Что означает копье и трость на кресте
ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ: ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМА, СИМВОЛИКА.
Шестиконечный православный крест.
В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.
Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.
Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.
Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное.
Афонский крест.
Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.
Что означают надписи на кресте.
По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.
Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.
Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.
Православный крест с полумесяцем.
Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.
По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.
Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.
Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Крест Голгофский — cамый символичный крест
Крест Голгофский – это церковное ювелирное изделие, самое символичное, в буквальном значении этого слова. Нательный крест – это, вообще, символ христианской веры. Нательные православные кресты являются отличительными знаками приверженцев христовой веры. Кресты за два тысячелетия истории христианской веры обрели множество канонических форм, видоизменяясь от самых простых до самых причудливых. На кресты наносят изображения Господа, христианских святых, библейских сюжетов. Но иногда обходятся и без иконописных образов, заменяя их стилизованными изображениями, или вовсе, заменяют символикой.
Голгофский крест – это нательный крест простой четырехконечной формы, массивный и лаконичный. На лицевой стороне креста – схематичное изображение восьмиконечного креста — Распятия, стоящего на горе Голгофе. Голгофа – это холм или небольшая скала возле города Иерусалима, на которой был казнен Иисус Христос.В переводе с иврита «голгофа» означает «лобное место». Для христиан Голгофа, как и Гроб Господень, – величайшая святыня.
Голгофа – это место, где пролилась христова кровь, искупив человечество, где человечеству открылся путь к Царствию Небесному. Голгофа на крестике символически изображена в виде трех ступеней, и подписана монограммой «МЛРБ», то означает «Место лобное рай бысть». Три ступени символизируют ступени духовного возрождения.
Крест Голгофский, как мы уже сказали, имеет схематичное изображение Распятия в виде восьмиконечного креста. Восьмиконечный крест наиболее характерен для православной традиции. Согласно евангельскому описанию, к вертикальному древу – столбу были прибиты три перекладины – табличка с именем приговоренного к казни, перекладина, к которой были прибиты руки Христа, и подножие, куда упирались его ноги. Склоненное подножие тоже имеет символическое толкование. Оно – мерило греха казненных. Иисуса казнили вместе с двумя преступниками. Один из них раскаялся и просил прощения у Бога, и подножие с его стороны поднялось вверх, указывая путь в Царствие небесное. Второй, находящийся по другую сторону от Христа, в смертный час не признал своей вины, грехов и проклинал Господа. Подножие указало ему путь вниз, в ад.
Сам нательный крест Голгофский имеет простую четырехконечную форму. Крест христианскими богословами толкуется как идеальная модель мира. Вертикаль указывает направление от земли к небу, горизонталь — символ всего земного. В целом же, четыре конца креста, соединенные в точке пересечения балок – это широта, долгота, глубина и высота, скрепленные Божественной силой. Верхняя часть креста символизирует божественную область, а все, что ниже горизонтальной балки – это земное царство.
Крест Голгофский украшен растительным орнаментом. Это тоже не случайно. Растительный орнамент символизирует земное и небесное царствия. На земле растения являются символами духовного возрождения, обновления, а также Деву Марию. В Небесном Царствии – это райские кущи и Христос. Растительный орнамент, увивающий православный нательный крест по бокам и с оборотной стороны креста, – это весь мир, стремящийся к центру креста – к Богу.
На обратной стороне креста – молитва, восхваляющая крест. Весь идейно-художественный замысел Голгофского креста в том, чтобы прославлять Крест Животворящий. Хранителем Вселенной, церкви красотой, державою царей, утверждением верных, славой ангелов и демонов язвой величает крест эта молитва.
Что значит надпись НИКА на Кресте
Что значит надпись НИКА и другие надписи на православном Кресте
Обращение к силе Животворящего Креста Господня – великая защита для каждого человека. Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его слуги не могут выносить правильного креста, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться (именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).
Крест – важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.
На православном Кресте часто можно увидеть ряд надписей и дополнительных изображений, которые кажутся загадочными непосвященному человеку: НИКА, череп, ИС ХС ЦИ. Наша статья пояснит их значение.
История почитания Креста
Еще в IV веке произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» – то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же со временем принял христианство и был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь – за свои дела и за свою веру.
В это же время, в 326 году матерью Константина Великого царицей Еленой был найден Крест Христов, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов – орудий казни – на горе Голгофе, где Господь был распят.Она крестилась, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого – царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства.
Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. С тех пор нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.
История изображений на Кресте
Несмотря на то, что известно из Евангелия и свидетельств историков, как выглядел Крест Христа, символически он изображается по-разному.
В католической традиции Крест изображается только с одной большой перекладиной, лаконично. Однако в Православии Крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа.
Что означают надписи на православном голгофском Кресте
Надписи появлялись около Креста в течение веков, с первохристианских времен.
Молитва Кресту Господню
Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане. Частицы Животворящего Креста, на котором был распят Сам Христос, сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим – творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.
В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.
Обратитесь с молитвой ко Господу, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога – и вы увидите, как изменится ваша жизнь. Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно.
Читать краткую молитву Кресту можно наизусть и онлайн, особенно важно это в момент опасности (после чтения молитвы нужно перекреститься и поцеловать нательный крест):
Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста и убереги меня от зла.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Церковь Твою, победы православным христианам на врагов подавая и Твоих сохраняя крестом Твоим людей верующих.
Что означают надписи на распятиях
Распятие или, как их еще называют, крест – это один из основных символов христианства. С ним в силу исторических причин регулярно встречаются все люди, живущие в западных странах, вне зависимости от их отношения к религии, а уж верующих христиан он окружает повсеместно. Распятия можно увидеть не только в и на храмах, но также и в качестве нательной атрибутики (на шнурках и цепочках), в качестве религиозных символов, помещаемых на дверь жилища или в «красный угол» дома, а также – в изобилии – во время похоронных обрядов. При этом, как наверняка знают все наши сограждане, распятия – помимо собственно креста и Иисуса – содержат на себе также различные узоры и, что особенно бросается в глаза, слова и буквы. Большинство верующих, увы, не знает, что именно эти символы, буквы и слова означают, а знать такие вещи весьма полезно: хотя бы для того, чтобы лучше понимать значение данного религиозного символа. Данный текст будет посвящен разъяснению элементов православного креста.
Православный крест и другие христианские кресты
Сегодня это малоизвестный факт, но до VI века крест не был символом христианства: до той поры главным его символом была схематично нарисованная рыба. С ходом веков после всевозможных расколов и образования множества христианских деноминаций каждая из них разработала для себя свою версию распятия. По этой причине полезно знать, как отличить православный крест от какого-то другого – что может быть важно, если вы захотите приобрести религиозную атрибутику в ходе заграничной поездки – особенно если вы находитесь в стране, где исторически сосуществует несколько христианских конфессий, например, в Сербии или в Болгарии.
Покажем особенности православного креста, сопоставив его с католическим. Во-первых, православный крест будет либо восьмиконечным, либо шестиконечным, в то время как католический будет четырехконечным. У православного креста, как можно видеть на иллюстрациях, есть как минимум одна «дополнительная» перекладина – над головой Спасителя. Это является отсылкой к табличке, которую префект Иудеи Понтий Пилат установил над головой распятого. Обычно на таких табличках писали, за что был казнен человек – здесь же Понтий Пилат приказал написать «Иисус Назарянин Царь Иудейский». На католических крестах сама эта надпись также будет содержаться и будет аббревиирована латинскими буквами как INRI. На православных крестах эта надпись будет чаще всего помещена на верхней перекладине, а её буквы будут на церковно-славянском или русском: I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.) Помимо этого, на оборотной стороне православного креста обязательно есть надпись «Спаси и сохрани» на русском или церковно-славянском языке.
Дополнительные символы
Самая нижняя, наклонная перекладина-подножие отсылает к тому факту, что вместе с Иисусом были распяты два разбойника, один из которых перед своей кончиной покаялся в прегрешениях, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же, перед смертью своей, нелестно отзывался о Христе и своих палачах. Соответственно, один конец перекладины указывает вверх – на небеса и Рай, а другой – вниз, в Преисподнюю.
Прочие надписи и аббревиатуры
Наиболее заметной надписью на большинстве православных распятий является «НИКА». Многим при этом приходит на ум греческая богиня победы, однако в действительности имеется в виду не богиня, а собственно, победа как идея (в древнегреческом имя богини и воплощаемая её идея совпадали), в данном случае – победа Иисуса Христа над смертью ввиду его воскрешения.
Итак, полная расшифровка всех символов и надписей на православном распятии позволяет нам видеть, что оно может содержать в себе – хоть и весьма сокращенной форме – все основные детали библейского сюжета о восхождении Спасителя на крест. Безусловно, далеко не каждое распятие будет содержать в себе эти элементы сразу – в действительности оно может содержать любую их комбинацию, плюс, элементы могут располагаться в различных порядках. Тем не менее, если для вас по каким-либо причинам имеют особую значимость те или иные фрагменты из библейского сюжета об искупительной жертве Христа, то вы можете выбирать распятие, исходя из того, содержатся они там или нет и насколько сильно они выражены и акцентированы в конкретной версии.
Крест Господень: 2
Выберите раздел серии
История нательного креста
В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп. Феодор Студит. (Однако и сегодня можно услышать довольно странные утверждения: этот крест благодатный, а этот нет.)
В первые века христианства крест не носили. Носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Известно, что св. Григорий Великий послал Феоделинде, королеве Ломбардской, два плоских медальона с изображением на них Распятия для ношения на груди. Он же другим лицам посылал кресты для ношения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).
Св. Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на просвещенных Св. Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причем во втором случае крест символизирует род служения, которое несет человек (епископ, священник, князь).
Таким образом, мы видим, что с начала 4-го века крест как христианский символ уже носили на шее.
Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами тельники (небольшие нательные кресты) и т.н. энколпионы. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.
Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста.
Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты.
Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения.
В Византии формируется даже особое богословие креста и появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «фос» и «зои»
Фос по-гречески означает свет.
Зои означает жизнь.
Такой крест означает, что Христос – истинный свет («Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12). И, кроме того, – что Христос есть истинная Жизнь, сообщающая жизнь всему остальному сотворенному Богом миру.
Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника – Христа.
Такая символика характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохранительницы и реликварии (места для хранения святынь).
Когда крест вписывается в круг, его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды.
Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым – Христом.
На крестах 11-го – 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.
Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м – 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении (в Греции такого обычая не было, в Греции крест использовался за богослужением и в качестве орнамента на облачениях, на церковной утвари).
В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.
Нередка была композиция Деисиса (с греч. моление), то есть Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Предтечей (или другими святыми).
Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста.
Дело в том, что в 5-м – 7-м веках Церковь вела догматическую борьбу с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.
В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается умершим на Кресте. Глава склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.
Разумеется, что при изображении Креста Господня на православных нагрудных крестах не ставилась задача максимально точно показать орудие казни, тем более что подробных описаний Креста Господня не сохранилось. Главным было, как и при изображении фигуры Распятого Спасителя, выразить догматическую идею Крестной Жертвы. Поэтому на древних нагрудных крестах орудие Крестной казни или вообще отсутствует или только слегка выступает из-за фигуры Распятого.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется Iс хс (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей – Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках – только с 17-го века.
Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия – безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы.
Что такое распятие на кресте?
Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком.
Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.
Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Дополнительные изображения на кресте
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши мя исопом и очищуся. ).
Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.
Каменный крест 16-го – 17-го веков. В центре – Лик Спасителя. Внизу – лик святителя Николая Чудотворца. По бокам – фигуры святых.
Этот нательный крест нашла моя прихожанка в своем. огороде. И подарила святыню мне.
Кожаный крест. Такие кресты делали в старину в некоторых монастырях. Перед вами современный кожаный крест из монастыря в Старой Ладоге.
Крест начала 20-го столетия. Этот крест был выпущен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.
Крест выполнен в традиционном старорусском стиле.
Старообрядческие нательные кресты – тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.
Золотые нательные кресты 19-го века.
Такие кресты носили состоятельные люди. Передаваясь из поколения в поколение, некоторые из этих нательных крестиков, выполненных из красного, червонного, золота, дожили и до наших дней.
Медный и серебряный нательные кресты малоимущих людей (19-й век).
Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов.
Иерусалимский нательный крест.
Подчеркивая, что Иерусалим – место Страстей и Смерти Христовой, иерусалимские христиане любят изготавливать кресты нарочито грубой формы, максимально приближенные к оригиналу Креста Господня.
Иерусалимские крестики для паломников.
Изготовленные из пластмассы, дерева, ДСП, а то и прессованной бумаги, эти нательные крестики продают и дарят паломникам в обителях и храмах Святой Земли.