что составляло основу хозяйства восточных славян
1. Хозяйственный строй восточных славян
1. Хозяйственный строй восточных славян
В то время, когда такое имя, как «Русь» закрепилось у восточных славян, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела большие изменения. В «Повести временных лет» неоднократно упоминается, что накануне объединения большего числа восточнославянских племен под властью Киева насчитывалось по меньшей мере 15 крупных племенных союзов, каждый из которых включал в себя 120–150 отдельных племен, состоящих из огромного количества родов и занимающих значительную территорию.
Самым мощным племенем считались поляне с центром в городе Киев. К северо-западу от них жили древляне – жители лесов. На север от полян вокруг городов Ладоги и Новгорода располагались новгородские словене. На северо-востоке жили вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль. В верховьях рек Волги, Западной Двины и Днепра располагались кривичи. Племена, обитающие в бассейне Западной Двины, получили название полочане. Их главным городом стал Полоцк. К востоку от полян проживали северяне. Позже их главным городом стал город Чернигов. По берегам рек Сож и Сейм располагались радимичи. Между реками Днестром и Дунаем расселились уличи и тиверцы. К западу от полян обитали волыняне и бужане.
Обладая немалой силой, а также имея численное преимущество, восточнославянские союзы племен подчиняли окрестные народы, облагая их данью. Иногда возникали междоусобицы, но, несмотря на это, отношения были добрососедскими. Собирая дань с соседних племен, часто и сами славяне находились в даннической зависимости от более мощных окрестных соседей. К примеру, поляне, северяне, радимичи, вятичи до конца VII – начала IX вв. находились в зависимости от хазар. Поляне, присоединяющие к себе восточнославянские земли, облагали данью радимичей, вятичей.
Археология помогает не только определить территории расселения тех или иных восточнославянских племен, но и их основные занятия. Главным хозяйственным делом было земледелие. Во многих местах раскопок обнаружены семена злаков (пшеницы, ячменя, проса), а также огородных культур.
Прежде чем говорить о хозяйстве восточных славян, следует отметить и тот факт, что специфика развития того или иного промысла напрямую зависит от природно-климатических условий, численности племен, плодородия участков и других факторов. Поэтому в это время наиболее развитым районом было Среднее Поднепровье, которое славилось черноземными землями, благоприятным климатом. На торговой «днепровской» дороге сосредотачивалось наибольшее количество населения. Сама местность способствовала развитию древних традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством. Происходило совершенствование железоделательного и гончарного производства, давая начало новым ремесленным специальностям.
На землях новгородских славян находилось большое количество рек и озер, имелась хорошая разветвленная водная транспортная система. Основными транспортными направлениями являлись Балтика, днепровская и волжская дороги. Быстрыми темпами развивались мореходство, торговля, различные ремесла. Новгородско-ильменский край богат лесом, там процветал пушной промысел. Главной отраслью хозяйства здесь издревле считалась рыбная ловля.
Земли восточных славян были весьма различны по степени развития. Несмотря на медленные темпы, был освоен весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Если производительность труда носит человеческий фактор, то быстрота их внедрений напрямую зависит от природных условий, количества населения и наличия ресурсов.
Говоря о хозяйственном строе славян, в первую очередь мы имеем в виду главный центр восточнославянских земель – Среднее Поднепровье. Именно здесь благодаря благоприятным природно-климатическим факторам, географическому положению начали интенсивно развиваться основные виды хозяйства. Каменные и бронзовые орудия сменились на плуг, расширялись пахотные земли. Агрономические наблюдения восточных славян помогали им добиться новых достижений в земледелии. В VII–VIII вв. на смену подсечному земледелию, при котором леса использовались до истощения, а потом забрасывались, пришли двухпольные и трехпольные севообороты. Со временем урожаи стали более высокими, что положительно влияло на обеспечение жизни людей. Славяне также разводили кур, свиней, крупный рогатый скот. Славяне охотились на оленей, лосей, лесных птиц. Подсобным промыслом выступало рыболовство. Со временем появился новый вид охоты – охота на пушного зверя. Ценные меха обменивались, шли на продажу, в некоторых племенах облагались данью. Славяне занимались бортничеством, которое приносило воск и мед.
Улучшение условий жизни привело к постепенному распаду единого родового хозяйства. На смену огромным жилищам, вмещающим до 100 человек, пришли небольшие семейные дома, появились отдельные земельные участки. Происходило зарождение прав частной собственности. Семьи теперь могли больше получать продуктов в ходе своей хозяйственной деятельности, делать определенные накопления. Началось имущественное неравенство.
В VIII– начале IX в. ремесла достигли большого совершенства. Ремесленники селились в многолюдных местах и вблизи с торговыми путями, т. е. там, где было удобно продавать и обменивать свой товар на продукты питания. Теперь они могли, не занимаясь сельским хозяйством, содержать себя и свою семью. Начали зарождаться города. Они имели перспективы дальнейшего развития только в том случае, если являлись центром торговли, местом отправления религиозного культа, местом обороны от врагов.
Торговля восточнославянских племен со своими соседями явилась предпосылкой к зарождению в VIII–IX вв. знаменитого пути «из варяг в греки». Этот основной торговый путь способствовал развитию отношений славян с окружающим миром. Начали появляться такие крупные городские центры, как Новгород, Любеч, Смоленск и Киев. Существовали также восточные западные и юго-западные торговые пути, которые, пересекая друг друга, крепко связывали восточнославянские земли с государствами Поволжья, Западной Европы, Кавказа, Прикаспия, Средней Азии, Северного Причерноморья.
Итак, восточные славяне перед становлением своей государственности по уровню хозяйственного, политического, общественного и культурного развития находились на среднем уровне, отставая от Англии и Франции.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
8. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Формы эмиссии
8. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Формы эмиссии Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из него. Так, безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам.
Сказка о двух Восточных Европах
Сказка о двух Восточных Европах Причину того, почему страны Восточной Европы выбирают столь разные пути выхода из кризиса, следует искать в политике коммунистической и посткоммунистической эпох. «Железный занавес» в некоторых государствах был менее плотным, чем в
12. Выпуск денег в хозяйственный оборот
12. Выпуск денег в хозяйственный оборот Денежный оборот состоит из оборота наличных и безналичных денег. Наличные деньги представлены банкнотами и разменной монетой. Безналичные деньги – это средства на счетах в коммерческих и ЦБ, т.е. депозиты (вклады) до востребования
9.3. Вовлечение объектов интеллектуальной (промышленной) собственности в хозяйственный оборот
9.3. Вовлечение объектов интеллектуальной (промышленной) собственности в хозяйственный оборот Признание нематериальных активов интеллектуальной собственности в качестве имущества предприятия, объектов коммерческой реализации приводит к возникновению новых функций
2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси В VIII – X вв. у славян появляется разделение труда. Источники средств существования становились более разнообразными – например, появляется военная добыча. Наряду с
22. Хозяйственный механизм мирового рынка
22. Хозяйственный механизм мирового рынка В самом общем виде хозяйственный механизм мирового рынка можно определить как общественную систему организации производительных сил (факторов производства), совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в
8. Научно-технический прогресс и хозяйственный механизм
8. Научно-технический прогресс и хозяйственный механизм Повышение эффективности общественного производства требует использования разнообразных факторов. Увеличение производительности труда, экономия сырья и материалов, совершенствование организации труда — важные
12. Хозяйственный механизм АПК
12. Хозяйственный механизм АПК 1. АПК как объект хозяйствованияУглубление общественного разделения труда в результате научно-технического прогресса в последние десятилетия привело к усилению межотраслевых связей и формированию народнохозяйственного
ГЛАВА XXXIII ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЁТ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ЦЕНА
ГЛАВА XXXIII ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЁТ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ЦЕНА Режим экономии. Экономический строй социализма свободен от противоречий капитализма, порождающих огромное расточительство материальных и трудовых ресурсов. Социалистическая плановая система
Хозяйственный расчёт и рентабельность предприятий.
Хозяйственный расчёт и рентабельность предприятий. Режим экономии проводится на всех социалистических предприятиях. В государственных социалистических предприятиях и в артелях промысловой кооперации важнейшим средством осуществления режима экономии является
2. Причины застоя восточных цивилизаций
2. Причины застоя восточных цивилизаций Устойчивость древних традиций кастовых отношений в тех местах, где она появилась, сохранялась вплоть до ХХ века, что было обусловлено особыми обстоятельствами возникновения древних земледельческих цивилизаций в Азии и в
ГЛАВА XXXIII ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЁТ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ЦЕНА
ГЛАВА XXXIII ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЁТ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ЦЕНА Режим экономии.Экономический строй социализма свободен от противоречий капитализма, порождающих огромное расточительство материальных и трудовых ресурсов. Социалистическая плановая система
26. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПОЯВЛЕНИЕ ГОРОДОВ, РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
26. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПОЯВЛЕНИЕ ГОРОДОВ, РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства в VIII–IX вв. сыграло общественное разделение труда, иначе говоря – отделение ремесленной
2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян
2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян Подобно всем народам, предки восточных славян прошли через первобытнообщинный строй, продолжающийся длительное время (IV тыс. до н. э. – VIII в. н. э.). Это было связано с действием следующих
Лекция 4. Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв
Лекция 4. Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв 4.1. Организация феодального хозяйства в Киевской Руси Формирование феодальной экономики в русских землях относится к периоду существования древнерусского государства – Киевской Руси. Его экономической основой
Хозяйство восточных славян
В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.
Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.
Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там, где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались, и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого. Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-суковатка.
На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю. Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы уступили место пашенному земледелию.
И на севере, и на юге славяне жали созревшие хлеба серпами. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.
Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.
Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.
Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.
Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.
Что составляло основу хозяйства восточных славян
рП УЧПЕНХ СЪЩЛХ УМБЧСОЕ ПФОПУСФУС Л ВПМШЫПК УЕНШЕ ЙОДПЕЧТПРЕКУЛЙИ ОБТПДПЧ, ЙЪДБЧОБ ОБУЕМСЧЫЙИ еЧТПРХ Й ЮБУФШ бЪЙЙ. ч ЙОДПЕЧТПРЕКУЛХА УЕНША ЧИПДСФ ОЕУЛПМШЛП ЗТХРР ТПДУФЧЕООЩИ СЪЩЛПЧ: УМБЧСОУЛБС, ВБМФЙКУЛБС, ЗЕТНБОУЛБС, ТПНБОУЛБС, ЙТБОУЛБС, ЙОДЙКУЛБС Й ДТХЗЙЕ. л УМБЧСОБН ОБЙВПМЕЕ ВМЙЪЛЙ ОБТПДЩ ВБМФЙКУЛПК ЗТХРРЩ: МЙФПЧГЩ, МБФЩЫЙ Й ДТЕЧОЙЕ РТХУУЩ.
рТПВМЕНБ РТПЙУИПЦДЕОЙС Й ТБУУЕМЕОЙС УМБЧСО ДП УЙИ РПТ ПУФБЕФУС. ч VI Ч. ЙЪ ЕДЙОПК УМБЧСОУЛПК ПВЭОПУФЙ ЧЩДЕМСЕФУС ЧПУФПЮОПУМБЧСОУЛБС ЧЕФЧШ (ВХДХЭЙЕ ТХУУЛЙК, ХЛТБ-ЙОУЛЙК, ВЕМПТХУУЛЙК ОБТПДЩ). рТЙВМЙЪЙФЕМШОП Л ЬФПНХ ЧТЕНЕОЙ ПФОПУЙФУС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ЛТХРОЩИ РМЕНЕООЩИ УПАЪПЧ ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО (ДП 100-200 ПФДЕМШОЩИ РМЕНЕО).
оБЙВПМЕЕ ТБЪЧЙФЩНЙ, РП УЧЕДЕОЙСН МЕФПРЙУГБ, ВЩМЙ РПМСОЕ. ъЕНМС РПМСО ОПУЙМБ ОБЪЧБОЙЕ тХУШ. йУФПТЙЛЙ ДБАФ ТБЪОПЕ ПВЯСУОЕОЙЕ ФЕТНЙОХ «тХУШ». пДОП ЙЪ ОЙИ УЧСЪЩЧБАФ ЕЗП У ОБЪЧБОЙЕН ТЕЛЙ тПУШ, РТЙФПЛПН дОЕРТБ.
1.2. иПЪСКУФЧП
пУОПЧХ ИПЪСКУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО УПУФБЧМСМП ЪЕНМЕДЕМЙЕ. ч МЕУОПК ЪПОЕ уТЕДОЕЗП рТЙД-ОЕРТПЧШС ТБЪЧЙЧБМПУШ РПДУЕЮОПЕ ЪЕНМЕДЕМЙЕ, Ч МЕУПУФЕРЙ оЙЦОЕЗП рТЙДОЕРТПЧШС ТБЪЧЙЧБМПУШ РМХЦОПЕ ЪЕНМЕДЕМЙЕ.
дТХЗЙНЙ ЧБЦОЩНЙ ЪБОСФЙСНЙ ВЩМЙ УЛПФПЧПДУФЧП, ПИПФБ, ТЩВПМПЧУФЧП, ВПТФОЙЮЕУФЧП.
тБЪЧПДЙМЙ УМБЧСОЕ УЧЙОЕК, ПЧЕГ, ЛПЪ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ТБВПЮЕК УЙМЩ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ЧПМПЧ Й МПЫБДЕК.
нЕД, ЧПУЛ, НЕИБ ВЩМЙ ПУОПЧОЩНЙ РТЕДНЕФБНЙ ЧОЕЫОЕК ФПТЗПЧМЙ. х ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО ЫЙТПЛП ВЩМП ТБЪЧЙФП ЛХЪОЕЮОПЕ Й МЙФЕКОПЕ ДЕМП, Б ФБЛЦЕ ПОЙ ЙЪЗПФПЧМСМЙ ОБ ЗПОЮБТОПН ЛТХЗЕ ЛЕТБНЙЛХ, НБУФЕТЙМЙ АЧЕМЙТ-ОЩЕ Й ЛПУФСОЩЕ РТЕДНЕФЩ ПВЙИПДБ.
рТЙВМЙЪЙФЕМШОП Ч VII-VIII ЧЧ. ТЕНЕУМП ПЛПОЮБФЕМШОП ПФДЕМЙМПУШ ПФ ЪЕНМЕДЕМЙС. чЩДЕМСМЙУШ УРЕГЙБМЙ-УФЩ: ЛХЪОЕГЩ, МЙФЕКЭЙЛЙ, НБУФЕТБ ЪПМПФЩИ Й УЕТЕВТСОЩИ ДЕМ, РПЪДОЕЕ ЗПОЮБТЩ.
1.3. уПГЙБМШОЩК УФТПК,
ВЩФ Й ОТБЧЩ, ЛХМШФХТБ
дП ТБУУЕМЕОЙС УМБЧСОУЛЙЕ РМЕНЕОБ ЦЙМЙ, РП-ЧЙДЙНПНХ, Ч ЖПТНБИ РБФТЙ-БТИБМШОПЗП ЙМЙ ТПДПЧПЗП УФТПС. тПДПЧЩЕ УФБТЕКЫЙОЩ Ч ТПДЕ ЙНЕМЙ ВПМШЫХА ЧМБУФШ: ТБЪВЙТБМЙ Й ТБЪТЕЫБМЙ УРПТЩ НЕЦДХ ЮМЕОБНЙ ТПДБ, УХЭЕУФЧПЧБМБ «ЛТПЧОБС НЕУФШ». дМС ТЕЫЕОЙС ЧПРТПУПЧ ЧОЕЫОЕК ПРБУОПУФЙ ТПДПЧЩЕ УФБТЕКЫЙОЩ УПВЙТБМЙУШ ОБ УПЧЕФ Й ЙОПЗДБ ЧЩВЙТБМЙ ПВЭЙИ РТЕДЧПДЙФЕМЕК, ЧМБУФШ ЛПФПТЩИ РТЕЛТБЭБМБУШ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ПРБУОПУФШ НЙОПЧБМБ. пДОБЛП ЬФПФ РТЙНЙФЙЧОЩК РБФТЙБТИБМШОП-ТПДПЧПК ВЩФ ОБЮБМ ВЩУФТП ТБЪМБЗБФШУС РП НЕТЕ ФПЗП, ЛБЛ УМБЧСОЕ ТБУУЕМЙМЙУШ Ч рПДОЕРТПЧШЕ Й ДБМЕЕ ОБ УЕЧЕТ Й ЧПУФПЛ.
хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ УЙМ Ч ФП ЧТЕНС ФТЕВПЧБМ ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЪБФТБФ ФТХДБ ДМС ЧЕДЕОЙС ИПЪСКУФЧБ. фТХДПЕНЛЙЕ ТБВПФЩ (Ч ПЗТБОЙЮЕООЩЕ Й УФТПЗП ПРТЕДЕМЕООЩЕ УТПЛЙ) НПЗ ЧЩРПМОЙФШ ФПМШЛП ЛПММЕЛФЙЧ, Й У ЬФЙН ВЩМБ УЧСЪБОБ ВПМШЫБС ТПМШ ПВЭЙОЩ Ч ЦЙЪОЙ УМБЧСОУЛЙИ РМЕНЕО.
лПЗДБ ПВТБВПФЛБ ЪЕНМЙ УФБМБ ЧПЪНПЦОПК УЙМБНЙ ПДОПК УЕНШЙ, ИПЪСКУФЧЕООБС УБНПУФПСФЕМШОПУФШ ПФДЕМШОЩИ УЕНЕК УДЕМБМБ ЙЪМЙЫОЙН УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ РТПЮОЩИ ТПДПЧЩИ ПВЭЙО, ОБ УНЕОХ ТПДПЧПК ПВЭЙОЕ РТЙЫМБ ФЕТТЙФПТЙБМШОБС (УПУЕДУЛБС) ПВЭЙОБ. фБЛЦЕ ТПДПЧБС ПВЭЙОБ ТБЪТХЫБМБУШ Ч ИПДЕ ПУЧПЕОЙС ОПЧЩИ ЪЕНЕМШ Й ЧЛМАЮЕОЙС Ч УПУФБЧ ПВЭЙОЩ ТБВПЧ.
лБЦДБС УПУЕДУЛБС ПВЭЙОБ ЧМБДЕМБ ПРТЕДЕМЕООПК ФЕТТЙФПТЙЕК, ОБ ЛПФПТПК ЦЙМЙ ОЕУЛПМШЛП УЕНЕК. чУЕ ЧМБДЕОЙС ПВЭЙОЩ ДЕМЙМЙУШ ОБ ПВЭЕУФЧЕООЩЕ Й МЙЮОЩЕ. дПН, РТЙХУБДЕВОБС ЪЕНМС, УЛПФ, ЙОЧЕОФБТШ ВЩМЙ МЙЮОПК УПВУФЧЕООПУФША ЛБЦДПЗП ПВЭЙООЙЛБ. пВЭХА УПВУФЧЕООПУФШ УПУФБЧМСМЙ РБЫОС, МХЗБ, МЕУБ, РТПНЩУМПЧЩЕ ХЗПДШС, ЧПДПЕНЩ. рБИПФОБС ЪЕНМС Й РПЛПУЩ НПЗМЙ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ ДЕМЙФШУС НЕЦДХ ПВЭЙООЙЛБНЙ.
п ЛХМШФХТЕ УМБЧСОУЛЙИ РМЕНЕО ЙЪЧЕУФОП НБМП. ьФП ПВЯСУОСЕФУС ЛТБКОЕ УЛХДОЩНЙ ДБООЩНЙ ЙУФПЮОЙЛПЧ. нЕОССУШ У ФЕЮЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ, ОБТПДОЩЕ УЛБЪЛЙ, РЕУОЙ, ЪБЗБДЛЙ УПИТБОЙМЙ ЪОБЮЙФЕМШОЩК РМБУФ ДТЕЧОЙИ ЧЕТПЧБОЙК. хУФОПЕ ОБТПДОПЕ ФЧПТЮЕУФЧП ПФТБЦБЕФ ТБЪОППВТБЪОЩЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО П РТЙТПДЕ Й ЦЙЪОЙ МАДЕК. дП ОБЫЙИ ДОЕК УПИТБОЙМПУШ ПЮЕОШ ОЕНОПЗП ПВТБЪГПЧ ЙУЛХУУФЧБ ДТЕЧОЙИ УМБЧСО. ч ВБУУЕКОЕ ТЕЛЙ тПУШ ВЩМ ОБКДЕО ЛМБД ЙЪ ЧЕЭЕК VI-VIII ЧЧ., УТЕДЙ ЛПФПТЩИ ЧЩДЕМСАФУС УЕТЕВТСОЩЕ ЖЙЗХТЛЙ ЛПОЕК У ЪПМПФЩНЙ ЗТЙЧБНЙ Й ЛПРЩФБНЙ Й УЕТЕВТСОЩЕ ЙЪПВТБЦЕОЙС НХЦЮЙО Ч ФЙРЙЮОПК УМБЧСОУЛПК ПДЕЦДЕ У ХЪПТЮБФПК ЧЩЫЙЧЛПК ОБ ТХВБИЕ. дМС УМБЧСОУЛЙИ УЕТЕВТСОЩИ ЙЪДЕМЙК ЙЪ АЦОПТХУУЛЙИ ПВМБУФЕК ИБТБЛФЕТОЩ УМПЦОЩЕ ЛПНРПЪЙГЙЙ ЙЪ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЖЙЗХТ, ЪЧЕТЕК, РФЙГ, ЪНЕК. нОПЗЙЕ УАЦЕФЩ Ч УПЧТЕНЕООПН ОБТПДОПН ЙУЛХУУФЧЕ ЙНЕАФ ПЮЕОШ ДТЕЧОЕЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ Й НБМП ЙЪНЕОЙМЙУШ У ФЕЮЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ.
Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Содержание:
Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)
Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.
Подсечно-огневая система – форма примитивного земледелия, доминирующая в лесной зоне, для насаждений площадки расчищали путем вырубки и последующего выжигания деревьев и кустарника. Грунт в лесной зоне не относится к плодородным, а зола, образованная после выжигания, обогащает почву – обеспечивает урожайность на ближайшие несколько лет. Когда участок терял плодородность, его бросали – он снова зарастает лесом за 30-40 лет, выбирается новый для расчистки («переложная система»). С таким способом земледелия связано периодическое перемещение поселений славян на новое место – ближе к новому участку («кочевое земледелие»). Переложная система применялась и в лесостепи, и в лесах.
Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю.
Соха («рало») | – орудие с широкой рассохой (рабочая часть), железными сошниками, лопаткой, оглобли, в которые была запряжена лошадь. Обрабатывала грунт неглубоко, до 12 см, что объяснялось небольшой глубиной плодородного слоя в лесной местности. |
Плуг | – орудие, обеспечивающее более глубокую обработку, переворачивает пласт (в отличие от сохи – она просто срезает слой и отваливает в сторону), повреждает сорняки, поднимает семена прошлых лет. Использовался в степи и лесостепи – территориях с более плодородными почвами. |
Борона-суковатка | – вспомогательное орудие в подсечно-огневой системе земледелия, состоящее из бревен с сучками. Цель использования: защита от высыхания грунта, борьба с сорняками, выравнивание поверхности участка. |
Мотыга (сапа, тяпка, мотыка) | – простое ручное орудие, состоящее из деревянной рукоятки и рабочей части из металла, камня или дерева. |
Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота.
Ремесла славян
Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена.
Другие занятия (промыслы)
Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа.
Общественный строй восточных славян
Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Возглавлял общину родовой глава (владыка). С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»).
Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.
В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей.
Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя.
Славянское язычество и верования
Тотемизм | – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение. |
Магия | – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды. |
Фетишизм | – вера в магическую силу предметов, поклонение им. |
Анимизм | – вера в духов, существование души не только в живых объектах. |
Шаманизм | – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы. |
Особенности славянского язычества:
Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги.
Что составляло основу хозяйства восточных славян
рП УЧПЕНХ СЪЩЛХ УМБЧСОЕ ПФОПУСФУС Л ВПМШЫПК УЕНШЕ ЙОДПЕЧТПРЕКУЛЙИ ОБТПДПЧ, ЙЪДБЧОБ ОБУЕМСЧЫЙИ еЧТПРХ Й ЮБУФШ бЪЙЙ. ч ЙОДПЕЧТПРЕКУЛХА УЕНША ЧИПДСФ ОЕУЛПМШЛП ЗТХРР ТПДУФЧЕООЩИ СЪЩЛПЧ: УМБЧСОУЛБС, ВБМФЙКУЛБС, ЗЕТНБОУЛБС, ТПНБОУЛБС, ЙТБОУЛБС, ЙОДЙКУЛБС Й ДТХЗЙЕ. л УМБЧСОБН ОБЙВПМЕЕ ВМЙЪЛЙ ОБТПДЩ ВБМФЙКУЛПК ЗТХРРЩ: МЙФПЧГЩ, МБФЩЫЙ Й ДТЕЧОЙЕ РТХУУЩ.
рТПВМЕНБ РТПЙУИПЦДЕОЙС Й ТБУУЕМЕОЙС УМБЧСО ДП УЙИ РПТ ПУФБЕФУС. ч VI Ч. ЙЪ ЕДЙОПК УМБЧСОУЛПК ПВЭОПУФЙ ЧЩДЕМСЕФУС ЧПУФПЮОПУМБЧСОУЛБС ЧЕФЧШ (ВХДХЭЙЕ ТХУУЛЙК, ХЛТБ-ЙОУЛЙК, ВЕМПТХУУЛЙК ОБТПДЩ). рТЙВМЙЪЙФЕМШОП Л ЬФПНХ ЧТЕНЕОЙ ПФОПУЙФУС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ЛТХРОЩИ РМЕНЕООЩИ УПАЪПЧ ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО (ДП 100-200 ПФДЕМШОЩИ РМЕНЕО).
оБЙВПМЕЕ ТБЪЧЙФЩНЙ, РП УЧЕДЕОЙСН МЕФПРЙУГБ, ВЩМЙ РПМСОЕ. ъЕНМС РПМСО ОПУЙМБ ОБЪЧБОЙЕ тХУШ. йУФПТЙЛЙ ДБАФ ТБЪОПЕ ПВЯСУОЕОЙЕ ФЕТНЙОХ «тХУШ». пДОП ЙЪ ОЙИ УЧСЪЩЧБАФ ЕЗП У ОБЪЧБОЙЕН ТЕЛЙ тПУШ, РТЙФПЛПН дОЕРТБ.
1.2. иПЪСКУФЧП
пУОПЧХ ИПЪСКУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО УПУФБЧМСМП ЪЕНМЕДЕМЙЕ. ч МЕУОПК ЪПОЕ уТЕДОЕЗП рТЙД-ОЕРТПЧШС ТБЪЧЙЧБМПУШ РПДУЕЮОПЕ ЪЕНМЕДЕМЙЕ, Ч МЕУПУФЕРЙ оЙЦОЕЗП рТЙДОЕРТПЧШС ТБЪЧЙЧБМПУШ РМХЦОПЕ ЪЕНМЕДЕМЙЕ.
дТХЗЙНЙ ЧБЦОЩНЙ ЪБОСФЙСНЙ ВЩМЙ УЛПФПЧПДУФЧП, ПИПФБ, ТЩВПМПЧУФЧП, ВПТФОЙЮЕУФЧП.
тБЪЧПДЙМЙ УМБЧСОЕ УЧЙОЕК, ПЧЕГ, ЛПЪ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ТБВПЮЕК УЙМЩ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ЧПМПЧ Й МПЫБДЕК.
нЕД, ЧПУЛ, НЕИБ ВЩМЙ ПУОПЧОЩНЙ РТЕДНЕФБНЙ ЧОЕЫОЕК ФПТЗПЧМЙ. х ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО ЫЙТПЛП ВЩМП ТБЪЧЙФП ЛХЪОЕЮОПЕ Й МЙФЕКОПЕ ДЕМП, Б ФБЛЦЕ ПОЙ ЙЪЗПФПЧМСМЙ ОБ ЗПОЮБТОПН ЛТХЗЕ ЛЕТБНЙЛХ, НБУФЕТЙМЙ АЧЕМЙТ-ОЩЕ Й ЛПУФСОЩЕ РТЕДНЕФЩ ПВЙИПДБ.
рТЙВМЙЪЙФЕМШОП Ч VII-VIII ЧЧ. ТЕНЕУМП ПЛПОЮБФЕМШОП ПФДЕМЙМПУШ ПФ ЪЕНМЕДЕМЙС. чЩДЕМСМЙУШ УРЕГЙБМЙ-УФЩ: ЛХЪОЕГЩ, МЙФЕКЭЙЛЙ, НБУФЕТБ ЪПМПФЩИ Й УЕТЕВТСОЩИ ДЕМ, РПЪДОЕЕ ЗПОЮБТЩ.
1.3. уПГЙБМШОЩК УФТПК,
ВЩФ Й ОТБЧЩ, ЛХМШФХТБ
дП ТБУУЕМЕОЙС УМБЧСОУЛЙЕ РМЕНЕОБ ЦЙМЙ, РП-ЧЙДЙНПНХ, Ч ЖПТНБИ РБФТЙ-БТИБМШОПЗП ЙМЙ ТПДПЧПЗП УФТПС. тПДПЧЩЕ УФБТЕКЫЙОЩ Ч ТПДЕ ЙНЕМЙ ВПМШЫХА ЧМБУФШ: ТБЪВЙТБМЙ Й ТБЪТЕЫБМЙ УРПТЩ НЕЦДХ ЮМЕОБНЙ ТПДБ, УХЭЕУФЧПЧБМБ «ЛТПЧОБС НЕУФШ». дМС ТЕЫЕОЙС ЧПРТПУПЧ ЧОЕЫОЕК ПРБУОПУФЙ ТПДПЧЩЕ УФБТЕКЫЙОЩ УПВЙТБМЙУШ ОБ УПЧЕФ Й ЙОПЗДБ ЧЩВЙТБМЙ ПВЭЙИ РТЕДЧПДЙФЕМЕК, ЧМБУФШ ЛПФПТЩИ РТЕЛТБЭБМБУШ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ПРБУОПУФШ НЙОПЧБМБ. пДОБЛП ЬФПФ РТЙНЙФЙЧОЩК РБФТЙБТИБМШОП-ТПДПЧПК ВЩФ ОБЮБМ ВЩУФТП ТБЪМБЗБФШУС РП НЕТЕ ФПЗП, ЛБЛ УМБЧСОЕ ТБУУЕМЙМЙУШ Ч рПДОЕРТПЧШЕ Й ДБМЕЕ ОБ УЕЧЕТ Й ЧПУФПЛ.
хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ УЙМ Ч ФП ЧТЕНС ФТЕВПЧБМ ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЪБФТБФ ФТХДБ ДМС ЧЕДЕОЙС ИПЪСКУФЧБ. фТХДПЕНЛЙЕ ТБВПФЩ (Ч ПЗТБОЙЮЕООЩЕ Й УФТПЗП ПРТЕДЕМЕООЩЕ УТПЛЙ) НПЗ ЧЩРПМОЙФШ ФПМШЛП ЛПММЕЛФЙЧ, Й У ЬФЙН ВЩМБ УЧСЪБОБ ВПМШЫБС ТПМШ ПВЭЙОЩ Ч ЦЙЪОЙ УМБЧСОУЛЙИ РМЕНЕО.
лПЗДБ ПВТБВПФЛБ ЪЕНМЙ УФБМБ ЧПЪНПЦОПК УЙМБНЙ ПДОПК УЕНШЙ, ИПЪСКУФЧЕООБС УБНПУФПСФЕМШОПУФШ ПФДЕМШОЩИ УЕНЕК УДЕМБМБ ЙЪМЙЫОЙН УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ РТПЮОЩИ ТПДПЧЩИ ПВЭЙО, ОБ УНЕОХ ТПДПЧПК ПВЭЙОЕ РТЙЫМБ ФЕТТЙФПТЙБМШОБС (УПУЕДУЛБС) ПВЭЙОБ. фБЛЦЕ ТПДПЧБС ПВЭЙОБ ТБЪТХЫБМБУШ Ч ИПДЕ ПУЧПЕОЙС ОПЧЩИ ЪЕНЕМШ Й ЧЛМАЮЕОЙС Ч УПУФБЧ ПВЭЙОЩ ТБВПЧ.
лБЦДБС УПУЕДУЛБС ПВЭЙОБ ЧМБДЕМБ ПРТЕДЕМЕООПК ФЕТТЙФПТЙЕК, ОБ ЛПФПТПК ЦЙМЙ ОЕУЛПМШЛП УЕНЕК. чУЕ ЧМБДЕОЙС ПВЭЙОЩ ДЕМЙМЙУШ ОБ ПВЭЕУФЧЕООЩЕ Й МЙЮОЩЕ. дПН, РТЙХУБДЕВОБС ЪЕНМС, УЛПФ, ЙОЧЕОФБТШ ВЩМЙ МЙЮОПК УПВУФЧЕООПУФША ЛБЦДПЗП ПВЭЙООЙЛБ. пВЭХА УПВУФЧЕООПУФШ УПУФБЧМСМЙ РБЫОС, МХЗБ, МЕУБ, РТПНЩУМПЧЩЕ ХЗПДШС, ЧПДПЕНЩ. рБИПФОБС ЪЕНМС Й РПЛПУЩ НПЗМЙ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ ДЕМЙФШУС НЕЦДХ ПВЭЙООЙЛБНЙ.
п ЛХМШФХТЕ УМБЧСОУЛЙИ РМЕНЕО ЙЪЧЕУФОП НБМП. ьФП ПВЯСУОСЕФУС ЛТБКОЕ УЛХДОЩНЙ ДБООЩНЙ ЙУФПЮОЙЛПЧ. нЕОССУШ У ФЕЮЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ, ОБТПДОЩЕ УЛБЪЛЙ, РЕУОЙ, ЪБЗБДЛЙ УПИТБОЙМЙ ЪОБЮЙФЕМШОЩК РМБУФ ДТЕЧОЙИ ЧЕТПЧБОЙК. хУФОПЕ ОБТПДОПЕ ФЧПТЮЕУФЧП ПФТБЦБЕФ ТБЪОППВТБЪОЩЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС ЧПУФПЮОЩИ УМБЧСО П РТЙТПДЕ Й ЦЙЪОЙ МАДЕК. дП ОБЫЙИ ДОЕК УПИТБОЙМПУШ ПЮЕОШ ОЕНОПЗП ПВТБЪГПЧ ЙУЛХУУФЧБ ДТЕЧОЙИ УМБЧСО. ч ВБУУЕКОЕ ТЕЛЙ тПУШ ВЩМ ОБКДЕО ЛМБД ЙЪ ЧЕЭЕК VI-VIII ЧЧ., УТЕДЙ ЛПФПТЩИ ЧЩДЕМСАФУС УЕТЕВТСОЩЕ ЖЙЗХТЛЙ ЛПОЕК У ЪПМПФЩНЙ ЗТЙЧБНЙ Й ЛПРЩФБНЙ Й УЕТЕВТСОЩЕ ЙЪПВТБЦЕОЙС НХЦЮЙО Ч ФЙРЙЮОПК УМБЧСОУЛПК ПДЕЦДЕ У ХЪПТЮБФПК ЧЩЫЙЧЛПК ОБ ТХВБИЕ. дМС УМБЧСОУЛЙИ УЕТЕВТСОЩИ ЙЪДЕМЙК ЙЪ АЦОПТХУУЛЙИ ПВМБУФЕК ИБТБЛФЕТОЩ УМПЦОЩЕ ЛПНРПЪЙГЙЙ ЙЪ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЖЙЗХТ, ЪЧЕТЕК, РФЙГ, ЪНЕК. нОПЗЙЕ УАЦЕФЩ Ч УПЧТЕНЕООПН ОБТПДОПН ЙУЛХУУФЧЕ ЙНЕАФ ПЮЕОШ ДТЕЧОЕЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ Й НБМП ЙЪНЕОЙМЙУШ У ФЕЮЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ.