что символизирует малый вход на литургии
О литургическом символизме
Сие творите в Мое воспоминание.
(Лк. 22: 19)
Но символический смысл Евхаристического богослужения не всегда легко понять, так как часто в Божественной литургии под одним священнодействием могут подразумеваться несколько событий евангельской истории.
Проскомидия
Проскомидия символически прообразует Рождество Христово. Сам жертвенник означает вертеп – пещеру Рождества, агничная просфора символизирует Пресвятую Богородицу; вынутый из нее Агнец – Самого рожденного Христа; дискос – ясли; звездица – вифлеемскую звезду; покровцы – пелены при рождении Младенца; кадило с фимиамом – смирну и ладан, принесенные волхвами.
Однако здесь присутствуют и прообразовательные символы Христовых Страданий: крестообразное разрезание Агнца копием – распятие Христа на кресте; копие – символизирует то самое копье, которым воин проткнул ребро Христово; вино и вода – истекшие Кровь и воду. Но так как по ходу литургии и последовательности евангельских событий Страданиям Христовым надлежит быть гораздо позже, то все эти прообразы Христовых Страданий на проскомидии указывают на Предвечный Божественный Совет, который еще до сотворения мира предопределил Христу быть распятым во искупление будущего, предвиденного Богом, грехопадения человечества.
Частицы, вынимаемые из остальных просфор, в честь и память Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и всех святых, а также живых и почивших членов Православной Церкви, прообразуют всю Церковь Христову, земных и небесных. За Ангелов, по нашему Служебнику, частицы из третьей просфоры не вынимаются, в отличие от греческой традиции, так как, видимо, внимание акцентируется на догмате Искупления (Святые Ангелы не были искуплены Кровью Агнца), а не на Церкви в целом, в которую входят и Ангелы Божии. Но и в дальнейшем по освящении Святых Даров в ходатайственной молитве Ангелы также не упоминаются. Однако, разумеется, ангельские чиноначалия всегда присутствуют при совершении Бескровной Жертвы.
Литургия оглашенных
Антифоны – ветхозаветные пророчества о Христе.
Малый вход – выход Христа на общественное служение.
Исхождение священника на горнее место – переход от Ветхого Завета к Новому.
Апостол – призвание апостолов.
Евангелие – трехлетняя проповедь Христа.
Литургия верных
Великий вход символизирует погребение Христа Иосифом и Никодимом в новом гробе (о чем говорят тропари, которые священник читает после поставления Святых Даров на престол). Жертвенник, от которого начинается шествие, – Голгофа. Престол – гроб Господень. Закрытие царских врат – схождение души Спасителя во ад. Задергивание завесы – приставление стражи ко гробу. Покрытие Святых Даров воздухом – приваливание камня ко дверям гроба, кадило – погребальные ароматы, звездица – знаменование гроба печатью. Отдергивание завесы к Символу веры – разбегание стражи при Воскресении Христовом. Поднятие воздуха – землетрясение, сопровождавшее Воскресение. Оставление звездицы на дискосе – сохранение неповрежденной печати гроба при Воскресении. Анафора – само Воскресение.
Крестообразное расположение Частиц на дискосе символически означает, что «Господь окрест людей Своих» и «спасеннии выну зрят Лице Божие, и очи Господни на них». И это уже второй крест. По святителю Герману, этот второй крест Агнцем освящает «землю, в которой погребено было Живоносное Тело Христово». Полагаемые Частицы Агнца по возможности не должны соприкасаться с другими частичками, которые предварительно собираются в центр дискоса.
Есть мнения некоторых литургистов, что возношение Агнца, раздробление Его и опускание Частицы «Иисус» в потир означают соответственно поднятие Христа для распятия на Крест, само распятие и Воскресение. Но при таком толковании нарушается последовательность евангельских событий, так как эти образы были уже ранее явлены в литургии.
Вливание теплоты с молитвой «Теплота веры исполнь Духа Святаго» совершается, чтобы причащаться теплой Крови Христовой, в знак того, что Тело Христово даже при разлучении с душой всегда оставалось неразлучным с Божеством животворящим и не претерпело истления (то есть Кровь Его не остывала). Символически это действие означает сошествие Святого Духа на Церковь.
«Спаси, Боже, люди Твоя…» после причащения – означает благословение, преподанное Христом апостолам при Вознесении. Перенос Святых Даров с престола на жертвенник – само Вознесение Христово.
[2] Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. М., 1992. С. 12.
[3] Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским. Казань, 1884. С. 4.
[4] По дореволюционному Служебнику, рядов на дискосе (под Агнцем) было не два, как в современном, а три: первый, самый верхний, – в нем полагались две частички: за патриарха (Синод) и царя; второй ряд – о живых, третий – об умерших.
[5] Поднимается примерно на одну пядь (18 см) от дискоса тремя перстами обеих рук: «Приемля святый хлеб обоих рук треми персты, и возглашает Святая святым, и творит крест над святым дискосом Святым Агнцем» (Служебник патриарха Иосифа. 1651. Л. 167), «И святитель, возвышая святой хлеб внутрь святого дискоса или к пяди единою, и знаменая крестообразно, возгласит: “Святая святым”» (Архиерейский Служебник. 1910. Л. 67). В современном Служебнике эти действия не оговариваются.
[7] Цит. по: Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. С. 215.
[9] Правой рукой, левой священник держит Святой Агнец.
[10] Спиридон (Лукич), архимандрит. Проскомидия, или Практическое руководство по совершению Божественной литургии. М., 2001. § 70.
[11] Протоиерей Валерий Лукьянов в «Богослужебных заметках» пишет, что сборник «Метод» указывает: «Прежде всего Святой Агнец полагается долу крестным знамением (т.е. печатью вниз) ко святому дискосу, закланием же – горе, как это делалось в начале проскомидии при слове: “Жрется Агнец Божий”», и что некоторые понимают под «знамением долу» ставить Частицы буквами вниз к дискосу, а мякотью вверх, к потолку. Раздробленные Частицы, таким образом, полагаются на дискосе крестообразно («Иисус» – на восток дискоса, «Христос» – на запад, «Ни» – на север, «Ка» – на юг), печатью вниз, вертикально (если при этом положении стояние будет неустойчивым из-за неровной поверхности печати, то можно положить Частицы горизонтально на дискосе, печатями вовнутрь).
[13] В старых Служебниках указывается это делать тремя перстами обеих рук: «Иерей же, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест верху святаго потиря» (Служебник патриарха Иосифа. 1651. Л. 168). В современном Служебнике не оговаривается.
[15] Цит. по: Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. С. 215.
[16] При переливании Святой Крови из основной Чаши в дополнительные, теплоту правильно вливать в самом конце – после переливания во все чаши (а не до, как это часто практикуется), чтобы не нарушать указание Служебника об единократном вливании теплоты (Спиридон (Лукич), архимандрит. Проскомидия, или Практическое руководство по совершению Божественной литургии. § 75).
[17] См.: Васильев А. Формирование чина Великого входа и его богословское осмысление в византийской традиции.
Что символизирует малый вход на литургии
Смысл Малого входа был не только в принесении Евангелия. У него есть смысл, актуальный во все времена. Малый вход отражает движение церкви в Небеса, к Престолу Божьему, где не прекращается служение поклонения и славословия. Мы не просто совершаем богослужение здесь, на земле, но присоединяемся к служению, совершаемому на Небесах. Интересно в связи с этим рассмотреть молитву священника, читаемую во время входа. К сожалению, эта молитва не слышна, хотя имеет к нам прямое отношение. Время её чтения обычно приходится на пение третьего антифона.
Молитва на вход в святилище
На церковнославянском языке
На русском языке
Диакон: Благослови, владыко, святый вход.
Священник благословляя, глаголет: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Благослови, владыка, святой вход!
Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.
В этой молитве несколько раз упоминаются Ангелы. Поразмышляем над этим.
Какую роль играют Ангелы в вашей жизни?
Нужны ли нам Ангелы во время богослужения? Почему?
Вход во святилище отражает приближение всей Церкви, всех собравшихся на Литургию, к Престолу Божьему. Это восхождение Церкви туда, где совершается Небесное богослужение, о котором мы читаем в Библии.В святилище ветхозаветного Храма могли входить только священники. Сейчас же туда входит вся Церковь.
Прочитайте Послание Евреям 12:22-24:
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
Прочитайте Откровение 5:11-12
11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
Кто вместе с нами собран у Престола Божьего?
Что значит для вас участие вместе с ними в богослужении?
Во время входа во святилище мы слышим призывное пение хора:
В воскресные дни
На церковнославянском языке
На русском языке
В будние дни
На церковнославянском языке
На русском языке
Прочитайте Евангелие от Иоанна 15:14-15
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
Оставляя учеников, Христос назвал их друзьями.
Как сочетаются дружеские отношения со Христом и поклонение Ему?
Для чего вообще нужно поклоняться Богу?
В призыве хора впервые за время литургии звучит Аллилуиа. Как вы понимаете значение этого слова?
Еврейское выражение халелу-Йа’х буквально означает «хвалите Яхве». Это не просто «слава Богу», а призыв к активной хвале. Впервые это выражение встречается в Библии в 1-й книге Паралипоменон 16:36 – «И сказал весь народ: аминь! Аллилуия!» Это был отклик народа на славословие Давида по случаю перенесения ковчега завета в Иерусалим.
Что вы делаете для того, чтобы на Литургии славить Бога?
Славословия и хвала по сути – возвещение того, каким является Бог и что Он сделал. Настоящая хвала имеет в своей основе личный опыт познания Бога. Мы возвещаем о том, каким Он нам открылся, о том, что Он сделал для нас. Не всегда богослужебные тексты в полной мере отражают наш личный опыт познания Бога, поэтому важно делиться этим также во внебогослужебном общении.
Итак, совершив вход к Божьему Престолу, Церковь трижды поёт короткое славословие, называемое Трисвятое.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас! (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков! Аминь.
Святый Бессмертный, помилуй нас!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!
Существует предание о происхождении этого славословия, согласно которому эти слова услышал от ангелов мальчик, во время покаянного моления в Константинополе по случаю землетрясения. Однако Трисвятое можно связать с видением пророка Исаии, в котором он увидел Господа восседающего на престоле в храме, а вокруг – славящих Бога серафимов, взывающих «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (см. Книга пророка Исаии 6:1-3).
Вход во святилище – это совместный вход церкви в славное присутствие Бога. Глазами веры мы как Исаия видим Его «на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6:1). Нас, как и серафимов, созерцание Бога и Его присутствие должно приводить к восторженному славословию.
Как, по-вашему, почему из всех качеств Бога, для этого песнопения выбраны именно эти три – святость, крепость и бессмертие? Как это сочетается с призывом помиловать нас?
Какие качества Бога наиболее актуальны для вас сейчас? Почему?
Легко ли вам славословить Господа от всего сердца? Почему?
Насколько важно для вас быть участником небесного прославления Бога?
В Библии неоднократно подчёркивается, что объект поклонения оказывает преображающее влияние на человека. Здесь можно вспомнить историю, которую рассказывает митрополит Антоний Сурожский:
Прочитайте Псалом 134:15-18
15 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:
16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.
18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.
Как поклонение Богу меняет нас? Можете привести пример из своей жизни?
Лучшее наставление – наставление образом жизни, наставление деятельностью. Хотя бы ты ничего не говорил, но, вышедши из собрания, своим видом, взором, голосом, походкою и всяким другим положением тела показал отсутствовавшим людям ту пользу, какую ты получил здесь, то этого достаточно для наставления и увещания. Нам должно выходить отсюда так, как из неприступного святилища, как бы мы сошли с самых небес, став скромными, любомудрыми, говорящими и делающими все благопристойно; и жена, видя своего мужа возвращающегося из собрания, и отец сына, и сын отца, и раб господина, и друг друга, и враг врага, все пусть чувствуют, какую пользу мы получаем здесь; а они почувствуют, если увидят, что вы сделались более скромными, более благочестивыми.
Представь, в какие посвящен тайны ты, посвященный в них, с кем вместе ты возносишь таинственную песнь, с кем взываешь Трисвятое. Научи находящихся вне, что ты ликовал вместе с серафимами, что ты принадлежишь к высшему сонму, что ты причислен к лику ангелов, что ты беседовал с Господом, что ты обращался со Христом. Если мы так настроим себя, то по выходе отсюда, не будем нуждаться в словах для отсутствующих, но по нашей пользе они почувствуют собственную потерю, и скоро прибегнут, чтобы получить то же. Видя красоту вашей души, проявляющуюся в самых чувствах, они, хотя бы были нерадивее всех, проникнутся любовью к вашему благообразию. В самом деле, если красота телесная трогает взирающих на нее, то гораздо более благообразие душевное может тронуть зрителя и возбудить к соревнованию. Будем же украшать нашего внутреннего человека, и то, что говорится здесь, будем помнить вне, потому что там особенно благовременно воспоминать об этом. Как ратоборец, чему научится в училище ратоборства, то и показывает при подвигах, так точно и нам, чему мы научимся здесь, то и должно показывать во внешних делах.
Что символизирует малый вход на литургии
[греч. εἴσοδος], в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь. Во время Божественной литургии совершаются 2 В.- малый и великий; В. может также происходить во время вечерни и утрени.
Малый В.
Малый В. также называется «вход с Евангелием», т. к. во время него обязательно износится напрестольное Евангелие. Изнесение Евангелия имеет символическое значение; в древности это могло иметь и практическое значение, поскольку ценные служебные Евангелия часто хранились в ризницах или сосудохранительницах и их могли приносить в храм специально для службы во время малого В.
Процессия малого В. начинается у св. престола: с пением 3-го антифона один из служащих священников, поцеловав вместе с диаконом св. трапезу, подает диакону Евангелие и все священнослужители (епископ, если совершается литургия архиерейским чином, находится в середине храма), обойдя св. престол, исходят из алтаря через сев. двери. Процессию, состоящую из диакона с Евангелием, сослужащих и старшего священника, предваряют свещеносцы и диаконы с кадилами. Во время процессии диакон негромко возглашает: и предстоятель читает молитву В.
В тех случаях когда литургия совершается на вечерне (в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в праздник Благовещения, если те приходятся не на субботу или воскресенье; в Великие четверг и субботу; за литургией Преждеосвященных Даров), роль малого В. выполняет В. вечерни.
Великий В.
В послеиконоборческое время обычным местом приготовления Даров стала приалтарная апсида или просто алтарь, поэтому великий В. из обряда принесения Даров в храм извне превратился в символическое шествие с приготовленными Дарами от жертвенника в приалтарной апсиде или в алтаре через сев. двери и обратно в алтарь через св. врата для поставления Даров на св. престол. Такие архаичные элементы великого В., как умовение рук предстоятелем и неучастие его в шествии (предстоятель встречает Дары в св. вратах), сохранились в последующие века только в чине архиерейской литургии.
Согласно установленному ныне порядку, приготовление св. престола к принятию Даров начинается еще до великого В. с того, что предстоятель разворачивает антиминс во время ектений сугубой и об оглашенных (до XVII в. разворачивали только илитон (антиминс находился под облачениями св. престола) во время ектений верных). По окончании ектений верных (во время к-рых при архиерейском служении обычно происходит умовение рук епископом) отверзаются, если они были затворены, св. врата и хор начинает пение херувимской песни.
Малый вход
Малый вход
По окончании второго антифона и второй малой ектении за ним, отверзаются царские врата для совершения входа с Евангелием, или так называемого «малого входа». Самый малый вход происходит во время пения третьего антифона, почему выходить нужно с таким расчетом, чтобы успеть закончить вход к концу пения третьего антифона. Для совершения входа священнослужители творят три поклона перед св. Престолом. При этом, по установившемуся обычаю, священник прикладывается к Евангелию, а диакон к св. Престолу. Священник подает Евангелие диакону, который, принимая его обеими руками, целует у священника правую руку. Оба они обходят св. трапезу справа, минуют горнее место, выходят через северные двери и становятся перед царскими вратами. Впереди их идет свещеносец. При этом диакон, неся Евангелие обеими руками «при персех», идет впереди, а священник следует за ним сзади. Диакон произносит, обыкновенно еще у престола или на ходу: Господу помолимся, на что священник читает «молитву входа»: Владыко Господи Боже наш… Содержание этой молитвы свидетельствует о том, что со священником при совершении божественной литургии сослужат Ангелы, почему и «сослужение это страшно и велико и самим небесным силам». Прислонив затем Евангелие к груди и указывая орарем правой рукой на восток, диакон говорит священнику тихим гласом: Благослови, владыко, святый вход. Священник в ответ благословляет рукой на восток, говоря: Благословен вход святых твоих, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Диакон говорит: Аминь. Затем диакон подходит к священнику, давая ему приложиться к Евангелию, а сам в это время целует правую руку священника. Оборотясь к востоку и дождавшись конца пения, диакон возвышает Евангелие и начертывая им крест, возглашает: Премудрость прости, после чего первый входит в алтарь и полагает Евангелие на престоле, а за ним входит священник, который предварительно прикладывается к иконе Спасителя, затем благословляет рукой свещеносца, прикладывается к иконе Божией Матери и тогда уже входит вслед за диаконом. Оба они, войдя в алтарь, целуют престол. В великие праздники, когда поются праздничные антифоны (и на Сретение, а также в понедельник Св. Духа), после возгласа «Премудрость, прости» диакон произносит еще «Входное», или «Входной стих», который заимствуется из псалмов и имеет отношение к праздничному событию.
В воскресные и будничные дни, а также в Богородичные праздники, когда не поются праздничные антифоны, «входным стихом» служит песнопение, которое и поется тогда сразу после возгласа диакона «Премудрость прости»: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу:, к чему присоединяется припев соответствующего дню антифона: в будни: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия ти: Аллилуиа, в Богородичные праздники: Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия ти: Аллилуиа, в дни воскресные — Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия ти: Аллилуиа. Если есть Входной стих, то в таком случае, хор поет сразу тропарь праздника. (При архиерейском служении, архиерей стоит на кафедре, а начиная с малого входа он входит в Алтарь и далее участвует в совершении литургии).
Читайте также
МАЛЫЙ СВЕТ
МАЛЫЙ СВЕТ «Когда можно узреть малый свет?» – спрашивал равви Шеломо и сам же отвечал: «Если всячески себя уничижаешь, как сказано: “Сойду ли в преисподнюю, и там
Глава 5. Малый Кайлас — хранилище камня Шантамани
Глава 5. Малый Кайлас — хранилище камня Шантамани Интуитивно я уже почти верил, что эта красивая заснеженная пирамидка на западном отроге Большого Кайласа и есть тот самый загадочный Малый Кайлас. В глубине подсознания я ощущал, что в этом Малом Кайласе сокрыта какая-то
Малый обряд «Тахник»
Малый обряд «Тахник» Для совершения этого малого обряда необходимо помазать губы младенца сладким фруктовым соком или медом, сопровождая эти действия заздравными молитвами и пожеланиями расти ребенку послушным, ласковым и
Малый вход.
Малый вход. По окончании третьей ектении (малой) открываются царские двери для совершения малого входа, или входа с Евангелием. Если Литургия начинается вечерней, то царские врата открываются тогда же, как и на вечерне, т. е. на «Слава, и ныне». Малый вход должен быть
21 «… Грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает»
21 «… Грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает» Пишешь, что, может быть, не прощено твое согрешение. Отцы думают иначе. При каждом согрешении, совершенном человеком, грех прощается, когда он покается, а воображение остается до последнего издыхания.И когда
Порядок пострига в малый ангельский образ, т. е. в мантию.
Порядок пострига в малый ангельский образ, т. е. в мантию. Всякий, желающий принять постриг, прежде чем придти в храм для пострижения, должен исповедываться и приготовиться к принятию Св. Божественных Тайн, как повелевает и Св. Дионисий Ареопагит в 6–й главе своей книги «о
Малый вход
Малый вход Открываются святые двери. Приняв от священника святое Евангелие, диакон исходит из алтаря со священником и, став перед святыми вратами, возглашает:Д. Господу
Малый вход
Малый вход По окончании второго антифона и второй малой ектении за ним, отверзаются царские врата для совершения входа с Евангелием, или так называемого «малого входа». Самый малый вход происходит во время пения третьего антифона, почему выходить нужно с таким расчетом,
Лунный Требник Малый
ЭКСКУРС III ЭСХАТОЛОГИЯ В ЕВАНГЕЛИЯХ («малый апокалипсис») И В ОТКРОВЕНИИ
ЭКСКУРС III ЭСХАТОЛОГИЯ В ЕВАНГЕЛИЯХ («малый апокалипсис») И В ОТКРОВЕНИИ То и другое трудно поддастся прямому сопоставлению, настолько различны они по плану и характеру изложения. Евангельский апокалипсис (Мф. XXIV, 25, Мк. XIII, Лк. XXI) занижает сравнительно небольшую пасть
Малый треугольник
Малый треугольник Большой треугольник делится линией Сатурна, если таковая есть, на две части, и то пространство, которое образуется линией Сатурна, линией Меркурия и линией головы, называется малым треугольником (рис.27). Так как не только линии Сатурна, но и особенно
«Урядник Малый»
«Урядник Малый» Богам Родным — вовек слава,А нам — хвала по делам! Гой!1. Уряд Потворный1. Потвора есть всякому действу основа, как великому, так и малому. По ней внутренняя природа и подлинный нрав всякого человека познаются. Ибо не тот подлинно велик, кто на самом обряде