Что означает в социологии понятие позитивистский редукционизм

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ» в других словарях:

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. reductionism, sociological; нем. Reduktionismus, soziologischer. Теоретическая и методол. ориентация, сущность к рой заключается в сведении специфики человеческого бытия к его социол. аспекту, в стремлении объяснить все без исключения формы … Энциклопедия социологии

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. reductionism, sociological; нем. Reduktionismus, soziologischer. Теоретическая и методол. ориентация, сущность к рой заключается в сведении специфики человеческого бытия к его социол. аспекту, в стремлении объяснить все без исключения формы … Толковый словарь по социологии

ДИАЛЕКТИКА НЕГАТИВНАЯ — неомарксистская (см. Неомарксизм) программа критич. переосмысления диалектики, осуществляемого на путях соц. филос. редукции (см. Редукционизм социологический) категорий диалектики Гегеля к тем или иным аспектам обществ. экономич. реальности и… … Российская социологическая энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — ведущее мировоззренч. направление в социологии XIX в., программные установки к рого были сформулированы К. Сен Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Как филос. и общесоциологич. доктрина П. сложился в … Российская социологическая энциклопедия

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный… … Википедия

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н. С … Русская философия: словарь

Социологическая мысль — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н … Русская Философия. Энциклопедия

РЕДУКЦИЯ — сведение конкретного бытия человеческих индивидов (как, впрочем, и любых предметов, входящих в состав социального бытия) к неким общим свойствам, абстракциям (см. Абстракции реальные ). Р. методологический прием, т. е. прием действия и… … Современный философский словарь

ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, 15.11.1917, Париж), франц. социологпозитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн. «L Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние … Философская энциклопедия

МИЛЛЬ — (Mill) Джон Стюарт (1806 1873) основатель английского позитивизма, экономист, этик, логик, теоретик либерализма. Член палаты общин английского парламента (1865 1868). М. внес значительный вклад в становление социологии и разработку эмпирических… … Новейший философский словарь

Источник

Редукционизм

Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление эмерджентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример — планетарная модель атома).

Редукционизм как философский подход исторически потеснил холизм — систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596—1650). Вот пример его рассуждений: «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (то есть машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует».

В социологии редукционизм существует в виде методологического натурализма и механицизма. В современной западной философии редукционизм вновь уступил свои позиции холизму, понятие которого было на новом уровне введено в оборот Я. Смэтсом (1870—1950). Он процитировал слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

Как отмечал советский и российский философ В. С. Швырёв, логическим позитивистам пришлось отказаться от своих феноменалистско-эмпирических представлений о природе научного знания, предполагавших возможность исчерпывающего сведе́ния (редукции) теоретических терминов и предложений к терминам и предложениям языка «наблюдения», и признать факт существования теоретического уровня научного знания, не сводимого к эмпирическому знанию или его комбинациям.

Источник

Понятие позитивизма в социологии

Исторически первым направлением, возникшим в социологии ХIХ в., был позитивизм (от лат. positivus – положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории.

С точки зрения позитивизма, основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основатели позитивизма (в первую очередь О. Конт) считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы (даже как их частный случай), постольку признавалась их неизменность, данность на все времена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов.

Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся прежде всего в состоянии стабильности и равновесия, и только затем в ситуациях изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.

Позитивизм как парадигма социологии ХIХ в. проявился в таких более конкретных своих направлениях (иногда их называют характерными чертами позитивизма), как натурализм, органицизм, эволюционизм (в последующих главах о них пойдет специальный разговор). Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. (речь о них также впереди). Все эти направления и течения позитивизма отличались одним общим принципом – социологического редукционизма.

Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора» (что не совсем точно и о чем мы еще будем говорить).

Как уже отмечалось, основоположником позитивизма вообще, социологического в особенности был Конт. Перейдем сначала к краткому рассмотрению его жизненного пути, а затем – к более подробному изложению основ социологического творчества французского мыслителя.

Источник

Редукционизм социологический

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ (от лат. reductio — возвращение назад, приведение обратно, восстановление, задерживание) — теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в сведении специфики человеческого бытия к его социальному аспекту и в стремлении объяснять все без исключения формы культуро-творческой деятельности человека в понятиях и категориях социологии. Редукционизм социологический является результатом неверного применения логической процедуры — сведения социологических данных к более простым формам выражения, облегчающим их анализ. Выводя социолога за пределы его научной дисциплины в область, подлежащую изучению иными, несоциологическими методами, редукционизм социологический толкает его на путь метафоризации социологических понятий, что ведет к утрате ими своего теоретического смысла. Гносеологическим источником редукционизма социологического является, как правило, своеобразный пансоциологизм (аналогичный гегелевскому панлогизму) — представление, согласно которому специфическая сущность человека и его сознания адекватно постигается лишь в социологических понятиях. Результатом подобной тенденции неизбежно оказывается вульгарный социологизм.

Формы редукционизма социологического различаются в зависимости от того, как понимается сущность социальности. Поскольку здесь существуют два противоборствующих теоретико-методологических воззрения — номиналистическое (см. Номинализм социологический) и реалистическое (см. Реализм социологический), постольку можно выделить и два основных направления редукционизма социологического. Номиналистический редукционизм социологический отмечен стремлением объяснять специфику всех проявлений человеческой жизнедеятельности конкретными взаимодействиями индивидов, отправляясь от них как от некоторых «социальных атомов». Реалистический редукционизм социологический характеризуется стремлением свести эту специфику к тем или иным надындивидуальным формам соц. существования чел., выделяемым и иерархизируемым в зависимости от того, какая из них принимается за основополагающую.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 389.

История теоретической социологии: В 4 т. Т. 2. М., 1998.

Источник

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ» в других словарях:

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — (от лат. reductio возвращение назад, приведение обратно, восстановление, задержание) сведение специфики человеческого бытия к его соц. аспекту и в связи с этим стремление объяснять все без исключения формы культуротворческой деятельности человека … Российская социологическая энциклопедия

РЕДУКЦИОНИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. reductionism, sociological; нем. Reduktionismus, soziologischer. Теоретическая и методол. ориентация, сущность к рой заключается в сведении специфики человеческого бытия к его социол. аспекту, в стремлении объяснить все без исключения формы … Толковый словарь по социологии

ДИАЛЕКТИКА НЕГАТИВНАЯ — неомарксистская (см. Неомарксизм) программа критич. переосмысления диалектики, осуществляемого на путях соц. филос. редукции (см. Редукционизм социологический) категорий диалектики Гегеля к тем или иным аспектам обществ. экономич. реальности и… … Российская социологическая энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — ведущее мировоззренч. направление в социологии XIX в., программные установки к рого были сформулированы К. Сен Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Как филос. и общесоциологич. доктрина П. сложился в … Российская социологическая энциклопедия

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный… … Википедия

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н. С … Русская философия: словарь

Социологическая мысль — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н … Русская Философия. Энциклопедия

РЕДУКЦИЯ — сведение конкретного бытия человеческих индивидов (как, впрочем, и любых предметов, входящих в состав социального бытия) к неким общим свойствам, абстракциям (см. Абстракции реальные ). Р. методологический прием, т. е. прием действия и… … Современный философский словарь

ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, 15.11.1917, Париж), франц. социологпозитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн. «L Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние … Философская энциклопедия

МИЛЛЬ — (Mill) Джон Стюарт (1806 1873) основатель английского позитивизма, экономист, этик, логик, теоретик либерализма. Член палаты общин английского парламента (1865 1868). М. внес значительный вклад в становление социологии и разработку эмпирических… … Новейший философский словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *