что считал ибн сина причиной болезни
Вклад Абуали ибн Сино в изучение инфекционной патологии
Кафедра инфекционных болезней, эпидемиологии, гигиены и охраны окружающей среды ТИППМК, инфекционное отделение ГМЦ г. Душанбе
В 2011 году исполняется 1031 год со дня рождения выдающегося мыслителя, врача, фи- лософа, ученого-энциклопедиста, просветителя, классика таджикско-персидской литерату- ры Абуали ибн Сино, широко известного в западных странах под именем Авиценны.
Абуали ибн Сино один из величайших мыслителей эпохи средневековья, оказавший ог- ромное влияние на развитие различных отраслей науки как своей эпохи, так и последую- щих периодов. Только через несколько столетий передовые ученые Европы пришли к тем же взглядам, которых придерживался Абуали ибн Сино. Петров Б.Д. пишет, что в Европе в средние века никого нельзя поставить рядом с ним ни по объёму разнообразных знаний, ни по талантливости, трудоспособности и гигантским творческим итогам. В учебнике профессора Падуанского университета Феррари (1471) Ибн Сино цитируется 3000 раз, Рази и Гален — 500, Гиппократ — 140 раз.
Гениальный представитель эпохи Возрож- дения Микеланджело писал: «Лучше ошибаться, поддерживая Г алена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других».
Более тысячу лет тому назад, когда ещё отсутствовало какое-либо понятие об инфекции великий ученный и выдающийся клиницист Абуали Ибн Сино, в своем энциклопедическом труде по медицине — «Канон врачебной науки» — с большой точностью описал клинику, течение, распознавание, лечение и профилактику ряда инфекционных заболеваний. Представленные в «Каноне» данные об инфекционных заболеваниях, составленные на основе многолетнего личного опыта ученого и огромного фактического материала, остаются поныне уникальным описанием этих болезней и имеют определенное значение в практи- ческой медицине. Но в медицинской и научной литературе вклад Абуали ибн Сино все ещё не получил достаточного отражения, особенно в области инфекционной патологии.
В произведениях Ибн Сино детально описаны широко распространенные в то время и весьма опасные инфекционные заболевания: чума, холера, сибирская язва, бешенство, на- туральная и ветряная оспа, корь, паротит, менингит, малярия, глистные инвазии и др.
Замечательный диагност, опытный врач, Абуали ибн Сино описывал эти инфекции по четкой системе: определение болезни, причи- на возникновения и механизм её развития. Далее подробно по органам он перечислял субъективные и объективные признаки болез- ней и их отличия от заболеваний, имеющих сходство в течении. В заключение, диету, режим и профилактику. Ибн Сино требовал от врача соблюдения принципа индивидуального подхода к больному, поскольку рассматривал болезнь как развивающийся, изменяющийся процесс, главным образом под влиянием факторов внешней среды (времена года, климат, воздух, вода, питание и др.).
Все известные в те времена заболевания Абуали ибн Сино разделил на две основные группы: заразные и незаразные. В распространении заразных болезней большое значение он придавал водному фактору, воздуху и тесному контакту между людьми, рекомендовал употреблять кипяченную или профильтрованную воду.
Ибн Сино указывал на эндемичность некоторых заболеваний и на передачу болезни по наследству. В каноне врачебной науки он пишет: «Среди болезней есть болезни, пере- ходящие на других, как например чесотка, проказа, оспа, моровая лихорадка, гнилые язвы, особенно, если жилища людей тесны. Некоторые болезни передаются по наследству потомкам, как родимое пятно, подагра, чахотка, проказа. Бывают болезни, свойственные только определенным племенам или обитателям данной области и часто встречающиеся у них».
Ниже приводятся некоторые описания Абуали ибн Сино об инфекционных заболеваниях.
Чума (мор, моровая болезнь) название, которой происходит от арабского слова «Джумба» (боб). В зарубежных источниках сообщается, что в 1894 г. Иерсен с открытием возбудителя чумы впервые указал на уча- стие крыс в распространении этой болезни. В действительности о наличии тесной связи меж- ду крысами и эпидемией чумы, а также о по- ведении этих животных в очагах инфекций достаточно наглядно писал Ибн Сино: «Одно из указаний на мор — когда ты видишь, что мыши и зверьки, живущие в глубине земли, выбегают на поверхность земли, ошеломлен- ные, бегут из своих гнезд и удаляются от них».
Выдающемуся клиницисту были известны возможности передачи чумы через воздух и массового распространения инфекции, особенно в годы народных бедствий и воин. «Нередко причиной этого (мора) бывает ветер, при- носящий в здоровую местность дурной дым из отдаленных областей, где имеются тысячи болот или лежат разлагающиеся тела людей, погибших в сражениях, или от убийственного мора незакопанные и незахороненные».
Уже тогда Ибн Сино выделял одно из ос- новных противоэпидемических мероприятий, как обязательное исключение контакта меж- ду людьми и их изоляцию в очаге чумы. «Во время мора нужно искать убежище в подземельях, в домах, обнесенных со всех сторон оградой и в домашних кладовых».
Таким образом, многие из рекомендованных великим ученым ценных противоэпидемических и профилактических мероприятий при чуме и поныне не утратили своего практического значения.
Абуали ибн Сино не только описал клинику, течение, исход и лечение холеры, но и детально дифференцировал её от других ви- дов поноса, а также от дизентерии. Он ука- зывал: «Чаще всего хайда случается летом и осенью, когда возникает после питья холод- ной воды или после грубой пищи».
В клиническом проявлении холеры Ибн Сино особое значение придает следующим симптомам: «Хайда начинается с поноса желчного, потом чисто водяного, вонючего и зло- вонного, затем он иногда переходит в понос, похожий на воду с некоторым количеством пленок… Затем хайда ведет к расслаблению пульса, спазм, холодному поту и смерти». «Страдающий хайдой испытывает сильную жажду и всякий раз, как больной выпьет воды и вода нагревается у него в желудке, его рвет этой водой».
Следует особо отметить, что Ибн Сино впервые указал на отличие чумы от холеры, как по характеру возникновения, так и по клиническому проявлению.
Бешенство у собак было описано Демокритом, а Цельс впервые заметил это заболевание у людей и указал на возможность передачи болезни со слюной животного в момент укуса. Зарубежные авторы (И. Замфиреску и др.) считают, что только в XVII — XVIII вв. появилось довольно точное описание бешенства, как у животных, так и у человека.
При ознакомлении с сочинениями Ибн Сино можно легко убедиться в том, что описанные им ещё в средние века проявления бешенства у человека и животных до сих пор остаются одним из классических определений этой инфекции. В каноне врачебной науки пишется: «Когда бешеная собака укусит человека, то не видно ничего, кроме болезнен- ной раны. Потом через несколько дней у укушенного появляются некоторые дурные мыс- ли, дурные сны, гневное состояние. Ты заме- чаешь, что судороги сводят ему пальцы и конечности, которые он поджимает к телу. Он бежит от света, у него наблюдаются икота, жажда, сухость во рту. Он бежит от толпы, любит уединение. У него возникают сильные боли, хрипнет голос, а потом в конце болезни он начинает бояться воды и всякой жидкости и каждый раз, когда её к нему под- носят, он боится её. Иногда ему хочется воды, но почуяв её, он с воплем отказывается или делает глоток, но давится ею».
Ибн Сино более точно и детально описал проявление бешенства у собак: «Собака испытывает голод, но не ест, чувствует жажду и не пьёт воду, когда видит воду, то шарахается от неё и гнушается ею. Нередко, почуяв воду, она начинает трястись и дрожать, больше всего у неё дрожит кожа на морде. Иногда особенно в конце дела даже умирает от боязни воды. Глаза у неё подернуты пленкой, она все время ходит с высунутым языком, испуская пенистую слюну. Голова у неё опущена, уши отвисают, спина сгорблена, а хвост не двигается. Собака ходит боязливо, качаясь как пьяная. Когда она видит перед собой очертания чего-либо, то бежит и бросается на него. Нападение редко сопровождается лаем».
Имеется указание и о продолжительности инкубационного периода бешенства у чело- века: «Эта болезнь убывает в промежуток времени от недели до шести месяцев, средний срок составляет 40 дней. Утверждают люди, будто больной иногда начинает бояться воды через восемь лет».
Ибн Сино большое значение придавал профилактике болезни, при этом он указывал: «Лук помогает от укуса бешеной собаки, если его соком с солью и рутой примачивают укушенное место». Особый интерес представляет его рекомендация по активной иммунизации: «Укушенному человеку дать пить печень бешеной собаки». Уровень развития науки того времени не позволил великому ученому более глубоко изучить свои предложения. Лишь несколько столетий спустя многие из них получили научное подтверждение.
Гиппократ сибирскую язву назвал Ант- ракс (уголь), позже арабские врачи переименовали на персидский огонь. Несомненно, в те времена сибирскую язву часто смешивали со многими другими болезнями, так как отсутствовали подробные описания этой инфекции. Только в 1766 г. Марен достоверно описал клинику сибирской язвы у человека.
В сочинениях Ибн Сино имеется много интересных данных о сибирской язве. После изложения патогенеза болезни он пишет: «Во всех случаях заболевание начинается с зуда, превращается в волдыри, из них течет нечто жгучее, как после прижиганий, обжигающее больное место, пепельное по цвету или черное. Место вокруг уголька сильно воспалено, не очень красное и скорее черноватое, дно язвы темное, словно раскаленный уголь… При таких опухолях иногда бывают сильные, очень нехорошие, убийственные лихорадки». Эта краткая выдержка из «Канона» свидетельствует о том, что ещё за 700 лет до Марена великим врачом таджикского народа достаточно подробно, по периодам (от зуда до струпа) было описано клиническое проявление и течение сибироязвенного карбункула у человека.
Рожистое воспаление описана Гиппократом и разделена на две формы: на травматическую и идиопатическую (развивающуюся в результате внутренних причин). В дальней- шем к этой болезни отнесли и другие разно- образные заболевания кожи. Ибн Сино не только дал подробное описание клинической картины и течения рожи, но и дифференцировал её от многих кожных заболеваний. Особые заслуги ученого заключаются в том, что он впервые предложил клиническую классификацию рожи, которой с небольшими изменениями пользуются и поныне во многих учебниках и монографиях. Ибн Сино раз- личает следующие пять разновидностей болезни: 1) рожистое воспаление (эритематозная рожа); 2) рожа с волдырями и пузырями (буллёзная рожа); 3) флегмонозная рожа; 4) злокачественная рожа; 5) ползучая рожа.
Так же он подробно изложил дифференциальную диагностику рожи. Для примера при- ведем одно из таких описаний: «От флегмоны рожа отличается тем, что краснота её более ясная и яркая. При роже краснота исчезает от прикосновения, потом краснота быс- тро возвращается, а при флегмоне это не так… Рожистая опухоль (отек) не сопротивляется давлению, а при флегмоне сопротивляется. Рожистая опухоль (отек) дает волдыри, что при флегмоне бывает редко. Рожа влечет за собой более сильную лихорадку чем флегмона. Воспаление при роже не меньше, чем воспаление при флегмоне, и даже больше, но напряжение и болезненность при флегмоне иногда бывает сильней и поэтому боль при роже меньше». Несомненно, описанная с такой точностью и подробностью дифференциация и сейчас значительно облегчает рас- познавание болезни.
Натуральная оспа в Египте, Китае, Индии была известна почти 4000 лет до нашей эры, она упоминается в сочинениях Гиппократа и Галена. Классическое описание оспы дано великим ученым Востока Абубакром ибн За- карие Рози (850-928г.н.э.). В те времена заболевание обычно превращалось в опустошающую эпидемию, от которой ежегодно уми- рало до 1/10 части населения.
В трудах Ибн Сино имеются ценные данные о клинике, дифференциации, лечении и профилактике оспы, многие из которых и по настоящее время не потеряли своего практического значения. Ибн-Сино считал оспу заразной болезнью и указывал, что можно ею заразиться, если вдыхать зараженный воздух. Выдающийся клиницист впервые от дифференцировал оспу от кори и выделил ветряную оспу в самостоятельное заболевание. По этому вопросу он писал: «Хумайко (ветряная оспа) нечто среднее между оспой и корью и она безопасней их обеих».
Ученый указывал на наличие продромального периода при натуральной оспе и характеризовал его так: «Появлению оспы предшествует боль в спине, зуд в носу, тревожный сон, сильное покалывание во всех частях тела, тяжесть во всем теле, покраснение цвета лица и глаз, тяжесть в голове, головная боль, сухость во рту, боль в горле и в груди, дрожь в ногах и при этом непрерывная лихорадка».
В результате многолетнего кропотливого наблюдения Ибн Сино достаточно подробно и точно описал тяжесть течения и исход оспы по характеру сыпи: «Оспинам присущи раз- личные разновидности окраски, бывают оспины белые, желтые, красные, бывают синие, фиалковые и бывают черные. Синие и фиалковые оспины злокачественные, чем больше они отличаются чернотой, тем хуже. Белые оспины лучше всех, особенно если они скудны по количеству, валики по размеру, легко высыхают, не очень мучительны и дают слабую лихорадку, причем ты видишь, что после их появления и высыпания лихорадка про- ходит, а впервые они высыпают на третий день или около этого… К злокачественным опасным разновидностям оспы, которые за- частую губят больного, принадлежит такая, при которой качество оспин меняется, и они то появляются, то исчезают, особенно если появляются оспины фиалкового цвета. Если сначала бывает лихорадка, а потом оспа, это гораздо лучше, чем если оспа предшествует, а потом за нею следует и внезапно возникает лихорадка». Последнее объясняется тем, что иногда на 7-9 день болезни состояние больного резко ухудшается, температура тела вновь повышается до 39-400С которое связано со скоплением гноя в везикулах и пре- вращения их в пустулы вследствие присоединения вторичной гноеродной микрофлоры. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Ибн Сино внес новое и ценное в распознавание натуральной оспы.
Данные о менингите (сарсом) имеются во всех томах книги «Канон врачебной науки». Сарсом — таджикско-персидское слово (сар — голова, сом — опухоль, жар). Ибн Сино сарсомом назвал «опухоль (отек) оболочки мозга» и делил его на две формы: как первичное заболевание и ложный (вторичный менингит): «При ложном сарсоме предшествуют заболевания другого органа, а потом появляются признаки сарсома». «Сарсом обусловленное заболевание других органов распознается по явным признакам состояния этих органов».
Ученый отличал заболевания мозговых оболочек от болезни вещества мозга и указывал, что у больных менингитом может развиваться и поражение вещества мозга: «Иногда при сарсоме опухает (отекает) также и вещество мозга вследствие соучастия его в заболевании. Это очень злокачественная болезнь и она убивает на четвертый день, но если минует этот срок, больной спасается. Большинство умерших от сарсома умирает от расстройства дыхания». Заслуга Ибн Сино заключается в том, что он внес новое в диагностику и лечение различных форм менингита.
Абуали ибн Сино также большое внимание уделял изучению глистных инвазий. Встречаемых в кишечнике человека гельминтов он делил на четыре группы: большие, длинные, круглые и плоские. О причинах развития этих паразитов в кишечнике ученый писал: «К числу веществ, из которых образуются черви, относятся мягкая и клейкая пища, от потребления сырого мяса и свежих плодов, овощей, зелени и жиров». Далее он указывал, что «чаще всего червями заражаются в детском возрасте. Осенью червями заражаются чаще, ибо этому предшествует потреб- ление плодов и подобной им пищи».
Клинику гельминтозов Ибн Сино весьма подробно описал по органам, системам, дифференцируя по видам паразитов. При кишечных гельминтозах он главным образом обращает внимание на следующие проявления болезни: «Страдающий червями иногда становится раздражительным, неохотно разговаривает и имеет вид сердитого, озабоченного человека. Такие больные иногда скрипят зубами, особенно по ночам. Они дергаются и вскрикивают во сне. После еды их иногда тошнит и мутит». «Живот у таких больных иногда напрягается, нередко у них появляется понос. При наличии плоских и круглых червей аппетит в большинстве случаев усиливается, они могут вызывать мучительную, режущую боль возле пупка. Что же касается мелких червей, то на них указывает зуд в заднем проходе и постоянное щекотание возле него».
Ибн Сино подробно описал осложнения при гельминтозах, развивающихся со стороны от- дельных органов. Особое место в сочинениях ученого занимает лечение гельминтозов. Будучи превосходным фармацевтом, Ибн Сино для лечения каждого вида червей предлагал специальные лекарственные средства, при этом он указывал и на побочные влияния примененных препаратов на организм.
Краткие выдержки из сочинений великого ученого-клинициста и тончайшего диагноста Ибн Сино свидетельствуют о том, что в его произведениях инфекционная патология также занимает важное место. Он внес огромный вклад в развитие данной проблемы. К сожалению, в последующие столетия медицина на родине Ибн Сино пришла в упадок и превратилась в знахарство. Даже в советские времена, несмотря на высокие темпы развития здравоохранения и изучение истории медицины в республиках Средней Азии, в том числе и Таджикистане недостаточно уделялось внимания на заслуги и огромный вклад Абуали ибн Сино в развитии мировой науки и медицины. И только с приобретением государственной независимости, таджикскому народу появилась возможность представить Абуали ибн Сино как одним из своих великих мыслителей.
Необходимо отметить, что многие высказывания Ибн Сино об инфекционных заболеваниях и поныне не утратили своего практического значения. Более 1000 лет медицинская наука с большой любовью и уважением склоняет голову перед трудами гениального медика, выдающегося ученого таджикского народа. Вполне прав Бертельс Е.Э. подчеркивая, что западно-европейская наука многими успехами обязана трудам великого Ибн Сино.
1. Х.К. Камардинов Клиника опасных инфекционных болезней: руководство для врачей; Душанбе, 2007. — 195с.
2. Камардинов Х.К. Инфекционные болезни: руководство для врачей; Душанбе: Изд-во Глав. науч. редакция ТНЭ, 2005. — 430с.
3. Камардинов Х.К. Инфекционные болезни: учебник для мед. вузов; Душанбе: Ир- фон, 2000. — 200 с.
4. «Канон » Ибн Сино и современная наук; под ред. Ю.Б. Исхаки; Душанбе: Изд-во Дониш, 1980. С. 99-107..
Постулаты долголетия и здорового образа жизни
Главным сокровищем жизни является здоровье и чтобы его
сохранить, нужно много знать.
Авиценна
Мы все знаем о великом врачевателе Авиценне, чье имя стоит в одном ряду с Гиппократом и Галеном. О нем написано огромное множество книг, ученые всего мира до сих пор пользуются идеями, а мы учимся у него мудрости.
Трудно перечислить все таланты ученого, которыми так щедро одарила его природа: Ибн Сина оставил гениальное наследие, как математик, философ, поэт и музыкант.
Он был первым ученым, который не только создал растительные лекарственные препараты, испытал на себе их свойства, но и научно обосновал их действие. Его трактат «Канон врачебной науки», говоря современным языком, медицинская энциклопедия в пяти томах – феноменальный труд.
Не одно столетие последователи Авиценны изучали тонкости искусства врачевания по его трудам. Не потеряли актуальности его постулаты долголетия и здорового образа жизни и сейчас.
Шесть самых важных:
Первое – Контроль чувств и эмоций.
Авиценна – «Паника это половина болезни, спокойствие это половина здоровья, терпение это начало выздоровления».
Удивительно, но еще тысячу лет назад этот гениальный ученый связал воедино телесное и психическое здоровье, говоря, что печаль и гнев не только ослабляют тело, но и сами становятся причиной болезни. В своем трактате о врачебной науке, он очень интересно описывает метод лечения «лихорадки от гнева»:
Второе – Еда и раздельное питание.
Авиценна – «Умерен, будь в еде – вот заповедь одна,
Вторая заповедь – поменьше пей вина».
«Количество пищи должно быть таким, чтобы она не обременяла, не растягивала оконечностей ребер, не раздувала живота, не урчала и не всплывала наверх…. Кроме того, после нее не должно наступать тошноты, «собачьего аппетита», упадка сил, одури, бессонницы…».
Но говоря о вреде переедания, Авиценна уже тогда отмечал, что причина не только в количестве еды, но и не совместимости продуктов. Он называл такую еду «удобоваримая и неудобоваримая», имея в виду, что каждый продукт переваривается по-разному.
Спустя почти тысячелетие, в одна тысяча девятьсот четвертом году академик Павлов получил Нобелевскую премию за свою работу о физиологии питания и принципах раздельного питания, о которых говорил Авиценна.
Он стал автором своеобразного кодекса здоровой физической культуры. И говорил, что движение и физическое упражнение в детстве – это залог здоровой старости, а в пожилом возрасте – путь к долголетию.
Недаром все долгожители планеты главным секретом своей активности и крепкого здоровья называют именно движение.
Четвертое – Поддержание веса и баланс воды.
Снижение способности тканей удерживать влагу с возрастом нередко становится причиной обезвоживания организма – одной из серьезнейших проблем пожилого возраста.
Ибн Сина писал не только о том, чем сон полезен для организма. Он давал подробные рекомендации:
«Одеяло и высокая подушка содействуют здоровью, члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног».
«Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую».
«Чрезмерный сон порождает вялость душевных сил и тупость мозга».
Пусть иными словами, но именно Авиценна одним из первых описал то, что мы сейчас знаем о важности сна для омоложения и «гормоне молодости».
Но как тут не скажешь: все новое – хорошо забытое старое! Ведь не секрет, что для сохранения ясности ума необходимо все время нагружать мозг: читать, заниматься упражнениями для мозга, найти развивающее хобби, разгадывать кроссворды.
Скука рождает стресс, а безделье – деменцию и старческое слабоумие. И мы все это хорошо знаем.
Авиценна посвятил свою жизнь искусству сохранения здоровья. И самое удивительное: те принципы долголетия и здорового образа жизни, о которых сейчас так много пишется и говорится, он сформулировал еще тысячу лет назад.
Норильская межрайонная детская больница
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Смерть замечательных врачей (часть 1)
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (16 августа 980 года — 18 июня 1037) — учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.
Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Важнейшее научное сочинение Ибн Сины «Канон медицины» – медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки.
В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха.
Описанные Ибн Синой клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. Но более всего дорога была Авиценне написанная им в 20-ти томах «Книга справедливости», которую он вынашивал в своем сердце многие годы. Эта книга была приговором всей западной философии, всем законам черной, яростной жизни. Но эта книга по нелепой случайности была похищена грабителями, и до сих пор ученые не могут найти рукописи.
После потери этой книги Авиценна писал: «И руки ослабли, устали, и ноги вот подогнулись. Пусто кругом. Одиноко и пусто. Зачем, для кого я писал свои многотомные книги? Кто читает их? Несчастная сотня грамотных людей в городе. А потом приходит правитель, повелитель алчных воинов, и сажает этих ученых в ямы, выгоняет из дому. И книги горят, исчезают. Так много все рассуждают о силе познания, о торжестве разума. А сила – вот она, в жестокости. И торжествует не разум, а невежество, злое, тупое невежество… Да будет ли когда-нибудь время, когда они, ученые, станут необходимыми людьми? Когда правители будут советоваться со знаниями, а не со своей дикой волей. И весь мир будет объединен в единое, общее, справедливое государство. Без войн, захватов и убийств. Но, несмотря на все отчаяние и боль, надо все-таки подниматься… Ведь завтра сюда придут ученики. И надо будет говорить им что-то о пользе знаний…».
Почти непрерывные скитания по городам Мавераннахра и Ирана, постоянный напряженный труд, бессонные ночи, неоднократные тюремные заключения надломили организм ученого. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах, теперь сам он страдает этой болезнью. По всей вероятности, причиной смерти Авиценны стала прободная язва желудка. За несколько дней до смерти у Абу Али появились очень сильные, резкие, колющие боли в желудке и одышка. Более молодой врач поставил ему грелки и припарки. Затем Абу Али приступил к лечению сам. Через несколько дней Ибн Сина поправляется настолько, что выезжает на зов эмира, но в дороге его сваливает новый припадок. А врач вводит в желудок ученого вдвое больше семян сельдерея и еще усиливает этим изъязвления. Преданный слуга самовольно увозит Абу Али в Хамазан, где ученый умирает 18 июня 1037 года. Последние слова Великого Учителя были:
Его учение «Об обращениях небесных сфер» (1543), совершившее переворот в естествознании, было запрещено католической церковью с 1616 по 1828 гг. Коперник приобрел славу искусного врача в епископской резиденции. Знания, полученные им в Падуанском университете, он пополнял в течение всей жизни, регулярно знакомясь с новинками медицинской литературы. Слава выдающегося медика была заслуженной — Копернику удалось многих пациентов избавить от тяжелых и трудноизлечимых недугов. А среди его пациентов были все современные ему епископы Вармии, высокопоставленные лица Королевской и Герцогской Пруссии, Тидеман Гизе, Александр Скультети, многие каноники Вармийского капитула. Часто оказывал он помощь и простым людям.
Несомненно, что рекомендации своих предшественников Коперник использовал творчески, тщательно следя за состоянием больных и пытаясь вникнуть в механизм воздействия прописанных им лекарств. Биограф Коперника, Герман Кестен, писал, что «в качестве философа Коперник восстает против авторитета библии, как астроном – против Птоломея и Аристотеля, но как врач он покорно следует указаниям Ибн-Сины». Говоря о болезни Коперника, приведшей его к смерти, историки далеки от единодушия. Но все суждения, несмотря на расхождения в подробностях, основаны в конечном итоге на одном и том же источнике — письме Гизе Ретину.
Коперника, как засвидетельствовал Гизе, сразило «sanguinis profluvium». Эти слова переводят и как «прилив крови» и просто как «кровотечение». Один историк пишет о постоянных «кровотечениях из носу», другой даже о «горловом кровотечении», третий — об «истечении крови». «Sanguinis profluvium» в данном случае лучше понимать как «кровоизлияние». Коперник умер в результате инсульта, кровоизлияния в мозг и связанного с этим паралича правой стороны. Скончался Коперник 24 мая 1543 года «от кровоизлияния (ех sanguinis profluvio), — пишет Гизе, — и последовавшего паралича правой стороны; за много дней до этого он лишился памяти и умственных сил и только при последнем издыхании увидел свой труд в самый день своей смерти» (под трудом имеется ввиду бессмертное творение Коперника «Об обращении небесных сфер»). Это кровоизлияние было повторным, первое случилось в ноябре 1542 г. Умер Коперник во Фромборке (Польша). Ему было 60 лет.
Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларкаи являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества. Фрейд страдал раком нижней челюсти на протяжении 16-ти лет. В литературе повсеместно встречается упоминание о якобы проведенной личным врачом Фрейда эвтаназии по просьбе больного. Однако это вовсе не соответствует действительности, что следует из анализа переписки Фрейда на протяжении этих мучительных для него лет со своими друзьями и коллегами, а также из воспоминаний его лечащих врачей и близких, которые были рядом с ним все эти годы.
Фрейд был не только глубоко страдающим пациентом, но и человеком огромной духовной силы и выдержки, которому даже собственные страдания служили материалом для научных изысканий. 25 апреля 1923 г Фрейд писал своему другу доктору Джонсу: «Два месяца назад я обнаружил нарост на моей челюсти и правой стороне неба, который мне удалили 20-го. Я еще не работаю и не могу глотать. Меня уверили в доброкачественной форме этой опухоли, но, как Вы знаете, никто не может гарантировать, как она поведет себя, когда сможет расти далее. По моему собственному диагнозу, это была эпителиома, но с этим не согласились другие врачи. В появлении этой опухоли все обвиняют курение». Первая операция Фрейду 20-го апреля 1923 г накануне его 67-летия была проведена профессором Маркусом Гаеком, неплохим теоретиком, но довольно посредственным хирургом, с которым у Фрейда были очень сложные отношения.
Опухоль у Фрейда была злокачественной и требовала проведения резекции верхней челюсти, однако Гаек такой техникой проведения операции не владел. Операция проводилась в неприспособленном для таких обширных вмешательств амбулаторном отделении госпиталя, где не было даже больничных палат, и прошла не совсем удачно, осложнившись массивным кровотечением. После Фрейд получал несколько сеансов радиоактивного облучения, однако малоэффективного при данном виде рака. 4-го, 12-го октября и 12-го ноября 1923 г выдающимся хирургом и другом Фрейда Пихлером было произведено 3 операции с удалением и протезированием верхней челюсти. На протяжении последующих 15-ти лет он дотошнейшим образом наблюдал Фрейда, ведя записи о каждом его приеме. Несмотря на то, что операция была проведена успешно, наличие протеза приносило Фрейду тяжкие страдания, а без него он не мог ни есть, ни говорить. К тому же пагубная страсть Фрейда к курению, без которого он не мыслил своего существования, приводила к образованию в ротовой полости новых участков лейкоплакий и предраковых состояний, что каждый раз требовало проведения электрокоагуляции (больше 30-ти раз).
Лишь в 1939 г обнаруженный участок озлокачествления в ротовой полости стал недоступен хирургическому вмешательству, и болезнь вновь стала прогрессировать. Все эти годы Фрейд мужественно переносил свои страдания, ежедневно принимал пациентов, продолжал выступать на литературных обществах (он владел волшебным даром ораторского искусства, даже несмотря на установленный очень неудобный протез), много писал. Перед смертью Фрейд успел завершить все свои работы. Однако к концу жизни он так невероятно устал, что у него осталось лишь одно желание, выраженное в строках одной из самых замечательных поэм Гете: «О, небесный владыка, облегчающий любую боль и горе, одари двойным покоем того, кто устал вдвойне. Сколь тяжела для меня эта борьба…».
В последние дни жизни рядом с ученым находилась его дочь Анна и личный врач и друг Макс Шур. Они кормили его, обрабатывали гниющую на его лице кожу, прикладывали к его болезненным язвам на лице и ротовой полости ортоформ – от других успокаивающих средств Фрейд отказывался, желая находиться в полной ясности ума. Шур писал о последних минутах его жизни: «…Когда у него началась агония, я ввел ему подкожно морфий. Это принесло ему облегчение, и он погрузился в мирный сон. Выражение боли и страдания сошло с его лица. После двенадцати ночи я повторил инъекцию. Фрейд несомненно исчерпал все ресурсы своего организма. Он впал в кому, сознание к нему больше не возвращалось. Он умер в три часа ночи 23 сентября 1939 г». На страницах его «Мыслей о времени войны и смерти» есть такая строка: «К умершему мы питаем особые чувства: нечто вроде восхищения перед тем, кто сумел справиться с очень трудной задачей».