Что означает крест в круге в православии
Крест в круге — символ из каменного века
Если говорить о сакральной символике, доставшейся современным людям в наследство от предков, то оберег «солнечный крест» (или «колесо сансары») окажется, пожалуй, одним из самых древних. В той или иной вариации он встречается практически у всех народов, и практически везде ассоциируется с небесной колесницей, на которой передвигаются верховные Боги.
По сути, крест в круге — всегда символ колеса, то есть — вечного движения, перерождения, обновления. Бесконечной жизни. Понятно, что важнее этого ничего быть не может. Разница только в деталях. Точнее, в количестве спиц и в том, что они обозначают: единение частей света, стихий, измерений. Достаточно часто его называют «кельтским крестом», хотя некоторые исследователи полагают, что символ намного древнее всех ныне известных религиозных и культурных традиций. Не исключено, что это наследие погибшей Атлантиды, от которой не осталось ничего, кроме легенд и сказок.
Крест в круге — символ (значение) в Христианстве
Несмотря на то, что языческая символика (в целом) Христианством отвергается, именно этот сакральный знак успешно существовал на Руси в течение многих веков после крещения.
Позже появилась более глубокая трактовка того, что означает символ «крест в круге» — его связали с таинством причастия.
Символ «крест в круге» — значение и воздействие
Сила Солнца, сила исцеляющего и испепеляющего огня, заключенная в бесконечность — символ «круг с крестом внутри» обладает невероятной мощью. Его не случайно называют печатью Богов. Считается, что этот сакральный знак притягивает к себе внимание Высших сил, заставляя их попутно обратить внимание и на человека-«носителя». Символ действует сразу в нескольких направлениях:
Как работает амулет?
Чаще всего оберег «крест в круге» вырезают из дерева или делают из металла (обычно из серебра). Однако существует традиция нанесения магического узора на кожу человека. Например, в виде татуировки. В этом случае следует заранее решить, какое место на теле лучше выбрать:
Символ на спине обеспечит мощную защиту от недоброжелателей;
На правой руке послужит обретению мудрости и силы;
На шее — позволит успешно реализовать творческий потенциал.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Фото 1. Это символ Прави и Нави, разделённый линией Яви. Все стороны креста равной длины, т.к. все стихии находятся в равновесии, т.е. соблюдается баланс сил.
Фото 2. Христиане присвоили себе этот символ, изменив всю конструкцию. Они удлинили линию Нави, тем самым утвердились как религия смерти. Баланс сил при этом нарушился.
Энергетика такого креста негативная, т.к. поле Нави увеличено, он по существу является вампиром. А, если учесть, что такого рода кресты навешивают на шею всем людям, да вдобавок ещё и с мертвым человеком, тогда становится понятным очень низкую энергетику адептов этой религии.
При навешивании креста детям, нарушается гармоничное развитие ребёнка.
Итак, необходимо остаться в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Можно в помещении, можно на природе. Сначала снимается крест. Затем представляем у себя над головой тёмное облако (это христианский эгрегор), от которого к нашей макушке идёт «шланг». Мысленно, берём рукой этот «шланг», отцепляем его от головы, но не отпускаем.
Мысленно (а можно и вслух) произносим слова благодарности эгрегору за всё хорошее, что он нам сделал на протяжении жизни. И неважно, было или не было – главное здесь благодарность. Затем говорим, что наши пути разошлись, и нам пришло время расстаться навсегда. Только после этого отпускаем «шланг», и наблюдаем, как он втягивается в облако, которое уплывает, или растворяется. Всё. Обычно человек чувствует сильное облегчение. Плечи распрямляются на физическом уровне.
Что касается крестика, то его вместе с цепочкой нужно почистить огнём свечи (не церковной), затем лучше переплавить в какое-нибудь другое украшение. Можно просто отнести в церковь и оставить там, т.е. подарить.
На фото: Древнерусские нательные кресты, XI-XIII вв
Но вот с приходом христианства появились «страшилки» в виде нечистой силы, от которой нужно прятаться внутри круга. И вот все начинают рисовать вокруг себя круги – вечная защита от окружающего мира. И экстрасенсы это пропагандируют, и маги всяческих уровней и колдуны в N-м поколении…
Все строят вокруг себя защиту в виде кругов, поднимая их в высоту в виде цилиндров, бочек и пр. и пр. И не понимают они, что на всякое действие есть противодействие. Чем мощнее защита от предполагаемого нападения, тем слабее на самом деле становится человек, т.к. он, отгораживаясь от Мира, недополучает энергии Космоса. Всё элементарно. Любая оборона всегда проигрывает. Надо усиливать свою энергетику и тогда никакая «гадость» не сможет достать.
Крест: что символизируют христианские распятия
В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи для выражения разных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.
Разновидности христианских крестов
В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Иисус.
Самые распространённые виды крестов:
В чём разница между этими крестами?
Шестиконечный крест
Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.
Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.
Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.
Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.
Восьмиконечный крест
Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.
Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).
Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.
Восьмиконечный крест-Голгофа
Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.
Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).
Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.
Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.
За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.
По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).
Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.
Четырёхконечный крест
Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.
Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.
Так же можно встретить кресты с полумесяцем. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.
Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.
Отличие православного и католического распятия
Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.
Отличия православного и католического распятий:
Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.
Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.
Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.
Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.
На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках под собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как католики боролись с инакомыслием
В 1215 году католическая церковь определилась, как бороться с инакомыслием.
Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Крестовый поход против вальденсов. Источник: Pinterest
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Юг Европы: главный регион антицерковного движения
На исходе 12-го столетия в горных районах севера Италии и юга Франции возникли два мощных антицерковных еретических движения. Речь о катарах и сторонниках Пьера Вальдо. Вальденсы станут настоящим бичом Тулузского графства на рубеже 12−13 вв. Церковь здесь оказалась в незавидном положении. «Лионские бедняки» поначалу не стремились к конфликту с духовенством, но их проповеди о свободном чтении Библии мирянами провоцировали клириков. Катары также представляли серьёзную угрозу для церкви на юге Франции.
Пьер Вальдо. Источник: Pinterest
Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор.
Это был опытный воин и бывалый крестоносец. К 1220 году вальденсы и катары потерпели поражение: католикам удалось справиться с главными очагами еретических течений на территории графства Тулуза. Инакомыслящих сжигали на кострах. В дальнейшем королевская администрация окончательно расправится с вальденсами.
Король Франции Филипп II Август у костра с еретиками. Источник: Wikimedia Commons
Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.
Доминиканцы. Источник: Wikimedia Commons
Четвёртый Латеранский собор
Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.
Четвёртый Латеранский собор. Источник: Wikimedia Commons
За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.
О могильных крестах
Раскопки Лужецкого монастыря в 1999—2000 годах засвидетельствовали интересные факты. Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз, в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые выдают сегодня за якобы «старинный русский образец».
Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображено нечто совсем непохожее на крест, который мы привыкли видеть на современных надгробиях. Судите сами. Единственно, что есть общего между древнеславянской религиозной символикой и современной Православной — наличие изображения Солнца в центре.
После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке.
Внутри этого фундамента уже в наше время сооружён крест, символ современной православной церкви. Как видите, ни такого креста, ни вообще креста на древних русских надгробиях не было, хотя христианство на Руси в то время уже было!
В фундаменте этой разрушенной церкви оказались положены надгробные плиты со старых русских кладбищ, датированные XVI — начала XVII веков. Были там обнаружены и более «свежие» надгробные плиты. Одна датирована 7159 годом, — в пересчёте на современное летосчисление — это 1651 год. Вторая датирована 7177-м годом, это 1669 год по новому летоисчислению. Следовательно, фундамент этой церкви был сложен после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.
Вот эти надгробные плиты, которые во времена правления династии Романовых, были повсеместно демонтированы и использованы в качестве строительного материала.
Получается, что никаких крестов до середины XVII века на могилах русских людей не было, притом что крещение Руси, как утверждается, состоялось в 988 году. Почему в истории Христа во второй половине XVII века появился крест?
Его даёт нам Энциклопедия: в 1650-х — 1660-х годах состоялась «Церковная реформа патриарха Никона». Предпринятые тогда патриархом Никоном богослужебно-канонические меры, направленные на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой традицией, вызвали раскол Русской церкви и повлекли возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Как раз именно в этих годах на всех русских кладбищах были снесены все надгробные плиты со старой христианской символикой (бескрестовой).
Ответ второй — славяне были солнцепоклонниками довольно длительное время и после крещения в некоторых, особенно северных областях.
Имеет место такое свидетельство:
«Нет никакого сомнения в том, что славяне были солнцепоклонниками, на это указывает и арабский путешественник X в. аль-Масуди. Он пишет, что у славян был даже храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из которых наблюдали восход. Мёртвых хоронили, повернув их головы на восток или ориентировав их глаза или лицо в этом направлении. И спать рекомендовалось, повернув голову на восток. Приветствия и молитвы поднимающемуся или заходящему солнцу известны в Южной Польше, Белоруссии и на Украине. Поклонение солнцу как божеству вошло и в христианский культ. Известен обычай, распространенный среди лужицких славян в Восточной Германии, входя в церковь, повернуться и приветствовать восходящее солнце».
Итак, почему на Руси во второй половине XVII века появился крест в качестве религиозного символа Православия?
Причём в одном случае на кресте изображается «распятое Солнце», в другом случае — распятый Христос-Спаситель.
Источник
Ответ на этот вопрос особо искать не надо: крест — это древнейший солярный символ, символ солнца. В сознании миллионов древних людей, населявших когда-то землю, это был символ жизни, благополучия, радости. Но в дальнейшем этот древнейший символ солнца стал нести на себе печаль, знак скорби и смерти. Символ жизни стал широко употребляться в качестве символа смерти. Таковым крест стал после того, как на символ солнца церковь наложила фигурку убитого (распятого) человека, после чего стала тиражировать этот символ распятия в миллионах экземплярах.
Немецкие нацисты, как известно, подобным образом «убили» другой древнерусский символ — свастика или коловрат (знак вращения солнца). В годы второй мировой войны под знаком этого древнерусского символа нацисты погубили около 50,0 млн. человек. И теперь у подавляющего большинства людей, живущих на планете, никаких позитивных эмоций и мыслей этот символ, конечно же, не вызывает.
Крест — символ смерти
Теперь рассмотрим, как в свете этого значения креста, выглядят многие ритуалы и способы применения креста как символа смерти.
Кроме кладбищ, кресты в наше время устанавливаются на христианских храмах и церквях. Характерным свойством многих христианских храмов, как вы, наверное, знаете, является присутствие в них человеческих останков — мощей. В этом смысле чисто символически христианский храм представляет из себя как бы могилу, место погребения, что уже достаточно для помещения над ним креста — символа смерти. Но в храме находятся и живые люди. Что же они там делают? Они готовятся к смерти. Они пытаются искупить грехи, чтобы после смерти получить некоторые выгоды. Даже если они не владеют техникой умерщвления плоти, они придают особое значение моменту смерти, так как он является для них особым моментом — началом существования после смерти. В некотором смысле можно сказать, что они уже наполовину мертвы, а храм, увенчанный крестом, является для них своего рода выросшей из земли общей могилой — переходным мостиком с этого света на тот.
Задумайтесь теперь, что происходит, когда человек «осеняет себя крестным знамением», или хуже того, надевает этот символ мучительной смерти на себя. Этим человек показывает другим людям, что он как бы мёртв или стремится умереть, так как земная жизнь для него явление, в общем-то, незначительное в сравнении с предстоящей после смерти вечностью, «смертельной вечности».
Задумайтесь над тем, что происходит, когда священник крестит вашего ребёнка, налагая на него символ смерти.
Таким образом, можно достоверно заключить, что сооружения и люди, несущие на себе символ креста, с помощью этого символа показывают, что они не принадлежат уже миру живых, а принадлежат миру мёртвых.
Графические типы крестов
Значение
крест — Равнолучевой крест с кругом. Является характерным символом
кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни.
крест — Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную
длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине.
крест — Латинским крестом (лат. Crux immissa, Crux capitata) называют
такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам,
причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии.
Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с
христианством в целом.
До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох
Аполлона — бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на
древнегреческих монетах.
С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он
ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также
ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с
воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В
генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России
среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и
презрительно назывался «крыж» (от польск.krzyz — крест, и ассоциировано с
крыжить — обрезать, обрубать).
Апостола Петра / Перевёрнутый крест — Крестом Апостола Петра называют
перевёрнутый латинский крест. Апостол Пётр принял мученическую кончину в
67 годучерез распятие вниз головой. Это событие художественно описано
Генриком Сенкевичем в книге «Камо грядеши». Данный символ изображён на
троне Папы Римского, полагаемого переемником апостола. Но в то же самое
время, перевёрнутый крест ассоциируется с антихристианством и
сатанизмом.
крест — Архангельским крестом (крестом Голгофы, лат. Golgata cross)
обозначали особый крест, который символизировал архангелов — высших
существ, покровителей верующих людей в христианстве.
крест — Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) — крест с двумя
поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным
крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви.
Этот крест является также крестом Элладской православной церкви.
Крест — Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами.
Иногда такой крест называется западным тройным крестом.
Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской
и Сербской православными церквями; содержит, кроме большой
горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на
кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или
INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка
для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее
грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую
сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую
сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую
сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь
и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя
Иисуса Христа.
на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с
костями символизирует падшего Адама (включая его потомков).
У молокан нижняя косая перекладина наклонена наоборот, в правую сторону.
крест — Армянский крест — крест с неравной длиной и декоративными
элементами на лучах. Сходные по форме кресты (с трилистно-квадратными
завершениями и пр.) использовались с начала XVIII века в гербе
армяно-католического сообществ амхитаристов, имеющего обители в Венеции и
Вене.
крест — Крест, на котором распяли апостола Андрея Первозванного, по
преданию был Х-образным. Используется на флаге Российского
военно-морского флота и Шотландии.
крест — Тамплиерский крест — знак духовно-рыцарского ордена тамплиеров,
основанного в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во
главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых
по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с
госпитальерами.
крест — Похожий на тамплиерский крест, включающий в центре увеличенный
круг или ромбовидную фигуру. Подобная форма крестов является
распространённой в землях древнего Новгорода. В других землях и среди
иных традиций данная форма креста используется редко.
крест — Мальтийский крест (лат. Cross of Maltese) — знак
могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в
XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна
Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского
ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого
обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.
лапчатый крест — Прямой равноконечный крест, вариант так называемого
креста лат. Cross pattee. У этого креста, лучи сужаются к центру, но не
имеют, в отличие от Мальтийского креста, вырезов на концах.
Используется, в частности, в изображении Ордена Святого Георгия, Креста
Виктории.
крест — Тип крестов, наиболее широко известный и используемых в Грузии с
V века. Используется повсеместно наравне с крестом Святой Нино.
крест — Крест Тевтонского ордена — знак духовно-рыцарского Тевтонского
ордена, основанного в конце XII века. Столетиями позднее, на основе
креста Тевтонского ордена, были созданы различные варианты широко
известного военного ордена Железный крест. Также Железный крест и поныне
изображается на военной технике, в качестве опознавательного знака,
флагах и вымпелах ВС Германии.
реже Balkenkreuz, тж. балочный крест — Второе название обусловлено
использованием как опознавательного знака военной техники Германии с
1935 по 1945 гг.
— Крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по часовой
стрелке, либо против часовой стрелки. Древний и широко распространенный
символ в культуре разных народов — свастика присутствовала на оружии,
предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась
при оформлении храмов и домов. Свастика как символ имеет много значений,
у большинства народов они были положительны до того, как она была
скомпрометирована нацистами и отменена от использования. У древних
народов свастика была символом движения жизни, Солнца, света,
благополучия.
Бога — Солярный Крест Славян, Rece Boga. Название и вид креста отсылает
к культу Атон Ра, введёному Эхнатоном, в котором солнце изображалась с
лучами-руками, идущими к каждому на земле.
крест — Символ организации Красный Крест и службы Скорой медицинской
помощи. Зелёный крест является символом аптек. Синий — ветеринарной
службы.
— Символ масти трефы (другое название «крести») в карточной колоде.
Названа по кресту, изображаемому в виде трилистника. Слово заимствовано
из французского, где trefle — клевер, в свою очередь от латинского
trifolium — сложение tri «три» и folium «лист».
святой Нины — Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных
лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как
направить её в Грузию.
или Антониевский крест — T-образный крест. Крест Антония — крест
Т-образной формы в честь основателя христианского монашества Антония.
Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провел на
горе Колзим неподалеку от Красного моря. Крест святого Антония также
известен как лат. crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск
Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале XIII века.
крест — Четыре лепестка, загнутые в форме, напоминающей свастику. В
Стране басков распространены два варианта креста, с направлением
вращения по часовой и против часовой стрелки.
Послесловие
Источник
Церковные идеологи и даже составители этимологических словарей утверждают, что слово «крестьянин» произошло от слова «христианин», а слово «крест» — от имени собственного — Христос (нем. Christ, Krist). Как видим, и здесь речь идёт о «заимствовании», на этот раз — из германского языка. Сталкиваясь с подобными интерпретациями, невольно задаешься вопросом: до какой же степени неграмотности надо дойти, чтобы утверждать подобные вещи?!
Всем нам хорошо знакомо слово «кремень» в значении твердого камня-минерала для высекания огня, использующегося в современных зажигалках. В старину, до появления серных спичек, огонь высекали огнивом из кремня с использованием трута.
Вторым названием огнива было «кресало» или «кресево». Под словом «кресать» подразумевалось высекать искры из кремня. Любопытно, что от этого же корня образовалось слово «кресить» в значении воскрешать или оживлять (высекать искру жизни):
«Игорева храброго полку не кресити (т.е. не воскресить)» («Слово о полку Игореве»).
Отсюда же пословицы: «Упрямого креси, а он в могилу лезет», «Не бывать ему на кресу (т.е. не ожить)» и т.д. Отсюда же «кресенье» — старинное название седьмого дня недели (ныне — воскресенье) и «кресень»(кресник) — древнее обозначение июня месяца.
Все приведённые выше слова происходят от древнерусского «крес» — огонь. Действительно, получаемый путём высекания искусственный жертвенный огонь-крес в глазах наших далёких предков как бы воскресал заново, оживал, возрождался, поэтому к нему относились с таким почтением. Нетрудно догадаться, что древнерусские слова «крес» (огонь) и «крест» (приспособление, с помощью которого он добывался) состоят в самом близком этимологическом родстве и по своей архаичности намного превосходят любые христианские толкования.
Обильно украшая крестами одежду, русские вышивальщицы вовсе не помышляли о прославлении символа христианской веры и уж тем более — орудия казни Иисуса: в их представлении он оставался древним знаком огня и Солнца. Так же несостоятельно утверждение церковников и этимологов-атеистов о происхождении слова «крестьянин» от слова «христианин»: и в этом случае мы имеем дело с элементарной подтасовкой понятий.
Против данной версии прежде всего говорит то, что «крестьянами» на Руси во все времена называли исключительно землепашцев и никогда — представителей знати, хотя и те, и другие придерживались одной христианской веры.
В этимологическом, лексическом и смысловом родстве слов «кресс», «крест» и «крестьянин» не приходится сомневаться. Подобно «огнищанину» (земледельцу), «крестьянин» был тесно связан с огнём-«кресом» и, естественно, с орудием его добывания — крестом. Не исключено, что связано это было с использовавшейся тогда огневой (подсечной) системой земледелия, при которой крестьянам приходилось выжигать и выкорчевывать лесные участки под пашню. Срубленный и спалённый таким образом лес назывался «огнище», отсюда — «огнищанин», т.е. землепашец.
В.И. Даль в своём словаре совершенно справедливо отождествляет слова «крестьяне» и «огнищане», поскольку смысловое значение их абсолютно одинаково и восходит к одному и тому же слову — «огонь-крес».
Признав официально крест как символ своего вероучения, христианская церковь превратила его в символ страдания и покорности. Ссылаясь на евангельские сказания о том, как Христос во искупление грехов человеческих безропотно нёс на себе позорный крест на гору Голгофу, а затем был распят на нём, духовенство внушает верующим, что все их страдания на земле являются, по сути дела, крестом Христовым, который возлагается на плечи каждого христианина. И люди, которые верят этому учению, должны терпеливо нести на себе этот крест во имя спасения на «том свете». Нетрудно видеть, что эти утверждения церковников имеют определённую цель — заставить людей уверовать в необходимость рабской покорности «судьбе», которую для них готовят другие, ослабить волю народа, заставить их смириться со своим положением, отвлечь от борьбы за переустройство общества, за своё счастье на земле, за созидание на земле Царства Божиего, благовествование о котором и является основой учения Иисуса, которое было подменено чем-то иным, ставшим основной исторически сложившегося христианства.
Ведь Церковь учит так:
«1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскуо Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь».
По своему существу Никейский символ веры — пересказ биографических повествований Нового Завета своими словами в меру совестливости и понимания, т.е. он — предание старцев, из которого исключены все слова самого Христа, рассыпанные авторами канонических Евангелий по своим текстам. Вследствие этого Никейский символ веры должно было начинать словами: «Верую в предания старцев — отцов церкви, — которые учат, что я…» (стих 9 в нём об этом же) и далее по тексту Символа вhры.
Устранение из Символа веры речей самого Христа не может не иметь религиозных и внутриобщественных последствий для обществ, чья духовная и вся прочая культура выросла из Никейской догматики. Символ веры, хотя и существует вместе с каноном Новозаветных писаний, не отрицающим прямо Благовестие Христово, в одной и той же церкви, тем не менее он не столь безобиден, как может многим показаться. Иисус же своих современников по плоти учил совсем другому, что в молчании церкви столетиями подменяют отсебятиной:
«С сего времени Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него (Лука, 16:16).
Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё (по контексту благоденствие земное для всех людей) приложится вам (Матфей, 6:33).
Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное (Матфей, 5:20).
Господь Бог наш есть Господь единый (Марк, 12:29).
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Матфей, 22:37, 38).
Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Матфей, 7:21).
Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят (…) Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лука, 11:9, 10, 13).
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Иоанн, 16:13)
Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: подымись и ввергнись в море, и не усомниться в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Марк, 11:23, 24).
Молитесь же так: Наши дни: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки!» (Матфей, 6:9 13).
Не придёт Царствие Божие приметным образом (…) ибо вот Царствие Божие внутри вас есть (Лука, 17:20, 21)».
Это — два взаимно исключающих вероучения. И Церковь, как это ни печально, далека от того, чему учил Христос и мировоззренчески, и символически.