Что означает импульсивность в психологии

Что означает импульсивность в психологии

Общая психопатология

Термин «импульсивное влечение/действие», «импульсивность» (от лат. impulsio — толчок; в переносном смысле — побуждение, повод) по-разному понимается в разных контекстах, хотя обозначает общую суть этих явлений. Кроме того, близкими являются состояния навязчивых влечений и действий (т.е. обсессивные и компульсивные влечения), поэтому иногда даже говорят о целом спектре расстройств контроля над импульсами.

Импульсивность — склонность действовать по первому побуждению, под влиянием сиюминутных стимулов, эмоций, влечений, без обдумывания своих поступков, взвешивания альтернативных вариантов действий (особенно подразумевающих отсроченное вознаграждение). Может быть преходящей особенностью при том или ином состоянии, а в устойчивых формах — чертой личности.

Импульсивность связана с недостаточностью самоконтроля и стремлением быстро получить удовольствие (результат действий).

Импульсивность в норме свойственна детям дошкольного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью самоконтроля. В дальнейшем созревание лобных долей коры больших полушарий головного мозга, а также воспитание, учебная деятельность, совместные игры, требующие сдерживания непосредственных побуждений и подчинения правилам игры, в большинстве случаев способствуют формированию удовлетворительного контроля за импульсами. Хотя иногда чрезмерная импульсивность и неустойчивость произвольного внимания становятся симптомами особых расстройств детского возраста (см. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»). Некоторое усиление импульсивности у подростков в определенной степени характерно для эмоциональности этого возраста. У взрослых импульсивность может быть следствием переутомления (см. «Несдержанность эмоциональных реакций при астении»), проявлением различных заболеваний головного мозга, у лиц с эксплозивностью, в состоянии сильного душевного волнения (см. «Аффект») и т.д.

Импульсивное влечение — традиционный психопатологический термин, характеризующий внезапное сильное немотивированное влечение к запретной или неприемлемой для человека цели, которое почти сразу же реализуется в действиях, без обдумывания («борьбы мотивов») и попыток ему противостоять.

Импульсивным влечениям не только не противостоят, но, напротив, эмоциональное напряжение, возникающее с этим влечением, всячески подталкивает к его реализации (смысл влечения часто объясняют, как поиск риска), а после реализации может возникать чувство удовлетворения, расслабления или опустошенности.

Сами влечения могут быть разнообразны, наиболее частыми и известными вариантами являются:

— клептомания — импульсивное влечение к краже предметов. Хищение вещей часто происходит без подготовки и принятия мер предосторожности, отсутствует материальная заинтересованность, украденные вещи обычно выбрасываются как ненужные или хранятся как некая коллекция.

— дипсомания — импульсивное влечение к употреблению алкоголя, проявляется в виде повторяющихся запоев. В промежутках между алкогольными эксцессами признаки психической и физической зависимости не выявляются.

— дромомания — импульсивное влечение к бродяжничеству, немотивированные уходы из дома.

— пиромания — импульсивное влечение к поджогам.

— копролалия — непреодолимое стремление употреблять в речи циничные ругательства (в том числе является одним из облигатных симптомов синдрома Жиля де ля Туретта).

Импульсивные влечения следует отличать от:

· навязчивых влечений (обсессий) — возникновение неуместных, неприемлемых для человека влечений в этом случае всегда сопровождается критическим к ним отношением, попытками борьбы с ними; такие влечения вызывают выраженное эмоциональное напряжение, тревогу у индивида и никогда не реализуются;

· компульсивных влечений (компульсий, навязчивых действий) — эти влечения, напротив, возникают у человека в связи с необходимостью снизить тревогу, эмоциональный дискомфорт, защититься от мнимых опасностей, поэтому они часто реализуются даже при осознании их неприемлемости, ненужности, излишности и попыток борьбы с ними. Примерами служат защитные ритуалы при фобиях, а также влечение к психоактивным веществам у лиц с физической зависимостью от них (компульсивное, неодолимое влечение является проявлением физической зависимости, так как в этих случаях сила влечения к этому веществу сравнима с биологическими влечениями, например, жаждой, голодом);

· влечений, возникающих в рамках психических автоматизмов — такие влечения воспринимаются как чуждые «Я» больного, как навязанные ему кем-то извне. Они могут сопровождаться как критическим отношением и попытками борьбы с ними, так и реализовываться без внутреннего сопротивления.

Яркие образцы импульсивных действий наблюдаются у больных с кататонической симптоматикой при шизофрении: в состоянии кататонического возбуждения больные могут совершать импульсивные действия, которые не являются мотивированными ни текущей обстановкой, ни психологическими переживаниями пациентов — внезапно начинают кричать, прыгать, ломают мебель, безо всякого повода бросаются на окружающих, выбрасываются из окон и пр. Более сглаженные формы проявляются в эмоциональной неадекватности, амбивалентности (немотивированные эмоции), разорванном мышлении (немотивированное употребление слов и т.п.).

Пациент 25 лет, с 18 лет страдающий кататонической формой шизофрении, находился дома в состоянии относительно удовлетворительной ремиссии. Однажды утром его отец зашел в комнату пациента поговорить с ним — состояние сына показалось ему хорошим, тот был спокоен, держал в руках книгу. Однако буквально через минуту после этого разговора отец услышал стук оконных рам и, вернувшись в комнату сына, увидел, что тот выбросился из окна этажа. К счастью, падение было удачным, и пациент практически не пострадал. В дальнейшем он был не в состоянии объяснить мотив своего поступка, давая формальные и все время меняющиеся объяснения бытового характера («хотел посмотреть, что со мной будет», «просто в окно смотрел и случайно выпал», «показалось, что скорая за мной приехала, а в больницу не хотел» и пр.), суицидные намерения отрицал, галлюцинаторно-бредовых расстройств не отмечалось.

Источник

Импульсивность

Что означает импульсивность в психологии

Импульсивность – это особенность поведения, которая характеризуется тенденцией совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств. Импульсивные люди эмоционально несдержанны, нетерпеливы, раздражительны. Они часто проявляют безответственность, легкомысленность, обидчивость. Диагностика импульсивности проводится методом беседы, наблюдения, психологического тестирования. Симптоматическая помощь включает психокоррекцию, прием медикаментов, формирование навыка самоанализа, планирования.

Общая характеристика

Импульсивность проявляется неспособностью сдерживать сиюминутные побуждения, склонностью совершать поступки без учета последствий, под влиянием сложившейся ситуации и собственных эмоций. Импульсивному поведению часто сопутствуют невнимательность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость. Люди с такой особенностью действуют по первому импульсу, так же быстро начинают чувствовать раскаяние, когда их активность приводит к негативному результату. Пример: импульсивная покупка привлекательной, но бесполезной вещи и последующее сожаление о растрате денег.

Противоположным качеством является самоконтроль – умение тормозить непосредственные желания, обдумывать результат поступка, учитывать позиции других людей, а не только свои интересы. В этом основное отличие решительности от импульсивности. Оба качества схожи целенаправленной реакцией, но решительность предполагает обдумывание действий, анализ возможных результатов, сознательный выбор поведения.

Нередко импульсивность отождествляют со вспыльчивостью, поскольку эта реакция также отличается быстротой, необдуманностью, бесконтрольностью. Разница между этими качествами в том, что вспыльчивые люди несдержанны эмоционально, могут открыто выразить раздражительность, злобу, гнев. Но если они не импульсивны, то никаких действий за этим не последует. Другое отличие – вспыльчивость всегда ассоциирована с негативными эмоциями, а импульсивность может подпитываться радостью, счастьем, состоянием воодушевления.

Причины импульсивности

Ученые определили биологические механизмы возникновения импульсивности. Это качество тесно связано с активностью дофамина – вещества, передающего информацию в нервных клетках. Импульсивное поведение сопровождается чрезмерным производством дофамина в области среднего мозга, и, как следствие, изменением активности лобных долей, ответственных за программирование и контроль деятельности. В результате процесс анализа ситуации, прогнозирования последствий сокращается или полностью «выпадает», сразу активизируются исполнительные функции.

Причины вышеописанных биохимических изменений многообразны. Это могут быть возрастные особенности нервной системы, закрепление определенных поведенческих реакций, временные физиологические дисфункции и стойкие патологические изменения в нервной системе, психической деятельности. Факторы, провоцирующие импульсивность, можно разделить на две большие группы: психофизиологические особенности и психические болезни.

Психофизиологические факторы

Импульсивность появляется у большинства людей. Как правило, она нестойкая, не имеет серьезных негативных последствий. Необдуманные поступки совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, интенсивных внешних раздражителей, состояния растерянности или утомления. Все эти факторы временно снижают способность к самоконтролю. Стойкая, но не патологическая импульсивность наблюдается на определенных этапах психического развития человека, при некоторых типах характера. Как причины легкой и умеренной импульсивности рассматриваются:

Что означает импульсивность в психологии

Психические заболевания

Причины стойкой патологической импульсивности – психические расстройства. Недостаточный контроль поведения, эмоциональная неустойчивость, снижение критических способностей становятся основой для совершения действий, нарушающих адаптацию в обществе, препятствующих процессу обучения, трудовой деятельности. Импульсивность является симптомом следующих заболеваний:

Диагностика

Импульсивность определяется в ходе комплексной диагностики. Обследование проводит врач-психиатр, психолог, иногда – невролог. Выраженные импульсивные черты обнаруживаются уже во время беседы: пациенты неусидчивы, эмоционально неустойчивы, легко отвлекаются. Они зачастую не выделяют собственную импульсивность как заостренную или патологическую черту, поэтому более объективную информацию врач получает от членов семьи, которые способны рассказать о возможных причинах симптома, его выраженности, влиянии на семейные, профессиональные и дружеские отношения (степень социализации). Диагностика включает наблюдение и психологическое тестирование:

Что означает импульсивность в психологии

Лечение

Патологическая импульсивность нарушает социальную адаптацию человека, сопряжена с риском совершения административных и уголовных правонарушений, поэтому требует лечения и коррекции. Основные лечебные мероприятия определяются заболеванием, спровоцировавшим расстройство поведения. Симптоматическая медико-психологическая помощь оказывается больным в амбулаторных условиях, включает психокоррекцию, медикаментозную терапию, рекомендации по изменению режима.

Психокоррекция

Психологическая коррекция импульсивности выполняется в форме упражнений и групповых игр, тренирующих концентрацию, устойчивость внимания, навык самоконтроля, умение отвечать за свои поступки. Индивидуальное психологическое консультирование направлено на освоение способности тормозить непосредственные импульсы к действию – брать паузу и думать, прогнозировать результат. Например, используется методика «Запрещенный символ». Совместные игры и тренинги требуют сдерживания сиюминутных желаний, учета игровых правил, интересов других участников.

Медикаментозная терапия

Если пациент с импульсивностью представляет угрозу для окружающих или для себя самого, осуществляется подбор медикаментов, снижающих психомоторное возбуждение. При выраженном расстройстве назначаются нормотимики, противосудорожные средства. Кроме этого, в последние годы все чаще применяются серотонинергические антидепрессанты, которые помимо своего основного действия снижают обсессивно-компульсивные симптомы, препятствуют вспышкам агрессии, уменьшают влечение к алкоголю. В начале терапии антидепрессанты сочетают с небольшими дозами транквилизаторов.

Изменение образа жизни

Эффективным методом самостоятельной коррекции импульсивности является планирование дня, соблюдение режима. Ведение планировщиков, ежедневников, личных дневников позволяет объективно оценить имеющиеся недостатки и слабые стороны личности, а затем скомпенсировать их. Пример: если человек каждое утро не успевает приготовить полноценный завтрак, импульсивно перекусывает вредными продуктами, то коррекцией будет изменение времени пробуждения и подъема с постели. Умение планировать дела, избегать ненужных соблазнов, грамотно чередовать отдых и работу позволяет избежать импульсивных действий.

Источник

Что означает импульсивность в психологии

Инструментарий

Программы обучения

Расстройства пищевого поведения. Когда и чем может помочь психолог?

Методика проведения тренинга «Исцеление отношений с мамой – путь к гармоничной и счастливой женщине»

Вторичная выгода клиента, или Как преодолеть сопротивление изменениям в процессе психотерапии

Скоро

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности

Авторы

Что означает импульсивность в психологии

В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].

С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.

1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека

Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].

Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:

Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.

Сангвиник.

Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.

Холерик.

Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.

Флегматик.

Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.

Меланхолик.

Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.

2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека

Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.

Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.

Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.

Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.

Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].

Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.

1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.

2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).

3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.

Приложения

Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf

Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf

Список литературы

Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.

22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!

Автор

Вяткин Бронислав Александрович

доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология». Председатель Пермского регионального отделения РПО.

Самбикина Оксана Семёновна

кандидат психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководитель магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» ПГГПУ. Практикующий семейный психолог-консультант, системный психотерапевт, психодраматерапевт, арт-терапевт.
Пермь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *