что считается обочиной проезжей части
Что считается обочиной проезжей части
ПДД РФ, 12. Остановка и стоянка
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.
12.4. Остановка запрещается:
на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
(см. текст в предыдущей редакции)
в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
на полосе для велосипедистов.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
12.5. Стоянка запрещается:
в местах, где запрещена остановка;
вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
ближе 50 м от железнодорожных переездов.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.
12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)
Постановление Верховного Суда РФ от 01.07.2019 N 88-АД19-6
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 июля 2019 г. N 88-АД19-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Сысоевой Л.Ф., действующей на основании доверенности в интересах департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского судебного района г. Томска от 29 октября 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 29 ноября 2018 года и постановление заместителя председателя Томского областного суда от 01 февраля 2019 года, вынесенные в отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Кировского судебного района г. Томска от 29 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 29 ноября 2018 года и постановлением заместителя председателя Томского областного суда от 01 февраля 2019 года, департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Сысоева Л.Ф. ставит вопрос об изменении судебных актов, вынесенных в отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска по настоящему делу об административном правонарушении, путем исключения из них указания по несоблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, связанному с отсутствием остановочной и посадочной площадок, заездного «кармана» по ул. Коларовский тракт на участке от ул. Мокрушина до железнодорожной станции О.П. 76 км в г. Томске.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1.10 статьи 40 Устава г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 04 мая 2010 N 1475, администрация г. Томск осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Предметом деятельности департамента является обеспечение в рамках своей компетенции решения следующих вопросов: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «г. Томск» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части ремонта и содержания автомобильных дорог) (подпункт 1 пункта 9).
Департамент осуществляет следующие функции: в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них осуществляет ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «г. Томск», включая контроль за качеством выполняемых работ (пункт 11).
Приказом Гостехрегулирования от 23 октября 2017 года N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 года N ОС-460-р утвержден ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие требования».
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как усматривается из материалов дела, 26 сентября 2018 года в 15 часов 50 минут департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска не принял своевременных и исчерпывающих мер по устранению недостатков в содержании улично-дорожной сети, создающих угрозу безопасности дорожного движения и приведению в нормативное состояние участка дороги на ул. Коларовский тракт на участке от ул. Мокрушина до железнодорожной станции О.П. 76 км в г. Томске, а именно: на покрытии проезжей части отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений (осевая линия); отсутствие линии горизонтальной дорожной разметки 1.2 (краевая линия), обозначающие края проезжей части; на покрытии проезжей части в местах остановок автобусов, на остановках общественного транспорта отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки 1.17; на пешеходном переходе по ул. Коларовский тракт, в районе здания N 1Б по ул. Мокрушина отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, на нечетной стороне ул. Коларовский тракт, в районе д. 9 стр. 10 по ул. Мокрушина обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня относительно прилегающей кромки проезжей части на 10 см; на нечетной стороне ул. Коларовский тракт, в районе д. 9 стр. 22 по ул. Мокрушина обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня относительно прилегающей кромки проезжей части на 6 см; имеются многочисленные повреждения покрытия проезжей части глубиной до 3 см; на нечетной стороне ул. Коларовский тракт, в районе д. 9 стр. 49 по ул. Мокрушина обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня относительно прилегающей кромки проезжей части на 6 см; на нечетной стороне ул. Коларовский тракт в районе д. 8/1 грунтовая обочина имеет повреждения, глубина повреждений относительно уровня покрытия составляет от 4 до 6 см. Место остановки автобуса остановочного пункта не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». ГОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», отсутствует: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман»; отсутствует линия тротуара, пешеходный переход, освещение, дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; на нечетной стороне ул. Коларовский тракт, в районе железнодорожной станции О.П. 76 км обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня относительно прилегающей кромки проезжей части на 5 см. Место остановки автобуса остановочного пункта, обозначенного дорожным знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные Общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», отсутствует: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», линия тротуара, пешеходный переход, освещение; на четной стороне ул. Коларовский тракт, в районе железнодорожной станции О.П. 76 км обочина не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня относительно прилегающей кромки проезжей части на 6 см. Обочина имеет повреждения, глубина повреждений относительно уровня покрытия составляет от 4 до 7 см. Место остановки автобуса остановочного пункта, обозначенное дорожным знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» отсутствует: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», линия тротуара, пешеходный переход, освещение; на четной стороне ул. Коларовский тракт, на участке от железнодорожной станции О.П. 76 км в районе пересечения с ул. Континентальной обочина не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня относительно прилегающей кромки проезжей части на 7 см; на четной стороне ул. Коларовский тракт в районе здания N 8/1 грунтовая обочина имеет повреждения, глубина повреждений относительно уровня покрытия составляет от 3 до 6 см. Место остановки автобуса остановочного пункта не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные Общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» отсутствует: остановочная площадка, заездной «карман», пешеходный переход, освещение, дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; на четной стороне ул. Коларовский тракт, в районе д. 9 стр. 49 ул. Мокрушина обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня прилегающей кромки проезжей части на 5 см; на четной стороне ул. Коларовский тракт, в районе д. 5/4 по ул. Мокрушина обочина, не отделенная от проезжей части бордюром ниже уровня относительно прилегающей кромки проезжей части на 9 см.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска должностным лицом ЦДТНПБДД ГИБДД УМВД России по Томской области протокола об административном правонарушении и привлечения его 29 октября 2018 года мировым судьей судебного участка N 5 Кировского судебного района г. Томска к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышестоящими судебными инстанциями выводы мирового судьи поддержаны.
Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу актов по следующим основаниям.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, относятся работы по устройству недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями (подпункт «в» подпункта 4 пункта 4 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402).
Решением Думы г. Томска от 30 октября 2007 года N 683 утверждено Положение о департаменте капитального строительства администрации г. Томска, которым установлено, что департамент капитального строительства администрации г. Томска является отраслевым органом администрации г. Томск, осуществляющим управленческие функции в сфере капитального строительства на территории муниципального образования «г. Томск», а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением, и в соответствии с пунктом 2.1 данного положения предметом его деятельности является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопроса дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «г. Томск», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог).
Департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска должностным лицом вменено бездействие, связанное с непринятием своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги на ул. Коларовский тракт на участке от ул. Мокрушина до железнодорожной станции О.П. 76 км в г. Томске, выразившееся в отсутствии остановочной и посадочной площадок, заездного «кармана».
Следовательно, работы по созданию остановочной и посадочной площадок, заездного «кармана», а не ремонт уже существующих, на данном участке дороги относятся к капитальному ремонту автомобильных дорог, полномочия, по проведению которого, делегированы департаменту капитального строительства администрации г. Томска.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского судебного района г. Томска от 29 октября 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 29 ноября 2018 года и постановление заместителя председателя Томского областного суда от 01 февраля 2019 года, вынесенные в отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из них указания на то, что департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска допустил бездействие, связанное с непринятием своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги на ул. Коларовский тракт от ул. Мокрушина до железнодорожной станции О.П. 76 км в г. Томске, выразившееся в отсутствии остановочной и посадочной площадок, заездного «кармана».
Исключение изложенного выше вывода не может повлечь ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено названное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу защитника Сысоевой Л.Ф. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского судебного района г. Томска от 29 октября 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 29 ноября 2018 года и постановление заместителя председателя Томского областного суда от 01 февраля 2019 года, вынесенные в отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на то, что департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска допустил бездействие, связанное с непринятием своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги на ул. Коларовский тракт от ул. Мокрушина до железнодорожной станции О.П. 76 км в г. Томске, выразившееся в отсутствии остановочной и посадочной площадок, заездного «кармана».
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Дорога и ее элементы.
Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
То есть грунтовка, если она предназначалась для движения ТС, тоже является дорогой.
1. Проезжай часть — участок дороги, по которому непосредственно двигаются ТС. На дороге может быть как одна, так и несколько проезжих частей.
2. Разделительная полоса — элемент, который выделен конструктивно (отбойники, газоны по центру дороги), либо с помощью разметки 1.2.1 (рис.2). Именно разделительной полосой дорога делится на две проезжие части. На втором рисунке указаны оба вида разделительной полосы. То есть на каждой из изображенных дорог по две проезжие части.
Двойная сплошная (рис.1) — не является разделительной полосой, поэтому на данной дороге одна проезжай часть.
3. Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Обычно полосы разделяются разметкой, и их количество легко посчитать. Кстати, считаются все полосы на дороге, а не только в нашем направлении. Например, если мы называем дорогу двухполосной, то обычно на такой дороге по одной полосе в каждом направлении. На рис.1 — 4 полосы движения.
Бывает такое, что разметки на дороге нет. Тогда мы определяем количество полос на глаз, с учетом габаритов автомобилей и необходимого интервала между ними. Стандартная ширина полосы — 3,5м. Однако следует отметить, если разметка отсутствует — количество полос всегда четное. Дорогу мы делим пополам.
Например, на рис.3 две полосы для движения.
4. Трамвайные пути — бывают попутного и встречного направления. (рис.4) Подробно в этой теме на них останавливаться не будем
5. Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2. То есть обочина бывает грунтовая и с твердым покрытием. На обочину можно съезжать только для остановки и стоянки. Движение по обочине запрещено.
6. Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. (рис.4) Движение ТС по тротуарам запрещено. Исключение — только если Вы обслуживаете торговые или другие предприятия, расположенные непосредственно у этих тротуаров или дорожек при отсутствии других возможностей подъезда