что составляет своеобразие русской философии

Особенности развития русской философии и ее периодизация кратко

Содержание:

Русская философия играет огромную роль не только в отечественном развитии философской мысли, но и в мировой культуре. Отражение поисков русских людей, воззрение к корням и источникам суждений способствовало формированию национальности, индивидуальности, размышлений народа. Чтобы понять позитивизм, марксизм и экзистенциализм, необходимо ознакомиться с известными мыслителями России.

Самостоятельной наукой философию стали считать в XIX веке, когда направленности и школы четко сформировались. К концу девятнадцатого века русские философы представили содержательные, оригинальные суждения, завершенные системы и стандарты мировоззрения.

Особенности развития русской философии – кратко

Особенности развития русской философии заключаются в отсутствии точной периодики. Религия была основой для мыслителей до начала восемнадцатого века. Наука не считалась отдельной отраслью в культуре. Большее внимание уделялось развитию музыкального, литературного, театрального направлений. Стремительно прогрессировала живопись. Философская мысль формировалась параллельно, что обосновывает выделение характерных черт:

Особенности развития русской философии и ее периодизация

Тест на ЕГЭ часто включает вопросы о периодике развития русской философской мысли. До сих пор ученые спорят о том, когда впервые зародилась наука. Изначально большое значение сыграла зарубежная философия. Со временем русские мыслители стали развивать собственные школы. По некоторым данным, зарождение направления приходится на период первого тысячелетия нашей эры. Тренировочный вариант составления периодики выглядит следующим образом:

Источник

12.Русская философия

Общее понятие и характерные черты русской философии.

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

1.сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

2.специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);

3.целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

4.большая роль проблем морали и нравственности;

6.широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

2.космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

3.проблемы морали и нравственности;

4.проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

7.проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.

Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой – два титана русской культуры – были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.

Вклад русской религиозной метафизики в мировую философию значителен, но не менее важен ее вклад в мировую христианскую теологию. Русская философия конца ХIХ – начала ХХ века была ответом на вызов времени.

Более того, именно в России, и только в России мы получили православно-христианскую метафизику культуры и истории. В византийской мысли этого не было. Но именно русские религиозные мыслители внесли свой вклад в такие сюжеты как Церковь и история, Церковь и культура.

Источник

Тема 6. Русская философия. 1. Своеобразие русской философии

что составляет своеобразие русской философии что составляет своеобразие русской философии что составляет своеобразие русской философии что составляет своеобразие русской философии

что составляет своеобразие русской философии

что составляет своеобразие русской философии

1. Своеобразие русской философии.

3. Русская философия XX века.

1. Русская философская школа всегда отличалась ярким своеоб­разием и оригинальностью в постановке и решении множества проблем. Сам вопрос о русской философии может быть постав­лен с учетом того, что она есть концентрированное выражение духовного опыта нации, воплотившегося в разнообразии тво­рений культуры. Национальное своеобразие русской филосо­фии обусловлено уже тем, что в начальные этапы ее развития,

в дохристианский период, языческие представления, растворен­ные в комплексе эмпирических знаний разных степеней обоб­щенности, пронизывали мировоззрение древних русичей. Рус­ская философия не могла в равной степени, как западная, опе­реться на наследие античного мира.

Византийское православие принесло с собой утверждение новых ценностей, однако оно не смогло достичь полного отри­цания старых верований. В мировоззренческом ареале сложно переплетались токи и влияния многих культурных традиций. Центральное положение отводилось теологической направлен­ности, хотя устойчивыми оказывались и традиции внецерковного движения мысли.

По определению одного из известных историков философии В.В. Зеньковского (1881 — 1962), самостоятельное творчество в области русской философии наблюдается лишь во второй поло­вине 18 в. На этот период пришлась деятельность таких русских мыслителей, как Д.А.Аничков, П.С.Батурин, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков, А.Я.Поленов, И.А.Третьяков, Д.И.Фонвизин. Однако наиболее крупными мыслителями 18 века были М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев.

Одним из наиболее важных вопросов, которые стремились разрешить русские философы, был вопрос о месте России в мире. После декабристов этот вопрос обсуждался в основном в рамках противостояния между славянофилами и западниками, хотя первым мыслителем, который поднял вопрос о месте России в мире, был П. Я. Чаадаев. Первым позицию славянофилов изложил А.С.Хомяков в статье « О старом и новом» По мнению видного представителя этого направления К. Аксакова, основой страны является народ, который живет в соответствии со своими внутренними принципами, совпадающими с учением Христа.

Распространившееся в 19 в. увлечение немецким идеализ­мом стало мощным импульсом для развития русской филосо­фии. Творчество славянофилов И.В. Киреевского (1806-1856) и А.С. Хомякова (1804 — 1860) представляет собой по­пытку выработать систему христианского миропонимания. Торжество рационализ­ма имеет отрицательное значение для «внутреннего созна­ния». Западная образованность несет в себе раздвоение и рас­судочность. Тогда как образованность русская основывается на восприятии «цельного знания», сочетающего разум и веру. Подлинная философия должна быть философией «верующе­го разума».

К особенностям русской философии следует отнести и то, что развитие профессиональной философии осуществлялось отнюдь не дипломированными мыслителями, а, можно сказать, страстно заинтересованными любителями. Так, православным богословом России становится конногвардейский офицер и по­мещик А.С. Хомяков. А первым русским историософом был офицер лейб-гусарского полка П.Я. Чаадаев (1794—1856). Та­кое положение не могло быть понятно Западу, где богослов­ская мысль развивается иерархами церкви и профессорами бо­гословских школ.. И тем не менее А. С. Хомякова в славянофильской среде на­зывали «отцом церкви». Он рассматривал веру в качестве некоего предела внутреннего развития человека.

Направленность на поиск цельного знания о цельном бы­тии явно ощущается и в трудах Вл. Соловьева. Вопрос: «Что есть философия?» — по его мнению, предполагает следующие рассуждения. Философия — это дело свободной мысли, а чис­то философская деятельность ума состоит в том, чтобы все проверять или ко всему примерять мерило критической мыс­ли. Теоретическая философия направлена на то, чтобы обла­дать истиной ради нее самой. Настоящее философское мыш­ление должно быть добросовестным исканием достоверной истины до конца.

что составляет своеобразие русской философии

Среди наиболее известных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Густава Густавовича Шпета, Алексея Федоровича Лосква, Льва Шестова, Николая Алексеевича Бердяева, Павла Александровича Флоренского, Сергея Николаевича Булгакова, Ивана Александровича Ильина.

Для Н.А. Бердяева (1874—1948) философия есть, прежде все­го, учение о смысле человеческого существования и о челове­ческой судьбе. Философская мудрость становится делом не­посредственного человеческого спасения. А философское по­знание — духовно-опытное познание тайн бытия в человеке и через человека, познание смысла существования. Если мета­физика возможна, то она должна стать знанием о жизни, о конкретной реальности, о человеке и его судьбе. Поэтому ос­новным принципом философии, по мнению Бердяева, стано­вится бытийственно жизненный принцип.

В век научно-технического прогресса и сциентистских ориен­тации в философии приобретает особую значимость замечание мыслителя о том, что философия не есть духовный акт, в котором задействован только интеллект, но совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо. Познавая бы­тие в человеке и через человека, философия оказывается неиз­бежно антропологичной. Настоящая философия, которой действи­тельно что-то открывается, есть не та, которая исследует объек­ты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы.

Одной из практических задач философии, по убеждению Н.А. Бер­дяева, является приближение языка философии к языку жизни. Это замечание сугубо важно, так как засилие конструкций не­мецкой классической философии, тонкие кружева диалектики понятий зачастую уволят в сферы чистой спекуляции, где забы­вают о самом предмете размышлений. В этом одна из возмож­ных причин пренебрежения философией. Когда философ будет руководствоваться стремлением не порывать с мудростью, будет связанным с целостностью жизни, не будет отвлекаться от чело­веческой судьбы но глубоко проникать в нее, тогда он станет вы­разителем подлинной практической философии. Оформившаяся в русской философской школе идея фило­софии всеединства предполагала всеохватывающий синтез как со стороны жизни, так и со стороны мысли. Синтез мыслился как цель, а не исходный пункт. В нем непосредственные жизнен­ные переживания отливались в единую цельную теорию. Идея всеединства, понимаемая как «все едино в Боге», была централь­ной в философии Вл. Соловьева. Однако Бог мыслился вне ан­тропоморфных характеристик и понимался как космический разум, сверхличное существо, особая организующая сила. Це­лью мировой истории становится единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Личным обра­зом всеединства провозглашается вечная женственность.

Идея всеединства имеет и гносеологический аспект. Здесь всеединство проявляется утверждением цельного знания. Цель­ность предполагает органичное объединение трех разновиднос­тей знания: научного (философского), эмпирического (научно­го) и мистического (созерцательно-религиозного). Таким обра­зом, русская философия предлагает весьма оригинальный про­ект гносеологии, который ждет своего исполнения и по сей день.

Источник

что составляет своеобразие русской философии

Общее понятие

Славянское идеологическое наследие является частью всемирного мировоззрения и культуры, особенностью русской философии считается национальная независимость и неповторимость. Концепция не опиралась в развитии на античные понятия, а только позаимствовала некоторые культурные элементы. Русичи не читали труды византийских мудрецов в оригинале из-за незнания греческого языка и латыни. В это же время Запад имел в распоряжении целые классические системы, готовые идеи, термины и понятия.

Характеристики философии:

что составляет своеобразие русской философии

Русское мировоззрение занималось темой постижения мира только по отношению к личности. Проблемы обоснования существования бога сводились к тому, что человеку это не нужно, так как достаточно веры. В философии уделялось внимание формированию нравственности, рассуждения приводились в направлении развития добродетельности и целомудрия. Самобытная идеология имела практическую ориентацию и тесно связывалась с культурой.

Характерными чертами русской философии можно считать феномены христианского сознания с особой духовностью, переживанием красоты окружающего мира, религиозным объяснением природных явлений. Список элементов русской этики продолжается милосердием, состраданием, готовностью к лишениям, послушанием и кротостью.

Периоды развития

что составляет своеобразие русской философии

Особенности идеологии проявлялись во все основные этапы развития русской философии от первого возникновения трудов мыслителей до современного толкования. Условия существования расценивались как неблагоприятные по сравнению с западноевропейскими странами. Когда в германских университетах читал лекции по материализму Кант или выступал приверженец трансцендентального идеализма Шеллинг, то в России обучение философии находилось под запретом.

Свободомыслие не допускалось по политическим причинам. Государственные деятели считали пользу от преподавания философии недоказанной, а вред наблюдали очевидный.

Основные периоды становления:

Дискуссии по вопросам возникали, когда были попытки определить путь развития российской философии как отсталый или отнести становление идеологии к индивидуальному направлению другого типа. Славянские народы в трактовке истории началом определяли православие и самобытное развитие. Западные мыслители придерживались европейского просвещения, превозносили прогресс и разум.

Раннее становление

что составляет своеобразие русской философии

Мировоззрение средневековых русичей в то время было близко к западноевропейскому учению с религиозной подоплекой. Характеристикой философии является отсутствие независимого статуса и вхождение в духовную идеологию. Наблюдается влияние Византии, так как оттуда пришло христианство.

В те дни философом считался образованный человек, который имел мудрость и писал труды. Из Византии привозились книги, переведенные с греческого языка. Первым древнерусским мыслителем считался Илларион, митрополит Киевский, являвшийся приближенным Ярослава Мудрого. Он написал произведение «Слово о законе и благодати», где отобразил распространение Божьего учения.

Другим представителям русской философии того времени считался епископ Кирилл Туровский и митрополит Киевский Климент Смолятич. Кирилл написал «Притчу о слепце и хромце», при этом он оставил кафедру и стал жить уединенно. Он выпустил «Слова», с представлением круга Господских праздников. Его перу принадлежат:

До нашего времени дошло послание Климента Смолятича, в тексте которого он оспаривал упреки пресвитера Фомы в тщеславии и мнении себя философом. Во второй части мыслитель отстаивал право использовать библейские облики, притчи для широкого понимания народом.

что составляет своеобразие русской философии

Ценным сочинением считался текст «Поучение» князя Владимира Мономаха, где он говорил о достижении праведности методом слез, покаяний и милостыни. К памятникам выражения общественного сознания относилось «Слово о полку Игореве» и летописный свод «Повесть временных лет».

Зарождение материализма

что составляет своеобразие русской философии

Крупным философом тех веков считался А. Н. Радищев — российский поэт, прозаик, начальник Петербургской таможни, член комиссии при Александре I по назначению законов. Прославился основным трудом «Путешествие из Петербурга в Москву» в середине 1970 года. Он придерживался просветительской философии противления крепостничеству и самодержавию. Писатель начал получение знаний в России, конец обучения прошел в университете Лейпцига.

В его трудах рассматривались вопросы:

Критика абсолютизма и крепостного уклада велась деятелем с моральной, политической и экономической точки зрения. Общественный порядок он считал несправедливым, но не видел революционной партии, способной повести за собой массы. Освобождение крестьянства Радищев представлял только с помощью изменений сверху.

Другой деятель вошел в прошлую историю как ученый во многих областях науки. Фамилия М. В. Ломоносова связывалась с направлением естественного научного материализма. Общефилософских проблем он касался поверхностно, так как они имели некоторое отношение к его исследованиям. Влияние его трудов положило начало объяснению природных явлений с точки зрения материализма, а не религиозности.

Одновременно наблюдалось несоответствие теории практицизма и веры в бога, которого ученый считал устроителем мира. Это не мешало ему бороться с попытками впутывания религии в научные исследования. Ломоносов озабочивался судьбой Отечества, народа, науки в этическом и социальном плане.

Философия просвещения

что составляет своеобразие русской философии

Новая идеологическая эпоха в России называлась временем реформ, начало совпадало с правлением Петра I. Держава активно включалась в общемировую торговлю, в России развивалась промышленность, была создана академия наук. В обществе появились социальные формирования в виде групп служилого дворянства, интеллигенции, разночинного сословия, люди обучались наукам на Западе.

Петровские реформы были необходимы России, но одновременно создавали противоречия, которые были видны в разных сферах общественного развития. Социальный раскол стал углубляться, максимально ущемились народные права. Столичный люд откололся от остального народа, повсюду вводился каторжный труд, который поддерживался идейным государственным аппаратом.

В эпоху происходило отделение светского обучения от религиозного образования, появилась обособленная от церкви культура, Россия больше уподоблялась Западу. Авангардная интеллигенция усвоила атеистическую и нигилистическую философию, а прежние духовные ценности перешли в категорию неприемлемых взглядов.

Мыслители того времени развивали утопические социальные теории, собирались в кружки для организации духовного наследия, в стране возникла масонская идеология. Философия формировалась в виде дифференцированной сферы, где сочетались традиционное христианство и светское мышление. Яркими представителями идеологического направления были Федор Прокопович и Григорий Сковорода.

Первый деятель прославлял неограниченную власть царя, остался в истории основателем практической и теоретической реформы церкви. Прокоповичу была близка идея философского деизма, в которой господь создал мир, но в природу при этом не вмешивался.

Г. Сковорода бо́льшую часть аскетической жизни странствовал, написал множество мировоззренческих диалогов, поэм. В трудах описывал соединение богопознания с самосознанием человека. Деятель рассматривал сердце в качестве средоточия телесного и духовного бытия личности. Г. Сковорода уделял внимание моральным принципам в своей теории.

Естественно-научная идеология

что составляет своеобразие русской философии

В этот период мыслящие умы России были захвачены перспективами развития общества, мечтали о скорых переменах. Наступающий мировой кризис оказывал влияние на философские взгляды, которые все чаще рассматривали пути дальнейшего развития страны. Классический период в истории развития философии поддался влиянию универсализма, радикализма, социализма, демократии, ортодоксальных религиозных реформ.

Учение XIX века содержит направления:

В России появилось два мощных направления: религиозный ренессанс и марксизм. Они возникли в результате конфронтации философии коллективности и индивидуальности. Марксизм выделился из распавшегося народничества, и его принимали представители разных слоев.

Г. В. Плеханов сделал значительный вклад в развитие ортодоксального марксизма. Он посвятил много трудов философскому, социологическому аспекту материалистического восприятия истории. В его записях предпринимались попытки научного предвидения сдвигов в обществе.

Постсоветская форма мышления

что составляет своеобразие русской философии

В годы социализма идеология развивалась на основе сочетания сознания и материи, а практическим методом признавалась диалектика. Структура философии делилась на концепцию природы и материализм. Природа в виде объективной реальности рассматривалась как вечное проявление во времени и пространстве. Сознание воспринималось в форме элемента высокоорганизованной материи.

Философия в постсоветский период угодила в ситуацию неясности после снятия идейных запретов коммунистического строя. Получила развитие та часть наследия, которая в результате изоляции советской философией искусственно подавлялась. Стала формироваться и прогрессировать культурология, политология, антропология, религиоведение.

Источник

6.1. Особенности русской философии

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати», в котором приветствует включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного христианского света. Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Спасо– Елизаровского монастыря Филофея «Москва как третий Рим».

Русская философия на протяжении XVI–XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая делала акцент на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники. Идею западников в XIX в. поддерживали В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен. Эти авторы находились под влиянием: Чернышевский – Фейербаха, Белинский – Гегеля, Герцен – французских материалистов.

Славянофилов представляли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы – самобытные русские философы.

Особенности русской философии.

Русские философы не занимались процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.

Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «Зачем это нужно человеку?».

Обращение к проблемам нравственности.

Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?».

Проблемы русской философской мысли.

Проблема жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).

Проблема творчества. Проблема добра и зла.

Проблема власти и революции.

В XVIII в. преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь. В XIX в. – теории западничества и славянофильства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *