что составляет специфику философской школы санкхья
Что составляет специфику философской школы санкхья
САНКХЬЯ
САНКХЬЯ (санскр. sāṃkhya – то, что от исчисления) – древнейшее и влиятельнейшее направление индийской философии, разрабатывавшее специфическую модель онтологического и космического дуализма, методом которого была калькуляция тех объективации, которые противопоставляются «чистому субъекту».
Первый период истории санкхьи – с 5 в. до н.э. по 1 в. н.э. – эпоха параллельных «атомарных» учительских традиций, разрабатывавших эзотерическую медитацию на исчисляемые начала мира и индивида и вместе с тем подвергавших их классификационному анализу и систематизации – в двуединстве гносиса и философии. Основные источники по этому периоду – «средние» Упанишады, дидактические тексты «Махабхараты», поэма Ашвагхоши «Жизнь Будды». Одна из этих традиций восходит к учителю Будды Алара Каламе, стоявшему у истоков и будущей йоги, вторая – к странствующему философу Панчашикхе, но было много и других учителей. Каждый предлагал свои калькуляции «начал», которых они насчитывали и 17, и 20, и 27, и 30, при наибольшей популярности числа 25. В «горизонтальных» исчислениях (оказавших значительное влияние на буддийские калькуляции дхарм) субъект-Пуруша коррелировался с компонентами соответствующего ему психофизического агрегата (интеллект-буддхи, эготизм-аханкара, ум-манас, индрии, материальные элементы-бхуты), в «вертикальных» с теми же компонентами, но уже в их космологических «ипостасях», замыкавшихся «непроявлен-ным» (авьякта; см. Вьякта – авьякта) первоначалом мира (см. Пракрити). Положение санкхьи двойственно: она явно близка буддизму и другим «диссидентствующим» течениям (см. Пакудха Каччаяна), признание же Атмана и разработка космологических схем с соответствующей иерархией ступеней созерцания сближают ее с брахманизмом.
Пять столетий – с 1 по 5 в. – отмечены расхождениями и спорами: параллельные учительские традиции превращаются в конгломерат конкурирующих и дискутирующих друг с другом школ, о которых свидетельствует «Юктидипика» и буддийские источники. Среди «схолархов» выделяются Паурика, подвергший сомнению даже положение о единстве Пракрити, Панчадхикарана и Патанджали (не-йогин), Варшаганья и целая «свита Варшаганьи», наконец, Виндхьявасин (4–5 вв.), переосмысливший многие идеи санкхьи. Предметами расхождений были число эонов Первоматерии-Пракрити, порядок их генезиса, способы классификации познавательных способностей индивида, «тонкое тело» (см. Сукшма-шарира), соотношение ноуменов воспринимаемости (см. Танматры). Санкхья успешно полемизирует с буддистами, занимает уже признанное место в индуизме, но не может создать собрание сутр – этому препятствует «неуправляемый» плюрализм, ибо каждая из школ создает свои авторитетные тексты (см. «Шаштитантра»).
Когда этот плюрализм поставил санкхью на грань распада, она выдвинула выдающегося систематизатора и одновременно незаурядного версификатора Ишваракришну (4–5 вв.), который унифицировал ее доктрины и создал «ортодоксальную» версию ее учения в семидесятистишье (подробнее см. «Санкхья-карика»). Произведение Ишваракришны пользовалось огромным признанием. В 6 в. буддийский монах Па-рамартха переводит на китайский язык санскритский комментарий к нему «Суварна-саптати-вритти». Оригиналу Пармартхи близки два других, открытых в 1970-е гг.: «Саптати-вритти» (6 в.) и «Санкхья-саптати-вритти» (6–7 вв.); все три принадлежали к классу «учебных» комментариев. В 7 в. Гаудапада (неведантист) составляет нормативное толкование «Санкхья-карика-бхашья», а неизвестный автор – самый основательный комментарий «теоретического» типа «Юктидипику». К числу «теоретических» комментариев принадлежала и анонимная «Джаямангала», уделявшая специальное внимание источникам знания (7–8 вв.). Частые ссылки на религиозные тексты свидетельствуют о желании автора другого комментария, «Матхара-вритти» (8 в.), основательно индуинизировать санкхью – вероятно, учитывая настойчивые попытки Шанкары доказать ее гетеродоксальность. В 9 в. появляется самый авторитетный комментарий к «Санкхья-карике» – «Таттвакаумуди» Вачаспати Мишры, в котором представлена концепция отражения «внутреннего инструментария» (антахкарана) в Пуруше и целое исследование по теории познания.
10–14 вв. – эпоха стагнации санкхьи: хотя продолжают появляться новые комментарии Ишваракришны, полемические пассажи оппонентов санкхьи (прежде всего тексты ньяя-вайшешики и веданты) свидетельствуют о том, что за весь период она не представила ничего существенно нового и заметно стала сдавать позиции. Одновременно некоторые шиваитские и ведантийские школы – прежде всего Рамануджи и Мадхвы – начинают использовать идеи санкхьи в разработке собственных систем. Для выживания ей необходимо было: создать корпус «настоящих» сутр; доказать последователям Шанкары свою лояльность «ортодоксии»; обстоятельно ответить хотя бы основным оппонентам; модернизировать доктрину, используя достижения других систем эпохи высокой схоластики.
Эти задачи были частично решены в 14–15 вв., когда санкхьяики одновременно создают две коллекции сутр от имени древнего риши Капилы: предельно краткую «Таттва-самасу» (23 краткие номинации принципов санкхьи) и очень подробные – в шести разделах – «Санкхья-сутры» (527 положений). Если первая (типологически близкая к перечням Абхидхармы) была предназначена преимущественно для учебных целей, то вторая – для восстановления статуса санкхьи в индийской философии. «Новые санкхьяики» вводят традиционную со-териологию в контекст общеиндийской концепции пурушартхи, пытаются в лояльности шрути превзойти самих ведантистов, заимствуют у них конкретные концепции (типа упадхи или индивидуальной души – дживатмана) и целые философские модели (типа различения двух уровней истины) и одновременно полемизируют со всеми остальными школами по актуальным проблемам современной им философии (вплоть до природы ошибочного познания и универсалий). В 16 в. создается самый обстоятельный текст за всю историю санкхьи – комментарий Виджняна Бхикшу к «Санкхья-сутрам», который ознаменовал начало синкретической ассимиляции санкхьи, йога и веданты.
К особенностям философствования санкхья относятся: специфическая модель дуализма, реализующаяся и в основоположениях ее сотериологии; онтологический конструктивизм; особая трактовка причинности.
Дуализм санкхьи отличен от других систем индийского дуализма (у джайнов, последователей Мадхвы и т.д.), а также и неиндийского (типа картезианского) тем, что сфера субъекта, противопоставляемого миру объективаций, значительно сужена и «стягивается» в световую точку. К сфере же объективаций относятся не только внешний мир и тело индивида, но и все ментальные функции и состояния последнего, в результате чего субъекту-Пуруше остается быть лишь «свидетелем» (сакшин) функционирования проявлений трех гун, свидетелем, который, по Гаудападе, причастен всему опыту индивида не более, чем случайно зашедший на поле аскет работе местных крестьян. Корреляция Пуруши с бытийно инородным ему психоментальным аппаратом индивида описывается поэтому как их зеркальное отражение друг в друге, а не как реальная связь. «Освобождение» же мыслится как избавление не от реальных кармических последствий действий, совершенных в настоящем и прошлом (как у джайнов, найяиков, вайшешиков или мимансаков), но как осознание полной непричастности Пуруши временным удовольствиям и постоянным страданиям ложно соотносимой с ним серии инкарнаций; само «освобождение» и обеспечивающее его различительное знание также относятся к инородной ему сфере Пракрити.
Особенность онтологического мира санкхьи в том, что в нем отсутствуют различия субстанции, качеств и действий (как у реалистических индийских систем), поскольку его реальные ноумены – три гуны – включают все три модальности бытия одновременно. Их собственные взаимоотношения составляют особый тип реляций, отличный и от контакта различных вещей, и от соотношения вещи и ее свойств (что различалось в ньяя-вайшешике), который можно описать как взаимоотрицание во взаимонераздельности. Космические начала не столько обладают определенными характеристиками, сколько генерируются ими. Трехгунность с атрибутами иметь причину, быть невечным, невездесущим, мобильным, множественным, опирающимся на другое, а потому и растворяющимся в конце мировых периодов дает класс «проявленного» (вьякта), в который включаются 23 начала. Трехгунность с атрибутами противоположными – непроявленную первопричину мира (авьякта) Пракрити. Трехгунность же «нулевая» – духовного субъекта-Пурушу.
Учение санкхьи о причинности как доктрина непроявленного и реального предсуществования следствия в причине (см. Паринама-вада) призвана обосновать ее основополагающий «догмат» – о Пракрити как единой и непроявленной первоматерии, которая манифестируется в бесчисленных феноменализациях мира. С другой стороны, для санкхьи характерно снятие различий между материальной, инструментальной и целеполагающей причинами (сохраняющихся в ньяя-вайшешике или мимансе): все они объединяются в активной и «альтруистичной», хотя и (вопреки логике) бессознательной, первоматерии мира.
1. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра, изд. подготовлено В.К.Шохиным. М., 1995;
2. Сутры философии санкхьи. Татва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти, изд. подготовлено В.К.Шохиным. М., 1997;
3. Garbe R. Die Sāṃkhya-Philosophie. Lpz., 1897;
4. Keith А.В. The Sāṃkhya System. Calcutta, 1924;
5. Jonston E. Early Sāṃkhya. L., 1937;
6. Larson G.J. Classical Sāṃkhya. An Interpretation of its History and Meaning. Delhi, 1979;
7. Shiv Kumar. Sāṃkhya Thought in the Brahmanical Systems of Indian Philosophy. Delhi, 1983;
Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс
Лекция 2. Санкхья
На основе Вед образовались 6 Даршан (взглядов), или 6 систем видения Вед. В зависимости от точки зрения, один и тот же предмет виден поразному. Поэтому не смотря на то что исторически эти школы находились в оппозиции друг к другу, сейчас в Индии они изучаются в комплексе.
Тема этой статьи Санкхья, с ней будем разбираться подробно. Следующая статья будет посвящена Йоге, которая так-же является одной из Шатдаршан. Остальные 4 даршаны разберём вкратце.
Миманса
Буквальный перевод названия — исследование. Иногда эту школу называют Пурва-миманса — или первое исследование. Эта Даршана смотрит на Веды исключительно с ритуальной точки зрения. Основной текст — «Пурва-миманса-сутра», автор Джаймини.
Ведические ритуалы имеют своей целью умилостивление богов и достижение райского состояния. Поэтому эта школа не ставит своей целью достижения мокши (освобождения).
Веданта
Буквальный перевод — завершение Вед. В противоположность Мимансе, Веданта сосредоточена прежде всего на Мокше (освобождении). Изначально Ведантой называли Араньяки и Упанишады, как тексты завершающие Веды. Эти тексты в отличии от Самхит Вед, говорят именно о самосознание и освобождении. Веданту иногда называют Уттара-миманса или высшее исследование, в отличии от Пурва-мимансы или первого исследования.
Большинство направлений Веданты признают тройственный канон текстов. Это Упанишады, Веданта Сутры и Бхагавадгита.
Веданта имеет 3 основных направления:
Существуют ещё различные направления Веданты, но эти три можно считать основными.
Ньяя — система логики. Основатель Риши Гаутама, основной текст Ньяя-сутры. Система рассматривает условия правильного мышления и познания мира. В итоге она приходит к тому, что Атман не является телом и сознанием и посредством логики может осознать свою истинную сущность и достичь освобождения.
Вайшешика
Система Вайшешика сходна с Ньяей, поэтому впоследствии образовалась синкретическая школа — Ньяя-Вайшешика. Эта система выделяет особенное, отличное в рассматриваемом мире. Основатель Риши Канада, основной текст Вайшешика-сутры.
Система подробно рассматривает атомарное строение мира и, подобно школе Ньяя, выводит существование внеположного телу Атмана. И Ньяя и Вайшешека — обширные системы, рассматривающие мир посредством логики и выведения особенного. Эти исследования применяются во многих системах не связанных с этими школами. И мы будем в той или иной степени встречаться с ними при изучении Санкхьи и Йога Сутр.
Санкхья
Санкхья одна из древнейших философских школ Индии. Буквальный перевод — «счёт», «исчисление». Система выводит основные элементы мироздания. Основатель легендарный Риши Капила один из рождённых умом сыновей Брахмы.
Древняя Санкхья отражена в Упанишадах, Махабхарате и Бхагавадгите, а также Пуранах. В то время Санкхья имела много школ, по-разному интерпретирующих систему. В целом, древняя Санкхья не была дуальной, в отличии от классической Санкхьи. Это ясно видно из Махабхараты и Бхагавадгиты. Но систематических трудов тех времён не сохранилось.
Классическая Санкхья опирается на текст Санкхья-карика написанный Ишваракришной в 4-5 веках н.э.
Этот текст постулирует Санкхью, как дуальную систему. В которой с одной стороны Пракрити (Природа) и все её проявления, с другой Пуруша (Дух) погрузившийся в Пракрити посредством сознания и тела и не осознающий свою истинную природу. Оба начала — Пракрити и Пуруша не зависимы и вечны. Индивидуальных пуруш бесконечное множество, и они имеют возможность освободиться, осознав свою независимость от Пракрити.
Согласно древней Санкхье, Пракрити и Пуруша имеют своё начало в Парабрахмане или Абсолюте. Пуруша полностью освобождается только осознав себя Парабрахманом.
Разберём классическую Санкхью основанную на работе Ишваракришны.
Санкхья-карика
Мы будем пользоваться текстом в переводе с санскрита академика Шохина Владимира Кирилловича. Кроме перевода самого текста Санкхя Карики, Владимир Кириллович перевёл 2 самых авторитетных коментария к нему: «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады и «Таттвакаумуди» Вачаспати Мишры.
Первая карика:
«По причине натиска тройственного страдания – изыскание на предмет средства противодействия ему. Возражение, что оно беспредметно при [наличии средств] обычных, неверно – ввиду отсутствия [здесь] надежных и завершенных [результатов].»
В первой карике Ишваракришна сразу постулирует цель Санкхьи. Сакхья есть изыскание на предмет противодействия страданию. Это страдание называется тройственным:
«Возражение, что оно беспредметно при [наличии средств] обычных, неверно – ввиду отсутствия [здесь] надежных и завершенных [результатов].»
Обычные средства преодоления страданий общеизвестны. Страдание от болезней — медицина. От неудовлетворённых желаний — их удовлетворение. От живых существ и стихии — различные средства защиты и т.д. На своём опыте мы знаем, что эти средства не имеют надёжных и завершённых результатов.
Далее Санкхья-карика начинает выводить основные элементы мироздания, с целью выявить метод преодоления страданий.
25 Таттв (элементов мироздания)
Санкхья-карика выводит 25 таттв. Древняя Санкхья, по разным источника имела 17, 20, 27 и 30 элементов. Перечислим 25 элементов Санкхья-карики и затем разберём их подробно:
25 Таттв — элементов мироздания
1. Пуруша
Пуруша — дух, мужское начало. Первое упоминание этого термина относится ещё к Ригведе. В «Пуруша Сукте» описывается творение из частей космического Пуруши. В Санкхье этот элемент также первый в стадии развёртывания Мира. Мир, согласно Санкхье, существует не сам по себе, а для целей Пуруши. Этих целей две: получение наслаждения и освобождение. Всё живое на Земле имеет Пурушу. Причина возникновения Мира — получение Пурушей опыта наслаждения, посредством соединения с материальной природой. Однако, опыт наслаждения невозможен без опыта страдания. Поэтому со временем проявляется вторая цель — мокша или освобождение.
Пуруша бездеятелен, хотя и является причиной существования Мира. Он только наблюдатель получаемого опыта. При этом он подобно зрителю в театре, переживает опыт наблюдаемый, как свой собственный. Как зритель отождествляет себя с событиями и героями хорошо поставленной пьесы, так и Пуруша будучи только наблюдателем, переживает свою жизнь, как собственное действие и абсолютную реальность. Это происходит благодаря наблюдению Пурушей Пракрити или материальной Природы.
2. Пракрити
Пракрити — природа, женское начало. Именно Пракрити существует ради целей Пуруши, она даёт ему опыт наслаждения и освобождения. Если Пуруша бездеятельный зритель в театре жизни, то Пракрити деятельная пьеса, в которую погрузился Пуруша и стал осознавать себя героем этой постановки. Пуруша — ниргуна, бескачественный. Пракрити — сагуна, обладающая качествами.
Гуны Пракрити
Качества Пракрити называются гуны или буквально верёвки. Этих гун три:
Эти гуны всегда присутствуют вместе, но как правило одна или две в определённый момент времени доминируют.
К примеру вода в нормальном состоянии — саттвична. При охлаждении становясь льдом — тамасична. При нагревании превращаясь в пар — раджастична. Но в любом состоянии в ней присутствуют все три гуны, хотя одна доминирует. Поэтому при изменении внешних воздействий вода будет менять свои качества. Тоже самое с сознанием. В умиротворённом состоянии доминирует саттва, а тамас и раджас подавлены. Но они не исчезли, поэтому при изменении обстоятельств умиротворение может смениться гневом (раджас) или сном (тамас).
Таким образом эти гуны присутствуют во всех проявлениях материальной природы, в том числе и в сознании. Из чего делается вывод — сознание, мысль — материальны. Пуруша не имеет этих качеств, но переживает их как зритель.
Прадхана
Пракрити в уравновешенном состоянии называется Прадхана или первичная материя, в которой 3 гуны находятся в свёрнутом состоянии. При контакте с Пурушей Прадхана выходит из равновесия, гуны разворачиваются и начинается творение Мира.
3. Буддхи (интеллект), Махат (великий)
Первым при начале творения мира возникает Буддхи — интеллект. Его также называют Махат — великий, когда имеется ввиду интеллект мира. Буддхи переводится как пробуждение, что соответствует русскому слову «будить». Это третий элемент Санкхьи и первая эманация Пракрити, которую созерцает Пуруша.
23) «Буддхи — это решение. Добродетель, знание, бесстрастие, сверхспособности — саттвичный его аспект, тамасичный — противоположный тому.»
Таким образом, Буддхи это орган принимающий решение, на основе поступающей информации. Эта информация поступает от органов, которые мы рассмотрим дальше.
Когда в Буддхи доминирует саттва, то решения ведут к добру. Они основаны на знании, беспристрастны. И саттвический Буддхи приводит к сверхспособностям.
Если в Буддхи доминирует тамас, то решения не ведут к добру. Они основаны на заблуждении и порождены страстью. Такой Буддхи не даёт возможности достичь сверхспособностей.
4. Ахамкара (эгоизм)
Из Буддхи возникает Ахамкара — самоиндификация, эгоизм.
Буквальный перевод — создание я. Сам термин говорит об иллюзорности эгоизма. Таким образом, Пуруша посредством Буддхи осознаёт себя в Пракрити — это и есть Ахамкара.
Дальше в Санкхья-Карике сказано:
«Из Ахамкары происходит двухвидовое миросозидание, именно группа одиннадцати и пятёрка танматр».
Из Ахамкары саттвичной, под воздействием раджаса возникают 11 индрий. Из Ахамкары тамасичной, под воздействием раджаса возникают 5 танматр.
Одиннадцать индрий
Одиннадцать индрий составляют Манас, пять джняна индрий (органов восприятия) и пять карма индрий (органов действия).
5. Манас
Манас относится и к индриям восприятия, и к индриям действия. Он получает информацию от джняна-индрий и руководит карма-индриями. Манас — рефлекторный ум. Когда существо размышляет перед принятие решения, это работа Буддхи. Действие спонтанное — работа Манаса.
Манас необходимо тренировать, подобно рукам и ногам. Когда кто-то владеет своим Манасом, он не совершает необдуманных, эмоциональных действий. Манас — автомат, который необходимо правильно запрограммировать. Автоматический ум необходим в ситуациях, когда тратить время на обдумывание смертельно опасно. Поэтому в боевых искусствах уделяется много времени на автоматизм в ударах и блоках. Следовательно, автомат — это не плохо, главное правильно его настроить.
К примеру, при выполнении асан необходимо уделять внимание правильному положению тела — это работа Буддхи. Но со временем это должно быть автоматизировано — Манас. При стойке на руках именно Манас, анализируя информацию от органов чувств, правильным образом выстраивает органы действий. Но вначале освоения позы Буддхи задаёт направление Манасу.
Джняна индрии (органы восприятия):
6. Орган восприятия звука — уши.
Посредством ушей Манас получает информацию о внешних звуках
7. Орган восприятия прикосновения — кожа.
Посредством кожи Манас получает информацию о ощущениях тепла, холода, прикосновения.
8. Орган восприятия цвета и формы — глаза.
Посредством глаз Манас получает информацию о цвете и форме видимых объектов.
9. Орган восприятия вкуса — язык.
Посредством языка Манас получает информацию о вкусе и температуре пищи.
10. Орган восприятия запаха — нос.
Посредством носа Манас получает информацию о запахах.
Вся информация получаемая Манасом воспринимается Буддхи. Буддхи на основе полученной информации, посредством Манаса управляет органами действий. Если нет времени на размышление Манас действует сам опираясь на рефлексы и прошлый опыт.
Карма индрий (органы действия):
11. Орган схватывания — руки.
Руки построили всю цивилизацию. Функция «схватывание» трансформируется в многообразную деятельность.
12. Орган передвижения — ноги.
Не самый быстрый, но самый надёжный способ передвижения.
13. Органы речи — язык, голосовой аппарат.
Важный орган действия, который необходимо тщательно контролировать.
14. Орган размножения — половые органы.
Орган, который может заставить забыть о своих функциях Буддхи и подчиниться Манасу.
Эти органы кажутся не очень связанными с действием. Они стоят в этой пятёрки ввиду контроля Буддхи над Манасом и воздействием вовне. К примеру, при переваривании пищи желудком такого контроля нет и действие внутреннее.
Антахкарана
Буддхи, Ахамкара и Манас объединяют одним термином — Антахкарана. Что переводится как внутренний инструмент. Эти три действуют совместно и управляют внешним инструментом — 5 органов восприятия и 5 органов действия.
Итак, первое из двухвидового творения Ахамкары мы разобрали — это 11 индрий. Второе — 5 танматр.
Пять Танматр
Танматра — это тонкая составляющая грубого материального элемента. Именно посредством Танматр органы восприятия способны получать информацию о материальных элементах. Эти 5 Танматр следующие:
16. Танматра звука — Шабда-танматра.
Тонкая составляющая Акаши (Эфир).
17. Танматра осязания — Спарша-танматра.
Тонкая составляющая Ваю (Ветер).
18. Танматра формы и цвета — Рупа-танматра.
Тонкая составляющая Агни (Огонь).
19. Танматра вкуса — Раса-танматра.
Тонкая составляющая Джала (Вода).
20. Танматра запаха — Гандха-танматра.
Тонкая составляющая Притхиви (Земля).
Согласно Санкхье из Танматр возникают финальные элементы материального мира.
Пять Махабхут
Махабхута означает великий элемент. Весь грубый материальный мир состоит из пяти таких элементов. Эти Махабхуты следующие:
21. Акаша — эфир, пространство
Из Шабда-танматры, танматры звука — возникает Акаша. Акаша или эфир, пространство — это самый тонкий из грубых элементов. Согласно Санкхье, именно посредством Акаши распространяется звук. Таким образом Акашу можно только услышать с помощью органа слуха.
22. Вайу — воздух, ветер
Из Спарша-танматры, танматры осязания — возникает Вайу. Вайу или воздух, ветер, имеет свойство двух танматр. Его можно услышать и почувствовать его прикосновение с помощью органа осязания.
23. Агни — огонь
Из Рупа-танматры, танматры цвета и формы — возникает Агни. Агни или огонь, обладает свойствами трёх танматр. Его можно услышать, почувствовать и увидеть с помощью органа зрения.
24. Джала — вода
Из Раса-танматры, танматры вкуса — возникает Джала. Джала или вода, обладает свойствами четырёх танматр. Её можно услышать, почувствовать, увидеть и попробовать на вкус с помощью органа восприятия вкуса.
25. Притхиви — земля.
Из Гандха-танматры, танматры запаха — возникает Притхиви. Притхиви или земля, обладает свойствами всех пяти танматр. Её можно услышать, почувствовать, увидеть, попробовать на вкус и понюхать с помощью органа восприятия запаха.
Таким образом, танматры являются проводниками для органов восприятия при получении информации о махабхутах, грубых элементах. Или проще сказать о внешнем материальном мире из которых он состоит.
В таком порядке Санкхья описывает процесс разворачивания мира при его творении. Когда приходит время разрушения мира, он сворачивается в обратном порядке начиная с Притхиви, земли.
Прана
Прана — жизненная энергия. Именно благодаря Пране, Антахкарана (Буддхи, Ахамкара и Манас) взаимодействует с джняна-индриями (органами восприятия) и карма-индриями (органами действия). Посредством Праны, грубое физическое тело состоящие из 5 Махабхут (Акаша-эфир, Вайу-воздух, Агни-огонь, Джала-вода и Притхиви-земля), становится живым, управляемым организмом. Когда Прана уходит из тела, оно распадается на элементы из которых было создано.
Вот как об этом пишет Вачаспати Мишра:
«У тройственного «инструментария» функция пять «пран» – жизнь: когда они есть, она есть, и когда их нет, её нет. При этом Прана функционирует в кончике носа, в сердце, в пупе и в большом пальце ноги; Апана – в шейных позвонках, в спине, в ступнях, органах испражнения и размножения, в ребрах; Самана – в сердце, в пупе, во всех суставах; Удана – в сердце, в горле, в нёбе, в черепе и между бровей; Вьяна – в коже. Таковы 5 «пран».»
Под тройственным инструментарием подразумевается Антахкарана.
Жизненная энергия Прана, функционируя в теле различными способами, получает названия нескольких пран.
Вот что об этом сказано в Шива Самхите:
«3.1. В сердце есть сверкающий лотос с 12 лепестками. Здесь обитает Прана, украшенная разными желаниями, сопровождаемая прошлыми деяниями (Кармой), которая не имеет начала и соединена с Ахамкарой (самосознанием).
3.2. Все видоизменения Праны здесь не могут быть описаны.
3.3-3,5. Прана. Апана, Самана, Удана, Вьяна, Нага, Курма, Карикара, Дэвадатта, Дхананджайа — десять основных видов Праны.
3.6. Из них первые пять — главнейшие, а Прана и Апана — высшие.
3.7. Прана находится в сердце, Апана-в области ануса, Самана — около пупа, Удана — в горле, Вьяна движется через все тело.
3.8. Остальные пять исполняют функции: отрыжки, голода, жажды, зевания и икоты.»
Из этого понятно, что Прана осуществляет множество функций в теле, основные видоизменения Праны получили собственные названия. О Пранах очень много упоминаний в Упанишадах.
Вот к примеру отрывок из Майтри Упанишады:
«Поистине, вначале Праджапати(творец) был одним. Один он не радовался. Поразмыслив о себе, он сотворил многих существ. Он увидел, что они не пробужденные, безжизненные, словно камень, и стоят, словно дерево. Он не радовался. Он подумал: Чтобы пробудить их, я проникну в [них]. – Уподобившись ветру, он проник в [них]. Один он не мог [пробудить их]. Он разделился на пять частей: Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана. Далее, то, что восходит вверх, поистине, – Прана. Далее, то, что нисходит вниз, поистине, – Апана. Далее, то, которым поддержаны эти [два дыхания], поистине, – Вьяна. Далее, то, что доставляет дыханию, идущему вниз, грубейшую часть пищи, а тончайшую – разносит по всем членам, поистине, – Самана. Далее, то, что выводит наверх и ведет вниз выпитое и съеденное, поистине, – Удана.»
Подробно действие Пран описано в Аштанга Хридая Вагбаты, одном из самых авторитетных текстов по Аюрведе:
«2. Вата доша делится на пять субдоша, суть Прана Вайу и другие.
Прана Вайу находится в голове и оттуда, через носоглотку, пищевод и трахею, спускается в грудь и в сердце, способствуя деятельности ума, интеллекта, органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за вдох и выдох, глотание, чихание, рвоту и плевание.
Грудная зона является обителью Удана Вайу, который, поступая в нос из окружающего пространства, проходит в пупочную зону и горло. К его функциям относятся речь, память, попытки к действию, энтузиазм, сила и румянец на щеках.
Вйана Вайу расположен в сердце и движется по всему телу с очень большой скоростью, способствуя движениям тела (хождение, бег, сгибание и разгибание, поднятие и опускание), морганию и всей остальной телесной активности.
Самана Вайу обитает около Агни, Огня пищеварения, движется по кишечнику, когда туда попадает пища, способствует ее перевариванию, разделяя на питательную часть и нечистоты (неперевариваемые остатки), помогая при этом их эвакуации.
Апана Вайу локализуется в Апана (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помощи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой деятельности и приходу месячных».
(Сутрастхана Глава 12. Классификация доша (ДОЩАБХЕДИЙА АДХЙАЙА).
Тонкое тело (Сукшма-шарира)
Таким образом, Прана является связующим звеном тонкого тела (Сукшма-шарира) с грубым материальным телом (Стхула-шарира). Тонкое тело состоит из тонкой материи, которую составляют танматры и включает в себя Антахкарану (Буддхи, Ахамкара и Манас).
Вот что о тонком теле говорится в Санкхья-карике:
«(40) [Тонкое тело] – прежде возникшее, несвязанное, перманентное, включающее [элементы], начиная с Буддхи и кончая тонкими (танматры), флюидное, перевоплощается, не способное к «вкушению», «пропитанное» диспозициями сознания».
Гаудапада в комментарии разъясняет:
«Тонкое тело возникает во время первоначального миросозидания Прадханы, когда еще не возникают миры. Далее, несвязанное – не привязанное к состояниям животных, богов и людей, не связанное ни с чем благодаря своей тонкости. Перевоплощается – проходит [все], имея беспрепятственный доступ даже в горы и т.д. Перманентное – пока не появится [истинное] знание, до тех пор перевоплощается. Оно же включающее [элементы], начиная с Великого и кончая тонкими; начиная с Великого – то, что включает Великого в качестве первого: Буддхи, Ахамкара, Манас, 5 танматр; кончая тонкими – завершая танматрами, проходит три мира, подобно муравью на [теле] Шивы. Не способное к «вкушению» – тонкое тело способно к «вкушению» [лишь] посредством принятия свойства активности благодаря внешнему [телу], рожденному от матери и отца – таков смысл. «Пропитанное» диспозициями сознания – теми диспозициями сознания «окрашено», о которых мы скажем ниже. Флюидное – в период космического растворения [тонкое тело], что начинается с Великого и завершается тонкими [элементами] и наделено «инструментарием», вливается в Прадхану. До времени [нового] миросозидания [оно] не перевоплощается, связанное узами омрачения Пракрити, будучи неспособным к активности начиная с перевоплощения. Но в период миросозидания [вновь] перевоплощается, потому тонкое [тело и называется] флюидным».
Диспозиции сознания — это впечатления получаемые нами в жизни. Если задуматься, то у нас нет ничего кроме этих впечатлений. И проживая эту жизнь мы только их и получаем.
Панчакоша (пять оболочек)
В Тайттирийа Упанишаде описывается система пяти оболчек — Панчакоша.
Мокша (освобождение)
Теперь мы, наконец, подходим к конечной точке «изыскания на предмет преодоления тройственного страдания». Описывая как функционирует тонкое тело, текст постепенно приближается к решению этой проблемы.
Санкхья-карика:
«(42) Движимое целями Пуруши, [функционирующее] посредством «сцепления» причин и производного, это тонкое тело выступает как актер по всемогуществу Пракрити».
Сцепление причин и производного. Благие, не благие и нейтральные действия — причина. Их производное — благие, не благие и нейтральные результаты (Карма).
Гаудапада:
«С какой целью [функционирует тонкое тело]? На это сказано: «Движимое целями Пуруши…»
Цели Пуруши должны быть выполнены – так [задается] функционирование Прадханы. И они двойственны: характеризуемые как «вкушение» звуков и прочих [объектов] и постижение границы между гунами и Пурушей. «Вкушение» звука и т.д. – обретение наслаждения запахами и т.д. в мире Брахмы и т.д.; постижение границы между гунами и Пурушей – освобождение. Потому и сказано: «движимое целями Пуруши это тонкое тело функционирует».
Посредством «сцепления» причин и производного: причины – добродетель и т.д., производное – восхождение и т.д., [о чем скажем ниже], посредством «сцепления» – связи [между ними].
По всемогуществу Пракрити – Прадханы; как царь в своем государстве по [своему] могуществу делает все, что хочет, так и [тонкое тело] по вездесущему могуществу Пракрити посредством «сцепления» причин и следствий выступает – распределяет «мигрирующее» по различным телам.
Тонкое тело – тело, составленное из тонких атомов, танматр и наделенное тринадцативидовым «инструментарием», распределяется по человеческим, божественным и животным лонам. Как? Подобно актеру. Как актер, одевшись в один костюм, становится [на время] богом и уходит [со сцены], затем – человеком, затем – шутом, так и тонкое тело посредством «сцепления» причин и производного, соединяясь с [различными] лонами, становится слоном, женщиной, мужчиной».
Так объясняется учение реинкарнации (повторных рождений).
Тонкое тело, пропитанное диспозициями сознания, то есть впечатлениями, получаемыми при соединении с грубым физическим телом, постоянно перевоплощается под воздействиями этих диспозиций.
Если существо совершает хорошие действия, они порождают хорошие диспозиции. Если плохие, то и диспозиции негативные. Если же обретается истинное знание, то это впечатление ведёт к освобождению.
Санкхья-карика:
«(44). Посредством добродетели – возвышение, посредством не-добродетели – деградация, посредством знания – избавление, от противоположного, полагают, закабаление».
Гаудапада:
«Было сказано: «через «сцепление» причин и производного» (CK 42). Теперь [это] поясняется: «Посредством добродетели – возвышение…»
Посредством добродетели – возвышение – опираясь на добродетель как причину, достигают возвышения. Возвышение – подразумеваются 8 миров: Брахмы, Праджапати, Сомы, Индры, гандхарвов, якшей, ракшасов, пищачей, куда проникает тонкое тело. Не-добродетель – причина [деградации в утробе] животных, зверей, птиц, пресмыкающихся, неподвижных тел.
Далее: посредством знания – избавление – [подразумевается] знание 25 начал, посредством этого избавление – освобождение. Тогда тонкое тело устраняется и зовется «Высший Атман»1. От противоположного – закабаление».
Итак, благая Карма ведёт к рождению в высших мирах, в телах богов. Не благая приводит к рождению в телах животных. Нейтральная и смешанная Карма ведёт к рождению в теле человека. Но где бы не принял воплощение Пуруша он всё равно в той или иной степени получает страдание.
Санкхья-карика:
(55) Там Пуруша-сознание обретает страдание, производимое старостью и смертью, – до устранения тонкого тела; потому страдание в природе вещей.
Гаудапада:
«Там – в тех божествах, людях и животных производимое старостью, а также производимое смертью страдание сознание – наделенный сознанием Пуруша обретает – не Прадхана, не Буддхи, не Ахамкара, не танматры, не индрии и не материальные элементы.
Сколь же долго Пуруша обретает страдание? Это конкретизируется – до устранения тонкого тела. Пока [Пуруша] будет «индивидуализироваться», связанный с тем или иным тонким телом, [составленным из компонентов] начиная с Буддхи, и пока [благодаря этому] не устранится перевоплощающееся тело, – до тех пор Пуруша будет подвергаться страданию в трех регионах мира. До устранения тонкого тела – пока не устранится тонкое тело. После устранения тонкого тела – освобождение, после освобождения нет страдания. Но благодаря чему оно устраняется? Когда появляется знание 25 начал, характеризуемое как знание различности саттвы и Пуруши: «Это – Прадхана, это – Буддхи, это – Ахамкара, а это 5 танматр, 11 индрий и 5 материальных элементов, с которыми Пуруша несхож, от которых отличен». Так от знания – устранение тонкого тела, от чего – освобождение».
Итак, всё исследование Санкхья-карики направленно на познание отличия Пуруши от Пракрити и порождёнными ей элементами, через которые Пуруша получает опыт наслаждения и страдания. Возникает вопрос, а надо ли освобождаться? Пока он возникает ответ очевиден — не надо!
Этот вопрос говорит о том, что Пуруша (у которого он возникает) ещё не получил сполна от Пракрити, то наслаждение и страдание, ради которых он с ней соединился.
Когда же этот вопрос уже не возникает, Санкхья даёт метод освобождения, посредством различительного знания отличия Пуруши от Пракрити. На основе этого метода развивается следующая ортодоксальная система индуизма, которая называется Йога.
Вопросы.