, хотя и заявила, что отношения между странами не испортятся. «Являясь одним из самых важных событий в регионе, переговоры между Саудовской Аравией и Исламской республикой Иран, состоявшиеся в Ираке, за последние несколько месяцев обескуражили многих, — пишет агрегатор ближневосточных новостей French Press TV. — Эр-Рияд надеется найти там решение ряда проблем, стоящих перед ним в регионе, но прежде всего пути выхода из трясины Йемена. Со своей стороны, Иран на каждом раунде переговоров напоминал, что он не является посредником».
На этом фоне выглядит несколько неожиданным сообщение иранского информационного агентства Shana, в котором говорится, что встреча между заместителем премьер-министра Азербайджана Шахином Мустафаевым и министром нефти Ирана Джавадом Овджи завершилась «подписанием новых документов о сотрудничестве в области нефти и газа в ближайшем будущем».
Детали, как водится в таких случаях, не раскрываются, поэтому не ясно, чем на самом деле закончились переговоры: то ли стороны «договорились договориться», то ли и в самом деле Азербайджан, напуганный недавними тегеранскими угрозами, ринулся в объятия Ирана. А персы в свою очередь не прочь сблизиться с соседом, лишь бы тот не обижал шиитов.
Овджи в интервью по итогам встречи сообщил, что были достигнуты договоренности о возможных газовых свопах из соседних стран в Азербайджан, в том числе из Туркменистана, а также о поставках газа в анклав Нахичевань. В свою очередь Мустафаев косвенно подтвердил слова визави, заявив: «Иран и Азербайджан обсудили ряд новых проектов в энергетической сфере. В связи с этим будут подписаны новые документы». Сейчас, судя по словам заместителя премьер-министра, группа азербайджанских экспертов находится в Иране для проработки деталей других документов, в том числе касательно совместной нефтедобычи на Каспии.
Что показательно, официальный Баку о «прорыве в газовых переговорах с Тегераном» не сообщил. Азербайджанская пресса ссылается не на национальные источники, а на иранские СМИ. Как говорится, «знает кошка, чье мясо съела». Дело в том, что все это категорически не нравится Анкаре, прежде всего лично Эрдогану.
На первый взгляд, Алиев беспокоится об энергоснабжении анклава Нахичевань, отделенного от метрополии территорией Армении, с которой, как известно, у Азербайджана вражеские отношения.
Еще в 2004 году Баку и Тегеран заключили своповый договор, по которому газ из Азербайджана поступает в близлежащий иранский город Астара, а взамен иранский газ идет в Нахичевань, за минусом 15% в качестве платы за транзит.
Алиев считал эту сделку невыгодной, и в свое время попросил Эрдогана построить газопровод из Турции. Но у Анкары, воюющей на трех фронтах: на двух «горячих» — в Идлибе, Ливии — и одном «холодном» — с Грецией в Средиземноморье, похоже, отсутствуют экономические возможности решить эту проблему. Тем не менее, можно предположить, что Баку все-таки получил уступку за транзит, тогда как Тегеран якобы пошел на имиджевые потери, прогнувшись под несгибаемого Ильхама Гейдара оглы.
По информации информагентства Shana, «в своих комментариях о Туркменистане Овджи мог иметь в виду сделку по свопу для Нахичевани, согласно которой Иран будет поставлять свой газ в азербайджанский анклав, как и ранее, но взамен получать туркменское голубое топливо, оплачиваемое Баку». Таким образом, Тегеран отказывается от газа, поставляемого из Азербайджана в Астару.
Политически и, возможно, экономически такая схема выгодна Баку, так как Алиев уже неоднократно обращался к России для удовлетворения своих растущих потребностей в голубом топливе. Типа, с изолированными от внешнего мира туркменами легче договориться, чем с русскими, которые «толкают» газ Европе по баксу за кубометр.
Ясное дело, тут как тут нарисовались турки со своими хотелками. Вкратце напомним историю энергетических соглашений между Баку и Анкарой: в 2001 году тогдашними президентами Азербайджана и Турцией Гейдаром Алиевым и Сулейманом Демирелем соотвественно был подписан 20-летний газовый контракт. По этому договору Турция ежегодно фактически даром по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум импортировала 6,6 млрд кубометров голубого топлива в год с каспийского месторождения «Шах-Дениз».
С учетом тяжелейшего экономического кризиса, поразившего Турцию, и летящей в пропасть турецкой лиры, халявный газ из Туркменистана был бы для Анкары очень кстати. Но Алиев, похоже, показал фигу Эрдогану. Наблюдатели отметили, что заместитель министра энергетики Турции Альпаслан Байрактар очень скупо и даже раздраженно комментирует трудные переговоры между азербайджанской нефтяной госкомпанией SOCAR и турецкой госкомпанией по импорту газа Botas.
«Неожиданно переговоры затянулись на все лето, вызвав слухи о серьезных различиях, начиная по цене и заканчивая по объему, поскольку у Азербайджана не хватает газа для удовлетворения своих внутренних и экспортных потребностей», — отмечает эксперт по энергетике Дэвид О’Бирн, детально знакомый с этой тематикой.
Энергетический аналитик Джон Робертс, старший научный сотрудник Атлантического совета, добавляет, что между Баку и Анкарой перебежала черная кошка, несмотря на то, что Азербайджан зависит от Турции, как от своего единственного маршрута для экспорта газа в Европу по трубопроводу TANAP.
До недавнего времени действовало два контракта между этими странами, но один Алиев отказался продлить, тем самым поставив турок в очень трудное положение. Особенно обидно было Эрдогану летом, отмечает Джон Робертс. Низкий уровень воды в основных гидроэлектростанциях страны поставил его в сильную зависимость от газа. Но друг Ильхам Гейдар оглы не пришел на помощь, хотя именно поддержка турок обеспечила азербайджанцам победу над Ереваном в прошлогодней войне. Мало того, что операторами ударных БПЛА «Байрактар» в Карабахе были турки, так еще Анкара поставила «пушечное мясо» в виде сирийских бандформирований, которые первыми лезли на армянские амбразуры.
Чтобы понять степень предательства, Дэвид О’Бирн напоминает: «Президент Реджеп Тайип Эрдоган и его партия находятся на историческом минимуме по опросам общественного мнения. Их внимание сосредоточено на президентских и парламентских выборах, запланированных на 2023 год, а также на необходимости сдерживания цен на энергоносители для экономически активного электората, который и без того испытывает потрясение из-за роста инфляции и падения лиры».
Сегодня Эрдоган остро нуждается в поддержке Алиева в газовом вопросе, и демарш Ильхама Гейдара оглы наносит ему не только экономический, но и тяжелый репутационный ущерб. Оппозиционные турецкие блогеры особо подчеркивают, что даже азербайджанский друг отказался от нынешнего турецкого лидера «тюркского мира». И это похоже на правду, поскольку Баку сообщил, что берет паузу по крайней мере до 2024 года для перезаключения газового соглашения.
Оно и понятно: зачем договариваться с «хромой уткой»? Между тем, на тамошних форумах ищут руку Москвы, типа «Эрдоган и Алиев сильно поссорились на радость Путину». Впрочем, есть и такие, кто не доволен позицией Баку: «Мы же помогли вам разгромить армян, а вы нам свинью подложили».
Что создали азербайджанцы в мире
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Вклад» азербайджанцев в развитие цивилизации.
В Fasebook-e прочел записи истинного патриота-интеллектуала и любителя исторической науки Ваана Арутюняна о новых ” успехах” азеровских “ученых” в фальсификации и исковеркании исторических фактов. Алиевские покорные “ученые”, сначала сделали “научное”открытие, что Ноев Ковчег никак не мог причаливаться на горе Арарат, Библия что-то путает. А потом, стали “доказывать”, что никакого государство Урарту не существовало и город “Эриван”, азеры” добродушно подарили” армянам, что не существовало даже Персидской империи, древней персидской культуры, все, что было, принадлежало азерам. Этого мало. Они расширили масштабы своих “открытий´ и перешли на более широкие пространства..
И вот одно из этих новых «открытый».
Скан из учебника по истории Азербайджана:
Азербайджанская наука и открытие Америки :
«В открытии Америки были использовоны достижения азербайджанский науки. Во-первых, немногим более 200 лет до открытия Колумбом Америки гениальный азербейджанский ученый Насиреддин Туси на основе своих математических расчетов указал на существование этого материка. Во-вторых, учитель Колумба Тосканелли был знаком с трудами Насиреддина и узнал от него многое. Несомненно, то, чему учился Тосканелли у Туси, он передал своему ученику Колумбу. Таким образом, в открытии Америки большую роль имела азербайджанская наука».
Под этим текстом в учебике поставлены вопросы:
«1.Какие достижения на других материках были незнакомы народам Америки».
Потом следуют другие вопросы… и последный вопрос:
«7. Кто был тюркский ученый, впервые выдвинушвий мысль о том, что земля является шарообразный”
Первый и последный вопросы напрошиваются на ответы учеников:
1. Народы Америки не были знакомы с достижением азеробаранов.
7. Конечно азербайджанец, но чтобы наши братья не обижались, назовем тюркским ученым.
Я больше ничего не хочу добавлять к этим бредовым трепаниям, потому, что В. Арутюнян свою запись завершил очень меткими словами:
“Я боюсь себе представить поколение, которое сегодня растет в Азербайджане. ”
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Азербайджанцы покорили мир своим пением, искусством ковроткачества и тамбурной вышивки. Народ, в котором сочетаются персидские и тюркские особенности, долгие годы считал себя единым, хотя и не имел собственного названия. Сегодня Азербайджан, более 90% населения которого состоит из древних «мусульман», яркое, самобытное и современное государство, в котором узкие мощеные улочки старого города Ичери-шехер соседствуют с небоскребами центра Баку.
Название
Топоним «Азербайджан», производным от которого именуется народность «азербайджанцы», имеет древние корни и происходит от названия государства Мидия Атропатена. Оно существовало с III века до нашей эры и располагалось на территории современного Ирана и юго-востока Азербайджана. В искаженном виде оно представляло собой среднеперсидское слово «Адербадган», от которого и произошло современное название государства и народа.
Ряд исследователей обнаруживает связь с личным именем Адарбадор, означающим в Мидии «хранитель огня» или «храм огня». Эта версия подтверждается тем, что в регионе был развит зороастризм, культ которого предполагал наличие храмов с негаснущими огнями.
Примечательно, что сами азербайджанцы никогда себя так не называли. Более того, они объединялись не по национальному признаку, а по религиозному, называя себя общим словом «мусульмане». В связи с неоднородным, многонациональным составом проживавшей на одной территории народности, ее представители могли называть себя турками, татарами, кавказцами или тюрками.
Для более точного самоназвания народ использовал родовую или племенную принадлежность, например, авшары или айрумы: это было распространено у кочевников. Оседлые жители городов для этих целей использовали территориальную принадлежность, называя себя, например, карабахцы или бакинцы.
Еще более удивительно, что единого названия у нации никогда не было и на карте мира. Другие народы называли их тоже по-разному:
Где живут
Большая часть нации проживает в Азербайджане, составляя 91,6% населения страны. Значительная часть представителей народности занимает территории северо-западного Ирана: по некоторым данным, число азербайджанцев составляет одну треть численности государства.
В России азербайджанцы живут преимущественно в Южном Дагестане, однако представителей нации, мигрировавших или приехавших на заработки, можно встретить в любом регионе страны. Кроме того, значительные азербайджанские диаспоры есть в Грузии (юг и юго-восток), Турции, Туркмении. После развала СССР многие мигрировали в страны СНГ, Америку, Европу.
В Армении в 70-е годы прошлого столетия проживало больше 180 000 азербайджанцев. После межэтнических столкновений, результатом которых стал Карабахский конфликт, подавляющее большинство из них покинуло страну. Считается, что сейчас из них здесь постоянно проживает лишь несколько сотен.
Численность
Приблизительная численность азербайджанцев, которые сегодня проживают по всему миру, составляет 50 миллионов человек. Удивительно, но большая часть из них проживает в Иране — по некоторым данным, около 30 миллионов. Следующим в списке идет, собственно, Азербайджан — 8,2 миллиона.
По данным переписи 2010 года, число азербайджанцев в России составляет 603 000 человек. Эксперты считают, что фактически их в три раза больше — порядка 2 миллионов. Родиной для представителей нации стали такие государства, как:
Азербайджанский язык относится к большой группе тюркских, представляя ее юго-западную или огузскую группу. К ней также относятся туркменский, узбекский, турецкий языки, фонетически близок кумыкский. Язык сформировался после захвата персидских территорий огузскими племенами в раннем Средневековье. Чувствуется большое влияние арабского и персидского языков, родных для коренного населения этой местности.
Письменность у народа существовала с древних времен, а первые сохранившиеся памятники относятся к XIII столетию. Окончательные формы он приобретал в период XV- XVIII веков. К этому времени относятся произведения классических национальных поэтов Насими, Физули и Хатаи.
Алфавит в XX столетии менялся трижды по характерной для народов СССР схеме: с арабского перешел на латинский, а затем на кириллический. Современный алфавит азербайджанского языка различается в зависимости от регионов проживания. В Дагестане остался кириллический, в Иране пользуются арабицей, а в Азербайджане создали новый вариант: латинский на основе турецкого.
История
В Древности территории современного расселения народности занимали кочующие племена кавкасионского и каспийского антропологического типов. Позднее они формально объединились в Кавказскую Албанию, представлявшую собой союз из 26 живущих самостоятельно кочевых и полукочевых племен.
В IV веке до нашей эры в регион приходит Александр Македонский и основывает государство Мидия Атропатена. От него возникли название нации и территориальные границы основного ареала ее размещения. Государство просуществовало до VIII столетия нашей эры, когда ее покорил мощный Арабский халифат, принесший ислам, быстро сменивший господствовавший здесь веками зороастризм.
Следующий период, к которому исследователи относят выделение азербайджанцев как нации, это XI-XIII века. В регион начинают активно проникать огузские племена, говорившие на тюркском языке: поток увеличивается во время владычества татаро-монголов. Завершающим штрихом к формированию этноса стали пришедшие из Средней Азии туркмены. К XV столетию жители территорий современного Ирана и Азербайджана считали себя одним народом и говорили на одном языке.
С XVI до XVIII века правила мощная династия Сефевидов, во время которой империя переживала расцвет, облагала данью соседние регионы и посягала на чужие территории. Затем государство пришло в упадок и разделилось на множество ханств, борьбу за которые следующее столетие вели русские, иранцы, афганцы, Османский халифат.
После революции была образована Азербайджанская ССР, в 1991 восстановилась независимость страны. В Иране представители нации долгое время подвергались дискриминации, однако сегодня многие государственные посты занимают азербайджанцы.
Внешность
Азербайджанцы относятся к европеоидному типу, представляя его каспийский подтип, включающий признаки индо-афганской и средиземноморской рас. К отличительным признакам внешности нации относят:
Генетические исследования показали, что азербайджанцы близки к персиянам и народам Кавказа, а тюрки, выходцы из Малой Азии и представители индоевропейской группы оказали незначительное влияние на формирование внешних признаков.
Одежда
Национальный женский костюм состоял из многих компонентов. Нательная одежда включала:
Верхняя одежда была еще более разнообразна. Обязательные элементы — верхняя рубашка и архалыг: плотно прилегающий к телу короткий кафтан с высоким воротником. В регионах Шеки и Гянджи его заменяла леббаде: плечевая одежда без ворота и с короткими расклешенными рукавами, богато украшенная вышивкой и тесьмой. Архалыг дополняли поясами из кожи, серебра или золота. На ноги надевали разноцветные гетры и туфли с загнутым носом.
Особое внимание уделяли ярким аксессуарам из камней. Голову покрывали небольшой шапочкой, сверху укрывавшейся кялагаи — платком с традиционным набивным узором. Этот аутентичный предмет национального костюма в 2014 году был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Завершающим элементом была чадра, которой укрывались, выходя из дома.
Мужской костюм состоял из нательной рубахи и кальсон, поверх которых надевали широкие штаны и архалыг с поясом. Дополняли наряд чухой — аналогом черкески, в холодных регионах носили бараньи шубы или бурки. Распространенный вариант зимней одежды — длинная шуба с фальш-рукавами до пола.
Мужчины
Нормы ислама издревле определили главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильем и финансами. Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно. Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены.
Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений. Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид.
Женщины
Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев.
В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором.
Семейный уклад
Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья.
Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка.
Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки.
Жилище
В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами. Дома строили из необработанного камня или сырого кирпича, покрывали дерном или делали двускатные крыши. Часто они стояли так близко друг к другу, что разъехаться двум всадникам было проблематично.
На равнинах практиковали хаотичное расположение домов, окруженных усадьбами или небольшими дворами. Их строили из тех же материалов, делали многокомнатными и двухэтажными. На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты.
Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали. Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки.
Жизнь
Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просто, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство.
Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами: в них собирали приданое невестам.
На весь мир до сих пор славятся здешние ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков. Позволить себе ее могли только богачи, а Дюма-отец отмечал ее эталонное качество и низкую цену.
Культура
Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями (например, на полуострове Апшерон), дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощеными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня.
Во все времена особую роль для народа играла песня. В список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО внесено искусство ашугов: профессиональных певцов и сказителей.
В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно.
Религия
90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек.
Традиции
На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами.
Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом (на пороге необходимо снять обувь) и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями.
В переводе слово «армуду» означает «грушеподобный», что соответствует его форме. Есть мнение, что его необычный вид отсылает к фигуре восточной красавицы. Ученые объясняют форму с научной точки зрения: благодаря узкой «талии», жидкость из нижней части не остывает, а выделяемая ей энергия подогревает напиток в верхнем отсеке.
Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах.
Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом.
Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты. Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити. Особое отношение было к плову: национальная кухня насчитывает больше 30 его рецептов. Во всем постсоветском пространстве популярны такие азербайджанские блюда, как долма, люля-кебаб и шашлык.
Известные азербайджанцы
Вокальные данные азербайджанцев с приходом нового времени не пропали. Тому подтверждение известные певцы и музыканты Муслим Магомаев, Эмин Агаларов (EMİN), Бахтияр Алиев (Bahh Tee), Тимур Родригез.
Известности добились Эмин Гарибов — бывший капитан российской сборной по спортивной гимнастике, актер и модель Рустам Джабраилов, член сборной России по футболу Александр Самедов. Из женщин прославились журналистка Ирада Зейналова, гроссмейстер Эльмира Мирзоева, модель Гюнай Мусаева.