что сочинил григ для девочки дагни
Норвегия. Григ и шишки Паустовского
Первый раз этот рассказ Константина Георгиевича Паустовского мне прочла «девочка, которой нёс портфель», причём прочла, как говорится, с выражением – она готовилась к городскому конкурсу.
Слушая её проникновенную декламацию о том, как великий композитор встретил в лесу дочь лесника и помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками, как он пообещал сделать ей подарок и как через десять лет на концерте она вдруг услышала своё имя, а после этого и всю фразу: » Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет», я и подумать не мог, что когда-нибудь окажусь в том самом лесу, в котором начинался придуманный прекрасным писателем рассказ.
Но вот повезло, я здесь, в лесу рядом с домом Эдварда Грига, на берегу залива Нуросваннет.
Именно этим видом любовался из своего «домика творчества» великий композитор…
Сейчас на этот залив смотрит необычный памятник на могиле Эдварда Грига и его жены Нины Григ.
Именно смотрит – он выполнен в виде окна в скале, окна с распахнутыми ставнями (два моих снимка слева на иллюстрации).
В лесу рядом со скалой, где похоронен великий композитор, не удержался, чтобы не собрать немного свежих ярко-зелёных шишек.
К сожалению, когда, вернувшись домой, я достал эти шишки из пакета, они уже были раскрыты и изменили свой зелёный цвет на коричневый.
Выложил шишки на тарелочку и сфотографировал, чтобы использовать этот снимок в иллюстрации к репортажам.
Когда сделал коллаж к этой заметке, увидел на нём интересное совпадение в буквальном смысле этого слова: шишки стали как бы продолжением мелких камешков в верхнем правом углу окна-памятника, а сами эти камешки словно превратились в раскрытые чешуйки шишек!
Но самое интересное для себя открытие, касающееся придуманной Константином Паустовским истории, сделал, когда перечитал его «Корзину с еловыми шишками».
В описании концерта меня вдруг поразила вот эта его фраза: » Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы».
Почему вдруг знаменитый писатель говорит здесь о стране «… где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья…»?!
Посмотрел на год написания – 1953!
Посмотрел значение скандинавского имени героини – Дагни – «Новый день»! И что носители этого имени часто не боятся вступать в противостояние с теми, кто могущественнее их. Конфликт с тем, кто заведомо сильнее, не пугает, а скорее наоборот – раззадоривает.
А почему же еловые шишки, кроме того, что их тяжесть символизирует тяжёлое детство героини?
Наверно потому, что в народных представлениях увиденные вдруг еловые шишки часто обозначают близкие и неожиданные перемены к лучшему.
Ещё раз повторю, рассказ «Корзина с еловыми шишками» написан в 1953 году, до секретного доклада Н.С.Хрущёва на ХХ съезде, до «оттепели», когда появилось ощущение, что можно построить страну, «. где никто не отнимает друг у друга счастья. «
Перечитайте эту чудесную историю, придуманную Константином Паустовским!
Raphael cada día
Музыкальная пауза в середине недели с Ириной Сапуновой
Эдвард Григ и его Норвегия
«Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох.
Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы».
Это строки из рассказа Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Читая этот рассказ в 9 лет, я сидела, свернувшись калачиком в кресле, и смотрела в окно с непонятным чувством, которому было тесно в сознании ребёнка. Спустя много лет моим глазам стало горячо от прикосновения к «Корзине с еловыми шишками»… Новелла К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» — радостна и чиста, как и сама музыка Эдварда Грига.
Мы сегодня все вместе отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки — Константином Паустовским и Эдвардом Григом. В рассказе Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора.
Есть люди, имена которых неизменно будут вызывать ассоциации с культурой и своеобразием их родной страны, люди, чьё творчество пронизано духом национального своеобразия. Когда мы вспоминаем о Норвегии, то, наверное, таким человеком будет Эдвард Григ – знаменитый норвежский композитор, вложивший в свою неповторимую музыку всю любовь и упоение родным краем.
Норвегия – прекрасная северная страна с живописной, хотя и суровой природой. Страна неприступных скал, диких горных ущелий. Берега ее глубоко изрезаны причудливыми заливами –
фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье. Именно на этой суровой земле суждено было родиться выдающемуся музыканту, композитору, пианисту, дирижеру, общественному деятелю Эдварду Григу.
Предки композитора носили фамилию Грейг и были выходцами из Шотландии. В 18 веке один из представителей этой семьи покинул родные края и обосновался в Норвегии, его фамилию стали произносить на новый лад: Григ. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, в городе Бергене, он был четвертым ребенком в семье. Его отец служил британским консулом, а мать была отличной пианисткой. В доме Григов часто устраивались музыкальные вечера, собирались местные любители музыки. Старшие дети обучались музыке, в доме постоянно звучали гаммы, этюды, простенькие пьесы, исполняемые сестрами на фортепиано, а братом на виолончели. В такой насыщенной музыкальной атмосфере рос Эдвард.
Он рано проявил интерес к роялю и особенно к созвучиям, по его словам « почему бы не вспомнить ту необъяснимую таинственную радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлек- о, нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырех звуков. И, наконец, с помощью уже обеих рук- о, ликованье!- пятизвучие, нонаккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ… Было мне тогда около 5 лет». Первой учительницей Эдварда становится его мама. Начались планомерные строгие занятия. Госпожу Григ радовали успехи сына. Все чаще, сидя за роялем, он забывал о заданных этюдах, отдаваясь свободной импровизации.
Имя Уле Булля не скажет ничего тому, кто не живет в Норвегии или не интересуется историей норвежской музыки. Может быть, еще профессиональные скрипачи имеют представление о своем коллеге. А между тем при жизни слава Уле Булля пересекла океан, достигла Америки, преодолела тысячекилометровые расстояния, поселилась в Москве и Санкт-Петербурге. В своем веке и времени он был так же популярен, как Элвис Пресли и Майкл Джексон в наши времена. Он был настоящим скрипачом-виртуозом, владел техникой знаменитого четырехсоставного соло, то есть мог играть сразу на всех четырех струнах разные мелодии. Кое-кто утверждал, что он даже превосходил в мастерстве самого Паганини. Булль был единственным, кто мог исполнить скрипичный дуэт Паганини в одиночестве.
После окончания консерватории музыкант вернулся в родной город, в его музыке появляется национальный колорит. В его произведениях отражаются народные легенды и сказания, он использует национальные танцы и песни, рисуя с их помощью родную природу.
Она отвечала ему взаимностью, но родители прокляли их брак, а родные все отвернулись, потому что Эдвард и Нина были двоюродными братом и сестрой. Им пришлось переехать в Христианию, тогда это была столица Норвегии… Всю свою музыку композитор посвящал жене.
«Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей) — между двух заливов спокойного моря — вырос дом.
В нем, как два героя какой-нибудь норвежской сказки, как два лесных гнома, жили Эдвард и Нина Григи. Оба невысокого роста, белокурые и голубоглазые, жизнерадостные и веселые. Оба любили родные края и готовы были без конца бродить в горах, окружавших их приют; оба были музыкантами — певцами Норвегии».
Это была удивительная пара: композитор, в чьей музыке ожила душа Норвегии, и его жена — любовь всей его жизни, самый преданный друг. Немало радостей и печалей было на их долгом пути. А начиналось все в далеком 1864 году. «Ты думой дум моих отныне стала, Ты солнца луч, ты яркий светоч мой. »
Свадебное шествие в Трольхаугене. Играет Daniel Sabbah.
Романс на стихи Андерсена (да-да, знаменитого сказочника) Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп, начинающей певице. Она превосходно исполняла его романсы, а он совсем потерял голову: «Не думаю, чтобы к сочинению песен у меня было больше таланта, чем к другим жанрам музыки. Как же получилось, что именно песням принадлежит такая важная роль в моем творчестве? Да просто потому, что я, как и все другие смертные (повторяю слова Гёте), стал гениальным. Моим гением была любовь».
«Люблю тебя»,исполняет Муслим Магомаев.
Почему К.Г. Паустовский рассказ о композиторе Э. Григе назвал – «Корзина с еловыми шишками»? В самом начале рассказа Паустовский описывает осень, и главное в этом описании: противопоставление живого, настоящего – и ненастоящего, сделанного, подделки под настоящее. «Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же, кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста».
А потом будет встреча Грига с девочкой Дагни Педерсон, которая с трудом тащила тяжелую корзину с еловыми шишками, а в них, как известно, «много смолы, и поэтому они весят гораздо больше сосновых». И будет дан портрет девочки, дочери лесника, в котором будет подчеркнута ее органическая связь с лесом и с осенью: «. зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва». Собственно, эта встреча и пробуждает у композитора желание именно ей подарить музыку. Он понимает, что они могут больше не встретиться с девочкой, но верит, что она обязательно встретится с Музыкой.
А дальше – тема для настоящих ценителей Музыки и искусства – тема театра, куда впервые пришла юная Дагни и поверила в волшебную силу искусства. Григ правильно угадал, что можно подарить на восемнадцатилетие маленькой Дагни, простой крестьянской девочке. Она станет той, кому МАЭСТРО подарит встречу с Прекрасным…
Лондонский Королевский филармонический оркестр.
«Что, в самом деле, за дивный рассвет! Горло прочистить торопится птаха, Улитка из домика лезет без страха. Утро! Прекрасней времени нет!» Это одно из самых романтичных музыкальных произведений, которое композитор написал для Дагни Петерсен. Его можно по праву называть самым лиричным и возвышенным моментом сюиты- знаменитое «Утро» из «Пер Гюнта»,сюиты, написанной специально по просьбе Генриха Ибсена – автора одноимённой пьесы.
К сожалению, влажный климат Бергена не мог не сказаться на здоровье музыканта, слабым местом которого ещё со времён обучения в консерватории были лёгкие. В 1907-ом году у него наблюдалось обострение болезни. 4-го сентября того же года великий композитор умер.
Никто, наверное, не будет отрицать, что музыка – это самое «эмоциональное» искусство. Музыка построена на переходах от одного душевного состояния к другому, она играет нашими чувствами, её язык доступен каждому. Но когда слушаешь Грига, то понимаешь, что музыканту виртуозно удавалось соединять экспрессию музыкального языка с каким-то художественным постижением действительности. Слушая его произведения, так и хочется написать к ним маленький рассказ, где главным действующим героем будет красивая и таинственная северная природа.
А когда слушаешь песню Абеля Монтеса «Акварели реки» на фоне водопадов Игуасу, то у тебя захватывает дух и начинаешь понимать величие и красоту нашей планеты! Поёт Рафаэль!
Что сочинил григ для девочки дагни
Рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками» переносит читателя в мир творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига. Эта лирическая новелла о прекрасном подарке для трудолюбивой дочери лесника погружает нас в мир музыки, природы, вдохновения и любви.
Произошло ли всё именно так в действительности, теперь уже, пожалуй, не скажет никто. Но и никто не сможет поспорить с тем, что литературный портрет композитора вполне достоверен, а влияние искусства даже на самые неискушённые сердца необъятно и способно изменить всю дальнейшую жизнь.
Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.
Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…
Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с сияющими зелёными глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.
«Спасибо!» – говорит она, сама ещё не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на солнце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»
Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается.
Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
Каждый слушал по-своему.
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол.
Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
Источник: К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками