что составляет предмет экономической науки

Предмет экономической науки, функции и история экономической науки

Экономика, пожалуй, является единственной точной наукой, где понятия, показатели и результаты имеют относительные значения. Верные решения имеют конкретные сроки действия, по окончании которых они становятся бесполезными или неэффективными.

В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое экономика и экономическая наука, предмет экономической науки, её функции.

История появления

Предмет и история экономической науки неразрывно связаны между собой. Учёные считают, что всё началось с осознания того, что можно систематизировать отношения между людьми, рационально использовать ресурсы и время, правильно планировать доходы и расходы на будущее.

Первым письменным упоминанием считаются “Законы Ману”, датируемые 4-3-м веками до нашей эры. Их авторами являются древнеиндийские мыслители. Активное развитие происходило в Древней Греции благодаря таким философам, как Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.

что составляет предмет экономической науки

Более научным образом к экономической науке стали подходить начиная с 16-17-го веков. Это характеризовалось появлением определённых течений, которые выводили и доказывали свои закономерности и правила. С этого момента начинают формироваться известные экономические школы: меркантилизм, физиократия и другие. После этого в 18-м веке возникло учение, возглавил его Адам Смит.

Его исследования назвали классической экономической теорией, которой придерживались учёные на протяжении многих лет. В 19-м веке из этих учений появился марксизм, который развивал Карл Маркс. Затем возникли неоклассическая экономическая теория, кенсианство, монетаризм, инстуционализм и т. д.

Экономические мысли, которые формируются у нынешних учёных, принято считать течением под названием мейнстрим. Однако серьёзных вызовов или опровержений мыслей предыдущих мыслителей ещё совершенно не было.

Предмет экономической науки

Любая наука имеет свой предмет изучения, из которого вытекают функции, а также методы исследования. Так обстоят дела и в этом случае.

Предметом экономической науки является проблема поиска наилучшего применения ограниченного количества ресурсов при неограниченном числе потребностей общества.

Все мы понимает, что бесконечных ресурсов нет и быть не может. Что касается потребностей человека, чем больше у нас есть, тем большего мы начинаем хотеть. Это и становится причиной того, что общество вынуждено правильно и рационально распоряжаться своим наследием.

Какие есть функции?

Безусловно, предмет и функции экономической науки взаимосвязаны, и одно вытекает из другого. Без этого, скорее всего, не могло бы это учение выделиться в отдельную науку от философии.

Основными функциями являются:

Каждая из них создаёт свой вклад в развитие и понимание ценности, которую несёт наука. Рассмотрим более подробнее каждую из них.

что составляет предмет экономической науки

Теоретическая функция

Экономика пытается объяснить процессы, а также явления, которые происходят в жизни каждого человека и общества в целом. Выведение закономерностей и взаимосвязей помогает анализировать события.

А это, в свою очередь, содействует поиску альтернативных путей решения поставленных задач для рационального использования ресурсов, уменьшения расходов, а также увеличения доходов. Поиск ответов на эти вопросы и представляет собой предмет экономической науки.

Мировоззренческая функция

Любая наука должна формировать системный подход к изучению каких-либо вопросов. Вторая функция заключается именно в том, чтобы создать систему единых понятий, на которые можно будет опираться в процессе формирования научного мировоззрения.

Благодаря этому общество вооружается знаниями механизмов и рычагов влияния либо изменения действующих экономических систем.

что составляет предмет экономической науки

Критическая функция

Эта функция основывается на предыдущих двух. Благодаря полученным знаниям и опыту, а также механизмам воздействия на ситуацию, учение способно устанавливать те грани, которых нужно придерживаться в процессе построения идеальной модели экономического поведения.

Также критическая функция заключается в создании структуры и элементов, способных активно влиять на субъектов экономических отношений и указывать на целесообразность осуществлённых действий.

Методологическая функция

Благодаря сбору информации из различных областей жизни общества, экономика способна выступать методологической основой для выявления закономерностей и правил для других учений.

Это является основной причиной, по которой из экономики выросло огромное количество других наук, к примеру, микро- и макроэкономика, финансы и т. д.

что составляет предмет экономической науки

Прогностическая функция

Предмет экономической науки заставляет не только искать принципы идеального применения ресурсов для удовлетворения максимального количества потребностей, но и вынуждает осуществлять прогнозы на будущие периоды.

Это функция характеризует основные задачи, которые ставятся перед экономистами любого уровня. Ведь теоретически предположить, что же повлияло на кризисную ситуацию, намного легче, чем создать правильную модель поведения и осуществить прогноз экономических, а также финансовых показателей на несколько периодов вперёд.

В завершение

Из статьи вы узнали о том, что такое предмет экономической науки, мы рассмотрели историю и функции учения. Но стоит отметить, что экономика не стоит на месте и постоянно развивается, чего не скажешь о многих других точных науках.

что составляет предмет экономической науки

К примеру, в математике все законы выведены давно, и они работаю сейчас так же, как и тысячелетия назад. В экономической науке же всё совсем наоборот, нет единого правильного решения. С каждым столетием учёные пересматривают и опровергают те или иные теории, выдвинутые их предшественниками. Наверное, это и привлекает всё новые и новые поколения заниматься экономикой, ведь всегда можно совершить своё открытие.

Источник

Предмет экономической теории. Методы исследования

Общая характеристика роли и значения экономической теории в жизни общества

Экономическая теория как наука входит в основу теоретико-методологического блока гуманитарной направленности. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, однако их понимают немногие.

Значение экономической теории не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике, а в том, что она, по словам Дж. М. Кейнса, является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо бесполезно. Английский экономист И. М. Д. Литте образно назвал таких ученых «неэкономистами» и справедливо утверждал, что «неэкономисты» обычно бывают слишком академичными, они чересчур усердно абстрагируются от реального мира.

В России глубокий системный кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки. Именно такие кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории.

Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли – это не локальное явление, а общемировая тенденция XX в., которая отмечается многими выдающимися умами не только России, но и Запада. Так, Дж. Гелбрейт писал: «Экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, перестает быть наукой и превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих называться наукой». Русские ученые Н. Д. Кондратьев, В. И. Вернандский, А. А. Богданов, Е. Е. Слуцкий, Л. Н. Гумилёв и другие в своих работах также доказывали необходимость пересмотра наших представлений о мире.

Современный кризис экономической теории в России принял конкретную форму кризиса марксизма. Выход из этого кризиса сегодня большинство ученых и практиков видит в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой моделью, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др.

Поэтому естественны и наши поиски в богатом мировом опыте преподавания экономической теории. При этом, конечно, не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если оценивать западную экономическую науку в целом, признавая ее несомненные достижения, нельзя не видеть, что она в значительной степени математизирована и асоциальна, перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями. Это может привести к опасности чрезмерной формализации и вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественности.

Термин «экономика» и структура экономической науки

Экономика (экономическая теория) – наука, исследующая способы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей общества. В основе экономических отношений лежат производительные силы и производственные отношения, обусловленные производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Экономика как сфера общественных отношений представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских товаров и услуг, способствующих увеличению благосостояния и удовлетворяющих различные запросы общества. Основной целью экономической деятельности является удовлетворение общественных потребностей.

Основным направлением исследования в рыночной экономике является проблема эффективности, т. е. рационального соотношения между результатом деятельности и затратами, обусловившими его получение – максимальная выгода при минимальных затратах в условиях ограниченных ресурсов.

Экономика состоит из следующих экономических объектов:

Экономическая наука в целом представляет сложную систему знаний об общественном производстве, состоящую из двух уровней:

1. Фундаментальная экономическая наука – это экономическая теория.

2. Прикладные экономические науки, которые определяют по отраслевому (экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и др.) и функциональному (бухгалтерский учет, аудит, маркетинг) признакам.

Экономическую теорию подразделяют на следующие составные части:

1. С точки зрения масштаба объекта исследования – микро- и макроэкономика:

2. C точки зрения функционального предназначения используют позитивный и нормативный подходы в экономической науке.

При позитивном подходе экономисты стремятся познать существующий мир, дать ему характеристику, выявить устойчивые связи и определить закономерности, т. е. это непосредственное восприятие экономических явлений, констатация факта.

При нормативном подходе экономисты разрабатывают пути совершенствования экономической системы, исследуют ее переход на новую ступень общественного прогресса, т. е. представляют экономические процессы такими, какими они должны быть.

Предмет, методы и функции экономической теории

Предметом изучения экономической теории является поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов в процессе производства материальных благ для максимального удовлетворения запросов потребителей.

Система методов экономической теории:

1) анализа и синтеза – предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. Благодаря синтезу получают максимально полную картину явления в целом;

2) индукции и дедукции – индукцией предусмотрено исследование определенного набора фактов, принципов и формирование общих научных воззрений на основе полученных результатов (от частного к общему); а дедукцией – исследование от общих принципов, законов к частным случаям их применения (от общего к частному);

3) системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, которые в процессе взаимодействия оказывают влияние на эффективность всей системы в целом;

4) математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют экономический процесс;

5) научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения несущественные характеристики экономического процесса и концентрировать внимание на существующих в нем наиболее устойчивых и повторяющихся причинно-следственных связях.

Функции экономической теории:

Экономические категории и законы

Экономические законы отражают наиболее устойчивую, причинно-обусловленную связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов, их качественную и количественную стороны.

Они обусловлены эволюцией производственных отношений (по поводу производства, распределения, обмена и потребления) в их взаимосвязи с развитием производительных сил, имеют объективный характер, т. е. действуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. Проявляются они только в процессе экономической активности (на основных этапах производственных отношений) – производстве, распределении, обмене и потреблении.

Группы экономических законов:

Экономические законы группируют по стадиям воспроизводственного процесса:

Экономические категории – это теоретическое отражение связи реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов с определенным уровнем производительных сил. Познавая объективные экономические законы, ученые в своих теоретических разработках и доктринах отражают эти динамичные и изменчивые категории. Каждым законом объединено определенное количество «обслуживающих» его экономических категорий, являющихся теоретическим выражением отдельных сторон производственных отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, а также некоторых экономических явлений и процессов. Изменение последних (например, развитие отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий. Так, эволюционируют концепции в рамках определенных экономических школ, в связи с изменяющейся общественно-экономической формацией.

Основные этапы развития экономической теории

Считается, что термин «экономика» был введен древнегреческим поэтом Гесподом (VI в. до н. э.), соединившим два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно обозначает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.

В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем (430–354 гг. до н. э.). Аристотель разграничивал экономику (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и хрематистику (искусство наживать богатство, зарабатывать деньги).

Экономическая теория как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла в XVI–XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, увеличения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения. В экономической науке эти процессы сказались на появлении школы меркантилизма.

Основные этапы развития экономической теории нашли отражение в последовательном возникновении экономических школ:

Учение экономической школы меркантилизма сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами, считая, что от количества денег в стране зависит развитие экономики. Основу раннего меркантилизма составляла идея роста благосостояния на основе сохранения денежной базы, запрещения вывоза золота, ограничения импорта, поощрения хозяйственной деятельности.

Для позднего меркантилизма характерно поощрение экспорта и ограничение импорта. Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Манн, А. де Монкретьен. Де Монкретьен ввел в научную терминологию понятие «политическая экономия», что было обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Экономическая школа физиократов отражала интересы крупных землевладельцев. Представители этого направления изучали влияние природных факторов на экономическое развитие общества. Они считали, что источником богатства является труд, связанный с земледелием. Основными представителями этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго.

Классическая экономическая школа получила свое развитие в трудах А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Смит стал основоположником классической политической экономии. Его идея, опирающаяся на либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулировании на основе свободных цен, стала фундаментом теоретических воззрений классиков политической экономии. Смитом были заложены основы трудовой теории стоимости и показана значимость разделения труда как условия повышения его производительности. Д. Рикардо развивал теорию

Смита в области исследования категорий стоимости и цены. Им определена зависимость стоимости товара от количества труда, затраченного на его производство, а прибавочная стоимость – как результат неоплаченного труда наемного работника. Его идеи стали основой утопического социализма.

Марксистская экономическая школа базировалась на достижениях классической школы политической экономии. К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895) была разработана теоретическая концепция, связанная с формированием экономической системы общественной собственности на средства производства, предусматривающая отсутствие эксплуатации труда наемных работников, всеобщую и полную занятость. Идея марксизма заключалась в построении экономической системы с ключевой ролью государства в экономике и без учета частной собственности. Главным достижением К. Маркса считается открытие двойственного характера труда и стоимости как меры общественно необходимого труда.

Марксизм обосновывает концепцию прибавочной стоимости, согласно которой ее формы выражаются прибылью, процентом на капитал и рентой. При этом прибавочная стоимость есть неоплаченная часть труда наемного работника. Развитие идей марксистской школы нашло свое отражение в экономической школе научного коммунизма, согласно которой подвергалось критике существующее противоречие капиталистического способа производства (противоречие между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением результатов труда).

Маржиналистская экономическая школа сформировалась как реакция на критическое осмысление марксизма. Идеи маржинализма стали основой современного неоклассического направления в экономической теории, связанного с использованием предельных величин, исследованием зависимости состояния одних экономических явлений от изменения состояния других. Представителями маржиналистской школы являются К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас. Согласно теории предельной полезности, разработанной маржиналистской экономической школой, стоимость товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Неоклассическая экономическая школа сформировалась на основе синтеза идей Д. Рикардо и маржиналистской экономической школы. Основные ее представители – А. Маршалл, А. Пигу. Экономической системой предусмотрена совокупность отдельных производителей, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

В постулатах кейнсианской экономической школы, возникновение которой связывают с именем Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывают необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. Благодаря вмешательству государства можно было влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, преодолевать экономические кризисы. Было изучено влияние потребительского спроса на поток инвестиций и создание национального дохода. Теоретиками кейнсианской школы обосновывались такие положения, как:

Экономическая школа институционализма характеризуется изучением хозяйственных процессов в экономике с точки зрения политических, методологических и правовых вопросов. Теоретическая база строилась на главенствующей роли человеческого капитала, как основного экономического ресурса постиндустриального общества.

Представители институциональной школы – Дж. Гелбрейт, Т. Веблен, Дж. Коммонс.

Из институционализма вырос и развивается в самостоятельном направлении экономической мысли неоинcтитуционализм, активно применяющий математические методы. Большинство неоинституционалистов, в отличие от институционалистов, которые отдают предпочтению дирижизму (управленческой экономике), придерживается либерально-экономических позиций. Институционализм очень быстро соединился с иcторическим методом, поскольку в истории все события и тенденции неизбежно рассматриваются многомерно – ведь в историческом процессе практически невозможно разделить экономику, политику, социальные движения, религию, этническое развитие, военное дело и др.

Таким образом, современная экономическая мысль представлена четырьмя основными направлениями, различающимися с точки зрения мировоззренческой и политической ориентации – либерализмом, дирижизмом, социализмом (крайняя форма дирижизма в своей основе), национализмом (также очень тесно связанный с дирижизмом, но придающий государству национально-этнический оттенок или даже цвет).

В монетаристской экономической школе основная идея заключалась в способности экономической системы к саморегулированию и ведущей роли государства, осуществляющего регулирование денежных потоков. Первостепенное значение отдавалось контролю за образованием, распределением и использованием денежной массы в стране. Основным представителем школы является М. Фридмен.

С точки зрения методологии, т. е. системы способов исследования, современная экономическая наука разделяется на неоклассическое направление, неокейнсианское и неомарксистское.

Либералы, как правило, используют неоклассическую методологию, дирижисты – неокейнсианскую, социалисты – неомарксистскую.

Вопросы для самоконтроля

Источник

2.1 Экономика и экономическая наука.

Содержание:

Три главных вопроса экономики:
– что производить?
– как производить?
– для кого производить?

Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.

↑ Экономика как наука

Экономика — наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

Функции экономики как науки:

1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).

2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).

3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).

Субъекты экономики:
– семьи;
– фирмы;
– государства.

Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

↑ Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.

Отличия:
Микроэкономика изу­ча­ет поведение от­дель­ных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, вла­дель­цев первичных про­из­вод­ствен­ных ресурсов. В цен­тре ее вни­ма­ния — цены и объ­е­мы производства и по­треб­ле­ния конкретных благ, со­сто­я­ние отдельных рынков, рас­пре­де­ле­ние ресурсов между аль­тер­на­тив­ны­ми целями.

Макроэкономика ис­сле­ду­ет функционирование эко­но­ми­че­ской системы в целом и круп­ных ее секторов. Объ­ек­том изучения ее яв­ля­ют­ся национальный доход и об­ще­ствен­ный продукт, ВВП, эко­но­ми­че­ский рост, общий уро­вень занятости, со­во­куп­ные потребительские рас­хо­ды и сбережения, общий уро­вень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.

Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.

Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.

Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы
человеческие ресурсы
капитал (деньги и средства производства)

Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

– исчерпаемость природных ресурсов;
– труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
количеством рабочего времени;
– капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
менения, выбытием по мере износа, использования.

Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.

Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Понятие «общественное воспроизводство»

Основные модели общественного воспроизводства:
– модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
– модель общественного воспроизводства К. Маркса.

Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
– простое;
– расширенное;
– суженное.

Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
– интенсивное;
– экстенсивное;
– смешанное

Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.

Сферы экономической деятельности:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

1. Производство – процесс создания экономических благ и услуг.

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.

↑ Основные этапы развития экономической науки

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон.
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.

Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).

Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
учение физиократов.

Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).

У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.

А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.

Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *