что случилось с упавшим самолетом
«Горящий клубок железа летит по полосе» Из-за чего погибли пассажиры SSJ-100 в Шереметьево
На борту Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), вылетевшего из московского аэропорта Шереметьево в Мурманск, находились 78 человек — 73 пассажира и 5 членов экипажа. Вскоре после взлета лайнер был вынужден вернуться на аэродром: по словам командира воздушного судна, из-за удара молнии отказала автоматика. Посадка SSJ-100 оказалась жесткой — на борту начался пожар, который, по последним данным, унес жизни 41 человека. В причинах страшной катастрофы еще предстоит разобраться экспертам и следствию, но уже понятно, что ее последствия для российской авиации будут самыми серьезными. В том, какие ошибки могли привести к трагедии, разбиралась «Лента.ру».
Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), следовавший из Москвы в Мурманск, поднялся в воздух вечером 5 мая, но вскоре был вынужден вернуться в аэропорт Шереметьево. По словам командира воздушного судна Дениса Евдокимова, в самолет могла попасть молния, после чего борт потерял радиосвязь с землей и из-за отказа автоматики перешел в режим ручного управления.
Материалы по теме
При возгорании SSJ-100 погиб 41 человек
Приземлиться самолету удалось только со второго раза, но посадка оказалась жесткой: на опубликованных в сети кадрах видно, как он несколько раз подпрыгивает на взлетной полосе, а после очередного касания с землей задевает ее хвостом. После этого происходит яркая вспышка, загораются двигатели, а вместе с ними и задняя часть фюзеляжа. На других видео запечатлено, как самолет движется по взлетно-посадочной полосе, объятый пламенем, оставляя за собой клубы густого черного дыма.
По словам командира SSJ-100, скорость судна была обычной, самолет подходил к земле плавно, согласно всем процедурам. Впрочем, по другим данным, скорость была слишком высокой: якобы лайнер совершил серьезный перелет и коснулся земли на середине взлетно-посадочной полосы — на 1400 метров дальше, чем нужно. Ко всему прочему, посадочная масса SSJ-100 была превышена: самолет недавно взлетел, поэтому его баки были полны топлива. Лайнер попросту не успел его выработать.
Один из главных вопросов — от чего вспыхнул борт. По одной из версий, огонь мог возникнуть из-за попадания в левый бак посторонних предметов, предположительно — деталей шасси, которое не выдержало удара о полосу. Бак оказался разрушен полностью, из-за чего произошел разлив топлива и пожар. На правом баке лайнера также обнаружили повреждения.
Именно пожар привел к гибели десятков пассажиров. По информации источника ТАСС в правоохранительных органах, большинство погибших отравились продуктами горения. Кроме того, на их телах были обнаружены сильные термические ожоги. Точные причины смерти установит экспертиза.
Эвакуации людей из горящего самолета могли помешать другие пассажиры, которые вместо того, чтобы следовать указаниям экипажа и быстро покинуть борт, старались забрать свои вещи — сумки и чемоданы. Об этом говорят и источники СМИ, и опубликованные в сети видеоролики, на которых видно, как спасшиеся пассажиры идут по территории аэропорта с чемоданами.
Сообщалось, что эвакуация завершилась за 55 секунд вместо положенных по нормативу 90, однако спастись смогли только 38 человек: 34 пассажира и 4 члена экипажа. Спасая людей, погиб бортпроводник Максим Моисеев. Он пытался открыть одну из эвакуационных дверей в задней части, но сделать это ему не удалось.
Следователи же говорят, что основной причиной, по которой могла произойти катастрофа, стала недостаточная квалификация пилотов и авиадиспетчеров. Другие версии — неблагоприятные погодные условия и неисправность самолета. Уже изъяты бортовые самописцы, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой и записи с камер видеонаблюдения. Также отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции.
«Пилотам не хватило навыков»
К авиакатастрофе в Шереметьево мог привести комплекс причин, включая технические особенности SSJ-100 и ошибки пилотирования. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал заслуженный пилот России, член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник. По его мнению, попавшая в самолет молния спровоцировала трагедию, но не могла стать ее причиной.
— Ежегодно более ста самолетов подвергаются ударам молнии, но, однако, все долетают до места назначения, — говорит эксперт. — Как правило, из-за молнии ничего не происходит: хорошие самолеты способны их выдержать. Единственное, при ударе молнии сгорает локатор (если он был включен) и первый комплект радиостанций. Второй комплект экипаж должен был выключить при грозе, чтобы не остаться без связи в случае поломки первого. Но в случае с SSJ-100 при ударе молнии вышла из строя программа обеспечения полета, автопилоты, система захода на посадку и радиосвязь. Фактически ребята остались ни с чем — вернее, с тем дерьмом, которое называется Superjet.
Другая проблема — в экипаже, который нужно было тренировать и учить садиться с большим весом, с малым, в тумане, на скользкую полосу, на полосу, покрытую осадками, и многим-многим другим маневрам. Но такая учеба дорого стоит, поэтому летчиков сейчас обучают на тренажере, а этого недостаточно. Ведь на тренажере не та ситуация — не стрессовая. Во времена, когда я тренировал летчиков, я выключал двигатель самолета или срывал его в штопор, я видел, как у самых опытных белели пальцы, и они кричали: «Михалыч! Михалыч! Михалыч!».
А я им отвечал: «Давай-давай, терпи! Когда меня не будет, ты должен сам сделать лучше, чем я. И я должен тебя этому научить». А чтобы такая учеба была, я должен заказать аэродром, самолет, пригласить летчиков-испытателей и летчиков-инструкторов и заплатить им, сжечь несколько десятков тонн топлива. Господин Нерадько [руководитель Росавиации Александр Нерадько] посчитал, что все это дорого, и такие тренировки не нужны. Ведь летают же за рубежом — а учатся там на тренажерах. Только вот они падают, когда случаются стрессовые ситуации.
А у нас в случае с катастрофой в Шереметьево пилоты SSJ-100 так ударили самолет о взлетно-посадочную полосу, что тот три раза подпрыгнул и отлетели шасси. Потом он зацепил полосу, вспыхнул и загорелся — в результате погибли ни в чем не повинные люди. Они погибли за свои собственные деньги, которые накопили, чтобы слетать в Мурманск!
На мой взгляд, здесь присутствует ошибка, хотя все боятся об этом сказать. Она состоит в том, что пилот подошел на большой вертикальной скорости, не выровнял самолет над полосой и ударился. SSJ-100 начал «козлить» [прогрессирующий козел — авиационный термин, обозначающий отделение самолета от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке], и «козлил» до тех пор, пока у самолета не отвалились шасси и он не загорелся. Вот все действия пилотов. До посадки на взлетно-посадочную полосу им можно ставить оценку «четыре», а за действия на самой полосе — кол.
Вины диспетчера здесь нет. Какая может быть вина, если у них нет связи? Диспетчер вызывает, а экипаж не отвечает — раздолбаи просто не выключили запасной комплект радиостанций, и он сгорел. Скорее всего, руководитель полетов дал команду аварийным службам, что самолет идет на вынужденную посадку. И где они? По аварийному расписанию должны были стоять у полосы, но что-то на снимках, которые публиковали СМИ, я не видел, чтобы там стояли машины скорой помощи, пожарные или МЧС.
А ведь в такой ситуации экстренные службы должны работать как швейцарский механизм на дорогих часах. Машины должны быть готовы, краны открыты, запенить все надо, как только самолет приземлился. Они должны рядом с ним лететь и его обливать, а не через две минуты. Когда 15 тонн керосина загораются от трения, там уже нечего делать. Но сейчас они докажут и вам, и мне, и комиссии, что все делали правильно и действовали профессионально. Может, кто-то еще и медали получит.
— У SSJ-100 есть целый ряд проблем, — объясняет собеседник «Ленты.ру». — У него слабый фюзеляж, негодные шасси, ненадежная авионика, недостаточная надежность российско-французских двигателей. Эти самолеты не могут вылетать свои положенные шесть тысяч часов, у них постоянно что-то ломается, что-то сыпется. Самолет сырой, не доведенный, над ним нужно еще работать. До авиакатастрофы в Шереметьево с SSJ-100 уже случались инциденты, причем не только в России.
Например, самолет сажали без шасси в Исландии. Был случай, когда самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Якутске, и там тоже подломились стойки шасси. Много таких случаев. Если поинтересуетесь в компаниях, которые эксплуатируют SSJ-100, то окажется, что из десяти самолетов летают шесть, а четыре «донора» используются на запчасти. При этом надо отметить, что SSJ-100 состоит на 85 процентов из импортных комплектующих — и это о многом говорит.
Еще ходит много разговоров о действиях бортпроводников SSJ-100, который сгорел в Шереметьево. Если один из них погиб, значит, он пытался что-то сделать, он был вместе с другими пассажирами. Но если сами пассажиры закрыли проход, пока доставали свои сумки и чемоданы, и не забыли про телефоны, а делали селфи на выходе из самолета, это говорит об одном: они просто идиоты. Горят их соотечественники, а они снимают!
Экипаж SSJ-100 должен был проявить мастерство и хладнокровие. Да, можно говорить, что в самолете был дым, но сажают и в дыму, есть альтернативные приборы и скорости. Ведь самолет не горел в воздухе, он загорелся от трения о полосу, когда шасси поотлетали. Когда железо соприкасается с асфальтом, с бетоном, летят искры, льется керосин, все это вспыхивает, и горящий клубок железа летит дальше по полосе со скоростью 200 километров в час.
А двигатели на этом самолете работали во время пожара — никто не удосужился их выключить перед посадкой. Как можно оценивать экипаж, если он даже двигатели не выключил? Конечно, там все рассчитано на секунды, но ты сидишь в самолете, тебя готовят к этому, ты командир корабля. Вместо того чтобы максимально обезопасить самолет, выключить двигатели, генераторы и перекрыть систему питания воздуха, пилоты просто открыли форточки и убежали.
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
В Иркутской области разбился пассажирский самолёт
Погибли четыре человека
Возле села Казачинское в районе реки Киренга в Казачинско-Ленском районе Иркутской области совершил жёсткую посадку самолёт L-410. Рейс летел из Иркутска в село Казачинское. Самолёт потерпел крушение, упав с небольшой высоты. Сообщение об этом спасателям поступило в 23.15 часов 12 сентября.
На борту находились 16 человек: 14 пассажиров и два члена экипажа. Четыре человека погибли. Детей в самолёте не было.
Практически сразу появилась информация, что многие пассажиры заблокированы в искорёженном салоне самолёта. Пассажирке Елене удалось выйти на связь. С ней в контакте в том числе всё это время был губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Благодаря её звонкам удалось установить место авиакатастрофы.
СМИ сообщали, что люди стучали по частям лайнера, чтобы их обнаружили и помогли. Прибывшие спасатели освободили их и передали медикам. Раненых людей эвакуировали на лодках.
У выживших диагностированы переломы и черепно-мозговые травмы, одна пассажирка в тяжёлом состоянии, передаёт «Интерфакс». Три человека, которые в момент ЧП были на борту, находятся в реанимации.
Выживший пилот Николай Махнутин рассказал о причинах крушения, сообщил сайт «Говорит Москва». По словам пилота, катастрофа произошла, так как во время захода на второй круг пилоты взяли слишком низкую высоту. Из-за сильного тумана они не заметили сопку и столкнулись с ней.
Региональный Следком возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности. Группировка спасателей в районе аварии увеличена с 22 до 50 человек.
Среду, 15 сентября, в Иркутской области объявят днём траура по погибшим пассажирам самолёта L-410.
Новейший российский Ил-112В разбился в Подмосковье. Самолет пилотировал Герой России, все члены экипажа погибли
Фото: Овчинников Дмитрий / ТАСС
В Подмосковье разбился первый опытный образец новейшего российского военно-транспортного самолета Ил-112В. Авария произошла во время тренировочного полета при заходе на посадку в районе аэродрома Кубинка. Соответствующее видео инцидента опубликовал канал Baza в Telegram. В ролике видно, как у находящегося в воздухе самолета возникло возгорание в районе двигателя, после чего Ил-112В упал и взорвался. Причины случившегося выясняет спецкомиссия. Среди основных версий произошедшего — техническая неисправность и ошибка пилотирования.
На борту самолета находился экипаж из трех человек. Среди них — заслуженный летчик-испытатель, Герой России, шеф-пилот «Ил» Николай Куимов. Как сообщает источник ТАСС, никто из членов экипажа в аварии не выжил.
Фото: Армен Гаспарян / РИА Новости
В августе Ил-112В совершил свой первый перелет из Воронежа в Подмосковье. Самолет должен был принять участие в VII Международном военно-техническом форуме «Армия-2021». «Это важное событие для нашего завода, для всего отечественного самолетостроения. Мы гордимся тем, что первый опытный военно-транспортный самолет Ил-112В, построенный на Воронежском авиационном заводе, примет участие в важнейшем ежегодном военном событии страны», — сказал управляющий директор Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО) Фарит Шарафеев.
По словам представителя конструкторского бюро «Ил» в Воронеже Александра Анохина, ко второму полету Ил-112В, состоявшемуся в марте текущего года, данный самолет был облегчен. В сентябре 2020 года «Армейский стандарт» писал, что Ил-112В, получившемуся перетяжеленным, снизят массу «за счет второстепенных элементов конструкции». В публикации утверждалось, что летательный аппарат «похудеет» посредством удаления «металлических кожухов, закрывающих двигательную установку, а также металлических обтекателей ниши, в которую складываются шасси самолета». «Эти элементы не влияют особо на прочностные характеристики самолета. В отличие, например, от крыла или фюзеляжа», — утверждается в публикации.
Фото: Марина Лысцева / РИА Новости
В апреле 2019 года главный конструктор «Ил» Николай Таликов сообщил, что первый полет Ил-112В, состоявшийся в марте 2019 года на аэродроме ВАСА, сопровождался отказом автоматики. «Анализируя записи и параметры, мы увидели, что левый двигатель работал в заданном диапазоне, а правый перешел на гидромеханику и работал в несколько меньшем режиме по оборотам. Но это мы установили позже, а в тот момент после полета командир даже докладывал, что ни одна система не отказала, еще не осознав, что этот случай уже произошел», — сказал специалист. По его словам, «отказ был, но остановки двигателя не произошло», тогда как отказ автоматики «подтвердил надежность перехода на резервную систему». «А на гидромеханике самолет может летать сколь угодно долго, это его штатный резервный режим», — отметил главный конструктор.
Как сообщает Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, предназначенный для транспортировки и воздушного десантирования людей и широкой номенклатуры грузов, должен прийти на смену выбывающему парку Ан-26. Ключевым преимуществом Ил-112В называется возможность автономной эксплуатации с необорудованных аэродромов и грунтовых полос и работа в сложных климатических условиях. Согласно ОАК, данный самолет получает широкую номенклатуру российских комплектующих, большая часть из них изготавливается структурами «Ростеха». Речь прежде всего идет о двигателях, системе автоматизированного управления, шасси, элементах гидравлики и системе электроснабжения.
«Чудо в тайге»: после жесткой посадки Ан-28 под Томском выжили все пассажиры
В Томской области 16 июля около 13:00 мск пропал с радаров пассажирский самолет Ан-28. На борту находились 19 человек, включая двоих детей. Через несколько часов воздушное судно обнаружили: оказалось, что оно совершило жесткую посадку и сильно повреждено, но все пассажиры выжили. В подробностях случившегося разбирались «Известия».
Самолет Ан-28 пропал в Томской области
В Томской области пропал пассажирский самолет Ан-28, выполнявший рейс Кедровый–Томск. Об этом сообщили 16 июля в пресс-службе администрации региона.
По предварительным данным, самолет принадлежал авиакомпании «Сибирская легкая авиация». Всего на борту находились 19 человек — четыре члена экипажа и 15 пассажиров, из них два ребенка. Ан-28 пропал с радаров через 29 минут после взлета.
После этого авиакомпания «СиЛА» отменила два рейса из Томска в пятницу и субботу, которые должны были быть выполнены на пропавшем Ан-28. В пятницу отменен рейс Томск–Каргасок — Новый Васюган, в субботу — рейс Томск–Барнаул–Белокуриха–Новосибирск.
Спасатели зафиксировали сигнал маяка в лесу
По данным источника, около 13:00 мск (18:00 по местному времени) в Бакчарском районе был зафиксирован сигнал аварийного маяка. На поиски направились два вертолета Ми-8 и вертолет МЧС. Было предварительно установлено, что самолет аварийно сел в лесу.
В Томской области три больницы были переведены в режим повышенной готовности — в случае необходимости потенциальных пострадавших готовы были принять Бакчарская районная больница, Колпашевская районная больница и Томская областная клиническая больница.
Ан-28 совершил жесткую посадку
Около 15:00 мск (19:00 по томскому времени) источник в экстренных службах сообщил, что пропавший Ан-28 обнаружен. По предварительным данным, все пассажиры живы.
Как отметили в санавиации региона, место жесткой посадки Ан-28 заметили с воздуха, рядом с судном находились люди. Экипаж и пассажиры не получили серьезных травм, сам самолет сильно поврежден. Сейчас всех находившихся на борту эвакуируют на вертолетах в Томск.
По информации «Известий», пилот воздушного судна Анатолий Прытков получил перелом ноги. Остальные находившиеся на борту серьезных травм не получили — только ссадины и небольшие повреждения.
Версии случившегося с Ан-28
Оперативный штаб рассматривает несколько версий произошедшего с самолетом Ан-28. В качестве основной выделяют аварийную посадку из-за отказа двигателя.
«После получаса полета, по предварительным данным, у самолета отказал двигатель. Пилоты предупредили пассажиров о готовящейся аварийной посадке и смогли посадить самолет на брюхо», — сказал источник.
По данным источника «Известий», причиной аварийной посадки стал отказ двигателя, пилотам удалось посадить самолет на открытой площадке посреди тайги.
Аварийные выходы в самолете при этом остались целы, люди смогли покинуть поврежденный самолет. Возгорания не последовало.
По данным сотрудников бакчарской метеостанции, в районе, где проводились поиски пропавшего самолета, в момент посадки была благоприятная погода без осадков.
Пассажиров спас профессионализм пилотов
Как отметил в беседе с «Известиями» генерал-майор запаса, председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил Владимир Богатырев, пассажиров Ан-28 спас профессионализм пилотов.
— Мы не знаем техническое состояние самолета, но о том, что пилоты повели себя очень профессионально, можем говорить со всей уверенностью. Совершить жесткую посадку в тайге, при которой все остались живы, очень сложно. Нужно было определить точное место посадки, убедиться, что хватает запаса полосы, убедиться в качестве грунта. Пилоты справились на отлично. Такие случаи — редкость! — сказал эксперт.
Он сравнил случай спасения пассажиров и экипажа Ан-28 с аварийной посадкой А321 под Жуковским в августе 2019 года. Тогда летчики посадили самолет с обоими отказавшими двигателями в кукурузное поле, и все, кто находился на борту, тоже остались живы. Некоторые из них получили травмы.
— Конечно, посадить Airbus на поле сложнее, чем приспособленный для посадки в грунт Ан-28. Тем не менее главное, что были спасены жизни людей, — подытожил Владимир Богатырев.
Следователи возбудили уголовное дело
После исчезновения Ан-28 было возбуждено уголовное дело. Об этом сообщили в пресс-службе Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ.
— Возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»), — рассказали «Известиям» в ведомстве.
В ходе расследования следователям предстоит установить причину и обстоятельства случившегося. Параллельно с ними проверку проводит и прокуратура. Об этом также сообщили в пресс-службе ведомства.
Что известно о самолете?
По словам председателя комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, Ан-28 — небольшой самолет, который выполняет рейсы на малые расстояния.
— Его называют «шустрый малыш малой авиации». Он производится в большом количестве и показывает свою техническую и экономическую эффективность при полетах на малые расстояния и в малые аэродромы, — рассказал Смирнов «Известиям».
Он отметил, что Ан-28 может производить посадку на разные поверхности: и на грунт, и на снег, и на лед. То, что у него сработал аварийный маячок, является хорошим показателем: это говорит о современном оснащении самолета. Ан-28 относится к сравнительно молодым моделям, его начали активно эксплуатировать в 1984 году.
Самолету Ан-28 с бортовым номером RA-28728, по данным Rassianplanes.net, больше 30 лет. Сертификат летной годности истекает 30 января 2022 года. Из реестра коммерческих эксплуатантов воздушных судов на 6 июля следует, что в настоящий момент в России только две авиакомпании летают на Ан-28: «СиЛА» (пять самолетов) и Камчатское авиапредприятие (один борт).
Ан-28 является легким многофункциональным самолетом, который был создан на базе многоцелевого самолета Ан-14 «Пчелка», разработанного ОКБ имени Антонова в 1958 году. Рассчитан на перевозку 17 пассажиров. Первый полет совершил в 1973 году. Таких самолетов было выпущено около 200 разных модификаций. По данным портала Aviation Safety Network, с Ан-28 произошло 35 катастроф, в которых погибли 113 человек.
На территории России последний раз катастрофа с Ан-28 произошла 12 сентября 2012 года. Тогда в районе аэродрома Палана в Камчатском крае борт Петропавловск-Камчатского авиапредприятия при снижении столкнулся со склоном горы Пятибратка на удалении почти 11 км от аэропорта. Причиной той катастрофы явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку. В крови обоих членов экипажа был обнаружен алкоголь.