что собирала коробочка в мертвых душах
Характеристика образа Коробочки, ее хозяйства и усадьбы из поэмы Гоголя «Мертвые души»
В образе Коробочки Гоголь олицетворяет жадность и убогость. Давайте подробнее познакомимся с персонажем «Мертвых душ»
В поэме Гоголя «Мертвые души» основные события разворачиваются вокруг путешествия мошенника Чичикова по российским губерниям. Автор представляет читателю несколько ярких персонажей помещиков. Раскрывая их образ жизни и хозяйственную деятельность, Гоголь отображает тяжелое положение русского народа и обличает недостатки существующего строя начала 19 века.
Одним из центральных персонажей в произведении «Мертвые души» выступает помещица Коробочка.
Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»
С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.
В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.
Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.
А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).
Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).
Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая». Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.
Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.
А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.
Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку. Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.
Образ персонажа
В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.
Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.
Внешность Коробочки
Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.
Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.
Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.
На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.
История создания
Впервые помещица Коробочка появляется в произведении Николая Гоголя «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.
Николай Гоголь
Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:
«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».
Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, Дмитрий Быков утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением Гомера «Одиссея».
Первое и современное издания «Мертвых душ»
Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.
Любимые занятия
Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.
Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.
Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.
Экранизации
В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. М.Горького. Роль Коробочки досталась актрисе Анастасии Зуевой.
Анастасия Зуева в образе Коробочки
Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.
В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса Тамара Носова.
Тамара Носова в образе Коробочки
В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера Павла Лунгина и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе Елене Галибиной.
Описание усадьбы
В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.
Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.
В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).
Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.
Популярные сочинения
Почему Коробочка «мертвая душа»
Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.
Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.
Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!
Отношение Чичикова к Коробочке
Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.
Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».
Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.
Выводы
В финале главы о Коробочке Гоголь говорит о том, что образ ее типичен, существенной разницы между ней и некоторыми представителями аристократии не наблюдается. Автор уделяет большое внимание поведению Чичикова, подчеркивая, что он ведет себя с этой помещицей развязнее, проще, чем с Маниловым.
Данное явление есть для русской действительности типичным, доказывает это лирическое отступление Николая Васильевича о том, как Прометей превратился в муху. Такова Коробочка («Мертвые души»), характеристика которой была нами проведена. Ее можно представить и более наглядно. Чтобы лучше усвоить информацию, предлагаем вам ознакомиться с таблицей, которая характеризует такую помещицу, как Коробочка («Мертвые души»).
Отношение к хозяйству Коробочки
Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.
Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.
Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.
Противоречивость характера
В поэме Настасья Петровна представлена как персонаж довольно противоречивый. С одной стороны, она хозяйственная и заботливая по отношению к своим крепостным. С другой стороны, как отмечал Гоголь, она убогая. Постоянные жалобы старухи, как отпечаток её преклонного возраста, убивают желание общаться с ней.
О противоречивости характера Коробочки можно судить по тому факту, что часто она крестилась и молилась, как бы веря во Всевышнего, но в разговоре упоминала наравне с Богом и черта.
После молитвы же позволяла себе раскинуть карты и погадать. Крепка была ее вера в том, что после карт снятся вещие сны. Такая суеверность отмечала невежество помещицы.
Гоголь в поэме ловко использует символические приемы, подчеркивающие мистичность образа Коробочки в полной мере. А дом на отшибе, устрашающий интерьер, постоянные причитания старухи и ее странная одежда придают образу какую-то сказочность.
Характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души»: описание, внешность, характер
Коробочка. Художник П. Боклевский |
Помещица Коробочка является одной из центральных героинь поэмы «Мертвые души» Гоголя.
Впервые помещица Коробочка появляется в 3-ей главе «Мертвых душ».
Характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера
«. Коробочка, коллежская секретарша. [. ] Настасья Петровна. «
«. Третьего года сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится. » (сестра привезла из Москвы)
«. Бессонница. Все поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит. [. ] Дай бог, чтобы прошло. Я-то смазывала свиным салом и скипидаром тоже смачивала. «
«. вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее. «
«. Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано. «
«. Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят. «
«. одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. «
«. да вот беда: урожай плох, мука уж такая неавантажная…»
«. платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. » (служанка Коробочки вычистила платье Чичикову)
«. теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают. «
«. У вас, матушка, блинцы очень вкусны, – сказал Чичиков. «
Чичиков и Коробочка.
Художник А. Лаптев«. бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом. «
«. Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие. «
«. помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть. «
«. случится в суд просьбу подать, а и не на чем. «
«. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят. » (о мертвых душах)
«. лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам. «
«. «Ну, баба, кажется, крепколобая!» – подумал про себя Чичиков. «
«. Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. «
«. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. «
«. чиновники увидели только, что Коробочка была просто глупая старуха. «
«. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик. «
«. С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь. «
«. да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих. » (о черте)
«. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы. «
Это была цитатная характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» Гоголя: описание внешности и характера героини.
13 Комментарии
Почему Коробочка очень бойкая женщина для своего времени? В наше время, в 2019 году, такая бурная деловая жизнь нормальна для женщины. Но нужно учесть, что в то время, в XIX веке женщины-дворянки почти никогда не работали и занимались семьёй и бытовыми мелочами. В основном всеми делами имения занимались мужчины. Вдовы, оставшись без мужей, занимались своими хозяйствами тоже с разным успехом. В итоге редкая женщина занималась своим имением и судами так, как этим занимается Коробочка. Для этого действительно требовалось быть достаточно бойкой, на наш взгляд.
Поэтому мы считаем обоснованным называть Коробочку бойкой.
Опять же, это только наше мнение. Спасибо ещё раз за ваш комментарий.
Дорогой друг, спасибо за комментарий. Спасибо за ваши добрые слова.
Мы убрали фразу про «неразвитую Коробочку», хотя мы ее считаем «неразвитой», но видим, что трактовка цитаты Гоголя вызывает проблемы у нас и у вас и у ЕГЭ. Мы убрали эту фразу. Это она вызывала лишение балла на ЕГЭ? Мы не совсем поняли этот нюанс.
Хотим немножко поспорить с вами. Мы не считаем, что Гоголь ставит Коробочку выше Маниловой или выше сестры Коробочки. Это не указано нигде прямым текстом. Гоголь не говорит, что Коробочка лучше Маниловой или своей сестры, только из-за своей хозяйственности и напористости. Гоголь призывает подумать читателя о том, что она не хуже их. Но лучше ли она их? Гоголь не дает своего мнения. А мы в статье этого и не указывали. Мы указали, что она неразвитая сама по себе, без сравнения с кем-то, сама по себе. Разве это не считается частью характеристики человека? Цитату Гоголя можно убрать и поставить миллион его других цитат, которые докажут ее неразвитость. Вот в чем загвоздка.
На наш взгляд, у вас неточность в том, что вы автоматически повысили Коробочку выше Маниловой и сестры Коробочки, «домыслив» за Гоголя. В тексте Гоголь оставляет это как риторический вопрос, подталкивая к мысли, что Коробочка не хуже сестры или Маниловой. Но лучше ли она? Вы не сможете подтвердить цитатой то, что Гоголь считает Коробочку лучше Маниловой или сестры. Он оставляется вопрос открытым. Получается, на ЕГЭ вы предлагаете детям позицию о том, что Коробочка лучше Маниловой и своей сестры? Но это нужно аргументировать, а в тексте этого нет. Остается только домысливать в форме сочинения.
На ЕГЭ, получается, не принимают слово «неразвитая» в отношении Коробочки? Вроде как в тексте недостаточно доказательств ее деградации и ограниченности? То есть по меркам ЕГЭ ее считают вполне развитой? Мы вот этого не понимаем. Искренне. Поясните, если можете. Получается, что так. Раз фраза «неразвитая» вызывает снятие целого бала на ЕГЭ. Для нас эта тема осталась не раскрытой. Дайте знать в двух словах, пожалуйста.
Что собирала коробочка в мертвых душах
Главная черта, отличающая ее от других персонажей – это торговая деловитость. В каждом человеке Коробочка видит в первую очередь объект для выкачивания денег всяческими изощренными способами.
Однако, такое «замирание» все же куда лучше полностью остановленного, отставшего от времени мира Манилова. У этой героини есть хотя бы прошлое (муж со всеми вытекающими последствиями). В Коробочке есть жилка торговца – она до остолбенения торгуется с Чичиковым, пока не выбивает обещание, что он купит кроме мертвых душ и кое-что другое. Временами Настасья Петровна совершает совсем не обдуманные поступки – после встречи с Чичиковым она специально едет в город чтобы разузнать цены на мертвые души, где и разоблачает его.
Настасья Петровна-коллежская секретарша. Вторая продавщица мёртвых душ. Вдова.
«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
«Она была одета лучше, нежели вчера,- в тёмном платье и уже не в спальном чепце, но на шее всё так же было что-то навязано».
«Как зарубила что себе в голову, то уж ничем не пересилишь;сколько не представляй доводов ясных, как день, всё отскакивает от неё, как резиновый мяч отскакивает от стенки».
Хозяйство Коробочки в поэме «Мертвые души»: описание в цитатах
Коробочка. Художник П. Боклевский |
Хозяйство Коробочки в поэме «Мертвые души» является одним из «образцовых» помещичьих хозяйств, описанных в произведении.
Хозяйство Коробочки в поэме «Мертвые души»: описание в цитатах
Одинокая помещица Коробочка одна управляет своей усадьбой. При этом ее хозяйство находится в полном порядке: крестьянские избы и другие постройки прочные и надежные. В усадьбе Коробочки поля засеяны, а работа кипит.
Усадьба Коробочки. Художник А. Лаптев |
«. пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья. «
«. деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев, из которых последние целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое. «
«. Для этой же самой причины водружено было несколько чучел на длинных шестах, с растопыренными руками; на одном из них надет был чепец самой хозяйки. «
«. в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две. «
«. Так зато это мед. Вы собирали его, может быть, около года, с заботами, со старанием, хлопотами; ездили, морили пчел, кормили их в погребе целую зиму. » (Чичиков)
«. если случится муки брать ржаной, или гречневой, или круп, или скотины битой, так уж, пожалуйста, не обидь меня. «
«. У меня о Святках и свиное сало будет. «
«. Может быть, понадобится птичьих перьев. У меня к Филиппову посту будут и птичьи перья. «
«. Разве пеньку? Да вить и пеньки у меня теперь маловато: полпуда всего. «
«. окно глядело едва ли не в курятник. узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. «
«. Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не замечая этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком. «
Это были цитаты с описанием хозяйства Коробочки в поэме «Мертвые души» Гоголя.