Что означает когда говорят буква ю
Как мало знаем мы про букву Ю
Буква Ю присутствует во многих славянских кириллических алфавитах. Некоторые неславянские азбуки тоже имеют в своем арсенале эту прекрасную букву.
Буква Ю в русском алфавите и её роль
В русском алфавите гласная Ю занимает предпоследнее место.
Йотированная гласная Ю ближайшая соседка буквы Я, и начинается она с того же звука [й] — короткого согласного, который всегда произносится звонко и мягко.
За ним следует второй звук [у] — это звук гласный. Вместе эти два звука и обозначают букву Ю.
Но два звука буква Ю обозначает не всегда, а лишь после гласного и в начале слова.
Буква Ю после согласных смягчает их. Буква Ю в этом случае обозначает один звук.
По написанию буква Ю очень похожа на число 10 с мостиком посередине.
Интересные факты про букву Ю
Буква Ю часто используется для выражения иноязычных звуков. Например, во французском языке можно легко услышать подобный звук при произношении «и».
Французское слово «menu» дает четкое звучание Ю перед Н. Такое звукосочетание перешло на русское имя Нюша.
Во всех языках есть слова, состоящие из одной буквы. Вот только слов из одной буквы Ю ни в одном языке не существует. Хотя есть слова из двойной буквы Ю.
Например, Ю-ю — название дореволюционных видов папирос.
Ю-ю — у Куприна была кошка с таким именем.
Ю-ю — небольшое спортивное судно по-французски.
Стихи про букву Ю
Я скажу вам по секрету:
Не люблю я имя Света.
Нравится мне Юля, Юша.
Очень нравится мне КсЮша.
Одну букву я люблю.
Эта буква — буква Ю.
С буквой Ю давно дружу.
В гости часто к ней хожу.
Она как выручалочка:
Буква О и палочка.
Буква Ю, как буква О.
Только слишком старенька.
Слева у нее всегда
Палочка не маленька.
Буква Ю, буква Ю,
Очень я тебя люблю.
Ты меня ведь тоже любишь?
Мои стишки ты не забудешь?
Задачи с буквой Ю
Вопросы:
Не забудь написать свои ответы в комментариях. Удачи!
Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю
Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю
Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю О Ю Ю Ю Ю
Ю Ю О Ю Ю Ю Ю Ю Ю О Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю
Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю
Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю
Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю Ю
Загадочная буква Ю
Цель: формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте; создание детского сборника – пособия, ориентированного на аудиторию детского сада, подготовительный и первый класс.
Задачи:
В ходе работы над проектом учащиеся должны
Оборудование: таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».
Проектный продукт: Брошюра «Загадочная буква Ю».
Ход работы над проектом
Звучит песня «Улыбка – украшение лица». На доске появляется улыбающаяся улитка.
Учитель: Какое настроение у нашей улитки? (Радостное)
Учитель: Как вы это определили? (Она улыбается)
Учитель: Ваша улыбка, ребята, может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. И начнём урок.
1. Оргмомент.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – защита проекта, цель которого в течение учебного года исследовать букву «Ю». В ходе работы над проектом, вы выкладывали букву «Ю» на ковре, сделали юлу, на уроках обучения грамоте составляли схемы слов с буквой «Ю», рисовали рисунки, много работали дома вместе с родителями. И вот пришло время подвести итоги. Давайте повторим:
Молодцы, я давно уже знаю, что вы у меня смышленые!
I. Характеристика буквы «Ю»
1) – Буква Ю – 32-ая буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы.
— По мнению Павла Глобы буква «Ю» связана с юмором. Эта буква несёт любознательность. Носители имен на эту букву все обращают в шутку.
— Выглядит «Ю» устойчиво – уже не укатится, кружочек – то крепко пристегнули к палочке.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква Ю!
— И слова с нее начинаются знатные: Юпитер, например. Ведь это какая огромная планета! И чудо как хороша!
— Да много чего еще на «Ю» хорошего начинается! Юность – какая прекрасная пора! Сколько всего у тебя впереди!
— Юг, кстати, тоже хорошо – фрукты, солнце, витамин D.
2) Вот она какая буква Ю!
В нашем классе есть Полина. А если мы хотим назвать её ласково, то нам на помощь придет буква Ю: Полюшка. А также ласково мы скажем: Танюшка!
II. Разработка составных частей проекта
Сейчас мы с вами, как настоящие учёные – исследователи плодотворно поработаем и пригласим всех гостей в научную лабораторию, сначала к экспериментаторам.
1. Сейчас вы все будете экспериментаторами.
Молодцы, вы хорошо ориентируетесь!
2. Теперь вы будете испытателями.
— Приведите примеры слов с буквой ю, где звуков больше, чем букв.(юмор, союз)
— Приведите примеры слов, где количество звуков равно количеству букв. (плюс, люди)
3. Пришло время вам стать иллюстраторами.
Из каких элементов состоит буква Ю? (Учитель раздает элементы букв «Ю», «ю» и других букв. Дети отбирают нужные элементы, которые прикрепляются на доску.)
4. В каких буквах есть такие же элементы? (Учитель раздает буквы. Среди них есть лишние.Необходимо отобрать нужные.)
Н, О, К, Д, У, М – можно прикрепить на доску.
5. И вот вы вновь становитесь экспериментаторами.
Из данных слов, выберите те, которые пишутся с заглавной буквы.
ЮЛЯ, ЮРА, ЮНОША, ЮНЫЙ, ЮПИТЕР, ЮНГА
Дети должны отобрать слова: ЮРА, ЮЛЯ, ЮПИТЕР
Физминутка
Наша научная лаборатория не уместилась в школе и часть её была вынесена на дом. Спасибо нашим ассистентам – родителям, которые помогли учёным в исследовании буквы «Ю».
6. Домашнее задание:
7. Кручусь, верчусь
И мне не лень
Вертеться даже
Целый день!
(юла)
8. Юркое, подвижное,
Резвое создание.
Очень пташка шустрая!
К месту и название.
(юрок)
Лето – жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Подколес веселый стук
Поезд движется на…
(юг)
Это женская одежда,
На нее у дам надежда:
Прикрывает, как и шубка,
Не короткая коль…
(юбка)
Это мастер – высший класс!
Удивить всех может нас:
В лупу видит он свой мир!
Этот мастер…
(ювелир)
Это – памятная дата.
Отмечают пышно, сжато.
Дней прошедших не жалей,
Если встретишь …
(юбилей)
Он закон, обычно знает,
В крупных спорах помогает,
В знанье прав – специалист,
Уважаемый …
(юрист)
Жил – был зверь на букву Ю,
Чистил мордочку свою.
Бегемот на букву Б,
Петух на букву П,
Крокодил на букву К,
И кабан на букву К,
Утконос на букву У.
Что за зверь на букву Ю?
У него длинный хвост? Да!
У него огромный рост? Нет!
У него густая шерсть? Да!
У него копыта есть? Нет!
Зубы острые у зверя? Да!
Я боюсь его тогда!
А этот зверь совсем не страшен,
Это просто кошка наша.
Почему ж она на Ю?
Юлькой кошку звать мою!
Не похожи друг на друга
Слово ЮГ и слово ВЬЮГА
Вьюги в теплом нет краю.
Их сближает буква «Ю».
Очень юркий юный Юра
Папе в шляпу из велюра
Посадил пожить скворца.
В результате шевелюра
Встала дыбом у отца.
Сохнет шляпа из велюра,
И с печальным ходит Юра
Выражением лица.
-Дед, за что твои медали?
Их, внучок, за храбрость дали.
Юным был я в том бою,
Защищал страну свою.
Скоро юбилей Победы.
Принеси – кА китель деда.
Буквы Ю – медали в ряд –
О былом заговорят.
Я по азбуке пройду.
Букву «Ю» легко найду.
Что, как меж планет Юпитер,
Не последняя в ряду.
Вот юла юлит, качается,
И вздыхает на ходу:
«Ой, завод уже кончается,
и сейчас я упаду».
Так юля моя мне нравится,
В яркой юбочке юла,
И поэтому красавицу
Тут же снова завела.
Юнга Юрий был на юге
И на полюсе, где вьюги,
Землю обогнул по морю.
С Юрием теперь не спорю,
С ним на глобус я смотрю,
Он похож на букву Ю.
Завывает ветер вьюжный,
Ветер северный, не южный,
И позёмку, как змею,
Завивает буквой Ю.
9. Это интересно!
— Значение и происхождение имени Юрий – русская форма греческого имени Георгий, что означает «земледелец». Ещё одна форма этого имени – Егор.
— След имени в истории.
Все – таки неспроста самого знаменитого и любимого клоуна в стране звали не как – нибудь, а именно Юрий – Юрий Никулин, который обладал необыкновенным чувством юмора.
Сергей Юрский – актер
Георгий Юматов – актер
Иван Юмашев – Герой Советского Союза, военно-морской министр.
III. Подведение итогов.
Наше исследование подходит к концу. Закройте глаза, раз, два, три, откройте глаза.
— Понравился ли вам урок – проект? (Да, в нас проснулся дух исследователей)
— Что нового, юные исследователи и наблюдатели, вы сегодня открыли для себя?
— Хотели бы вы исследовать так каждую букву?
А сейчас подойдите к доске и возьмите ту букву ю, которая соответствует вашему настроению. Если вам всё понравилось, вы чувствовали себя комфортно, узнали много нового, то прикрепите на доску букву ю красного цвета, если что-то для вас осталось неясным или непонятным, то прикрепите на доску букву ю синего цвета.
Всем спасибо за урок. Мне было интересно с вами работать.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю и Я в словах
Когда гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
Гласные е, ё, я, ю могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йа], [йу].
Таблица, примеры упражнений
ель
животное
подъезд
портьера
ёлка
поёт
подъёмный
копьё
яма
батарея
объявление
подьячий
юла
каюта
подъюбочный
вьюга
Упражнение
Перепишите, подчеркивая буквы, обозначающие звук [й].
Юра принес друзьям оладьи с яблоками. Длинношеее животное дети узнают в первую очередь. В нём кроется умудрённая опытом мощная сила. Агния Барто является автором стихотворений для детей.
Напишите транскрипцию следующих слов:
Съёжиться, явление, подъезд, удовольствие, котёнок, фаянс, колье, карьера, пасьянс, уехать.
Выпишите в 2 столбика: в первый столбик — слова, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают 1 звук, во второй столбик — слова, в которых е, ё, я, ю обозначают 2 звука.
Жалею, смел, потомок, потёмки, пройдёт, подъёмник, объять, салют, яблоня, солянка, заядлый, касаться, самая, видео, веретено, военный, южный, альянс, древний, смоляной, семья, внимание, каюта, золотой, бурьян.
е, ё, я, ю | ||
в начале слова | после гласной | после ъ или ь знака |
Перепишите, подчеркивая буквы, обозначающие звук [й].
Юра принес друзьям оладьи с яблоками. Длинношеее животное дети узнают в первую очередь. В нём кроется умудрённая опытом мощная сила. Агния Барто является автором стихотворений для детей.
Напишите транскрипцию следующих слов:
Съёжиться, явление, подъезд, удовольствие, котёнок, фаянс, колье, карьера, пасьянс, уехать.
[сйожыца], [йавл’энийэ], [падйэст], [удавол’ствийэ], [кат’oнак], [файанс], [кал’йэ], [кар’йэра], [пас’йанс], [уйэхат’].
Выпишите в 2 столбика: в первый столбик — слова, в которых буквы е, ё, я, ю обозначают 1 звук, во второй столбик — слова, в которых е, ё, я, ю обозначают 2 звука.
Жалею, смел, потомок, потёмки, пройдёт, подъёмник, объять, салют, яблоня, солянка, заядлый, касаться, самая, видео, веретено, военный, южный, альянс, древний, смоляной, семья, внимание, каюта, золотой, бурьян.
Тема урока: «Обучение грамоте в 1-м классе. Буква Ю, звук Ю»
Дать понятие о том, что буква не имеет собственного звука. Формировать правильное чтение с буквами Ю,ю. Обогащать словарный запас уч-ся.
Оборудование: доска, магнитная азбука, домики с буквами, схемы слов, игрушка юла, ребус, книга “Птицы”, “Азбука” учебник, тетради.
Ход урока
I.Оргмомент
II.Повторение:
Посмотрите на домики и скажите, почему они разного цвета? В каком домике живут гласные буквы?
Назовите гласные буквы, которые придают твердость согласному звуку (а, о, у, ы).
Какие буквы придают мягкость? (и, я, е, ё). Назовите буквы, которые не имеют своего звука (е, ё, я). Можем мы их назвать “хитрыми” буквами? Почему?
– Они обозначаются двумя звуками в начале слова и после гласных. Я (йа), е (йэ), ё (йо).
Сегодня мы познакомимся с новой “хитрой” буквой.
III. Работа над новым материалом. Выделение новой буквы и знакомство с ней.
1. Послушайте загадку.
Закружится на острой ножке
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет ляжет на бочок. (ЮЛА).
2. Давайте произнесем слово юла.
Выберите схему к этому слову:
Правильно ли мы выбрали схему? Почему? Слышим два звука (йу), но обозначать будем одной буквой Ю, ю. Составьте слово ЮЛА [ЙУЛА]. (У доски работает ученик с магнитными буквами).
А сейчас мы составим новое слово, но для этого вы отгадаете ребус: ЮЛА Я
4. Работа в тетрадях.
Чтобы лучше запомнить новые буквы Ю, ю (йу) мы их напечатаем.
А почему нам нужна Ю, ю (имена пишутся с большой буквы).
А есть ли у нас ребята в классе, чьё имя начинается с новой буквы? Юля, Юра.
А может есть такая буква в фамилии? (КаЮк, ГаврилЮк).
IV. Физминутка.
V. Чтение слов с новой буквой.
а) чтение слов с новой буквой с доски.
Юрта что обозначает каждое слово
(буква Ю образует слог)
б) чтение слов: с. 171. Когда говорят: пою, рисую, играю (один).
Когда: рисуют, играют, поют (много).
4. Чтение в лицах (2 раза).
Автор, Юля, Юра, юла.
А почему Юра предложил играть вместе? (Ответы уч-ся)
г) Игра на внимание: хлопаем, где есть буква Ю. (елка, юнга, поют, кот, юрта).
д) А сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением с. 172 – читает Наташа.
1. Чтение шепотом и индивидуально.
2. Хором заканчиваем стих-е с доски:
3. Чтение по цепочке.
4. Слово учителя:
Да ребята, поэт прав. Нет зверя на букву Ю, но есть птица. И называется –
ЮЛА. (показ из книги с. 185.) Юла – лесной жаворонок. Эта птица
соснового леса. А свое название получила за пение: “Юль – юль – юль.. ля,
VI. Итог урока:
С какой буквой познакомились? В каком домике живет? На каком этаже? Почему? Почему она хитрая?
Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает
— объяснить, что буква ю может обозначать два звука в начале слова и после гласного звука, один звук – после мягкого согласного;
— учить читать слова с изученными буквами
и предложения с изучаемой буквой;
— составлять рассказ по иллюстрации.
Метапредметные: соотносить модель и слово, сравнивать различные модели.
Личностные: проявлять интерес к чтению
Содержимое разработки
Конспект урока по обучению грамоте
Составитель: Колесникова Ольга Евгеньевна©
Тема: Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.
— объяснить, что буква ю может обозначать два звука в начале слова и после гласного звука, один звук – после мягкого согласного;
— учить читать слова с изученными буквами
и предложения с изучаемой буквой;
— составлять рассказ по иллюстрации.
Метапредметные: соотносить модель и слово, сравнивать различные модели.
Личностные: проявлять интерес к чтению
— готовность к уроку;
— правила посадки; поведения на уроке
Мотивация учебной деятельности
— Допечатайте буквы, которые вы видите на доске.
— Назовите получившиеся буквы. (а, ё, я, о, ы, ю)
— Как они называются? (Гласные буквы) Почему? (Выдыхаемый воздух при произношении этих звуков не встречает препятствий)
— На какие группы их можно разделить? (Обозначающие твердость и мягкость согласного)
— Все ли буквы нам известны? У всех ли были в гостях?
— Какую учебную задачу поставим на урок? Чему будем учиться?
III. Актуализация знаний
— Составим план нашей работы. Посмотрите на экран и восстановите последовательность работы.
— выделять новый звук в слове (2)
— составлять схему слова (3)
— называть предмет (1)
— называть новую букву (4)
IV. Организация познавательной деятельности
— Отгадайте загадку. Назовите предмет.
Зажужжала, как пчела
Быстро кружится … (юла)
На экране появляется картинка юлы.
— Произнесите слово. Разделите его на слоги.
— Назовите первый слог.(ю – ла)
— Сколько звуков слышите? (Два [й’у]) Какие они? (согл. мягк., гл.)
— Составьте схему этого слова. Проверка на экране.
— Отгадайте вторую загадку. Назовите предмет.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне. (утюг)
На экране появляется картинка утюга.
— Составьте схему слова. Проверка на экране. Назовите третий звук в слове. Какой он? ([’у]) Какую выполняет работу, когда стоит после согласного? (Показатель мягкости)
— Звуки [й’у], [’у] обозначаются одной буквой ю. (Слайд 6)
Знакомство с буквой Ю,ю
— На что похожа буква?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Посмотрите, что случилось:
Получилась буква Ю.
— Как называются буквы, которые могу обозначать два звука или один звук? (Хитрые, с секретом)
— Вернемся к нашему плану. Назовите следующий шаг.
V. Первичное закрепление
Работа по учебнику
— Откройте учебник на странице 47. Исследуйте страницу. Обратите внимание на задания.
— Как произнесли первый звук в каждом слоге? Почему?
— Какую работу выполняет буква Ю, когда стоит после согласного?
— Сравним свои выводы с советом Мудрой Совы. Чтение правила.
— Прочитайте слова. Найдите место буквы Ю в словах. Сколько звуков она обозначает? Почему?
— Придумайте слова с буквой Ю в начале слова (юбка, юрта, юг, Юра, Юля …), в середине слова (тюбик, люди, любовь, пюре …)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
— Прочитайте предложение. О ком идет речь? Чем занят еж?
— Назовите профессию человека, который умеет шить. (портной, швея)
— Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она содержанию предложения?
— Найдите и подчеркните все буквы Ю в предложении. Сколько смогли найти слов? (7)
— Какую работу в каждом слове выполняет буква Ю?
Составление рассказа по рисунку
— Рассмотрите рисунок. Что изображено? (Предметы, в названии которых есть буквы Ю)
— Составьте небольшой рассказ.
VII. Рефлексия учебной деятельности
— Справились ли с поставленной задачей? Все ли сделали, что запланировали?
— Как можете оценить свою работу на уроке? (Я не знал(а) – узнал(а))