что считается парковкой или остановкой в неположенном месте
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 12.19 КоАП РФ
За совершение правонарушений, предусмотренных частями 2-4, 6 настоящей статьи, в соответствии со статьей 27.13 настоящего Кодекса применяется задержание транспортного средства, помещение на специализированную стоянку
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ в часть 1 статьи 12.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ в часть 2 статьи 12.19 настоящего Кодекса внесены изменения
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ часть 3 статьи 12.19 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 3.1 статьи 12.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ статья 12.19 настоящего Кодекса дополнена частью 3.2, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ в часть 4 статьи 12.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ статья 12.19 настоящего Кодекса дополнена частью 5, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ статья 12.19 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Что считается парковкой или остановкой в неположенном месте
КоАП РФ Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.19. КоАП РФ
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При пресечении нарушений, предусмотренных ч. 2-4, 6 ст. 12.19, применяется задержание ТС.
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 127-ФЗ, от 08.06.2015 N 143-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
Новый приказ Минтранса: бизнес больше не сможет организовать автостоянку во дворе
1 января 2020 года вступил в силу приказ с требованиями к парковкам для бизнеса. Среди них — запрет на организацию парковок вблизи жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений.
Появилось мнение, что этот приказ полностью запретил коммерческому транспорту парковаться во дворах, но это не так. Разберемся, о чем вообще этот приказ и как он может помочь обычным гражданам.
О чем речь
Приказ утверждает требования к парковкам и парковочным местам для стоянки транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но чтобы парковка или парковочное место попали под действие этого приказа, они должны соответствовать следующим условиям:
Если при организации парковки любое из этих условий не соблюдается, правила не действуют. Также они не действуют в отношении автомобилей каршеринга: владельцы каршеринговых компаний не занимаются перевозками, а сдают автомобили в аренду.
В правилах прописаны требования к парковкам и парковочным местам.
Въезды и выезды с парковок и схемы движения транспортных средств на парковках должны соответствовать проектам организации дорожного движения. Это значит, что организатор парковки не может выломать пару бордюрных камней для проезда к парковке, расположенной в центре газона или на детской площадке.
Такие проезды, как и место самой парковки, должны быть не просто обозначены. Не позднее чем за 20 дней до их установки граждане должны быть об этом проинформированы — через официальный сайт администрации, в ведении которой находится дорога, через информационные табло, размещенные в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, или иными способами, которые обозначены в комплексной схеме организации дорожного движения. А еще проезды и парковки должны быть согласованы с ГИБДД.
Парковки должны быть освещены по правилам. Средняя горизонтальная освещенность — не менее 6 лк, прожекторы не должны быть установлены на крышах и навесах, их нельзя направлять в сторону дороги. А еще парковка должна быть обозначена и оборудована знаками и дорожной разметкой. Нельзя устанавливать такие знаки и наносить разметку произвольно, все нужно делать в соответствии с проектами организации дорожного движения.
Парковка, которую организовали вне здания, должна быть на площадке из щебня или асфальта с бетоном. Исключение — парковки для трамваев, там нет требований к покрытию.
Правила устанавливают требования к расстоянию от парковок до жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений. Расстояние между ними определяется по санпину и зависит от вместимости автостоянки: например, до жилых домов должно быть не менее 10 м, а до школ, детских садов и детских площадок — не менее 25 м.
Лукавые знаки
Вот конкретный пример. Некая гражданка Боровкова припарковалась на одной из столичных улиц. А потом получила «письмо счастья» со штрафом в 3 тысячи рублей. Якобы за парковку под знаком «остановка запрещена». Но она точно помнит, что знак был обращен в противоположном направлении и она припарковалась уже за ним. То есть под действие этого дорожного ограничителя она не попадала.
И она обжаловала штраф. Но исполняющий обязанности заместителя начальника инспекции рассмотрел жалобу в отсутствие заявителя. При этом, по непонятной причине, изменил адрес места совершения нарушения, указав не ту улицу, где была припаркована машина, а проезд к ней, где действительно установлен знак «стоянка запрещена». Также он оставил постановление в силе.
Тогда Боровкова обратилась в суд. Но все суды оставили решение замначальника инспекции без изменения. Однако с этим не согласился Верховный суд.
Он указал, что постановление о штрафе вынесено в упрощенном порядке. Само нарушение выявлено с помощью программно-аппаратного комплекса. Собственники автомобилей привлекаются к ответственности в упрощенном порядке только в том случае, если нарушение выявлено приборами, работающими в автоматическом режиме. Но ни одним судом не установлено, работал ли этот комплекс в автоматическом режиме, без участия человека.
Также Верховный суд указал, что событие административного правонарушения характеризуется, в том числе, временем и местом его совершения. А вот с местом возникли проблемы.
В фотоматериалах, полученных с помощью аппаратно-программного комплекса, фигурирует один адрес. Но знаков, запрещающих там стоянку, на месте нет. Чиновник, не поставив в известность обвиняемую, изменяет адрес места совершения нарушения на другой. При этом никаких доказательств, на основании которых он посчитал, что машина стояла в другом месте, инспектор в своем решении не приводит.
Но эти обстоятельства, на которые не раз указывала Боровкова, также не были изучены судебными инстанциями и надлежащей оценки не получили.
Также Верховный суд обратил внимание, что вышестоящим должностным лицом жалоба на постановление была рассмотрена без участия гражданина, привлекаемого к ответственности. При этом никаких сведений об извещении Боровковой в установленном порядке, а также ее ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие к делу не приложено.
Учитывая все это, Верховный суд направил дело на новое рассмотрение в районный суд, указав все моменты, которые необходимо изучить и дать им соответствующую оценку. В том числе установить, извещался ли заявитель о времени и месте рассмотрения его жалобы.
Надо сказать, что Верховный суд уже не раз указывал на необходимость проверки всех обстоятельств дела. И постепенно судебная практика отходит от слепого доверия тому, что написано в постановлении или протоколе. Так, например, не столь давно около столичного метро «Динамо» знак, запрещающий остановку и стоянку, был развернут так, что непонятно, на что он распространяет свое действие. В итоге оттуда эвакуировали огромное количество машин и оштрафовали большое количество автовладельцев. Но справедливости удалось добиться, даже не доходя до Верховного суда. Хотя понятно, что обжаловали незаконно наложенное на них наказание единицы.
Но машина была припаркована в тупике, где вообще нет никакого движения. Интересно, что все суды установили факт, что никаких знаков, запрещающих остановку или стоянку на этом участке дороги, нет вовсе. Однако это никого не смутило. Суд первой инстанции, а за ним и последующие суды сделали парадоксальный вывод, что для привлечения водителя к ответственности не требуется, чтобы он нарушил действие знаков. Достаточно того, что он припарковался на проезжей части дороги. А то, что он не создавал помех для движения, и вовсе не влияет на привлечение его к ответственности. Столь вольная трактовка правил дорожного движения и Кодекса об административных правонарушениях в Верховном суде была пересмотрена. ВС указал, что данное суждение судьи районного суда противоречит диспозиции части 4 статьи 12.19 КоАП, согласно которой административная ответственность наступает за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.
Более того, согласно протоколу об административном правонарушении Соколову не вменялась остановка или стоянка с нарушением Правил дорожного движения в зоне действия каких-либодорожных знаков или дорожной разметки.
Надо сказать, что при рассмотрении дела суды ссылались на схему организации дорожного движения, которая отражала ситуацию спустя три месяца после якобы нарушения. Но и на ней предусмотрен знак «Выезд на набережную». Это значит, что участок дороги перед указателем выходит на набережную или берег водоема. Сквозного проезда данный отрезок дороги может не иметь. Но суды не исследовали это обстоятельство и не дали ему оценку.
Доводы Соколова о том, что он припарковал автомобиль не на проезжей части дороги, а в тупике, суды надлежащим образом не проанализировали. В материалах дела есть фото места совершения правонарушения. Из него следует, что машина Соколова припаркована параллельно проезжей части дороги. Дальше стоит бордюр, а за ним расположены цветочные клумбы. Все это мешает проезду транспорта.
Из показаний сотрудника полиции, составившего протокол о нарушении и вынесшего постановление о привлечении Соколова к ответственности, допрошенного в районном суде, следует, что очевидцем правонарушения, вмененного Соколову, он не был. Процессуальные документы составлялись им на территории спецстоянки, куда была эвакуирована машина. Выявление нарушения, его фотофиксация и задержание автомобиля осуществлялись другим инспектором ДПС в присутствии понятых. Но ни этот инспектор, ни понятые в суд не вызывались и допрошены не были.
Все эти существенные процессуальные нарушения не позволили всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
Поэтому Верховный суд отменил все вынесенные ранее решения и направил дело на новое рассмотрение в районный суд.
Верховный суд уже не раз указывал, что протокол как доказательство также необходимо исследовать, а не слепо верить тому, что в нем написано.