Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективе

Что значит экзистенциальный и что такое экзистенциализм

Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективе

Латинское существительное e xistentia по-русски значит “существование”. В английском языке то же самое значит слово existence.

Соответственно, прилагательное “экзистенциальный” восходит к латинскому existentiali s – “относящийся к существованию”. Синоним этого прилагательного в русском языке – “бытийный”.

Экзистенциализм

В русский язык это слово проникло с экзистенциальной философией, которую также называют экзистенциализмом. Она зародилась в XIX веке, ее родоначальником считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Он первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. Появление экзистенциализма было резким поворотом в философии от исследования объективной природы вещей к внутреннему миру человека.

Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективе

Сёрен Кьеркегор. Фото: Wikimedia

Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективеЖан Поль Сартр. Фото: скриншот YouTube

Произведениям Сартра и Камю свойственен атеизм, абсурд, философские размышления, исследование страха, одиночества и проблемы самоубийства. Их произведения были очень популярны в СССР. Некоторые литературоведы находят признаки экзистенциализма в романах Достоевского.

Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективе

Экзистенциальный кризис

В XX веке экзистенциализм получил развитие и в психологии. В современном мире очень многие специалисты говорят о появлении у людей так называемого экзистенциального кризиса, т.е. кризиса бытия, страха за существование. Его главные отличительные черты: тревога, бессонница, депрессия, утрата смысла жизни.

Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективе

Depositphotos До появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы. Экзистенциальная революция XIX века сосредоточила все внимание на самом человеке, поставив его в центр мира. Это освободило людей от многих предрассудков, но одновременно вызвало сильное одиночество и страх. Многие люди сталкиваются с тем, что не знают, зачем живут и важна ли их жизнь вообще. Иногда это приводит к суициду.

Читайте подробнее:

Распространенные ошибки

Для русского языка исконно латинские слова экзистенциализм и экзистенциальный непросты для произношения. Очень часто по-русски в конце этих слов добавляют лишний слог. Получается экзистенциОНализм и экзистенциОНальный. Так говорить неверно.

Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективе

Некоторые, чтобы показать псевдообразованность, используют слово экзистенциальный в неправильном контексте: экзистенциальное бытие, экзистенциальная душа, экзистенциальное существо. Такие фразы в русском языке называются плеоназмами, т.е. несут в себе избыточное значение (“масло масленое”).

Источник

Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители

Что означает быть человеком в экзистенциальной перспективе

«В жизни нет смысла», «Я безнадежно одинок и никогда не найду понимания», «Мои близкие однажды умрут, и это ужасно!» Подобные мысли периодически посещают головы людей, вызывая чувства тревоги, грусти и безысходности. Преодолеть подобную модель мышления помогает экзистенциальная психология. Ее цель – разрешить личный внутренний конфликт и вернуть радость жизни.

Вы узнаете больше подробностей, уделив несколько минут чтению этой статьи, но перед этим небольшая проверка знаний по теме.

А теперь, собственно, перейдем к самой статье.

Определение и основные идеи экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология основана на философском подходе и представляет собой процесс поиска ценности и смысла жизни. Она базируется на мысли, что человек не является жертвой обстоятельств, а несет ответственность за собственные действия и выбор, тем самым формируя реальность.

Экзистенциальная психология использует позитивный подход, который приветствует человеческие стремления и способности, одновременно признавая человеческие ограничения. Этот раздел психологии помогает людям примиряться с основными принципами человеческого существования, так называемыми данностями. Существует 4 основные экзистенциальные данности:

Экзистенциальная психология предлагает решение: принять неотвратимость смерти, будучи свободным от ее давления. Люди, которые поддерживают здоровый баланс, мотивированы принимать решения, позитивно влияющие на их текущую жизнь. Реальность смерти побуждает максимально использовать возможности и ценить то, что уже есть.

Жить аутентичной (подлинной) жизнью, реализуя свои уникальные свойства и потенциал – главный призыв экзистенциальной психологии. Этого можно достичь, только взяв ответственность за собственные действия и праздность, осознав, что бездействие – это тоже решение.

Экзистенциальная психология напоминает об ограниченности времени, стимулирует искать смысл жизни и действовать таким образом, чтобы судьба находилась в руках человека. Она признает неизбежность «нормальной» тревоги, считая ее частью взросления и адекватной реакцией на происходящее.

Основные представители экзистенциальной психологии и хронология ее развития

Прародительницей экзистенциальной психологии была философия существования или экзистенциализм. Рассмотрим, как развивались взгляды философов и психологов на существование человека.

Сёрен Кьеркегор

Датский философ Сёрен Кьеркегор являлся основоположником экзистенциализма. Он выделял три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую и религиозную. Эстетическая стадия – это состояние «здесь и сейчас», она сфокусирована на получении удовольствия и боли. В таком режиме живут маленькие дети.

Этическая стадия предполагает знакомство с понятием выбора и ответственности. Человеку следует выбрать: жить, опираясь на личные ценности, или подчиниться принятым в обществе правилам. Кьеркегор считал, что подчинение хоть и приводит к упрощению жизни, но является тупиком для личности.

Это противоречие можно преодолеть, живя в религиозной манере. Однако и здесь возникают сложности: с одной стороны, человек осознает свою уникальность, с другой – полную несостоятельность по сравнению с Богом. В результате возникают негативные чувства: одиночество, беспокойство и страх, которые, как считал Кьеркегор, позволяют узреть истину и привести к подлинному существованию.

Фридрих Ницше

Другим философом, который внес вклад в развитие экзистенциализма, был загадочный немец Фридрих Ницше. Он считал, что фундаментальной силой этого мира является воля к власти. Согласно Ницше, жизнь чрезвычайно трудна и Вселенная настроена против человечества: природные силы, такие как стихийные бедствия и болезни, уничтожают людей физически, неравенство является естественным состоянием общества, Бог мертв, а загробной жизни не существует.

Философ видел великое будущее за сверхчеловеком. Этим термином он характеризовал человека, который смог полностью реализовать свой потенциал, овладел собой и отказался от «стадной морали», чтобы создать свои собственные ценности и жить в соответствии с ними.

Мартин Хайдеггер

Немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер также исследовал роль человека в мире и тривиализировал природу Бога, считая его существом чуть более высокого порядка, чем человек.

Жан-Поль Сартр

Французский писатель Жан-Поль Сартр был тем человеком, который перенес экзистенциальную философию в психологию. Он заявлял, что Бога нет, а главная цель существования человека – осознание своей истинной сути, открытие себя.

Сартр писал, что многие люди отвергают свою уникальную способность к созиданию и подавляют энтузиазм, позволяя жизни безвольно течь. Это приводит к беспокойству и отчаянию, человека начинает буквально тошнить от жизни. Подобные состояния обуславливают необходимость экзистенциального психоанализа, который, по мнению Сартра, открывает истинную цель человеческого существования.

Сартр был уверен, что никакая внешняя сила не властна над людьми, только мы сами, благодаря осознанности, творим реальность. Он также утверждал, что люди обречены на отчаяние и неудачу, поскольку их ответственность абсолютна, и рассчитывать на поддержку Высших Сил не приходится.

Виктор Франкл

Австрийский психиатр Виктор Франкл был разработчиком логотерапии – направления психотерапии, которое ориентировано на поиск смысла существования.

Франк опирался на философию Кьеркегора, утверждая, что основной движущей силой жизни является поиск смысла, а не стремление к сексу и удовольствию, как теоретизировал отец психоанализа Зигмунд Фрейд, или власти, как утверждал Ницше. Логотерапия – это форма экзистенциальной терапии, которая подчеркивает, что люди способны находить смысл во всем, что они делают: творчестве, работе, взаимодействии с другими людьми и даже страдании.

Пережив опыт заключения в фашистских концентрационных лагерях, Франкл писал, что в бесчеловечных условиях жизнь не теряет смысла, а средством выживания становится обращение к духовному «Я», которое не могут разрушить внешние силы.

Ролло Мэй

Американский психолог Ролло Мэй был главным популяризатором экзистенциальной психологии. Мэй утверждал, что развитие человека проходит определенные стадии, каждой из которых соответствует конкретный тип экзистенциального кризиса:

По мнению Мэя, некоторые люди пропускают определенные этапы и независимо от возраста могут неоднократно к ним возвращаться.

Ирвин Ялом

В своей практике Ялом обучает людей существовать в качестве части чего-то большего, чем они сами, осознавая, принимая и не избегая того факта, что в жизни есть место боли, смерти и грусти.

Экзистенциальная психология сегодня

Экзистенциальная терапия постепенно получает признание. Соответствующие специалисты практикуют в 48 странах мира, и с каждым годом количество людей с экзистенциальными расстройствами только растет.

В книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл назвал этот процесс экзистенциальным вакуумом. Он считал, что удобства промышленной революции дали людям вредный избыток свободного времени, сделав их жизни бесцельными, скучными и грустными. Именно экзистенциальный вакуум, по мнению Франкла, лежит в основе депрессии, агрессии и разного рода зависимостей.

Современные экзистенциальные психотерапевты объясняют возникновение перечисленных выше психологических проблем ограниченной способностью принимать осмысленные и самостоятельные решения о том, как жить. В данном случае экзистенциальный подход направлен на повышение самосознания и самопонимания.

Терапевты помогают человеку найти смысл жизни, преодолевая беспокойство, учат мыслить и действовать ответственно, направлять внимание внутрь себя и работать с негативными установками, а не бороться с внешними силами, такими как социальное давление и неодобрение. Содействие творчеству, любви, аутентичности и свободе воли – те принципы, при помощи которых экзистенциальные психотерапевты помогают людям двигаться к трансформации.

Часто экзистенциальная психология воспринимается как болезненная, пессимистичная, непрактичная и мистическая. Это заблуждение. Подход, который она использует, чрезвычайно практичен, конкретен и гибок. Его можно сформулировать так: примиритесь с реальностью, не отрицая, не избегая и не покрывая ее сахаром, и помните, что ваш выбор определяет вашу судьбу.

Друзья, не прекращайте своего движения, действуйте и ищите смысл! На этом пути мы желаем вам смелости, упорства и осознанности.

Источник

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ в философии — что это. Понятия и представители

Экзистенциализм. Философское течение, именуемое экзистенциализмом, начало свое формирование в 30-х годах прошлого столетия. Основоположником считается датский писатель Сёрен Кьеркегор. Во многом его идеи были созвучны кантовским, но расходились в основном: Кьеркегор не считал самодостаточными этические нормы. Человек, по его мнению, должен стремиться к Богу и нести ответственность за каждый свой поступок.

Будучи религиозным философом, С. Кьеркегор не считает принятие веры лишь данью традиции, но свободным осознанным выбором, до которого необходимо дорасти, проходя определенные стадии. Рациональное знание философ считал менее важным, чем отношение личности к своему бытию.

Понятия экзистенциализма

Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных. Каждая личность является духовной, наделенной разумом. Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений.

Философы экзистенциалисты

А. Камю — нобелевский лауреат, который вовсе не считал свои взгляды экзистенциальными. Однако в его творчестве отчетливо видно влияние Ясперса и других приверженцев этой философии. Правда, Камю был чужд религиозности, хотя не считал себя безбожником. Его только не устраивал побег от реальности в надежде на лучшую жизнь «там». Не пытаясь бороться с абсурдом окружающего мира, он предлагал принять его как данность. Борьбу за лучшее он воплощал в творчестве, и хотя не отрицал бунтов, был против их крайних проявлений.

Н. Аббаньяно — автор «позитивного» экзистенциального взгляда. Полностью принимая свободу, он считал, что всегда можно найти вариант, который будет «здоровым». Типичные упреки в адрес этого течения он превратил в положительные стороны, при помощи которых проще познать рациональный мир. Главные условия человеческого бытия — свобода и неопределенность.

М. Хайдеггер — его человек — герой трагической истории. Настоящая жизнь становится антиподом банальности, попытки уйти от мыслей о конечности бытия. В этом экзистенциальном мире нет места компромиссам, обманам, иллюзиям. Его свобода идет во всем до конца — до самой смерти.

Г. Марсель — первый представитель экзистенциального философского течения родом из Франции. Был очень религиозным католиком, гуманистом. Помимо работы литературным критиком, сочинял музыку. В философии отделял понятия бытия и владения чем-либо. Особую роль отводил человеческому телу, считая его не только предметом обладания, но и неотъемлемой частью бытия. Душу же он видел идеальным видом существования.

Ж. П. Сартр — придерживался атеистических взглядов. Создал собственную концепцию свободы. Видел ее как неотъемлемую часть человеческого бытия. Сартр отрицал бездействие, его Личность постоянно созидает себя. Сам по себе окружающий мир не имеет ценности, только осознанность и выбор делают его «бытием».

Экзистенциализм глазами обывателей

На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:

Видео: Что такое экзистенциализм?

Основные уроки

Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний, учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в «пограничных» ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.

Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.

Источник

Экзистенциализм

Глава из 3 тома 10-томника Игоря Гарина «Мудрость веков». Примечания и цитирования указаны в тексте тома.

. Индивидуальность никогда не бывает завершенной,
бывает трудно сказать, что такое индивид и что
не является индивидом, но тем не менее жизнь ищет
путей к индивидуальности.
А. Бергсон

С полным основанием можно сказать, что то, что мы делаем,
зависит от того, что мы есть, но следует добавить, что,
в известной мере, мы есть то, что мы делаем, и что мы
творим себя непрерывно. Это творчество себя собою
является тем полнее, чем лучше мы умеем размышлять о том, что делаем.
А. Бергсон

Отправная точка экзистенциализма — глубочайшая уверенность, убежденность в том, что философия должна быть прежде всего философией человека, личности, должна быть ориентирована на человека, личность, должна стать действенным способом решения проблем человеческого, личностного существования.
Рационалистическая философия, претендовавшая на статус научной, ничего не смогла сказать человеку в его жизненной нужде. По словам Э. Гуссерля, она принципиально исключала как раз вопросы самые жгучие для человека, оставленного на произвол судьбы в наши злосчастные времена роковых переворотов: вопросы о смысле или бессмысленности человеческого бытия.
Цель экзистенциальной философии — не онтологические исследования бытия как такового, не поиск «вечных сущностей», но — помощь человеку в его самоопределении, в выборе себя, в отыскании смысла индивидуального, персонального человеческого существования.
Вернуть человеку утраченную душевную гармонию, целостность и полноту, помочь ему услышать мелодию мира, дыхание слившихся в объятии земли и моря, постичь смысл истинной славы и истинного избранничества: право безмерно любить, постигнуть всю красоту существующего мира и наслаждаться созерцанием и жизнью этой красоты — не в этом ли состоит смысл философии, искусства и творчества?
Ф. Хейнеман, предложивший в 1929 году термин «экзистенциализм», рассматривал новую философию как реакцию на «новый факт технологического отчуждения» — речь шла не о гегелевском или марксовом отчуждении, но об искажении «перспектив человечества», ложных путях, неподлинном существовании, фальшивых ценностях, отказе человека от самого себя ради «Великой Идеи», или «ничто». Экзистенциализм возник и развивался как мощная контроверза рационалистической экспансии, абстрагированию, нивелированию, омассовлению, машинизации, тоталитаризации жизни.
Экзистенция присуща только человеческому бытию, человек — существо экзистирующее, то есть способное овладеть судьбой экзистенции. Мартин Хайдеггер считал, что бессмертная душа, разум, персональность, личностность — недостаточные определения человеческой сущности. Сущность человека заключается в его экзистенции, соответствии своей персональной идее, осуществлении своего проекта, отыскании своей единственной ниши в бытии.
Existentia остается термином, означающим действительное существование того, чем нечто является соответственно своей идее. Фраза «человек экзистирует» отвечает не на вопрос, существует ли человек в действительности или нет, она отвечает на вопрос о «существе» или «сущности» человека.
К возникновению экзистенциального мироощущения, антропоцентристской или антропо-ориентированной мудрости человека подвело непрерывно усиливающееся чувство, насколько самая глубокая философия оказывается бессильной рядом с куском жизни. Действительно вся рационалистически ориентированная философия, скажем, марксистская, была бесконечно далека от понимания внутреннего трагизма человеческого бытия, сущностной бездомности человека. П. Пробст различал в истории человеческого духа эпохи наличия дома и эпохи бездомности человека, когда он чувствует себя, как в чистом поле. В эти эпохи, считал Пробст, обостряется антропологическая проблематика. Мне кажется, лучше говорить не об эпохах или народах, а о конкретном человеке, который сам себе эпоха и народ, для которого внутреннее переживание заслоняет народ и эпоху, жизнь которого и есть эти пробстовские эпохи. Вот почему самое важное в философии — не эпохи и народы, а все-таки единичное человеческое существо.
Жизневоззрение нельзя создать из фактов познания мира. Смысл человеческой жизни не вытекает из законов природы или смысла всего мира. Для конкретного человека умение быть и оставаться собой гораздо важнее порядка мира или структуры мироздания. «Сначала жить, а затем философствовать», как говаривали схолархи. Именно поэтому бесстрастному детерминизму, «точке зрения из центра», императивности прежней философии экзистенциализм предпочитает частный случай, конкретную человеческую личность, метафизическое беспокойство единичного сознания, ценность отдельного человеческого существа, веру в его возможности.
Человеку-машине, вещи экзистенциализм противопоставляет человека-проблему, не имеющую окончательного или единственного разрешения. Человек-проблема не просто связан с миром множеством нерационализируемых связей, но является соединительным звеном между материей и духом, жизнью и сознанием, Вселенной и Богом. Важность экзистенциального подхода к человеку с позиции «жизненного разума» определяется крушением рационалистических попыток справиться с человеческими проблемами, с устроением «порядка вещей» в соответствии с «порядком идей». Во всяком случае попытки рассудка решить проблему человека с помощью «чистой доски» или «человека-машины» не привели к результату — не потому, что «человек не имеет природы» (Х. Ортега-и-Гассетт), а потому, что свобода, неопределенность, спонтанность, возможность — необходимые условия человеческого существования и развития человеческой природы.
Экзистенциальная реальность — антипод «мира объективности». Субъект-объектное отношение не способно выразить экзистенцию, поскольку оно формирует превратную научно-техницистскую установку на познание как обладание, покорение, преобразование, что ведет к отрыву духа от бытия, духовному обнищанию и иссяканию духовных и жизненных потенций человечества.
По Шелеру, «дух» и «жизнь» находятся друг с другом в состоянии амбивалентной борьбы-взаимоподдержки: прогресс «духа» есть отрицание стихии «порыва»; «жизнь» — извечный антагонист «духа», одержимого «страхом земного»; но вместе с тем — в недостижимости гармоничного сосуществования — они взаимно необходимы друг другу, а их конкуренция божественно предопределена как драма человеческого существования.
Экзистенциальная мысль не противопоставляет внешний и внутренний миры, но констатирует принципиальное различие «объективных» истин и внутреннего опыта, драматизм фундаментальной ситуации человека в мире, напряженность отношений между внешним и внутренним бытием: «В сущности все происходит между мной и мной самим» — такова марселевская формула первичности внутреннего опыта. Отсюда же важнейший долг философа, противостоящий долгу ученого, — в «защите человека от самого себя, от того необычайного соблазна к бесчеловечности. которому в известной степени поддается много людей».
Экзистенциальная философия начинает все более органично связываться с опытом и осознает свою приверженность к постижению действительности исходя не из внешнего мира, но изнутри личности.
Понятийной, концептуальной, категорийной системе понимания мира экзистенциальная философия предпочла то, что Е.Мерло-Понти назвал биением нашего сердца, — мир, лежащий внутри человека, нашу субъективность, записи Бытия в наших душах, трансцендентальное сознание как источник, основу и катализатор жизненной и творческой активности человека.
Отсюда особенность экзистенциального философствования — художественность, образность, символичность, аллегоричность, органическое соединение символа и понятия, образа и мысли, идеи и красоты.
По аналогии с «метафизической поэзией», о которой писал Томас Стернз Элиот, можно говорить о синтезе метафизики и литературы, представленном творчеством Паскаля, Киркегора, Ницше, в наше время — Марселя, Камю, Сартра, Шестова, Ясперса, Хайдеггера.
Киркегор яростно отрицал «дух научности» в философии, ибо «подлинное существование», «экзистенция» не могут подчиняться необходимости, закону, всемству, они всегда — неповторимость персонального человеческого бытия. Главный лейтмотив экзистенциального философствования — противостояние Личности Системе, бунт единичного против всеобщего, право человека быть собой. Не историческая мишура мировых событий, не героика исторических личностей или «веселие-беснование толпы», но приватная жизнь, драма «души страдающей и бурной».
Экзистенциальное, или «лирическое», по словам Киркегора, мироощущение призвано, снимая слой за слоем предметное инобытие человека, добраться до сердцевины, ядра существования, где отсутствует деление бытия на субъекты и объекты, а истина перестает быть мыслью о бытии и становится тождественной бытию как подлинному существованию.
Экзистенциальное мировидение импрессионистично: «выглаженности» классического стиля противополагается пуантилизм, вспышки интуиции, мгновенная озаренность, непосредственная фиксация гениальных «очевидностей», в которых высвечивается скрытый смысл бытия.
М. А. Киссель:
Поэтому творчество писателей-экзистенциалистов можно еще назвать литературой экзистенциальных озарений. В самом популярном, пожалуй, своем романе Сартр живописует два таких озарения, которые нисходят на главного героя романа * Антуана Рокантена. Вот Рокантен сидит на скамейке в городском саду и перед ним внезапно открывается картина обнаженного, лишенного качественных покровов бытия. Потрясенный герой внезапно осознает, что «чистое бытие» — бытие как таковое — не абстракция, но имеет вполне определенный вид. «Разнообразие вещей, их индивидуальность были только видимостью, облицовкой. Облицовка разрушилась, высвободив чудовищные бесформенные массы — оголенные, в страшной, бесстыдной наготе. Я ненавидел эту постыдную свалку, громоздящуюся до самого неба, наполненную студенистой слизью. Это был Мир, обнаженный мир, внезапно обнаруживший себя, и я задыхался от ярости при виде этого огромного бессмысленного бытия». Таково первое озарение, или обнаружение глубинной абсурдности бытия.

Когда наступает момент
И вещи сбрасывают свои покровы,
Чтобы постичь причины самих себя,
Свою causa sui,
То оказывается, что остаются
Одни чудовищные и дряблые
Сгустки месива,
Совершенно не упорядоченные,
Ужасающие в своей бесстыдной
Наготе.
И тогда исчезает время,
Невежество и знание теряют всякий смысл,
И я тоже становлюсь излишен.

* * *
Экзистенциализм — поиск ответов на последние, «проклятые» вопросы существования конкретного человека: смысла жизни и смерти, Бога, природы, свободы, блага. Поскольку ответы на эти вопросы не могут быть всеобщими, философия не может стать системой, ее ответы — обязательными, окончательными, объективными. Нельзя замуровывать себя в мировоззрение, считал Л. Шестов, философия не должна становиться темницей человеческого духа. Единое, всеобщее мировоззрение — скачок в первобытность. Божественность человека проявляется прежде всего в бесконечности альтернатив, в способности к выбору. По словам Л. Шестова, величайшая прерогатива философов — свобода от убеждений: «без этой свободы вы никогда не проникните в мир сущности». Свобода — альфа и омега экзистенциализма, исходная позиция человека, философствующего на свой страх и риск в необозримом океане альтернатив.
Сама история философии — наглядное свидетельство бесконечности самоопределения. Каждый мудрец судит по-своему, считая собственное учение единственно верным. Как же в таком случае быть «ученикам», обращающимся к мудрецам за ответами на возникшие вопросы? Философия не должна предлагать императивы, не должна подчинять жизнь и поведение людей единому регулирующему принципу — философия должна быть только помощницей в поиске собственных решений, способствовать развитию личной инициативы, конкуренции в сфере духа, обретению личной истины.
Л. Шестов:
. Это до некоторой степени облегчает положение тех несчастных, которые, потеряв надежду отыскать помощь и руководительство в иных местах, обратились к философии. Раз тут нет общего, всеми признанного, обязательного принципа, — значит, что пока, по крайней мере, разрешается каждому думать, чувствовать и даже поступать по-своему. И, чтобы завоевать такую свободу, вовсе нет нужды вооружаться легкой диалектикой древнего греческого философа, тяжеловесной логикой бедного голландского еврея или тонким остроумием глубокомысленного немца. Их вовсе и оспаривать не нужно. Можно даже и со всеми согласиться. Мировое пространство бесконечно и не только вместит в себя всех когда-либо живших и имеющих народиться людей, но и даст каждому из них все, что он пожелает. Платону — мир идей, Спинозе — единую, вечную и неизменную сущность, Шопенгауэру — буддийскую нирвану. Каждый из них и все другие, здесь не упомянутые философы, светские и духовные, найдут во вселенной то, что им нужно, вплоть до веры, даже убеждения, что их учения суть единственно истинные и всеобъемлющие учения. Но одновременно и профаны отыщут для себя подходящие миры. Из того, что на земле людям тесно, из того, что здесь приходится неимоверными усилиями отвоевывать каждую пядь земли и даже наши призрачные свободы, никак не следует, что бедность, темнота, деспотизм должны считаться вечными, всемирными началами, и что экономное единство есть последнее прибежище человека. Множественность миров, множественность людей и богов среди необъятных пространств вселенной, — да ведь это (да простится мне это слово) идеал!
Философские истины, добываемые выдающимися мыслителями, не должны становиться догмами — они требуют постоянного истолкования, подтверждения или опровержения, развития, обновления. Философия — всегда эволюция, выбрасывание новых ветвей древа мудрости.
Карл Поппер считал, что не следует искать наилучших и надежнейших источников истины, как не следует создавать идолов. Дело эпистемологов — исследовать структуру и свойства знания, находить средства избавления от ошибок, повышать содержательность и продуктивность идей.
Мысль Анны Ахматовой «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда. » применима и к философии: важны не столько источники знания, сколько его продуктивность, важно не «что есть истина?», а «плоды идей». «По плодам их узнаете их».
Знание всегда гипотетично и не должно строиться как неприступная крепость — оно требует постоянной критики, проверки, пересмотра. Эволюция знания — повышение его содержательности, добротности, объясняющей силы, предсказательной мощи.
Знание всегда вероятностно и исторично. Сам язык философии и науки относителен. Знание имманентно содержит в себе элемент недостоверности — тем более важна технология проверки, обнаружения ошибок, замены менее достоверного более достоверным. Важны «естественная борьба» и «естественный отбор» идей. Конкуренция, борьба и отбор идей, свободный их рынок — движущие силы эволюции знания.
Научные теории, философские идеи — человеческие изобретения, направленные на решение человеческих проблем. Что первично: слово или дело? Слово, а за ним дело — естественный путь такого решения.
Истина одновременно разумна и экзистенциальна. Экзистенция связана с разумом: экзистенция проясняется интеллектом, а интеллект обретает содержательность в экзистенции. Мышление, по Ясперсу, суть парение, движение. Парение предохраняет мысль от окостенения и человека — от погребения в системе. В состоянии парения человек остается хозяином своих мыслей, открытых к трансценденции и познанию собственной безусловности в мире. Состояние парения позволяет охватить мир, природу, историю, царство возможностей, не закрепляясь окончательно в конечной истине. История культуры — наглядное свидетельство необходимости отвержения догматических ответов и решений, относящихся не только к экзистенции или трансценденции, но и к знанию. Рост знания — это не движение к абсолюту, а все большее прояснение, очищение, отвечающее ясперовскому парению.
Ясперовская философия парения и «объемлющего» стремится понять, охватить и испытать все стороны человеческого бытия, не принимая никакого связывающего ее решения.
Человек, по Ясперсу, должен двигаться от простого голого бытия (в обществе, государстве, в мире эмпирического, во власти инстинктов и естественных побуждений) к самобытию, к экзистенции. А экзистенция действительна лишь как свобода. Я есть, пока я выбираю. Свобода эта не произвол, а автономия, самозаконодательство.
Однако наша учреждающая законы самость — не всеобщая воля Руссо и не универсальный разум Канта, а конкретный человеческий индивидуум, который этим своим выбором детерминирует и последующие акты своего выбора. Человек должен сам избрать себя в согласии со своей совестью, которая является гласом божьим. Но человек не непогрешим. Его совесть может заблуждаться. Поэтому и выбор его никогда не абсолютен и не непогрешим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *