что случилось с армянскими машинами
«По стране начались репрессии». Собственники машин с армянскими номерами рассказали, как у них забирали авто
Портал 93.RU поговорил с людьми, которые купили в Армении автомобили и потеряли деньги
Машины изымают сотрудники ДПС
Коллаж: Валерия Дульская / 93.RU, Евгений Вдовин / 161.RU
За последние несколько лет более человек из разных уголков России купили в Армении машины, оформили их в собственность, привезли домой и через несколько лет узнали, что стали нарушителями закона. Портал в сентябре уже подробно рассказывал о ситуации с такими авто: почему их забирают, в чем разница с транспортом из Абхазии и как люди сейчас борются за свои права и деньги.
Журналист портала решила копнуть чуть глубже и еще раз, более подробно, разобраться в ситуации. Кроме того, редакция нашла несколько многодетных семей, которые несколько лет назад взяли кредиты на покупку машины, а в итоге остались ни с чем.
Зачем россияне покупали армянские автомобили?
В 2014 году Армения вошла в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда также входят Россия, Киргизия, Казахстан и Беларусь. Согласно договору, республике отводился переходный период с пониженными льготными ставками по растаможке машин для личного пользования. Получается, что в Армении можно было купить неплохую машину примерно вдвое дешевле, чем в России, — особенно популярностью пользовались вместительные минивэны.
— При покупке такого автомобиля гражданам России так и говорили: «Так как мы теперь в Союзе, можно автомобиль поставить тут на учет и пользоваться им на всей территории Союза, но этот автомобиль только для личного пользования, ты и только ты можешь им пользоваться в России, продать его сможешь только в Армении. А спустя несколько лет эти ограничения снимутся, и его можно будет поставить на учет в России или продать», — рассказала член координационного совета Общероссийского общественного движения «Авто Союза» Ольга Файзова.
Машины пользуются популярностью у многодетных семей
Фото: Александра Чудакова
До 2020 года россияне спокойно покупали машины в Армении, ставили их на учет на свое имя, оформляя временную регистрацию. Затем люди беспрепятственно пересекали границы, ввозили автомобили, страховали их и оформляли нотариальные доверенности. Но налоги платили не в российскую казну, а в Армению.
Когда всё изменилось?
— И по всей стране начались репрессии! Автомобили начали конфисковывать как ГИБДД, так и Федеральная таможенная служба (ФТС), — добавляет Файзова.
Сотрудники ГИБДД, как правило, оформляют на собственников административные протоколы по:
Машину могут изъять на дороге
Фото: Евгений Вдовин / 161.RU
В первом случае статью используют за отсутствие регистрации, а вот вторую норму закона применять к машинам с армянскими номерами нельзя: «временный ввоз», на который ссылаются при оформлении протоколов, не оформляется с 2018 года. В некоторых регионах транспорт конфискуют и помещают на штрафстоянки, за которые платить должны собственники авто.
Таможня отбирает добро
Если же нарушение выявляет таможня, то наказание еще суровее: штраф, доплата и изъятие машины с последующим ее выставлением на торги через «Росимущество». Если сумма неуплаченных платежей превышает 2 миллиона рублей, собственникам может грозить реальный срок по статье 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей»).
— Сотни тысяч граждан страны в один миг стали злостными контрабандистами и даже уголовными преступниками! Почему о собственниках автомобилей вспомнили лишь спустя несколько лет, только лишь 2020 году, нам неизвестно. Ни одно министерство и ведомство не может объяснить это людям. Ответов на наши прямые вопросы нет. Только указания на нормы закона, и вы должны растаможить, — продолжила Файзова.
Накануне инициативная группа собственников подала коллективное заявление на имя прокурора Краснодарского края Сергея Табельского с просьбой провести проверку по факту нарушения полицейскими КоАП. Ранее люди уже обращались в прокуратуру, у них приняли документы, но ответили, как обычно, типичной отпиской. Вот несколько историй жителей Краснодарского края, Поволжья и Сибири, купивших машины с армянскими номерами и попавших в настоящую западню.
27 октября пострадавшие пришли в прокуратуру
Фото: Сергей Шубин / 93.RU
«Живем на пенсию мамы»
У Евгении Пархомчук из Краснодара трое детей, которых она воспитывает одна. Несколько лет назад она взяла кредит и купила в Армении микроавтобус, который зарегистрировала на свое имя с помощью временной регистрации. Женщина решила найти машину в соседней республике, как как ей нужен был вместительный минивэн за небольшие деньги:
По пути домой краснодарка пересекла две границы и четыре таможенных поста: ни у кого не было вопросов, никакие дополнительные документы заполнять не требовали.
В России около машин с армянскими номерами
Фото: Артем Краснов / 74.RU
— Я сама лично уточняла на российской границе, нужны ли мне какие-то дополнительные документы или мне нужно задекларировать свой транспорт. Меня уверяли, что я могу совершенно спокойно пользоваться своим автомобилем на территории России и никаких дополнительных документов, кроме страховки и ПТС, мне для этого не нужно.
В Краснодаре женщину неоднократно останавливали сотрудники ДПС, но во время проверки документов вопросов не возникало. Всё изменилось в июле 2020 года.
Последние полтора года женщина не пользуется своей машиной, потому что боится конфискации. Евгения лишилась подработки, что особенно трудно в условиях пандемии. Чтобы растаможить автомобиль, нужно доплатить таможенную разницу в размере рублей — это неподъемная сумма для многодетной матери, оставшейся без работы.
— На данный момент моя семья находится в катастрофической ситуации: всё, что у нас есть, уходит на погашение кредита, вплоть до детских алиментов.
«Теперь я — контрабандистка»
Галина Агапова из Тихорецка рассказала, что у нее две дочки, которых она воспитывает одна. В 2019 году она узнала, что в Армении можно купить недорогой подержанный автомобиль в хорошем состоянии. Видя, что на дорогах много машин с армянскими номерами, женщина на всякий случай уточнила их законность в ФТС и ГИБДД, а также прочитала несколько статей в СМИ.
— Звучало одно — что это законно. Долго думала, решалась на этот шаг и в 2019 году взяла кредит и купила там автомобиль. Я и мои дети были безумно счастливы, — рассказала Галина.
Полтора года семья ездила без проблем на «БМВ 535 Ай» за рублей. У сотрудников ДПС, которые останавливали машину для проверки документов, ни разу не возникло никаких претензий. Однако в конце у женщины забрали автомобиль из-за отсутствия временного ввоза, который не нужен для транспорта ЕАЭС. Галине удалось вернуть машину, но в марте 2021 года ее снова забрали:
— В марте 2021 года, в тот момент, когда моя младшая дочь лежала в больнице за 60 километров от Тихорецка, мне как никогда нужна была машина — ездить к дочери, за мной началась слежка! Именно слежка. Меня поджидала возле дома рота ДПС и без каких-либо объяснений наглым образом забрала машину. Я просила оформить штраф, если что-то нарушила, умоляла не забирать машину, она мне нужна очень. Но они были непреклонны.
У Галины забрали машину, когда ее дочь лежала в больнице
Фото: Галина Агапова
Еще через несколько дней Галина узнала, что ГИБДД передала машину ФТС, которая поставила ее на склад временного хранения (СВХ). Женщину об этом не уведомили, а таможня возбудила дело по статье 16.2 КоАП («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»).
— В таможне мне прямо говорят: «Свой автомобиль вы не вернете». Теперь я — контрабандистка.
«Там другой климат — нет таких промерзаний»
Жительница Новосибирска Евгения Чунихина работает учителем, ее муж — инженер. В 2019 году супруги ждали третьего ребенка и поняли, что им нужна большая семиместная машина, так как вместе с ними еще живет мать женщины — инвалид первой группы. Всё, что можно было купить в России, семья не могла себе позволить.
— И тут нам подсказали вариант купить машину в Армении — дешевле и состояние лучше российских, так как там другой климат — нет таких промерзаний. Оказалось, что у многих уже такие машины 2–3 года и претензий к ним нет.
Муж Евгении полетел в Ереван и лично купил «Ниссан-Патфайндер» 2008 года, на котором вернулся в Новосибирск. При пересечении границ у таможни не было вопросов, никакие документы заполнить не просили. Автомобиль обошелся семье примерно в рублей со всеми расходами: перелетом, гостиницей, бензином и другим.
В Краснодаре популярны «Хонды»
Фото: Валерия Дульская / 93.RU
Спустя год ГИБДД начали останавливать машину, а в феврале 2021 года выписали постановление по статье 12.3 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов»). Его удалось отменить через суд, но ездить теперь семья боится:
— Машина у нас одна, детей надо возить в школу, садик, секции, а живем мы в деревне, всё это только в городе. Он рядом, конечно, но без машины нереально совсем: в школу, например, с пересадкой надо ездить.
«Таможня говорила, что с машиной всё в порядке»
У Александры Чудаковой — пятеро детей, в 2018 году семья жила в Саратове и решила купить вместительный автомобиль. Для этого супруги продали свою старую машину, а недостающую сумму заняли у друзей. Муж женщины сам отправился в Армению, где подобрал «Хонду-Одиссей» 2007 года. Мужчина оформил документы и привез автомобиль домой, потратив на всё около рублей. Никаких проблем по дороге и на таможне не возникло, но ситуация изменилась спустя три года:
— У нас отняли машину в апреле 2021 года. Остановила ДПС и вызвала таможню. До этого таможня нас несколько раз останавливала и говорила, что с нашей машиной всё в порядке и мы можем перемещаться беспрепятственно. Когда мы их просили выдать какой-то документ о том, что всё хорошо, они нам говорили, что ничего не надо. На этой машине мы пересекали границу Россия — Украина раз семь, и никто ничего не спрашивал.
Семья Чудаковых купила вместительную машину
Фото: Александра Чудакова
Сейчас идут суды, протокол составили по статье 16.2 КоАП («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»). В районном суде Чудаковы выиграли, но дело отправили в областной суд, и сейчас всё снова затянулось.
«Слезы текут»
Олеся Стерехова живет в Когалыме и одна воспитывает четверых детей. В июне 2019 года взяла рублей в кредит, на которые купила автомобиль из Армении. Женщина без проблем пересекла две границы и больше года пользовалась машиной. Когда сотрудники ДПС останавливали ее для проверки документов, никаких вопросов у них не возникало.
— В августе 2020 года остановили, переписали мои данные, данные автомобиля и отпустили. Спустя два месяца после этой переписи таможня конфисковала мой автомобиль со стоянки у дома. Еще через месяц без суда мой автомобиль был передан на торги в Росимущество. Это огромная и тяжелая проблема, которая случилась со мной и моей семьей! Автомобиль являлся жизненной необходимостью для меня и моих детей, он необходим для достойного содержания и воспитания моих детей. На данный момент я не знаю, где находится мой автомобиль, за который я выплачиваю кредит. Как мы с детьми выживаем? Слезы текут.
А что таможня?
В октябре 2020 года на сайте Федеральной таможенной службы России появилось пояснение о ввозе машин с армянскими номерами. В тексте сказано, что машины, оформленные в республике после 10 октября 2014 года по ставкам, действующим в соседней стране до 1 января 2020 года, имеют статус иностранного товара.
Машины, которые в Армении выпустили по пониженным ставкам, в других государствах ЕАЭС могут использовать только те, кто постоянно проживают в республике.
— Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких транспортных средств лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, допускается при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы, — сказано на сайте ФТС.
Отметим, что таможенные декларации таких машин оформляют на основании приказа Минфина России от 14 января 2020 года. То есть документ появился спустя 6 лет после начала ввоза автомобилей.
Некоторые пригоняли из Армении элитные авто
Армянские номера: как ездить в России
Пещера Али Бабы в виде дешевых подержанных автомобилей с армянскими номерами превратилась в тыкву: владельцев останавливают, машины отправляются на штрафстоянки, а решение проблемы стоит сотни тысяч рублей. Почему машины стали обузой, кто виноват и что делать?
Что произошло с машинами из Армении в 2020 году
Начиная с 2019 года регионы и многочисленные российские столицы начали наполняться автомобилями с армянскими регистрационными знаками. Владельцы оных «ходили королями»: за стоимость новой Lada Granta или глубоко подержанного Renault Logan можно было приобрести воистину роскошную машину. При желании – даже крепкий и свежий Mercedes-Benz! Нужно было лишь лично съездить в дружескую Армению и приобрести машину там.
Как только автомобиль съезжал с корабля, его тут же ставили на учет и отдавали владельцу. Без пробега по РФ! Ну а дальше – широко распростертые объятия и долгие годы беспроблемной эксплуатации. Опытные перегонщики даже выяснили, что ставить на учет не надо: мало того, что налоги и штрафы идут лесом, так еще и парковка бесплатна. А с 1 января 2023 года машина благополучно и без лишних трат встанет на учет в родном ГИБДД – оплатить нужно будет только утилизационный сбор и установку ЭРА-ГЛОНАСС. Никакой растаможки. Шах и мат!
Однако, как водится в наших широтах, музыка играла не долго. Власть имущие и окружение, среди которого есть немало лоббистов самых разных интересов, прикрыли лавочку в одно мгновение. А те, кто еще вчера укорял своего соседа в безграмотности, глупости и стереотипном мышлении, оказались в западне.
Выход, конечно, есть, но стоит он невероятно дорого.
Откуда взялась дыра в законе с армянским автоучетом
Воистину сага об армянских номерах достойна полноценного романа с последующей экранизацией. Ведь подобных сюжетов в короткой, но насыщенной истории Российской Федерации было уже немало, однако граждане продолжают с завидной регулярностью наступать на одни и те же грабли. Назвать это произведение стоило бы «Дырой в законе».
Началось все с того, что вольная Армения вступила в ЕАЭС, он же Таможенный союз, и стало вроде как единым пространством с Белоруссией, Казахстаном и, конечно, Россией. Предприятие это настолько захватывало дух, что позже от соблазна слиться в едином порыве не удержалась и Киргизия. Одним словом, планы по совместному покорению мира за счет обильной западно-сибирской нефти и, видимо, крахмала, были наполеоновские.
Для граждан РФ же Армения представала не только туристической Меккой и коньячным изобилием, но и весьма щедрым источником недорогих подержанных автомобилей. Дело в том, что в Армении были лояльные условия на растаможку – своих-то автомобилей страна не производит, а после вступления в ЕАЭС начинали действовать переходные тарифы на «таможенную очистку» импортного товара. А раз мы теперь «едины и непобедимы», то… Россияне почуяли золотую жилу и, что естественно, бросились в союзное государство за товаром по бросовым ценам. Мол, раз есть лазейка в законе – значит надо действовать.
История изначально выглядела сколь же привлекательной, столь и скользкой: в договоренностях между странами черным по белому было прописано, что товары, импортированные в Армению по переходному тарифу, будет использованы исключительно внутри страны, а весь возможный «субимпорт» будет пресекаться. Впрочем, таможни – и российская, и армянская – почему-то давали добро, открывая ворота для десятков, сотен, а потом и тысяч подержанных автомобилей.Бюрократия – это все та же монета с двумя сторонами. Она медлительна и неповоротлива в обе стороны.
Первоначально, пока процесс не обрел столь массовый характер, для постановки автомобиля с армянскими номерами на российский учет, требовалось всего-то:
И все. Выполнив все требования законодательства, можно было получить желанные ПТС и СТС отечественного образца и распорядиться транспортным средством по своему усмотрению.
Как хитрецов подвела жадность
Действительно, кто же упустит шанс прокатиться под камерами да по выделенке, демонстрируя средний палец всевидящему оку?
Это ведь еще один бонус к низкому налогу – в Армении транспортного налога нет, вместо него существует налог на имущество. Более того, неплательщика в другой стране преследовать не будут. Короче говоря, одни преимущества.
В довершении ко всему каждый новоявленный владелец автомобиля с армянскими номерами как мантру произносил: «Вот наступит 2023 год – и бесплатно поставлю на учет, без всяких ваших сборов». Откуда это «знание» взялось? А все дело в том, что все автомобили, ввезенные с 2014 по 2020 год, будут считаться проходными, и услуги таможни оплачивать уже не придется. Прям не Страна Советов, а сущий рай на земле. Еще немного – и заживем!
Армянские номера в России (фото drom.ru)
Однако случилось то, что случилось: во многих регионах РФ, особенно на юге, где армянских номеров появилось особенно много, начали останавливать водителей. В лучшем случае просто выписывали штраф, в худшем – машину отправляли на штрафстоянку. В одном из субъектов федерации пошли еще дальше: автомобиль уже продали с аукциона. Вопрос только, кому и для каких целей: чтобы сделать «перевертыш» или чтобы снова поймать на дороге и снова продать?
В Краснодарском крае и Ростовской области поднялся настоящий путч: водители пишут письма президенту и требуют остановить кампанию, однако сотрудники ГИБДД разводят руками. Мол, «сверху» прислали приказ, безапелляционно требующий очистить дороги от машин «на Армении». Полицейские тоже люди, все понимают, но против начальства не пойдут. Так начались многочисленные рейды, быстро разошедшиеся по регионам. Дошло, конечно, и до столиц. Водителей штрафуют, машины изымают, что делать и куда бежать – непонятно.
Рейд ГИБДД по армянским номерам (фото За рулем)
Абсолютное большинство ввезенных из Армении машин не относятся к пятому экологическому классу, поэтому их растаможка обойдется в совершенно чудовищную сумму.
Например, за Honda Accord седьмого поколения придется внести в государственную кассу 837 362,88 рубля (калькулятор). Дешевле сжечь.
Кто виноват?
В некоторых случаях такое поведение сотрудников автоинспекции совершенно обосновано: управление автомобилем «со временным ввозом» нельзя передавать другому человеку. Но до этого пункта обычно никто правила не дочитывает. Как, впрочем, и до других пунктов совершенно непереводимых на русский язык отечественных законов. Вина за «армянскую экспансию» в равных долях лежит как на покупателях автомобилей с российским паспортом, так и на таможенной службе: разобраться в правилах и нормах невозможно, документы составлены в совершенно нечитаемой и непонятной форме, а ответ сотрудников не всегда и не навсегда прав. То, что в 2019 году считалось вполне нормальным, в 2020 – уже вне закона. Вот такой вот високосный год, который по традиции нашей страны случается в четыре раза чаще, чем во всем подлунном мире.
Воистину, простой человек не сможет самостоятельно разобраться, а единого государственного органа, в который можно обратиться за уточнением, подтвержденным бумагой с синей гербовой печатью, у нас нет. Вернее, есть, но бумаги не будет. А без бумажки… Да, чего уж там, у нас и с бумажкой.
Что делать владельцам машин с армянскими номерами
Сотрудники полиции, если в них шевельнулось чувство сострадания, рекомендуют припрятать машину на пару-тройку месяцев в гараж и дождаться, пока схлынет волна государственного старания. Мол, полютуют генералы до зимы, а там уж и забудут – будете дальше спокойно ездить. Страна у нас большая, на всех дорогах полицейские патрули не поставишь. Но факт остается фактом: сейчас на машинах с армянскими номерами, доставленных в наши широты по временному ввозу, могут перемещаться только обладатели соответствующего паспорта. Все остальные будут строго наказаны, вплоть до изъятия ТС.
На вопрос «Что делать с машиной на армянском учете» нет достойного ответа:
Остается только запереть автомобиль на три года в гараж и ждать 2023-ий, параллельно надеясь, что не придумают очередного запретительного закона.
Что, будем откровенны, маловероятно: уж больно много потратили государственных денег в первом полугодии. А сколько еще предстоит, пока мир не разгонится, а нефть не подорожает.
Вывод из всей этой саги прост: если уж удалось найти лазейку в законе – пользуйтесь ей немедленно, в полном объеме, и не экономьте на спичках. Те, кто заплатили таможенный и утилизационный сборы, поставили кнопку ЭРА-ГЛОНАСС и на законных основаниях получили госномера российского образца, сейчас эксплуатируют роскошные автомобили, которые были куплены с огромным дисконтом. А те, кто решил сэкономить еще, сыграв в невидимку с государственной машиной, кусают локти и присматривают себе рухлядь тысяч за пятьдесят. Ведь у ведущего выиграть нельзя. Разве это новость?
Депутаты предложили легализовать в России машины из Армении
В России насчитывается несколько сотен тысяч ввезенных из Армении автомобилей. В то же время многие граждане не в состоянии найти деньги для того, чтобы их растаможить. В связи с этим несколько депутатов нижней палаты парламента подготовили протокольное поручение думскому Комитету по транспорту о законодательном разрешении временной регистрации таких машин в ГИБДД, пишет «Парламентская газета».
«В мой адрес поступило множество жалоб автовладельцев, чьи автомобили уже изъяты либо находятся под угрозой изъятия, — цитирует депутата газета.
— С одной стороны, использование иностранных номеров позволяло владельцам избегать уплаты налогов и административных штрафов при нарушении Правил дорожного движения, что недопустимо и требует изменения.
С другой стороны, многие автовладельцы приобретали дешевые автомобили в меру своих финансовых возможностей».
В соответствии с российским законодательством, автомобили, ввезенные российскими гражданами из-за границы для эксплуатации в РФ, должны быть в десятидневный срок растаможены, для чего таможня взимает обеспечительный платеж собственно в размере суммы растаможки. Кроме того, необходимо оплатить утилизационный сбор, без отметки об его погашении ГИБДД не выдаст российский ПТС. Однако фактически до 2020 года в стране практиковалась такая схема:
%россияне покупали автомобили, зарегистрированные в союзном государстве, и ездили по дорогам, не проходя дорогостоящую процедуру таможенной очистки.
Для некоторых автомобилистов у такой практики были определенные незаконные выгоды, что использовалось продавцами даже в своем роде, как реклама: армянские номера не числятся ни в одной базе российских правоохранительных органов, взимающих штрафы за нарушения ПДД (в том числе с камер фото- видеофиксации). Штраф за неоплату парковки или проезда по платной трассе также взыскать не получится. Кроме того, солидная разница в таможенных тарифах России и Армении позволяла приобрести выгодно дорогую иномарку, которая после таможенной очистки в России стоила бы существенно дороже.
Впрочем, ситуация для владельцев таких машин изменилась кардинально в прошлом году, сообщал «Коммерсант». Прежде всего, интерес к такому транспорту угас из-за того, что Армения уравняла свои таможенные тарифы на ввоз автотранспорта с Россией. А в законе «О безопасности дорожного движения» стали действовать поправки, которые исключили для россиян возможность движения по дороге машин с иностранными номерами без растаможки. Это право сохранилось только для иностранцев, которые оформляют временный ввоз транспорта.
В ГИБДД пояснили, что машины без регистрации будут привлекать к административной ответственности по статье 12.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф от 500 до 800 рублей. Если же в течение года автомобилист попадется на такой машине повторно, то его уже ждет штраф на 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Также применялась статья 27.13 КоАП, предполагающая задержание транспортного средства.
По данным депутата Светланы Бессараб, случаи эвакуации инспекторами ДПС таких машин были зафиксированы на территории Уральского федерального округа, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Кургане, Тюмени, Нижневартовске, Челябинске и в Краснодарском крае. Некоторые автомобилисты вынуждены хранить машины на армянских номерах в гаражах, чтобы их не изъяли правоохранители, отметила парламентарий.
Более того, на сайте change.org владельцы машин с армянской регистрацией создали петицию (подписало 9 тыс. человек) обращенную к российским властям. В ней они попросили «разрешить постановку автомобилей на временный учет как в Казахстане». Власти Казахстана действительно пошли на встречу обладателям «армянских машин». Правда, на временную регистрацию было выделено ограниченное время – с 1 июня до 1 сентября 2020 года.
Авторы петиции просят российские власти аналогичным образом разрешить получение временных номеров и ПТС до возможности поставить транспортное средство на учет в РФ без дополнительной таможенной пошлины. Они подчеркивают, что в этом случае отпадает обязанность полной таможенной очистки автомобиля.
В противном случае есть риск роста протестных настроений, предупредили обладатели иномарок с иностранными номерами.
Эта ситуация не совсем простая, полагает автоюрист Сергей Ифанов: если ставить на учет без растаможки автомобили на армянских номерах, то это несправедливо по отношению к владельцам, которые ввезли и, к примеру, не растаможили машины из других стран. Почему для них нет таких преференций, задается вопросом он. В тоже время собеседник отмечает, что во всем стоит искать рациональный компромисс.
«Положим можно было выбрать золотую середину. Если человек ввез для себя недорогую машину, скажем, не дороже 1 млн рублей, а не пару-тройку штук на перепродажу, пользуясь дыркой в законодательстве, то имело бы смысл ему предоставить возможность легализовать свой автомобиль», – предложил собеседник.
В тоже время, если речь идет, к примеру, о постановке на учет дорогого кроссовера Porsche Cayenne или еще какого-нибудь другого премиум-автомобиля, либо больше одной машины, то тут, по мнению Ифанова, автовладельцам уже не стоит давить на жалость.
«Значит это был бизнес с вполне осязаемыми рисками и не нужно перекладывать проблемы на правительство. Государство тут не при чем», – резюмировал автоюрист.