Что означает главный внештатный специалист министерства здравоохранения
Приложение N 1. Положение о главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 апреля 2021 г. N 374
Положение
о главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации
2. Функции главного внештатного специалиста в федеральном округе возлагаются приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации по представлению главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующей специальности (направлению, профилю) в соответствии с номенклатурой главных внештатных специалистов в федеральных округах.
3. Главный внештатный специалист в федеральном округе в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим положением.
4. Работа главного внештатного специалиста в федеральном округе осуществляется под непосредственным руководством главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующей специальности (направлению, профилю).
5. Основными задачами главного внештатного специалиста в федеральном округе являются участие в разработке стратегических направлений развития соответствующей специальности (направления, профиля) и определение тактических решений по их реализации.
6. Решение задач, стоящих перед главным внештатным специалистом в федеральном округе, осуществляется за счет выполнения следующих функций:
6.1. Внесение предложений по совершенствованию оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, в том числе по внедрению современных медицинских технологий, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, по результатам анализа и оценки:
— основных отраслевых статистических показателей;
— образовательных программ медицинского и фармацевтического образования;
— кадрового обеспечения медицинских организаций субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, и потребности в области подготовки (переподготовки) медицинских работников;
— клинических рекомендаций, включая критерии оценки качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи;
— клинических апробаций новых методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и профилактики и внедрения их в медицинскую практику и образовательный процесс;
— зарубежного опыта организации деятельности по соответствующей специальности (направлению, профилю);
— перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения; перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, формируемых в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
6.2. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые и иные акты, в том числе в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; порядки оказания медицинской помощи; квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам; профессиональные стандарты; номенклатуру специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование; номенклатуру медицинских услуг; формы государственной и отраслевой отчетности и статистики.
6.3. Внесение предложений по приоритетным направлениям научных исследований.
6.4. Подготовка аналитических обзоров по состоянию и развитию соответствующей специальности (направления, профиля) в федеральном округе.
6.5. Запрос информации, необходимой для выполнения функций главного внештатного специалиста в федеральном округе, от главных внештатных специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
6.6. Предоставление методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
6.7. Участие в заседаниях коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации.
6.8. Предоставление информации по запросам профильных департаментов Министерства здравоохранения Российской Федерации.
6.9. Ежегодное предоставление отчетов о проделанной работе главному внештатному специалисту Министерства здравоохранения Российской Федерации до 20 декабря текущего года по форме, разработанной главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующей специальности (направлению, профилю).
7. Главный внештатный специалист в федеральном округе работает по плану, согласованному с главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения Российской Федерации по соответствующей специальности (направлению, профилю) в срок до 20 декабря текущего года.
8. Работа главного внештатного специалиста в федеральном округе осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства здравоохранения Российской Федерации; Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа; медицинскими организациями и научными организациями федерального округа, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, главными внештатными специалистами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Положение о главном внештатном специалисте МЗ РФ
Приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 октября 2012 года № 444 (с изменениями на 7 марта 2017 года)
подготовка предложений по совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;
подготовка предложений по разработке нормативных правовых и иных актов, в том числе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), критериев оценки качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуры медицинских услуг, форм учетной и отчетной медицинской документации;
разработка паспорта специальности; разработка проектов профессиональных стандартов по соответствующей специальности (медицинскому направлению); участие в разработке и экспертизе оценочных средств для проведения аккредитации специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
подготовка предложений по вопросу обеспечения системы здравоохранения специалистами по соответствующей специальности (медицинскому направлению); подготовка предложений по объемам целевой подготовки специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура) и дополнительных профессиональных программ; участие в экспертной оценке материалов участников Всероссийского конкурса врачей;
подготовка предложений по совершенствованию методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;
подготовка методических рекомендаций по порядку кодирования и выбору первоначальной причины смерти по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
организация деятельности профильной комиссии по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
проведение оценки эффективности деятельности главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
участие в анализе показателей отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения, предоставляемых субъектами Российской Федерации, по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
подготовка ежегодного аналитического материала о состоянии здоровья населения, об оказании медицинской помощи населению и кадровом обеспечении по соответствующей специальности (медицинскому направлению), включая вопросы обеспеченности необходимым оборудованием, внедрения в практическую деятельность медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации, определения потребности в оснащенности медицинским оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению), иные проблемные вопросы и возможные пути их решения;
участие в телемедицинских консультациях по вопросам тактики ведения сложных пациентов в медицинских организациях субъектов Российской Федерации со временем реагирования до 60 минут;
методическая помощь главным внештатным специалистам субъектов Российской Федерации и федеральных округов, медицинским организациям по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
участие в заседаниях коллегии Министерства по вопросам организации оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению);
ежегодное, до 20 декабря текущего года, предоставление отчетов в Министерство о проделанной работе;
подготовка обзоров по состоянию и развитию медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению).
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года № 95).
вносить предложения по формированию государственного заказа на подготовку специалистов в сфере здравоохранения;
представлять рекомендации по совершенствованию деятельности медицинских организаций и готовить предложения по обращениям граждан, связанным с вопросами профилактики, диагностики и лечения заболеваний, организации деятельности медицинских организаций;
привлекать главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов, специалистов образовательных и научных организаций медицинского профиля, медицинских организаций к решению вопросов с их согласия;
оказывать медицинскую помощь (при наличии у главного внештатного специалиста права на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации) пациентам, в том числе осуществлять выезды для консультаций и оказания медицинской помощи;
оказывать консультативную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья при их обращении;
запрашивать и получать необходимую для работы информацию;
вносить предложения по совершенствованию системы аккредитации специалистов, непрерывного медицинского и фармацевтического образования; совершенствованию системы аттестации специалистов на присвоение квалификационных категорий.
(Абзац дополнительно включен приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года № 95)
медицинских центров), ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций по соответствующей специальности (медицинскому направлению). Главный внештатный специалист определяет по согласованию с Министерством ее состав и план работы на год.
Профильная комиссия принимает участие:
в подготовке предложений по совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;
в подготовке предложений по разработке нормативных правовых и иные актов, в том числе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; клинических рекомендаций (протоколов лечения); критериев оценки качества оказания медицинской помощи; порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих
медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуры медицинских услуг;
в подготовке предложений по совершенствованию медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;
в подготовке предложений по кадровому обеспечению системы здравоохранения по соответствующей специальности (медицинскому направлению), подготовке и повышению квалификации специалистов.
Заседания профильной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Заседание профильной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов профильной комиссии.
Решения профильной комиссии принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии излагается в письменном виде и подписывается членом профильной комиссии.
По итогам заседания профильной комиссии оформляется протокол, который подписывает председатель профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии прилагается к протоколу заседания профильной комиссии.
Протокол заседания профильной комиссии в 3-дневный срок после проведения заседания направляется в департаменты Министерства по профилю рассматриваемых вопросов. (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года № 95).
Количественный состав Президиума определяется профильной комиссией по специальности и должен быть не менее 5 (пяти) членов.
Президиум рассматривает предложения по:
совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;
внесению изменений в нормативные правовые и иные акты, в том числе программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, критерии оценки качества медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению) и стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации; квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуру специальностей специалистов,
имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуру медицинских услуг;
совершенствованию медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;
по кадровому обеспечению системы здравоохранения по соответствующей специальности (медицинскому направлению), подготовке и повышению квалификации специалистов; совершенствованию системы аккредитации специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению), развитию непрерывного медицинского образования.
Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения Президиума принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Президиума. Особое мнение члена Президиума излагается в письменном виде и подписывается членом Президиума.
По итогам заседания Президиума оформляется протокол, который подписывает председатель Президиума. Особое мнение члена Президиума прилагается к протоколу заседания Президиума. Протокол заседания Президиума в 3-дневный срок после проведения
заседания направляется в департаменты Министерства по профилю рассматриваемых вопросов. (Пункт дополнительно включен приказом Минздрава России от 7 марта 2017 года № 95)
Главный внештатный специалист: миссия, должность или красивый титул?
Немного истории, или Назад в СССР
Институт главных медицинских специалистов (ГВС) при органах здравоохранения – советское изобретение. Как и сам Минздрав. Первое в мире министерство здравоохранения (до 1946 года – Народный комиссариат) было создано в 1918 году в Советской России, строившей «систему Семашко» с ее централизованной, иерархичной и единообразной для всей страны структурой. По первоначальному замыслу все медицинские учреждения должны были расположиться под крылом Наркомздрава, а граждане получать помощь строго по территориальному принципу. Однако почти сразу несколько ведомств сумели вырваться из сети новорожденного наркомата и создали собственные медицинские службы.
Среди них – Рабоче-крестьянская Красная армия. Учрежденное еще в царские времена Главное военно-санитарное управление армии, встав под красные флаги с серпом и молотом и одновременно – под начало Наркомздрава, уже в 1920 году перешло в двойное подчинение: Наркомздрава и Наркомвоенмора (после череды переименований – Министерства вооруженных сил СССР). Такое положение продлилось недолго: в 1929 году военно-санитарную службу изъяли из компетенции Наркомздрава, и департамент, отвечающий за военную медицину, стал элементом исключительно военного ведомства. После чего, начиная с 1930-х годов, в системе руководства армейским здравоохранением стали появляться главные медицинские специалисты. Самым знаменитым из них был, пожалуй, главный хирург Красной Армии Николай Бурденко.
Зачем это было сделано? Советское чиновничество межвоенного периода не всегда отличалось профессионализмом и образованностью, и люди в погонах не были исключением. Высококлассные врачи, обладавшие к тому же управленческим опытом и талантом, назначенные главными специалистами, стали чем-то вроде советников с обширными полномочиями, а при решении сложных организационных задач – правой рукой наркомов.
Во время Великой Отечественной войны сложившаяся система военно-медицинской службы показала высокую эффективность. Некоторые ее элементы было решено перенести в гражданское здравоохранение. В 1949 году Минздрав СССР издал Положение о главных внештатных специалистах, но к тому времени несколько врачей уже выполняли эту работу. Как, например, главный онколог Минздрава СССР Александр Савицкий.
Номенклатура медицинских специализаций ГВС в первое время была достаточно короткой, как и именной список, — порядка двух десятков человек, каждый из которых был весомой фигурой и в профессии, и в структуре министерства. Со временем своими ГВС обзавелись минздравы союзных республик, потом здравуправления краев, областей, города Москвы. Сегодня в одном только Минздраве России насчитывается 90 ГВС, свыше 8 тысяч работают во всех субъектах Федерации, около 800 – в федеральных округах и больше тысячи в административных округах столицы.
Онкологию разделили на двоих
С 2018 года на особом положении находятся кардиология и онкология. Каждое из этих медицинских направлений, в силу их значимости в статистике заболеваемости и причин смертности, Минздрав распределил между двумя специалистами по территориальном принципу.
Главный внештатный онколог Иван Стилиди – д.м.н., профессор, академик РАН, директор НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина – отвечает за Северо-Западный, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Андрей Каприн – д.м.н., профессор, академик РАН, гендиректор НМИЦ радиологии – за Центральный, Приволжский и Северо-Кавказский. (Между двумя главными кардиологами округа распределены иначе.) Мы не знаем наверняка, чем руководствовался Минздрав, поделив округа между главными онкологами именно таким образом. Но по количеству субъектов Федерации и по численности населения «наборы» почти совпадают.
Каждый из главных внештатных онкологов возглавляет свой НМИЦ, в их составе есть Центры координации онкологической помощи регионам. Они заключают договоры с правительствами регионов, на основании которых региональные врачи проходят обучение и получают консультации. Таким образом, в распоряжении Каприна и Стилиди (помимо арсенала, которым они располагают, руководя НМИЦ) имеется штат сотрудников, реализующих обязанности главного внештатного специалиста.
Кнуты и пряники ГВС
Экскурс в историю не случаен. Эволюция компетенций ГВС при органе исполнительной власти идет в русле бюрократической логики. Нестандартное решение экстренной задачи, родившееся в условиях административного стресса, со временем становится бюрократической обыденностью: встраивается в существующий механизм и унифицируется под него.
Судя по годовым отчетам, «федеральные» ГВС сосредоточены на разработке нормативных документов (у иных в годовом багаже по 20-30 инициатив) и на подготовке ответов и заключений по запросам министерства. Некоторую долю их времени отнимают комиссии и экспертные советы. Количество консультаций и командировок в регионы разнится от нескольких единиц до трех десятков.
Федеральный Минздрав, в отличие от региональных, не предписывает своим «внештатникам» параметры отчетности, поэтому на выходе он имеет очень разные документы – по форме и объему.
Чем выше «штатная» должность ГВС Минздрава России, тем насыщеннее проблематика, о которой он сообщает министерству. Руководители Национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) – операторы своего «рынка», они напрямую, в силу должности формулируют «стратегию развития соответствующего медицинского направления и тактические решения по ее реализации» – это первая задача главного внештатного специалиста, поставленная приказом № 444. Очевидно, ГВС – заведующие кафедрами и деканы – скорее наблюдатели, чем деятели.
Большинство же ГВС, особенно областного уровня, в свободное от основной работы время делают примерно то же, что и сотрудники «их» минздравов: выбивают отчеты от нижестоящих, пишут собственные, собирают статистику, прорабатывают нормативные документы ведомства. Например, на сайте главного внештатного стоматолога одной из областей напоминания низовым медучреждениям о необходимости сдачи отчетов составляет процентов восемьдесят от всех публикаций, посвященных работе этого «внештатника».
Например, приказом Минздрава Рязанской области главным врачам медицинских организаций, в которых трудятся главные внештатные специалисты, предписано установить последним надбавку к должностному окладу в размере 30 % и освобождать их от основной работы на один день в месяц. В Республике Коми ГВС поощряют надбавкой за интенсивность и высокие результаты работы: до 200 % от организации, в которой трудится специалист, плюс дополнительно от Минздрава Коми. В случае некачественного исполнения обязанностей главного внештатного специалиста такой врач лишается этих денег.
Весьма изобретательно подошли к вопросу о стимулировании «своих» ГВС в Астраханской области. Внештатным специалистам, не являющимся руководителями медицинских организаций, назначен повышающий коэффициент к должностному окладу 0,15. Областной Минздрав не отвечает за зарплатные ведомости – это компетенция руководителя организации, поэтому соответствующая строка распоряжения адресована им. Но как стимулировать ГВС, если он, скажем, главврач больницы? Для них свой метод: «Установить, что исполнение функций главных внештатных специалистов, занимающих должности руководителей медицинских организаций, подведомственных министерству, учитывается при оценке показателей эффективности деятельности медицинских организаций, подведомственных министерству, и показателей эффективности работы их руководителей».
Примечательно, что из 91 ГВС Астраханского Минздрава начальников (главврачей больниц и директоров федеральных медицинских центров) только девять человек – это нетипичная ситуация.
Выполняя предписание регионального Минздрава о денежном вознаграждении ГВС, руководитель медицинского учреждения, в котором работает специалист (особенно если он – одно лицо, как в описанном ниже случае), должен тщательно продумать, из какого именно бюджетного кармана можно извлечь средства. В Республике Саха (Якутия) 27 января 2021 года постановлением № 16-316/2021-(16-3967/2020) Девятого кассационного суда общей юрисдикции была привлечена к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств главврач Республиканского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины. Она же – главный внештатный специалист соответствующего профиля Минздрава республики. Десятипроцентная надбавка к окладу начислялась из средств государственной субсидии, не предназначенной для таких целей. Незаконно полученные 20 тысяч рублей пришлось вернуть в виде штрафа.
Ответственность только перед «своим» министром
Ответственность за свою деятельность ГВС несет только перед руководителем ведомства, чьим приказом он назначен. Хотя в январе 2021 года между Минздравом России и Национальной медицинской палатой было заключено новое соглашение, в соответствии с которым медицинское сообщество может оказывать влияние на выбор кандидатур, последнее слово все равно остается за министерством. В случае недобросовестного исполнения специалистом обязанностей, Минздрав может отказаться от сотрудничества с ГВС. Или наказать его рублем, как в Коми или в Рязанской области.
ГВС обладают рядом признаков должностного лица, например, в тех субъектах Российской Федерации, где они работают на возмездной основе и при этом в число их функций входят организационно-распределительные. В такой ситуации чисто теоретически их решения могут повлечь уголовную и административную ответственность. Однако, это всего лишь вероятность, судебной практики нет. Даже когда ГВС вносит предложения, влекущие серьезные последствия, – например, по разработке стандарта оказания медицинской помощи или порядка назначения лекарственных препаратов – он не несет ответственности как автор: все претензии к минздраву, выпустившему нормативный документ, и к руководителю, поставившему подпись.
В списке обязанностей ГВС, как и в вопросе оплаты, – такой же парад суверенитетов. Существенная часть задач и функций ГВС разных уровней и регионов схожа: внештатные специалисты работают на цели, поставленные перед государственным здравоохранением. Они оценивают состояние службы и динамику здоровья населения по своему профилю, анализируют кадровую ситуацию, содействуют продвижению новых технологий, методов лечения и диагностики, рецензируют и инициируют нормативные документы и так далее. Но немало и различий. В одних регионах минздравы требуют от ГВС вести личный прием граждан, в других нет. Где-то им напрямую предписывают разбирать жалобы, поступившие в министерство от больных, а где-то такого нет и в помине.
Довольно экзотично выглядит один из пунктов положения о ГВС Республики Коми: «Представлять интересы Министерства здравоохранения Республики Коми во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления, административных, судебных и правоохранительных органах, в том числе в органах дознания, предварительного следствия, прокуратуре, подразделениях судебных приставов, во всех судах судебной системы Российской Федерации».
Очень выразителен приказ Минздрава Республики Башкортостан. Положение о главном внештатном специалисте в большинстве регионов – контурный документ, но в Башкирии – инструкция. Например, такой пассаж: «1.8. Для организации практической лечебно-диагностической и консультативной помощи пациентам по направлению Минздрава Республики Башкортостан главный внештатный специалист представляет по единому защищенному домену Минздрава Республики Башкортостан @doctorrb.ru (по персональному электронному адресу, выданному ГКУЗ РБ МИАЦ) в срок до 15 января текущего года график проведения консультативного приема пациентов с указанием дней недели, базы проведения консультативного приема, контактных телефонов (сотовый, рабочий), для обеспечения возможности предварительной записи на консультативный прием. В случае появления изменений в графике проведения консультативного приема, немедленно извещает соответствующий отдел Минздрава Республики Башкортостан, курирующий данную службу».
Тем же приказом утвержден примерный план работы, форма отчета, критерии оценки эффективности ГВС в баллах от минус двух до плюс четырех. Пожалуй, в этой части Башкирии нет равных.
Дублеры минздравов: миссия невыполнима?
Большинство функций ГВС Минздрава России, изложенных в основополагающем для них приказе № 444, по сути дублируют обязанности самого Минздрава: анализировать информацию о состоянии отрасли, разрабатывать нормативные акты, паспорта специальностей, профстандарты и т. д. И только четыре функции из 21 касаются субъектов Российской Федерации.
ГВС Минздрава России предписано «проведение оценки эффективности деятельности главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов по соответствующей специальности». Но ни «центральный», ни местные приказы не вменяют «регионалам» в обязанность держать ответ перед Москвой.
И как же главным специалистам Минздрава России выполнить приказ министра – провести оценку эффективности деятельности ГВС субъектов Федерации, если «регионалы» подчиняются, напомним, только «своим» министрам? Вот ответ на этот вопрос в приказе № 444: «федерал» имеет право «привлекать главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов… к решению вопросов» – но с их согласия, а также запрашивать и получать необходимую для работы информацию.
Судя по отчетам «федералов», опубликованным на сайте Минздрава, они все же получают отчеты от коллег из субъектов Федерации – возможно, копии тех, которые первым делом отсылаются местным минздравам.
Отчетность – ключевой индикатор эффективности чего бы то ни было в бюрократической парадигме. Приложением к приказу о ГВС в ряде регионов установлена форма отчета – порой очень детализированная. То есть налицо же подход, что и к оценке деятельности штатных госслужащих.
Одну из ближайших публикаций мы посвятим подробному изучению этого бюрократического жанра: отчетности ГВС. Попробуем отыскать рациональное зерно в канцелярском ритуале, который тысячи ГВС исправно исполняют каждый год.
Иерархия с трещиной: каждый сам по себе
Тенденция к обюрокрачиванию ГВС неизбежна в силу начавшейся в 1990-е годы децентрализации системы здравоохранения и бюджета. Однако экстраполяция административной вертикали «федеральный центр – федеральный округ – субъект Федерации» на институт ГВС будет в целом ошибочной, поскольку он «заточен» на свой Минздрав.
Прямая связь существует только между первым и вторым звеном цепочки: кандидатуру «окружного» специалиста представляет Минздраву «федеральный» ГВС соответствующего профиля, он же является непосредственным руководителем своей креатуры и принимает его отчеты (в соответствии с приказом Минздрава России № 655). Что логично: оба института учреждены одним ведомством – федеральным Минздравом.
19 апреля Минздрав России обновил приказ о ГВС в федеральных округах в части, касающейся функций этих специалистов. Теперь помимо того, что они могут участвовать в разработке порядка и стандартов оказания медицинской помощи, «окружные» ГВС получают право готовить предложения к программе госгарантий бесплатной медпомощи. Кроме того, ГВС в федеральных округах отныне будет составлять методические рекомендации для региональных минздравов. Но станут ли слушать этих докторов республиканские или областные чиновники, коль скоро они не связаны между собой никакими формальными обязательствами?
Сам федеральный Минздрав уже не приказывает, а всего лишь рекомендует в обновленном приказе министерствам субъектов Федерации «обеспечить координацию работы главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации с главными внештатными специалистами в федеральных округах». Встречное движение «снизу вверх» – большая редкость. Нам удалось увидеть его в приказе о главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. В перечне функций ГВС есть строка: «…осуществление взаимодействия с внештатными специалистами Приволжского федерального округа и Министерства здравоохранения Российской Федерации».
Нельзя сказать, что ГВС регионов совсем оторваны от центра. ГВС из Москвы и федеральных округов время от времени наносят визиты в регионы – в перечне функций ГВС это называется «методической помощью». Все региональные ГВС входят в состав профильных комиссий по соответствующим медицинским направлениям. Комиссию формирует и возглавляет ГВС Минздрава России. Правда, заседания проводятся всего лишь два раза в год, а для кворума достаточно присутствия половины членов комиссии. Безусловно, врачу из Хабаровского края должно быть приятно хотя бы раз в году за казенный счет слетать в Москву. Но ради чего? Что происходит на заседаниях комиссий – читайте в следующей публикации.
Случается, «региональные» ГВС саботируют кадровые решения вышестоящих инстанций. Несколько лет назад произошел инцидент на почве назначения ГВС Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе по клинической лабораторной диагностике. Насколько можно судить по официальной переписке, «федеральный» ГВС представил тогдашнему министру здравоохранения Веронике Скворцовой одну кандидатуру, но в приказ попала другая, пришедшая откуда-то из регионов. В связи с этим министерству пришлось рассылать в региональные подразделения циркуляр с напоминанием о том, что не следует предлагать «окружных» ГВС в обход «федеральных».
Таким образом, видно, что институт ГВС четко не структурирован, их обязанности различаются от региона к региону, как и права и оплата за труд. И благая идея – «приставить» к чиновникам, которые по закону могут и не иметь медицинского образования, высокопрофессионального врача-советника, понимающего и отстаивающего интересы профессионального сообщества и пациентов, помогающего вывести российское здравоохранение на современный уровень, реализуется в зависимости от авторитета самого ГВС и его понимания своей ответственности.
В дальнейших публикациях мы постараемся ответить на вопрос, возможно, главный в этой теме: решает ли институт ГВС основную поставленную перед ним задачу или же под прикрытием бюрократических атрибутов ГВС устраняют собственные проблемы и упрощают жизнь своих патронов из Минздрава?