Что означает звезда на борту корабля
Наградные знаки отличия кораблей
Содержание
Боевые отличия кораблей Великобритании и Содружества
Военно-морские боевые почести
Существуют два вида отличия: первые называются по месту сражений и берут свое название от местоположения сражения или военной компании. Эти ленты вручаются всем кораблям-участникам таковых. Вторые берут свое название от названия корабля, с которым происходил бой, и обычно на таких лентах-картушах название вражеского корабля берется в одинарные кавычки, например, «’Emden’ 1914» или «’Kormoran’ 1941».
Боевые почести, присуждаемые кораблю, наследуются всеми последующими военными кораблями с тем же названием.
Первым зарегистрированным военно-морским боевым отличием является «Сражение с армадой 1588», которое до сих пор носят некоторые военные корабли, названные в честь кораблей-участников битвы с испанской Непобедимой Армадой.
Боевые почести для военных кораблей Содружества
Боевые почести для военных кораблей Содружества первоначально присуждались и контролировались Британским Адмиралтейством в соответствии со «Списком боевых почестей Содружества». Военные корабли Военно-морских сил Содружества также наследовали отличия любого предшествующего британского военного корабля такого же имени. Военно-морские силы Содружества позже перешли к независимым, но параллельным системам.
Королевский австралийский Военно-Морской Флот начал уходить от британской системы, установив свои боевые отличия для кораблей, которые служили во время войны во Вьетнаме. Затем с 1993 года перешли к совершенно независимой системе отличий. Теперь австралийские корабли не могут нести отличия, полученные одноименными кораблями британского флота.
Королевский канадский флот начал присуждать свои боевые отличия в 1950-х годах. После объединения канадских вооруженных сил в 1968 году новые корабли и подразделения ВМС Канады, поступающие на службу, несут и будут нести только те отличия, которые заработали канадские корабли.
Несмотря на утвержденные размеры, форма досок, содержание и изображение на них не регламентированы и они очень сильно отличаются друг от друга.
«Веселый Роджер» на британских субмаринах
С появлением подводных лодок, адмирал сэр Артур Уилсон, лорд Адмиралтейства британского Королевского флота, заявил, что субмарины «это не по английски и не честно», и что он убедит британское Адмиралтейство считать команды вражеских субмарин, захваченных в военное время, пиратами и вешать как пиратов.
В сентябре 1914, во время Первой Мировой войны, британская подлодка Е 9 успешно торпедировала германский крейсер SMS Hela, помня слова адмирала, командир английской субмарины Макс Кеннеди Хортон поднял пиратский флаг «Весёлый Роджер» возвращаясь в порт.
Другие командиры подводники подхватили новую традицию, которая была распространена в обеих мировых войнах и присутствует до сих пор.
Со временем сложилась целая система. На флагах указывались достижения подводной лодки, и какие-то фрагменты её истории в виде символов. Оформлением своего флага обязан был заниматься экипаж субмарины.
Подводники других флотов (ВМС Франции, Польши, Норвегии и США) которые сражались бок о бок с британскими тоже переняли эту традицию. Причем там еще лодки могли получить и награды (ордена, кресты и медали).
В наши дни «Веселый Роджер» все еще продолжает использоваться в ряде флотов.
Боевые отличия российских и советских кораблей
Коллективные отличия в Русском императорском флоте
В Русском императорском флоте корабль и его экипаж, который особенно отличился в бою, мог быть отмечен коллективными наградами. Экипаж мог быть приписан к Морскому Гвардейскому экипажу, получить Георгиевские серебряные рожки. Корабль мог получить Георгиевский вымпел и флаг.
Так как в Отечественной войне 1812 года и войне Шестой коалиции русский военный флот практически не принимал участия, в 1813 году, Морской Гвардейский экипаж, в составе Гвардейского корпуса, воевал в составе сухопутных войск. За победу в сражении под Кульмом прусский король Фридрих Вильгельм III наградил всех гвардейцев Кульмским крестом, который был учреждён 10 марта 1813 года. Российский император Александр I наградил Гвардейский экипаж коллективной наградой — Георгиевским знаменем.
5 (17) июня 1819 года для кораблей, комплектовавшихся из матросов и офицеров Гвардейского экипажа, были утверждены Георгиевский флаг адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг вице-адмирала, Георгиевский шлюпочный флаг контр-адмирала, Георгиевский вымпел и Георгиевский брейд-вымпел.
Кормовой Андреевский Георгиевский флаг
Гео́ргиевский флаг — в Российской империи кормовой флаг, которым в качестве высшей награды награждался корабль, чей флотский экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.
Отличие Георгиевских флагов состояло в том, что в центре перекрестия Андреевского флага был помещён красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца.
Император Николай I, за исключительные подвиги, дал право двум кораблям в качестве кормового флага поднимать Андреевский Георгиевский флаг, линейному кораблю «Азов» и бригу «Меркурий».
Данные заслуги были столь высоки, что более ни один император не произвёл подобного награждения. Однако эти флаги переходили по наследству к кораблям-преемникам, названных в честь этих кораблей: «Память Азова» и «Память Меркурия».
Коллективные отличия в ВМФ СССР
После 1917 года Морская Гвардия, также как и вся царская армия, перестала существовать. Но на смену ей пришли отряды Красной гвардии, которые до создания Рабоче-Крестьянской Красной армии были основой вооруженных сил советской власти. Подлинное возрождение Гвардии, в том числе и морской, произошло в период Великой Отечественной войны.
Уже начиная с 1927 года в СССР появилась традиция награждения кораблей и судов за боевые и трудовые заслуги орденами.
Отличие кораблей за лучшие результаты по сигналопроизводству
Экипажем кораблей за лучшие результаты по сигналопроизводству был присужден корабельный знак отличия «красная звезда посредине обвеса переднего мостика с белой буквой «С»». Примером может служить посыльное судно «Труд» морских сил Каспийского моря, экипаж которого показал лучшие результаты по сигналопроизводству в 1923 г.
Образцовые корабли
В 1925 г. было разработано и принято положение об образцовых кораблях на флоте. Это положение распространилось на морские силы Балтийского и Черного морей. Звание «Образцовый» присуждалось за:
Экипаж такого корабля получал дополнительный двухнедельный отпуск, а сам корабль имел преимущество перед другими кораблями в отношении назначения в заграничное плавание. Образцовый корабль имел следующие отличительные знаки: «к верхней кромке кормового флага пришивалась красная лента с надписью «Образцовый» и на передней стороне трубы крепилась металлическая звезда алого цвета».
Знак кораблей достигших наивысших показателей плана гидрографических работ
В 1932 г. «в целях поощрения достижения наивысших показателей по выполнению плана гидрографических работ, одному из кораблей каждого Убеко вышедшему за кампанию на первое место, присваивается отличительный знак в виде красной пятиконечной звезды в синем круге диаметром 50 см. Знак наносился на судовую трубу». Если по итогам следующего года корабль не подтверждал своих результатов, этот знак передавался другому кораблю.
Краснозвездные корабли
Особый знак за потопление кораблей противника
В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для командиров подводных лодок был установлен нагрудный знак «Командир подводной лодки» и особый знак за потопление кораблей противника.
В 1943 г. действие предыдущего приказа было распространено и на надводные корабли ВМФ.
Краснознаменные корабли
Первым такого отличия удостоился крейсер «Аврора». 2 ноября 1927 года к годовщине Октябрьской революции «Аврору» наградили орденом Красного знамени. 7 ноября на крейсере был в торжественной обстановке поднят Краснознамённый военно-морской флаг, а на щите носового орудия прикрепили бронзовую мемориальную табличку.
Краснознамённым долгое время был только крейсер «Аврора», остальные корабли данные награды и флаги начали получать лишь во время войны.
После Великой Отечественной войны этой награды удостоились подводная лодка К-181 (20 февраля 1968 года), а также авианесущий крейсер «Киев» (6 июня 1985 года).
Гвардейские соединения и корабли
Первые гвардейские части в СССР были созданы в сентябре 1941 года. Тогда за массовый героизм, мужество личного состава и высокое воинское мастерство были преобразованы в гвардейские четыре стрелковые дивизии, геройски сражавшиеся с немецко-фашистскими захватчиками под Минском, Смоленском и Ельней. Первыми гвардейскими частями ВМФ стали в январе 1942 года: 71-я морская стрелковая бригада и четыре полка морской авиации.
В апреле 1942 года звания гвардейских были удостоены крейсер «Красный Кавказ», эсминец «Стойкий», тральщик Т-205 «Гафель» и четыре подводные лодки. В июне 1942 года гвардейским стал крейсер «Красный Крым». К маю 1945 года морская гвардия насчитывала 2 авиадивизии, 18 надводных кораблей и 16 подводных лодок, а также много других частей ВМФ.
Знаки отличия для морской гвардии были утверждены Приказом народного комиссара Военно-морского Флота СССР № 142 от 19 июня 1942 года «Об установлении гвардейского Военно-морского флага, особого нагрудного знака и особой ленты к фуражке».
Изредка гвардейское звание давали и после войны. Так, 14 апреля 1966 года за успешное выполнение задания атомным подводным лодкам К-133 и К-116 было присвоено почётное звание гвардейская. Они в период с 2 февраля по 26 марта 1966 года впервые в мире совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка без всплытия.
На 1991 год в составе ВМФ насчитывалось 25 гвардейских соединений и частей, из них на Северном флоте — 6 (1 соединение кораблей, 4 корабля и 1 авиационная часть), на Балтийском флоте — 7 (1 корабль, 3 части кораблей, 3 авиационные части), на Черноморском флоте — 4 (2 корабля, 1 часть кораблей, 1 авиационная часть), на Тихоокеанском флоте — 7 (1 корабль, 2 части кораблей, 4 авиационные части), центрального подчинения — 1 авиационная часть. Без учета гвардейских соединений и частей береговых войск, личный состав которых носил форму морской пехоты.
Награждение кораблей другими орденами
Награждали корабли и другими орденами, но это было достаточно редко. Суда, награжденные орденами СССР, получали право прикреплять его изображение на носовой надстройке.
Если боевые корабли награждают орденом Красного Знамени, то гражданские корабли могут быть отмечены орденом Трудового Красного Знамени. Первым кораблем награжденным орденом за трудовой подвиг стал в 1928 году ледокол «Красин».
Два корабля были награждены вторым в советской иерархии орденом Октябрьской Революции. 22 февраля 1968 года орденом Октябрьской Революции под № 5 был награждён крейсер «Аврора», став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. Этим же орденом был награжден советский атомный ледокол «Арктика». Поход ледокола «Арктика» на Северный полюс 1977 года был посвящён 60-летию Великого Октября. Впервые в истории кораблём в надводном положении был достигнут Северный полюс, а ледокол был отмечен орденом Октябрьской Революции.
Корабли могут быть отмечены несколькими орденами. Но до настоящего времени единственным дважды орденоносным кораблем является крейсер «Аврора».
При награждении корабля орденом его экипажу в лице командира вручается знак ордена и документ на награждение (грамота или орденская книжка). Орден и документ хранится на награжденном корабле. Но что бы было видно, что корабль награжден орденом он получает право поднимать специально утвержденный орденский флаг.
Звезды на рубке.
Сначала короткая преамбула. Во время второй мировой войны многие военные, и особенно «технические», оставляли какие-то отметки о поражении противника. Снайперы делали зарубки на прикладе винтовки, танкисты и летчики рисовали звездочки на своих машинах, была такая традиция и у подводников — они тоже рисовали звезды на рубках субмарин.
Теперь собственно история. В 1992 году в Баренцевом море столкнулись две подводные лодки — советская (теперь уже российская) и американская. Обе лодки оказались повреждены, НО!
У наших был поврежден обтекатель и ограждение рубки, и уже через несколько месяцев все отремонтировали. А вот у американской АПЛ все оказалось куда серьезней. С трудом добравшись до базы, лодка сначала долго простояла в доке и в 1997 году была утилизирована. Наша до сих пор в строю, называется «Кострома», и экипаж полным на то основанием нарисовал на рубке звездочку, с цифрой один. Интересно, единица — это намек?
На снимке, который нашел в сети, на «Костроме» монтируют новую спасательную капсулу
boroda
Вообще-то USS «Baton Rouge»
Вообще-то USS «Baton Rouge» спокойно проплавала после этого до 1 ноября 1993 года, когда была помещена в резерв. Списали ее в 1995 году. Конечно, столкновение явно повлияло на ее срок службы, но рисовать на основании этого инцидента звездочку я бы не стал.
Время было такое — а
Мягко говоря — нескромность,
Мягко говоря — нескромность, грубо говоря — мошенничество и обман. За поврежденный в бою самолет или танк противника ни звездов, ни крестов не рисовали.
Шутовской колпак надо было
Шутовской колпак надо было нарисовать. Потому как в этом инциденте обе стороны победила глупость.
Интересно было бы разобраться Интересно было бы разобраться с тем, что на самом деле произошло с АПЛ «Батон Руж» 11 февраля 1992 г происходит инцидент — столкновение. Первоначально американцы заявляют, что повреждений у АПЛ Батон Руж нет вообще, но потом все же снизошли до констатации наличия неких «вмятин» и «царапин»: The Pentagon said today that Navy divers had discovered two cuts, as well as dents and scrapes, in the hull of a United States submarine that collided with a Commonwealth of Independent States submarine on Feb. 11. The Pentagon previously said the Baton Rouge, which returned to its homeport, Norfolk, Va., on Tuesday, had not been damaged in the collision near the Kola Peninsula above the Arctic Circle. http://www.nytimes.com/1992/02/28/world/pentagon-describes-damage-to-sub-after-arctic-collision.html Сведений о том, что Батон Руж выходила в море после столкновения я так и не обнаружил. А в 1993 г лодка выведена в резерв и в 1995 г передана на разделку. Первой среди лодок типа «Лос Анджелес» — родоначальник серии был сдан в утиль только в 2010 г. Поэтому история Батон Руж вызывает большие вопросы. Вся эта история с Батон Руж сильно смахивает на то, что амиреканцам ужос как не хотелось рассказывать об истинном размере повреждений, потому АПЛ «попридержали» какое-то время, … Подробнее »
Андрей пишет:После этого
[quote=Андрей]После этого как-то по новому начинаешь смотреть на списки потерь в том же самом Ираке. М1 Абрамс или Ф-15 Игл — это не АПЛ ни разу, и если уж даже повреждения одной из 62 АПЛ этого типа пытались «заретушировать», чего уж там говорить об эскадрилье-другой? Таки кто вам их считает…[/quote]
[quote]Вас там не было, уважаемые коллеги, так Вам ли судить?[/quote]
Двойные стандарты — они такие
В случае с американскими потерями — есть повод усомниться в достоверности официальной статистики, на основании известных нам фактов т.к. в случае Батон Руж — налицо попытка скрыть реальное положение дел (нет, ну если Вы сможете привести данные о том, что после столкновения и до списания АПЛ ходила на боевые службы — тогда дело другое).
А в части правомерности/неправомерности нанесения звезды с цифрой на рубку «Костромы» — разговор о том, что тот, кто в подобных ситуациях не бывал и на флоте не служил, тот не знает, насколько тяжелым для экипажа была ситуация и вряд ли может оценить правомерность появления знака на рубке лодки. Просто по незнанию специфики службы. В данном случае оценка производится в отрыве от фактов
И где ж Вы тут увидели двойные стандарты, коллега?:)))
Ну вообще-то ВМС США в
Ну вообще-то ВМС США в 1990-ых проводил огромную программу сокращений, так что смысл в ремонте лодки… Попросту отсутствовал. Проще списать — количество наличных кораблей и так был многократно избыточным. Тут на лом шли корабли буквально только завершившие модернизацию.
Тут на лом шли корабли
Тут на лом шли корабли буквально только завершившие модернизацию.
Коллега, отдельные представители типа «Стёджен» дожили до 2000-х годов, а лодки проекта «Лос-Анджелес» закладывались еще в 1992 г и вроде бы даже 1993 г.
Вот именно — те, которые
Вот именно — те, которые находились в хорошем состоянии и не требовали капитального ремонта. Здесь же мы имеем немолодую лодку, которая получила повреждения. Чинить ее — нужен полный осмотр корпуса на предмет микротрещин, дорогостоящий ремонт звукопоглощающей обшивки… Какой смысл, если субмарин в составе флота США гораздо больше чем надо? Если бы это был новый «Лос-Анджелес Флайт-2» с вертикальными пусковыми, ремонт бы еще оплатили. А так… Флот в тот момент отчаяно дрался за «Сивульфы», и ему было проще пустить потрепаную ПЛ на лом, чем пробивать ее ремонт в Конгрессе.
Флот в тот момент отчаяно
Флот в тот момент отчаяно дрался за «Сивульфы», и ему было проще пустить потрепаную ПЛ на лом, чем пробивать ее ремонт в Конгрессе
И закладывал и строил новые «Лос-Анджелесы», отправляя на металлолом лодку, имевшую каких-то 18 лет службы? Коллега, еще раз повторяю, если бы во флоте США была куча АПЛ но ничего не строилось — я бы согласился с весомостью аргументации, но так — получается катахреза. АПЛ батон Руж получила незначительные повреждения, настолько незначительные, что вместо того, чтобы исправить их, проще было строить заложенную в 1992 г или даже в 1993 г лодки того же типа.
Коллега! Вы обратили внимание
Коллега! Вы обратили внимание на то, что я отметил?
Если бы это был новый «Лос-Анджелес Флайт-2» с вертикальными пусковыми, ремонт бы еще оплатили.
P.S. Справка — в 1995-1996 годах флот США заложил только пять субмарин проекта 688i.
Андрей пишет:В случае с
[quote=Андрей]В случае с американскими потерями — есть повод усомниться в достоверности официальной статистики, на основании известных нам фактов[/quote]
[quote]В данном случае оценка производится в отрыве от фактов[/quote]
[quote]И где ж Вы тут увидели двойные стандарты, коллега?[/quote]
«the costs of repairing the damaged pressure hull, along with a programmed refueling, were well beyond the planned budget; therefore the US Navy chose to decommission the submarine»
the costs of repairing the
the costs of repairing the damaged pressure hull, along with a programmed refueling
А вообще — тут чистая болтология у американцев, затраты на перезарядку реактора в бюджете БЫЛИ (ну не идиоты же американцы — не заложить плановую процедуру в бюджет?) а вот стоимости ремонта — не было.
Попросту говоря: восстановление достаточно старой лодки устаревшего типа (а «Флайт-I» считались УСТАРЕВШИМ типом — посмотрите, сколько из них списали в 1990-ых) сочли чрезмерными.
Попросту говоря:
Попросту говоря: восстановление достаточно старой лодки устаревшего типа (а «Флайт-I» считались УСТАРЕВШИМ типом — посмотрите, сколько из них списали в 1990-ых) сочли чрезмерными.
Коллега, Вы безусловно в чем-то правы, так как я не посмотрел списание всех АПЛ типа Флайт 1, а ограничился только «соседками» Батон руж по срокам сдачи флоту — Лос-Анджелес, Филадельфия, Мемфис. Действительно, часть лодок этого типа была списана в 1990-х годах.
Из 31 подводной лодки (без вертикальных ПУ) в 90-х годах списано 10 + Батон Руж. Попробую поразбираться в ситуации еще — но чуть позднее
Насколько я понимаю, закавыка
Насколько я понимаю, закавыка была именно в перезарядке реакторов. В 1990-ых первые «Лос-Анджелесы» как раз подошли к рубежу плановой промежуточной перезарядки. Но тут начались сокращения бюджета, и в общем — «Лос-Анджелес», «Филадельфия» и «Мемфис» (три самые старые) успели пройти его по прежнему бюджету, а вот «Омаха», «Циннинати», «Гротон», «Бирмингем», «Нью-Йорк Сити» и «Индианаполис» попали под сокращение за компанию с «Батон Руж».
«Стерджены» же эксплуатировались до 2000-ых просто потому, что будучи более старыми — они РАНЬШЕ прошли перезарядку реакторов, и в 1990-ых имели еще солидный ресурс.
В мирное время «звезды на
В мирное время «звезды на рубках» обозначают успешно проведенные операции. Для РПКСН — успешно проведенные стрельбы (баллистическая ракета не только покинула контейнер, но и взлетела и поразила цель на полигоне). Для многоцелевых охотников — успешное сопровождение объекта «невероятных союзников»( РПКСН, АУГ). Выйти на цель незамеченными, сопровождать на дистанции возможного удара и разорвав контакт остаться, опять таки, не обнаруженными «друзьями».
Еще одна возможность — испытание в боевом походе новой техники в условиях приближенных. Та же «Кострома» могла произвести «отстрел» спасательной капсулы со штатной глубины.
товарищ Сухов пишет:Еще одна
[quote=товарищ Сухов] Еще одна возможность — испытание в боевом походе новой техники в условиях приближенных. Та же «Кострома» могла произвести «отстрел» спасательной капсулы со штатной глубины. [/quote]
С учетом обстоятельств- на мой взгляд самая правдоподобная версия появления единички.
В таком случае звездочки
В таком случае звездочки заслуживает и один из североморских «Барсов», отправивший, в результате столкновения, в опытные посудины ракетоносец проекта 666БДРМ.
Я уж не говорю о «Кузнецове».
Звезду нарисовали заслуженно. Звезду нарисовали заслуженно. Наши лодки — двухкорпусные и любое серьёзное столкновение для них — шаг по лезвию бритвы. В данном случае, судя по фото, очевидно, такие повреждения ограждения выдвижных устройств неминуемо должны были вызвать срыв бугелей и части примыкающих к ограждению баллонов ВВД (ещё не видно повреждений лёгкого корпуса перед ограждением, а они так же вполне вероятны). Соответственно, более чем вероятна разгерметизация шахт выдвижных устройств. Я не знаю каков был объём работ за живучесть корабля, но то, что парни отработали на звезду на корпусе, а не на звезду на памятнике — честь им и уважение. Теперь, что касается американки. Может быть я сейчас не очень умную вещь скажу — ведь это у них технологии, а мы, так, поиграться выходим, но качественная заварка трещин или технологических вырезов в прочном корпусе АПЛ — это будни 35-го военного Мурманского СРЗ. Я видел как это делается. Графитовым стержнем (как обычной сваркой) выбирается весь дефектный металл (размер трещины опрежделяется специальным рентгеновским аппаратом). Затем, той же сваркой, заваривается стык. Потом снова рентген. Если есть хоть малейшее подозрение на дефект — вся процедура по новой. И так до тех пор, пока прочный корпус снова не станет однородной металлической массой. Всё что требуется — рентгенаппарат, … Подробнее »