что собой представляла российская многопартийность
Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
В начале XX в. в России шел процесс политического самоопределения различных слоев населения.
В рамках этого процесса еще в конце XIX в. появляются первые политические партии. Особенно бурно партийно-политические структуры возникали в период революции 1905–1907 гг. Именно в эти годы сложился политический спектр партий, определились ведущие направления. К 1906 г. в России насчитывалось около 50 партий (большая часть их действовала в национальных районах).
Партии и организации консервативно-охранительного направления вышли из помещичьих организаций, возникших на рубеже XIX–XX вв. Деятельность разрозненных помещичьих кружков первоначально носила сословно-дворянскую, а не политическую окраску, они были более похожи на клубы, объединявшие идейных сторонников самодержавия. Вплоть до 1905 г. эти организации продолжали оставаться салонными кружками с социально-однородным составом, мало отличавшимся от корпоративных дворянских организаций.
Первая организация охранительного направления, преследующая политические цели, появилась в 1900 г. в Петербурге. Это было «Русское собрание».
Наиболее массовой политической организацией этого направления стал «Союз русского народа», пользовавшийся поддержкой придворных кругов. Объединяющим фактором для этих сил служила идея, выраженная формулой «православие, самодержавие, народность».
Важное место на политической карте России занимало либеральное направление. Либерал в первоначальном значении – человек свободомыслящий, вольнодумец. В общем смысле либерал – это сторонник парламентского строя, демократических свобод и прав личности, характерных для западного общества, при исключительно мирных средствах их достижения.
На рубеже XIX–XX вв. начался новый этап российского либерализма. Возникает и постепенно набирает силу течение, где решающую роль играет интеллигенция, представленная такими именами, как П. Струве, П. Милюков, В. Набоков, П. Новгородцев и другие. Шла «европеизация» российского либерализма, он очищался от славянофильских идей и традиций, впитывал новейшие достижения западной обществоведческой науки. Ведущей у русских либералов стала идея правового конституционного государства с парламентом, всеобщим избирательным правом, другими демократическими свободами.
В отличие от «старого» либерализма XIX в. новый обратился к социальным вопросам, выдвинул требование принудительного отчуждения земли у помещиков за выкуп, легализации профсоюзов, введения восьмичасового рабочего дня, социального страхования.
Первая либеральная организация «Беседа» была полулегальной, она возникла в 1899 г. и просуществовала до 1905 г. В 1903 г. появились две либеральные организации: «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». В период революции 1905–1907 гг. возник ряд либеральных партий: кадеты, октябристы, Партия демократических реформ, Торгово-промышленная партия и т. д. Российский либерализм объединил мощную политическую элиту с богатым интеллектуальным потенциалом. Однако его социальная база была узкой.
Третьим направлением в политическом спектре России было неонародничество, которое на протяжении многих десятилетий представляло собой широкое общественно-политическое движение. На рубеже XIX–XX вв. основное содержание народнической идеологии осталось прежним: проповедь особого, не западного, пути развития, а также общинного аграрного социализма как идеала общественного устройства.
Политическая партия, предложившая переход к общинному социализму как путь решения противоречий, образовалась в начале XX в. Это была партия эсеров. Она стала самой массовой и одной из влиятельнейших на политической арене России. От нее шло отпочкование других партий: партии народных социалистов, союза эсеров-максималистов, партии левых эсеров.
Особую роль в политической жизни страны играли анархисты. Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу личности, требует немедленного уничтожения частной собственности, эксплуатации, государства в любых формах. Его сторонники выступали за переход к общественному порядку, который основан на свободном соглашении между индивидами и народами. Своими корнями анархическое учение уходит в философию Древней Греции. Среди теоретиков анархизма много ярких имен: М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Лавров, П. Ткачев, Л. Толстой и др. В российском анархизме существовало много оттенков, представленных своими организациями. Отрицая государственность и организацию как таковую, анархисты не смогли ни выработать общих взглядов, ни наладить совместных действий.
В целом довольно пестрый спектр политических сил России впервые ярко проявился во время выборов в Государственную Думу и в ходе ее работы.
Манифест 17 октября 1905 г. дал официальное разрешение на создание партий и союзов, что способствовало легализации уже существовавших партий и созданию новых. Если революционно-радикальный лагерь был организационно оформлен еще до революции, то буржуазно-либеральные партии стали формироваться лишь в ее ходе.
Союз 17 октября (октябристы) являлся партией крупных капиталистов и землевладельцев. Лидерами его стали московский промышленник А. И. Гучков и земский деятель Д. Н. Шипов. В политическом отношении члены партии считали, что после Манифеста 17 октября в России установлен нужный государственный строй и революция закончилась. Они являлись противниками федеративного устройства государства, выдвинув лозунг «единой и неделимой России». В аграрном вопросе октябристы настаивали:
– на уравнении крестьян в правах с другими сословиями;
– незыблемости помещичьего землевладения;
– увеличении крестьянских наделов за счет казенных и свободных земель. В рабочем вопросе октябристы резко выступили против требования восьмичасового рабочего дня.
Конституционные демократы (кадеты) представляли широкие слои интеллигенции, не стремившейся к революционным потрясениям. Лидером партии был историк П. Н. Милюков. В вопросе о политическом устройстве государства кадеты выступали за конституционную монархию и допускали для национальных окраин России автономию и культурное самоопределение в рамках империи. В аграрном вопросе придерживались программы отчуждения части помещичьих земель за вознаграждение из государственной казны. В рабочем вопросе были сторонниками восьмичасового рабочего дня.
«Союз русского народа», «Совет объединенного дворянства» (черносотенцы) являлись крайне правыми проправительственными партиями. Черносотенцы считали Манифест 17 октября 1905 г. отступлением от традиционной формы правления и ратовали за возвращение к исконному для России самодержавию.
Влияние на государственную политику партий постоянно менялось. Об этом ярко свидетельствует избрание их представителей в Государственную Думу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
Формы национально-государственного и административно-территориального устройства Это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕГИОНА И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕГИОНА И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Приблизительно до второй половины XIII в. над большей частью территории континентальной Юго-Восточной Азии сохранялся контроль четырех основных держав, сформировавшихся в более ранний период (к X в.):
Глава VI «Новый класс» и становление системы государственного абсолютизма
Глава VI «Новый класс» и становление системы государственного абсолютизма С. А. Павлюченков Ленин versus ТроцкийВ первый год после провозглашения новой экономической политики развитие ситуации на большевистском политическом Олимпе и мотивы деятельности громовержца —
Зачатки государственного устройства
Зачатки государственного устройства Предположительная реконструкция политических структур Карпато-Дунайского региона, произведенная путем обобщения археологических данных о расположении и группировке поселений, может быть дополнена сведениями письменных
5. Учение о смешанной форме государственного устройства.
5. Учение о смешанной форме государственного устройства. Учение о смешанной форме государственного устройства играло определенную и весьма заметную роль в политических теориях древности. Оно возникло в качестве составной части этих теорий еще у древнегреческих
5.4. Анализ государственного устройства СССР
5.4. Анализ государственного устройства СССР Сейчас аксиомой стало утверждение о недемократизме советского общества. Но если рассматривать тот строй не с точки зрения абстрактной, формальной демократии, а с точки зрения выполнения тех целей, ради которых и существует
§ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
§ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Соединение земель Литовской, Жмуди и Белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права и с точки зрения аналогичных примеров
Глава VII Начало права и государственного устройства[1066]
Глава VII Начало права и государственного устройства[1066] Общество Основой всей политической, экономической, правовой и религиозной жизни древних славян был род, затем племя и родоплеменное объединение. Каждая из этих общностей, представлявшая собою ступень в развитии
Зофья Зелиньска (Варшава) Позиция Петербурга в отношении планов реформ государственного устройства Речи Посполитой в 1738–1744 гг
Зофья Зелиньска (Варшава) Позиция Петербурга в отношении планов реформ государственного устройства Речи Посполитой в 1738–1744 гг Высказанные в историографии оценки международного положения Речи Посполитой в 30–40-е гг. XVIII в. с точки зрения возможностей проведения реформ
Становление российской многопартийности
Становление российской многопартийности Социалистические партииРОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ, РСДРП – марксистская партия, действовавшая в России в нач. 20 в. Включала два течения – большевиков и меньшевиков.Возникла в кон. 19 в. на основе ранее
Многопартийность в России на рубеже XX—XXI столетий. Взгляд социолога
Книга посвящена периоду формирования российской многопартийной системы в её современном виде.Если вы хотите узнать, чьи интересы на самом деле выражали на рубеже XX – XXI столетий ЛДПР и «Яблоко», когда КПРФ перешла от конструктивной к системной оппозиции, кто являлся опорой движения «Единство» и Союза правых сил, как голосовали представители той или иной политической партии в Государственной Думе, – откройте эту книгу.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многопартийность в России на рубеже XX—XXI столетий. Взгляд социолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава I. Краткая история формирования российских партий
Термин «партия» (франц. parti от лат. pars, parties — часть, группа) вошёл в европейскую практику и политическую мысль во времена Древнего Рима. Однако партии оптиматов и популяров в Риме, гвельфов и гибеллинов в средневековой Италии, партии как аристократические группировки или политические клубы вплоть до периода буржуазных революций XVII — XVIII веков носили характер временных коалиций различных социальных групп. Массовые политические партии начинают возникать с выходом на политическую арену «третьего сословия», появлением парламентов и расширением избирательного права. Введение всеобщего избирательного права, создавшего возможность для приобщения к политике широких слоёв населения, положило начало формированию в середине XIX века современных политических партий. Первые из них появились, в основном, в результате слияния в единые организации множества местных избирательных комитетов, которые обеспечивали поддержку депутатам, принадлежавшим к какой-либо парламентской фракции. Но, в отличие от политических клубов, политические партии уже не ограничивались обеспечением поддержки кандидатам со стороны влиятельных кругов общества и сбором необходимых для избирательной кампании средств, а всё больше ориентировались на поиск постоянной и массовой социальной опоры в среде избирателей. Первой политической партией современного типа стала Либеральная партия (1877 год, Великобритания).
Процесс формирования политических партий в России проходил с явным запозданием, по сравнению с западноевропейскими странами и США, и имел некоторые характерные особенности. К примеру, западные и, отчасти, южные национальные окраины Российской империи обгоняли в этом процессе центральные районы. Своеобразные партийные группировки в Польше, находившейся под протекторатом России, оформились ещё во время национальных восстаний 1830—1831 и 1863—1864 годов, а в 1890-х годах здесь возникли Социал-демократия Королевства Польского, Польская социалистическая партия, а затем и либеральная Национально-демократическая партия. В 1880-1890-х годах возникли армянские революционные партии «Гнчак» и «Дашнакцутюн», Литовская социал-демократическая партия, Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд).
В 1898 году в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии, в котором приняли участие всего 9 делегатов от Союза борьбы за освобождение рабочего класса Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава, а также от Бунда и киевской «Рабочей газеты». Однако в то время у РСДРП не было ни программы, ни устава, ни центральных органов. Партия находилась в процессе становления и организационного оформления, завершившегося только в 1903 году на II съезде.
Мы видим, что революционные партии стали возникать в России раньше либеральных и консервативных, что было вполне закономерно. В политическом отношении Россия в конце XIX — начале XX веков представляла собой неограниченную монархию, в которой полностью отсутствовали свобода слова, собраний, печати. Что же касается политических партий, то они могли возникать и существовать лишь нелегально, подвергаясь гонениям со стороны властей.
Процесс партийного строительства в Российской империи был напрямую связан с уровнем социально-экономического развития страны в целом и каждого региона в отдельности, степенью остроты национального вопроса, традициями борьбы с самодержавием на предыдущих исторических этапах, масштабом массовых социальных движений и, прежде всего, движения промышленного пролетариата.
Особенно бурно процессы партийного строительства проходили в России во время революции 1905 года, в последние месяцы 1905-го и в 1906 году. В октябре 1905 года появились Конституционно-демократическая партия (кадеты) и Партия правого порядка, в ноябре — Союз русского народа и Торгово-промышленная партия, в декабре — Партия демократических реформ, в феврале 1906 года прошёл I съезд Союза 17 октября (октябристы) и т. д. Определённые организационные подвижки происходили и в уже существующих партиях. Так, весной 1906 года объединились большевики, меньшевики, польские, литовские и латышские социал-демократы, а несколько позже к ним присоединился также Бунд. У эсеров, наоборот, от основного ядра партии в 1906 году откололся левацкий Союз эсеров-максималистов, а с другой стороны, возникла более умеренная Народно-социалистическая партия реформистского толка (энесы).
Подобный всплеск образования политических партий и движений объясняется несколькими причинами. Во-первых, Россия была многонациональной империей, и поэтому значительная часть партий и союзов имела ярко выраженную национальную окраску. Во-вторых, многие партии исчезали столь же быстро, как и возникали. В-третьих, существенную роль в возникновении российской многопартийности играли сложная социальная структура населения и та гипертрофированная, по сравнению с другими странами, роль, которую играла в общественно-политической жизни России интеллигенция, доминировавшая во всех без исключения политических партиях. И наконец, необходимо учитывать специфику обстановки в России в 1905—1907 годах. В ситуации резкого перехода от полного отсутствия политической свободы к некой «полусвободе» у определённых социальных групп возникло желание обозначить себя в политическом пространстве, найти свою нишу и т. д. Причем, если раньше время, необходимое для оформления политического кружка или группы в партию, могло составлять несколько лет, то в обстановке революции оно занимало уже месяцы, а иногда и недели. К тому же, вновь создаваемые партии не должны были проходить официальной регистрации и образовывались явочным порядком, удовлетворяя личные амбиции своих лидеров и тягу тех или иных социальных слоев и национальных групп к самоидентификации и самовыражению.
Самыми массовыми политическими партиями в период Первой русской революции были Союз русского народа, Союз 17 октября (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия социалистов-революционеров (эсеры) и Российская социал-демократическая рабочая партия, в которой с 1903 года существовали две фракции — большевики и меньшевики.
С известной долей условности можно говорить и о социальной ориентации отдельных партий. Так, социал-демократы открыто называли себя рабочей партией; эсеры, выступающие от имени всего «трудового народа», постепенно превращались, преимущественно, в крестьянскую партию. Само за себя говорило название Совета объединенного дворянства. Связи же кадетов и октябристов с буржуазией носили более сложный, во многом, опосредованный характер, как и связи Союза русского народа с помещиками. Так или иначе, социальные критерии при анализе российских партий того периода необходимо применять очень осторожно и не абсолютизировать их.
Вплоть до 1917 года ни одна партия в России не прошла испытания властью и не имела опыта конструктивной государственной деятельности. Все партии, даже самые консервативные, занимались, в основном, критикой правительства, причём в стране вообще не было правительственной партии (за исключением короткого периода, когда октябристы поддерживали П. Столыпина). С декабря 1905 года действовала инструкция, запрещавшая государственным чиновникам вступать в какие бы то ни было партии, а в 1908 году Сенат официально отказал кадетам в легализации их партийной деятельности.
Среди исследователей нет единой точки зрения о времени начала ухода с арены политических партий России и установления однопартийной системы. Одни считают, что это произошло в марте 1918 года, во время выхода из состава Совнаркома левых эсеров в знак протеста против Брестского договора. По мнению других, — летом 1918 года во время изгнания из Советов правых эсеров и меньшевиков. Третьи полагают, что многопартийная система сохранялась до середины 20-х годов, то есть до того времени, когда все партии, кроме РСДРП (б), фактически, перестали существовать. Анализ мнений исследователей показывает, что для одних критерием многопартийной системы является наличие нескольких партий, участвующих в политической жизни, для других решающим признаком служит участие в той или иной форме ряда партий в органах власти. По нашему мнению, можно говорить о том, что со второй половины 1918 года в России начинает складываться однопартийная политическая система, но определённые элементы многопартийности сохранялись вплоть до середины 20-х годов.
Многопартийность в советской России была ликвидирована не в результате политического краха, внутреннего распада и самороспуска всех иных политических партий, кроме большевистской, а из-за невозможности их существования в условиях большевистской диктатуры. На самом же деле, диктатуру осуществляла не вся партия, постоянно увеличивавшаяся численно, а лишь её руководящие органы.
Сведя на «нет» многопартийность, большевистская партия повела борьбу против инакомыслия в своих собственных рядах. Этот процесс, начатый в 1921 году, когда X съезд партии по предложению В. Ленина запретил свободу фракций и группировок в РКП (б), был продолжен после его смерти борьбой против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев (правых уклонистов), «рабочей оппозиции», группы Рютина и других «оппозиционеров» во второй половине 20-х — начале 30-х годов и закончился ликвидацией «ленинского ядра» партии в ходе судебных процессов середины 1930-х и массовых репрессий 1937—1938 годов.
Вопрос о возможности многопартийности в стране был окончательно закрыт И. Сталиным в связи с принятием Конституции 1936 года. В докладе о проекте конституции он заявил, что, поскольку в СССР в результате победы социализма остались лишь два дружественных класса — рабочий класс и крестьянство, и нет враждебных классов, постольку в СССР нет почвы для существования нескольких партий, а значит и для свободы этих партий. В советском государстве, по мнению Сталина, существовала почва только для одной партии — коммунистической. Таким образом, монополия ВКП (б) на власть была реализована на практике и законодательно закреплена в Конституции.
Начавшаяся «перестройка», отмена статьи 6 Конституции СССР 1977 года, признававшей КПСС единственной партией, привели на рубеже 80-90-х годов XX века к стремительному росту числа российских политических партий самого различного толка. На начало 1993 года в Министерстве юстиции РФ было зарегистрировано 32 политических партии, а к августу 1999 года число общероссийских политических объединений, имеющих право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва, достигло 139.
Процесс образования политических партий в России конца ХХ века проходил спонтанно, что, с одной стороны, отвечало потребностям общества, а с другой, объяснялось отсутствием как устойчивой традиции многопартийности, так и прочной законодательной базы для функционирования политических партий и движений. В СССР их деятельность регулировалась Положением о добровольных обществах и их союзах, утверждённым ВЦИК и СНК 10 июля 1932 года. По отношению к ВКП (б) — КПСС оно формально применялось по аналогии. Легитимационная норма о партии большевиков появилась лишь в Конституции СССР 1936 года, зафиксировавшей идею о руководящей и направляющей роли ВКП (б). Она была закреплена и в 6-й статье Конституции СССР 1977 года, особо подчеркнувшей, что КПСС является «ядром политической системы социалистического общества». Несмотря на то, что деятельность партии ограничивалась рамками Конституции, КПСС превратилась в партию-государство.
Многопартийная система в Российской Федерации
Современная политическая ситуация в России развивается демократическим путём. Существует политический плюрализм и зарегистрировано большое количество партий. Поэтому в государстве постепенно развивается многопартийность.
Сущность партийной системы
Политическая система общества — это сложный механизм и его частью является многопартийная система. Важен не только сам факт их существования, но и их механизмы взаимодействия, а также значимость и смысл существования.
Виды партийной системы
Считается, что в демократическом развитом обществе должна существовать многопартийная система. Однопартийность — это признак тоталитаризма и неразвитости общества. При многопартийности присутствует влияние гражданского общества на принятие государством тех или иных решений.
В США и Великобритании фактически существует двухпартийная система. Конечно, существуют другие партии и движения, но они практически не играют никакой роли и их приход к власти фактически невозможен.
Особенности многопартийной системы
Многопартийная система является сложным политическим механизмом. Она отличается тем, что существует много партий, которые могут прийти к власти. Как правило, при такой системе наблюдается периодическая смена политической элиты и руководства, а также тесное взаимодействие партий с гражданским обществом.
Классический тип многопартийности
Данный тип многопартийности существует в Австрии, Дании и Бельгии. Он заключается в том, что в данных странах нет партий-лидеров и руководящее звено постоянно меняется.
Другие разновидности
Во Франции действует блоковая система многопартийности, при которой все партии разделяются на блоки. Из-за этого многим партиям приходится идти на уступки своим союзникам. Также существует многопартийность, при которой решающую роль играет одна партия и объединение. В данной системе оппозиция не представляет из себя большой политической силы. Все решения принимает партия-монополист.
Появление многопартийности в России
Первые партии в дореволюционной России стали появляться в конце 19 — начале 20 века. Они сыграли большую роль в российских революциях и это послужило началом становления многопартийности в России. Однако в Советском Союзе из-за тоталитарной политической системы данный процесс был отложен.
После прихода к власти РСДРП(б) фактически все остальные партии прекратили своё существование. Многопартийность стала возрождаться в середине 1980-ых годов. В начале 90-ых в России было зарегистрировано уже около 20 партий.
Многопартийность на современном этапе
После принятие Конституции 1993 года там появился пункт о многопартийности. Фактически сейчас могут существовать партии с любой идеологией, но они должны отвечать перед избирателями и действовать в рамках законодательства.
Многие современные партии имеют сиюминутные цели и задачи. Также большинство из них создано вокруг своего лидера и они не представляют интересов конкретных ячеек общества.
Многопартийность в России стала складываться после 70 лет правления авторитарной советской власти, а в других странах Запада после буржуазных революций. Из-за этого у общества существует большое недоверие к политическим силам и процессам в государстве.
Многопартийные и однопартийные системы отражают уровень развития общества. На данный момент Россия находится в переходном периоде и многопартийность в стране пока только складывается.