Что означает знаки на игральных картах

Что означают карточные фигуры и масти: Забытая символика самой популярной игры

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что означает знаки на игральных картах

Структура карточной колоды не менялась на протяжении нескольких веков. Старшинство карт и их масти всем известны. В старину, правда, фигурам с изображениями людей придавалось важное значение.

Джокер (шутник) – изображается в виде шута и входит в стандартную «французскую колоду». По одной из версий, придворный дурачок появился в колоде из карт таро, там действительно есть такая фигура. Безумец на ней бодро шагает к обрыву, а собачка пытается его удержать от рокового шага. Обязательными атрибутами являются палка с висящим мешком – символ путника и колдовские атрибуты одновременно. Интересно, что Джокер появился в колодах не раньше XIX века и сначала изображался с человеческой головой (черепом) на палке, затем этот мрачный символ заменили на шутовскую погремушку или музыкальные «тарелки», а сейчас могут и без лишних атрибутов изобразить.

Что означает знаки на игральных картах

Карточные короли изначально носили имена знаменитых исторических мужей: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). Слово Валет происходит от французского «слуга», «лакей», ближе всего к нему «вассал». В старину на Руси эту фигуру называли «холоп» или «хлап». Обычно на игральной карте изображается молодой человек. Все валеты по европейской версии также имеют реальные прототипы: французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

Что означает знаки на игральных картах

Дамы появились в колоде гораздо позднее, и на счет их персон единодушия нет. Чаще всего указывается следующее: Афина, богиня мудрости (пики), Аргина, анаграмма латинского Regina, королева (трефы), библейская Рахиль (бубны) и Елена Троянская (черви). Таким образом на карточном столе, при некоторой фантазии, можно разыграть настоящее «сражение» между известными историческими и мифологическими персонажами.

Карточные масти тоже несли когда-то глубокий смысл, который постепенно забылся. Чтобы вспомнить его, нужно обратиться к древнеиндийскому варианту этой игры. Такие карты назывались ганджифа и имели круглую форму. На них изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Скорее всего, эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Что означает знаки на игральных картах

В Европе мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», монеты – в «бубны», а жезлы – в «трефы». Но и в более поздней традиции масти по-прежнему соответствовали четырем основным феодальным классам: военные, духовенство, купечество и крестьянство. На разных языках эти названия звучат по-разному. Например, в Англии и Германии это лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, а в Италии – копья, сердца, квадраты и цветы. На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: желуди, сердца, колокола и листья.

Что означает знаки на игральных картах

Интересно, что в разные исторические эпохи, при крупных политических изменениях были попытки изменить карточные фигуры и масти, но они не увенчались успехом. Так, после Великой французской революции рисовали колоды с национальными героями, в СССР в годы НЭПа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти: «серпы», «молоты» и «звезды».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Вир­ту­аль­ные игры и раз­вле­че­ния вытес­нили собой мно­гие рус­ские игры. Забыты городки и лапта. Но играль­ные карты из дет­ско-под­рост­ко­вой жизни окон­ча­тельно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что сим­во­лика мастей кощун­ственна – несет скры­тые оккульт­ные смыслы?

Предположение – не факт

Любой здра­во­мыс­ля­щий роди­тель про­тив игры на деньги и пони­мает вред нездо­ро­вого азарта для дет­ской пси­хики. Но не каж­дый подо­зре­вает в ней более серьез­ные духов­ные опас­но­сти. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, одно­значно грешно. Но вот о том, почему карты свя­заны с гре­хом, и о сим­во­лике играль­ных карт есть много раз­но­об­раз­ных мне­ний в пра­во­слав­ном сег­менте интернета.

Что означает знаки на игральных картах

Заме­тим, что обще­цер­ков­ной точки зре­ния на вопросы, свя­зан­ные с сим­во­ли­кой карт, нет – тема нико­гда не выно­си­лась на обсуж­де­ние Меж­со­бор­ного при­сут­ствия, ни тем более на Соборы, что вполне объ­яс­нимо – не тот мас­штаб про­блемы.

Про­то­и­е­рей Игорь ФОМИН на сайте жур­нала «Фома» выска­зы­вает такую точку зре­ния: «Дело в том, что карты имеют очень глу­бо­кую анти­хри­сти­ан­скую сим­во­лику. Обра­тите вни­ма­ние на кар­точ­ные масти. Все они изоб­ра­жают еван­гель­ские сим­волы, но как бы глу­мясь над ними. Трефы – крест, на кото­ром был рас­пят Иисус Хри­стос. Пики – копье, кото­рым Он был про­бо­ден. Черви – губку с уксу­сом, кото­рую под­несли уми­ра­ю­щему на кре­сте Спа­си­телю, чтобы напо­ить Его. Бубны – четы­рех­гран­ные гвозди, кото­рыми были при­биты к кре­сту руки и ноги Христа».

Делясь мне­нием, батюшка не ссы­ла­ется на какие-либо источ­ники инфор­ма­ции по дан­ному вопросу. Кто обна­ру­жил связь этих сим­во­лов, научно уста­но­вил, фак­ти­че­ски под­твер­дил это арте­фак­тами? Ни имен, ни дат, ни мне­ний авто­ри­тет­ных уче­ных на этот счет нет.

А ведь, чтобы точно рас­шиф­ро­вать сим­во­лику карт и под­твер­дить догадки, необ­хо­димо иметь какие-либо доку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства ее происхождения.

В боль­шин­стве своем безы­мян­ные авторы мно­го­чис­лен­ных ста­тей на при­ход­ских сай­тах, опи­ра­ются на это пред­по­ло­же­ние как на факт, но тоже не дают убе­ди­тель­ных при­ме­ров. Их ста­тьи пест­рят «гово­ря­щими» и устра­ша­ю­щими иллю­стра­ци­ями карт всех эпох и наро­дов с чашами, пол­ными крови, чело­ве­че­скими чере­пами и про­чей пуга­ю­щей атри­бу­ти­кой. Все эти атри­буты харак­терны для Европы эпохи Про­све­ще­ния, осо­бенно склон­ной к оккуль­тизму и мистицизму.

Глум­ле­ние над еван­гель­скими Стра­стями Хри­сто­выми и Свя­тыми Хри­сто­выми Тай­нами, конечно, застав­ляет содрог­нуться любое хри­сти­ан­ское сердце. Но, рас­суж­дая с духов­ной точки зре­ния, поста­ра­емся понять, имеет ли оно место в дей­стви­тель­но­сти? Един­ствен­ное, что при­во­дится в дока­за­тель­ство такой несколько пря­мо­ли­ней­ной и гру­бо­ва­той интер­пре­та­ции – это фрески всего ОДНОГО ста­рин­ного храма дои­ко­но­бор­че­ского пери­ода. В турец­ком городе Демра (быв­ших Мирах Ликий­ских) суще­ствует храм свя­ти­теля Нико­лая, где, по мне­нию не назвав­ше­гося автора ста­тьи сайта «Храм Предтеча.ру», есть изоб­ра­же­ния, похо­жие на кар­точ­ные масти. Про­смот­рев фото­гра­фии, можно убе­диться – то, что запе­чат­лено на них, напо­ми­нает масти карт лишь отда­ленно. Сим­волы в боль­шей сте­пени похожи на эле­менты рас­ти­тель­ного и гео­мет­ри­че­ского орна­мента, рас­про­стра­нен­ного в мире и оди­на­ково свой­ствен­ного раз­ным куль­ту­рам. Увы, больше догадки о «жидо­мас­сон­ских» или «сата­нин­ских» кор­нях сим­во­лики под­твер­дить нечем.

Символ живет в контексте

Что означает знаки на игральных картах

Чтобы наши выводы стали понят­нее, при­дется слегка углу­биться в науку. Свой­ства зна­ков и зна­ко­вых систем изу­чает отдель­ная дис­ци­плина – семи­о­тика. Упро­щая опре­де­ле­ние Юрия Лот­мана, опре­де­лим ее как науку о зна­ках, исполь­зу­е­мых для общения.

Согласно ей, зна­че­ние сим­во­лов измен­чиво – оно во мно­гом зави­сит от нашего вос­при­я­тия, от куль­туры, вос­пи­та­ния и мно­гих дру­гих измен­чи­вых вещей.

По Ю. Лот­ману, знак немыс­лим без кон­тек­ста и интер­пре­та­ции. Так что без уча­стия нашего оце­ни­ва­ю­щего взгляда сам по себе сим­вол не несет ника­кой нагрузки. Воз­можно, оккуль­ти­сты в своих риту­а­лах и при­дают мастям именно такой смысл, но судить об этом без­до­ка­за­тельно мы не можем.

К слову, в повсе­днев­ной жизни «кар­точ­ный» кон­текст и его интер­пре­та­ция нашим созна­нием совер­шенно дру­гие – в наши дни мы ассо­ци­и­руем карты, ско­рее, с миром, нари­со­ван­ным в сти­хах и пес­нях Вла­ди­мира Высоц­кого – миром обще­ства с низ­кой куль­ту­рой. Мы оли­це­тво­ряем карты с соци­аль­ным дном, с пре­ступ­ным или око­ло­пре­ступ­ным миром, с забе­га­лов­ками, злач­ными местами, казино – а вовсе не с под­поль­ным сбо­ри­щем сатанистов-оккультистов.

Оче­видно, что мало кто вос­при­ни­мает сего­дня карты в зна­че­нии кощун­ственно-еван­гель­ских сим­во­лов, пони­мая при этом, что в самой этой игре ничего хоро­шего нет.

К при­меру, никто еще не доду­мался объ­явить кощун­ством лого­тип одной мобиль­ной ком­па­нии – пере­вер­ну­тый, как “нега­тив”, образ крас­ного пас­халь­ного яйца (белое яйцо на крас­ном фоне). А образ кре­ста при жела­нии легко можно обна­ру­жить и в гер­ман­ской сва­стике, и в древ­них язы­че­ских, мусуль­ман­ских орна­мен­тах, и в окон­ном про­еме, и в пере­крестке дорог, и в стро­е­нии чело­ве­че­ского ске­лета, и так далее.

Родом из Европы

Что означает знаки на игральных картахОбра­ща­ясь к исто­рии, узнаем, что ана­логи совре­мен­ных карт суще­ство­вали на Древ­нем Востоке, в Пер­сии и Индии, в Египте и Китае, в Древ­нем Изра­иле. Пред­по­ло­жи­тельно, оттуда они были зане­сены кре­сто­нос­цами и при­жи­лись сна­чала в Ита­лии, где у них было гораздо больше мастей и раз­но­об­раз­нее колода (латин­ский вари­ант), а затем в запад­но­ев­ро­пей­ском мире.

Сна­чала в Европе карты были игрой сол­дат и про­стого народа и не раз под­па­дали под запрет. За них пока­за­тельно секли и даже каз­нили. Затем они пере­шли в коро­лев­ские покои и надолго стали дво­рян­ской ари­сто­кра­ти­че­ской игрой.

К слову, они появи­лись в Европе почти в совре­мен­ном виде, там они и набрали наи­боль­шую попу­ляр­ность в эпоху Про­све­ще­ния. В начале 17 века заве­зен­ные к нам из Фран­ции через Польшу и Гер­ма­нию, карты ока­за­лись в Рос­сии. Сме­ка­ли­стые рус­ские кули­бины упро­стили 54-ти кар­точ­ную колоду фран­цу­зов до 36 карт, начав отсчет с шестерок.

В сере­дине 19 века карты пол­но­стью при­об­рели при­выч­ный сего­дня облик – сим­мет­рию верх­него и ниж­него рисунка, скруг­лен­ные углы и дру­гие харак­тер­ные детали.

ОЧто означает знаки на игральных картахбра­ща­ясь к исто­рии мастей, можно убе­диться, что их сим­во­лика идет из глу­бины веков и напря­мую свя­зана с рыцар­ством и кур­ту­аз­ной эпо­хой.

Воз­можно, именно она увела бла­го­род­ных гос­под с риста­лищ и уса­дила их в уют­ные каби­неты за лом­бер­ные столы. Ору­жей­ная тема не чужда кар­там, игра в кото­рые – это умствен­ный поеди­нок, при­шед­ший на смену рыцар­ским тур­ни­рам: так копье пере­ро­ди­лось в пики, герб – в бубны, меч – в трефы, а щит – в черви. Трефы также обо­зна­чали коро­лев­ский гераль­ди­че­ский атри­бут – трех­лист­ный клевер.

В латин­ской колоде было немного иначе: в ней в каче­стве мастей при­сут­ство­вали мно­го­уголь­ные монеты-пен­такли, чаши, палицы, отсы­ла­ю­щие нас к пап­ской вла­сти и раз­ли­чиям сосло­вий: духов­ного, коро­лев­ского, ари­сто­кра­ти­че­ского и торгового.

Инте­ре­сен дослов­ный пере­вод назва­ний мастей в раз­ных стра­нах Европы. У фран­цу­зов это три­лист­ники, сердца, плиты мосто­вой и копья. У ита­льян­цев – пики, цветы, квад­раты и сердца, у испан­цев – мечи, дубинки, кубки, монеты, у нем­цев и англи­чан – дубинки, сердца, лопаты и брил­ли­анты. А кое-где в Гер­ма­нии масти по ста­ринке име­нуют как желуди, бубенцы, листья, сердца.

Осо­бой же ори­ги­наль­но­стью отли­чи­лись швей­царцы, назы­вав­шие масти карт розами, жёлу­дями, бубен­цами и щитами. Всё это – попу­ляр­ная атри­бу­тика евро­пей­ского кур­ту­аз­ного Сред­не­ве­ко­вья и после­ду­ю­щей эпохи Воз­рож­де­ния, и ни пол­слова, ни намека на Стра­сти Христовы.

Сами кар­теж­ные пер­со­нажи весьма условны, их состав измен­чив – так, кар­точ­ные коро­левы при­сут­ствуют не во всех наци­о­наль­ных коло­дах, а в неко­то­рых из них коли­че­ство слуг-вале­тов у коро­лей гораздо больше. Пер­во­на­чально коро­лей и коро­лев ассо­ци­и­ро­вали с кон­крет­ными исто­ри­че­скими пер­со­на­жами – извест­ными совре­мен­ными пра­ви­те­лями и царями Вет­хого Завета, высо­ко­род­ными дамами и биб­лей­скими геро­и­нями. Но посте­пенно фигуры стали мак­си­мально обобщенными.

Русский след

С новой опас­ной азарт­ной игрой на Руси не еди­но­жды пыта­лись бороться. Царь Алек­сей Михай­ло­вич по про­звищу Тишай­ший был глу­боко рели­ги­о­зен, сми­ре­нен и бла­го­че­стив, что, кстати, помо­гало ему бороться со вспыш­ками гнева.

Пра­во­слав­ный госу­дарь ста­рался про­ти­во­сто­ять замор­ской духов­ной заразе. Под­пи­сан­ное им Уло­же­ние 1649 года раз­ре­шало вла­стям жестоко рас­прав­ляться с кар­теж­ни­ками, как с ворами – то есть отру­бать руки и неми­ло­сердно бить. Указ1696 года раз­ре­шал обыск азарт­ных игро­ков – «и у кого карты вынут, бить кну­том».

В сле­ду­ю­щий раз зако­но­да­тельно огра­ни­чить карточную игру в Рос­сии пыта­лись в 1717 году с помо­щью штра­фов. Еще через 16 лет нака­за­ние уже­сто­чили – упор­ных игро­ков, не раз заме­чен­ных за кар­теж­ным сто­лом, ждала тюрьма и батоги.

Что означает знаки на игральных картах

Петр Пер­вый не жало­вал карт, хотя и активно заво­зил их кораб­лями из Европы, сле­дуя моде на все евро­пей­ское. Окон­ча­тельно при­жи­лись карты при Ека­те­рине ΙΙ. Вслед за сочи­не­ни­ями воль­но­дум­цев эпохи про­све­ще­ния мода на карты с ее лег­кой монар­шей руки пере­ко­че­вала в Рос­сию и стала неотъ­ем­ле­мой частью ари­сто­кра­ти­че­ской при­двор­ной куль­туры. В после­ду­ю­щие века уме­ние соста­вить пар­тию было таким же необ­хо­ди­мым атри­бу­том свет­ского чело­века, как его манеры, начи­тан­ность, речь, зна­ние язы­ков, соот­вет­ству­ю­щий моде внеш­ний облик, уме­ние тан­це­вать и делать комплименты.

Живо­пи­сец-ака­де­мист Адольф Шар­ле­ман создал тра­ди­ци­он­ные для Рос­сии «Атлас­ные карты» в сере­дине 19 века. Автор эски­зов не сильно ото­шел от вида фран­цуз­ской кар­точ­ной колоды. Также были попу­лярны англо-аме­ри­кан­ский шаб­лон карт руан­ского про­ис­хож­де­ния и париж­ский шаблон.

Метафора судьбы

Что означает знаки на игральных картахВ пре­ступ­ном мире и сего­дня кар­теж­ная игра – мета­фора судьбы, и это не случайность.

Когда-то карты вер­шили судьбы в Рос­сии и Европе. С их помо­щью тка­лись двор­цо­вые интриги, выяс­ня­лись дипло­ма­ти­че­ские отно­ше­ния, денеж­ные и семей­ные споры.

Кар­точ­ные игры в поза­про­шлом сто­ле­тии были повсе­местно попу­ляр­ными, но четко раз­де­ля­лись на ком­мер­че­ские и азарт­ные, то есть вполне при­лич­ные и непри­лич­ные, осуж­да­е­мые. В 19 веке в Рос­сии дво­ряне разо­ря­лись, про­иг­ры­вали целые деревни и даже своих жен, уби­вали друг друга на дуэ­лях из-за спо­ров у кар­точ­ного стола.

Тогда же пыш­ным цве­том рас­цвели масон­ские, каба­ли­сти­че­ские и про­чие мисти­че­ские тече­ния, где не обхо­ди­лось без спе­ци­аль­ных гада­тель­ных колод и играль­ных карт, и где они, воз­можно, и при­об­ре­тали зна­че­ние сакраль­ных символов.

К слову, в хра­мах обеих сто­лиц, осо­бенно север­ной, до сих пор можно встре­тить раз­но­об­раз­ную сим­во­лику воль­ных камен­щи­ков, поскольку мно­гие из них стро­или рус­ские архи­тек­торы запад­ного про­ис­хож­де­ния или их запад­ные коллеги.

Это дей­ству­ю­щие соборы и храмы, где и сей­час совер­ша­ется литур­гия. Вот где, дей­стви­тельно, на взгляд мно­гих пра­во­слав­ных людей, имеет место кощун­ство. Но факт оста­ется фак­том: масон­ские сим­волы в орна­мен­тах фре­сок, потол­ков и пола питер­ских собо­ров – это уже часть нашей куль­туры и исто­рии. Сло­вом, в поза­про­шлом веке кар­точ­ные игры и мисти­че­ские мани­пу­ля­ции давали мно­го­чис­лен­ные злые всходы.

Мир наоборот

Пуш­кин, Лер­мон­тов, Досто­ев­ский и дру­гие писа­тели не обо­шли в своих про­из­ве­де­ниях тему игры карт. На память сразу при­хо­дят «Пико­вая дама», «Мас­ка­рад», «Фата­лист», «Игрок». Почему же кар­точ­ная игра была такой зна­чи­мой для людей того вре­мени и отра­зи­лась в худо­же­ствен­ных текстах?

Как счи­тает извест­ный лите­ра­ту­ро­вед Юрий Лот­ман, карты – это куль­тур­ная реа­лия. В рус­ской лите­ра­туре» кар­точ­ная игра высту­пает ни много ни мало как модель бытия, в кото­ром пра­вят хаос и тор­же­ство слу­чай­но­стей. Книги на эту тему поро­дили в обще­стве сво­его рода фило­со­фию. Луч­шие умы Оте­че­ства все­рьез раз­мыш­ляли «над ролью слу­чая, фату­мом, про­ти­во­ре­чием между желез­ными зако­нами внеш­него мира и жаж­дой лич­ного успеха, само­утвер­жде­ния, игрой лич­но­сти с обсто­я­тель­ствами, исто­рией». Они ломали головы над вопро­сом: чем все-таки опре­де­ля­ется выиг­рыш: рас­че­том или слу­чаем? Что означает знаки на игральных картах

Совет­ский лите­ра­ту­ро­вед неожи­данно точно оце­ни­вает гре­хов­ную при­роду кар­теж­ного мира и его системы коор­ди­нат, из кото­рой вычерк­нуты Бог и нрав­ствен­ность. Герою «Пико­вой дамы» Пуш­кина мир кажется игрой, кото­рой он спо­со­бен вир­ту­озно управ­лять, мани­пу­ли­руя людьми.

Игрок желает выиг­рать все, рискуя при этом всего лишиться. Он полу­чает про­гноз буду­щего (некое гада­тель­ное пред­ска­за­ние), его линия пове­де­ния про­грам­ми­ру­ется, сам он при этом думает, что что-то решает, хотя пра­вят им тем­ные силы и его соб­ствен­ные стра­сти. «Гос­по­дин» своей судьбы на деле ока­зы­ва­ется рабом.

«В самой при­роде карт зало­жено дво­е­ми­рие, – пишет Лот­ман, – они – про­стые знаки, «ходы» в игре, и имеют смысл в гада­тель­ной системе…Случайное выпа­да­ние карт пре­вра­ща­ется в некий текст, авто­ром кото­рого явля­ется судьба».

В азарт­ном кар­теж­ном мире игрок ищет стра­те­гию, скры­вая ее от про­тив­ника. Только вду­май­тесь: ближ­ний ста­но­вится для него вра­гом. Игра – это кон­фликт, ее цель – успех и пре­вос­ход­ство, но оно доста­нется лишь одному. В итоге полу­ча­ется игра не с парт­не­ром, а с самим слу­чаем, кото­рый ста­но­вится сво­его рода зло­ве­щим боже­ством. Про­ис­хо­дит под­мена истин­ного Бога мни­мым, а истин­ная вера под­ме­ня­ется фата­лиз­мом.

С точки зре­ния веры, с геро­ями про­из­ве­де­ний про­ис­хо­дит явное иску­ше­ние гор­ды­ней и себя­лю­бием. Уви­ден­ный через призму карт мир начи­нает дво­иться – герой ока­зы­ва­ется перед дилем­мой выиг­рыша и про­иг­рыша, игры и гада­ния, двух реаль­но­стей – мира повсе­днев­ного и поту­сто­рон­него. Герой сбит с толку, рас­те­рян, поте­рялся в жизни, утра­тив все ее ори­ен­тиры. Его захва­тил хаос, рас­су­док мутится, душа гиб­нет под напо­ром жут­кого, демо­ни­че­ского, поту­сто­рон­него, сти­хий­ного. Этой ирра­ци­о­наль­ной и мощ­ной силе он не может про­ти­во­сто­ять в оди­ночку, а опе­реться не на Кого – Бога у него нет. Так он ока­зы­ва­ется во вла­сти зла.

В лите­ра­туру эта духовно опас­ная фило­со­фия при­шла из реаль­ной жизни. Как счи­тает лите­ра­ту­ро­вед, в петер­бург­ский, импе­ра­тор­ский период рус­ской исто­рии «…гран­ди­оз­ные состо­я­ния созда­ва­лись мгно­венно, в зави­си­мо­сти от скач­ков сча­стья, в сфе­рах, весьма дале­ких от эко­но­мики. При­чуд­ли­вое пере­ме­ще­ние богатств невольно напо­ми­нало пере­ме­ще­ние золота и ассиг­на­ций на зеле­ном сукне во время игры».

У Федора Досто­ев­ского «рулетка – это игра по пре­иму­ще­ству рус­ская», осно­ван­ная на стрем­ле­нии «в один час» «всю судьбу изме­нить». Так заве­зен­ная из Европы игра при­чуд­ливо сов­пала с нашим мен­та­ли­те­том, извра­тив и раз­вра­тив его.

Лицо святой сохранилось… на картах?

Инте­ресно, что фра­зео­ло­гизм «палка о двух кон­цах» при­ме­ним и к кар­там. Одна­жды они все-таки послу­жили добру. В без­бож­ное время они сохра­нили для нас…лицо святой.

Забе­жим впе­ред. В совет­ские годы было опро­бо­вано много раз­лич­ных кар­теж­ных колод. Были среди них и откро­вен­ные инстру­менты про­па­ганды, и анти­ре­ли­ги­оз­ные карты, на кото­рых изоб­ра­жа­лось духо­вен­ство, а позади нари­со­ван­ных фигур – «побуж­да­ю­щие к вере» при­зем­лен­ные мотивы. Но ни одна из таких колод не поль­зо­ва­лась попу­ляр­но­стью и в народе не при­жи­лась. А полю­би­лась рус­ским людям и стала самой рас­про­стра­нен­ной в СССР совсем дру­гая колода, дошед­шая до наших дней под назва­нием «Рус­ский стиль».

Что означает знаки на игральных картах

Колода эта была еще доре­во­лю­ци­он­ной. Ее исто­рия такова. На извест­ном ПОСЛЕДНЕМ импер­ском балу 1903 года члены Цар­ской Семьи и при­двор­ные были наря­жены в уни­каль­ные по кра­соте и стилю сти­ли­зо­ван­ные рус­ские костюмы. Автор мно­гих эски­зов – Сер­гей Головко, испол­ни­тели – извест­ней­шие порт­ные, в том числе мастер­ская небезыз­вест­ной Надежды Ламановой.

На балу было отснято мно­же­ство фото­гра­фий высо­чай­ших особ в рус­ских народ­ных наря­дах. Они и послу­жили осно­вой для созда­ния колоды карт к 300-летию Дома Рома­но­вых. Оче­видно, как и открытки с порт­ре­тами Семьи, новые карты должны были про­бу­дить народ­ную сим­па­тию к цар­ствен­ным осо­бам и послу­жить попу­ля­ри­за­ции импер­ской вла­сти, став для про­стых людей люби­мым суве­ни­ром. И вот в 1911 году немец­кий мастер фаб­рики «Дон­дорф» раз­ра­бо­тал эскизы карт.

В стиле роман­тич­ной рус­ской ста­рины им были выпол­нены атри­буты мастей – щиты, ору­жие, доспехи. Про­то­ти­пом буб­но­вого валета стал вели­кий князь Андрей Вла­ди­ми­ро­вич, буб­но­вой дамы – фрей­лина обеих импе­ра­триц гра­финя Алек­сандра Тол­стая. Чер­во­вой дамой была выбрана кня­гиня Ксе­ния Алек­сан­дровна, а тре­фо­вой – Ели­за­вета Федо­ровна Рома­нова, впо­след­ствии – свя­тая ново­му­че­ница и испо­вед­ница Рос­сий­ская.

Что означает знаки на игральных картах

На обо­роте карт был изоб­ра­жен герб Рос­сии – двух­гла­вый орел. Конечно, изоб­ра­же­ния не имели точ­ней­шего порт­рет­ного сход­ства с про­то­ти­пами, но если сопо­ста­вить кар­тинку и фото, можно уви­деть – сход­ство есть. В 1913 году карты были отпе­ча­таны на Алек­сан­дров­ской ману­фак­туре Санкт-Петер­бурга прямо к празд­нич­ной дате.

Дальше – инте­рес­нее. После рево­лю­ции ману­фак­туру закрыли, но уже в 1923 году она снова рабо­тала. Рисо­вать новые эскизы для карт и изго­тав­ли­вать формы для оттиска поле­ни­лись, да и дорого, вот и стали печа­тать карты для народа по ста­рым шаблонам.

В после­во­ен­ное время совет­ский худож­ник Ю. Ива­нов точь-в-точь пере­ри­со­вал ста­рые карты, адап­ти­ро­вав их для офсет­ной печати. Таким обра­зом, лица Рома­но­вых и их при­бли­жен­ных, в том числе лицо свя­той Ели­за­веты не канули в небы­тие, а сохра­ня­лись на играль­ных кар­тах весь ХХ век. Но этот слу­чай – пожа­луй, един­ствен­ное и уди­ви­тель­ное исключение.

Зло с традициями

Обоб­щая ска­зан­ное, согла­симся с авто­ри­тет­ным мне­нием боль­шин­ства свя­щен­ни­ков – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духов­ную угрозу. Но искать ее, оче­видно, нужно не на поверх­но­сти, не во внеш­них про­яв­ле­ниях – мастях и кар­тин­ках, а на более глу­бо­ком СМЫСЛОВОМ уровне. На уровне веры.

Игра в карты отри­цает и пре­сту­пает две основ­ные запо­веди Нового Завета – воз­люби Гос­пода Бога тво­его и воз­люби ближ­него как самого себя. Они под­ме­няют любя­щего и про­мыш­ля­ю­щего о чело­веке Бога бесов­ским «бож­ком» – сле­пым слу­чаем, а любовь к ближ­нему обра­щают в ее про­ти­во­по­лож­ность – нена­висть, кон­ку­рен­цию. Ближ­ний ста­но­вится про­тив­ни­ком, а прин­цип игры – выиг­рать, обма­нуть, обойти, побе­дить в интел­лек­ту­аль­ном поединке любой ценой – утвер­ждает самость и гор­дыню. Все эти смыс­ло­вые под­мены, по сути, явля­ются сата­нин­скими: дья­вол – отец вся­кой лжи.

Духовно опасно и то, что поня­тия и иде­алы – слу­чай, удача, судьба успеш­ность, кон­ку­рен­ция – из кар­теж­ной игры пере­ко­че­вали в биз­нес и дру­гие сферы жизни, в том числе обра­зо­ва­ние, вос­пи­та­ние, меди­цину, искус­ство, что само по себе духовно опасно.

Что означает знаки на игральных картахСтоит при­знать, что в наши дни карты рас­те­ряли свой авто­ри­тет, а вме­сте с ним не такими явными стали и духов­ные угрозы. Попу­ляр­ность кар­точ­ных игр у нового поко­ле­ния ста­но­вится все меньше. Пожа­луй, теперь они, в боль­шей сте­пени, инстру­мент без­де­лия, празд­но­сти, нежели гор­дыни, себя­лю­бия, кощунства.

Зало­жен­ные в них прин­ципы, в том числе дво­ич­ная система кодов, давно пере­шли в ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии. Раз­ви­тая с их помо­щью пси­хо­ло­гия кон­ку­рент­ной борьбы тоже нахо­дит себе при­ме­не­ние в дру­гих сфе­рах жизни. Зло совер­шен­ству­ется, не отстает от прогресса.

Поэтому дур­ную ини­ци­а­тиву азарт­ной игры сего­дня пере­хва­тили «про­дви­ну­тые» «внуки» и «пра­внуки» карт – ком­пью­тер­ные «стре­лялки». «Внуки» шаг­нули гораздо дальше своих «дедов», раз­ви­вая гораздо более опас­ную зави­си­мость и проч­нее улав­ли­вая юные души.

Про­дол­жая злую «семей­ную» тра­ди­цию, они учат наших детей пре­сту­пать те же две глав­ные запо­веди – вычер­ки­вать из своей жизни Бога и обес­це­ни­вать чело­ве­че­скую жизнь. Так давайте не дадим им в этом преуспеть!

Вален­тина Киденко
Фото из откры­тых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *