Что означает дип хаус в музыке
Значение слова «дип-хаус»
дѝп-ха́ус
1. муз. разновидность хаус-музыки, для которой характерно глубокое звучание и соло на клавишных инструментах
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова киноварь (существительное):
Синонимы к слову «дип-хаус»
Предложения со словом «дип-хаус»
Понятия со словом «дип-хаус»
Отправить комментарий
Предложения со словом «дип-хаус»
Лучший дип-хаус сотрясал землю.
Синонимы к слову «дип-хаус»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Дипхаус. Превращаем однообразный плейлист в динамичный и приятный
Нас попросили сделать современный, активный и модный плейлист. Под эту задачу подходит дипхаус, однако для кого-то этот стиль — «монотонная долбёжка».
«Музлаб» объясняет, так ли это и как разнообразить плейлист, который кажется нудным.
Хаус — большой электронный танцевальный жанр, в нём много стилей: диско, электро, прогрессив, эйсид. Это дом для дрима, минимала, электро, тропикал, диско, транс, техно и дипхауса — и это не все стили.
У классического хауса четкий повторяющийся ритм, его можно посчитать на раз-два-три-четыре — раз-два-три-четыре. Хаус звучит динамичнее своих родственных стилей, в том числе активного электро-хауса. Темп — средний, средний-быстрый, от 118 до 130 BPM.
Фишка хауса — звуковые вставки, они же сэмплы, которые совпадают с ритмом и время от времени повторяются в композиции. Вместе с этим структура хауса — жёсткая и чёткая.
Если музыканты меняют прочную структуру жанра, то в его рамках появляется новый стиль. Например, дипхаус.
80-е, когда появился хаус, было временем для музыкальных экспериментов. Тогда же чикагский хаус поддался моде и зазвучал мягко, так он трансформировался в новый стиль — дипхаус. Это случилось, потому что музыканты и диджеи хотели обновить танцевальную музыку и выделиться среди других, поэтому они экспериментировали с новыми звуками, создавали сложные ремиксы и добавляли в треки глубокие басы.
В дипхаусе есть что-то от фанка, синтипопа, диско, джаза, эмбиента и даже соул-музыки. Он звучит глубже и атмосфернее, чем хаус, его звук лёгкий и пульсирующий. При этом в дипхаусе используют минимум музыкальных элементов и обычно в композициях звучат вокальные пропевки, которые обрабатывают войсоверами, чтобы стилизовать голос под электронное звучание.
У современного дипа сложная электронная мелодика, он звучит лёгко и спокойно. Этим стиль напоминает эмбиент и соул. Мелодия в дипхаусе монотонна, в ней нет развития. Поскольку нет кульминации, создается ощущение, что композиция звучит протяжно и расслабленно. Инструменты, — например, электроорган, — и вокал встроены в мелодию плавно и элегантно.
От других стилей в рамках хауса дип отличается объёмным звуком, глубокими басами, чётким ритмом. В нём звучат вокальные рефрены и живые инструменты — в аранжировке. Благодаря чёткому ритму под дипчик можно танцевать.
Обычно дип звучит в диапазоне — от 120 до 125 BPM, иногда немного опускается или поднимается.
Deep House
В тематической литературе, посвященной дип хаусу, часто встречается утверждение, что эта музыка людей, а не машин. так оно и есть. Особенно на заре становления дип хауса. Во второй половине восьмидесятых сама еще вовсю пестрила обнаженной синтетической перкуссией и многоповторными вокальными фрагментами — творцы нового пласта электронной музыки никак не могли насытиться прекрасными возможностями, которыми их щедро одаривал семплер. Не сказать, правда, что ситуация была музыкально однобокой, но хаусу явно не хватало чувственности в самовыражении.
В 1988 году на лейбле Jack Trax целой пластинкой выходит переиздание трека Can you feel it. Его инструментальный оригинал, который считается первым дип хаус треком, увидел свет двумя годами раньше — в составе Washing machine; но именно доработанная вокальная версия с великим семплом Чака Робертса, предстающим перед слушателем в образе церковного проповедника, произвела тогда настоящий фурор (и довольно свежо звучит сегодня). С чего начинался дип хаус:
Mr. Fingers — Can you feel it? 1986
Fingers Inc.
Can you feel it
1988
«Я помню, как это было, — стесняясь с улыбкой рассказывает Ларри о создании Can you feel it, — Зима 1985 года, а я тогда снимал апартаменты, в которых были огромные окна с видом на Чикаго. И в тот день пошел снег. Все мои друзья, что шли в ночь, помнят: как хорошо падающие снежинки визуально сливались с играемой музыкой. Как раз тогда один мой друг предложил название этому треку».
Братья Бьюрелл. Реджинальд в шляпе
N.Y. House’n Authority — APT 3B 1989
Metro — Brownstone express 1990
Underground Solution — Luv dancin’ 1990
Can you feel it образца ‘88 года, возможно, и был прорывом (ее классикой он стал точно), но до формирования полноценного дип хаус течения оставалось еще несколько лет. В восемьдесят восьмом году внятной классификации еще не существует. Говорят разве что об эйсид хаусе, как о легко отличимой разновидности жанра, и о балеарских вечеринках Пола Окенфолда в Лондоне. Хаус в это сумасшедшее и интересное время энергично принимает экспериментальные вызовы и смешивается со стилистическими задумками музыкантов: диско, латиноамериканской музыкой, фанком, мелодичными фортепианными проигрышами и много чем еще — совсем скоро будет доступна ясная жанровая картина происходящего. А пока в музыкальной прессе и тусовочных кругах говорят и пишут о дип хаусе — так называли, все, что не относилось к эйсид хаусу и имело под собой эмоциональную мелодичную основу. (Для удобства читателя термин поддельного «дип хауса», в отличие от истинного, который представлен в этой статье с музыкальными примерами, — будет заключен в кавычки.)
Jamie Principle
Your love
1984
Deep, как эпитет, имеет довольно много значений, которые подходят характеристикой новому поджанру; пусть и не совсем ясному в своих очертаниях. Deep — это не только нечто глубокое, но и серьезное, погруженное в себя, таинственное, труднопостигаемое, с намеком на интеллектуальное содержание и, наконец, глубоко чувственное. То есть музыка, насыщенная эмоциями, вроде Your love Джейми Принсипла — чем не дип?
Jorio feat. Jay Rodrigues — Romance (Sax mix) 1991
Kerri Chandler — Track 1 1993
Таким образом, это сладкозвучные позитивные композиции, где главную роль играет вокалист, а в передаче своих чувств публике ему помогает нетривиальный музыкальный фон. «Дип хаус» сделали очевидным противовесом бездушно булькающему эйсид хаусу, который заполонил собой пространство молодых умов и музыкальных прилавков. И имя антиподу дали соответствующее — deep — от него так и веет плавностью хода, ровной поверхностью. Это не колючий, не разъедающий acid.
То, что раньше называли «дип хаусом»
То, что раньше называли «дип хаусом»
Музыкальный критик и обозреватель Саймон Рейнольдс утверждает, что «дип хаус» (а точнее, что под ним подразумевали) был формой самовыражения молодых чернокожих музыкантов по вопросам секса, а также половой и расовой дискриминации. К протестному «дип хаусу» Рейнольдс причисляет трек Джейми Принсипла Baby wants to ride — за тайно-эротическое исступление; Distant planet Ларри Херда в составе объединения Fingers Inc. — за строки с сегрегационным подтекстом; Promised land Джо Смута — за грезы о свободе черного населения. Все эти композиции вышли в течение года, поддерживая свою тенденцию. Ее апогеем и станет Can you feel it ‘88 года с декламированием о несуществующих расовых, религиозных и национальных границах
Сам Ларри Херд говорит, что вариация с проповедником появилась случайно и пеняет на эфирных хулиганов которые поверх некоторых треков накладывали, например, речи борцов за права чернокожих: Мартина Лютера Кинга младшего, Малкольма Икса и Анджелы Дэвис. (В составе сингла Can you feel it, кстати, есть версия со знаменитой речью Кингла младшего I have a dream.) В общем, весьма актуальная тема расизма в США во все годы существования государства, вышла на новый уровень; и музыканты, получив трибуну в виде собственной разработки, принялись говорить о важном.
Deep Contest — Sunday morning 1993
Nuages — Move 1994
Однако творцы жили не только протестами. Рейнольдс пишет о наследовании музыкальных традиций — ранний «дип хаус» сочетал в себе добротную стилистику и филадельфийский соул (из которого благополучно развилось диско); а завершали весь этот процесс сведением с властным женским вокалом. Его слова подтверждает компиляция, изданная лейблом в 1988 году, — The original house sound of Chicago: Deep house, vol. 1. Скорее всего, это и есть самый первый релиз, озаглавленный именем нового поджанра
С точки зрения сегодняшнего положения вещей, содержание этого сборника и вышеуказанных примеров (Baby wants to ride, Someday, Distant planet и пр.) — это, конечно же, никакой не дип хаус. Вскоре это поняли и в Чикаго, когда в последние годы восьмидесятых начали приходить пластинки с примерно такой же музыкой, но под другим именем — гараж хаус. Или просто garage. В клубе Paradise Garage, где большое внимание удаляли как раз соулу, диско и госпелу, и получился симбиоз чувственной черной музыки с равномерным черным ритмом. Сам клуб за десятилетие своего существование стал настоящим культурным феноменом, воспитавшим не одно поколение посетителей на душевных песнях.
Натиск столицы мира оказался сильней родины хаус-музыки. Началась смысловая смена определений. (Во многих статьях того времени, когда шел раздел, дип и гараж хаус упоминались через слеш — deep/garage house.) Некогда неопределенный в рамках вокальный (его еще называют соулфульным — soulful — задушевный, проникновенный) хаус обрел имя, лейблы и поддержку коллег по цеху. Некогда существовавший в андерграунде настоящий дип хаус (который, получается, жил в поддельном) достался музыкантам, что изначально продвигали его инструментальное звучание; он становится самостоятельным поджанром, с характерными особенностями, по которым узнается и сегодня.
Трейси Торн — уникальный голос Everything but the Girl
Стилистически дип хаус инструментален. Вокал используется, но очень редко — зачастую в ход идут фрагменты а капелл, взятых с других пластинок, или готовые (и многим известные) голосовые семплы. в дип хаусе музыка важнее, чем соулфульные напевы (когда как в родственном ему гараж хаусе все наоборот). Долгое время, кстати, работала схема: все, что со словами — автоматически зачислялось в гараж хаус. Потому как чистых дип хаус треков, выполненных по канонам стиля (с присущей ему сладкой меланхоличностью, сдержанностью и умением записать и свести вокал так, чтобы он не перекрывал музыкальное сопровождение, а был, скорее, его дополнением), не так уж много. Одно из приятных исключений — девятиминутный ремикс Кевина Йоста на Five fathoms. Притом, что оригинал композиции ничуть не уступает в глубине ее обработке.
Оригинальная альбомная версия Five fathoms
EBTG — Five fathoms (Kevin Yost enlightment remix) 1999
Blue Six — Sweet love 1999
Rurals — Breathe 2001
Дип хаусу свойственна мягкость звучания: равномерный бит холодного умеренно приправляют дополнительной перкуссией; углы ударных закруглены — ритм плавный (часто встречаются формулировки, вроде human touch — прикосновение человека, словно доказывая звукорядом, что эта музыка и вправду создана для людей; она не синтетична, а сентиментальна; обладает плотностью и даже материальна). Басовая партия скрывается за ударными, однако ее присутствие вполне ощутимо. На переднем плане — теплые клавишные переливы: иногда расплывчатые, а иногда (от трека к треку) отрывисто звучащие. В дип хаусе, в качестве клавишных, часто используют аналоги стареньких, но очаровательных разновидностей электромеханических пианино Фендер Родс и Вурлитцер, а также массивного электрооргана Хаммонда. Для усиления присутствия джазовой атмосферы добавляют эффект мгновенного перетекания звука из одного канала в другой (часто не очень заметный).
Отрывисто звучащие клавишные в дип хаусе
Хотя сам дип хаус в отношении эффектов аскетичен. Музыкальные специалисты говорят о довольствовании малым — стремлении небольшим набором выразительных средств создать композицию, в которой бы все элементы гармонично бы сливались в одном потоке, создавая плавный грув (или, если выражаться проще — нужный кач). Что не возбраняется — использовать эффекты эха и реверберации. Мастерское их применение придает треку глубокое пространственное звучание. Особенно это касается главного двигательного мотива, который словно закрыт густой туманной дымкой. Часто эмуляторы электромеханических пианино и электроорганов отходят на второй план, отдавая первенство сладким партиям флейты, саксофона или иным духовым инструментам, присущих джазовому оркестру.
Само же ощущение глубины во многих композициях сравнимо с каплями акварели, растворяющихся в воде. Звуки в дип хаус треках кажутся не кристально чистыми, а немного замутненными; и они не стремятся вверх, а уходят вниз, вглубь. Спектральный анализатор наоборот.
Echomen — Thru 2 you (CJ One vocal remix) 2001
Jean Frank Cochois
Papillon — Strong blend (Floppy Sounds fully roasted remix) 2001
Wamdue Kids — That’s the feeling 1996
Bliss: Marc-George Andersen, Steffen Aaskoven
Bliss — Moon of Langa 2005
На сегодня дип хаус успешно коммерциализировался и больше не является баловством двух десятков средних по величине музиздательств. Как было сказано выше, слово deep многообъемно и каждый лейбл определяет для себя сам: что же для него значит этот термин и что под этим определением выпускать. Зачастую, получаются релизы похожие на одноименную компиляцию давности. В них меланхоличные вокальные композиции с рассказом о сокровенном. Однако если постараться, то можно найти и прелестный дип хаус старой школы.
Аранжировка и сведение Deep-музыки
Получение глубины. В этом видео уроке мы изучим приемы сведения и способы аранжировки deep-house / deep-techno музыки. Описание того, какой должна быть часовая deep-музыка и её атмосфера, пространство. Эквализация, семплинг, использование цифровых и аналоговых методов. Синтезатор Moog.
Это жанр объединил не одно поколение продюсеров. Он появился на стыке индастриала и хауса, и пережил много изменений, от звучания пионеров до современного минимала.
Monolake с космической глубиной, Plastikman с минимализмом или Jeff Mills с классическим звучанием первых лет, объединены ритмикой и отсутствием «музыкальности» классического хауса.
Поначалу техно называли Detroit house, что говорит о прямой связи с хаусом. Но оно не довольствовалось звучанием классического хауса 80-х, которое исходило из диско. Возможно, это повлияло на «радикализацию» звучания первых лет — послушайте Scan 7 или UR чтобы понять о чем идет речь.
Несмотря на разнообразие, техно отличается синтезированным звуком. Редко встретишь примеры работ с живой игрой на акустических инструментах. Хотя в Детройте использовали саксофон и другие инструменты, жанр зародился как футуристическая музыка в условиях доступности синтезаторов и драм-машин. Roland TR-909 — драм-машина, ставшая легендой благодаря техно.
На сегодняшний день ретроспектива и дань традициям в техно-музыке уживается с эклектикой и минимализмом. При этом каждый из поджанров отдает предпочтение традиции или новаторству. Но даже сегодня вы не встретите обилия живых инструментов, исключение составляют разве что вставки вокала и семплы живой игры, не выходящие за рамки “механичности”, образуемой лупом.
Вокал появился в жанре относительно недавно. Можно даже назвать это отличительной чертой современного звучания техно. Тут работа с вокалом нетривиальна, и требует не столько технических, сколько стилистических навыков, а также чувства вкуса. Он не играет центральную роль, как в традиционных жанрах. Здесь он скорей равноправный участник, эффект или один из лидов, не обязательно ведущий. Кроме того, в жанре сложилось преобладание электронного звучания, поэтому вокал требует искусности в обращении.
Дип-хаус
конец 1990-х
середина 2010-х (возрождение)
Дип-хаус (англ. deep house — «глубокая хаус-музыка») — жанровая вариация хаус-музыки, характеризующаяся лёгким, но в то же время углублённым атмосферным звучанием при минимальном наборе инструментации, а также частым наложением эффекта «влажной» [неизвестный термин] реверберации и наличием лёгких эмбиент-переливов.
Содержание
Описание
Включает в себя элементы джаза и эмбиента. Отличается более атмосферным и плотным звучанием. Некоторое время в Чикаго ошибочно дип-хаусом называли хаус с соул или госпел вокалом. Позже стало ясно, что хаус с вокалом уже изобретён в Нью Йорке, и он называется гараж. Изначально был переполнен мелодиями, построенными на старых аккордных прогрессиях, сыгранных призрачным звуком электрооргана. Яркими представителями того времени были Eric Kupper (в том числе K-Scope), Kevin Yost, Larry Heard. Очень большое влияние на распространение стиля оказали лейблы [www.33rpm.com/ Guidance Recordings], Dessous, Plastic City. Дип-хаус более живой в плане звучания, в отличие, например, от электро-хауса. Композиции имеют темп от 120 до 125 ударов в минуту, также заметно добавление соло клавишных инструментов, например, электрооргана или фортепиано.
Современный дип-хаус извествен сложными мелодиями, использованием несвязанных хроматических аккордов, их особенно отчётливо можно заметить у [soundcloud.com/cashforsex Cash For Sex] подчёркивающих многие последовательности, примешивание таких стилей как эмбиент и соул, а также довольно частым добавлением вокала. В ранних композициях (1988–1989), влияние джазовой музыки было наиболее заметно, так как чаще прослеживалось использование комплексных аккордов, чем простых трезвучий (7ths, 9ths, 13ths, приостановок, перестроек), которые продлевались или повторялись для многих тактов и давали композициям слегка негармоничное звучание. Использование вокала стало более обыденным в дип-хаусе, чем в многих других поджанрах хаус музыки. Акустические качества включают чувственный вокал (если вокал включали в трек), медленные и концентрированные негармоничные мелодии и плавную утончённую и элегантную подачу. Использование женского вокала является более распространённым для треков в этом жанре, чем мужского или роботизированного. Дип-хаус музыка редко достигает кульминации, однако звучит протяжно, как комфортная музыка с расслабляющим звуком.
Мероприятия
Дип-хаус — жанр, который не получил настолько широкого распространения, насколько обычный house, поэтому на мероприятиях его чаще всего включают в чиллаут сеты.
Поджанры
Soulful house
Практически первый поджанр дип-хауса, возникший ещё в конце 1990-х годов. Выражается насыщенным госпельным вокалом, отдающим к соул-музыке, мелодичной басовой линией (как в фанке) и глухими барабанами. Среди исполнителей можно отметить Blaze, Timmy Regisford, DJ Spinna, Simztek & Dubz, Malvalos. Со второй половины 2000-х активно популяризуется Spinnin' Records.
Tribal house
Долгое время культовый поджанр, трайбл-хаус (что можно перевести как «племенной дом») развил молниеносную популярность к концу 2000-х годов засчёт возрождения в хип-хопе и дэнсхолле африканских племенных направлений (roots music). Для стиля характерно присутствие элементов африканской народной музыки, звуков тамтамов, бонго, иногда тамбуринов, «элементов ощущения пронзительной жары» (то есть реверберации для просторного помещения), пружинящих ударных и пинг-понг задержки. Минимальность дип-хауса сохраняется в басах и также передаётся 2-3 секундными паузами в музыке, когда звучит песенный вокал.
Tropical (trop) house
Своебразный поджанр, скрещивающий в себе глухие низкочастоты дипа с «живой» (акустической) инструментальной накладкой, позаимствованной у балеарик-бита. Также присутствуют тёплые синтезированные звуки, гармоничные эффекты с вибрацией (LFO) и достаточно лёгкие ударные, в некоторых случаях почти отходящие на второй план. Стиль ознаменован новым поколением диджеев, многие из которых родились уже в 1990-е. Считается, что своим появлением троп-хаус обязан синглу «Sonnentanz», выпущенному в 2012 году дуэтом Klangkarussell, который в скором времени сильно повлиял на дип-сцену. В 2014 году диджей Robin Schulz выпустил целый альбом под названием «Prayer», в котором проэкспериментировал с новым звучанием в данном поджанре. Этот поджанр иначе называют vibes («атмосфера», жарг. «карма»; сокр. от vibration — «вибрация»). Средний темп троп-хауса — 115 BPM (т.е. чуть быстрее мумбатона, но медленнее чем другие поджанры дипа).
Future house
Изначально шуточный поджанр, появившийся в конце 2013 года в результате ретроградного увлечения французским продюсером Tchami бэктреками раннего тек-хауса и техно второй половины 1990-х. Как результат, стиль подчёркнут всё теми же глухими басами и минимальной инструментовкой, но в равной степени включает в себя и современное электронное звучание компьютерных синтезаторов, чаще всего DX-10 и Massive. Название намекает, что в 1990-х именно с таким звучанием многие диджеи представляли себе «музыку будущего». Значительный вклад в развитие современного звучания «future house» также внёс голландский диджей Оливер Хелденс. К 2016 году future впитал в себя многочисленные характеристики электро-хауса и выделился в собственный стиль, имеющий мало общего с оригинальным дип-хаусом.
Напишите отзыв о статье "Дип-хаус"
Ссылки
Отрывок, характеризующий Дип-хаус
– Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан.
– Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме.
– Ваше превосходительство, вы сами разрешили ему походом.
– Разрешил? Разрешил? Вот вы всегда так, молодые люди, – сказал полковой командир, остывая несколько. – Разрешил? Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Полковой командир помолчал. – Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Что? – сказал он, снова раздражаясь. – Извольте одеть людей прилично…
И полковой командир, оглядываясь на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому понравилось, и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3 й роте.
– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.
– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.
– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…
– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.
– Едет! – закричал в это время махальный.
Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.
– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го го го го ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви.
Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек 20 свиты. Господа свиты разговаривали между собой и иногда смеялись. Ближе всех за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. Рядом с ним шел его товарищ Несвицкий, высокий штаб офицер, чрезвычайно толстый, с добрым, и улыбающимся красивым лицом и влажными глазами; Несвицкий едва удерживался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь в точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер. Несвицкий смеялся и толкал других, чтобы они смотрели на забавника.
Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поровнявшись с 3 й ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него.
– А, Тимохин! – сказал главнокомандующий, узнавая капитана с красным носом, пострадавшего за синюю шинель.
Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался Тимохин, в то время как полковой командир делал ему замечание. Но в эту минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся. По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.