что считается маневром в пдд
Что считается маневром в пдд
ПДД РФ, 8. Начало движения, маневрирование
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
8.11. Разворот запрещается:
на пешеходных переходах;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
на железнодорожных переездах;
в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
в местах остановок маршрутных транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
Безопасность манёвра по ПДД и виды маневрирования
Соблюдение правил поведения на дороге — это залог безопасности каждого его участника, включая пассажиров и пешеходов. В статье проведено подробное знакомство с дорожными манёврами на разных по сложности участках дорог.
Виды маневрирования
С 21 декабря 2018 г. вышла новая редакция ПДД РФ. Свод правил дорожного движения описывает все виды маневрирования в пункте 8. Ниже рассмотрены такие манёвры: начало движения, перестроение, разгон и торможение, поворот, движение задним ходом и разворот.
Начало движения
Грамотное начало пути автомобилиста также важно, как и последующее поведение на дороге. Прежде чем двинуть ТС с места, нужно убедиться в отсутствии другого транспорта или пешехода со стороны выбранного направления движения. Затем включить световой сигнал, называемый поворотником, указывающий направление пути.
Если лампа поворотника автомобиля неисправна, её заменяет жест рукой. Любая конечность, вытянутая вверх и согнутая в суставе локтя вправо или влево показывает направление движения. Если нужно показать жестом предстоящее торможение, руку поднимают прямо вверх.
Знаете ли вы? Первые автомобили были «слепыми», пока не появилось изобретение авиатора Луи Блерио — ацетиленовый фонарь. Изначально прожектор устанавливали на паровозы, а уже потом на машины.
Сигнализируют до начала манёвра и прекращают сразу же по его окончании. Световое предупреждение о смене траектории движения машины подаётся на всех участках дороги: стоянка, СТО, АЗС, территория, прилегающая к жилому дому и т. д.
Видео: начало движения на легковом автомобиле
Перестроение
Перестроение — это вид маневрирования, при котором меняют ряд, не меняя направления маршрута, совершают обгон впереди идущего транспорта или объезд препятствия, поворот и разворот на трассе.
В этом случае водитель должен знать ряд правил:
Перестроение из полосы в полосу.
Полосы разгона и торможения
Данные участки дороги обозначаются специальными указателями: две белых полосы на синем фоне. Одна прямая линия со стрелкой обозначает основную полосу дороги, вторая, с заломленной стрелкой, обозначает непосредственно полосу для торможения и разгона. Эти участки находятся в местах расширения проезжей части и отделены от основного участка дороги штриховой белой разметкой на дорожном покрытии.
Рекомендуем для прочтения:
Для совершения манёвра на размеченном участке торможения автомобилист перестраивается и уменьшает скорость автомобиля только на ней. На участке разгона водитель набирает скорость, чтобы плавно влиться в поток движения на основном участке трассы.
Правила поворота
Перед изменением траектории движения автоводителю нужно занять на трассе место, подходящее для направления в ту или иную сторону. То есть при повороте направо — это крайний правый участок полотна. Начиная поворот, автомобилист сигнализирует о нём светом поворотника другим участникам. Обязательно нужно убедиться в отсутствии помех, наблюдая в зеркало заднего обзора. Для общей безопасности на трассе поворот совершается так, чтобы авто не выехало на встречную полосу.
Важно! Водитель грузового многотонника или длинномера может отступить от правила, но при этом убедиться, что не создаёт помех на трассе.
Данный манёвр запрещён там, где установлены специальные указатели. Запрещающий знак выглядит так: красный круг, перечёркнутый красной полосой, в середине которого на белом фоне изображена чёрная стрелка, согнутая в нужном направлении (вправо-влево), или удлинённо-изогнутая, обозначающая разворот.
Движение задним ходом и разворот
Чтобы езда задним ходом была максимально безопасной, водитель проверяет, нет ли пешеходов за машиной, движущегося или стоящего транспорта. Если видимость водителя ограничена и обзора зеркал заднего вида недостаточно, можно воспользоваться помощью другого лица. Движение следует сопровождать включёнными огнями заднего хода, а при плохой видимости (туман, тёмное время суток) ещё и аварийными фонарями. Можно сопровождать манёвр звуковым сигналом.
Важно! Запрещён манёвр при наличии знаков «въезд запрещён» (белый кирпич в красном кругу) или «движение запрещено» (белый круг в середине красного).
Нельзя ехать задним ходом по разделительным полосам на дорожном полотне, по обочине. Правила разворота практически идентичны действиям при повороте — манёвр совершают из полосы, соответствующей его траектории.
На многополосной трассе разворот происходит следующим образом:
О правилах разворота на перекрёстке и трамвайных путях подробно описано ниже.
Манёвры на разных объектах
Современные автомобильные трассы часто пересекают разного рода объекты или пути рельсового транспорта:
Кроме маневрирования на этих участках, нужно знать правила езды на перекрёстках, прилегающих к шоссе зонах, включая тротуар.
На перекрестке
Маневрирование на перекрёстках дорог с разным приоритетом (главная и второстепенная) требует от шофёра внимательности и максимальной концентрации.
Важно! Выезд из кругового перекрёстка совершается исключительно из крайнего ряда справа дорожного полотна.
Основные правила:
На трамвайных путях
На путях рельсового транспорта, расположенных вне перекрёстка, возможен левый поворот или разворот автомобиля с попутных путей, что находятся на одной высоте с полотном. Нельзя создавать при этом помех другому транспорту, в том числе трамваю. Манёвр запрещён при наличии дорожных указателей 5.15.1 и 5.15.2 (направление движения по полосам) или соответствующей разметки на полотне 1.18.
Если при совершении манёвра проезжая часть слева слишком узкая, допускается выполнение разворота из правого края дорожного полотна. Здесь также учитывается встречный и попутный транспорт, отсутствие помех для них. Учтите, что въезд и движение по встречной полосе на трамвайных рельсах запрещены.
В тоннеле
Согласно ПДД РФ для безопасности движения в тоннелях автомобилистам рекомендуется в любое время суток включать ближний свет и габаритные фонари. Дальний свет допускается, если есть полная уверенность шофёра в том, что он не ослепит встречную машину. Перед каждым тоннелем существуют указатели ограничения скоростного режима.
Знаете ли вы? Тоннель под проливом Ла-Манш, соединяющий Европу и Великобританию, имеет протяжённость 51 км. Для перевозки автомобилей предусмотрены специальные вагоны поездов, причём водители и пассажиры не покидают салон авто.
Тоннель считается самым опасным участком движения:
Перед въездом в «трубу» желательно убедиться в достаточном количестве горючего в баке. Если машина остановится в узком тоннеле, она создаст пробку. Обязательно нужно соблюдать расстояние между своей и впереди идущей машиной в 50 м минимум. При резком торможении это поможет избежать аварии. ДТП в тоннеле осложняется трудным подъездом к месту происшествия для машин скорой помощи, аварийной, пожарной и прочих служб.
На мосту
Мост и территория под ним согласно ПДД — не место для манёвров. Единственное, что водитель может предпринять — перестроение в другой ряд, соответствующий направлению движения, на многополосной проезжей части.
Прочие манёвры (обгон, разворот и т. д.) разрешены после съезда с территории моста.
Знаете ли вы? Банпо — мост-фонтан — расположен в Сеуле (Южная Корея) и соединяет два берега реки Хан. Примечательны в нём 380 сопел, выбрасывающие разноцветные, танцующие под музыку водяные струи высотой 43 метра.
На переходе
В пешеходной зоне приоритет очерёдности принадлежит пешему. Даже если для водителя горит зелёный, разрешающий движение, свет, шофёр обязан дать проходящему по «зебре» закончить переход дороги, начатый до появления с его стороны красного сигнала.
Въезжать, останавливаться на переходе запрещено, исключение — это вынужденная остановка из-за затора на проезжей части. Если перед переходом впереди идущее авто притормозило, шофёр транспортного средства, идущего следом, обязан выполнить то же действие.
На тротуаре
Согласно правилам дорожного движения РФ передвигаться на автомобиле по тротуару запрещено. Исключение составляет спецтранспорт или машина, подвозящая какой-либо товар к магазину, предприятию. В этом случае, прежде чем начать манёвр на тротуаре, водитель должен убедиться в отсутствии на нём пешеходов. Личный транспорт может быть оштрафован инспектором ГИБДД. Штраф за перемещение или остановку на тротуаре согласно ПДД от 1000 до 2000 рублей.
Правила маневрирования по прилегающей к шоссе территории таковы:
На ж/д переезде
Переезд через железнодорожные рельсы считают самым опасным для движения. Любые манёвры на переезде недопустимы. Кроме того, въезд или проезд через него разрешены только при открытом шлагбауме и отсутствии запрещающих сигналов. Запретить въезд и проезд при открытом шлагбауме может регулировщик, звуковая сигнализация или красный фонарь светофора.
Узнайте, возможно ли избежать наказания за окончание обгона на сплошной.
Если машина заглохла посреди рельсов, нужно высадить пассажиров и попытаться отбуксировать авто. В случае неудачи, по обеим сторонам от машины на расстоянии 1000 м пассажиры пострадавшего авто могут подавать сигнал идущему поезду ярким лоскутом ткани (шарфом), фонариком в тёмное время суток или жестом — круговым движением рукой. У машиниста будет достаточно времени остановиться, учитывая тормозной путь поезда.
Где запрещены манёвры
Для соблюдения безопасности всех участников на проезжей части запрещены описанные выше манёвры и обгон на следующих участках:
Любой манёвр будет безопасным, если выполнять его внимательно, не спеша, следуя правилам. Знание ПДД может сохранить автомобилисту здоровье, а иногда и жизнь.
Обгон почти не виден
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.
Самый коварный пункт ПДД
Самый коварный пункт ПДД
Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.
Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.
Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.
Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.
Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.
Будьте осторожны на дорогах!
А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»
Штрафник на обочине
Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились. Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах. И все суды это решение поддержали.
Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.
Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария. Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил «обочечник». И снова ДТП. И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.
Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.
А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.