что случилось с болконским андреем
Жизненный путь Андрея Болконского: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии
Андрей Болконский. Художник А. Николаев |
История жизни Андрея Болконского является одной из центральных сюжетных линий романа «Война и мир».
Светская жизнь Андрея Болконского
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. » (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г., том 2 часть 3 глава III)
«. эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне. » (том 1 часть 1 глава V)
«. молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. « (том 1 часть 1 глава III)
«У нее брат, вот что́ недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова.» (том 1 часть 1 глава I)»
«. здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят.» (дядей Лизы Болконской является сам Кутузов, том 1 часть 1 глава VI)
Андрей Болконский на войне 1805-1807 гг.
«Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь. » (том 1 часть 1 глава VI)
«Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…» (Болконский о себе, том 1 часть 1 глава III)
«. показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. « (том 2 часть 1 глава VIII)
«Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад. « (том 2 часть 1 глава IX)
«. крестили молодого князя Николая Андреича. » (речь идет о маленьком Николеньке, том 2 часть 1 глава IX)
Андрей Болконский и комиссия по составлению законов
«Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. « (том 2 часть 2 глава VIII)
«Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня. « (том 2 часть 3 глава XVI)
«Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoléon и Justiniani, работал над составлением отдела: Права лиц. « (том 3 часть 2 глава II)
«И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. « (том 2 часть 3 глава XV)
Возможно, в этот период князь Андрей Болконский становится масоном, как и его друг Пьер Безухов. В романе имеется лишь одна цитата, указывающая на связь князя Андрея с масонами. Также возможно, что цитата случайно оставлена Толстым и по сюжету Болконский не имеет отношения к масонству:
«Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине)..» (Болконский о перчатках, том 2 часть 3 часть глава XXI)
Андрей Болконский и Наташа Ростова
«Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня. « (том 2 часть 3 глава XXIII)
«. я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись. « (том 2 часть 3 глава XXXIII)
«Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении. « (том 2 часть 3 глава XXVI)
«. наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме. « (том 3 часть 1 глава VIII)
«. я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. « (том 2 часть 5 глава XXI)
Андрей Болконский на службе в Турции
«. в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию. « (том 3 часть 1 глава VIII)
Андрей Болконский и Отечественная война 1812 г.
«Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли. « (том 3 часть 2 глава XXXVI)
«. 10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. « (том 3 часть 2 глава V)
«Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. « (том 3 часть 2 глава V)
«Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. « (том 3 часть 2 глава V)
«И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. « (том 3 часть 2 глава XXXVII)
Встреча с Наташей после Бородинской битвы
«В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую. « (том 3 часть 3 глава XIV)
«Раненый этот был князь Андрей Болконский. « (том 3 часть 3 глава XIV)
«. на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского. « (том 3 часть 3 глава XXXII)
«. Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете. « (том 4 часть 1 глава VI)
Смерть Андрея Болконского
«Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал. « (том 4 часть 1 глава XIV)
«. князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. « (том 4 часть 4 глава XII)
«. княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку. « (том 4 часть 1 глава XIV)
Андрей Николаевич Болконский
Фото Все
Видео Все
Жизненный путь Андрея Болконского в романе Война и мир, служба в армии, семья
АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ — образ и характеристика главного героя романа «Война и мир»
Андрей Болконский (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Андрей Болконский — биография
Андрей Николаевич Болконский – один из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир».
В исторических исследованиях не найдено точных прототипов героя романа Льва Толстого Андрея Болконского. Это собирательный образ, не лишённый индивидуальных черт, изумительно поданный Вячеславом Тихоновым в киноверсии Сергея Бондарчука.
Линия героя
Князь Андрей Николаевич Болконский, будучи сыном именитого и знатного отца, становится участником Отечественной войны 1812 года. Существенное нравственное значение для Андрея имеет жизнь и судьба его сестры, княжны Марьи Болконской. Мать героя, судя по всему, умерла, когда он был совсем маленьким. По мере развития событий Андрей Болконский становится лучшим другом ещё одной ключевой фигуры романа, Пьера Безухова.
Андрею Болконскому на первых станицах романа ориентировочно – 27 лет, поскольку в третьей главе второго тома им произносится фраза: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».
Болконский умён, начитан, обладает хорошей памятью. Он бывает в светском обществе ради соблюдения устоявшихся приличий, но не любит его за пустоту и лицемерие. Первое его появление в романе происходит в модной гостиной Анны Павловны Шерер, куда он приезжает с беременной женой Лизой.
С наступлением войны 1905 года Болконский, который считает своим призванием служение Отчизне, отправляется на передовую адъютантом штаба главнокомандующего князя Михаила Кутузова. Герой проявляется как исполнительный и надёжный офицер, и главный полководец Кутузов выделяет его из числа офицеров штаба. Кроме того, имеет значение то, что жена Болконского приходилась племянницей главнокомандующему.
Болконский принимает участие в Аустерлицком сражении, получает ранение в голову и попадает во французский госпиталь. Семья считает его убитым. Ему удаётся вернуться в родное имение в Лысых Горах, где именно в этот момент его жена тяжело рожает и умирает у него на глазах. Достаточно равнодушный к своей супруге, слывший гордым, сдержанным и даже жёстким в глазах окружающих, после этих событий Болконский смягчается. В этот период его хорошим близким другом становится Пьер Безухов. Оставив военную службу, Болконский берётся за законодательную работу, сходится с Сперанским и другими видными деятелями того времени, потом, правда, разочаровывается в своих новых знакомцах. Он возвращается в свет и на одном из балов теряет голову от юной Наташи Ростовой. В глазах девушки Андрей выглядит отличным высоконравственным человеком. Старшему Болконскому не нравится скоропалительное решение сына о женитьбе, да и невеста на его взгляд простовата. Сделав предложение, Андрей по настоянию отца на год уезжает за границу. Незадолго до возвращения он получает письмо от невесты, в котором она сознаётся, что увлечена красавцем Анатолием Курагиным и их брак невозможен. Это становится тяжёлым ударом для героя и он, так и не решившись на дуэль с соперником, целиком посвящает себя службе. Прежде чем отправиться служить в Западную армию, Болконский уезжает в Турцию.
С началом войны против Наполеона Болконский просит перевести его снова на передовую, его назначают командиром егерского полка, и он становится участником Бородинского сражения, унёсшего тысячи жизней с обоих сторон. Он получает смертельное ранение в живот. В лазарете, оказавшись рядом с Кулагиным, которому ампутируют ногу, Болконский прощает своего недавнего соперника. Он также готов простить Наташу, которая молит о прощении, понимая, что всё ещё любит своего Андрея. Но ранение не оставляет ему шансов на жизнь, и он, находясь на попечении Ростовых, умирает на руках Наташи и своей сестры Марьи.
Семилетний сын Болконского Николенька остаётся под присмотром княжны Марьи.
Экранизации
«Война и мир» (фильм 1956 года)
В фильме американского режиссёра Кинга Видора, вышедшего в 1956 году, главные роли исполняли: Наташу Ростову – Одри Хёпберн, Князя Андрея Болконского – её супруг Мел Феррер, Пьера Безухова – Генри Фонда. Изначально на роль Безухова приглашался Марлон Брандо, но он за что-то невзлюбил Хёпберн и отказался. Сама Хёпберн, только что собравшая лавры после «Римских каникул», хотела бы видеть в роли Безухова Питера Устинова, продюсер же пытался уговорить Грегори Пека. Генри Фонда совершенно не подходил по возрасту, но его привлёк значительный гонорар.
Образ Андрея Болконского в фильме «Война и мир» 1956г.
Съёмки проходили в Италии – в Риме, Фелонике и Пинероло. Музыку к фильму сочинил Нино Рота. Хёпберн в этом фильме была восхитительна. Но события фильма можно было бы соотнести с абсолютно любой страной, не обязательно с Россией, и то, что он имеет какое-то отношение к роману Льва Толстого, можно лишь догадываться.
Тем не менее фильм номинировался на три премии «Оскар», на две премии BAFTA и на четыре премии «Золотой глобус», одну из которых он всё-таки получил как лучший зарубежный фильм на иностранном языке.
«Война и мир» (1965 – 1967 годов)
Съёмки четырёхсерийного художественного фильма «Война и мир» велись шесть лет (в 1961 году началась работа над сценарием), стали самым масштабным проектом в истории советского кинематографа двадцатого века и контролировались прямо Министерством культуры СССР. После успеха американского фильма для советских кинематографистов было делом чести снять свой фильм на высшем уровне. Фильм снимался при помощи самой прогрессивной на тот момент широкоформатной технологии. География съёмок была очень обширна – Москва, Смоленская область, Ясная Поляна, Прикарпатье. Для получения исторической достоверности было задействовано 58 музеев страны, свыше 40 предприятий изготавливали реквизит.
Режиссёр Сергей Бондарчук был не только сценаристом (вместе с Василием Соловьёвым) и режиссёром фильма, но и взял на себя роль Пьера Безухова, ради которой ему пришлось поправиться на десять килограмм.
На роль Наташи Ростовой претендовало несколько актрис: Анастасия Вертинская, Лариса Кадочникова, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко, но Бондарчук совершенно неожиданно выбрал выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой Людмилу Савельеву.
Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского в фильме «Война и мир» 1967г.
На роль Болконского также пробовались многие звёзды советского экрана. Бондарчук хотел взять на эту роль Иннокентия Смоктуновского, но тот был занят на съёмках «Гамлета» Григория Козинцева. По настоянию министра культуры Екатерины Фурцевой Андреем Болконским стал уже завоевавший популярность Вячеслав Тихонов. Природная холодность и аристократизм делали его самой подходящей кандидатурой на эту роль.
Киноэпопея получила широкое признание. Получив почётные призы нескольких кинофестивалей, она заслужила премии «Оскар» (1969 год), «Золотой глобус» (1969 год) и «BAFTA» (1970 год) за лучший фильм на иностранном языке.
«Война и мир» (телесериал, 2007 год)
В совместной телеверсии романа Льва Толстого (свои силы объединили Россия, Франция, Германия, Италия и Польша) немецкий режиссёр Роберт Дорнхельм отошёл от конвы произведения не только в плане сюжета, но и в плане внешности героев – он выбрал актёров, совершенно не соответствующих авторскому описанию. На роль Наташи Ростовой была приглашена блондинка с голубыми глазами Клеманс Поэзи. Болконского исполнил итальянский солнечный актёр Алессио Бони, которому не хватило аристократизма Вячеслава Тихонова.
Алессио Бони в роли Андрея Болконского в фильме «Война и мир» 2007г.
Несмотря на ряд перечисленных отступлений, создателям сериала удалось передать атмосферу романа Льва Толстого.
«Война и мир» (телесериал, 2016 год, ВВС)
Экранизация произведения Льва Толстого английским режиссёром Томом Харпермом способствовала популяризации романа в Великобритании. После выхода сериала с полок книжных магазинов стали пропадать книги русского автора.
Съёмки проходили по большей части в России – в интерьерах исторических дворцов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Были идеально подобраны костюмы.
Андрей Болконский в фильме BBC «Война и мир» 2016г.
Главные роли исполнили: Лили Джеймс, Пол Дано и Джеймс Нортон. Основное внимание картины сфокусировано на судьбах Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова в их исполнении.
Недовольство критики было направлено на обилие откровенных сцен и добавление новых сюжетных линий. Ещё критиками отмечалось, что сериал сделан холодно, бездушно и в конечном счёте скучно.
Ссылки
Андрей Болконский
Андрей Болконский. Актер В. Тихонов. Х/ф «Война и Мир». 1967
Андрей Болконский – главный герой романа-эпопеи «Война и Мир», один из положительных персонажей Л.Н. Толстого. Потомственный князь, блестящий офицер, он находится в поисках собственного пути, считая своим главным предназначением служение Отчизне. Прототипами Болконского могли быть сразу три реальных человека, живших в эпоху войны 1812 года.
Описание героя
Происхождение, внешность, характер
Предками князя Андрея Болконского были представители высшей аристократии из старинного, знатного рода дворян. О его матери ничего не известно, возможно, она умерла, когда дети были еще маленькими. Воспитанием Андрея и его сестры Марьи занимался отец – довольно жесткий человек с упрямым характером. Отношения с отцом у Андрея были напряженными с самого детства. По мере взросления он уже не предпринимал попыток сблизиться со своим суровым родителем, потому что все так же натыкался на черствость и непонимание. С сестрой же у него сложились самые теплые отношения. Андрей жалел Марью, которая всю свою жизнь посвящала служению капризному графу Болконскому.
Первое впечатление о Болконском можно составить по словам самого Толстого: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».
Еще одна характеристика Болконского представлена в разговоре с Пьером: «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». Сухим и неприступным был Болконский по отношению к тем, кто вызывал у него антипатию. К ним относились бюрократы и карьеристы, бездушные, эгоистичные личности. В отношениях с простыми людьми князь был искренним и доброжелательным. У него был талант особого чутья на людей с отсутствием фальши, лживости и лицемерия.
Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.
Аустерлицкое сражение
В армии Болконский назначается на должность адъютанта Кутузова. Понимая всю важность грядущего Аустерлицкого сражения, он грезит о славе, но не исключает и собственной гибели. В самый критический момент, когда под давлением наступающих французов началось смятение в русских войсках, готовых к отступлению, Андрей поднимает с земли упавшее знамя и разворачивает солдат в атаку.
Его героический поступок, вызванный, скорее, честолюбием и жаждой славы, завершается тяжелым ранением. Болконский падает, и ему впервые в жизни открывается огромное, бесконечное небо. Он смотрит в него и начинает понимать, в чем состоит наивысшая ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И еще он видит, как Наполеон удовлетворенно окидывает взглядом поле брани, наполненное стонами раненых и умирающих солдат.
Встреча с французским императором
Андрей попадает в плен, где снова встречается с Наполеоном. Видимо, мужество русского офицера оставило в душе Бонопарта какое-то одному ему понятное чувство. По его приказу Болконский переводится в госпиталь, а потом и вовсе отпускается на свободу. Андрей должен быть благодарен своему кумиру, но воспоминание о его цинизме на поле Аустерлицкого сражения в прах развеивает его священный трепет перед этим самовлюбленным тираном.
Вернувшись в имение, Андрей застает умирающую жену. Даже родившийся сын Николенька не может предотвратить все больше овладевающую им депрессию. Болконский решает, что со службой покончено, и воевать он больше не пойдет. Он принимает решение всю свою жизнь посвятить семье и воспитанию ребенка. Встреча с Пьером окончательно убеждает его в том, что он делает правильный выбор.
Две встречи с дубом
Природа в романе Толстого играет роль не только красивого фона. Встречаются эпизоды, где она помогает лучше понять состояние героя, подталкивая его к осознанию своего пути и места в жизни. Так было и в жизни Андрея Болконского, которому довелось дважды, в разные периоды проезжать мимо старого, векового дуба.
При первой встрече дерево напоминает Андрею сурового, угрюмого и больного старца-великана: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Дуб был безразличен к «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», словно утратил веру во все хорошее. Невольно Болконский сравнил себя с этим дубом и обнаружил, как же они были похожи в этот момент! Та же израненная после смерти жены и от несбывшейся славы душа, то же отсутствие веры во что-то лучшее, что, по его мнению, уже никогда с ним не произойдет.
Но Андрей не догадывался, что в его жизни будет еще одна встреча с этим дубом. Случилась она, когда он возвращался от Ростовых из Отрадного, где в одну из ночей услышал Наташино восхищение природой. Болконский с изумлением смотрел на дуб и не мог поверить своим глазам. Он ожил и стоял «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно».
На Андрея нахлынул такой мощный прилив счастья, что ему снова захотелось жить: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Отношения с Наташей Ростовой
Решивший покончить с военной карьерой, Андрей, чтобы развеять набегавшую временами хандру, отправляется к Ростовым в Отрадное. Там он впервые видит Наташу, – девочку, которая умеет просто радоваться тому, что живет, что на чистом небе светит солнце и что рядом близкие и родные люди. Андрей, отвыкший от такой естественной непосредственности, любуется этой, ни на кого не похожей девушкой и еще не знает, что она навсегда изменит его судьбу.
Следующая встреча на первом балу Наташи положила начало их отношениям. Красивый, статный офицер кружил в центре сверкающего зала хрупкую и нежную партнершу, которая светилась таким неподдельным счастьем, что вызывала восхищение у всего московского бомонда.
Молодые люди начали встречаться и все больше понимали, что их объединяет нечто большее, чем взаимная симпатия. И для Наташи, и для Андрея было свойственно доброжелательное отношение к миру и окружающим, оба были равнодушны к светским шаблонам и условностям. Отношения развивались, и Наташа уже видела в Болконском своего мужа. Все шло к тому, чтобы объявить о дате предстоящей помолвки.
Старый князь Болконский неодобрительно отнесся к выбору сына. Он считал его невесту слишком юной и неопытной и не мог доверить ей воспитание своего внука. Таим образом, несмотря на объявленную помолвку, свадьба была отложена на год.
Юная, неопытная Наташа не выдерживает разлуку и попадает в умело расставленные сети красавца Анатоля – циничного и безнравственного развратника. Болконский после расторжения помолвки вновь отправляется на фронт. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», – таковы его последние слова Пьеру, означающие полный разрыв отношений с Наташей Ростовой.
В ходе Бородинского сражения князь Болконский получает смертельное ранение в живот. По воле случая он попадает к Ростовым и на одной из их подвод, вместе с другими ранеными покидает Москву. Встреча с Наташей в очередной раз переворачивает жизнь Андрея. Оба понимают, что уже никогда не будут вместе, но чувствуют и другое – то, как они дороги друг другу. До последнего вздоха Болконского Наташа самоотверженно ухаживает за ним, мысленно вымаливая прощение у этого человека.
Андрей прощает и своего соперника Анатоля, и свою возлюбленную Наташу Ростову. Его ненависть остается в прошлом, поэтому он, прощая весь мир, обретает гармонию с самим собой. Преодолевая свой ужас перед смертью, он понимает, что, покидая жизнь, открывает для себя нечто новое, незнакомое и великое. С этой же, земной жизнью, связь Андрея с каждой минутой становится все слабее и слабее. Все беды, проблемы, желания, которые так тяготили его, отходят куда-то на последний план, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что ждет его впереди.
Роль героя в произведении
Почти все персонажи Л.Н. Толстого обречены на поиски долгого и трудного пути истины и справедливости, который должен привести их к пониманию общечеловеческих проблем мироздания. Такой «дорогой чести» прошел и его герой, князь Андрей Болконский. Его недолгая судьба – это путь к смерти, во время которого он лишь изредка соприкасался с теплым биением жизни. На его примере Толстой стремился показать, что не нужно бояться что-либо менять, потому что сама жизнь и состоит из падений и взлетов, ошибок и их исправления.
Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом. На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.
Развитие героя по мере сюжета
Изначально этому герою, по замыслу Толстого, была отведена довольно скромная роль. Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции.
В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье.
Под влиянием череды событий – ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена. Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование.
После разрыва с Наташей Болконский вновь идет в армию. По его мнению, только находясь рядом с простыми солдатами, а не в штабе, он сможет принести пользу Отечеству. Став командиром полка, Андрей еще больше сближается с народом, который уважительно называет его «наш князь». Происходит душевное обновление Андрея, главная роль в котором принадлежит простым русским солдатам.
Тяжелое ранение во время Бородинского сражения порождает у Андрея страстное желание жить. На перевязочном пункте начинаются его мучительные поиски истины и подведение итогов собственной жизни: «Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». В эти минуты к нему вдруг приходит мысль об огромной, всепрощающей любви к людям, которую бы он нес им, если бы продолжил жить.
Отношение автора к герою
Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.
Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем.
Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины.
Прототипы
В свое время поисками прототипов Андрея Болконского занимался краевед Николай Фролов. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них – молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона.
Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино. Он умер в 1812 году, будучи ровесником главного героя.
Много совпадений в биографиях прослеживается и с генералом-лейтенантом Николаем Тучковым. Он также был смертельно ранен в Бородинском сражении и после долгих мучений скончался в Ярославле.
Экранизации героя
За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм был снят в Америке и вышел на экраны в 1959 году. Роль Андрея Болконского исполнил голливудский актер Мел Феррер. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа, получив Главный приз Московского международного кинофестиваля. Он стал одним из первых советских фильмов, удостоившихся «Оскара».
Постановкой фильма занялся уже хорошо известный актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Курировало масштабный проект Министерство культуры СССР, возглавляемое Е. Фурцевой. Актеру Вячеславу Тихонову на тот момент было 34 года, и за его плечами уже были такие фильмы, как «Молодая гвардия» и «Дело было в Пенькове». Мечтая получить роль Андрея, он подходил к Бондарчуку и пытался объяснить, что у него есть свое понимание этого сложного персонажа. Однажды он напрямую обратился к режиссеру с вопросом: «Сергей, а каким ты себе представляешь Андрея Болконского?». Он посмотрел на меня и сказал: «Ну что ты, Слава, Болконский совсем другой!»
Спорить Тихонов не стал и уехал в другой город сниматься в фильме «Оптимистическая трагедия». Тем временем, на роль Болконского взяли Иннокентия Смоктуновского, который вскоре от нее отказался из-за роли Гамлета. Следующим утвержденным актером был Олег Стриженов, который также отказался от этой роли. Тогда Фурцева настояла, чтобы Болконского играл только Тихонов.
Бондарчуку удалось «вылепить» из мягкого Тихонова железного и тщеславного аристократа Болконского. Тихонов же, в свою очередь, своими внутренними качествами и прекрасной внешней физической формой сумел доказать в этом фильме, что таков и есть князь Андрей. Порядочный, интеллигентный, высокодуховный и нравственный человек, в то же время, не лишенный некоторой меланхолии. Болконский в исполнении Тихонова – это романтический бунтарь, при внешнем благополучии одолеваемый бурями, «как будто в бурях есть покой».
В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, в 2016 году, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.