Что означает 30c на аккумуляторе
Аккумулятор, особенности выбора, ч. 3
Итак, прежде чем идти и покупать аккамулятор, необходимо определиться с параметрами, которым он должен соответствовать, чтобы нормально функционировать в сочетании с другим электрооборудованием автомобиля.
Основными параметрами считаются следующие:
• электрическая (номинальная) емкость, А•ч;
• значение пускового тока (тока стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя автомобиля), А;
• размеры корпуса АКБ;
• масса АКБ.
Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда или способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени.
Так, емкость 60 ампер-час означает, что аккумулятор может давать ток в 1 ампер в течение 60 часов (или в 2 ампера в течение 30 часов и т.д.).
Электрическая емкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режиме резервной емкости.
Грубо говоря, емкость – это сколько электричества «умещается» в аккумуляторе. Причем размеры (длина-ширина-высота) здесь не так важны, как особенности конструкции и, следовательно, внутренние возможности накапливать энергию.
Вообще-то, то, что пишут на этикетках европейских и отечественных АКБ – есть номинальная электрическая емкость, то есть емкость 20-часового разряда батареи. Именно она регламентируется в большинстве нормативных документов производителей (в Росии – это соответствие ГОСТу 959-91).
Для определения номинальной емкости батарею непрерывно разряжают при температуре 25°C током, равным 0,05 C20 (имеется в виду, 0,05 А от величины номинальной емкости, указанной производителем при 20-часовом режиме разряда). Получается, что для АКБ емкостью 60 А•ч ток разряда составляет 3 А, а для АКБ, емкостью 90 А•ч – 4,5 А. При определении номинальной емкости разряд прекращается, если 12-вольтовая батарея через положенные 20 часов стала длительно выдавать ток с напряжением 10,5 В.
На аккумуляторах американского производства зачастую можно прочитать такую характеристику, как резервная емкость. Между прочим, в Америке это более почитаемый параметр, чем номинальная емкость. Он показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток 25 А (т.е. в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший из строя генератор).
Или же – это запас емкости аккумулятора, измеренный в минутах при разряде током в 25 А для батарей любой емкости при температуре 27°C. К примеру, для АКБ номинальной емкостью 55 А•ч резервная емкость может составлять 85-90 минут. Это значит, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет двигаться еще примерно 1,5 часа за счет энергии АКБ.
Причем, резервная емкость — время (в минутах), в течение которого аккумулятор при токе разрядки в 25 А способен поддерживать напряжение не ниже 10,5 вольт.
По американским понятиям резервная мощность – наиболее важное значение, так как показывает время, за которое можно проехать ночью при минимальной электрической нагрузке автомобиля при неработающем аккумуляторе.
Почему стоит ограничение в 10,5В, думаю, понятно: такое напряжение еще позволяет уверенно пускать двигатель стартером.
Что касается установленного времени, то когда-то был стандарт – 2 часа (считалось, что это необходимое время, чтобы среднестатистический американец смог добраться до ближайшего сервиса). Со временем число сервисов увеличилось настолько, что смысл в 2-часовом ограничении отпал, но остался непреложный принцип: чем больше, тем лучше.
Пусковая мощность — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18 градусов С. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель.
Но дело в том, что производитель может подгонять данный параметр под разные стандарты.
Так, российские ТУ и германский DIN – имеют более жесткую спецификацию. Она называется: стартерный режим разряда (короткий разряд).
Согласно ее при температуре электролита –18°С (холодный пуск), и при токе разряда 255 А напряжение на клеммах через 30 секунд после начала испытаний не должно быть менее 9В. Причем, при дальнейшем разряде батареи напряжение имеет право снизиться до 6 В не ранее чем через 150 секунд. Именно такая проверка энергетики гарантирует, что выдержавший ее аккумулятор обеспечит нам не менее трех-пяти полноценных попыток пуска двигателя.
Кстати, пуск – это 10 секунд работы плюс 30 секунд передышки.
Почему за отправную точку взята температура минус 18°С? Да просто в соответствии с товарными маслами за зимнюю температуру пуска бензинового двигателя принимается −20° С, а для дизельных двигателей — до −15-17°C. А посему выходит, что «средняя температура по больнице» равна примерно –18°С. При более низких температурах для дизелей уже предполагается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска бензиновых двигателей.
Другой, более мягкий стандарт – по SAE (США) или EN (Стандарт Евросоюза). Он называется: ток холодной прокрутки.
Специалисты, разрабатывающие этот стандарт, считают, что максимальная нагрузка на аккумулятор приходится именно в первые секунды пуска двигателя, а потом ему становится гораздо легче. Поэтому согласно данной спецификации на холодный запуск требуется нагрузка выше, чем по ТУ и DIN – около 440А. Но уже через 10 секунд такой нагрузки напряжение на клеммах не должно «просесть» ниже 7,5В, а через 30 секунд – ниже 7,2В (в предыдущих было – 9В).
Требование то же – аккумулятор в мороз должен выдержать не менее 3-х пусков (по 10 секунд работы с 30-секундными паузами).
В общем, мощность аккумулятора, характеризуемая временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Поэтому понятно, что чем больше емкость АКБ, тем больше в запасе у автовладельца попыток запустить двигатель. Но здесь есть и свои подводные камни.
Опции темы
Приветствую всех. Господа, внесите ясность. Передо мной три аккума, Li-Po. Три банки у двоих, и четыре в третьем. Трехбаночные имеют обзначение помимио вольтажа и тока еще и такое 12С и 20С. Очень прошу, внесите ясность русским языком, что это и на что влияет! Благодарю.
Если человек будет заряжать липы током 16С, он без квартиры либо машины окажется!!
А если у меня мотор 5А, какой ток ему можно безопасно давать?
Вопрос немного не коректен.
Я бы спросил, какой винт ему присандалить, что бы он больше 5 Ампер не сожрал.
Логическая цепочка, как я понимаю такая.
Мотор пытаеся сожрать тока в Амперах столько, сколько навесишь винт в шаге и в деаметре исходя из оборотов на вольт и поданного на него вольтажа. Если для мотора написано 12А при винте 10х5, то вешать на него 14Х6 явно не нужно.
Меньше можно, токи будут меньше, а обороты больше.
2 Болльшой Папа
А соорри. Проглядел. Все правильно. Респект митинским коллегам!
ТАК. многое прояснилось. Учился в электромеханическом техникуме, а с такой мелочью не смог разобраться. И маленький спор возник, но в нем родилась истина. Всем спасибо. Но если вдруг кто то может что то добавить, буду рад.
Что означает 30c на аккумуляторе
Авиамоделист запись закреплена
Небольшой ликбез для новичков по аккумуляторам. Что означает 30С, 50С, 85С или даже 200С на аккумуляторе?
Эту цифру нужно умножить на емкость аккумулятора и получится максимальный ток, который может отдавать аккумулятор.
Например 2200мАh 30С это максимальный ток 66А. Но не всё так просто.
Что означает этот максимальный ток? Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев, каждый китаец вкладывает свой смысл или вообще не понимает смысл и копирует у другого китайца и почти никогда не приложит таблицу зависимости внутреннего сопротивления от уровня заряда аккумулятора.
Нас интересует только практическое применение данного параметра.
Введем точное определение максимального тока:
*******
При заряде в 3.7В на банку на максимальном токе напряжение на банке не должно проседать ниже 3В.
*******
Почему при 3.7В? Потому что максимальный ток только на полном заряде малоинтересен, ведь полный заряд через мгновение уже не полный. Почему 3В? Потому что ниже 3В на банку начинаются процессы деградации аккумулятора, в частности вспухание.
Как проверить хитрого китайца на честность? Нужно всего-лишь измерить внутреннее сопротивление аккумулятора, в нашем случае 3.7В, а через внутреннее сопротивление посчитать максимальный ток, который может выдать аккумулятор без деградации.
*******
Внутреннее сопротивление вычисляется по следующей формуле:
Т.е. подключаем нагрузку с известным сопротивлением и измеряем напряжение на аккумуляторе с этой нагрузкой и без. Напряжение без нагрузки должно быть около 3.7В как договорились. Сопротивление нагрузки выбираем такое, чтобы разница напряжения была значительно выше, чем точность вольтметра.
ВАЖНО:
Новые аккумуляторы содержат ингибитор старения для длительного хранения. Внутреннее сопротивление такого аккумулятора может быть В РАЗЫ ВЫШЕ, чем нужно, а максимальный ток в разы ниже, соответственно. Новый липо аккумулятор нужно 3 или более раз разрядить и зарядить малым током, не более 1С, от 3В до 4.2В. Только тогда ингибитор старения полностью разложится и аккумулятор будет отдавать полный ток. В противном случае при больших токах он вспухнет от быстрого разложения ингибитора старения и выделения водорода от просадки напряжения ниже минимального. Многие думают, что из-за того, что липо не имеют эффекта памяти, их не нужно тренировать, но их нужно тренировать по другой причине:)
Чисто ради эксперимента выложите в комментах свои измерения, пожалуйста, если не лень.
У многих из нас есть фонари под данный тип аккумуляторов, а у кого-то есть и повербанки для таких типов аккумуляторов. Как не обмануться при покупке и какой тип выбрать поможет эта статья.
На написания этой статьи меня сподвигнул очередной перл от китайцев.
1. Расшифровка загадочных надписей аккумуляторов
В массовом производстве используются три класса Li-ion аккумуляторов (за основу взят материал катода, вторая буква в маркировке):
1) литий-кобальтовые LiCoO2 (самые распространенные, наиболее высокая емкость среди Li-Ion)
2) литий-марганцевые LiMnO2, LiMn2O4, LiNiMnCoO2 (более известные как высокотоковые (INR), способные отдавать в нагрузку токи 5-7С, по емкости обычно уступающие первым)
3) литий-феррофосфат LiFePO4 (недооцененные рынком отличные аккумуляторы, по всем параметрам бесспорно выигрывающие у первых двух типов, кроме рабочего напряжения и емкости, она еще ниже, чем у INR)
Как говорится, все три класса заточены под выполнение конкретных задач, имеют свои плюсы и мнусы.
Так как единых стандартов маркировки аккумуляторов не существует, все производители маркируют по-разному. Но в идеале должно быть как-то так:
1) первая буква – технология изготовления (I — литий-ионная технология)
2) вторая буква — тип химии, материал катода (C/M/F — кобальтовая/марганцевая/железофосфатная химия)
3) третья буква R — аккумулятор (rechargeable)
4) пять цифр – формфактор (первые две цифры – диаметр, следующие две – длина, последняя цифра – форма акка (0 – цилиндрический))
— 10440 (всем привычные «мизинчики»)
— 14500 (всем привычные «пальчики»),
— 16340 (размер как у батарейки CR123),
— 17335 (не распространены)
— 18500 (также не слишком распространены)
— 18650 (самый распространенный формфактор на рынке),
— 18700 (неофициально, аккумулятор 18650 + плата защиты, т.е. защищённый аккумулятор ),
— 26650 (увеличенные, пришли на рынок с подачи компании A123 Systems, производящей литий-феррофосфатные аккумуляторы)
— 32650 (совсем монстры, только для стационарных устройств, вес почти 150гр)
— плюс неофициальные ф/ф с платами защиты, например 18670…
5) буквы/цифры — специфическая маркировка емкости (у всех производителей по-разному)
Пример маркировки, но как правило у всех производителей по разному:
— Samsung ICR18650-26F (литий-ионный аккум с привычной кобальтовой химией, ф/ф 18650 емкостью 2600mah)
— Samsung INR18650-20R (литий-ионный аккум с марганцевой химией, т.е. высокотоковый, ф/ф 18650 емкостью 2000mah)
Собственные обозначения:
Panasonic NCR18650PF (NCR – разновидность кобальтовой химии, что-то среднее между первым и вторым классом, т.е. простыми словами химия LiNiCoO2, без использования магранца. Как бы под определенный класс не подходит, получился некий симбиоз. Из плюсов – высокая плотность энергии с низкими порогами до 2,5-2,75V). В данном аккумуляторе применена LiNiMnCoO2 химия, то бишь он уже IMR высокотоковый на основе марганца, но производитель оставил старую маркировку.
Sanyo UR18650FM – информация может не точная, но встречал информацию, что Sanyo не производит аккумуляторы для розничной продажи, поэтому и не заморачивается с маркировкой. Она штампует банки для крупных производителей электроники, поэтому маркировка чисто «под себя». Возможно, по внутренним обозначениям компании, UR и F(M) означает тип, химию и емкость, по крайней мере в даташитах информации нет (только, что это маркировка модели). А так это литий-ионный аккум с привычной кобальтовой химией, ф/ф 18650 емкостью 2600mah.
2. Что значит защищённый аккумулятор
Li-Ion аккумуляторы должны работать в диапазоне напряжений 4,2-2,5В. Для того, чтобы в процессе работы напряжение на АКБ не выходило за пределы этого диапазона на минусовой контакт незащищенного Li-Ion АКБ (их еще называют «ячейка») ставят небольшую электронную плату защиты (зачастую, она именуется просто «защита»).
Именно эта плата обеспечивает работу ячейки в допустимом диапазоне напряжений, предохраняет от перегрузки по току и от короткого замыкания.
Плата защиты приваривается стальной лентой к контактам аккумулятора
Крупные производители Li-Ion аккумуляторов НЕ ВЫПУСКАЮТ ЗАЩИЩЕННЫХ АКБ. Они производят только НЕЗАЩИЩЕННЫЕ аккумуляторы. В природе не существует защищенных Li-Ion аккумуляторов Panasonic или SAMSUNG, которые были бы выпущены непосредственно «панасоником прямо в Японии» или «самсунгом» а все, кто утверждает обратное, по какой-то причине пытаются ввести вас в заблуждение.
Защищенные аккумуляторы СОБИРАЮТСЯ из незащищенного Li-Ion аккумулятора (ячейки) и платы защиты.
И собираются они тоже по-разному: сборка защищенных АКБ, в основном, происходит на заводах в Китае. Но Китай — Китаю рознь. Есть как откровенное барахло (с емкостями 3800мАч и выше) так и очень качественные продукты.
Защищенные аккумуляторы выпускаются под совершенно различными брендами, не имеющими отношения к производителю ячеек.
И весь этот «бутерброд», упаковывается в термо-пленку с обозначение бренда и емкости (как реальной так и совершенно бредовой, в некоторых случаях).
Из-за платы защищенные аккумуляторы на пару миллиметров длиннее своих незащищенных сородичей и на 0,5 мм толще.
Вследствии этого, ВАШ АККУМУЛЯТОР МОЖЕТ НЕ ВЛЕЗТЬ В ВАШЕ УСТРОЙСТВО
Такие аккумуляторы могут обозначаться типоразмером 18700 (где первые две цифры это диаметр в мм., а вторые две- длина). Это надо учитывать при выборе аккумулятора, — сможет ли такой аккумулятор влезть, к примеру, в ваш фонарь или зарядное устройство.
3. Для чего нужны защищённые аккумуляторы
Защищенные аккумуляторы можно применять в любых устройствах, которые расчитаны на работу с Li-Ion источниками питания и не имеют встроенного контроллера заряда-разряда. В настоящее время основными потребителями защищенных АКБ являются светодиодные фонари, так как именно такие аккумуляторы способны обеспечить питанием мощные светодиоды в течении продолжительного времени.
Если у вас светодиодный фонарь, с вероятностью 99% вам необходим защищенный аккумулятор. Если вы хотите отремонтировать батарею в ноутбуке или в шуруповерте или просто вам нужна БАТАРЕЯ из LI-Ion аккумуляторов, то вам необходимы именно незащищенные АКБ.
У некоторых аккумуляторов китайская защита слишком осторожная, и прерывает ток при меньшем потреблении. Из-за этого мощные фонари на XM-L просто не работают. Включаешь фонарь — он разок мигнет, и все. Вставил аккумулятор еще раз — тоже самое. Защита срабатывает почти мгновенно. Тут нужно либо содрать защиту, либо купить другой аккумулятор.
Защита неизбежно увеличивает длину аккумулятора на 3-4 мм, а то и больше. Когда длина достигает 7 см, некоторые фонари перестают закрываться и не работают. Чем длиннее аккумулятор, тем с большей силой давят на него пружины; иногда случается, что они даже продавливают минусовой контакт аккумулятора. Особенно часто это случается, когда фонарь используется как подствольный, во время отдачи при выстреле. Но и просто с усилием закручивать крышку фонаря, чувствуя, как пружина процарапывает аккумулятор, не слишком приятно.
Защита НЕ ПРЕДОХРАНЯЕТ фонарь от перегрева и последующего взрыва. От этого защищают отверстия в клапане, через которые стравливается повышенное давление в аккумуляторе. Но в герметичном пространстве это не сработает.
В принципе, при некотором внимании можно спокойно использовать не защищенные аккумуляторы. Многие так и делают. Естественно, речь идет про фонарь на одном аккумуляторе. Если используются несколько аккумуляторов, защита должна быть обязательно.
Таблица характеристик по известным брендам
Фирма Емкость Маркировка Напряжение заряда конечное напряжение ток разряда А непрерывный (максимальный)
1 LG 3200mAh ICR18650E1 4.35 ±0.05 V 2.75V 4,65-1,5С
2 LG 3000mAh ICR18650D1 4.35 ±0.05 V 2.75V 5,8-2С
3 LG 2800mAh ICR18650C1 4.35 ±0.05 V 3.0V 4-1,5С
4 LG 2600mAh ICR18650B2 4.2 ±0.05 V 3.0V 3,75-1,5С
5 LG 2600mAh ICR18650B3 4.2 ±0.05 V 3.0V 3,75-1,5С
6 LG 2600mAh ICR18650B4 4.2 ±0.05 V 2.75V 5-2С
7 LG 2400mAh ICR18650A4 4.2 ±0.05 V 3.0V 3,6-1,5С
8 LG 2200mAh ICR18650S3 4.2 ±0.05 V 3.0V 3,2-1,5С
9 Panasonic 3600mAh NCR18650G 4.2 ±0.05 V 2.5V 6,5-2C
10 Panasonic 3400mAh NCR18650B 4.2 ±0.05 V 2.5V 6,2-2C
11 Panasonic 3400mAh NCR18650BF 4.2 ±0.05 V 2.5V 6,2-2C
12 Panasonic 3200mAh NCR18650BD 4.2 ±0.05 V 2.5V 6,4-2C(10-3C)
13 Panasonic 3200mAh NCR18650BE 4.2 ±0.05 V 2.5V 6,4-2C(10-3C)
14 Panasonic 3100mAh NCR18650A 4.2 ±0.05 V 2.5V 5,9-2С
15 Panasonic 2900mAh NCR18650PF 4.2 ±0.05 V 2.5V 5,5-2C(10-3C)
16 Panasonic 2900mAh NCR18650PD 4.2 ±0.05 V 2.5V 5,5-2C(10-3C)
17 Panasonic 2900mAh NCR18650 4.2 ±0.05 V 2.5V 5,5-2С
18 Panasonic 2600mAh CGR18650E 4.2 ±0.05 V 3.0V 5-2С
19 Panasonic 2500mAh CGR18650F 4.2 ±0.05 V 3.0V 5-2С
20 Panasonic 2250mAh CGR18650CG 4.2 ±0.05 V 3.0V 4,3-2С
21 Panasonic 1900mAh UR18650Y 4.2 ±0.05 V 2.75V 3,8-2С
22 Samsung 3200mAh ICR18650-32A 4.35 ±0.05 V 2.75V 6,4-2C
23 Samsung 3000mAh ICR18650-30B 4.35 ±0.05 V 2.75V 5,9-2C
24 Samsung 3000mAh ICR18650-30A 4.3 ±0.05 V 2.75V 6-2C
25 Samsung 2900mAh ICR18650-29E 4.2 ±0.05 V 2.5V 2,8-1C(8,25-3C)
26 Samsung 2800mAh ICR18650-28A 4.3 ±0.05 V 2.75V 5,6-2C
27 Samsung 2600mAh ICR18650-26C 4.2 ±0.05 V 2.75V 5,2-2C
28 Samsung 2600mAh ICR18650-26F 4.2 ±0.05 V 2.75V 5,2-2C
29 Samsung 2600mAh ICR18650-26H 4.2 ±0.05 V 2.75V 5,2-2C
30 Samsung 2400mAh ICR18650-24E 4.2 ±0.05 V 2.75V 4,8-2C
31 Samsung 2200mAh ICR18650-22F 4.2 ±0.05 V 2.75V 4,4-2C
32 Sanyo 3350mAh NCR18650BF 4.2 ±0.05 V 2.5V 6,2-2C
33 Sanyo 3000mAh UR18650ZTA 4.35 ±0.05 V 3.0V 5,8-2C
34 Sanyo 2800mAh UR18650ZT 4.3 ±0.05 V 3.0V 5,4-2C
35 Sanyo 2600mAh UR18650ZY 4.2 ±0.05 V 2.75V 2,6-1C
36 Sanyo 2600mAh UR18650FM 4.2 ±0.05 V 2.75V 5-2C
37 Sanyo 2400mAh UR18650F 4.2 ±0.05 V 2.75V 5-2C
38 Sanyo 2250mAh UR18650A 4.2 ±0.05 V 2.75V 4,3-2C
39 Sanyo 2200mAh UR18650FJ 4.2 ±0.05 V 2.75V
40 Sanyo 2000mAh UR18650Y 4.2 ±0.05 V 2.75V 3,8-2С
41 Sony 2900mAh US18650NC1 4.2 ±0.05 V 2.5V 8(10)
42 Sony 2600mAh US18650GR 8A 4.2 ±0.05 V 3.0V
43 Sony 2400mAh US18650GR G7 4.2 ±0.05 V 3.0V
44 Sony 2200mAh US18650GR G5 4.2 ±0.05 V 3.0V
Производитель Емкость Маркировка ток(А)
1 LG 1 500 HB2 20
2 LG 1 500 HB6 25
3 LG 2 000 HD2 20
4 LG 2 000 НE1 10
5 LG 2 500 HE2 20
6 LG 2 500 HE4 20
7 LG 3 000 HG2 20
8 LG 3 200 MH1 10
9 LG 3 500 MJ1 10
10 Panasonic 2 250 CGR18650CH 10
11 Panasonic 2 900 NCR18650PF 10
12 Panasonic 2 900 NCR18650PD 10
13 Panasonic 3 200 NCR18650BD 10
14 Samsung 1 300 INR18650-13Q 18
15 Samsung 1 300 INR18650-13P 10
16 Samsung 1 500 INR18650-15Q 18
17 Samsung 1 500 INR18650-15M 23
18 Samsung 1 500 INR18650-15R 25
19 Samsung 2 000 INR18650-20Q 15
20 Samsung 2 000 INR18650-20R 22
21 Samsung 2 200 ICR18650-22P 10
22 Samsung 2 400 INR18650-24R 25
23 Samsung 2 500 INR18650-25R 20
24 Samsung 3 000 INR18650-30Q 15
25 Samsung 3 200 INR18650-32E 10
26 Samsung 3 500 INR18650-35E 8
27 Sanyo 1 300 UR18650SA 15
28 Sanyo 1 300 UR18650SAX 25
29 Sanyo 1 500 UR18650W2 18
30 Sanyo 1 500 UR18650WX 25
31 Sanyo 2 000 UR18650EX 20
32 Sanyo 2 000 UR18650RX 10
33 Sanyo 3 500 NCR18650GA 10
34 Sony 1 100 US18650VT 10
35 Sony 1 300 SE US18650VT 20
36 Sony 1 600 US18650VTC3 30
37 Sony 2 100 US18650VTC4 30
38 Sony 2 250 US18650V3 10
39 Sony 2 600 US18650VTC5 30
40 Sony 2 900 US18650NC1 10
RCSearch
Содержание
Описание [ править ]
Многие так называемые «модельные» LiPo-аккумуляторы способны отдавать ток в 10 и даже 100 раз превышающий численное значение ёмкости. Такие аккумуляторы применяются также в портативном электроинструменте и в некоторых современных электромобилях.
Также бывают «обычные», бытовые литий-полимерные аккумуляторы (используемые в мобильных телефонах, цифровой технике и т.п.), которые не способны отдавать большой ток.
Преимущества [ править ]
Где купить LiPo-аккумулятор [ править ]
Обозначения литий-полимерных источников питания [ править ]
Что такое mAh [ править ]
Что такое S [ править ]
LiHV-аккумуляторы имеют повышенные номинальные и максимальные напряжения.
Что такое P [ править ]
Но если, к примеру, взять 2 одинаковых аккумулятора «2200 2S1P», соединить их силовые провода параллельно (плюс с плюсом, а минус с минусом), то получится удвоение ёмкости, а обозначается такая сборка батарей «4400 2S2P», и практически она будет идентична в эксплуатации «4400 2S1P».
В запечатанных сборках, для соблюдения балансировки при заряде, банки в начале параллелят и уже потом соединяют последовательно. Если соединять 2 аккумулятора через силовые провода, то желательно так же соединить и их балансировочные разъёмы.
Можно наглядно посмотреть различные схемы сборок аккумуляторов.
Что такое С [ править ]
Важной характеристикой LiPo-аккумуляторов является максимальный разрядный ток (токоотдача), то есть способность обеспечивать в нагрузочной цепи некий максимальный разрядный ток. Токоотдача измеряется в единицах С, и вычисляется как отношение допустимого разрядного тока к эквивалентной ёмкости аккумулятора (заряду в ампер-часах).
Например, если на аккумуляторе указана ёмкость 2200mAh и максимальный разрядный ток 20С, то это значит что аккумулятор может обеспечивать ток не выше 2200 * 20 = 44000 mA = 44 A, что нужно учитывать при подключении нагрузки к нему.
Отдельно в характеристиках аккумулятора фигурирует максимальный зарядный ток, определяемый в тех же единицах C. Всё вышесказанное справедливо и для зарядного тока.
Если максимальная токоотдача аккумулятора значительно превышает требуемый ток нагрузочной цепи, то в этом нет ничего страшного, т.к. реальный ток определяется прежде всего нагрузкой, а не способностью аккумулятора. Минусом такого подключения могут быть лишь неоправданно большие размеры и масса аккумулятора.
Разряд LiPo-аккумуляторов [ править ]
Температура при разряде [ править ]
LiPo-батареи имеют оптимальную температуру разряда около +43°C, при которой обеспечивается наиболее высокое напряжение под нагрузкой. Также LiPo-аккумуляторы с началом разряда при температуре +43°C меньше нагреваются во время разряда и заканчивают разряд при более низкой температуре, чем батарея с началом разряда при температуре +21°C. Это обусловлено внутренним сопротивлением: оно уменьшается по мере увеличения температуры аккумулятора до +43..45°C, а при более высокой температуре сопротивление снова начинает увеличиваться.
Кроме того, по некоторым наблюдениям, отмечалось выравнивание внутреннего сопротивления банок при температуре +43°C, в то время как на тех же аккумуляторах в холодном состоянии при измерении внутреннего сопротивления наблюдался больший разброс значений
Нагрев батарей до или близко к их оптимальной температуре +43°C при разряде также обеспечивает выигрыш в длительности службы (сколько раз они могут быть заряжены и разряжены перед началом деградации характеристик).
Расконсервация [ править ]
Первые 2-4 цикла заряда/разряда лучше делать током 3-5C, не больше. Это связано с тем, что при производстве Li-Ion и Li-Po аккумуляторов в электролит добавляется своего рода консервант (ингибитор), который продлевает срок хранения без ущерба для аккумулятора, а также поддерживает напряжение в батарее после производства. Эта добавка (ингибитор) разлагается при первых нескольких циклах заряд-разряд. После такой расконсервации аккумулятор выходит на нормальные режимы работы, в которых, в том числе, после полной зарядки достигается равное напряжение на банках. При использовании батарей в условиях высоких токов разряда, при наличии неразложившегося ингибитора, ячейки могут быть повреждены, что выражается вспуханием ячеек, потере ёмкости и снижении срока службы.
Заряд LiPo-аккумуляторов [ править ]
Fast Charge [ править ]
Для заряда аккумуляторов в поле стоит поискать аккумуляторы с возможностью ускоренной зарядки, на них пишут Fast charge 2С или 5С.
Температура при заряде [ править ]
Мнения [ править ]
См.также [ править ]
Хранение (рекомендовано) [ править ]
Где хранить безопасно:
Искрение [ править ]
С этим можно бороться резисторами на отдельном тонком кабеле, который нужно подключать раньше основного. Ток заряда конденсаторов через резистор будет ниже и искрение будет таким образом подавляться. Также можно использовать специальные разъёмы.
Вздутие LiPo [ править ]
Еле вспухшие аккумуляторы (в таком состоянии вспухание определяется скорее на ощупь, чем визуально) можно некоторое время продолжать эксплуатировать, контролируя фактическую ёмкость. Если аккумулятор не способен держать ёмкость менее 80% от номинальной, то следует приступить к его утилизации.
Сильно (заметно) вспухшие аккумуляторы следует немедленно прекратить эксплуатировать и так же утилизировать.
Возгорание LiPo [ править ]
В продаже есть несгораемые спецпакеты для зарядки LiPo-аккумуляторов, предназначенные для снижения вреда в случае возгорания. Их рекомендуется использовать, но, тем не менее, не стоит надеяться на них и оставлять аккумуляторы без присмотра.
На многих зарядных устройствах есть возможность контроля температуры (присутствует вход для температурного датчика). Когда температура датчика, закреплённого на аккумуляторе, превышает заданное в настройках значение (рекомендуется установить предел в 45°C), то аккумулятор сразу обесточивается и зарядник начинает сигнализировать об опасной ситуации. При этом, возможно, аккумулятор вздуется и сильно нагреется, но до огня/взрыва скорее всего дело не дойдет.
В следующих случаях рекомендуется незамедлительно утилизировать LiPo-аккумулятор:
Утилизация [ править ]
Перед тем как выкинуть LiPo-аккумулятор, желательно его (варианты):
FAQ [ править ]
Как паять банки аккумулятора [ править ]
Паять контактные пластины элементов LiPo-аккумулятора нужно обычным припоем после обработки одним из флюсов:
Можно ли одну из банок на 5200мА·ч заменить банкой на 5000мА·ч той же токоотдачи [ править ]
Если будет предусмотрен побаночный мониторинг, то можно. А если будет просто отсечка по напряжению, то банка с меньшей ёмкостью (5000мА·ч) будет садится раньше всех и она уйдёт в глубокий разряд, что недопустимо.