что создал аллах самым первым
Обо всём, что происходило впервые
Вся хвала нашему Создателю, у которого нет начала и конца. Он – Творец всех созданий, Он един, нет для него сотоварища. Я свидетельствую, что нет божества, заслуживающего поклонения, кроме единого Аллаха. Также я свидетельствую, что наш господин Мухаммад – Его раб и посланник. Да благословит Аллах его, его семью и сподвижников!
Как мы знаем, всё то, что создал Всевышний, имеет начало. Некоторые исламские учёные написали книги под названиями «Аваиль», то есть «Обо всём, что происходило впервые». Используя книги «аль-Аваиль» хафиза аль-Аскари, «аль-Васаиль ила марифати аль-аваиль» хафиза Джалалуддин ас-Суюти, «История пророков» Саида-афанди из Чиркея и ряд других, мы написали эту статью, видя немалую пользу для мусульман. Надеюсь, что намерение наше будет только ради Единого Творца. Пусть Всевышний Аллах сделает этот труд полезным для всех мусульман и станет для нас средством получения довольства Аллаха.
Первые творения
Самое первое, что создал Всевышний Аллах, – это нур (свет) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
– Наверное, мой зиярат тебе надоел? – спросил Джабраил (мир ему).
– О Доверенный Творца и мой верный друг, существует ли такой человек, которому надоедает твой зиярат? Разве я могу обходиться без того, кого Всевышний Аллах сделал посредником для передачи Шариата посланникам?!
После этих учтивых и приятных слов Посланник (мир ему и благословение) спросил его:
– Кому перед кем достойнее вставать – младшему перед старшим или наоборот?
– Перед старшим должен вставать младший, – ответил Джабраил (мир ему).
– А сколько тебе лет? – спросил он тогда.
На этот вопрос Джабраил (мир ему) учтиво ответил, поведав о возрасте своём:
– Звезду, восходящую один раз в семьсот тысяч лет, я видел трижды.
– А когда тебя создал Аллах, что ты увидел первым? – спросил Пророк (мир ему и благословение).
На этот вопрос Джабраил (мир ему) ответил так:
Милому своему другу Любимец Аллаха (мир ему и благословение), сотворённый из божественного нура, сказал:
– Тот нур, который ты видел, – это я. Ты узнаешь его, если увидишь сейчас?
– Да, узнаю, – ответил Джабраил (мир ему).
Пророк (мир ему и благословение), улыбаясь, сказал ему:
– Посмотри на мои ногти. Узнаёшь ли ты тот нур, который видел тогда?
Когда Джабраил (мир ему) обратил взор на ногти Пророка (мир ему и благословение) и увидел нур, он ответил:
– Это тот самый нур, свет моих очей!
Говоря эти слова, он поцеловал ногти Пророка (мир ему и благословение) и провёл ими по своим векам.
Для желающих знать, как Всевышний Аллах создавал этот нур, немного расскажем далее. Переведём с арабского то, что привели Джалалудин ас-Суюти в книге «Дурар аль-хисан» и Ахмад ибн Кади в книге «Дака’ик аль-ахбар».
Ещё до создания иных творений Всевышний Аллах сотворил древо с четырьмя ветвями, которое называлось «Шаджарат аль-йакин».
После этого Всемогущий Аллах создал нур Пророка (мир ему и благословение) в виде павлина и, сделав завесу из жемчуга и хризолита, поместил его на это древо, где нур Пророка (мир ему и благословение) в образе птицы провёл в тасбихе сорок тысяч лет.
Из пота ушей Он сотворил души идолопоклонников, похожих на них безбожников, неверующих и лицемеров. Вся земля от востока до запада и все природные богатства земли, её недр, которые Аллах открывает людям по мере их потребности, были созданы из пота его ног.
После этого Всемилостивый Аллах повелел нуру Мухаммада (мир ему и благословение) взглянуть на все четыре стороны, и когда этот нур посмотрел таким образом, он увидел ещё четыре нура. Это были четыре его халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман – сын ‘Аффана, и ‘Али (да будет доволен ими Аллах).
Истинное правление халифата (праведный халифат) завершилось на этих четырёх праведных халифах. Семьдесят тысяч лет истинный нур Хабиба (мир ему и благословение) находился в чтении тасбиха. Затем из нура Пророка (мир ему и благословение) были созданы нуры всех пророков.
Всевышний ещё раз окинул взором милости нур Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), из которого создал его душу. Из неё были сотворены души других пророков, и на каждой из них выступил пот.
Из него были созданы уммы пророков. И умма Мухаммада (мир ему и благословение), которую облагодетельствовал Аллах Своей милостью, была сотворена из пота его души. Истинно познав Творца всего сущего, познав Пророка (мир ему и благословение), являющегося основой их создания, и следуя этим познаниям, все души воскликнули: «Ла илаха илла-Ллах Мухаммад – расулуллах!».
После этого Аллах сотворил светильник, ярко светящийся внутри и снаружи, подобный зеркалу. Затем сотворил Мухаммада (мир ему и благословение) в том виде, в котором Пророк (мир ему и благословение) появится на земле. Образ избранного из всех и превознесённого над всеми созданиями был помещён в тот светильник. Прекрасный образ Пророка (мир ему и благословение), сотворение которого совершенно и в котором сошлись все самые лучшие качества, предпочёл стоять. Стесняясь Всемогущего и не позволяя себе сесть в Его присутствии, он проявлял адаб, стоя как в молитве. Так он возвеличивал Творца без чьей-либо подсказки и указания.
Вокруг этого светильника души пророков делали таваф сто тысяч лет. После этого Всевышний повелел душам всех людей посмотреть на нур Мухаммада (мир ему и благословение). И в зависимости от того, чья душа на какую часть посмотрела, Создатель сотворил деяния всех людей.
Увидевших его голову Он сделал халифами и султанами. Тем, чей взгляд остановился на лбу, суждено было стать праведными правителями. Посмотревшие на глаза стали хафизами. Гравёрами стали те, кто увидел брови. Кто разглядел уши, воспринял праведное слово. Кто увидел щёки, стали мудрецами. Визирями стали те, кто взглянул на губы. Посмотревшие на нос стали врачами и чиновниками. Те, кто увидел рот, стали соблюдающими пост. Те, чей взгляд остановился на горле, стали проповедниками и муэдзинами. Муджахидами стали увидевшие бороду. Увидевшие шею стали торговцами. Наездниками, искусными фехтовальщиками стали взглянувшие на плечи. Те, кто посмотрел на правое плечо, стали лекарями, лечившими кровопусканием, а кто увидел левое – остались невежественными.
Творец Своим могуществом создал весь мир, претворив в жизнь Свою волю. Хотя души людей и посмотрели в сторону Любимца Аллаха (мир ему и благословение), каждый увидел только по одной его части.
И когда Пророк (мир ему и благословение) явился в этот мир, не все по-настоящему познали его. И не узнали силу и способности, которыми его одарил Всемогущий, кроме как по мере веры в него.
В общем, первое, что сотворил Всевышний, – это нур Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Потом был сотворён Арш, а после него Калам – Писчее Перо. Аллах повелел Каламу: «Напиши всё, что случится до Судного дня». (Имам Ахмад, имам ат-Тирмизи от Убадат бин Ссамита)
Первое, что написал Калам по повелению Господа: «Я Тавваб – Я принимаю покаяние кающегося». (Саид бин Мансур в «Сунане», Ибн Абу Хатим в «Тафсире» и Абу Нуайм в «Хульятуль авлия» от Абу Заргата бин Амра)
Первым днём, сотворённым Всевышним, является воскресенье. (Ибн Асакир в «Тарихе» от Ибн Аббаса)
Первыми, что сотворил Аллах, являются свет и тьма. Потом Он сделал между ними преграду: свет сделал днём, а тьму – ночью. (Ибн Джарир в «Тафсире» от Ибн Исхака)
Первое, что построил Владыка, – это небеса. (Передал аль-Аскарию от аль-Катаби, что тот прочитал с древнего Таврата (Тора).)
Первый дом, построенный на земле, – Кааба. В Коране сказано: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бакке (Мекке)». Имам Бухари и Муслим передают от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «Я спросил: “О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена первой?” Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Мечеть аль-Харам”».
Хафиз Байхаки в своей книге «Далаилу ан-Нубувва» пишет хадис от Абдуллаха бин Амра бин Асса (да будет доволен им Аллах): «Всевышний отправил ангела Джабраила (мир ему) к Адаму и Хаве передать им повеление построить Каабу. Когда Адам (мир ему) завершил постройку, ему было велено совершить таваф (обход) вокруг неё. И было сказано ему: “Ты первый человек на земле, а Кааба – первый дом, установленный для людей на земле”». Что касается слов «установленный» и «построенный» – в хадисах имеется в виду для богослужения людям.
По материалам книги «История пророков» / Саид-афанди аль-Чиркави. Пер. с аварского яз. Книги “Къисасуль анбияъ”. В двух томах. – 1-й том.
Зиярат – посещение кого-либо, визит; здесь: посещение ради получения благодати.
Нур – духовный или материальный свет, луч.
‘Арш – самое большое создание Аллаха, сотворённое из нура (света).
Тасбих – прославление Аллаха словами «Субханаллах»; восхваление, очищение Всевышнего от того, что наговаривают неверные.
Мир’ат аль-Хайат – Зеркало жизни.
Суджуд – земной поклон.
Умма – народ, община Пророка (мир ему и благословение).
Руку‘ – поясной поклон в намазе.
Курси – следующее по величине после ‘Арша творение Аллаха.
Лавх аль-махфуз – Хранимая Скрижаль.
Калам – Писчее Перо.
Шахид – погибший за веру, мученик.
‘Ариф – познавший Аллаха.
Небесный прототип Каабы.
Байт аль-Мукаддас – мечеть аль-Акса в Иерусалиме.
Шахадат – свидетельство веры, выражаемое произнесением слов «Ашхаду алла илаха илла-Ллах ва ашхаду анна Мухаммада расулу-Ллах – я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха».
Что создал аллах самым первым
Что было создано раньше всего?
По преданиям, когда Всевышний Аллах создал первого человека и первого Пророка Адама (мир Ему), прародитель рода человеческого, подняв голову, увидел, как на Аршу –‘Аля светилась лучезарная надпись «Ахмад».
Тогда Адам (мир Ему) спросил:
— О, Господь! Это что за свет?
На что Всемогущий Создатель ответил:
Это свет Пророка из твоего рода, имя которого на небесах Ахмад, а на земле Мухаммад. И если бы не было его, тебя бы Я не создал! (Касталани, Мавахибуль-Ладунньия 1/6).
Спустя века у обладателя этого света Абдуллах бин Джабир (да будет им доволен Аллах) спросит:
— О, Посланник Аллаха! Скажи мне, что Всемогущий Аллах создал прежде всего?
— Прежде всего, Он создал свет твоего Пророка, и Своего Собственного света, который блуждал по Его желанию и повелению. В то время (на момент создания) не было ни Лаухи –Махфуза, ни слова, ни Рая, ни Ада, ни ангелов, ни небес, ни земли, ни солнца, ни луны, ни человека и ни джиннов (то есть ничего этого не было создано). (Касталани, Мавахибуль-Ладунньия 1/6).
Смотрите также:
Читайте также:
Тюрбе: ворота в вечность
Слово «тюрбе» в турецком языке означает памятник или мавзолей. В свою очередь мавзолей –это сооружение, внутри которого находится захоронение или несколько захоронений. Посещая Стамбул можно видеть множество тюрбе рядом с мечетями периода Османской империи. Исследователи считают, что обычай возводить тюрбе принесли в Анатолию сельджуки, которые, в свою очередь, переняли его у персов. Впрочем, есть предположения, что эти гробницы напоминают по форме жилища кочевых тюрков.
7 причин не забывать о благодарности
Богатый человек не тот, кто имеет много имущества, а тот, кто умеет быть благодарным за него. Потому что это одно из тех качеств, которое расширяет рамки души, обогащает сердце теплотой и добром, и дарует спокойствие и смирение уму, вечно гонящемуся за новыми благами.
Англия и быстрые темпы роста мусульманского населения
Согласно официальным данным, мусульманское население Англии и Уэльса растет быстрее по сравнению с остальным населением. При этом, среди мусульман наблюдается высокая рождаемость и сравнительно меньшее количество пожилых людей
10 открыток о том, что значит женщина в исламе
Роль и положение женщины в исламе велики – отношение к ней со стороны мужчин строго контролируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав строго наказывается.
Как навсегда избавиться от сомнений в имане?
Пожалуйста, помогите мне! Ответьте как можно быстрее, я нуждаюсь в вашей помощи! В месяц Рамадан начал поклоняться Аллаху как никогда не поклонялся, ночи проводил в молитве, восхвалял Аллаха, ночевал в мечети в последние 10 ночей.
Дела, приближающие к Пророку (ﷺ): забота о сиротах
В одном из достоверных хадисов говорится, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины».
Обязательно ли человек должен увидеть сон после совершения намаза-истихара?
Что такое истихара-намаз и как правильно он совершается? Увижу ли я сон-знамение? А что если я ничего не увижу? Значит я сделал что-то не так? Сколько раз нужно совершать истихара? В этой статье мы разъясним самые частые вопросы об этом виде намаза и развенчаем некоторые заблуждения о нем.
6 вопросов о посте в месяц Раджаб
Ответы на самые распространенные вопросы о посте в месяц Раджаб
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»
Что было создано первым: Трон или Перо?
Вопрос № 276:
«Что было создано первым: Трон или Письменная трость? Как понимать два хадиса об их сотворении, которые внешне якобы противоречат друг другу?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Во-первых, следует упомянуть важное правило, касающееся текстов Шариата, которые, на первый взгляд, кажутся противоречивыми. Мы уже не раз разбирали это правило и напоминали о нем при каждом удобном случае: в текстах Шариата нет противоречий; если нам кажется, что одни из текстов противоречат другим, значит наших знаний, опыта и понимания просто не достаточно для того, чтобы понять, что скрывается за кажущимися внешними противоречиями. Всевышний Аллах сказал об этом в Своей Книге:
﴿وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا﴾
«Ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий»
[сура «ан-Ниса’», аят 82].
Также нет и не может быть противоречий в Сунне, поскольку то, что говорил Пророк ﷺ является откровением:
﴿وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَ﴾
«Он (Мухаммад) не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение»
[сура «ан-Наджм», аяты 3–4].
И Коран, и Сунна — это откровение от Аллаха, поэтому в них не может быть противоречий, и все мусульмане единогласны в этом. Некоторые имамы написали целые книги, посвященные этому вопросу, например, «Мушкилю ль-Асар» имама ат-Тахауи. В этой книге разбираются те сообщения, которые на первый — поверхностный — взгляд кажутся противоречащими друг другу. Ат-Тахауи, да помилует его Аллах, собрал эти сообщения и постарался развеять сомнения относительно них, которые могут возникнуть у незнающего человека. Поэтому подчеркнем еще раз важнейшее правило, с которого следует начать наш ответ: верующий должен понимать, что в откровении нет противоречий, а если ему кажется, что один из текстов противоречит другому, это указывает лишь на то, что у него нет достаточных знаний и понимания, чтобы объединить эти тексты.
О том, что было сотворено в начале: Трон или Письменная трость, — есть два хадиса, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. Первый хадис привели имам ат-Тирмизи, а также Абу Дауд и Ахмад от ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал (и здесь обратите внимание, что в одной версии пришло «أَوَّلَ», а в другой версии «أَوَّلُ»): “Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость, и Он повелел ей: ‘Пиши!’ Она спросила: ‘Господь мой, что же мне писать?’ — на что Всевышний ответил: ‘Пиши все, что произойдет до начала Судного дня’”»[1].
В другом хадисе, приведенном имамом Муслимом, ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк ﷺ сказал: «Аллах установил предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, в то время как Трон Его был над водой»[2].
На первый взгляд этот хадис и хадис, приведенный нами ранее, противоречат друг другу. В одном хадисе говорится, что первым Аллах сотворил Письменную трость, которой Он сказал: «Пиши!» — а во втором хадисе, переданном имамом Муслимом, сказано, что Аллах записал предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, в то время как Трон Его был над водой, то есть Трон был до творения, и вода тоже была до творения.
Исходя из этих двух хадисов, у ученых сформировались три основных мнения в этом вопросе. Некоторые, опираясь на достоверный хадис, приведенный имамом ат-Тирмизи, сказали, что сначала Аллах сотворил Письменную трость. Другие, основываясь на хадисе, приведенном в Сахихе Муслима, сказали, что сначала Аллах сотворил Трон. А третьи, на основе этого же хадиса и других, не настолько достоверных, сказали, что сначала Аллах сотворил воду. Однако имам Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, в своей великой поэме «ан-Нуния» упоминает только два мнения и пишет, что среди людей существует разногласие относительно того, что же является первым творением: Трон или Письменная трость. И Ибн аль-Къаййим выбирает мнение, которое является наиболее сильным и согласно которому Трон был создан до Письменной трости, поскольку во время записи предопределения он уже существовал, на что указывает хадис, который приводит имам Муслим.
Но как же быть с мнением, что Аллах сотворил сначала Письменную трость? Мы не можем просто выбрать одно из мнений, потому что его высказал Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, и оставить без внимания хадис Пророка ﷺ, который приводит имам ат-Тирмизи, да помилует его Аллах. Я не случайно привел здесь этот хадис в двух версиях: «أَوَّلَ» и «أَوَّلُ». Что это означает? Из-за разницы в одной огласовке возникает разница в понимании этого хадиса. Если мы скажем «аууалю», то получается: «Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость…» Если же мы скажем «аууаля», с фатхой в конце, то получим: «Вначале, когда Аллах сотворил Письменную трость, Он повелел ей…» То есть в этой версии хадиса нет указания на то, что Письменная трость была первым творением Аллаха, а говорится, что первым повелением Аллаха Письменной трости после ее сотворения была запись всего предопределенного вплоть до Судного дня. Отсюда вытекает, что этот хадис можно понять двояко из-за наличия двух его версий, каждая из которых является достоверной. Однако хадис, приведенный у Муслима, совершенно однозначен: когда Аллах приказал записать предопределение, Трон уже был сотворен. Именно поэтому мнение, что Трон был сотворен раньше Письменной трости, является наиболее сильным. Мы должны объединять хадисы, а не оставлять одни из них, следуя другим.
Что же касается третьего мнения, утверждающего, что первой была сотворена вода, которого придерживались некоторые саляфы, а также Бадруддин аль-‘Айни, известный ханафитский ученый, то оно не является таким сильным, как первые два мнения, поскольку бо́льшая часть хадисов, на которые оно опирается, слабые. Исключением является только вышеупомянутый хадис, приведенный у имама Муслима.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
28 Шаууаль 1441 г. (20.06.2020)
[1] Сунан ат-Тирмизи, хадис № 3319; Сунан Абу Дауда, хадис № 4700; Муснад Ахмада, хадис № 22705.
[2] Сахих Муслима, хадис № 2653.
Войдите в ОК
ТЕМА: Что первым сотворил Аллах – Перо или Трон?
—————-
Бисмилляхи ррахмани ррахим
Сообщается со слов Убады бин Самита, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Первое, что создал Всевышний Аллах, было Перо, и Он сказал ему: «Пиши». И он ответил: «О мой Господь, что мне писать?», и Он сказал ему: «Запиши предопределение каждой вещи и что будет с ней до Судного дня»
(Достоверный хадис, переданный Абу Даудом (№ 4700) в главе «Предопределение», а также ат-Тирмизи в книге «Предопределение» (№ 2317)
Ибн Абиль-Изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Среди ученых есть различные мнения относительно того, что было сотворено первым – Перо или Трон Аллаха, о чем упоминал хафиз Абу-ль-Аля аль-Хамазани. Наиболее правильным является то, что Трон был сотворен прежде, чем Перо, как это подтверждается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима со слов АбдуЛлаха бин Амра, да будет доволен ими обоими Аллах.
Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Аллах установил предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, и был Его Трон над водой».
(Передан Муслимом (№ 2653) в следующей версии: «Аллах предписал предопределение для всех творений за пятьдесят тысяч лет до того как создал небеса и землю, и был Его престол над водой»)
Это прямо указывает на то, что предопределение было установлено после создания Трона, сразу после того, как был создано Перо, как говорится в хадисе Убады (да будет доволен им Аллах)».
«Шарх акыда ат-Тахавийя», 206-207
Нам сообщил Абу Бакр Ибн Абу Шэйба и Мухаммад Ибн Аль-Саббах: «Пересказал Язид Ибн Харун: «Нас уведомил Хаммад Ибн Саляма, от Я’ля Ибн ‘Аты, от Ваки’а Ибн Хадаса, от Абу Разина – дяди последнего по отцовской линии, сказавшего: «Я спросил: «Поасланник Аллаха, где был Господь наш прежде, чем Он создал творение Свое?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Был Он в слепом мраке, поверх которого бездна и снизу которого бездна, вслед за чем творение трона Его на воде.»
=Сахих ибн Маджа
Ибн Усеймин сказал:
— Человек должен верить в то, что Аллах Всевышний находится над всем сущим, возвышен над Своим Троном. Трон (’арш) является самым великим творением из всех, что нам известны.
Сообщается в хадисе:
«Поистине, семь небес и семь земель по отношению к Престолу (курсий) подобны колечку, брошенному в огромной пустыне. А превосходство ’Арша над аль-Курсий (Престолом) подобно превосходству пустыни над этим колечком».
Этот хадис упомянул хафиз ибн Касир в своем тафсире, 1/332. Также его передал ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 109.
Брось колечко, из которого плетут кольчугу, в огромной пустыне и посмотри, что оно представляет по отношению к этой пустыне! Абсолютно ничего! Посмотри же затем на величие Трона (’арша)!
Именно поэтому, Аллах Всевышний описывает Свой Трон (’арш) величием и славой. Аллах Всевышний сказал:
А также: «Владыка славного Трона» (85:15).
И над этим Троном возвысился Аллах Всевышний! Всевышний Аллах над Троном, а Трон над всеми творениями. А Престол (аль-Курсий), хоть и мал по отношению к Трону, но объемлет небеса и землю.
Аллах Всевышний сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю» (2:255).
«Шарх Рийад ас-салихин», хадис № 60
———————
Альхамдулиллях!