Что означает делимитация и демаркация
О новой части 2. 1 статьи 67 Конституции РФ
О поправках в Конституцию РФ. О новой части 21 статьи 67.
Действующая часть 2 Статьи 67 Конституции РФ:
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Проектом закона РФ о поправке в Конституции РФ предлагается:
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
«2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.»;
В действующей Конституции РФ нет слов, понятий, норм и положений, использующих понятие «федеральные территории». Это новый термин, понятие и новые слова – «федеральные территории». В случае принятия данного закона и этой новой поправки придётся законодательно определять, формулировать, узаконивать, разъяснять и толковать это новое понятие, и это придётся делать вне Конституции РФ, за пределами конституционных норм.
Первое предложение части 2.1 не имеет никакого правового смысла, кроме информационного сообщения и констатации даже не факта, а некоего обобщения. Толку от этого положения Конституции никакого. То, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности – это аксиома, то есть истина, не требующая доказательства.
Как Конституция РФ или Российская Федерация будут «не допускать» указанные действия и «призывы»? Препятствовать? Становиться на пути? Затыкать рот призывающим?
Почему только действия, направленные на отчуждение, то есть «утрату, утрату собственности»? Почему только «призывы», то есть обращения с предложениями или с просьбами? Почему не «любые действия по отчуждению»?
Кроме этого, предложенная формулировка части 2.1 имеет существенное исключение из данной императивной нормы Конституции РФ – «за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами». Никто и ничто не может быть выше Конституции в правовых нормах, поэтому, по определению, не может быть никаких исключений из Конституции, чтобы кто-то или что-то был вместо Конституции, выше Конституции. Эти кто-то или что-то могут только в соответствии с Конституцией уточнять и регулировать правовые отношения или действия.
Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.
Демаркация границы (лат. demarcatio — разграничение) — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.
Редемаркация – проверка установленной ранее государственной границы с восстановлением или заменой пограничных знаков на местности.
Разве могут эти указанные действия («делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами») быть исключением из норм Конституции РФ?
Кстати, вы обратили внимание на то, что действующей Конституцией РФ установлены суверенные права и юрисдикция на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права? Однако о правовом статусе государственной границы РФ в данной статье ни слова (только упоминание в части 3 о том, что «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия».
На основании изложенного, предлагается другая формулировка новой части 21 статьи 67 Конституции РФ
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
«2.1. Территория и государственная граница Российской Федерации обеспечиваются всеми средствами и силами государства для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, неприкосновенности её границ. Любые действия направленные на насильственное или незаконное отчуждение какой-либо части или всей территории Российской Федерации решительно пресекаются в порядке, установленном федеральным законом. Делимитация, демаркация и редемаркация государственной границы Российской Федерации с присоединившимися к России государствами, самопровозглашёнными государственными образованиями и сопредельными государствами осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и соответствующими международными (межгосударственными) договорами».
С уважением и надеждой на разумное и ответственное отношение к данному предложению, Александр Сергеевич Суворов.
Калуга, 07.03.2020 10:38
Делимитация и демаркация государственных границ
Государственные границы. Принцип нерушимости границ
Государственная граница – это обозначенная на картах и закрепленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) соответствующего государства, то есть пространственный предел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).
Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.
Делимитация границы– договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Демаркация границы– обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или проведения дополнительных переговоров между соседними государствами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.
На сухопутной границеоборудуется пограничная полоса(шириной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содержится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсутствует, что характерно в отношениях между дружественными сопредельными государствами.
Водные границыподразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на реках устанавливаются по договору между прибрежными государствами: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных – по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и других природных явлений, в таких договорах, как правило, определяется, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.
На прохождение линии границы по реке и в особенности на режим пользования пограничной рекой вследствие изменения уровня воды непосредственное влияние оказывают такие действия и деятельность, как сооружение, переоборудование или снос плотин, дамб, мостов и подобных сооружений. Считается неправомерным осуществление таких мер каким-либо из приречных государств в одностороннем порядке. Если же таких государств не два, а более, то подобные меры не может осуществлять и группа приречных государств без согласования своих действий со всеми другими приречными государствами. В договорах, касающихся режима пограничных рек, и в нормах, определяющих конкретный режим государственной речной границы, обычно содержатся специальные предписания по данному вопросу.
На приграничных озерах и иных подобных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.
Специфичен режим озер-морей, к берегам которых выходят несколько государств. Уникальным на сегодня в этом отношении является Каспийское море, по берегам которого расположены Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан.
Морские границыгосударства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если только между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.
Боковые (или вертикальные) воздушные границыгосударства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм национального законодательства по данному вопросу. Территориальное разграничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.
Если границы проводятся по специфическим характеристикам рельефа местности (долинам, герам, рекам и т.п.), они называются орографическими.Границы, устанавливаемые по прямой линии между двумя избранными в этих целях точками, именуются геометрическими.Границы, проходящие по меридианам или параллелям, носят название астрономических.
Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусторонних договорах устанавливают специальный пограничный режимв целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования приграничных инцидентов и конфликтов и пр.
Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специальный режим своих государственных границ. Это могут быть «прозрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвычайно редко) без пограничных знаков.
Режим прозрачности границ действует в отношениях между государствами – участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками государств – участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами – неучастниками СНГ или с международной территорией общего пользования (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.
Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зонашириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.
В целях урегулирования пограничных инцидентов правительства многих государств назначают специальных пограничных представителей, именуемых (как, например, в Российской Федерации) пограничными комиссарами или пограничными уполномоченными. Последние взаимодействуют с аналогичными представителями соседних государств на основе двусторонних договоров. В практике договорных отношений по данному вопросу встречаются примеры, когда и сам институт пограничных представителей как таковой, и порядок их назначения, а также права и обязанности таких представителей, правила их сношений между собой, иммунитеты и т.п. изначально определяются договорами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов.
Случаи нарушения границы, которые не получают решения на уровне пограничных представителей или столь серьезны, что выходят за рамки их компетенции, разрешаются дипломатическим путем.
Режим государственной границы России определен Законом о государственной границе Российской Федерации от 4 мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г.
Договоры о границах принципиально отличаются от других договоров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой причине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоятельств).
Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.
Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной территории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на основании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.
Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес Другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что означает делимитация и демаркация
Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.
Границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается, изменяется международными договорами, подписываемыми Президентами сопредельных стран и утвержденными (ратифицированными) Правительством Российской Федерации. Договоры разрабатываются по итогам работы межгосударственных комиссий по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации.
Участие Росреестра в работах по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы проводится на основании:
В компетенцию Росреестра входит геодезическое, картографическое и топографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, формирование банков геодезических данных и картографических материалов о российской границе и границах иностранных государств.
Росреестр участвует в процессе делимитации и демаркации границ, начиная от формирования российских делегаций в международных комиссиях до окончательного оформления государственной границы в соответствии с международными и российскими нормами права.
Основные мероприятия по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации проводятся в соответствии с директивами и инструкциями, утвержденными совместными комиссиями.
В настоящее время Росреестром проводятся работы по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению государственной границы Российской Федерации:
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Многосторонние структуры и форумы
Интервью спецпредставителя Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации госграницы с сопредельными государствами-участниками СНГ, Посла по особым поручениям МИД России И.Б.Братчикова информагентству «Интерфакс», 18 мая 2016 года
Вопрос: Игорь Борисович, работа над Конвенцией о правовом статусе Каспия ведется уже почти 20 лет. Сообщалось, что осталось решить два-три вопроса. Насколько велика вероятность принятия этого документа в этом году на саммите прикаспийских стран в Астане? По каким темам остаются разногласия?
Ответ: Подписание Конвенции на предстоящем саммите в Казахстане реально при наличии политической воли у всех пяти каспийских государств. Предыдущая пятисторонняя встреча в верхах в Астрахани в 2014 г., в политическом заявлении которой фактически был «сбит каркас» этого базового для многостороннего взаимодействия на Каспии документа, придала необходимый импульс 20-летней работе над формированием правового статуса Каспийского моря. За прошедшее с тех пор время было согласовано большое число положений Конвенции, что позволяет с оптимизмом смотреть на перспективу финализации переговоров. Ряд тем, касающихся отдельных вопросов режима мореплавания, методики построения исходных линий для отсчета будущих национальных поясов, находится в стадии отработки.
Вопрос: Есть ли понимание по срокам проведения встречи министров иностранных дел прикаспийских стран, которую, как ранее сообщалось, планируется созвать летом?
Ответ: Очередное совещание министров иностранных дел прикаспийских государств состоится в середине лета. Министрам предстоит оценить степень готовности Конвенции к подписанию, с тем чтобы выйти на высший уровень с предложением о возможных сроках Астанинского саммита и его содержательном наполнении.
Вопрос: Препятствует ли тема транскаспийского газопровода (ТКГ) поиску согласия по правовому статусу Каспия? Может ли Россия при определенных условиях дать согласие на реализацию этого проекта, в котором заинтересован ряд прикаспийских стран?
Ответ: Видеть в теме ТКГ главный камень преткновения на переговорах по Конвенции – это расхожее заблуждение. По нашим ощущениям, проблематика строительства магистральных трубопроводов на Каспии искусственно раздувается. Но только не самими прибрежными государствами. Нам не кажется, что это наиболее проблемный момент в переговорах.
Во многих морях прокладываются различные трубопроводы, и практически везде во главу угла ставится экономика. Если у проекта есть осязаемый экономический потенциал, то стороны путем согласования условий строительства с учетом трансграничных рисков переходят к практической фазе. Если потенциал «дутый», либо если риски для окружающей среды при строительстве и функционировании магистрали оказываются слишком велики, выбирается иной маршрут доставки углеводородного сырья.
На Каспии пока не были представлены внятные, досконально просчитанные проекты по переброске энергоносителей с помощью подводных трубопроводов с одного берега на другой, которые сулили бы ощутимую прибыль всем участникам. В свое время шла речь о нефтепроводе, но все же было сочтено оптимальным транспортировать нефть танкерами. Периодически, начиная с 90-х гг., с подачи «извне» и главным образом с сугубо политической аргументацией всплывала тема газопровода.
Думается, ни у кого не вызывает сомнения, что проекты по созданию новых масштабных, инвазивных для окружающей среды объектов инфраструктуры на территории со сложной сейсмической обстановкой (если какая-то из прибрежных стран всерьез захотела бы их продвигать) потребуют всесторонней коллективной экспертизы и честного ответа на вопрос: оправдан ли риск?
Вопрос: Начнется ли в этому году процесс демаркации границы между Россией и Азербайджаном непосредственно на местности?
Ответ: Что касается российской стороны, то мы практически завершили подготовку картографических материалов, необходимых для начала т.н. «полевых» работ (хотя для данного участка нашей госграницы это скорее работы «горные»), сверстали конкретный поэтапный план установки погранзнаков, формирования межведомственных рабочих демаркационных групп (РДК) для выхода на местность. Соответствующие расходы предусмотрены в нашем федеральном бюджете. Принимая во внимание степень готовности наших азербайджанских соседей и коллег, а демаркация всегда процесс совместный, думаю, что на этой части южного рубежа России красно-зеленые столбы с российской символикой начнут устанавливаться уже в будущем году.
Вопрос: Есть ли еще страны СНГ, с которыми у России не до конца оформлены границы, и как обстоят дела с правовым оформлением границы с Абхазией и Южной Осетией?
Ответ: Общая длина границ Российской Федерации со странами СНГ превышает 11 тыс. км. Самая протяженная из них – граница с Республикой Казахстан – 7,5 тыс. км. Кстати, это самая длинная сухопутная граница между двумя государствами в мире. За годы работы Совместной российско-казахстанской демаркационной комиссии, а это 9 лет напряженного труда представителей различных ведомств и служб обеих сторон, и весьма крупные финансовые затраты, удалось демаркировать на местности почти 70% границы. Работы идут в целом планомерно, ритмично. Нужно, однако, иметь в виду, что впереди нас ждет более сложный участок рельефа – горы, что не может не сказаться на темпе установки погранзнаков. Полагаю, что при всех благоприятных условиях демаркацию российско-казахстанской границы мы сможем завершить к 2022-23 гг.
Что касается российско-абхазской границы, то процесс ее картографического оформления, т.е. делимитации, пока не завершен. Работа продолжается. Хочу подчеркнуть при этом, что в отношениях двух стран действует договоренность, что незавершенность делимитации не должна негативно влиять на условия жизни граждан наших государств, проживающих в приграничье.
Подписанный в 2015 г. Договор о государственной границе между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия в ближайшее время вступит в силу. После обмена ратификационными грамотами сформируем Совместную демаркационную комиссию, которая сможет приступить к работе в следующем году.
Вопрос: А как обстоят дела с делимитацией и демаркацией границы с Украиной?
Ответ: Ответ, к сожалению, будет короткий: переговоров нет. Они были прерваны и не по нашей инициативе. Так же, кстати, как и переговоры с Украиной по урегулированию вопросов, относящихся к смежным морским пространствам в Азовском и Черном морях. С международно-правовой точки зрения односторонняя делимитация и демаркация границы – это нонсенс. Рассчитываем на возобновление соответствующих переговоров, когда
в Киеве для этого созреют политические условия.
От делимитации до демаркации. Как определяются “последние пяди родной земли”.
Существует миф, что в ряде стран государственная граница не обозначается. Но это неправда. Например, на границе Аргентины и Боливии установлено 375 погранзнаков, Франции и Италии — более 700, Канады и Америки — 8 тысяч. Любое обозначение границы начинается с переговоров. Ни одна страна не хочет поступаться своей территорией. Например, только недавно было подписано соглашение о точке стыка границ Беларуси, Латвии и России. Диалог по этому вопросу начался в 1999 году. Как определяются “последние пяди родной земли”? Кто за это отвечает? Часто ли государства спорят из-за границ? Об этом журналисту “НГ” рассказал полковник Александр АРХИПОВ, начальник управления делимитации и демаркации государственной границы Госпогранкомитета.
— Условно границу Беларуси можно разделить на две части, — вводит нас в курс дела Александр Иванович. — Первая часть — это та, что прежде была государственной границей Советского Союза. Она проходит между Беларусью и Польшей. Это — самая старая граница с нашей страной, так как она была установлена еще международными договорами СССР. Вторая часть границы Беларуси — граница с бывшими союзными республиками, а ныне суверенными государствами: Латвией, Литвой, Украиной и Россией. К установлению государственной границы Беларусь приступила в 1991 году. Первые официальные переговоры прошли в Вильнюсе между представителями нашей страны и Литвой 3 января 1992 года.
— Александр Иванович, расскажите, кто курирует вопросы, которые касаются раздела “последних пядей земли”?
— Вначале все происходит на уровне министерств иностранных дел сопредельных стран. После их консультаций формируется делегация (на этапе делимитации — 10—12 человек, на этапе демаркации — 3 человека), которая и принимает участие в переговорах. Обычно они проводятся поочередно то в одной, то в другой стране, количество заседаний с каждым государством различно.
— Объясните, пожалуйста, каков вообще механизм определения государственной границы?
— Чтобы его понять, сначала нужно разобраться в двух важных понятиях: что такое делимитация и демаркация. Делимитация — это определение границы на карте. Демаркация — обозначение границы на местности. Если вопросы делимитации курирует МИД, то за демаркацию отвечает Госпогранкомитет, активное участие в процессе установления границы принимает Госком-имущества.
— Как это происходит на практике?
— В каждом государстве работают специалисты. Они изучают картографические, землеустроительные и иные материалы, различные документы. На основе глубокого анализа эксперты наносят на карту черновой вариант границы. Этот образец делегация Беларуси представляет на встрече, скажем, с делегацией Латвии. Наша карта сверяется с предлагаемым вариантом соседней страны. Если есть какие-то нестыковки, то карта дорабатывается с учетом всех замечаний. И только когда стороны окончательно договорятся, подписывается договор о государственной границе между данными странами. После его ратификации можно приступать к демаркации. Сначала геодезисты определяют границу на местности, при этом ставятся временные граничные знаки — в землю закапываются обычные деревянные столбы. Когда же демаркационная комиссия утвердит результаты работы геодезистов, то их сменяют строители — временные знаки заменяют постоянными. В основном используются железобетонные столбы, которые окрашивают в цвета национального флага. Правда, в некоторых случаях применяются столбы из стеклопластика. Их на белорусской границе примерно 250.
— С какой из соседних стран мы дольше всего определяли контуры нашего государства на картах?
— С Украиной. Если делимитация белорусско-латвийской границы заняла два года (1992—1994), белорусско-литовской — три (1992—1995), то белорусско-украинской — пять (1992—1997).
— Какая из двух процедур более продолжительна — определение границы на карте или обозначение ее на местности?
— Демаркация, безусловно. У нас на нее ушло более десяти лет, и в этом процессе были задействованы сотни людей — геодезисты, землеустроители, проектировщики, строители и представители других профессий. Демаркационные работы были завершены с Литвой 2 февраля 2007 года, с Латвией — 6 ноября 2008 года. Что касается Украины, то демаркационные работы еще не ведутся.
— Бывало, что во время дележа “последних пядей родной земли” велись бурные дискуссии?
— Никто не кричал и кулаками не махал. Территориальных претензий у нас никогда не было, и к нам никто не предъявлял. Возникали лишь технические вопросы. Но они легко разрешались. Например, были разночтения при делимитации белорусско-литовской границы в районе станции Гадутишки (Поставский район) или Адутишки (литовская версия). Станция во времена СССР исходя из экономических соображений была передана на баланс Литовской железной дороге, но физически частично находилась на территории Беларуси. В итоге решили: провести белорусско-литовскую границу между двумя ветками этой станции.
— И все же наверняка есть какие-то курьезные житейские ситуации, связанные с “разделом территории”?
— Самый яркий пример, пожалуй, ситуация с хуторами Стрежунай и Белюнцы. Они располагались в нескольких метрах друг от друга, поэтому у хозяев был общий колодец. Все бы ничего, но Стрежунай находился в Литве, а Белюнцы — в Вороновском районе Беларуси. Получалось, что, идя за водой, хозяева незаконно пересекали государственную границу. Но проблема разрешилась. Литва выкупила у своих граждан землю, предложив им переселиться в другое место.
— Недавно в прессе велась бурная дискуссия о том, что территория Беларуси расширяется в сторону Украины, потому что меняется русло Днепра. Значит ли это, что меняется и государственная граница?
— Это украинские журналисты подняли бурю в стакане воды. В таких случаях проводятся переговоры и, исходя из экономической целесообразности, принимается решение восстанавливать старое русло, изменять прохождение границы, производить обмен земельными участками — есть много вариантов решения проблемы. В любом случае прохождение границы так просто автоматически не изменяется, даже в случае изменения положения русла реки, тем более когда речь идет о территориях, на которых проживает население, находятся постройки и т.п. Официально по данной проблеме никто не обращался.
— Как контролируется состояние погранзнаков? Были ли случаи, когда кто-то из белорусов пытался их повредить?
— Как правило, пограничные наряды осматривают знаки не реже одного раза в два года. В конце 90-х действительно бывало, что люди пытались их изуродовать, делали надписи, срывали щитки с изображением Государственного герба, наивно полагая, что они изготовлены из цветного металла. Но теперь такого нет.
— Напоследок оцените работу белорусских специалистов по делимитации и демаркации границы.
— Беларусь — одно из немногих государств на постсоветском пространстве, где за короткий срок проведен такой объем работы. Два участка границы обозначены полностью, с Украиной завершен процесс делимитации.
Стеклопластик или железобетон?
Железобетонные столбы изготавливают в Гродно, стеклопластиковые — в Смолевичах. Последние дороже железобетонных в 5—6 раз, поэтому их рационально использовать только там, где трудно устанавливать тяжелые железобетонные столбы (их вес более
600 кг) — в заболоченных местах, где отсутствует дорожная сеть. Стеклопластиковые столбы весят всего 19 кг, их дешевле содержать и не нужно красить.
Стеклопластик или железобетон?
Железобетонные столбы изготавливают в Гродно, стеклопластиковые — в Смолевичах. Последние дороже железобетонных в 5—6 раз, поэтому их рационально использовать только там, где трудно устанавливать тяжелые железобетонные столбы (их вес более
600 кг) — в заболоченных местах, где отсутствует дорожная сеть. Стеклопластиковые столбы весят всего 19 кг, их дешевле содержать и не нужно красить.