что составляет методическую основу экологии человека

Что составляет методическую основу экологии человека

Рис. 1 Подразделения современной экологии и их связи с другими

При этом надо учитывать, что экологию человека отличает от экологии животных ряд особенностей: панойкуменное (всемирное) распространение людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм, выражающийся в многовариантности что составляет методическую основу экологии человекаадаптаций, наличие искусственных, технологических сре дств пр испособления к среде, т.е. наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков.

Таким образом, экология человека ( антропоэкология ) на сегодняшний день является вполне самостоятельной научной дисциплиной и занимает устоявшуюся позицию в системе экологических наук.

Экология человека занимает важное место в комплексе наук о человеке, являясь своеобразным связующим звеном между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами.

Экология человека – наука комплексная, интегральная. Специалист по экологии человека ( антропоэкологии ) должен обладать знаниями о связях между различными элементами окружающей среды (природа, хозяйство, эколого-гигиеническая и социально-экономическая обстановка) и процессами жизнедеятельности населения; уметь вычленять факторы, которые влияют на качество здоровья населения и его демографическое поведение. Для этого антропоэколог должен быть знаком с теорией, с содержанием и методами многих дисциплин, пограничных с экологией человека, их которых она получает информацию и методы которых использует. Это, прежде всего, биологические науки: общая экология, генетика, антропология, физиология, биохимия, эмбриология.

С общей экологией экология человека тесно связана не только как ее составная часть, но и по общности теоретических подходов и по системной структуре. На экологию человека распространяются большинство системных постулатов и законов общей экологии, принципы эво­люционной экологии, основы структуры популяций, популяционной динамики и генетики популяций, закономерно­сти действия биотических и абиотических факторов, эколо­гические механизмы адаптации.

С антропологией, физиологией, биохимией, эмбриологией экологию человека связывает комплекс данных о приспособлении человеческого организма к условиям окружающей среды, т.е. о биологи­ческой адаптации человеческих популяций и ее эволюцион­ном значении в истории вида Homo sapiens как в далеком прошлом, так и на современном этапе. Человек является панойкуменным видом, заселившим всю планету Земля. Открыты все острова, исследованы все жаркие и ледяные пустыни, покорены все горные вершины. В результате этой беспрецендентной экспансии возникло множество различных адаптаций и являющихся предметом изучения этих наук.

Экология человека тесно связана с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Также весьма тесно экология человека связана с такой гигиенической дисциплиной как социальная гигиена – наукой об общественном здоровье, которая должна не только наблюдать динамику здоровья населения, но и выявлять факторы, определяющие эту динамику, способствовать развитию положительно влияющих на здоровье факторов и устранению отрицательных.

Экология человека получила некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии – медицинской науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающая методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Один из разделов эпидемиологии – эпидемиологическая география, которая изучает особенности эпидемического процесса в различных географических условиях.

Экология человека тесно связано с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией – наукой о воспроизводстве населения в естественно-исторической обусловленности данного процесса. Такие ключевые для демографии понятия, как рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст, одновременно очень важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного региона. Практическим осуществлением идеи о тесном взаимодействии этих двух дисциплин стало создание в системе Российской Академии наук Центра демографии и экологии человека.

Экология любого вида организмов содержит элементы э волюционной истории , но экология человека исторична вдвойне, так как включает экологические аспекты не только биологической эволюции, но и социальной истории людей. Антропогенез, историческая последовательность и смена экологических ниш, история освоения ойкумены, экологи­ческая история расогенеза и этногенеза представляют собой чрезвычайно важные и интересные разделы экологии человека.

Для экологии человека очень важны также научные результаты палеонтологии и археологии, с помощью кото­рых уточняются временные и географические границы экологической ниши человека. Без них невозможно было бы реконст­руировать современную картину антропогенеза и становле­ния человеческого общества в его связи с окружающей природной обстановкой. Исторические аспекты экологии человека дополняются также со стороны этнографии, так как процессы формирования рас и крупных этносов во многих случаях представляют собой примеры генетической адаптации к совокупности природных условий.

Безусловно, экология человека очень многими зависимостями связана с экономикой. Еще Э. Геккель, вводя в науч­ный обиход название новой науки и понятие «экология», назвал ее суммой знаний, относящихся к экономике природы. В о времена Геккеля выражение «экономика природы» воспринималось как образное иносказание, но сейчас при­обрело емкий и конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон эколог ии и ее связи и с экологией и с экономикой человека. Сегодня мы знаем, что и в эконо­мике природы, и в экономике человека речь идет в сущ ности об одном и том же: о круговороте и трансформа­ции ценностейпроизводстве, обмене и использовании веществ и информации. Эти процессы не могут не подчиняться общим законам, имеющим системный коли­чественный характер.

Наконец, экология человека не может обойтись без философского осмысления проблемы взаимодействия человека и окружающего мира. Также как и многие другие науки, философия пытается осмыслить сущность самого понятия «Человек», пробуя выработать при этом собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы. В отличие от ряда наук философия стремится к постижению целостности человека, прекрасно понимая при этом, что «человеческий индивид – это не просто сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности» (Спиркин, 1988).

Таким образом, учитывая многообразные связи экологии человека с другими науками можно констатировать, что основная ее роль заключается в способности анализировать состояние современной цивилизации и прогнозировать ее развитие в будущем. Именно экология человека может ближе всех других наук подойти к ответу на вопрос: quo vadis – камо грядеши – куда идешь, Человек?

Источник

Предмет, задачи и проблемы экологии человека

Экология человека — это наука, изучающая закономерности воз­действия на население конкретных регионов природных, социальных, бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи, ре­лигию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так­же причины их возникновения.

Объектом изучения эколо­гии человека служит антропоэкосистема — пространственное под­разделение среды обитания человека. Оно характеризуется сход­ством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятель­ности населения. Иными словами, антропоэкосистема это — система, в которой формируются основные свойства населяющих ее людей. Достаточно типичный пример двух соседних антропоэкосистем — город и окружающая его сельская местностью.

Цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оп­тимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Практическая задача экологии человека — создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. Особого внимания при решении этой задачи заслуживает демографическое поведение населения и нарушение его здоровья.

Теоретически и прак­тически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует. Важная роль здесь принадлежит философии и таким общественным наукам, как демография, социология, региональная экономика.

Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии поня­тия — рождаемость, смертность, детская смертность, продолжи­тельность жизни, средний возраст — одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоро­вья и жизнеспособности населения того или иного региона.

Экологическая демография, население и природные ресурсы, население и продовольственный вопрос, население и окружающая среда, население и урбанизация, население и здравоохранение, население и войны являются пограничными между демографией и экологией человека. Практическим осуществлением идеи о тес­ном взаимодействии антропоэкологии и демографии стало созда­ние в системе Российской академии наук Центра демографии и экологии человека.

Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования ин­формации и методов ряда наук о Земле — географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии. Медицина в этой системе наук представлена общей гигиеной, медицинской статистикой, организацией здравоохранения, эпидемиологией и др.; биология — антропологией, генетикой, микробиологией, бота­никой, зоологией, почвоведением. Таков далеко не полный пере­чень дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый спе­циалист, пытающийся установить связи между жизнедеятельно­стью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания (рис. 1).

что составляет методическую основу экологии человека

Рис. 1. Взаимодействие экологии человека с другими науками.

В ходе развития экологии человека сфор­мировались ее теоретические основы, методологические поло­жения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Для формирования методических основ экологии человека важ­но понимание ее как науки о законах развития пространственно-временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обуслов­ленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора ин­формации, которые сложились в науках, послуживших базой фор­мирования экологии человека. Среди этих методов — оценивание, моделирование, карто­графирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной ин­формации и ее верификацию (проверку результатов). Большое зна­чение имеет правильный выбор формы представления получен­ных результатов.

При современном состоянии статистических материалов и сте­пени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания.

Оценивание среды обитания населения — один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оце­нивание служит важным способом получения необходимой ин­формации. Если объективные данные, выраженные в четкой ко­личественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследо­ватели используют метод оценок.

Оценивание — это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценива­ние нацелено на прогнозирование развития процесса или явления и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целена­правленное его изменение.

Один из видов оценивания нашел свое воплощение в методе балльных оценок, который широко применяется в исследованиях по охране окружающей среды и рациональному природопользо­ванию, оценке природных условий жизни населения, в медицине и т.д. Преимущество таких оценок состоит в том, что они придают гро­моздким словесным характеристикам, содержащим в себе некое сравнение с эталоном, числовую форму выражения и это делает их более универсальными, удобными для дальнейшей обработки. Уже привычными стали шкалы балльных оценок землетрясений и штормов, а ведь за каждой градацией стоит довольно подробное описание характера и силы разрушений, производимых тем или иным стихийным явлением.

Для антропоэкологического изучения территории, анализа проблем­ных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Таксонирование бывает нескольких видов. Наиболее простой — ареалирование, позволяющее в простран­стве и на карте выделять территорию распространения какого-либо явления, например, ареал клещевого энцефалита. При этом в общий контур заключены все территории, где встречается кле­щевой энцефалит. Следующий вид — районирование, т.е. выделе­ние индивидуальных (неповторимых во времени и пространстве) территориальных единиц.

Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны ок­ружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осу­ществления социально ориентированной экономической полити­ки, градостроительного проектирования и т.д. В качестве примера таксонирования можно привести деление городских агломераций на типологические (иными словами, сходные по одному или нескольким призна­кам) комплексы: индустриальные районы, в которых сосредоточено большинство промышленных предприятий; так называемые «спальные районы», где преимущественно находится жилая застройка и предприятия сферы обслуживания населения — детские сады, школы, магазины, поликлиники и т.д.; центральные районы с расположенными в них куль­турно-просветительными учреждениями, органами государствен­ного, областного и городского управлений; города-спутники со своими индустриальными, жи­лыми микрорайонами, культурно-торговыми центрами; пригородные лесопарковые районы.

Совершенно иной принцип заложен в муниципальном райо­нировании. Это районирование выполнено в целях облегчения административного управления. Для этого город делят на округа — Центральный, Северо-Восточ­ный, Южный, Юго-Западный и т.д.

В пределах всей России можно выделить аграрные, индустри­ально развитые, аграрно-индустриальные территории. Это будет типологическое таксонирование. Но Россия разделена и на круп­ные экономические районы (так называемое районирование Гос­плана), по которым до 2000 г. собиралась и публиковалась государ­ственная статистическая информация. В настоящее время информа­ция обобщается по семи федеральным округам — Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Си­бирскому и Дальневосточному. Вообще любую территорию для удобства изучения или управления можно делить по любым при­знакам или сочетанию признаков.

В экологии человека широко используются ме­тоды моделирования или построения различных моделей, ими­тирующих антропоэкологические процессы или явления.

Модель — один из важнейших инструментов научного познания. Она представляет собой условный образ и конструируется иссле­дователем так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.), существенные для цели исследования. Модель имеет практиче­ское значение при условии, что ее анализ более доступен иссле­дователю в соответствии с имеющимися у него средствами, чем непосредственное изучение объекта. При этом применяются са­мые разные модели — картографические, графические, матема­тические, физические.

Яркий пример компьютерного моделирования — модель воз­можных последствий ядерного конфликта между США и СССР. Модель разработали ученые Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР, ныне это ВЦ РАН) под руководством академика Н.Н. Моисеева. По предсказаниям, сделанным на ос­нове этой модели, были спрогнозированы глобальные последствия: «ядерная ночь», длящаяся три года, и как ее результат — «ядер­ная зима» на всей планете. Последствия «ядерной зимы» могли привести к фатальному концу существование человечества. Уче­ные сделали свою модель достоянием научной международной общественности, а также правительств. Видимо, благодаря и это­му обстоятельству человечество смогло избежать роковой пропасти.

При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно мо­гут быть использованы дистанционные методы и приемы иссле­дования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно исполь­зуются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеоро­логии и т.д.

С помощью дистанционной информации (в сочетании с на­земными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяй­ство, структура территориальной организации общества, природ­ные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в разви­тии этих явлений и процессов.

В итоге исследований с использованием перечисленных мето­дов может быть получена достаточно полная антропоэкологическая оценка территории. Совершенно очевидно, что за этим стоит огромная и очень сложная работа по сбору фактического мате­риала, его анализу, осуществлению процедуры сопоставления результатов, полученных разными специалистами различными методами. При этом обычно не только привлекаются материалы, относящиеся к изучаемым регионам, но и обязательно изучает­ся мировой опыт.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение дисциплине «Экология человека».

2. Каков главный объект и предмет изучения данной дисциплины?

3. Каковы цели и задачи экологии человека?

4. Как вы считаете: экология человека — это отдельная самостоятельная наука, ассоциация наук или определенное мировоззрение?

5. Каков принцип формирования системы методов, используемых экологией человека?

6. Каковы пути решения антропоэкологических задач?

7. Чем вызвано использование метода оценивания в антропоэкологии?

8. Приведите примеры использования балльных оценок в экологии человека и объясните, чем вызвано их использование.

9. Какова роль картографического метода в исследованиях по эколо­гии человека?

10. Что такое таксонирование территории и какие виды таксонирования вы знаете? Приведите примеры.

11. Какие виды моделирования вы знаете?

12. В чем различие между материальными и электронными моделями?

13. Какую роль в послевоенной истории мира сыграла модель «ядер­ной зимы»?

Источник

Экология человека. Курс лекций

что составляет методическую основу экологии человека

Рассматриваются вопросы взаимодействия организма человека с окружающей средой и методы его адаптации в современных природных и социальных условиях. Для студентов биологических и экологических специальностей и преподавателями вузов с целью подготовки к лекционным, семинарским и практическим занятиям, а также как материал для самостоятельной работы при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Настоящий курс лекций составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ООП ВПО направления подготовки 022000 – Экология и природопользование (квалификация (степень) бакалавр).

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология человека. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук

1. Понятие экологии человека.

2. Предмет и объекты экологии человека.

3. Структура экологии человека.

4. Связь экологии человека с другими науками.

5. Методы, применяемые в экологии человека

1. Понятие экологии человека

Биосфера — это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания земных живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на возможность построения искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той степени, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в современном и прогнозируемом на ближайшее будущее состоянии человеческого сообщества.

Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это — загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать внешнюю (окружающую среду), внутреннюю (организм человека и его здоровье) и специфику процессов жизнедеятельности населения.

Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения.

Цель экологии человека — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека — создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

2. Предмет и объекты экологии человека

Объект экологии человека — сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность.

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.

Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:

— численность отдельных общностей людей и всего человечества;

— возрастная и половая структура общностей;

— уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;

— специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;

— тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

— культурные и гигиенические навыки;

— социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;

— анализ состояния окружающей среды;

— управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;

Эти же проблемы входят в круг задач, решаемых экологией человека.

3. Структура экологии человека

Экология человека, как наука имеет свою структуру, которая органично вписывается в общую структуру экологии, рис. 1.

что составляет методическую основу экологии человека

Рисунок 1. — Место экологии человека в структуре экологии В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.

4. Связь экологии человека с другими науками

Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует.

Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией.

Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.

Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена.

Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней — науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей.

Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах.

Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей.

Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэкологическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.

Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации.

В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии.

Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии.

5. Методы, применяемые в экологии человека

Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.

Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования. К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т. п. К этой же группе методов следует отнести мониторинг — периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды.

Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных.

Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и иотестирование — использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.

Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы — в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент — искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.

Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.

В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т. д.).

Становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина. Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения.

Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека.

Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование.

Оценивание среды обитания населения — это сопоставление неизвестного с известным. В антропоэкологии оценка всегда осуществляется для человеческих общностей. Но в разных ситуациях важно выяснить — для какой общности людей проводить оценку. Субъектами оценки могут быть: постоянное население, временное население (люди, работающие в вахтовом или экспедиционном режиме, группы людей, эпизодически посещающие территорию — туристы, изыскатели и т. д.).

Сложность интегрального оценивания антропоэкологической ситуации состоит в том, что почти отсутствуют компоненты природы и общественной жизни, которые воздействовали бы на жизнедеятельность населения и уровень его здоровья изолированно, обособленно. Последствия подобного воздействия могут зависеть от всей совокупности условий. Изменение даже одного, на первый взгляд незначительного, элемента может привести к совершенно иным (против ожидаемых) результатам.

Антропоэкологическое таксонирование (районирование). Для антропо-экологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т. д.

Моделирование. В экологии человека широко используются методы моделирования, или построения различных моделей, имитирующих антропо-экологические процессы или явления.

Дистанционная информация в работах по экологии человека. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т. д. С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов.

1. В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека?

2. Сформулируйте определение экологии человека.

3. В чем состоит цель и каковы задачи экологии человека? Практическая значимость изучаемой дисциплины.

4. Что является объектом и предметом экологии человека?

5. Расскажите о связи экологии человека с другими науками.

6. Перечислите и опишите основные методы, используемые при проведении исследований по экологии человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *