что случилось с виталием калоевым
«Я не жалею»: Калоев рассказал НТВ, как убивал швейцарского авиадиспетчера
Бывший архитектор из Владикавказа Виталий Калоев, потерявший семью в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году, рассказал журналистам НТВ, как совершил кровную месть, убив диспетчера швейцарской компании Skyguide в его жилище.
После авиакатастрофы, произошедшей в 2002 году на границе Германии, Австрии и Швейцарии, швейцарские власти предложили Калоеву денежную компенсацию за погибших жену, сына и дочь. Однако Калоев от компенсации отказался. По его словам, больше всего его возмутило то, что авиадиспетчер, которого он считал виновным в столкновении двух самолетов, не был наказан.
Виталий Калоев: «Совесть его не мучила. Ничего его не мучило, спокойно спал, радовался, отдыхал, делал что хотел. Все эти подробности я не придумал, это все мне сказали во время следствия, во время бесед с прокурорами».
Адрес диспетчера Петера Нильсена, уроженца Дании, Калоев узнал с помощью частных детективов. Получив информацию, Калоев вылетел в Цюрих.
Виталий Калоев: «Я ему на немецком ничего не сказал, я просто посмотрел на него и понял, что с ним разговор не получится. У него вид был такой самонадеянный, самодовольный. Мол, чего ты стучишь, чего приперся?»
По словам россиянина, диспетчер сразу понял, кто к нему пришел. Калоев показал Нильсену фотографии своей семьи, но он отмахнулся от них. Тогда Калоев стал наносить удары ножом. Потом насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.
Виталий Калоев: «Что тут говорить еще? Что случилось, то случилось. Я не жалею об этом. У него была возможность защищаться».
Калоеву была назначена психиатрическая экспертиза, в суде он фактически признал свою вину. Суд приговорил россиянина к 8 годам заключения, но в ноябре 2007 года Калоева освободили досрочно.
Непрощённый. Как Виталий Калоев мстил за свою семью
Лайф вспоминает подробности жизни простого строителя, ставшего национальным героем Северной Осетии, а также причины трагедии, произошедшей над Боденским озером более 18 лет назад.
Коллаж © L!FE Фото: © pexels.com, ИТАР-ТАСС / Игорь Кубединов
24 февраля 2004 года. Швейцария.
— Я лишь требовал, чтобы люди из авиакомпании извинились перед родными погибших, как и положено по-людски, а они постоянно выкручивались…
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись», — писал Киплинг. Но в крохотном швейцарском городке Клотен, что неподалёку от Цюриха, сошлись не просто две цивилизации, но два совершенно разных менталитета, говоривших на абсолютно разных языках.
Россиянину Виталию Калоеву не нужны были ни компенсации, ни судебные решения, он просто хотел наконец услышать человеческие извинения от тех, кто — пусть и невольно — погубил его семью. Швейцарец Питер Нильсен думал только о правовых последствиях. «Извинение предполагает признание вины, а это может привести и к нежелательным судебным решениям», — так им говорили адвокаты.
Поэтому Нильсен не пустил Калоева на порог своего дома.
Нагиев: Калоев просил не выставлять его трусом в новом фильме
— Я снова позвонил в дверь и ему сказал: Ich bin Russland, — рассказывал Калоев. — Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошёл вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели на землю. В глазах у меня потемнело. Мне даже показалось, что моих детей перевернули в гробах, выкинули их из них, то есть из гробов.
С этим ножом он кинулся на Питера и начал кромсать своего врага, нанося удары куда попало: в грудь, в лицо, в искривлённый усмешкой рот.
Мемориал погибшей семьи Виталия Калоева: жена Светлана, дочь Диана, сын Костя. Фото: © ИТАР-ТАСС/ «Северная Осетия»
Услышав крики Нильсена, его жена Метте выскочила на террасу и увидела страшную картину: её муж лежал в луже крови, а над ним стоял страшный чернобородый мужчина с ножом в руке. С криками о помощи она бросилась к соседям.
Виталий Калоев просто сидел в номере и ждал чего-то, глядя в одну точку на стене.
Полицейский спецназ ворвался к нему в номер лишь через сутки.
До этой чудовищной трагедии Виталий Калоев был самым обычным строителем из Северной Осетии. Родился он 15 января 1956 года в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Его отец Константин Камболатович преподавал в школе осетинский язык, мама Ольга Газбеевна работала воспитательницей в детском садике. Ещё у Виталия было два брата и три сестры, среди них он младший. При этом родители как раз больше всего гордились Виталием, который с детства обожал читать. Уже в пять лет он свободно читал и учил стихи наизусть, а в школе учился на одни пятёрки.
После окончания школы Калоев поступил в строительный техникум, затем отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, затем устроился на работу в строительное управление Осетии.
В 1991 году он женился на Светлане Гагиевской, работавшей директором местного отделения Сбербанка.
Вскоре у пары родились двое детей — сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998 году.
Словом, это была дружная и весьма обеспеченная по осетинским меркам семья: Виталий возглавлял строительное управление Владикавказа, Светлана работала заместителем директора по финансам пивоваренного комбината «Дарьял», сын учился в самой престижной школе. Затем в стране разразился финансовый кризис 1998 года, многие местные предприятия объявили о банкротстве. И тогда Виталий Калоев решил найти работу за рубежом. В 1999 году его строительное управление заключило контракт с испанской фирмой и он уехал строить жилые дома в Барселону.
Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но из-за погодных условий они опоздали на свой рейс и застряли в Шереметьево. И через три часа ожидания диспетчер предложила Калоевым три свободных места на борту Ту-154 чартерного рейса авиакомпании «Башкирские авиалинии», на котором в Испанию летела группа подростков — лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, получившие бесплатные путёвки на отдых на побережье Средиземного моря. На борту было несколько свободных мест.
Ночью 1 июля 2002 года Ту-154 столкнулся в воздухе с самолётом «Боинг-747» международной логистической компании DHL, следовавшим из Бахрейна в Брюссель — на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота. Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера.
Как позже выяснилось, катастрофа произошла по вине диспетчеров частной швейцарской компании Skyguide, которая и управляла воздушным сообщением в этом районе Германии. Как выяснили эксперты, к катастрофе привело два фактора. Накануне трагедии в диспетчерской произошла смена оборудования, но новые системы работали со сбоями и ошибками, о чём диспетчеров честно предупреждали развешанные по офису плакаты. Правда, сами диспетчеры на эти предупреждения не обращали никакого внимания.
Более того, в момент трагедии в диспетчерской — в нарушение всех норм и правил — работало всего два человека, один из которых к тому же отлучился на обеденный перерыв. В итоге 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.
Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолёты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошёл и «боинг-747», но Нильсен, не услышав его сообщения, совершил и вторую роковую ошибку, перепутав стороны: он сказал пилотам Ту-154, что «боинг» находится справа, тогда как в действительности самолёт находился слева.
За секунды до столкновения пилоты самолётов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу — но было уже поздно.
Виталий Калоев, едва услышав о катастрофе в небе над Германией, бросил всё и отправился на Боденское озеро. Он был одним из первых, кто приехал на место катастрофы. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.
Уже в первый день работ он нашёл в лесу разорванное жемчужное ожерелье своей четырёхлетней дочери Дианы — через несколько лет этот образ был воплощён в памятнике «Разорванная жемчужная нить», установленном на месте катастрофы.
Мемориал «Разорванная жемчужная нить», установленный в память о погибших в авиакатастрофе. Юберлинген, Германия. Фото: © Wikipedia.org
Следом Виталий нашёл и тело четырёхлетней дочери Дианы, которое — к удивлению всех спасателей — практически не пострадало. Но вот обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковикам удалось найти лишь через полторы недели работ.
«Десять дней я провёл в поисках останков своих дорогих детей и жены,— написал он на сайте, посвящённом памяти жертв катастрофы.— Жизнь моя остановилась на этой трагической дате 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями. Единственное утешение — это ежедневное посещение их могил на кладбище во Владикавказе, где они похоронены».
В ходе спасательных работ от немецких спасателей Калоев и услышал впервые фамилию диспетчера Питера Нильсена, ведь долгое время руководство Skyguide вообще отрицало какую-либо причастность к катастрофе над Боденским озером. После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случившейся катастрофе над озером. Но с ним никто так и не захотел разговаривать.
Как заработать на трагедии
Расследование причин трагедии, которое проводилось Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, заняло 22 месяца. При этом руководство компании Skyguide изворачивалось как могло. В этом швейцарцам помогала и европейская пресса, которая с первых же минут трагедии рефлекторно обвинила в случившемся российскую сторону: дескать, всё случилось из-за того, что пилоты «Башкирских авиалиний» якобы не знали английского.
Затем адвокаты Skyguide выставили условие родственникам погибших: в обмен на денежные компенсации они должны были отказаться в пользу компании от всех претензий по отношению к другим участникам катастрофы. Калькуляция компенсаций была составлена с европейской дотошностью: родителям за погибшего ребёнка — 50 тысяч франков, супругу за супруга — 60 тысяч, ребёнку за родителя — 40 тысяч. По мнению экспертов, такое требование позволяло Skyguide выставить претензии к компании DHL и даже. заработать на этом деле!
Именно тогда российские люди с удивлением смотрели на циничную Европу и удивлялись: разве так в Европе бывает.
Фото © ИТАР-ТАСС / Федор Савинцев
Лишь прижатые к стенке неопровержимыми фактами, швейцарцы сквозь зубы признали вину руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену. При этом никто официально не назвал Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций.
Но Виталий Калоев всё это время жил одержимостью добиться справедливости, пусть даже иллюзорной. Он хотел, чтобы люди, относившиеся к родственникам погибших как к мусору, наконец признали свои вину и попросили прощения.
Если бы он извинился.
Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и потребовал разговора с директором компании Skyguide Аланом Росье.
Директор компании Skyguid
— Я подошёл к нему, достал фотографии могилы детей и спросил: «Если бы ваши дети лежали вот так, как бы вы разговаривали?» — вспоминал Калоев. — Но он не удостоил меня даже ответом. Тогда я пришёл в их резиденцию и уже поговорил резко. Я сказал: «Вы отняли у меня семью, а теперь нос воротите!» И вынудил директора говорить со мной. Спросил: «Вы виноваты?» Он сперва отрезал: «Нет. Пилоты должны были послушаться своего навигационного прибора безопасности». «Но, если бы не вмешался ваш диспетчер, самолёты могли бы разлететься?» Он кивнул: «Да». Я всё же заставил его признать ошибку. Добился того, что не смогли сделать все адвокаты и юристы. Потом директор пригласил меня пообедать вместе, но я подумал: «Я что, с убийцами своих детей за одним столом есть буду?!» И отказался. А другие родители согласились, и, как мне рассказали, этот Росье плакал в том ресторане… Я надеялся, что в нём проснулась совесть. Но это оказалось не так.
На письмо с предложением денежной компенсации он даже не ответил.
— На это письмо я даже и не смотрел. Деньги в обмен на память?! Это было уже после той встречи с директором. Я понял: они не считают нас за людей!
Вместо этого он стал добиваться встречи с диспетчером Нильсеном, но в ответ в ноябре 2003 года он получил письмо от адвокатов Skyguide, в котором Виталий Калоев уведомлялся о том, что компании и диспетчеру не за что перед ним извиняться.
Это письмо и стало последней каплей.
Поскольку Виталий Калоев не знал, где найти диспетчера, он обратился в московское детективное агентство «Мегре-2» с просьбой составить досье на всех работающих в Skyguide. Досье за щедрый гонорар составили сами швейцарские коллеги столичных детективов. Правда, по просьбе швейцарцев Калоев подписал гарантийное обязательство не причинять физического ущерба никому из лиц, чьи фотографии были предоставлены. Впрочем, как заявил Калоев, в тот момент у него не было намерения причинять кому бы то ни было физические страдания. Он просто хотел извинений.
Потом Калоев через знакомых во Владикавказе купил загранпаспорт на имя некоего Василия Глухова. Как он позже заявил на суде, он просто не хотел, чтобы его арестовали сразу по прилёте в Цюрих — по заказу адвокатов.
24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена и снова достал фотографии своих погибших детей: «Неужели эти дети не заслуживают того, чтобы извиниться хотя бы перед ними. «
Диспетчер Петер Нильсен. Фото © Wikipedia
От досады диспетчер ударил по руке с фотографиями, карточки с портретами Дианы и Кости упали в грязь, и Виталий в состоянии аффекта набросился со складным ножом на Нильсена.
— Если бы он просто извинился, ничего бы этого не было, — раз за разом повторял он на суде.
З6-летний диспетчер стал последней, 72-й, жертвой аварии над Боденским озером. У него остались жена и трое детей.
Уже через час после убийства полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в чёрные брюки и чёрное пальто. Были перекрыты все дороги — полицейские были уверены, что убийца постарается скрыться из страны.
Поймали же Калоева случайно — когда служащий отеля, посмотрев телевизор, решил позвонить в полицию, чтобы те на всякий случай проверили их бородатого постояльца, который уже сутки не выходил из номера.
Уже на первом допросе Калоев подписал признание в совершённом убийстве — он не видел смысла скрываться. При этом Виталий Калоев выразил возмущение тем, что в Швейцарии расследование катастрофы стоит на месте.
— Так вы считаете, что виновных в убийстве по неосторожности следует сажать в тюрьму? — спросил его следователь.
— Для меня самое главное, чтобы они извинились. Я не горю желанием того, чтобы они сидели в тюрьме. Моих детей всё равно не вернёшь.
— Зачем вам эти извинения? — недоумевали немцы.
— Это всё, что я могу сделать для моей семьи. Я живу на кладбище, думая только об одном: как добиться справедливости.
— Почему же вы не вернулись к работе?
— Для кого работать-то?
— Для себя, чтобы начать новую жизнь.
— Это легко так говорить.
Что общего между реальным и вымышленным Виталием Калоевым
В октябре 2005 года Верховным судом кантона Цюриха Виталий Калоев был приговорён к восьми годам тюрьмы строгого режима.
Когда председатель суда Вернер Хотц попросил Виталия Калоева встать, чтобы заслушать приговор, тот даже не пошевельнулся:
— С какой стати я буду вставать, если меня обвиняют даже в том, что я похоронил своих детей!
Судья Хотц, пожав плечами, начал читать приговор.
Также суд утвердил и договор адвокатов с членами семьи Петера Нильсена, которые выдвинули иск к Калоеву: решено, что компания Skyguide заплатит семье Калоевых 100 тысяч долларов, а те отдадут эти деньги потерпевшим Нильсенам.
Уже после процесса журналисты спросили Калоева: если он так требует извинений от Skyguide, то не хочет ли он сам извиниться перед семьёй Нильсенов за совершённое преступление?
— Я найду такую возможность, — после минутного молчания ответил Калоев. — Мне жаль его детей.
Национальный герой Осетии
Через два года — в ноябре 2007-го — решением суда Калоев был освобождён за примерное поведение.
Виталий Калоев – спорный герой
1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолета – грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа над Боденском озером унесла жизни 71 человека. На грузовом «Боинге» было только два пилота, а на Ту-154М под управлением экипажа из 9 человек из Москвы на отдых в Барселону летело 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.
Эта трагедия лишила Виталия Калоева всей семьи – в ней погибла его жена Светлана, 10-летний сын Константин и 4-летняя дочь Диана. Виталий ждал их в Барселоне после 9-месячного расставания и на следующий день был уже на месте трагедии. Полицейские сначала не хотели пускать его на оцепленную территорию, но не стали препятствовать, когда узнали о летевших на упавшем самолете родственниках.
Калоев помогал проводить поисковые работы. National Geographic сняла по этому поводу документальный фильм, в котором рассказывается о том, что Виталий сначала сам нашел порванные бусы дочери, а после этого и ее тело. Диана оказалась в 3 километрах от места, где упал самолет.
Содержание
Почему самолеты столкнулись
Оба воздушных судна летели над Германией, но за их движение в этом месте отвечала частная компания Skyguide из Швейцарии. В ту ночь в ее диспетчерском центре в Цюрихе находилось лишь два авиадиспетчера. Прямо перед столкновением один из них отправился на перерыв, и дежурить остался только 34-летний Петер Нильсен, которому пришлось работать сразу за двумя терминалами. Рядом с ним была также ассистентка, но она никакой роли не сыграла, да и не могла этого сделать.
В диспетчерской была отключена часть оборудования, и Нильсен пропустил момент опасного сближения двух самолетов, летевших на одной и той же высоте – 11 000 метров. Он меньше чем за минуту до пересечения их траекторий попытался исправить ситуацию и передал на Ту-154М команду на экстренное снижение, но было уже поздно. На последних секундах пилоты обоих самолетов смогли увидеть друг друга, каждый из них полностью отклонил штурвал, но и это не помогло.
Расследование показало, что:
Современные самолеты оснащаются системой TCAS (Traffic collision avoidance system), которая в автоматическом режиме меняет высоту, если есть риск опасного сближения с другим бортом. Она сработала на обоих воздушных суднах. Нильсен передал Ту-154М команду снижаться, и пилоты выполнили ее, несмотря на то, что TCAS информировала о необходимости набрать высоту. На грузовом «Боинге» автоматика отработала в штатном режиме и тоже повела самолет вниз, но диспетчер не услышал этого сообщения, потому что в том самый момент с ним на связь вышел другой борт.
Убийство авиадиспетчера
В 2003 году в немецком Иберлингене на месте падения самолетов проходила траурная церемония, посвященная годовщине трагедии. Во время нее Калоев, по словам сотрудников Skyguide, вел себя возбуждено, чем напугал руководителя диспетчерской фирмы. Говорили и о том, что Виталий ездил в офис компании, общался с ее сотрудниками, спрашивал их о виновности диспетчера и добивался встречи с ним.
26 октября 2005 года Калоева осудили и по действующим в кантоне Цюрих законам приговорили к 8 годам тюрьмы. Однако через два года его освободили за примерное поведение. В аэропорту на родине в Северной Осетии Виталия встретили очень тепло.
После преступления и наказания
Информации о дальнейшей жизни Виталия Калоева после возвращения домой из швейцарской тюрьмы было немного. Во время войны в Южной Осетии (08.08.08) его заметили среди ополченцев в поселке городского типа Джава. Сам Виталий это не комментировал, но его брат рассказал, что он находился там по работе – строил Зарамагскую ГЭС.
В Северной Осетии Калоев, ранее работавший главой строительного управления Владикавказа, а затем уехавший в Испанию проектировать коттеджи для выходцев из родной республики, получил пост заместителя министра архитектуры и строительной политики. В 60 лет он ушел на пенсию, получив перед этим медаль «Во славу Осетии».
Культурный след
Трагическая и неоднозначная история Виталия Калоева нашла отражение в музыке и кино. Играющая futurepop группа Edge of Dawn из Германии в качестве основы для своего первого релиза использовала историю Калоева. Речь идет о вышедшем в 2005 году EP «The Flight», на котором есть песня «Losing Ground» со словами «Losing ground is what it takes if you really want to fly».
Рокеры Delta Spirit из США записали трек «Ballad of Vitaly», который поставили в конце своего альбома «History from Below» (2010).
В апреле 2017 года на экраны вышел американский фильм «Последствия», сценарий которого написан на основе происходивший с Калоевым событий. Убитого горем отца и мужа играет Арнольд Шварценеггер. Действия фильма перенесены на территорию США, и по сюжету убивший диспетчера строитель отбывает 10-летний срок, после чего его на могиле семьи едва не лишает жизни выросший сын убитого. Фильм получился провальным, как в плане сборов, так и по отзывам критиков.
19 июля 2018 года, то есть через 18 дней после 16-й годовщины трагедии в прокат должен выйти российский фильм «Непрощенный», в котором сохранены имена всех основных участников истории и затронутые событиями локации. Главную роль исполняет Дмитрий Нагиев. Огорчает только то, что режиссером, сценаристом и продюсером картины одновременно выступает Сарик Андреасян. Он вместе с Enjoy Movies каждый год выпускает на российские экраны несколько картин, которые иногда ставят кассовые рекорды, но в основном проваливаются и получают кучу негативных реакций за безвкусицу, пошлость, обилие рекламы, посредственную игру актеров и некачественные сценарии.
Не хотелось бы, чтобы трагическая, сильная и сегодня уже подзабытая история Виталия Калоева стала лишь поводом для очередной попытки заработать немного денег сомнительным киноконвейером. Она скорее достойна хорошей книги, в которой в традициях русской литературы будут описаны чувства и мысли простого человека, в одно мгновение оказавшегося в своем собственном аду, ищущего ответов и выхода.
Восемь лет за беспамятство Виталий Калоев признан виновным в убийстве, которого он не помнит
Россиянин Виталий Калоев виновен в умышленном убийстве швейцарского авиадиспетчера Петера Нильсена. Такое решение вынес 26 октября Верховный суд швейцарского кантона Цюрих. Суд приговорил Калоева к восьми годам заключения в каторжной тюрьме. Приговор вызвал недовольство как защиты, так и обвинения. Обе стороны объявили о намерении опротестовать решение суда.
Идеальный подозреваемый
Авиадиспетчер Петер Нильсен, проживавший в городе Клотен, был убит 24 февраля 2004 года. В убийстве заподозрили Виталия Калоева, чьи родные погибли в авиакатастрофе над Боденским озером в ночь на 2 июля 2002 года. В 2004 году официальное расследование, проведенное немецкими властями, установило, что основной причиной авиакатастрофы стали ошибки диспетчеров компании SkyGuide. По их вине пассажирский Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» столкнулся с грузовым «Боингом» компании DHL. В катастрофе погиб 71 человек.
Что же касается Калоева, то в день убийства Нильсена он не только находился в Швейцарии, но и встречался с авиадиспетчером. Как утверждает сам Калоев, он хотел показать Нильсену фотографии своих погибших детей и получить от того извинения за их гибель. Однако извинений Нильсен не принес, а самого Калоева оттолкнул, ударив по руке так, что тот выронил фотографии. Как говорит россиянин, с этого момента и до самого своего возвращения в гостиницу он ничего не может вспомнить.
Обломки столкнувшихся по вине SkyGuide самолетов. Кадр ТК «Россия»
Разумеется, после таких показаний Калоев стал главным подозреваемым.
Состояние аффекта
Показания Калоева, по мнению его адвоката Маркуса Хуга, свидетельствует о непредумышленности убийства. А к людям, совершившим убийство в состоянии аффекта, суд относится снисходительнее. Поэтому с первого дня судебного процесса по делу Калоева Хуг заявлял, что рассчитывает на мягкий приговор для своего подзащитного. По мнению адвоката, трех лет лишения свободы в это случае было бы достаточно.
Умышленное убийство
Правда, в распоряжении суда была и другая психиатрическая экспертиза. По ее итогам был сделан вывод о том, что у Калоева было «продолжительное расстройство личности после экстремальной перегрузки», что привело к тяжелому психическому расстройству и искаженному восприятию действительности. Однако состояния аффекта в момент совершения преступления эксперты у Калоева не обнаружили.
Арестованный Виталий Калоев. Кадр ТК «Россия»
И прокурору Ульриху Ведеру удалось убедить суд, что эта экспертиза заслуживает большего доверия, чем первая. Ведер настаивал на том, что убийство было умышленным, и требовал для Калоева 12 лет заключения. Понятие аффекта, по мнению прокурора, в данном случае было неприменимо, ведь Калоев заранее готовился к неким противоправным деяниям: узнал через детективное агентство адрес и раздобыл фотографию Петера Нильсена; купил нож; поехал в Швейцарию по паспорту, оформленному на чужое имя.
Пагубная забывчивость
Виталий Калоев с детьми. Кадр ТК «Россия»
Кстати, и человек, ошибочно осужденный за убийство первой жертвы небезызвестного маньяка Чикатило, на суде не раскаивался. Хотя улики и свидетельствовали против него.
Вина и деньги
Кстати, о высоких духовных качествах самих швейцарцев: вплоть до самого суда никто из SkyGuide перед Калоевым так и не извинился. И никто из компании не ответил за гибель людей.
Экстрадиция
Несмотря на то что между Россией и Швейцарией нет соглашения о передаче осужденных, это будет возможно осуществить на основании Европейской конвенции о передаче от 1983 года. Ее Россия подписала 7 апреля 2005 года, и сейчас готовятся документы о ратификации.
Но экстрадиция состоится только в том случае, если сам Виталий на нее согласится. Ему же, похоже, собственная судьба уже безразлична.