Что означает легитимность власти по м веберу
Типы легитимности по М. Веберу
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Господство-разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления.=>
Руководство-выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей
Управление-принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.=>Контроль-обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
14. Политическая легитимность: понятие, показатели, типология.
Легитимность носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.
Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.
В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.
1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.
2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.
3. Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.
4. Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.
М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная
Традиционная легитимность | Харизматическая легитимность | Рациональная легитимность | |
Источники власти. | Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков. | Особые качества (харизма) политического лидера. | Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан. |
Тип лидера. | Монарх, религиозный советник. | Пророк, военачальник, популист, демагог. | Избранное должностное лицо. |
Доминирующий тип социального поведения. | Традиционное. | Эмоциональное. | Целерациональное. |
Типичная форма правления или режим. | Монархия. | Плебисцитарная диктатура. | Парламентская демократия. |
Традиционная легитимность опирается на веру людей в традиции. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. Власть старейшин, вождя племени, власть монарха
Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные, особые качества вождя, на личной преданности вождю.
Рационально-правовая легитимность основана на силе закона, который является основой подчинения.
15. Политическая система: понятие, структура, модель, функции, типология.
Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.
Выполнение функций политической системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития.
1. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.
2. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.
3. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.
4. Обеспечение безопасностии стабильности общества.
5. Формирование политического сознания членов общества.
Что означает легитимность власти по м веберу
7. Легитимность власти. Типология легитимности по Веберу
Термин «легитимность» (от лат. legitimus – законный) принято использовать для характеристики власти, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям.
Легитимация – это процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. Сущность этого процесса выражается в постоянном стремлении лиц, находящихся у власти, к подтверждению своей правомочности и политической состоятельности. Можно сказать, что политическая власть правомочна, если способы ее установления и результаты деятельности согласуются с политическим сознанием, правовыми и нравственными нормами, существующими в демократических обществах, со взглядами, убеждениями и принципами большинства граждан.
В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный.
Традиционный тип легитимности власти опирается на веру людей в незыблемый характер норм и традиций, сложившихся в процессе конкретно-исторического развития данного общества. Эти нормы и традиции указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Все члены общества должны соблюдать традиционные нормы, регулирующие властные отношения. Неповиновение им ведет к применению по отношению к отдельным индивидам определенных санкций, установленных обществом. Типичным выражением названного способа обретения законности государственной власти являются абсолютные монархические режимы, при которых ее переход от одного лица к другому осуществляется в соответствии с традицией.
Харизматический (от греч. harisma – божественный дар) тип легитимности базируется не на порядке, освященном традицией, а на особых качествах личности, харизме – мужестве, смелости, решительности, ораторских способностях и т.д. Таким образом политическая власть приобретает законность и признание со стороны народа. В качестве харизматического лидера может выступить пророк, герой, ловкий демагог. Харизма может привести к культу личности политического лидера, его обожествлению и идеализации.
Харизматическая власть может существовать в самых различных политических системах. В качестве примеров власти подобного типа можно привести Римскую империю при Юлии Цезаре, режим Наполеона во Франции, гитлеровский нацистский режим, фашизм Муссолини, сталинский тоталитарный коммунистический режим, политический режим Мао Цзэдуна в Китае и др.
Легальный тип политической власти основан на системе законов, установленных и применяемых в обществе, исходя из конкретно-исторических обстоятельств. Лица, осуществляющие политическую власть, избраны или назначены в соответствии с существующей правовой процедурой, а правила их деятельности четко обозначены в юридических документах общества.
Что такое легитимность
В демократическом обществе легитимность власти подтверждается на свободных выборах.
Положительная оценка власти населением.
Признание власти мировым сообществом.
Легитимность существует в общественном сознании и связана с моральной оценкой. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о добре и зле, о справедливости и порядочности, высших ценностях.
Что такое легитимная власть
Нормативная структура политической легитимности по версии английского политолога Дэвида Битэма выглядит следующим образом:
Власть соответствует принятым в обществе правилам.
Эти правила оправданы верой, которую разделяют управляемые и управляющие.
Имеются доказательства согласия на существующие отношения общества и власти.
Легитимация, делигитимация и кризис легитимности
Легитимность и легальность: в чем разница
Первоначально слово легитимность означало «законность» и было синонимом легальности. Однако в современной политологии это разные термины:
Легитимность не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, легальна. Но легитимна только та власть, которую признает население.
Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая
По Веберу, у политической власти могут быть три источника правомерности: традиция, харизма и рационально-правовая основа.
Традиционная легитимность основана на верности принятым образцам. Стабильность власти опирается на историю и опыт прошлого. Традиционная легитимность часто связана с наследственным типом правления в монархических государствах.
Например, в Саудовской Аравии король имеет право руководить страной, потому что происходит из правящей династии, и жители этого не оспаривают.
Рационально-легальная легитимность опирается на закон и процедуры, которые население признает справедливыми. Подобная легитимность характерна для современных демократических стран, где легитимность подтверждается народным волеизъявлением.
Например, власть президента США основывается на том, что он победил на общенациональных выборах.
Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
Учебная дисциплина: Политология
на тему: « Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу»
Господство тесно связано с властью, оно является формой ее организации в обществе.
Политическая власть может появиться и до принятия господства, которая опирается на вооруженную силу. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Связь политического господства с социальными предпочтениями ослабла в современных правовых социальных государствах, хотя и полностью не исчезла.
Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу
Господство оценивается гражданами по-разному, отсюда и вытекает определение легитимности.
Само слово «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «правопорядок». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимается как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и не легитимной власти.
Легитимность связана с наличием авторитета у власти, ее соответствием важным представлениям большей части граждан, с согласием общества в области основных политических значимостей.
Большой и ценный вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения, он отметил три «идеальных» типа легитимности: легитимность власть вебер
1. Традиционная легитимность. Народ подчиняется в силу традициям, обычаям. Такое господство характерно для монархий.
В СССР власть Сталина была легитимной, а также в Германии у Гитлера и у Муссолини в Италии.
Данная легитимность была востребована в смутное, военное время.
Харизматическая легитимность основывается на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы, а также на вере.
У Сталина определенно были лидерские качества, которые он сумел лучше своих соперников использовать отношения с Лениным. Он использовал отношения, чтобы представить себя самым верным, а затем и единственным верным ленинцем.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Опора на закон, на рациональный интерес, власть основывается на бюрократию.
Данная легитимность была востребована, когда строилась рыночная экономика, строилось правовое государство.
Такой тип начинал складываться в Западной Европе, когда в 13 веке стали возникать первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей) и также правила самоуправления. В эпоху Великой французской революции легальный тип власти закрепился окончательно.
В заключение, хочется отметить, что «законность» и «правопорядок» выступают в нашей стране лишь как теоретические понятия.
На практике не всегда и не везде применяется, осуществляется легитимность, потому что существует, как я считаю, несправедливость по отношению к гражданам, многих сажают в тюрьмы, совершенно невинных людей, а виновные остаются на воле, потому что откупаются, а сколько ограбленных людей, обманутых, доверие населения государства начинает падать, что плохо.
На мой взгляд, реальное осуществление «законности» и «правопорядка», способствовало бы развитию и поддержанию демократического режима нашей страны.
Список использованной литературы
4. Курсовая Государственная власть как разновидность социальной власти.
Подобные документы
реферат [14,2 K], добавлен 14.03.2007
Характеристика легитимности как поддержки власти со стороны широких слоев населения. Типология легитимности по Веберу. Специфика харизматического типа властвования. Признаки падения легитимации. Процесс легитимации как воплощение идей свободы, равенства.
реферат [18,6 K], добавлен 28.04.2010
Теоретическое обоснование понятия легитимности, ее нормативная структура и принципы. Современная типологизация легитимности по Максу Веберу. Идеологическая и националистическая легитимность. Типы легитимности по Зеркину. Виды легитимности по Муштуку.
презентация [54,2 K], добавлен 16.04.2011
Характеристика основных видов внутренних оснований легитимности по Веберу: традиционного и харизматического господства, господства в силу «легальности». Исследование начала формирования профессионального чиновничества и развития политического аппарата.
презентация [757,1 K], добавлен 10.12.2011
Проблемы признания обществом законности и правомерности официальной власти. Основные источники и основания легитимности политической власти: традиционная, харизматическая, рационально-правовая, классовая, идеологическая и националистическая легитимность.
реферат [26,8 K], добавлен 25.07.2010
Легитимность как согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения. Ее разновидности: традиционная, демократическая и харизматическая. Уровни легитимности: идеологический, структурный, персональный.
презентация [842,3 K], добавлен 15.03.2015
Дееспособность власти и ее зависимость от легитимности. Понятие «власть» и сущность политической власти. Легитимность власти. Типы легитимности власти. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Разница понятий легитимность и легальность власти.
реферат [32,0 K], добавлен 04.12.2008
Понятие и сущность, а также основные концепции и подходы к исследованию политической власти. Основания и ресурсы, критерии оценки легитимности. Типы легитимного господства по М. Веберу. Главные проблемы функционирования государственной власти в России.
контрольная работа [37,9 K], добавлен 07.06.2015
Общее понятие о политической власти. Сравнительная характеристика понятий «легитимность» и «легальность». Идеологическая, традиционная, структурная и персональная легитимность власти. Анализ современного состояния государственной власти в России.
презентация [2,9 M], добавлен 17.11.2012
Понятие и принципы политической власти, ее легитимность и легитимация, значение в государственном устройстве. Система обеспечение легитимности власти, нормативно-правовое обоснование ее действия, принципы формирования, оценка практической эффективности.
реферат [21,9 K], добавлен 29.03.2015
М. Вебер о типах легитимности политической власти
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
М. Вебер о типах легитимности политической власти
студент группы Ф-45 Пикус Д. В.
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деле-ние людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легаль-ность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.
Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай) для средневековой Европы. Традиционная легитимное присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.
Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или пра-вилами. Он зависит не столько от идей, сколько от при-верженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер по-лагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько самообладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последовате-лей. Харизматическая власть является относительно не-стабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.
В XIX веке понятие «харизма» применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В совре-менных условиях харизматическое лидерство перероди-лось в организованный культ возвеличивания лидера.
Разновидностью харизматического типа легитим-ности является вождизм, характерный для нединамич-ных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе в главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, по-скольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к «отцу» нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гра-жданский конформизм, продвижение по социальной ие-рархии на основе личных связей. Формируются пред-ставления об особом назначении режима, особой мис-сии, необходимости прорыва в экономическом и соци-альном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.
Легальная или рационально-правовая легитимность
Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.
В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытает утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером «чистых» способов легитимности власти традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать из двух последних.
Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путями. В обществе формируется согласие относительно «правил игры» на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.
Рационально-правовой способ предполагает высо-кую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.
Возможно также появление этнической легитим-ности, то есть формирование властных структур по на-циональному признаку. Этническая легитимность разви-вается при высокой активности лиц коренной на-циональности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая леги-тимность не имеет исторической перспективы, ибо ве-дущей тенденцией мирового развития является консти-туционный, рационально-правовой тип легитимности.
Средства легитимации власти
В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, фор-мировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным тра-дициям, к экономической, технической целесообразно-сти. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение об-щего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.
В наше время многие государства переживают кри-зис легитимности, что проявляется в политической не-стабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, мето-дах политики и в самих политиках. Конечно, предупре-дить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъек-тов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.
1. Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.П. Старовойтова и др., «Политология: курс лекций», изд. №2, «ТераСистемс», Минск, 1998.
2. В.А. Бобков, И.Н. Браима, «Политология», «Экоперспектива», Минск, 2000.