что считается показателем уровня бедности населения
В России утвердили правила определения «границы бедности»
Правительство России утвердило порядок определения «границы бедности» в целом по стране и в регионах, сообщает Минтруд.
По данным ведомства, начальное значение «границы бедности» будет определяться на уровне последнего расчетного значения прожиточного минимума на основе потребительской корзины.
«Это прожиточный минимум за четвертый квартал 2020 года, который будет ежеквартально увеличиваться по уровню инфляции», — уточнили в Минтруде. В целом по России «границу бедности» будут рассчитывать ежеквартально, а по регионам — каждый год.
Новый показатель решили ввести в связи с тем, что с 2021 года используется новая модель расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).
В основе их расчета теперь лежит среднедушевой медианный доход и медианная заработная плата (ранее — продовольственная корзина). Также с 2021 года величина прожиточного минимума устанавливается ежегодно. «Это не обеспечивает сопоставимость данных об уровне бедности за прошлые периоды с текущими замерами и будущими оценками», — пояснили в ведомстве.
Ранее в Минтруде рассказали, что «граница бедности» станет использоваться только в качестве статистического показателя, а меры поддержки населения будут рассчитываться исходя из прожиточного минимума.
Ранее он говорил, что после выборов в Госдуму, которые прошли с 17 по 19 сентября, перед депутатами будет стоять ряд важных задач, в том числе сведение к минимуму уровня бедности.
В начале августа Росстат по итогам второго квартала 2021 года сообщил, что доля жителей России, которые живут за чертой бедности, составила 12,1%. В первом квартале этот показатель был выше — 14,3%.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК говорил, что российские власти в борьбе с бедностью «пошли по интересному пути», предложив дифференцированные детские пособия (50/75/100% регионального прожиточного минимума в зависимости от дохода семьи). «Это прообраз того, как можно двигаться дальше и по более высоким возрастам», — отметил Кудрин.
Международное определение черты бедности
Что такое международная черта бедности?
Международная черта бедности — это денежный порог, ниже которого человек считается живущим в бедности. Он рассчитывается путем перевода порога бедности в каждой стране с учетом стоимости товаров, необходимых для содержания одного взрослого человека, в долларах. Текущая международная черта бедности составляет 1,90 доллара в день. (в переводе на рубли при текущем курсе 75 р за доллар международная черта бедности составляет около 142,5 рубля в день.
Первоначально международная черта бедности была установлена примерно на уровне 1 доллара в день. Когда при расчете линии учитываются паритет покупательной способности (ППС) и все потребляемые товары, это позволяет организациям определить, какие группы населения считаются находящимися в абсолютной бедности.
Всемирный банк периодически устанавливает международную черту бедности по мере изменения стоимости жизни на основные продукты питания, одежду и жилье во всем мире. В обновлении 2008 года черта бедности была установлена на уровне 1,25 доллара в день. В 2015 году порог был обновлен до 1,90 доллара за зарплату, что и является чертой бедности на сегодня.
Последний показатель был установлен на основе цен, установленных в 2011 году, и этот порог должен отражать ту же покупательную способность, которая была установлена для более ранней черты бедности. По данным Всемирного банка, в 2012 году более 900 миллионов человек жили за международной чертой бедности. Основываясь на прогнозах данных, Всемирный банк также подсчитал, что по состоянию на 2015 год более 700 миллионов человек жили в крайней бедности.
1.9 доллара в день — это абсолютное значение международной черты бедности. Однако существует и другой тип — черта относительной бедности. Относительная бедность означает низкий доход по сравнению с другими в стране: например, ниже 60% среднего дохода людей в этой стране.
Так для стран с доходом ниже среднего международная черта бедности составляет около 3.2 доллара, а для стран с доходом выше среднего около 5.5 долларов в день. Россия относится ко второй группе стран.
Критика международной черты бедности
Использование международной черты бедности для определения уровня благосостояния населения может ввести в заблуждение, поскольку черта может быть достаточно низкой, и добавление небольшой суммы дополнительного дохода не приведет к заметной разнице в качестве и уровне жизни человека.
Кроме того, может быть трудно количественно оценить другие показатели, такие как образование и здоровье, таким образом маскируя общее экономическое воздействие на население. Международная черта бедности также не принимает во внимание другие показатели, такие как доступность санитарии, воды и электричества для людей, живущих в бедности, и то, как это влияет на качество их жизни и возможности.
Кроме того, порог бедности может сильно варьироваться от богатых стран до стран, испытывающих экономические трудности. Всемирный банк заявляет, что необходимо измерять всех людей по одному стандарту. Независимые исследователи, работающие со Всемирным банком, установили исходную международную черту бедности, которая впоследствии пересматривалась, принимая во внимание беднейшие страны в своих расчетах.
Такие организации, как Всемирный банк, поставили своей целью сокращение масштабов бедности во всем мире и могут использовать международную черту бедности и полученные на ее основе данные для оценки своих усилий.
Резюме
Приложение N 20. Методика расчета показателя «Уровень бедности» на период до 2024 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год) и на плановый период, составляющий два года, следующие за отчетным периодом
ПРИЛОЖЕНИЕ N 20
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2019 г. N 915
Методика
расчета показателя «Уровень бедности» на период до 2024 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год) и на плановый период, составляющий два года, следующие за отчетным периодом
1. Настоящая методика определяет расчет целевых значений показателя «Уровень бедности» и распределения их по субъектам Российской Федерации.
2. Методика распределения целевых значений, которые рассчитываются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, показателя «Уровень бедности» по субъектам Российской Федерации разработана в связи с отсутствием методического подхода по прогнозированию показателей снижения бедности по субъектам Российской Федерации.
3. Настоящая методика разработана с учетом региональных особенностей сложившегося уровня бедности.
4. Для целей настоящей методики используются следующие понятия:
5. Для достижения целевого значения показателя уровня бедности в субъекте Российской Федерации предполагается выполнение следующих шагов:
определение целевого значения уровня бедности в субъекте Российской Федерации;
распределение плановых значений уровня бедности в субъекте Российской Федерации по годам планового периода с учетом сложившихся тенденций указанного показателя.
6. Целевое значение показателя уровня бедности в целом по Российской Федерации устанавливается исходя из базового значения показателя уровня бедности и задачи обеспечить снижение в 2 раза уровня бедности в целом по Российской Федерации к 2024 году (с 13,2 процента до 6,6 процента).
7. За основу определения целевого показателя уровня бедности в субъекте Российской Федерации принимается значение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации в 2018 году.
8. Определены следующие коэффициенты снижения уровня бедности:
в регионах, где значение показателя уровня бедности в 2018 году составляет до 10 процентов, целевой коэффициент равен 0,583;
в регионах, где значение показателя уровня бедности в 2018 году составляет от 10,1 процента до 19 процентов, целевой коэффициент равен 0,5;
в регионах, где значение показателя уровня бедности в 2018 году превышает 19 процентов, целевой коэффициент равен 0,42;
к I группе регионов относятся:
Республика Татарстан, Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тульская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
ко II группе регионов относятся:
к III группе регионов относятся:
Республика Алтай, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край, Курганская область, Еврейская автономная область.
10. Целевое значение показателя «Уровень бедности» субъекта Российской Федерации определяется путем умножения значения показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации за 2017 год на целевой коэффициент снижения уровня бедности для соответствующей группы регионов по следующей формуле:
,
_ значение показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации за 2017 год, процентов;
— целевой коэффициент снижения уровня бедности.
В случае если расчетное целевое значение показателя «Уровень бедности» выше согласованного с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации целевого значения, устанавливается согласованное значение.
,
— среднегодовой темп изменения уровня бедности в субъекте Российской Федерации за 3 года, предшествующие плановому периоду, процентов;
— уровень бедности в субъекте Российской Федерации в 2016 году;
— уровень бедности в субъекте Российской Федерации в 2018 году.
12. Если за последние 3 года, предшествующие началу планового периода, среднегодовой темп изменения уровня бедности, полученный по формуле 2, превышает 100 процентов, то есть уровень бедности увеличивался, то плановые значения показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации по годам планового периода определяются исходя из того, что в течение первых лет планового периода (до 2 лет) уровень бедности стабилизируется на уровне 2018 года, а затем начинается его снижение до достижения установленного целевого значения показателя «Уровень бедности».
13. Для расчета плановых значений показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации для каждого года планового периода до 2024 года определяется целевой среднегодовой темп снижения показателя «Уровень бедности» () по следующей формуле:
,
— целевое значение показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации, полученное по формуле 1, процентов;
— значение показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации за 2018 год, процентов;
Значения t определяются в зависимости от среднегодового темпа изменения уровня бедности в субъекте Российской Федерации ().
процентов, тогда t = 4,
процентов, тогда t = 6;
14. Расчет плановых значений уровня бедности в субъекте Российской Федерации для каждого года планового периода () осуществляется путем умножения значения показателя «Уровень бедности» в субъекте Российской Федерации за 2018 год на целевой среднегодовой темп снижения показателя «Уровень бедности», возведенный в степень порядкового номера года планового периода, по следующей формуле:
,
для субъектов Российской Федерации, у которых среднегодовой темп изменения уровня бедности в субъекте Российской Федерации (), рассчитанный по формуле, ниже 100 процентов, расчет будет произведен по формуле, где t = 1 (2019 год), t = 2 (2020 год) и так далее;
для субъектов Российской Федерации, у которых среднегодовой темп изменения уровня бедности в субъекте Российской Федерации (), рассчитанный по формуле, выше 100 процентов, расчет будет произведен по формуле, где t = 1 (2021 год), t = 2 (2022 год) и так далее.
15. Распределение показателей по субъектам Российской Федерации осуществляется исходя из равномерного снижения показателя «Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума» в течение планового периода с учетом сложившихся за последние 3 года темпов изменения показателя «Уровень бедности». Учет сложившихся за последние 3 года темпов изменения целевого показателя «Уровень бедности» позволяет более реалистично определить среднегодовые темпы снижения показателя «Уровень бедности» в течение планового периода в целях достижения целевого значения. В настоящей методике также учтено, что за последние 3 года показатель «Уровень бедности» мог не только снижаться, но и расти, то есть среднегодовой темп изменения за предшествующие 3 года был более 100 процентов. Для этого предполагается, что к 3-му году планового периода будут достигнуты значения 2018 года и затем начнется снижение показателя «Уровень бедности» вплоть до 2024 года.
Правительство утвердило правила определения «границ бедности»
Правительство утвердило порядок определения «границ бедности» и показателя «уровень бедности». Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правовой информации
Базовые границы бедности утверждены на уровне прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России (ее субъектам), установленных за четвертый квартал 2020 года.
Значения границ бедности на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения «определяются путем умножения значений базовых границ бедности на индекс потребительских цен за отчетный квартал или год к четвертому кварталу 2020 года, полученный цепным методом», в целом России и регионам.
Границы бедности будут показателем, с которым сравниваются доходы домохозяйства в целях расчета показателя «уровень бедности». Этот показатель будет рассчитываться как доля численности населения с доходами ниже границ бедности по России в процентах к общей численности населения страны или региона.
Нововведения подготовил Минтруд. 26 ноября «Коммерсантъ» сообщил, что министерство представит новый подход к оценке бедности в стране. Новый показатель будет учитывать уровень общей инфляции, а не только изменения потребительского минимума, и будет использоваться как целевой. Пресс-служба Минтруда пояснила, что граница бедности будет использоваться только как статистический показатель, а все меры поддержки будут назначаться с учетом прожиточного минимума.
Методика работы с двумя показателями для оценки бедности, заявило ведомство, во-первых, решит вопрос о сопоставимости данных до 2021 года и после и даст возможность оценивать показатель бедности в динамике. Во-вторых, она исключит ситуацию, когда уровень бедности растет по мере роста экономики и медианного дохода.
«Граница бедности будет использоваться для оценки прогресса в сокращении бедности, а прожиточный минимум — для целей соцподдержки. Решение уязвимое, но единственно правильное из возможных», — сказала проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Лилия Овчарова «Коммерсанту». Она добавила, что решение это техническое, принципиальных изменений в практике подсчета числа бедных в России оно за собой не влечет. По словам проректора ВШЭ, при методике, зависимой от медианы, «сократить бедность в два раза невозможно». «Минимальная потребкорзина не зависит от размера дохода — поэтому при ее использовании бедность можно сокращать», — уточнила эксперт.
Уровень бедности по данным Росстат
Уровень бедности в России в 2021 году за первый квартал вырос до 18 млн, в то время как ещё год назад он составлял 12% об общего числа населения – об этом сообщает Росстат. Однако, если сравнивать с первым кварталом, данный показатель увеличился на 0,1 пункта. Такая статистика проводится ежегодно и каждый год наблюдается повышение коэффициента бедности.
Официальные показатели
Первый квартал, по данным Росстата, отмечается тем, что за черту бедности в этот период попали или ещё более 18 миллионов человек, а это без малого 12% населения РФ и этот процент продолжает увеличиваться. Основным критерием уровня бедности населения России считается разница в систематическом повышении прожиточного минимума и уровнем инфляции.
Так, например, в текущем году за два квартала рост инфляции составил 5%, тогда как прожиточный минимум стал выше на 7,1%. Доходы населения возросли всего лишь на 5,6%.
Количество бедных в России определяется исходя из уровня зарплаты из сторонних источников дохода каждого человека. Когда семья не может оплатить минимально необходимое количество продуктов, а также коммунальные услуги, она попадает под определение малоимущей.
Потребительская корзина определяет прожиточный минимум. На месяц в денежном эквиваленте это составляет чуть больше 12 тыс. руб. Избыточное перераспределение доходов в результате снижает качество жизни.
Неравенство в потреблении
Этот показатель определяется в первую очередь тем, что и сколько потребляется человеком, а не уровнем его заработка. Потребительские расходы по своей структуре довольно сильно различаются у определенных классов населения: бедных, средних я и богатых. Данные расходы в РФ по группам населения можно увидеть в следующей таблице.
Расходы | Группа бедных | Группа средних | Группа богатых |
---|---|---|---|
Рестораны | 1 | 2.1 | 5 |
Продукты питания | 42.7 | 35.2 | 14.9 |
Одежда | 8.4 | 9.4 | 6.5 |
Услуги ЖКХ | 16.3 | 12.8 | 7.4 |
Быт. техника и др. предметы домашнего обихода | 3.3 | 5.8 | 6.5 |
Медицинские услуги | 2.5 | 3.9 | 3.3 |
Транспорт | 6.7 | 8.9 | 36.1 |
Отдых | 3.1 | 5.9 | 7 |
Образование | 0.5 | 1 | 0.6 |
Всего | 100 | 100 | 100 |
Здесь нужно учитывать, что у средней группы расходы на одного человека ориентировочно на выше в 5 раз, чем у бедной, а у группы богатых людей – в 3 раза больше чем у средней и 15 по сравнению с бедной.
Из этого следует, что состоятельные люди в 5 раз больше тратят на питание, чем бедные, в 12 раз больше на одежду, в 20 раз на медицину, в 81 раз на транспортные расходы и т. д. Также следует учитывать, что богатые слои населения каждый год сберегают средств в 18 раз больше.
Дифференциация оплаты труда
Дифференциацией зарплаты является преднамеренное установление оплаты за работу на различных уровнях, которая зависит от определенных факторов. Согласно 129 статье Трудового кодекса, размер оплаты труда прямо пропорционален квалификации работника, а также сложности выполняемой им работы, ее объема, а также условий, в которых происходит работа. Так как одинаковых работников не бывает, как и работодателей, поэтому дифференциация оплаты труда является обусловленной.
Таким образом, по уровневому разрыву в доходах, РФ находится в зоне риска. На 53% данный разрыв связывают с дифференциацией з/п при помощи предпринимательской деятельности, на 40% с разницей в оплате труда и 7% с различием социальных перечислений.
Определение и методы вычисления
Показатель уровня бедности измеряется Росстатом по методу абсолютного подхода. Данный метод рассчитывает бедность в России в 2019 г. как доля населения с доходностью, которая меньше уровня прожиточного минимума. Сейчас внедряется новый способ, основанный на международной практике измерения коэффициента бедности.
В данный момент Росстатом проводятся первичные экспериментальные вычисления индексов немонетарной бедности, которые, начиная с 2020 года, будут уже публиковаться, если будет принято соответствующее решение. Этот индекс показывает процент домохозяйств, не имеющих возможности организовать для себя полноценное мясное или рыбное питание, позволить себе крупную бытовую технику и т. п.
Расчёт показателя немонетарной бедности измеряется по трем индексам:
Сравнение с другими странами
Уровень бедности в мире в 2020 году определяется Всемирным банком, если доход у человека составляет меньше 1,25 долларов. Например, бедность в Америке среди граждан этой страны составляет 14,3%. Это порядка 44 млн человек. Этот процент рассчитывается исходя из прожиточного минимума, который умножают на 2,5. В итоге получается, что это немногим более 1000 долларов в месяц.
В Евросоюзе бедных людей на грани нищеты несколько выше, чем в Штатах. Это порядка 85 миллионов человек, то есть 17%. Бедными там признаются граждане, уровень дохода которых менее 60% уровня заработной платы в конкретной стране. Так как заработные платы в разных странах разные, то, например, бедным человеком в Люксембурге считается тот, кто зарабатывает менее 19 000 евро ежегодно. В Германии эта цифра должна быть меньше 11 000 евро, в Англии – 13 тысяч, в Румынии – 1 000.
Прогноз
Статистика бедности по прогнозам Минэкономразвития на ближайшее время не утешительна. В 2018 г. предполагалось что в 2019 году у россиян заработок повысится по меньшей мере на 1%. Однако, этот прогноз не сбылся, а доходы людей в нашей стране в текущем году вырастут всего лишь на 0,1%.
По факту никаких существенных изменений не предвидится, соответственно это скажется и на благосостоянии граждан РФ. Последствием таких мизерных доходов становится увеличение кредитных займов населению. За 2018 год эта сумма составляет 2,73 трлн руб., а за первое полугодие 2019, почти 1,5 триллиона. Следует отметить, что это затруднение касается не отдельных личностей или семей, а является уже проблемой на социальном уровне.
Заключение
Такие показатели бедности в России являются острой и довольно актуальной проблемой нашего государства. Именно эта проблема характеризует дефицит доступа большой части населения хорошо оплачиваемой работе, образовательным услугам и здравоохранения.
Серьезная поляризация доходов в совокупности с их низким уровнем имеет следствием разлом общества по социальному признаку, напряжённость, а также является серьезным препятствием в развитии и благополучии страны.