Что означает красный цвет в вышивке чувашей
Чувашский орнамент: особенности, символы и значения
Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного, от бордового до розового, отображают чувства, в том числе любовь и отвагу.
Иногда в узоре присутствуют жёлтые и зелёные нити. Они связаны с солнечным светом и растительными мотивами. Наиболее древним считается красный узор на фоне белого сукна и разноцветный узор на красной ткани. Каждый рисунок был трехуровневым и заключал в себе ближний, дальний и глубокий слой. Его читали снизу вверх.
Символика чувашских орнаментов
Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».
Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.
Особенности вышивки
Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.
Вышивка в народной чувашской одежде
В национальном костюме украшения для пояса — масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей, а воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Благодаря плавным переходам от сочных цветовых акцентов к белому суконному фону достигается особая декоративность народной одежды. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времён и сохранил большую часть символических узоров. Повседневные элементы гардероба сильно изменились под воздействием местных условий, практически не сохранив традиционных вышитых элементов. Но ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки в большинстве своём остались такими же, как в древности. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.
Чувашский орнамент в современном мире
Узор старинной вышивки на музейных экземплярах свадебного костюма глубоко исследуется специалистами по восточной этнографии. Ими обнаружены элементы реликтового рунического письма тюркских племён в отдельных чувашских узорах и орнаментах, что подтверждает древнейшее происхождение этого вида рукоделия. Но с развитием фабричного производства и после появления техники вышивки крестиком филигранное и трудоёмкое народное искусство стало вытесняться и заменяться менее сложными видами швов, а орнаменты упростились. Но даже после такой замены чувашские рукодельницы продолжают создавать высокохудожественные вышивки и украшать ими костюмы и бытовые предметы.
Презентация мероприятия «Язык чувашской вышивки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Язык чувашской вышивки.
В старину,вышивка была примитивной- стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобретали очертания различных геометрических фигур, а также стилизованных изображений птиц, зверей, человека, дерева жизни.
Главным цветом в чувашских вышивках является красный, ассоциирующийся в сознании народа с жизнью, понятием материнства, счастья. Черный цвет – цвет земли, цвет добра. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Дополнительные цвета Желтым цветом вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет – признак жизни, роста и развития; использовали его при закрашивании растений, деревьев. Синий цвет символизирует сияние, радугу, небосвод.
Чуваши в прошлом поклонялись огне, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимали знаки этих субстанций. Одним из любимых узоров чувашских мастериц является космический огонь.
Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника.
В узорах, показывающих жизнь на земле и на небесах, размещались живые существа- птицы. звери, люди:
Вопросы для повторения. Назовите основные цвета чувашской вышивки. Дополнительные цвета чувашской вышивки. Значения цветов чувашской вышивки. Главные символы чувашской вышивки. Каково значение вышивки в народной одежде? Какие изделия можно украсить чувашским орнаментом?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1391531
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чувашская вышивка
За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай
Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).
Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.
Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.
Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.
На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить. Процесс это очень интересный: моя мама рассказывала мне, про то, как она в детстве с подругами отбеливала полотно на весеннем снегу на холмах. Для этого сначала сотканный холст кипятили с золой, как и нитки, выдерживали в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу для отбеливания под солнечными лучами. Отбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в рулон и расколачивали его колотушками на дуплянке. В конце весны по деревне раздавался громкий дробный звук. Это девушки с шутками и смехом колотили холст. Этот звук радовал всё селение — закончилась тяжелая и длительная работа. После этого холсты укладывались в çỷпçе и шупашки (короба, сундуки)). По мере необходимости куски полотна отрезали от рулонов для пошива одежды. У моей матери сохранился такой рулон холста: при замужестве она передала его мне.
Ткацкий станок — эти фотографии я сделала в с.Янтиково на чувашском национальном празднике Акатуй, посвященный окончанию весенне-полевых работ.
Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.
Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.
Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.
Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.
В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.
Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.
Наша мама умница — научила вышивать меня и невестку. Она, в свою очередь, училась у известной чувашской вышивальщицы, народного мастера России Евгении Жачевой. Материал для статьи я взяла из книги «Чувашская вышивка» под ее авторством. Книга будет полезной не только тем, кто хочет научиться азам чувашской вышивки, но и тем, кто интересуется историей чувашского народа. В ней очень много иллюстраций образцов старинного чувашского орнамента.
На всех фотографиях наши работы — матери, невесткины, мои.
Также при написании статьи использовала материал о чувашской вышивке с сайта учителя начальных классов Степановой Галины Владимировны
Удивительная чувашская вышивка
Презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: кроссворд «Чувашская вышивка» («Чaваш тeрри»). Видеофрагменты ежегодного чувашского праздника песни «Уяв». Книга «Чувашское народное искусство». Учебники «Родная литература», 3 класс. Вышитые платки, полотенца, платья, фартуки. Таблицы «Узор с письменами», кусочки сырого картофеля для каждого ученика; гуашь.
I. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете тему нашего урока [Слайд 3]
1. Старший сын в семье (пичче)
2. Отрывок из произведения П. Хусанкая.
Кам-ха, кам cак халaха пeлет
Вaл ceр пин сaмахпа пуплет
Ceр-пин юрa-cемe кeвeлет.
Ceр-пин тeслe тeрe вaл тeрлет (чaваш)
3. Загадка о солнце (хeвел)
4. Мать отца (асанне)
5. Младший сын в семье (шaллaм)
6. Чувашская старинная обувь (caпата)
7. Загадка из поэмы К. В. Иванова «Нарспи»
Сyс хyреллe хурca йытa пeр кeрет те пeр тухать (йeп)
8. Приспособление для шитья (пyрнеске)
9. Учитель показывает старинные бусы, дети называют (шaрcа)
10. Праздник проводы зимы у чуваш (caварни)
Дети читают слова по вертикали «Чaваш тeрри» («Чувашская вышивка») [Слайд 4]
В ходе рассказа дети находят эти узоры в таблице «Узор с письменами» [Слайд 6]
II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
1. Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника «Уяв» (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)
Учитель: Ребята, фрагмент какого праздника вы посмотрели, который прошел в этом году пятого июля на территории нашей школы?
2. Беседа после просмотра.
Рассказы детей о своих впечатлениях от праздника.
III. Ознакомление с новым материалом
1. Учитель показывает национальные костюмы из книги «Чувашское народное искусство» с. 14-15, 34-35.
Богатое наследие оставили нам предки. Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является народный костюм, в котором отражаются разнообразная вышивка, элементы ткачества, ювелирное искусство. Ведь до появления фабричных тканей людям приходилось ткать самим. Чуть ли не в каждой деревенской семье стоял ткацкий станок. [Слайд 7]
Работа эта требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Из мужских стеблей конопли получались более мягкие и качественные ткани. Чтобы отделить волокна от древесины, необходимо было вымочить в воде или подержать под снегом. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станах ткали ткани, полотенца, паласы. С таким усердием и душевной теплотой созданные изделия были для наших предков необыкновенно дороги.
Дети находят платки, полотенца ручной работы, и внимательно рассматривают вышивку на них.
Дети с помощью таблицы «Узор с письменами» находят узоры, называют их, рисуют в тетрадях.
2. Основные цвета чувашской вышивки [Слайд 9]
Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.
Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.
Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.
Чувашская одежда сохранила в своих отдельных элементах очень древние традиции. Многие узоры и украшенные ими предметы были связаны с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стали украшать его одежду.
Каждый шов в вышивке имел свое устоявшееся место и декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои определенные швы. Например, рубашка, масмак, наволочка свадебной подушки у чуваш, просматриваемые только с лицевой стороны, выполнялись односторонними швами [хура кар тeрри], верхошов [пeр питлe тeрe], косая мелкая стежка [хантaс], крест [хeреслe тeрe].
3. Национальный орнамент «Кeскe».
Женщины с большой любовью занимались рукоделием. Собираясь в кружок, соревновались друг с другом, выдумывая новые узоры, перерабатывая старые. Шили себе и своим близким одежду, вкладывая в работу все свое умение и эстетический вкус. Но это не было коллективным творчеством, ибо каждая мастерица, создавая из известных мотивов орнамента свою композицию или придумывая новые детали, оставалась оригинальным художником.
Женские рубашки вышивались узорами кeскe и сунтaх. Розетки кeскe вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения кeскe носит легкий, ажурный характер. [Слайд 10]
Девичий костюм не имел нагрудных розеток кeскe, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. (Чувашское народное искусство, с. 34-35)
Древнее смысловое значение связано с символом солнца.
Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду о трех солнцах. [Слайд 11]
И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно!
Тогда люди с поклоном пошли старикам-шурсухалам просить мудрых советов. «Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!»- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах.
В настоящее время три солнца мы можем увидеть в символах Чувашской Республики. (Учебники «Родная литература, 3 класс, с. 20) [Слайд 12]
IV. Первичное осмысление и закрепление материала
1. Игра «Кто правильно найдет?»
Учитель показывает вышитые узорами изделия. Дети стараются правильно их называть.
2. «Умелые руки». Самостоятельная работа учащихся.
Дети украшают понравившимися узорами полотенца, которые вырезаны из белой бумаги.
Узоры печатают, используя гуашь и кусочки сырого картофеля прямоугольной (квадратной) формы.
Те ребята, которые закончат первыми, рассказывают о своих работах: какие узоры и цвета выбрали, что они означают. (1-4 ученика) [Слайд 13]
V. Подведение итогов урока.
— Что интересного и нового для себя вы сегодня узнали?
— Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?
— Где вы их можете применить?
Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника «Уяв» [Приложение] (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)
Белые платья, которые вырезаны из бумаги, нужно украсить чувашскими узорами.