что случилось с гагариным после полета в космос
Загадочная гибель Юрия Гагарина. Куда он пропал
Случайность или заговор?
Юрий Гагарин – легенда, первый в мире человек, совершивший полет в космос. Произошло это, как мы все знаем, 12 апреля 1961 года, когда корабль «Восток-1» с Гагариным на борту вышел в космос и сделал оборот вокруг Земли.
Полет был предельно опасен для Гагарина. До советского руководства дошли слухи о планах США запустить в космос человека 20 апреля. В итоге, в спешке советские инженеры не оборудовали «Восток-1» ни технологиями мягкой посадки, ни даже системой аварийного спасения. Были огромные шансы, что корабль с Гагариным на борту даже не взлетит, и космонавт погибнет на месте.
Тем не менее, полет, который продолжался почти 2 часа прошел успешно. В связи с секретностью, советские СМИ узнали о технологическом прорыве лишь на следующий день, и имя Юрия Гагарина вошло в историю всей планеты.
Спустя 7 лет Гагарин погиб в ходе тренировочного полета при загадочных обстоятельствах. Существуют несколько версий событий.
1. Неверный маневр
27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и совершил рискованный маневр, с которым не смог справиться. Согласно данным архива президента РФ причиной катастрофы стал резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности.
Самолет МиГ-15УТИ врезался в землю вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин вместе со своим инструктором Владимиром Серегиным погибли.
2. Сближение с другим самолетом
В зоне тренировочных полётов несанкционированно оказался самолёт Су-15. Он разминулся в воздухе всего в 10 метрах от самолёта Гагарина и Серёгина, который вошел в спираль, выйти из которой лётчики не успели.
3. Конфликт с руководством
Гагарин будучи мировой знаменитостью вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР. По каким-то причинам у него произошел конфликт с вышестоящим руководством. В итоге, его гибель была фальсифицирована и, вероятно, власти просто арестовали знаменитого, но политически неугодного космонавта.
4. Новый неудачный полет в космос
По одной из версий, Гагарин погиб во время испытаний новой ракеты. Это бросало тень на успехи советской космической программы и руководство просто решило замести следы неудачного эксперимента, придумав полет, которого не было.
В 2013 году космонавт Алексей Леонов рассказал СМИ рассекреченную информацию о последнем полете Гагарина. По его словам, причиной трагедии стал именно неожиданно появившийся самолет Су-15, совершивший опасный маневр.
Гагарину было всего 34, и он был наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы возглавить советскую экспедицию по высадке на Луне, которой так и не случилось.
Интересные факты о знаменитом полете Юрия Гагарина:
С 1969 года 12 апреля официально стал Международным днем авиации и космонавтики. Юрий, твою храбрость мы будем помнить всегда. Всей планетой.
Юрий Гагарин. В чём кроется тайна гибели человека-легенды
В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос. О короткой жизни и о легендарном полёте Юрия Гагарина известно всем. Однако финальная страница его биографии так и остаётся загадкой века. Гибель первого космонавта на земле окутана множеством тайн и домыслов. Так почему погиб Гагарин и кто в этом виноват?
51 год назад, 27 марта 1968 года, произошла трагедия мирового масштаба. Недалёко от деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время учебного полёта на реактивном двухместном учебно-тренировочном самолёте МиГ-15УТИ погиб Юрий Гагарин, ставший легендой при жизни. Ему было всего 34 года. Вместе с ним в тот роковой полёт отправился герой войны, опытный лётчик и пилот — инструктор Владимир Серёгин.
Гибель космонавта номер один стала для всех шоком. Сразу появились всевозможные версии, многие из которых обросли разными домыслами. Подчас фантастическими.
наиболее вероятной причиной катастрофы стало выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Резкий маневр привёл к попаданию самолёта к закритическому режиму полета и сваливанию в штопор в условиях усложненной метеорологической обстановки.
МиГ-15УТИ. Фото: www.globallookpress.com
У многих сперва возникло предположение, что Гагарин с Серёгиным живы и смогли катапультироваться. В пользу такой версии при первом осмотре места катастрофы говорило ещё и то, что были найдены ранцы без парашютов. Всем тогда хотелось верить в чудо. Но мысли о благополучном исходе мгновенно улетучились, когда там же, в воронке, образовавшейся от падения самолета, были найдены искорёженные катапультные кресла. Это означало, что лётчики не смогли или не успели вовремя катапультироваться. Сами парашюты, как выяснилось позже, срезали и утащили какие-то местные мужики, ставшие невольными свидетелями трагедии.
В том, что пилоты погибли, сомнений не было никаких. Останки лётчиков собирали практически по крупицам. Их находили повсюду — в земле, на деревьях, глубоко в сугробах. В снегу были найдены пачка сигарет полковника Серёгина «Новости» и портмоне Гагарина с деньгами. На одном из деревьев обнаружили куртку Гагарина с талонами на питание в кармане. Всё тщательно собиралось в специальные ящики и отправлялось на экспертизу.
К расследованию причин катастрофы были подключены лучшие специалисты. Внимание уделялось всем деталям. Земля в радиусе трёх километров от места падения МиГ-15УТИ была практически просеяна. Поиски фрагментов тел и разбор обломков затрудняли высокие сугробы: март тогда выдался очень снежным. Да и погода мешала: в тот роковой день она выдалась, мягко сказать, «нелётной», что и стало одной из причин катастрофы. Из-за сильной облачности не было видно земли и горизонта. Совершать полёты при таких метеоусловиях было крайне опасно. Но, несмотря на это, вылеты в 70-м особом истребительном авиационном полку отменены не были.
Место гибели. Фото: www.globallookpress.com
Арсений Дмитриевич Миронов, член лётной подкомиссии, расследовавшей причины гибели самолёта Гагарина, главный научный сотрудник Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, в своих воспоминаниях особо отмечал недисциплинированность авиаполка. Гагарин и Серёгин должны были вылетать с аэродрома Чкаловский в Щёлково в девять утра. Через полчаса в небо на таком же истребителе должен был подняться летчик Андреев. Однако Серёгин на вылет, как выяснилось, опоздал, его задержало руководство. Поэтому интервал взлёта двух самолётов составил не полчаса, как планировалось, а всего три минуты.
Из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.
Целью полёта была проверка готовности Гагарина к вылету на одноместном МиГ-17. Для такого полёта должна быть либо безоблачная погода, либо летать надо за облаками. А по метеосводке и по сведениям лётчиков других самолётов, которые потом получила комиссия, нижняя кромка облаков располагалась на высоте примерно 600 метров, верхняя — на 5000. У Гагарина плановая высота — 4200. У Андреева — 3000. Один интересный момент. Пересекаются две барограммы на высоте 3000 метров — Андреева и Гагарина. Здесь они могли сблизиться сколь угодно близко. Сближались они или нет, неизвестно, но объективно ясно, что могли.
По мнению Миронова, Гагарин и Серёгин, чтобы избежать столкновения с самолётом Андреева, замеченного в густой облачности, предприняли маневр и попали в закритический режим полёта. Возможно, летчики пытались вывести свой самолёт из штопора, но не смогли.
Продолжительность полета составила всего 12 минут. С момента последней связи Гагарина с землёй до падения прошла минута. Многие спустя время писали и говорили, что во всём виновата самонадеянность и чрезмерная уверенность лётчиков в себе. Гагарин — Герой СССР, первый космонавт на земле, Серёгин — тоже Герой СССР, получивший почётное звание за военные подвиги.
Указывали также в различных изданиях и на отсутствие должного опыта у Гагарина. Свой уровень лётной подготовки он начал восстанавливать в 1967 году, разрешение на самостоятельный вылет на МИГ-17 получил только в конце осени, но приземлиться с первого раза не смог. За это он даже был отстранён от полётов во избежание дальнейших инцидентов. Однако сидеть на земле без дела и упиваться одной лишь славой Гагарин не мог, его бесконечно тянуло в небо. Он добился допуска к полётам и приступил к восстановлению своих навыков. Все попытки перекинуть вину на неподготовленного Гагарина были отметены, ведь он выполнял свой учебный полёт под присмотром опытного инструктора. Однако, как отметил Арсений Дмитриевич Миронов, у Серёгина самого были очень давние сроки лётной проверки и он не отрабатывал полёты на больших углах атаки, когда самолёт уходит в штопор.
Ю. Гагарин. Фото: www.globallookpress.com
По определённому графику каждый лётчик должен регулярно летать с инструктором и проходить контрольные режимы. У него такой полёт был очень давно. Ни одного полёта на МиГ-15УТИ на больших углах и в сваливании я лично в лётной книжке Серёгина не нашёл. А за это могли погореть и офицеры, и генералы,
— из интервью А.Д. Миронова ИА Regnum от 25 августа 2014 года.
На несоблюдение правил лётной безопасности указывает, по мнению Миронова, множество фактов. Было выявлено 11 серьёзных нарушений. Это и опоздание, и вылет в неподходящую погоду, и неработающее радиолокационное оборудование на аэродроме Чкаловский, и отсутствие должной проверки кабин самолёта, и прочие.
Другое дело, что обнародование таких нюансов могло стоить многим погон и должностей. В том числе и председателю комиссии, расследовавшей гибель Гагарина и Серёгина, кандидату в члены ЦК КПСС Устинову. Он курировал одновременно и космическую отрасль, и оборонную промышленность. Но и любые мало-мальские попытки свалить вину на лётчиков, на справившихся с задачами тренировочного полёта, воспринимались бы обществом как оскорбление памяти двух Героев СССР. Тогда решено было искать внешние причины авиакатастрофы, потому как в правде заинтересованных просто не было. Замначальника НИИ ВВС лётчик-испытатель Степан Микоян предложил разработать идею с зондами. Действительно, поблизости, в Долгопрудном, был метеорологический институт, откуда их запускали. К тому же на месте крушения самолёта было обнаружено порядка 10 старых и целых зондов. Написать в заключении строку о столкновении с зондом было невозможно, потому как разбитый шар так и не нашли, поэтому, по утверждению А.Д. Миронова, решено было использовать формулировку «уклонение от зонда».
В последние годы стала также очень популярной версия лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, который был в тот роковой день в Киржаче на прыжках, неподалёку от места трагедии.
Фото: www.globallookpress.com
Многочисленным версиям и домыслам есть объяснение: людям очень не хочется верить в то, что гордость страны, живую легенду, первого человека, покорившего космос, банально не уберегли и что он так нелепо мог погибнуть в самом расцвете сил.
Что выяснил КГБ о гибели первого космонавта
12 апреля исполнилось 60 лет со дня первого полёта человека в космос. Имя Юрия Гагарина сегодня знают все на планете, однако при этом – ну не удивительно ли! – до сих пор неизвестно главное – по какой причине погиб первый космонавт Земли. Итоговый доклад о причине катастрофы недавно вроде бы открыли. Но вместо того чтобы расставить по местам все точки, он только породил новые вопросы, на которые нет конкретных ответов. Не потому ли, что, если начать на них отвечать, вскроется слишком уж неприятная правда?
Что известно о гибели Гагарина? На первый взгляд вроде бы всё самое важное. 27 марта 1968 года в 10.19 утра майор Гагарин, выполняя тренировочный полёт, вылетел на самолёте МиГ-15УТИ с аэродрома Чкаловский вместе с инженер-полковником Владимиром Серёгиным. Спустя восемь минут Гагарин неожиданно сообщил о возвращении на базу. Спустя пять минут с самолётом пропала связь, а в 14.50 поисковый вертолёт обнаружил близ деревни Новосёлово Владимирской области обломки упавшего МиГа. Вот только что же всё-таки случилось?
О чём умолчала комиссия
Версий о причинах гибели Гагарина настолько много, что из них можно было бы составить книгу. Начиная от вполне себе правдоподобных вроде одновременной потери пилотами сознания из-за нарушения герметичности кабины по причине не закрытого до конца кислородного крана и вплоть до самых конспирологических. Типа похищения Гагарина инопланетянами (о чём говорила известная прорицательница Ванга) или имитации катастрофы с тайным помещением космонавта в закрытый дурдом, поскольку он якобы стал популярнее Хрущёва и генсека это бесило. Но вот в 2011 году архив президента РФ представил общественности рассекреченный итоговый доклад государственной комиссии, занимавшейся выяснением обстоятельств катастрофы. Казалось бы, после этого никаких вопросов остаться уже не должно. «Выводы комиссии: наиболее вероятная причина катастрофы – выполнение резкого манёвра для отворота от шара-зонда. Или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности», – сообщил начальник департамента по обеспечению деятельности архива производства президента РФ Александр Степанов.
Почему же это вполне себе официальное заявление не только не расставило по местам все точки, но и породило новые вопросы? Да хотя бы потому, что логично вытекает следующий вопрос: а что же это был за зонд, с которым столкнулся гагаринский МиГ? Зонды в той местности действительно летали, их запускали из метеорологического института. Если так, то следствие не могло не выяснить, кто и как отправлял зонд в полёт. О том, насколько грандиозными были масштабы расследования, позже рассказал экс-начальник военной контрразведки Центра подготовки космонавтов Николай Рыбкин. По его словам, одной из рабочих версий была диверсия, устроенная иностранной спецслужбой. Потому чекисты проверили не только тех, кто имел отношение к подготовке самолёта, но и всю их родню. «Копали глубоко, – писал Рыбкин. – Среди «подозрительных личностей» фигурирует жена инженера, проверявшего перед полётом герметичность систем. Донесение гласит: за много лет до катастрофы эта женщина на пристани Солнечная Поляна Химкинского водохранилища имела контакт с женой секретаря посольства США по вопросам культуры. Проверка установила: встреча была случайной».
И в этих условиях следствие говорит о каком-то неизвестно откуда взявшемся метеозонде? Да не может такого быть! Как не может быть и того, чтобы оба пилота ни слова не сообщили на Землю о столкновении. А ведь что-то явно случилось, раз Гагарин сообщил о возвращении.
Последний ныне живущий член первого отряда космонавтов Борис Волынов отказался верить в версию гибели Юрия Гагарина, в соответствии с которой авиакатастрофа произошла из-за неосторожного манёвра Су-15.
«Всё было по-другому!»
Потому неудивительно, что такой скандал вызвало в 2013 году выступление легендарного космонавта Алексея Леонова, который прямо назвал официальное заключение комиссии бредом. «На самом деле всё было по-другому, – рассказал Леонов, пояснив, что 20 лет боролся за возможность рассказать правду. – Во время пилотирования самолёта [Гагарина] в этом же районе несанкционированно оказался другой самолёт – Су-15, выполнявший полёт с аэродрома Жуковский. При этом лётчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров – а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, – на форсаже ушёл на свой эшелон и на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолёт [Гагарина] совершил полтора витка и на выводе из штопора столкнулся с землёй». На вопрос, кто именно пилотировал Су-15, Леонов уточнил, что ему разрешили объявить об истинной причине гибели Гагарина только при условии, что он не назовёт имени лётчика.
Слова Леонова тут же начали опровергать. Говорили, что попадание в след другого самолёта не является критическим фактором и МиГ однозначно должен был выйти из штопора. А бывший член комиссии по расследованию причин катастрофы Арсений Миронов призвал Леонова извиниться перед лётчиками-испытателями. Полёты на Су-15, соглашался Миронов, в тот день и правда были, но раньше и позже вылета Гагарина. Версия же, что после гибели космонавта полётные листы тайно переписали, отмечал учёный, несостоятельна. Впрочем, в свою очередь, сторонники Леонова намекали, что Миронов сам был одним из начальников Лётно-испытательного института и потому его позиция вполне объяснима.
Так где же истина? Похоже, мы этого так и не узнаем. Но вот что интересно: если присмотреться, то каждая из основных версий содержит в себе кусочки истины. Собрав их, можно получить картину, весьма красочно характеризующую ситуацию, которую тот же Алексей Леонов обозначил ёмко и кратко: «Тайны в гибели Гагарина нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полётов».
«У меня сложилось впечатление, что Гагарина – конечно, ненамеренно – подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли. – признавался упомянутый выше Николай Рыбкин, описывая, что выяснили сотрудники КГБ о последнем полёте космонавта № 1. – Первый тревожный звоночек: бригада, которая руководила слётом УТИ МиГ-15, была, скажем так, не на уровне. Руководитель полётов подполковник Я. из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полёты, принимал поспешные и неправильные решения. Помощник руководителя майор Д. злоупотребляет спиртными напитками, недобросовестно относится к служебным обязанностям. 20 марта при руководстве полётами Я. не заметил снежного заряда. В условиях ограниченной видимости разрешил посадку Серёгину. Выкатывание самолёта и возможная авария были предотвращены тормозным устройством. И уже через неделю всё тот же Я. ошибается снова, когда в небе находится самолёт Гагарина – Серёгина. Через одну минуту после взлёта Гагарина он выпустил более скоростной самолёт. Из-за этой ошибки УТИ МиГ-15 вынужден был перейти в другую зону. За выполнением задания Гагариным Я. не следил. После потери связи не использовал имевшиеся средства для фиксации маршрута полёта самолёта».
С нарушением была проведена и разведка погоды: разведчик сел на аэродром всего за минуту до взлёта Гагарина. Плюс упражнение должно было выполняться в простых метеоусловиях и на самолёте без подвесных баков, а фактически выполнять его Гагарина отправили в сложных погодных условиях, а под крыльями висели баки. И главное – офицер лётной службы подполковник Ш. не произвёл радиолокационную разведку погоды, которую должен был сделать за полчаса до вылета самолёта-разведчика. Данные о разведке он внёс в журнал уже после катастрофы, выяснили в КГБ. Именно данные о высоте облачности и могли дезориентировать пилотов, когда МиГ кувыркался в штопоре то ли и правда из-за попадания в след Су-15 (эту версию, кстати, помимо Леонова поддерживал и Герман Титов), то ли по другой причине. В таком случае Гагарин и Серёгин были уверены, что у них есть ещё 200–300 метров под нижним слоем облаков. Но их по факту не было, потому как данные о погоде оказались взяты с потолка.
«Маленькие шероховатости, недоработки, недоговорки накапливались как снежный ком, – писал Рыбкин. – 27 марта 1968 года звёзды Гагарина и Серёгина сошлись в конечном пункте судьбы – как сошлось в этот день множество больших и малых небрежностей, головотяпств, дуростей…»
Если всё действительно так, то становится понятно, почему гибель Гагарина сперва засекретили, а затем решили списать на неизвестно откуда взявшийся метеозонд. Ведь позорно и стыдно признать, что первый космонавт в истории человечества погиб из-за чьей-то глупой небрежности.
«Я горю, прощайте, товарищи!» Великая жизнь и тайна смерти Юрия Гагарина
12 апреля 1961 года история человечества разделилась на до и после, а фотография молодого человека в шлеме впечаталась в память каждого.
Что Юрию Гагарину пришлось испытать во время Великой Отечественной войны? Почему его избивали в училище? Как он исполнил мечту миллионов? Что стало с ним после? И как он погиб?
След войны
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года и летом 1941-го как раз готовился пойти в школу. Но начавшаяся война изменила эти планы.
Деревня будущего космонавта, Клушино, попала в оккупацию. Его вместе с родными немцы выгнали на улицу, а в семейном доме устроили мастерскую. К счастью, до начала зимы оставшимся без крова людям удалось выкопать в огороде землянку, накрыть ее дерном и выложить печку. В таких условиях, не имея возможности встать в полный рост, семья жила больше полутора лет, до прихода Красной армии в апреле 1943-го.
Сам Юрий Гагарин практически не вспоминал о происходившем в то время, но журналисты и биографы раскопали несколько фактов. Так, комендант мастерской по имени Альберт имел привычку разбрасывать на крыльце конфеты, а когда дети протягивали руку, наступать им на пальцы. Кроме того, немцы заставляли селян работать и однажды, когда отец будущего космонавта Алексей Иванович вступил в пререкания, его выпороли на конюшне.
А незадолго до освобождения немцы увезли старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию. Маленький Юра видел, как матери бежали за машиной с детьми, а немцы наотмашь били женщин прикладами.
Избитый и почти отчисленный
Произошедшее не помешало мальчику преуспеть в учебе. В школе он был отличником и, закончив шесть классов, несмотря на протесты семьи, уехал в Москву. Там юноша поступил в ремесленное училище в Люберцах и также окончил его с отличием, получив специальность «формовщик литейного цеха».
Далее его путь лежал в Саратов, в местный индустриальный техникум и, что самое важное, в спортивный аэроклуб, где юноша совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего же в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 стартов.
Само собой, призыв в армию закончился для молодого летчика попаданием в 1-е военное авиационное училище в Чкалове (нынешний Оренбург). Там он также проявил свою энергию и даже был назначен помощникам командира взвода. Однако ретивость новобранца пришлась по душе не всем. Несколько курсантов устроили ему ночью «темную». Гагарин вернулся из госпиталя только через месяц. Три курсанта были осуждены военным трибуналом. Новоиспеченный сержант же ничуть не снизил требовательности ни к себе, ни к товарищам.
Помимо житейских проблем, в училище Гагарин испытал едва ли не главные проблемы на пути к своей мечте летать. По всем дисциплинам он имел самые высокие баллы, но никак не мог освоить грамотную посадку — самолет все время «клевал носом», шел на снижение слишком резко.
Рожденный для космоса
В отличие от авиационного училища, попадание Гагарина в отряд кандидатов для полета в космос произошло сравнительно гладко. В январе 1961 года он попал в группу из шести кандидатов, выделенных в особую группу, готовившуюся по ускоренной программе и вскоре официально получивших квалификацию «космонавт ВВС».
Товарищи Гагарина по отряду вспоминали, что неофициальным лидером он стал еще осенью 1960 года. Тогда сами кандидаты провели в своем кругу опрос: «Кто из шести должен первым полететь в космос?» Не сговариваясь, большинство назвало Гагарина. Если верить этим рассказам, то сам Гагарин указал имя Германа Титова.
«Я горю, прощайте, товарищи!»
Подготовка и старт первого космонавта, естественно, не обошлись без интересных историй и неожиданных подробностей. Так, легендарная фраза «Поехали!» родилась еще на этапе тренировок. Употреблять ее вместо уставного «Экипаж, взлетаю!» при взлете любил летчик-испытатель Марк Галлай, методист и инструктор первого отряда космонавтов.
Галлай, стараясь поддерживать позитивный психологический климат, предпочитал использовать неформальный доклад о готовности к взлету. Именно с его подачи «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажере-имитаторе корабля. Сам инструктор в своих записках ссылался на широкую распространенность такой привычки в профессиональной среде летчиков-испытателей и добавлял:
«Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал ее из уст летчика, который работал только на легкомоторных самолетах и перед взлетом гордо изрекал ее, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека».
Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью ракеты-носителя «Восток». Фото- Википедия
Оказалось, что до Гагарина никто не знал, как будет выглядеть прохождение плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому космонавт, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд развалится. И только после этого случая узнали, что трение жаропрочной обшивки об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждой посадке.
Пламя от трения об атмосферу при посадке космического корабля «Восход-2». Кадр из художественного фильма «Время первых»
Кадр из художественного фильма «Гагарин. Первый в космосе»
Однако и спокойно повисеть Юрию Алексеевичу не удалось. После катапультирования в герметичном скафандре не сразу открылся вентиляционный клапан, так что Гагарин чуть не задохнулся. Космонавту потребовалось минут шесть (по собственной оценке), чтобы исправить ситуацию. Лишь расстегнув оболочку, с помощью зеркала он вытащил тросик и смог вдохнуть воздух родной планеты.
Также оказалось, что при посадке открылись и основной, и запасной парашюты, что сильно затруднило управление. А когда под ногами замаячила ледяная гладь апрельской Волги, Гагарину пришлось применить все навыки, чтобы избежать крайне неприятного купания. К счастью, предполетная подготовка сделала свое дело — управляя стропами, космонавт увел парашюты и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.
Тогда же Юрию Гагарину пришлось написать прощальное письмо на случай катастрофы жене Валентине и двум дочерям. В тот раз оно не пригодилось, но именно это письмо вручили семье почти 7 лет спустя, после гибели первого космонавта.
«В космосе был, Бога не видел»
Тем не менее, отношение Юрия Гагарина к религии является предметом серьезных дискуссий. В собственной книге «Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР», он писал:
Кроме того, существуют свидетельства и религиозности Юрия Гагарина. Так, Валентин Петров, один из работников Центра подготовки космонавтов, говорил:
«Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет.
Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать».
В статье корреспондента «Известий» Сергея Лескова «Главный полет человека» утверждается:
Гагарин и английская королева
Особенно известным стал визит Гагарина в Великобританию, в рамках которого он встретился с королевой Елизаветой II.
До этого она якобы поддержала гостя, не знавшего принадлежности столовых приборов, и также стала есть одной ложкой. Самой же достоверной историей является та, которая рассказывает, что Елизавета II в нарушение протокола сфотографировалась с космонавтом. Возмущенным придворным она сказала, что Гагарин не обычный, земной человек, а небесный, и потому протокол на него не распространяется.
«Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима»
27 марта 1968 года ничто не предвещало беды. После защиты дипломной работы в академии Жуковского Юрий Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МиГ-15УТИ. В период с 13 по 22 марта 1968 года он совершил 18 полетов. Оставалось еще два.
Роковой старт, выполненный в паре с с летчиком-инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным, также поначалу развивался штатно. Гагарин даже сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь прервалась.
Начавшиеся вскоре поиски обнаружили примерно в 65 км от аэродрома обломки самолета. Утром следующего дня на месте падения самолета были найдены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами.
Леонов добавлял, что разгласить эту информацию разрешили только с условиям не называть имени пилота, чей истребитель Су-15, нарушив полетное задание, на сверхзвуковой скорости сблизился с самолетом Гагарина и послал Миг-15 в штопор. Невольный виновник гибели первого космонавта якобы был еще жив, хотя и тяжело болен.
Это резко отрицал один из членов комиссии Арсений Миронов, утверждавший, что полеты всех Су-15 подотчетны, и на тот момент пересекаться с Гагариным не могли.
Общая атмосфера таинственности породила в народе множество конспирологических теорий. Среди них были:
Конфликт с высшим руководством страны. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц.
Существует также версия о «советском лунном заговоре», говорящая, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями ранее на отрабатываемом в спешке лунной гонки новом космическом корабле Л1 в полете Зонд-4.
Гибель Юрия Гагарина стала ударом для советских людей. В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства
Семья же Гагарина наконец получила его предсмертное письмо, заканчивающееся словами:
«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда то еще в детстве прочитал слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Depositphotos