Что означает 666 число зверя
Число зверя
Число́ зве́ря – таинственное число «Шестьсот шестьдесят шесть», упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова ( Откр.13:18 ).
[Зверь] «…сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр. 13:16-17 ).
В истории буквальное толкование числа зверя заключалось в подборе составляющих человеческое имя букв, сумма числовых обозначений которых равна 666. Это возможно в тех языках, где цифры обозначаются буквами алфавита. Например, имя Нерон: Н – 50; Е –6; Р – 500; О – 60; Н – 50.
В Ветхом завете число «666» встречается трижды:
При попытке толкования «числа зверя», часто делается ошибка: число разлагается на десятичные разряды и представляется в виде трёх цифр 6, с которыми и отождествляется. Однако во времена написания Апокалипсиса не существовало десятичной позиционной системы счисления. В античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита, как и в церковнославянском языке. Оригинальная греческая запись состоит из трёх слов «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» и не позволяет произвести описанного разложения.
В еврейском языке, если это классические три шестерки, то есть шесть, шесть, шесть, то написание у них такое ן ן ן (вав, вав, вав). Но если это шестьсот шестьдесят шесть, то и написание у числа соответственное ו ס ם (мем софит (пишется в конце слов) = 600, самех = 60 и вав = 6).
Есть еще вариант написания из четырех букв по схеме: תרסן тав ‑реш-самех-вав (400–200-60–6).
В православной традиции не имеется также какого-либо общепринятого толкования «числа зверя», или «числа имени» антихриста, которое, согласно Апокалипсису, составляет шестьсот шестьдесят шесть (см.: ( Откр.13:17-18; 15:2 ). Ириней Лионский считает, что это число слагается из возраста Ноя на момент начала потопа (6оо лет) и размеров истукана, построенного Навуходоносором (6о локтей в высоту, 6 в ширину), однако произвольный характер этого толкования очевиден. По словам Ипполита Римского, относительно имени антихриста «невозможно высказать что-нибудь определенное».
Ипполит предлагает несколько возможных толкований этого имени, однако оговаривается, что «нельзя еще наперед предсказывать, что (имя антихриста) действительно и будет таковым, равно как нельзя отрицать, что он не может называться как-нибудь иначе». Андрей Кесарийский относительно толкования имени антихриста и числа имени его замечает: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге. Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита и других, можно найти множество имен, и собственных, и нарицательных, соответствующих этому числу».
Во всяком случае, православной традиции было всегда глубоко чуждо магическое отношение к числам как таковым, в том числе к числу шестьсот шестьдесят шесть, которое само по себе ничем не отличается от других чисел. Нигде в святоотеческой традиции не встречается мысль о том, что в самом этом числе содержится некая угроза или духовная опасность. Очевидно, что число шестьсот шестьдесят шесть в Апокалипсисе является неким таинственным символом, смысл которого не раскрыт автором книги; не был этот символ сколько-нибудь убедительно истолкован и в святоотеческую эпоху.
Относительно же «начертания» антихриста, многократно упоминаемого в Апокалипсисе (см.: ( Откр.13:17-18 ); ( Откр.14:9—11 ); ( Откр.15:2 ); ( Откр.16:2 ; ( Откр.19:20 ), можно лишь сказать, что, согласно самой этой книге, а также большинству святоотеческих толкований, оно будет символом добровольного подчинения антихристу. Иными словами, начертание, или печать, не будет ставиться автоматически, и никто не окажется у антихриста в невольном подчинении или порабощении. У каждого будет возможность сделать сознательный выбор в пользу Христа или в пользу антихриста, и истинные христиане отвергнут искушение, даже если это будет стоить им жизни.
Данная цифра является, по существу, библейским символом мамоны – царства земного изобилия, славы, могущества. Это следует из исторического факта, восходящего ко времени Соломона, при котором еврейское государство достигло вершины своего процветания. Только «в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» ( 3Цар. 10:14 ; 2Пар. 9:13 ), то есть 32 тонны 707,26 кг!
Полное погружение ума людей (печать на лбу), всей их деятельности (печать на правой руке как символе деятельности человека) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совершенное оставление мысли о Царстве Божием и правде его ( Мф. 6:31-33 ), абсолютный материализм и станет «именем» антихриста как величайшего его идеолога.
В связи с этим понятен и вопрос о «трех шестерках». Его психологическая особенность заключается в конкретной наглядности этого символа и отсюда впечатляющей значимости для неискушенного сознания. Повышенная заостренность внимания на этой апокалиптической цифре стимулируется еще и тем, что хотя она с точки зрения технологии и вообще математической основы компьютерной техники ни в коей мере не является обязательной в компьютерных системах исчисления, тем не менее, ее присутствие в них, как считают многие, стало повсеместной.
Очевидно, что внедряющие данный знак, верят в его магическую силу и пытаются привить свою веру в этого идола всем и, прежде всего, христианам. Но апостол Павел на любую языческую веру реагировал совершенно определенно: «… идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). То есть все языческие мистические знаки (цифры, слова, изображения, заклинания, магические действия, колдовство и т.д., и т.п.) сами по себе, без веры в их значимость не имеют никакой силы и власти над христианином, имеющим веру в Господа Иисуса Христа и запечатленным Его святыми таинствами.
Но вопрос: поскольку эта цифра как число имени антихриста указана в Священном Писании, то равнодушие к ее употреблению не может ли явиться причиной незаметного принятия самого зверя? Мысль о т.н. «незаметности» принятия антихриста решительно противоречит одному из самых важных положений православной веры – о безусловной зависимости спасения или гибели человека от его сознательного, нравственно-свободного выбора Христа или антихриста. Сам Бог, утверждают все святые отцы, не может спасти нас без нас. («Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Мк.16:16 ). Тем более, не может погибнуть человек без сознательной веры в антихриста. Только принятие этой цифры как знака веры в него делает ее гибельной для христианина. Пока же этой веры нет, «печать антихриста» для человека не имеет никакого религиозного значения.
Может и быть, что антихрист сделает эту цифру своей «печатью» (в противоположность кресту Христову), знаком признания его как действительного спасителя всего человечества. Тогда ее принятие в этом качестве будет действительно означать отступничество от Господа Иисуса Христа. Но вне этого смысла боязнь шестерок есть признак суеверия христианина, и, без сомнения, источник злорадства проповедников этой веры, которые, уподобляясь известному животному, также всюду оставляют свои следы.
Что означает «Число Зверя»
Все народы мира придавали большое значение числам.
Их считали воплощением космического порядка, отражением Божественной мудрости.
Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой.
Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».
Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:
«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).
Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю. Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа.
О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.
Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.
Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:
«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога. Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».
«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:
«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель. И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».
Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».
На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита. Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?
Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров. Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца. Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.
Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке. При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?
Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.
Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.
Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование. Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.
Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.
Все авторы «откровений» (впоследствии Церковь канонизировала только одно — дошедший до нас «Апокалипсис») пользовались схожей символикой: семь царей, сорок два месяца власти зверя, число антихриста. И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.
Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде. Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.
Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».
Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду. Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».
Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса. А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС». А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть. Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.
Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36. Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.
А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина. Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться.
По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.
На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!
Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)! А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.
Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.
Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.
Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.
В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.
Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:
«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих. Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».
История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей. И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На протяжении 2000 лет символом ужасного Антихриста, который придет править миром перед Страшным судом, считалось число 666. Для многих это число несчастливое: даже в Европарламенте место под номером 666 всегда остается пустым.
Число 666 пришло к нам из Откровения — самой последней и самой странной из всех книг Библии. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
Но это неправильное число.
Этот «огрызок» является единственным основанием для утверждения, что число зверя не шестьсот шестьдесят шесть, а 616 (XIC)
Существует мнение, что, возможно, в первые века при переписывании Откровения Святого Иоанна была допущена ошибка, поскольку в ряде ранних источников (в том числе найденном при раскопках древнейшем папирусном списке Апокалипсиса примерно 225—275 годов [5] ) число зверя указано как 616 (ΧΙϚ — хи, йота, числовая дигамма), а не 666 (ΧΞϚ — хи, кси, числовая дигамма). Но точно установить, какая версия правильная, затруднительно. Ириней Лионский также упоминал о варианте 616, но отрицал его верность.
В 2005 году был сделан перевод самого раннего из известных человечеству текстов Книги Откровения, который ясно дает понять, что речь идет о числе 616. 1700-летний папирус был найден на свалке египетского города Оксиринхус и расшифрован группой ученых-палеографов из Бирмингемского университета под руководством профессора Дэвида Паркера.
Если новое число действительно правильное, находка вряд ли обрадует тех, кто потратил целое состояние, стараясь избежать старого варианта. Так, в 2003 году знаменитое американское шоссе 666 — известное как «Шоссе дьявола» — было переименовано в шоссе 491. Еще меньше обрадуется Департамент транспорта города Москвы. В 1999 году его чиновники присвоили новый номер «зловещему» автобусному маршруту 666. Автобус стал именоваться 616.
Споры по поводу числа Зверя не прекращаются со II века. Вариант Библии, ссылающийся на цифру 616, был раскритикован лионским епископом Иринеем (130–200) как «ошибочный и ложный». Фридрих Энгельс проанализировал Библию в своей книге «О религии» (1883). Он также рассчитал число Зверя как 616, а не 666.
Откровение является первой книгой Нового Завета и полно числовых загадок. У каждой из двадцати двух букв древнееврейского алфавита есть соответствующее число, так что любое из чисел можно прочесть как слово.
И Паркер, и Энгельс доказывают, что Книга Откровения — это политический, антиримский трактат, численно закодированный с целью завуалировать главное послание. Число Зверя (каким бы оно ни было) относится либо к Калигуле, либо к Нерону — ненавистным преследователям первых христиан, — а не к какому-то воображаемому злому духу в человеческом образе.
Книга Откровения часто вызывала и вызывает споры, породила множество комментариев, порой даже абсурдных. В последнее же время утихнувшие было рассуждения о возможной идентификации числа 666 вспыхнули с новой силой.
У народов Средиземноморья в античности не существовало цифр. Их заменяли буквы алфавита. И многие авторы в духе эпохи использовали буквы как цифры: то ли для того, чтобы их произведения удовлетворяли тогдашним литературным правилам; то ли из желания скрыть от цензуры истинный смысл. Хороший пример первого из случаев находим в известном памятнике античной литературы — книгах Сивилл, которые в греко-римском мире считались пророческими.
Автор книги Откровения, который «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Отк. 1:9), зашифровал имя зверя по той простой причине, что гонения на христиан не располагали к тому, чтобы прямо писать об известных всем событиях. Представьте себе следующую ситуацию. В 68 г. или 69 г. н. э. ссыльный пресвитер пишет большое письмо сразу семи церквам Асии, прихожане которых обеспокоены слухами о возможной войне с парфянами и возвращении Нерона, и прямо указывает на императора Нерона, как на зверя из бездны! Конечно же, Иоанн не мог себе этого позволить, иначе его послание было бы уничтожено римлянами подобно другим писаниям христиан. Однако автор дал достаточно ясное указание на то, что за цифрами скрывается конкретный и хорошо всем известный человек: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Отк. 13:18). Автор не зря написал дословно «число человеческое», тем самым он указал, что число 666 означает конкретного человека, имя которого надо прочитать по буквам, из которых складывается это число.
Цифры: 100, 60, 200, 50, 200, 6, 50. Сумма: 666.
Помогают расшифровать это число и некоторые рукописи, в которых переписчики изменили его на число 616. Переписчики прекрасно понимали, чье имя было скрыто под цифрами, поэтому изменили его соответственно римскому стилю. В латыни (в отличие от греческого) кесарь Нерон пишется как Caesar Nero. Переписчики соответственно отбросили последнюю букву Нун, отчего число уменьшилось ровно на 50. Поэтому и 666, и 616 — лишь разные формы с одним содержанием.
Во всей же истории с числом зверя поражает представление современного обывателя о нем, где много надуманной мистичности, чуть ли не сакральности. На самом деле рукописи книги Откровения содержат разные варианты этого числа: 666, 665, 646 и 616. Так которое же из этих чисел нам грозит опасностью? И вообще стоит ли опасаться мертвых цифр? В книгах Сивилл (V, 28) Нерону «знак пятьдесят назначен судьбою», но это новое «число зверя» ничего не прибавляет и ничего не убавляет в омерзительном портрете Нерона.